Научная статья на тему 'Формирование координации мальчиков с нарушениями слуха на занятиях спортивной гимнастикой'

Формирование координации мальчиков с нарушениями слуха на занятиях спортивной гимнастикой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА / НАРУШЕНИЯ СЛУХА / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / SPORTS GYMNASTICS / HEARING IMPAIRMENT / COORDINATION ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков Иван Владиславович, Квашнина Елена Владимировна

В статье рассматривается проблема проведения занятий спортивной гимнастикой с детьми с нарушениями слуха. Автором показана методика занятий спортивной гимнастикой с мальчиками с нарушениями слуха. Представлены результаты проведенного педагогического эксперимента по использованию средств спортивной гимнастики в физическом воспитании детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Представлены упражнения спортивной гимнастики, которые были применены в процессе исследования. На основе педагогического эксперимента автором статьи делается вывод об эффективности формирования координационных способностей мальчиков с нарушениями слуха на занятиях по спортивной гимнастике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новиков Иван Владиславович, Квашнина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF COORDINATION BOYS WITH HEARING IMPAIRMENTS IN THE CLASSROOM SPORTS GYMNASTICS

The article deals with the problem of gymnastics with children with hearing impairment. The author shows the method of gymnastics with boys with hearing impairments. The results of the pedagogical experiment on the use of gymnastics in the physical education of children of primary school age with hearing impairment are presented. The exercises of gymnastics, which were applied in the study process. Based on the pedagogical experiment, the author of the article concludes about the effectiveness of the formation of coordination abilities of boys with hearing impairments in gymnastics classes.

Текст научной работы на тему «Формирование координации мальчиков с нарушениями слуха на занятиях спортивной гимнастикой»

может быть организация творческого сотрудничества преподавателей специальных юридических курсов и дисциплин, при изучении и усвоении которых предусматривается связь с латинским языком («Римское право», «Уголовное право», «Гражданское право» и т. д.). Наконец, возможна скоординированная система действий и требований преподавателей разных юридических дисциплин в направлении стимулирования к использованию латинской лексики в творческих научных работах будущих юристов (в сообщениях, проектах, докладах, курсовых и дипломных работах), формулировках научных работ и статей (например, «Кодекс Юстинианахогрш juris civilis») [4, с. 22-23].

Изучая римское право, будущие юристы оперируют целым рядом понятий (mores, jus, edictum, plebiscitum, lex, mandatum, praescriptio и т. д.), изучают основные направления деятельности римских юристов (agere, cavere, respondere), знакомятся с семейным римским правом, рассматривая при этом два вида брака в древнем Риме (matrimonium cum manu mariti, matrimonium sine manu). В контексте дисциплины «Римское право» студенты учатся определять виды договоров и контрактов: вербальные контракты (verbum — слово), литеральные контракты (littera — буква), реальные контракты (res — вещь), консенсуальные контракты (consensus — договоренность). Путем трактовки дается юридическая лексика, обозначающая понятия как римского, так и современного права, например названия государственно-административных документов (actus — акт, правовой государственный документ, conventio — конвенция, договор, соглашение, constitutio — конституция, свод законов), а также названия государственных лиц римской империи (administrator — правитель, наместник, praetor — претор, executor — исполнитель судебного решения, экзекутор и т. д.) [1, с. 10-11].

Переход к работе с латинскими юридическими текстами способствует формированию у студентов юридической логики и развитию их правового мышления. Упражнения и юридические тексты даже малых объемов позволяют освоить все пять склонений существительных, времена системы инфекта действительного и страдательного залогов, числительные и основные виды местоимений латинского языка. К сожалению, небольшое количество часов, отведенное на изучение латыни, не позволяет читать в достаточном объеме архаические тексты источников римского права (фрагменты законов двенадцати таблиц, отрывки из «De agricultura» Катона, содержащие архаические формы и т. д.). Небольшой объем учебных часов недостаточен и для знакомства с авторскими текстами более поздних римских юристов, такими как «Институции» Гая, являющиеся важнейшим источником юридической латыни доюстиниановского образца, комментарии к сочинениям по Jus civile Помпония, Павла, Ульпиана и т. д.). По этой причине приходится переводить со студентами лишь отдельные адаптированные предложения из источников по римскому праву с учетом их соответствия пройденному грамматическому материалу.

Следует отметить, что занятия латинским языком способствуют также общекультурному развитию будущих юристов через усвоение элементов античной культуры [2, с. 9-24].

