Научная статья на тему 'Об организации научно-исследовательской деятельности бакалавров педагогического образования'

Об организации научно-исследовательской деятельности бакалавров педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / BACHELOR OF PEDAGOGICAL EDUCATION / RESEARCH ACTIVITY / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жмурова И. Ю.

В статье рассматривается система организации научно-исследовательской деятельности бакалавров педагогического образования по профилю «Математика» в Южном федеральном университете

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об организации научно-исследовательской деятельности бакалавров педагогического образования»

Жмурова И.Ю. ©

Доцент, кандидат педагогических наук, кафедра математики, алгебры и математического

анализа, Южный федеральный университет

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается система организации научно-исследовательской деятельности бакалавров педагогического образования по профилю «Математика» в Южном федеральном университете

Ключевые слова: бакалавр педагогического образования, исследовательская деятельность, профессионально-педагогическая направленность.

Keywords: bachelor of pedagogical education, research activity, professional and pedagogical orientation.

Развитие современной мирохозяйственной архитектуры, находящейся под постоянным трансформационным влиянием глобализационных процессов, объективно актуализирует проблематику воспитания новой личности, способной не просто приспосабливаться к сложившимся условиям, но занимать активную позицию в процессе всей жизнедеятельности [1, 35].

Воспитание и совершенствование современной личности требует использования мультиструктурного метода, в основе которого лежит совокупность традиционных и новаторских подходов, существующих в системе профессиональной подготовки. Одновременно с традиционным ретранслируемым подходом, формирующим основу теоретико-практических знаний индивидуума, широко применяется мотивационноаналитический метод, позволяющий принимать адекватные решение при освоении необходимого материала и определении мотивационной модели поведения.

Современная экономика предполагает непрерывное повышение уровня теоретического знания и практических навыков, соответствующих постоянно совершенствующимся технологиям. Поскольку современные технологии представляют собой совокупность знаний из целого ряда областей теоретико-прикладной науки, становится невозможным использование одноступенчатого репродуктивно-накопительного подхода при подготовке будущих специалистов. Следовательно, задачи современного образования трансформируются в область личностно-мотивационной деятельности, и предполагают формирование системы навыков по постоянному совершенствованию полученных базовых знаний. Эти требования необходимо актуализируют изменения в системе профессиональной подготовки педагогов. Обществу необходим учитель, способный принимать решения и готовый отвечать за их последствия, расположенный к творческому поиску, социально-активная личность [3, 7].

На развитие профессиональной компетентности будущего учителя математики оказывает влияние ряд факторов, среди которых существенную роль играет участие студента в научно-исследовательской деятельности [2,79]. Именно в вузе, как правило, студенты начинают заниматься научной работой, поэтому организация научно-исследовательской деятельности будущих бакалавров педагогического образования способствует мотивации учебной деятельности студентов.

Речь идет о формировании у студентов необходимых предпосылок для углубления полученных знаний посредством перспективной адаптации к требованиям современного образовательного процесса. В связи с этим особую актуальность приобретают:

© Жмурова И.Ю., 2013 г.

- умение находить и перерабатывать необходимую информацию на предмет ее максимального соответствия поставленным целям;

- способность структурировать имеющиеся знания и навыки соответственно их востребованности и возможности перспективной модернизации или полной замены;

- возможность оперативно принимать оптимальное решение на основании имеющихся общих знаний и представлений с учетом перспективных изменений в практической оценки полученных результатов;

- умение на основании полученных данных и анализа представленных точек зрения формировать собственное видение проблемы с учетом ее специфики и динамики перспективного развития;

- умение преобразовывать научный материал во фрагмент учебной дисциплины;

- обеспечение опыта педагогико-математической деятельности.

Необходимость исследовательской деятельности развивает интерес к закономерностям, учит видеть красоту и гармонию человеческой мысли. Все это является важнейшим элементом общей культуры. Любой творческий процесс начинается с формулировки гипотезы. Математика при соответствующей организации обучения, будучи хорошей школой построения и проверки гипотез, учит сравнивать различные гипотезы, находить оптимальный вариант, ставить новые задачи, искать пути их решения. Помимо всего прочего, она вырабатывает еще и привычку к методичной работе, без которой не мыслим ни один творческий процесс. Максимально раскрывая возможности человеческого мышления, математика является его высшим достижением. Она помогает человеку в осознании самого себя и формировании своего характера.

Основными формами научно-исследовательской работы студентов являются работа в научно-образовательных кружках, студенческих научных обществах, участие в научных конференциях и конкурсах, выполнение курсовых работ, подготовка и защита выпускной квалификационной работы.

Рассмотрим организацию системы научно-исследовательской работы студентов по алгебраическим дисциплинам в бакалавриате факультета естественнонаучного и математического образования Южного федерального университета. На наш взгляд, система научно-исследовательской работы студентов должна охватывать весь период обучения в университете, поэтому она условно может быть разделена на определенные уровни или этапы. Опишем каждый из них.

