Научная статья на тему 'О критериях оценки исполнительства на электронных музыкальных инструментах'

О критериях оценки исполнительства на электронных музыкальных инструментах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
258
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронные музыкальные инструменты / синтезатор / исполнительство / инновационные методики / электронная аранжировка / electronic musical instruments / synthesizer / performance / innovative methods / electronic arrangement

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бакуменко Михаил Николаевич

Статья посвящена выявлению критериев оценки исполнения на электронных инструментах как инновационного направления в музыкальном образовании. Рассматриваются ключевые проблемы при работе с электронными музыкальными инструментами: выбор педагогического репертуара и особенности его формирования, вопросы аранжировки музыкальных произведений в контексте инструментовки и инструментоведения, гармонии. Аранжировка на электронном инструменте рассматривается как сумма выразительных средств, подчиняющаяся избранной стилистике. В статье приводятся основные требования к электронному музыкальному инструменту в соответствии с его функционалом. Традиционные подходы к аранжировке и инструментальному исполнительству при обращении к электронным музыкальным инструментам рассматриваются сквозь призму инновационных технических средств и особенностей прежде всего, за счет обращения к звукорежиссерским средствам работы с музыкальной фактурой и звуковым воплощением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria for evaluation of electronic musical instrument performing

The article is devoted to the identification of criteria for evaluating performance on electronic instruments as an innovative trend in musical education. It considers the key problems of working with electronic musical Instruments such as the choice of repertoire and pedagogical features of its formation, issues of musical works arrangements in the context of instrumentation, orchestration and harmony. Arranging on the electronic instrument is regarded as the amount of expressive means subordinate to the chosen style. The article describes the basic requirements for an electronic musical instrument in accordance with its functionality. Traditional approaches to the arrangement and instrumental performance when accessing the electronic musical instruments are considered through the prism of innovative technical features primarily by reference to sound producing means of working on musical texture and sound implementation.

Текст научной работы на тему «О критериях оценки исполнительства на электронных музыкальных инструментах»

УДК 78.01

М. Н. Бакуменко

О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ЭЛЕКТРОННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

^^ настоящему времени развитие технологиЁ, связанных с электронными музыкальными инструментами, достигло высочайшего уровня. Новый инструментарий активно используется композиторами, аранжировщиками и музыкантами-исполнителями. Совершенствование технологий во многом стало стимулом к развитию новых направлений в музыкальном образовании. Обучение на электронных музыкальных инструментах, как одно из таких инновационных направлений, на сегодняшний день затронуло подавляющее большинство регионов Российской Федерации. Новая электромузыкальная область образования существует около 15 лет, и его история пока несоизмеримо мала с фундаментальными методиками обучения исполнительству на фортепиано или струнных инструментах. Однако за это короткое время уже стали формироваться некоторые базовые критерии оценки исполнительства на электронных инструментах. Посещение автором статьи более 50 концертных и конкурсных мероприятий, в том числе в качестве члена жюри, в различных городах России в период с 2010 по 2015 год дало возможность выявления и обобщения данных критериев.

Одним из важных моментов исполнительства на электронных клавишных инструментах является фактор выбора репертуара. Нехватка методической литературы, в том числе, репертуарных сборников, вынуждает преподавателей по классу синтезатора использовать очень ограниченный круг нотных сборников (работы И. Красильникова, В. Чу-диной, И. Клип и других), в которых можно обнаружить репертуар классической и эстрадной музыки, адаптирован-

© М. Н. Бакуменко, 2015

ный к исполнению на электронных музыкальных инструментах. В этих условиях обновление, расширение репертуара лежит на плечах преподавателей, адаптирующих педагогический репертуар различных жанров к исполнению, подобная адаптация становится неотъемлемой частью работы преподавателя на электронных клавишных инструментах. Однако зачастую юные исполнители и их преподаватели переоценивают стилевую «всеядность» синтезатора, используя, например, популярные песни или поп-музыку в качестве методического материала вместо эталонных образцов академической музыки.

Действительно, аранжировочные рабочие станции, которые чаще всего можно встретить в классах синтезатора, позволяют исполнять музыку широкого стилевого диапазона. Наличие паттернов аккомпанемента и звуковых вставок (мультипэдов) развлекательного характера часто провоцирует музыканта к исполнению популярной музыки. Однако наиболее корректным представляется использование в обучении аранжировок академической музыки в оригинальном или близком к нему варианте. При этом поиски учащихся в области обработки классической музыки должны быть максимально осторожными, и на этапе начального музыкального образования они должны скорее подчеркивать композиторский стиль музыкального произведения, чем переосмысливать его.