Так, например, при переводе и комментировании предложений, посвященных правовому и имущественному положению женщин в Древнем Риме, дается краткий комментарий о древнеримской религии, обычаях и традициях, приводятся сведения из мифологии, кратко рассматривается культ богини Весты, а также правовое положение жриц ее храма — весталок. Комплекс этих сведений расширяет кругозор студентов при изучении аналогичной темы в рамках римского права и помогает ее усвоению.

Выводы. Таким образом, методика преподавания латинского языка в юридическом вузе становится наиболее эффективной при наличии у студентов мотивации к изучению предмета. Эта методика оптимально реализуется при наличии межпредметных связей в преподавании. Успеху способствует также культурная составляющая, выражающаяся в ознакомлении студентов с некоторыми сведениями из мифологии и истории Рима.

Литература:

1. Иоффе О. С., Мусин В. А. Основы римского права. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 420 С.

2. Кацман Н.Л. Методика преподавания латинского языка. Гуманитарный издательский центр Владос, изд. 2, М., 2015, 240 С.

3. Первов П.Д. Очерки по методике преподавания латинского языка сравнительно с русским. Типография русского товарищества. М., 2013, 583 С.

4. Розенталь И. С., Соколов В. С. Латинский язык: учебник для вузов. — М.: Норма, 2004. — 320 С.

Педагогика

УДК 376.33

аспирант кафедры теории и методики гимнастики и водных видов спорта Новиков Иван Владиславович

Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории

и методики гимнастики и водных видов спорта Квашнина Елена Владимировна

Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)

ФОРМИРОВАНИЕ КООРДИНАЦИИ МАЛЬЧИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА ЗАНЯТИЯХ

СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Аннотация. В статье рассматривается проблема проведения занятий спортивной гимнастикой с детьми с нарушениями слуха. Автором показана методика занятий спортивной гимнастикой с мальчиками с нарушениями слуха. Представлены результаты проведенного педагогического эксперимента по использованию средств спортивной гимнастики в физическом воспитании детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Представлены упражнения спортивной гимнастики, которые были применены в процессе исследования. На основе педагогического эксперимента автором статьи делается вывод об эффективности формирования координационных способностей мальчиков с нарушениями слуха на занятиях по спортивной гимнастике.

Ключевые слова: спортивная гимнастика, нарушения слуха, координационные способности. Annotation. The article deals with the problem of gymnastics with children with hearing impairment. The author shows the method of gymnastics with boys with hearing impairments. The results of the pedagogical experiment on

the use of gymnastics in the physical education of children of primary school age with hearing impairment are presented. The exercises of gymnastics, which were applied in the study process. Based on the pedagogical experiment, the author of the article concludes about the effectiveness of the formation of coordination abilities of boys with hearing impairments in gymnastics classes.

Keywords: sports gymnastics, hearing impairment, coordination abilities.

Введение. В настоящее время 1,7 миллионов детей, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. За последние два-три года число детей-инвалидов по слуху в России возросло на 20%. На каждые 1000 родов в стране приходится 1 случай врожденной тугоухости или глухоты, 70%-85% из них являются генетически обусловленными. Более 80% случаев понижения слуха возникает на первом году жизни [1].

Изложение основного материала статьи. В настоящее время в России насчитывается более пяти процентов от всего количества населения глухих и слабослышащих детей. Специалистами здравоохранения установлено, что около половины детей с нарушением слуха имеют сложную структуру дефекта, сочетающих в себе пороки дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем [1].

По данным Российского детского фонда в России проживает около 200 000 глухих и слабослышащих детей. По данным Министерства здравоохранения Челябинской области ежегодно оториноларингологи выявляют 900 детей с диагнозм глухота, 700 детей - с тугоухостью 4 степени.

Слух теснейшим образом связан с движением. Слуховые сигналы, как и зрительные, участвуют в регуляции движений. Выключение слуха из системы анализаторов означает не просто изолированное «выпадение» одной сенсорной системы, а нарушение всего хода развития детей данной категории. Между нарушением слуха, речевой функции и двигательной системой существует тесная функциональная взаимозависимость. Особенно ярко эта совокупность причин проявляется на координационных способностях, так как они реализуются на дефектной основе сенсорных систем, участвующих в управлении движениями.

Одним из путей коррекции психофизического развития детей с нарушениями слуха является двигательная активность, стимулирующая развитие всех систем и функций организма, коррекцию, компенсацию и профилактику двигательных и психических нарушений.

