Научная статья на тему 'Интеграционный подход к теоретико-числовой подготовке бакалавра педагогико-математического образования'

Интеграционный подход к теоретико-числовой подготовке бакалавра педагогико-математического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ / PEDAGOGICAL AND MATHEMATICAL EDUCATION / INTEGRATION IN EDUCATION / INTEGRATION TIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жмурова И. Ю.

В статье освещаются вопросы методики обучения теории чисел и числовым системам в педагогическом вузе. Одним из средств повышения качества обучения, по мнению автора, является технология интеграции, предполагающая реализацию интеграционных связей теории чисел и числовых систем, усиливающая взаимосвязи профессиональной подготовки и общекультурного образования учителя математики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграционный подход к теоретико-числовой подготовке бакалавра педагогико-математического образования»

И.Ю. Жмурова

Доцент, кандидат педагогических наук, кафедра теории и методики математического образования института математики, механики и компьютерных наук им. И.И. Воровича Южный федеральный университет ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТЕОРЕТИКО-ЧИСЛОВОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье освещаются вопросы методики обучения теории чисел и числовым системам в педагогическом вузе. Одним из средств повышения качества обучения, по мнению автора, является технология интеграции, предполагающая реализацию интеграционных связей теории чисел и числовых систем, усиливающая взаимосвязи профессиональной подготовки и общекультурного образования учителя математики

Ключевые слова: педагогико-математическое образование, интеграция в образовании, интеграционные связи.

Key words: pedagogical and mathematical education, integration in education, integration ties.

Национальное образование является одной из составных частей стратегии общего развития национального государства, глобальным фактором развития общества. Смена приоритетов и социальных ценностей, глобальный экономико-политический кризис, научно-технический прогресс -все это требует от образования радикальных изменений, нацеленных на соответствие потребностям общества. Новые требования к образованию, безусловно, требуют и новый тип учителей. В связи с этим необходимы изменения и в системе высшего, в частности, педагогического образования. Современная система профессиональной подготовки учителя ориентирована на широкое междисциплинарное образование, создающее все условия для

развития творческого потенциала студента, поэтому одной из важнейших тенденций современного педагогического образования становится реализация интеграционных связей в обучении.

Основная образовательная программа подготовки бакалавра педагогического образования предусматривает изучение студентами целого ряда циклов различных дисциплин. Но, если связи между дисциплинами внутри каждого цикла достаточно очевидны, то связи между дисциплинами различных циклов прочерчены весьма расплывчато [1. 94]. Поэтому одной из первоочередных задач подготовки бакалавра является задача укрепления связей между циклами.

Одним из способов решения этой проблемы нам видится принцип интердисциплинарности. Его осуществление может происходить как через внутренние возможности специальных дисциплин, так и путем создания новых курсов. Рассмотрим реализацию этого принципа в профессиональной подготовке бакалавра педагогического образования по профилю «Математика»

Математический модуль блока специальной подготовки будущего учителя математики состоит из целого ряда математических дисциплин. Все эти дисциплины читаются разными преподавателями, часто работающими на разных кафедрах. В результате у подавляющего большинства студентов отсутствует единый взгляд на математику, различные курсы воспринимаются в виде множества разрозненных теорий, зачастую никак не связанных между собой, несмотря на междисциплинарный характер современного научного знания. Поэтому многие исследователи считают необходимым введение курсов общематематического характера [3].

Кроме того, Т.С. Полякова отмечает, что одной из первоочередных задач системы университетского образования является задача укрепления связей между блоками дисциплин, а субъектами укрепления этих связей являются, в основном, преподаватели специальных дисциплин [5]. Одним из основных направлений решения этой задач является гуманитаризация

специальных дисциплин, использование их внутренних возможностей в осуществлении интерцикловых и интерблоковых связей, представляя специальную дисциплину в качестве компонента не только специальной, но и цивилизационной культуры, реализуя тем самым один из современных принципов образования - принцип гуманизации.

Одним из инструментов интенсивной формы проявления гуманитаризации теоретико-числовой подготовки будущего учителя математики является технология интеграции, т. е. реализации

интеграционных связей таких дисциплин, как теория чисел, числовые системы, теоретико-числовые курсы по выбору.

Прежде всего, технология интеграции позволяет использовать внутренние возможности теоретико-числовых дисциплин в укреплении интерблоковых и интерцикловых связей [6. 72], разрешая традиционно существующее противоречие между общекультурным и специальным блоками профессиональной подготовки учителя математики. Например, одной из целей дисциплины "Теория чисел и числовые системы" является воспитание общей математической культуры, поэтому ее можно и нужно рассматривать и с культурологических позиций. Не будучи гуманитарным, эта дисциплина обладает значительным общекультурным потенциалом. Прежде всего, и теория чисел, и числовые системы имеют богатую и драматичную историю. История становления и развития числовых систем и теории чисел связана с именами целого ряда выдающихся ученых, что позволяет использовать в процессе ее преподавания технологию историзации математического образования [2; 4]. Значительный вклад в развитие числовых систем и теории чисел внесли и многие отечественные математики: В.Я. Буняковский, П.Л. Чебышев, Г.Ф. Вороной, И.М. Виноградов и многие другие, поэтому при изучении курса «Теория чисел и числовые системы» возможно (и необходимо!) осуществление ориентации подготовки бакалавров на общенациональные ценности.

