Научная статья на тему 'О математической составляющей профессиональной подготовки учителя начальной школы'

О математической составляющей профессиональной подготовки учителя начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / BACHELOR OF PEDAGOGICAL EDUCATION / INTEGRATION APPROACH / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жмурова И. Ю., Поляков Н. А.

В статье рассматривается система математической подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Начальное образование» в Южном федеральном университете

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жмурова И. Ю., Поляков Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О математической составляющей профессиональной подготовки учителя начальной школы»

Жмурова И.Ю.1, Поляков Н.А.2 ©

'К.пед.н., доцент кафедры математики, алгебры и математического анализа;

2к.ф.-м.н., зав. кафедрой математики, алгебры и математического анализа,

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

О МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

В статье рассматривается система математической подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Начальное образование» в Южном федеральном университете

Ключевые слова: бакалавр педагогического образования, интеграционный подход,

профессионально-педагогическая направленность.

Keywords: bachelor of pedagogical education, integration approach, professional and pedagogical orientation.

Развитие мирового сообщества в последние десятилетия все более явно ставит в центр системы образования и воспитания приоритет человеческой личности. Реалии современной действительности требуют смены парадигм во всех сферах жизни на основе обращения к общечеловеческим ценностям и национальным гуманистическим традициям. Одним из фундаментальных принципов, лежащих в основе государственной политики в области образования, является приоритет общечеловеческих ценностей, гуманистический характер образования, безусловная ценность жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В качестве основной парадигмы в образовании утверждается гуманистическая; активно разрабатывается концепция гуманитарного образования в рамках непрерывного.

Однако на практике в современной начальной школе все еще отмечается явное преобладание знаниевой парадигмы. Формирование знаний, умений и навыков преобладает над эмоциональным развитием личности ребенка. Основными задачами начальной школы на современном этапе являются формирование духовной сферы личности ребенка, воспитание ее этических и эстетических свойств.

На наш взгляд, именно интегративный подход позволяет в определенной мере решить проблему обучения и воспитания учащихся начальной школы [2].

В реальном мире все системно и взаимосвязано, поэтому и знания, описывающие многообразие форм этого мира, должны быть системными. Современное образование представляет собой отражение двуединого процесса интеграции и дифференциации наук. Отражением процесса дифференциации является многопредметность. Интеграция же проявляется в осуществлении различных межпредметных и внутрипредметных связей. Сам учитель начальных классов является олицетворением интеграционных связей, а поэтому их реализация должна быть максимально осуществлена в его математической подготовке. В начальной школе при обучении математике функционируют два вида связей - интро- и интердисциплинарные. Связи первого вида функционируют постоянно, обеспечивая процессы непрерывности и преемственности. Связи второго вида, как правило, реализуются недостаточно, хотя именно они способствуют формированию целостных представлений о мире, картины мира как единого процесса. Таким образом, интеграция сегодня является определяющей тенденцией познавательного процесса [1].

Осуществление интеграционных связей математики в профессиональной подготовке учителя начальных классов устраняет противоречие между такими современными требованиями к подготовке учителя, как требование ее фундаментализации, с одной стороны, и гуманитаризации, с другой. Математика, будучи компонентом математического модуля

© Жмурова И.Ю., Поляков Н.А., 2013 г.

специальной подготовки будущего учителя, фундаментализирует эту подготовку в силу того, что ее предметом являются фундаментальные математические идеи и теории. В то же время реализация интеграционных связей математики гуманитаризирует его профессиональную подготовку, и, следовательно, в определенной мере способна разрешить это противоречие.

Кроме того, реализация интеграционных связей математики в педагогическом образовании обеспечивает непрерывное и целенаправленное формирование у студентов основ профессионализма педагогической деятельности.