Большие возможности в вопросе физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха могут представить упражнения спортивной гимнастики. В основе спортивной подготовки гимнастов лежит направленность на совершенствование технического мастерства, обогащение двигательного опыта, а также повышение стабильности и надежности выполнения упражнений и элементов [2, c. 24]. Спортивная гимнастика отличается от всех других видов спорта разнообразием содержания и бесчисленным количеством гимнастических упражнений.

Занятия по спортивной гимнастике обычно предусматривают выполнение упражнений махового и силового характера на снарядах, а также опорных прыжков и акробатических элементов. При этом нужно иметь в виду, что дети, как правило, выполняют упражнения на адаптированных под их двигательные возможности снаряды. Например, у мальчиков вместо высокой перекладины может быть низкая или средняя, вместо высоких брусьев - низкие, упражнения на коне могут быть исключены из программы тренировок.

Выдвигая гипотезу о возможности использования упражнений спортивной гимнастики как средства адаптивной физической культуры с мальчиками 7-9 лет с нарушениями слуха, мы опирались на специфику данного вида спорта:

- большой выбор упражнений с различными двигательными режимами;

- широкие возможности в дозировании физической нагрузки;

- развитие всех двигательных качеств с преимущественным развитием координационных способностей;

- возможности индивидуальной, групповой и фронтальной работы с занимающимися.

Спортивная гимнастика представляет собой сложнокоординационный вид спорта. Упражнения

спортивной гимнастики отличаются большим разнообразием, их выполнение требует от занимающегося развития гибкости, силы и высокого уровня координационных способностей. Занятия спортивной гимнастикой имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами спорта. Преимущество заключается в том, что гимнастические упражнения благодаря своей вариативности, просто дозировать - повышать или понижать их сложность.

Целенаправленное формирование координации движений способствует развитию функции вестибулярного аппарата. Данное обстоятельство создаёт основу для предположения о том, что занимаясь спортивной гимнастикой можно снизить негативное влияние нарушения слуха. Занятия спортивной гимнастикой способствуют гармоничному развитию двигательных способностей детей и являются эффективным средством формирования координационных способностей [5, c. 113].

Вышесказанное свидетельствует о потенциальной пользе занятий спортивной гимнастикой с мальчиками с нарушениями слуха. Несмотря на наличие физкультурно-оздоровительных и методических возможностей занятий спортивной гимнастикой, проблема проведения занятий спортивной гимнастикой с детьми с нарушениями слуха, изучена не достаточно подробно. Нам не удалось обнаружить исследований по применению спортивной гимнастики как средства формирования координационных способностей мальчиков с нарушениями слуха. Тем не менее, формирование координационных способностей детей с нарушениями слуха является одной из актуальных проблем физического воспитания. Об этом свидетельствуют исследования учёных [3; 4], в которых говорится об особенностях физического развития детей с нарушениями слуха и важности развития координации движений.

Организация исследования. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе нами была разработана методика занятий спортивной гимнастикой с мальчиками с нарушениями слуха. На втором этапе проведён педагогический эксперимент по выявлению эффективности разработанной методики. Педагогический эксперимент приводился на базе специальных (коррекционных) школ-интернатов первого и второго вида г. Челябинска в течение шести месяцев. В эксперименте участвовали глухие мальчики в количестве 28 человек и слабослышащие мальчики в количестве 36 человек в возрасте 7-9 лет. Были сформированы по две контрольные группы глухих и слабослышащих мальчиков и две экспериментальные группы слабослышащих и глухих мальчиков. Проведено тестирование показателей координационных способностей испытуемых до и после педагогического эксперимента. Занятия по спортивной гимнастике

проводились только в экспериментальных группах. В контрольных группах проводились занятия по адаптивной физической культуре.

Методика. Для разработки методики занятий спортивной гимнастикой с мальчиками с нарушениями слуха мы адаптировали стандартную методику для работы со слышащими детьми к физическим возможностям и особенностям сенсорного восприятия детей с нарушениями слуха. В частности мы использовали более простые упражнения, разделяли сложные упражнения на более простые части, и использовали в большей степени метод наглядности, а также для облегчения понимания требований тренера использовали некоторые жесты руками.

Разработанная методика занятий спортивной гимнастикой предполагает преобладание наглядного метода обучения, использование различных технических средств (гимнастических подставок, облегчённых гимнастических снарядов, гимнастических матов, измерительных линеек), особенности словесного метода (темп речи тренера, четкая артикуляция, выразительные движения, жестовая речь). Данные методические особенности использовались на всех занятиях по спортивной гимнастике с мальчиками с нарушениями слуха.