Широкое поле для творческого подхода к электронной аранжировке имеет народная, джазовая музыка. Тембры, стилевые модели современных аранжировоч-ных станций предлагают достаточно богатые возможности для исполнения музыки в этих жанрах. Особенно заметна тенденция производителей электронных

инструментов охватить многие национальные музыкальные культуры. Например, корпорация Yamaha постоянно выпускает специальные «пакеты расширения» для цифровых рабочих станций, куда входят тембры и стилевые ритмические модели (паттерны аккомпанемента) практически любой национальной культуры — Индии, Китая, Ирана, Восточной Европы (куда входит и русский контент).

Отдельным репертуарным пластом для исполнителей на синтезаторе, который находится на этапе становления, является электронная музыка, то есть произведения, сочиненные непосредственно для электронных музыкальных инструментов. К этому пласту можно отнести музыку Э. Артемьева, Ж. Металлиди, А. Апухтина, И. Красильникова, И. Ядо-вой и других, прежде всего, отечественных современных композиторов.

Исполнение музыкального произведения на электронном инструменте всегда неразрывно связано с аранжировкой и адаптацией его к техническим условиям определенной модели электронного инструмента. В связи с этим обнаруживаются определенные технические ограничения в реализации проекта аранжировки. В условиях непрерывного развития инструментария, в образовательной системе пока не сформировано единого стандарта для применяемых в обучении инструментов. Необходимостью электромузыкального образования сегодня является единство технических возможностей электронных инструментов, применяемых в обучении, поэтому определенные требования к инструментарию можно сформулировать, исходя из следующих критериев:

- многотембровость (наличие от 500 до 1500 различных тембров);

- возможность совмещения различных тембров (создания тембровых микстов) и разделения клавиатуры, различные типы арпеджиатора и автогармонизации, позволяющие разнообразно работать с фактурой исполняемых партий;

- возможность звукового синтеза или создания новых тембров на основе имеющихся семплированных тембров;

- возможность применения пользовательских звуковых вставок (мультипэ-дов), наличие дополнительных контроллеров и педалей с возможностью переназначения функций;

- наличие стилевых и ритмических паттернов с возможностью создания пользовательских паттернов;

- возможность использования широкого спектра аккордов всех типов, в том числе, их обращений при использовании стилевых моделей автоаккомпанемента;

- наличие функции микшера для создания динамического и тиссетурного баланса, стереокартины, добавления различных эффектов для каждой из звучащих партий фактуры.

- возможность быстрого доступа к предварительно установленному набору настроек для каждой музыкальной композиции (регистрационная память);

- функция секвенсора;

- функция аудиозаписи.

Приведенный набор функций позволяет корректно выполнить аранжировку музыкального произведения с учетом гибкого подхода к метроритму, гармонии, тембрам и стилю в целом.

Имея в своем арсенале технически совершенную модель инструмента, соответствующую всем вышеназванным критериям, автор аранжировки обязан помнить, что его основная задача -раскрытие художественного образа, заложенного композитором в музыкальном произведении. За счет средств электронного инструмента этот художественный образ, безусловно, может претерпеть определенное развитие. Например, клавир-ная прелюдия И. С. Баха может быть аранжирована тембровыми средствами барочного оркестра. Более радикальный отход от тембрового наполнения, свойственного стилистике композитора, должен быть художественно и стилистически обусловлен, например, при более глубокой обработке музыкального произведения. Достаточно спорным является использование художественного музыкального материала вне контекста жанра или стиля, или использование авторского текста в несвойственной ему стилистике,

как например, в аранжировках фрагментов сонат или симфоний венских классиков в стиле популярной или рок-музыки.

Исходя из единой стилистики аранжировки должна проистекать логика применения тембров и других выразительных средств. Таким образом, избранный стиль аранжировки прежде всего обуславливает ограниченный набор тембров. Например, в большинстве случаев недопустимо использование в одном контексте тембров церковного органа и электронного пианино, или объединение в тембровом миксте звучание скрипки и трубы. При работе над паттерном автоаккомпанемента, его элементы фактуры также должны соотносится со стилем произведения, и например, при аранжировке классической музыки в наборе элементов паттерна аккомпанемента целесообразна переинструментовка или использование тембров в соответствии с составом симфонического оркестра.