Но, в свою очередь, и разделы математики, изучаемые будущими учителями начальных классов, оказывают существенное влияние на дисциплины психолого-педагогического цикла, особенно на методику обучения математике. Более того, реализация интеграционных связей между математикой и методикой обеспечивает мощную пропедевтическую базу для изучения последней, ведь, как правило, в большинстве учебных планов дисциплины методического цикла изучаются существенно позже, чем специальные. В частности, курс математики, будучи теоретической основой математики начальной школы, является элементом и методической подготовки будущего учителя. Вариативность введения различных понятий математики способствует формированию и развитию у студента абстрактного мышления, умения свободно ориентироваться в различных подходах к изучению материала, в том числе, адаптировать его к школьным условиям, подготавливает к работе в условиях вариативного развивающего образования.

Студенты должны овладеть не только основными теоретическими сведениями и практическими навыками, но и умело применять их в будущей профессиональной деятельности. Создание проблемной ситуации обеспечивает мотивацию постановки и необходимости решения задачи. Кроме того, планомерное и целенаправленное осуществление мотивационного обеспечения приучает студентов к постоянному методическому переосмыслению изучаемого материала. При изучении математики происходит органичное объединение научно-математической и методической линий.

Рассмотрение большого количества задач в курсе математики позволяют студенту составить свой собственный банк задач, которые могут в дальнейшем использоваться им в его профессиональной деятельности. Для этого мы рассматриваем большое число таких задач математики, которые при желании учитель сможет использовать в элективном или факультативном курсах. Это и задачи, фигурирующие в художественных произведениях (А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, Л. Кэрролла, Н.Н. Носова и других), и задачи в стихотворной форме, решаемые методами дискретной математики, и теоретико-числовые задачи, и разнообразные логические задачи и мн. др.

Одним из важных средств подготовки будущего учителя начальной школы является система интеграционных задач, под которыми мы понимаем задачи, требующие подключения знаний из различных дисциплин, или задачи, составленные на материале одного предмета, но используемые с определенной познавательной целью в обучении другому. Это математические задачи культурно-исторического, естественно научного, художественно-эстетического содержания, логические и занимательные задачи. Эти задачи могут быть использованы как непосредственно на уроке, так и в кружковой работе, проведении внеклассных мероприятий и др. Обеспечивая максимальный учет психофизиологических особенностей учащихся начальной школы, целесообразно при этом использовать различные игровые технологии. Ценность применения данных технологий состоит не только в возможности успешного развития необходимых качеств личности ребенка, но и в стимулировании познавательной активности детей, улучшении эмоционального фона, а также в доступности для учителя организации контроля.

Кроме того, говоря об интеграционных связях в математической подготовке учителя начальной школы, необходимо особо коснуться интердисциплинарных связей с информатикой. Существенной особенностью современного этапа общественного развития является создание глобальной информационной среды, включающей в себя мировые электронные средства хранения, передачи, обработки и усвоения информации. Это определяет развитие новых технологий во всех областях человеческой деятельности. Но процессы информатизации и

компьютеризации неизбежно влияют как на формы познания, так и на технологии обучения [3]. Поэтому при обучении математике будущего учителя начальной школы необходимо использовать как традиционные учебно-методические ресурсы, так и электронные.

Под электронными ресурсами мы понимаем учебно-методические материалы на электронных носителях или их сетевые версии, которые содержат систему обязательных для усвоения студентами базовых знаний по дисциплине [4].

Использование таких ресурсов в подготовке бакалавров педагогического образования по профилю «Начальное образование» позволяет студентам осваивать материал в индивидуальном темпе, реализовывать дистанционное обучение, создавать свою индивидуальную

образовательную траекторию.

Таким образом, актуализируется поиск новых форм и методов повышения эффективности обучения математике в начальной школе.

Литература

1. Жмурова И.Ю. Роль теории чисел в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования по профилю «Математика» // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. 2011. Т. 18, № 2

2. Жмурова И.Ю., Поляков Н.А. О математической подготовке учителей начальных классов // Наука и образование: Известия Южного отделения РАО и Ростовского государственного педагогического университета. 2003. № 2

3. Жмурова И.Ю., Поляков Н.А. Электронные учебно-методические ресурсы в профессиональной подготовке педагога-математика // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. 2013. Т. 17, № 1.

4. Лавина Т.А. Развитие компетентности учителя в области информационно-коммуникационных технологий в условиях непрерывного педагогического образования // Информатика и образование. 2012. № 1. С. 72-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.