В связи с тем, что разработанная нами методика должна подходить для мальчиков с разными нарушениями слуха, мы использовали дифференцированный подход к организации и проведению тренировочного процесса. На занятиях осуществлялся дифференцированный подбор применяемых средств и методов развития координационных способностей (в том числе по структурной сложности упражнений, по параметрам физической нагрузки, количеству повторений, времени необходимого для усвоения упражнений), с учетом разного уровня сохранности психомоторных функций и физической подготовленности мальчиков с нарушениями слуха.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное тестирование координационных способностей детей до проведения педагогического эксперимента не выявило достоверных различий между контрольной и экспериментальной группой слабослышащих мальчиков. Также проведенное тестирование координационных способностей детей до проведения педагогического эксперимента не выявило достоверных различий между контрольной и экспериментальной группой глухих мальчиков.

После применения разработанной методики результаты тестирования координационных способностей в экспериментальных группах стали достоверно отличаться от результатов контрольных групп.

По показателю «Способность к сохранению равновесия, поза аист» до эксперимента в контрольной и экспериментальной группе слабослышащих мальчиков не было достоверных отличий - 3,4 и 3,5 с. соответственно (р>0,05), а после педагогического эксперимента результаты между группами стали достоверно различными - 3,5 и 4,5 с. соответственно (р<0,05).

По показателю «Способность к ориентации в пространстве, бросок мяча в цель» до эксперимента в контрольной и экспериментальной группе слабослышащих мальчиков не было достоверных отличий - 1,8 и 1,9 попаданий в цель соответственно (р>0,05), а после педагогического эксперимента результаты между группами стали достоверно различными - 2,0 и 5,3 попадания соответственно (р<0,05).

По показателю «Способность к сохранению динамического равновесия, тест ходьба по гимнастической скамейке» до эксперимента в контрольной и экспериментальной группе слабослышащих мальчиков не было достоверных отличий, результаты были равны - 3,1 и 3,1 с. соответственно (р>0,05), а после педагогического эксперимента результаты между группами стали достоверно различными - 3,0 и 2,4 с. соответственно (р<0,05).

Аналогичные по динамики результаты тестирования в процессе исследования показали группы неслышащих мальчиков. По показателю «Способность к сохранению равновесия, поза аист» до эксперимента в контрольной и экспериментальной группе неслышащих мальчиков не было достоверных отличий - 2,3 и 2,2 с. соответственно (р>0,05), а после педагогического эксперимента результаты между группами стали достоверно различными - 2,5 и 3,5 с. соответственно (р<0,05).

По показателю «Способность к ориентации в пространстве, бросок мяча в цель» до эксперимента в контрольной и экспериментальной группе неслышащих мальчиков не было достоверных отличий - 1,0 и 1,1 попаданий соответственно (р>0,05), а после педагогического эксперимента результаты между группами стали достоверно различными - 1,2 и 2,0 попадания соответственно (р<0,05).

По показателю «Способность к сохранению динамического равновесия, тест ходьба по гимнастической скамейке» до эксперимента в контрольной и экспериментальной группе неслышащих мальчиков не было достоверных отличий - 5,1 и 5,0 с. соответственно (р>0,05), а после педагогического эксперимента результаты между группами стали достоверно различными - 4,5 и 3,5 с. соответственно (р<0,05).

Выводы. Мы разработали методику занятий спортивной гимнастикой с мальчиками с нарушениями слуха и провели педагогический эксперимент по ее использованию на практике. Результаты проведения педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что проведение тренировочных занятий по спортивной гимнастике способствуют более эффективному формированию координационных способностей мальчиков с нарушениями слуха по сравнению с занятиями адаптивной физической культурой.

Таким образом, можно говорить о том, что занятия спортивной гимнастикой можно успешно применять в физкультурно-оздоровительной работе с мальчиками с нарушениями слуха. Дальнейшие пути исследования нам видятся в повышении эффективности разработанной методики, путём ее большей адаптации к двигательным особенностям детей с нарушениями слуха.

Литература:

1. Андрейкин, А. А. Роль совместного коллектива для слышащих подростков и подростков с нарушениями слуха // Новые пути решения проблем детской инвалидности средствами культуры и искусства. - М., 2001. - С. 196-212.

2. Ботова Л. Н., Муллахметова А. Р. Совершенствование кинестезии у юных гимнастов // Ученые записки университета Лесгафта. - 2017. - №10 (152). - С. 24-28.

3. Губарева Н.В. Дифференцированный подход в процессе коррекции и развития координационных способностей у школьников с различной степенью нарушения слуха: дис. ...канд. пед. наук. - Омск, 2009 - 235 с.