Определенным моментом создания целостности стиля является соблюдение единых и сообразных паттерну аккомпанемента (если он применяется) ритмических и гармонических особенностей в исполнении. Так, для джазовой музыки свойственна свинговая пульсация ритма, обильное применение септаккордов и альтерированных аккордов, в народной музыке допустимы варьирование и импровизация. В то же время для классического репертуара важна метроритмическая и гармоническая точность.

Не менее важным критерием удачной аранжировки является корректное использование возможностей тембров и их сочетаний. Используя современную функциональную рабочую станцию, работающую с технологией семплирования, музыкант может широко применять достаточно реалистично звучащие тембры, заложенные производителем. Однако эти тембры акустических инструментов должны использоваться с учетом их технических возможностей, тесситуры и приемов звукоизвлечения. В этом отношении аранжировщик должен обладать комплексом знаний по инструментоведе-нию и инструментовке. Электронный ин-

струмент предоставляет широчайший набор средств для точного воспроизведения звучания определенного инструмента, включая малейшие нюансы его артикуляции, однако самым важным залогом успеха хорошей аранжировки является корректное и целесообразное использование этого арсенала.

При работе над адаптацией сочинения для исполнения на электронном инструменте довольно часто претерпевает изменения и упрощения гармонический план музыкального произведения. Зачастую подобные упрощения провоцируются использованием функции автоаккомпанемента. Само по себе использование автоаккомпанемента в музыке любого стиля может рассматриваться как составная часть аранжировки, требующая корректного обращения. Во многих репертуарных сборниках для синтезатора можно обнаружить предлагаемые исполнителю цифровки для автоаккомпанемента, в которых гармония отражена вне соответствия с партитурой оригинального сочинения (например, игнорируются обращения аккордов в аккордово-гармони-ческой фактуре). Вследствие чрезмерного доверия со стороны исполнителя автору такой аранжировки, возникает опасность неточной передачи музыкального текста.

Несмотря на то, что электронные инструменты достаточно активно входят в обиход музыкантов, к настоящему времени сохраняются предубеждения об ограниченности выразительных возможностей синтезатора. Например, в случае с электронным клавишным инструментом, среди музыкантов или любителей музыки часто можно встретить мнение о том, что клавиатура его является нечувствительной к силе удара исполнителя, вследствие чего он заведомо проигрывает выразительности, достигаемой на акустической инструменте. Необходимо отметить, что абсолютное большинство моделей инструментов, выпускаемых различными производителями на текущий момент, обладают чувствительной клавиатурой. Безусловно, эта «электронная» клавиатура обладает определенны-

ми свойствами, отличными от особенностей клавиатуры фортепиано. Поэтому работая с клавиатурой электронного инструмента, музыканту приходится стремиться к тому, чтобы в условиях применения различных тембров, динамический диапазон оттенков, свойственный выбранному тембру, был максимально реализован в исполнении. Таким образом, работа с динамикой находится в прямой зависимости от выбранного тембра инструмента, и должна служить наиболее реалистичной передаче звучания того или иного тембра. Помимо динамически чувствительной клавиатуры, на помощь исполнителю приходят дополнительные контроллеры, например — педаль экспрессии (громкости) или колесо модуляции с назначением на него функции регулятора громкости. Использование данных контроллеров становится необходимостью с применением тембров, предполагающих крещендо после взятия звука, например, аккордеона или струн-но-смычковых инструментов.

В отличие от аранжировки акустической музыки, частью электронной аранжировки является звукорежиссерская работа. Реализация проекта аранжировки музыкального произведения может быть выполнена в полном объеме лишь с учетом следующих критериев звукоре-жиссуры: баланс громкости элементов фактуры и их распределение в стереокар-тине, применение звуковых эффектов, частотной и динамической обработки звука. Аранжировщик и исполнитель на электронном инструменте, также как, например, композитор электронной музыки, становятся ответственными не только за текст музыкального произведения, но и за его звуковое воплощение, за то, как

этот музыкальный материал воспринимается слушателем, с учетом акустических особенностей помещения и технических возможностей сценической площадки.

Новое исполнительское направление постепенно вырабатывает свои специфические требования к сценическому поведению исполнителя. Например, на многих конкурсах исполнителей на электронных инструментах не утихают споры о том, сидя или стоя должен музыкант исполнять программу. Данный вопрос, пожалуй, может решаться в каждом случае индивидуально, исходя из удобства исполнителя, особенностей, связанных с использованием дополнительных клавиатур или педалей. Однако, также как и в случае с инструментальным исполнительством в целом, неизменными остаются требования к артистизму исполнителя, его внешнему виду, культуре сценического поведения. Исходя из жанровой многогранности электронной музыки, зачастую существует необходимость учета художественного образа исполняемой программы при формировании сценического имиджа исполнителя.