Кроме того, технология интеграции в состоянии в определенной мере восстановить баланс между историческим и логическим в профессиональной подготовке педагогов-математиков, разрешая противоречие между

различными типами мышления: историческим и логическим; образноассоциативным и абстрактно-логическим, так как фундаментальное математическое образование в педагогических вузах формирует преимущественно абстрактно-логическое мышление, практически не влияя на развитие исторического и образно-ассоциативного мышления студента. Многие разделы теории чисел и числовых систем обладают значительным эстетическим потенциалом, многие понятия допускают историческую, лингвистическую и иные интерпретации, что обеспечивает связи этого курса с такими дисциплинами, как философия, культурология, русский язык в сфере профессиональной коммуникации. При этом, во-первых, облегчается восприятие учебного материала, во-вторых, повышается интерес к собственно теоретико-числовым вопросам, в-третьих, студенты видят возможность использования этих приемов в их будущей профессиональной деятельности, и, наконец, повышается интерес студентов и к самим художественным произведениям, что также может быть использовано в будущей педагогической деятельности.

И, наконец, реализация интеграционных связей теории чисел и числовых систем в профессиональной подготовке бакалавров педагогикоматематического образования разрешает противоречия аксиологического характера между различными системами ценностей. Одной из важнейших ее функций является формирование у будущего учителя математики аксиологических ориентаций на общенациональные, и даже региональные ценности, взгляда на математику и математическое образование как общекультурную ценность, воспитание национальной гордости.

Начиная изучать курсы теории чисел и, особенно, числовых систем, студенты испытывают целый ряд существенных трудностей, связанных с обилием нового материала, большей его абстрактностью, более высоким

уровнем строгости рассмотрения, а также относительной новизной языка изложения. Одним из способов преодоления этих трудностей мы видим реализацию преемственно-пропедевтической функции курса теории чисел и числовых систем с помощью осуществления его интердисциплинарных связей со школьным курсом математики. Рассматривая основные понятия теории чисел и числовых систем, мы иллюстрируем их примерами элементарной математики, с помощью знакомого студентам материала переходим на более высокий уровень абстрактности, при изложении материала курса постепенно используем новые для студентов элементы языка и, наконец, переходим к изучению качественно нового материала. При этом максимально осуществляются и интродисциплинарные связи курса.

Необходимо отметить, что студенты положительно относятся к реализации интеграционных связей в обучении. Неоднократно проведенные опросы позволяют говорить о достаточно высокой степени восприятия и готовности к использованию идеи интеграции будущими бакалаврами педагогического образования [1. 120]. Большой интерес у студентов вызывают вопросы прикладного характера, занимательные задачи, вопросы, связанные с гуманитарной и художественно-эстетической деятельностью. Методическая деятельность ученых-математиков, обращение к

педагогическому и методическому наследию математиков прошлого оказывает значительное воспитательное воздействие на будущего педагога и усиливает профессионально-педагогическую направленность учебного процесса.

Таким образом, реализация системы интеграционных связей теории чисел и числовых систем в профессиональной подготовке бакалавров педагогико-математического образования разрешает важнейшие

противоречия процесса подготовки учителя математики в педагогическом вузе, формирует у студентов готовность к использованию интеграционных связей в будущей профессиональной деятельности, что способствует

усилению взаимосвязи профессиональной и общекультурной подготовки

бакалавра физико-математического образования.

Литература:

1. Диагностика состояния актуальных проблем математического

образования: коллективная монография; Южный федеральный

университет. - Ростов н/Д: издательство Южного федерального университета. - 2014

2. Жмурова И.Ю., Бесперстова А.Ю. Использование историкоматематических сведений в курсе теории чисел // Молодой ученый. 2013. № 10. С. 503-506.

3. Назиев А.Х. Гуманитаризация преподавания математики средствами

самой математики // Гуманитаризация среднего и высшего математического образования: методология, теория и практика:

Материалы Всероссийской научной конференции. Саранск, 18-20 сентября 2002 г. Часть 1. - Саранск, 2002.

4. Нур Г.К. Технология историзации математического образования // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 3 . - С. 58-60

5. Полякова Т.С. Историко-методическая подготовка учителя

математики: Методический аппарат. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.

6. Полякова Т.С., Жмурова И.Ю., Лялина Е.В.. Интеграционные связи в

оценке учителей математики и бакалавров педагогико-математического образования // Методический поиск: проблемы и решения.

2015. № 1 (18). С. 66-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.