1-й этап - подготовительный. На этом этапе бакалавры педагогического образования участвуют в работе научно-образовательных кружков по алгебре, теории чисел, дискретной математике и другим алгебраическим дисциплинам. Студенты решают учебнопознавательные задачи, которые позволяют глубже понять сущность наиболее важных теоретических вопросов, знакомятся с научной литературой, обретают первые навыки научной деятельности. Обучение искусству решения задачи доставляет благоприятную возможность для формирования у обучающихся определенного стиля мышления, реализации интеграционных связей математики[4, 7]. Большое количество задач, разнообразных по содержанию и методам решения, рассматривается, например, в рамках научнообразовательного кружка «Дискретная математика в приложениях и задачах». Работая в научно-образовательном кружке «Нестандартные алгебраические задачи» студенты не только получают дополнительные знания по алгебре и теории чисел, но и учатся применять теоретические сведения при решении практических задач. Разбор алгебраических задач области С единого государственного экзамена по математике, олимпиадных задач по алгебре и теории чисел дают бакалаврам первый опыт собственной научной деятельности.

Обычно к подготовительному уровню можно отнести студентов младших курсов. Итогом такой работы может быть выступление студента с сообщением на студенческой научно-практической конференции.

2-й этап - репродуктивно-поисковый. Студенты работают над выполнением курсовой работы по алгебре. Курсовая работа - одна из форм обучения, обеспечивающая закрепление

и углубление теоретических знаний, умению применять теорию к практике и приобретению навыков исследовательской деятельности у всех без исключения студентов факультета. Так, в частности, работая над темами «Числа Фибоначчи и их свойства», «Эйлеровы графы и их приложения» и т.п., студент не только возвращается к уже изученным разделам дискретной математики, но и может взглянуть на эти разделы с другой стороны, увидеть прикладной характер рассматриваемой темы. Кроме того, подобные вопросы могут быть адаптированы для изложения в профильной школе и, следовательно, стать основой соответствующего школьного элективного или факультативного курса, что обеспечит профессиональнопедагогическую направленность его работы [5, 689].

Курсовая работа может содержать систему задач или базу тестовых заданий по определенным разделам алгебраических дисциплин. Например, формируя базу тестовых заданий по теме «Системы линейных алгебраических уравнений» студент должен продемонстрировать как глубокие знания теоретических вопросов, так и умение применять их к решению практических задач. Кроме того, работа над подобной темой дает возможность ознакомления с различными видами тестовых заданий, получить сведения о программах компьютерного тестирования и, значит, обрести опыт педагогико-математической деятельности.

3-й этап - творческий. Его итогом является подготовка и защита выпускной квалификационной работы. Как правило, выбирая тему выпускной квалификационной работы, студент стремится использовать уже накопленный опыт исследовательской деятельности. Часто выпускная квалификационная работа носит «сквозной» характер, включает в себя фрагменты курсовой работы, выполненной студентом ранее, научные сообщения, подготовленные им при работе над темой, обзор научной литературы и др.

Как правило, студент, систематически занимающийся исследовательской деятельностью, принимает решение о своем дальнейшем обучении в магистратуре, выстраивая свою индивидуальную образовательную траекторию. Исследовательская работа дает возможность для развития своего интеллекта, формирования опыта самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Таким образом, научно-исследовательская деятельность студентов позволяет решить целый ряд практических, социально-значимых задач и, следовательно, является одной из фундаментальных составляющих профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования.

Подобные аспекты способствуют не только формированию всесторонне развитой личности, способной решать проблемы модернизация и развития национального государства, но и формируют на индивидуальном уровне совокупность необходимых навыков и способность их развития, которые могут быть рассмотрены как перспективные конкурентные преимущества самого субъекта.

В условиях, когда второе высшее образование становится достаточно обычным явлением, а работодатель выбирает из представленных резюме тех, кто им обладает, такой подход может иметь негативные последствия. При сохранении обозначенных тенденций речь может идти в перспективе о получении третьего высшего образования и т.д. Учитывая, что позволить себе подобный экстенсивный образовательный процесс может не каждый, в силу целого ряда обстоятельств, концентрация на формировании навыков научноисследовательской деятельности представляется реальной альтернативой решения проблем подготовки современного учителя.

Отличительной особенностью отечественного педагогико-математического образования является не только способность к собственному восприятию, адаптации и использованию полученных знаний, но и способность критически воспринимать любую полученную информацию и стремление адаптировать ее с учетом изменения не только конъюнктуры, но и общей ситуации. Утрата этого потенциала будет означать уже не только утрату национальной образовательной специфики, но и развитие угрозы для экономической безопасности государства.

Литература

1. Бревдо, Т.В., Волков, Г.Ю., Миронова О.А. Глобализация мировой экономики. - Ростов н/Д: Феникс, 2008

2. Есина, В.И. Развитие социальной активности студенческой молодёжи через проектную деятельность. - Гродно: ГрГУ, 2011

3. Вечтомов, Е.М. Философия математики: Монография - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004.

4. Жмурова, И.Ю. Интеграционные связи математики в профессиональной подготовке педагога//Materialy VII mezin rodn v decko-prakt ck konference. -V deck pokrok na p elomu tysyachalety. -2011, D l. 14. - Praha, Education and Science Publ. 2011.

5. Жмурова, И.Ю., Коршунова, Л.А. Элективный курс «Эйлеровы графы» как средство реализации интеграционных связей математики// Молодой ученый. 2013. № 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.