Рассмотрев ряд критериев оценки электромузыкального исполнительства, можно сделать вывод о том, что данное инновационное направление, помимо исполнительской стороны, базируется на фундаментальных областях теории музыки, таких как гармония, инструменто-ведение, инструментовка. Вместе с этим, не меньшую важность приобретают критерии, связанные с современными техническими средствами. Таким образом, вбирая в себя традиционные и инновационные особенности, исполнительство на электронных инструментах приобретает свою уникальность и индивидуальность.

Литература

1. Ананьев А. Н., Бакуменко М. Н., Клип И. Л., Михуткина Н. В., Чудина В. П. Комплексная экспериментальная программа «Основы работы с электронным клавишным инструментом Yamaha». - М., 2012. - 71 с.

2. Красильников И. М., Алемская А. А., Клип И. JI. Школа игры на синтезаторе. - М., 2005. - 208 с.

3. Красильников И. М. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе. - М., 2009. - 209 с.

4. Музыкальный репертуар исполнителя на синтезаторе. Сборник пьес для электронных клавишных инструментов Yamaha PSR-S // Ред.-сост. Бакуменко М. Н. - М.: Композитор, 2013. - 70 с.

References

1.Anan'ev A.N., Bakumenko M.N., Klip I.L., Mihutkina N.V., Chudina V.P. Kompleksnaja jeksperimental'naja programma «Osnovy raboty s jelektronnym klavishnym instrumentom Yamaha» [Experimental Educational Program "Basics of working with electronic keyboard instruments Yamaha" ]. Moscow, 2012, 71 p.

2. Krasil'nikov I.M., Alemskaja A.A., Klip I.L. Shkola igry na sintezatore [School of playing the electronic keyboard]. Moscow, 2005, 208 p.

3. Krasil'nikov I.M. Metodika obuchenija igre na klavishnom sintezatore [Methodology of musical keyboard playing education]. Moscow, 2009, 209 p.

4. Muzykal'nyj repertuar ispolnitelja na sintezatore. Sbornik p'es dlja jelektronnyh klavishnyh instrumentov Yamaha PSR-S [Musical repertoire of electronic keyboard player]. Ed. by Bakumenko M.N., Moscow: Kompozitor, 2013, 70 p.

О критериях оценки исполнительства на

электронных музыкальных инструментах

Статья посвящена выявлению критериев оценки исполнения на электронных инструментах как инновационного направления в музыкальном образовании. Рассматриваются ключевые проблемы при работе с электронными музыкальными инструментами: выбор педагогического репертуара и особенности его формирования, вопросы аранжировки музыкальных произведений в контексте инструментовки и инструментоведения, гармонии. Аранжировка на электронном инструменте рассматривается как сумма выразительных средств, подчиняющаяся избранной стилистике. В статье приводятся основные требования к электронному музыкальному инструменту в соответствии с его функционалом. Традиционные подходы к аранжировке и инструментальному исполнительству при обращении к электронным музыкальным инструментам рассматриваются сквозь призму инновационных технических средств и особенностей -прежде всего, за счет обращения к звукоре-жиссерским средствам работы с музыкальной фактурой и звуковым воплощением.

Ключевые слова: электронные музыкальные инструменты, синтезатор, исполнительство, инновационные методики, электронная аранжировка

Criteria for evaluation of electronic musical instrument performing

The article is devoted to the identification of criteria for evaluating performance on electronic instruments as an innovative trend in musical education. It considers the key problems of working with electronic musical instruments such as the choice of repertoire and pedagogical features of its formation, issues of musical works arrangements in the context of instrumentation, orchestration and harmony. Arranging on the electronic instrument is regarded as the amount of expressive means subordinate to the chosen style. The article describes the basic requirements for an electronic musical instrument in accordance with its functionality. Traditional approaches to the arrangement and instrumental performance when accessing the electronic musical instruments are considered through the prism of innovative technical features primarily by reference to sound producing means of working on musical texture and sound implementation.

Keywords: electronic musical instruments, synthesizer, performance, innovative methods, electronic arrangement.

Бакуменко Михаил Николаевич - кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки.

E-mail: mb63@yandex.ru

Mikhail Bakumenko — PhD in Arts History, Senior Lecturer at the Music Theory Department of the Glinka Novosibirsk State Conservatoire. E-mail: mb63@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.