4. Демченко Е.В. Особенности психофизического развития и уровня физической подготовленности детей с нарушением слуха и перспективы их коррекции средствами реабилитационной верховой езды // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. №3 (103). С. 161-165.

5. Новиков И. В., Новиков В. В. Особенности физического развития детей с нарушениями слуха и пути его коррекции средствами спортивной гимнастики // ПНиО. 2018. - №2 (32). - С. 113-116.

Педагогика

УДК 372. 881. 111.1

кандидат педагогических наук, доцент Нурутдинова Аида Рустамовна

УВО "Университет Управления «ТИСБИ»" (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Дмитриева Елена Викторовна Казанский государственный энергетический университет (г. Казань); магистр в области педагогики, доцент кафедры английский язык для специальных целей Ириан Васало Баэз Аграрный Университет Гаваны (Гавана, Куба)

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ: СОСТАВ И КРИТЕРИИ (НА ПРИМЕРЕ: ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА)

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формированию исследовательской компетентности и ее место в общей структуре профессиональной компетентности. Авторы подчеркивают важность развития исследовательской компетенции, прежде всего для будущих преподавателей иностранного языка. Целью данной статьи является изучение методологических вопросов, связанных с процессом формирования исследовательской компетентности. В связи с этим представлено и проанализировано определение «формирования исследовательской компетенции преподавателей иностранных языков». Авторы указали на важность использования как междисциплинарного подхода, так и необходимость внедрения профессионально-ориентированного контента. Авторы дают описательный анализ возможности реализации модели формирования исследовательской компетенции. Данное исследование будет иметь большое значение для преподавателей вузов, занимающихся подготовкой бакалавров и магистров, то есть будущих преподавателей иностранных языка.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, исследовательская компетентность, компетенция, профессиональный рост, исследовательская деятельность, научная и исследовательская деятельность, научная и исследовательская компетенция, профессионально-ориентированные задания, междисциплинарные связи, иноязычная компетенция.

Annotation. The article is devoted to the currently relevant problem of research competence development and its place in the overall structure of professional competence. The authors emphasise the importance of the research competence development, primarily for the future ESL teachers. To confirm the need to incorporate research competence into professional competence FSES HE (Federal State Educational Standard of Higher Education) analysis is presented. The purpose of the research article is to study the methodological issues related to the process of research competence development. In this regard, the definition of the ESL teacher research competence development is presented and analysed. The authors specified the importance of using both the interdisciplinary communication and the introduction of professionally-oriented content. Therefore, the authors provide a descriptive analysis of the possibility of implementing the model for research competence development. The presented research would be of great importance for the university teachers involved in the preparation of bachelors and masters, i.e. future teachers of a foreign language.

Keywords: professional competence, research competence, competence, professional growth, research activities, scientific and research activities, scientific and research competence, professionally oriented tasks, interdisciplinary communication, foreign language competence.

Introduction. Changes in the socio-economic conditions place high demands on the quality of professional training. The orientations have changed, and the "free, developed person who can live and create in a constantly changing world" [6] is recognised as the most valuable. Following the new social economic needs, it became necessary to search for new ways to develop the creative personality. The concept of higher pedagogical (teacher-training) education defines as the ultimate goal the educator preparation who owns of creative activity and the methodology of scientific knowledge, can update their knowledge independently, broaden their horizons and improve their methodological skills. Thus, the vocational education system should be focused on the preparation of the educator-researcher.

However, the new education paradigm proclaims the knowledge-centric rejection and the transition to the competency-based model. Changes were taking place, and it is necessary to advance the issue for providing the most complete, personal, and socially integrated results [8]. The concept of "competence" instead of the long-term paradigm "ЗУН (ZUN)" (i.e. knowledge, ability, skills) came out as the general definition of education in the motivational-value, cognitive components.

Research competence is the essential component. Despite the problem of organising the research activities, there are some unresolved issues related to the definition of the research competence in general, i.e. composition, the criteria and levels of the research competence formation, as well as, the complex of educational tools to increase motivation for research activities.

In the pedagogical process we can distinguish the following contradictions:

1. between the traditional approach and the initiative, the substantive and social sense;

2. between the objective need for the research competence formation and the lack of the of research competence structure among the foreign language teachers.

The research aspect consists in substantiating the process of research competence, i.e. both theoretically and practically to develop and implement the functional model for research competence in ESL-teachers. The research competence of ESL-teachers would be sufficient if:

- research competence as one of the specific goals, which needs special substantive and procedural support;

- a structural-functional model applies systematically imitative and non-imitative methods of sign-context learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.