Научная статья на тему 'О корректировке процедур налогового администрирования'

О корректировке процедур налогового администрирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терехова В. А.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» откорректировал и внес поправки в отдельные главы Налогового кодекса РФ. Это связано с уточнением процедур налогового администрирования, рассмотренных в части первой НК РФ и в некоторых главах части второй НК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О корректировке процедур налогового администрирования»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

О КОРРЕКТИРОВКЕ ПРОЦЕДУР НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

В. А. ТЕРЕХОВА, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации

Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-Ф3 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» откорректировал и внес поправки в отдельные главы Налогового кодекса РФ. Это связано с уточнением процедур налогового администрирования, рассмотренных в части первой НК РФ и в некоторых главах части второй НК РФ.

Федеральный закон № 137 вступил в силу с 01.01.2007. В нем отражена новая редакция отдельных статей и глав, что связано с необходимостью адекватного отражения в НК РФ изменений в законодательной и нормативной базе.

Налоговый кодекс РФ дополнен понятиями «лицевые счета», «счета Федерального казначейства», «учетная политика для целей налогообложения».

Под учетной политикой для целей налогообложения понимается совокупность способов (методов):

— определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения;

— учета иных показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, необходимых для целей налогообложения.

Способы учета доходов и расходов в целях налогообложения каждый налогоплательщик выбирает самостоятельно, но на основе НК РФ (ст. 11).

С 01.01.2007 расширены права налогоплательщиков. У них появилось право участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки, а также требовать от должностных лиц налоговых органов

и иных органов, например от ОВД, соблюдения налогового законодательства. Налогоплательщики должны представлять бухгалтерскую отчетность не по месту учета, а по месту нахождения обособленного подразделения или по месту нахождения недвижимого имущества. Они обязаны письменно сообщать в налоговые органы об открытии и закрытии счетов и лицевых счетов: организации — о своих расчетных счетах и иных счетах; индивидуальные предприниматели — о счетах, используемых в предпринимательской деятельности; нотариусы и адвокаты — о счетах, используемых для профессиональной деятельности.

Эта информация должна передаваться в срок до 7 рабочих дней со дня открытия или закрытия счета (кроме адвокатов и нотариусов, для которых согласно п. 3 ст. 23 НК РФ такой срок не установлен).

С 01.01.2007 расширяются и права налоговых органов. Они получили право истребовать документы, необходимые для расчета налогов, а также производить выемку любых документов согласно подп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ. Работники налоговых органов получили такое же право требовать от банков документы, подтверждающие факт списания денежных средств на уплату налогов, штрафов и пеней.

Налоговые органы получили право предъявлять в суды иски не только о взыскании налогов, но и штрафов за налоговые правонарушения, а также недоимок и пеней. Однако с 01.01.2007 налоговые органы утратили право контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам, создавать налоговые посты, представлять иски о ликвидации организации (подп. 10, 15 п. 1 ст. 31 НК РФ).

С 01.01.2007 расширен и перечень обязанностей налоговых органов (Федеральный закон от

27.07.2006 № 137-Ф3), которые теперь должны:

— руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам законодательства о налогах и сборах;

— сообщать плательщикам налогов сведения о реквизитах счетов Федерального казначейства и об их изменениях;

— соблюдать налоговую тайну;

— проводить совместную сверку сумм уплаченных налогов и штрафов по заявлению организации или индивидуального предпринимателя;

— представлять в 5-дневный срок справку по запросу налогоплательщика о состоянии его расчетов по налогам, пеням, штрафам.

С 01.01.2007 налоговые органы должны принимать решение не о возврате переплат, а о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, штрафов, пеней. В этих целях они направляют поручение на возврат денежных средств территориальным органам Федерального казначейства.

В Федеральном законе от 27.07.2006 № 137 определен срок, в течение которого Минфин России и финансовые органы субъектов РФ должны отвечать на запросы налогоплательщиков. Он составляет два месяца со дня поступления запроса от налогоплательщика. Продление этого срока возможно не более чем на один месяц по решению руководителя финансового органа.

В соответствии со ст. 45 Федерального закона от

27.07.2006 № 137 введено новое основание для взыскания с организаций налогов в судебном порядке. Это касается прежде всего организаций, которым открыт лицевой счет, т. е. бюджетных организаций.

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств. При этом достаточность денежных средств на счете должна определяться на день платежа, а не на дату представления в банк платежного поручения (кроме бюджетных организаций, для которых момент исполнения обязанности по уплате налога совпадает с моментом отражения на лицевом счете операции по перечислению в бюджет денежных средств).

Налог не признается уплаченным в случае возврата банком налогоплательщику платежного поручения; в случае наличия на момент представления в банк платежных документов иных неисполненных требований, исполняемых в первоочередном порядке; в случае ошибки в платежном поручении.

С 01.01.2007 у налогоплательщиков появилась возможность исправления ошибки в платежном

поручении, подав в налоговую инспекцию по месту учета заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить неверно указанные реквизиты. К заявлению необходимо приложить копию платежного поручения и банковскую выписку, заверенную организацией. Кроме того, налогоплательщик может обратиться к налоговой инспекции с предложением провести сверку. На основании заявления и акта, составленного по результатам сверки, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа. В результате налоговый орган погашает задолженность налогоплательщика. При этом налогоплательщику не придется платить пени за период со дня фактической уплаты налога до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Пример 1. Предположим, что 16.01.2007организация перечислила в бюджет налог на добавленную стоимость за IV квартал 2006г. в сумме 20 000 руб. Однако при заполнении платежного поручения банку бухгалтер ошибочно указал код бюджетной классификации.

Ошибка была обнаружена в марте 2007г. при проведении сверки с налоговой инспекцией. Организация направила в налоговую инспекцию 2 марта заявление с просьбой уточнить принадлежность платежа вместе с копией платежного поручения и копией банковской выписки.

Налоговая инспекция 6 марта направила в банк запрос, который 10 марта представил копию ошибочного платежного поручения. Налоговым органом 17 марта было принято решение об уточнении платежа, на основании которого сумма уплаченного НДС была отражена на лицевом счете организации. Врезуль-тате была погашена задолженность по НДС.

За период с 16января по 17марта 2007г. на лицевом счете налогоплательщика образовались пени на сумму недоимки по НДС в размере 480руб. (20 000 руб. х 12 % х 1/300 х 60 дн.). Однако в соответствии с новым законом налоговый орган произвел перерасчет, и задолженность по пеням была ликвидирована (ст. 45 Федерального закона № 137-ФЗ).

После 01.01.2007 налоги в бюджет можно перечислять только в рублях. Это касается и иностранных организаций, и физических лиц, которые не являются резидентами РФ.

Если организация не погасила в установленный срок недоимку по налогу, то взыскание производится в принудительном порядке на основе поручения налогового органа, которое направляется в банк в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании налога. При нарушении этого срока ему придется обращаться в суд. При этом срок подачи иска ограничен 6 месяцами после окончания срока исполнения требования об уплате налога.

Вынести решение о взыскании налога за счет имущества организации налоговые органы могут в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Важным нововведением является положение, согласно которому Правительство РФ с 01.01.2007 утратило право устанавливать ставки федеральных налогов и размеры сборов (ст. 53 Федерального закона № 137-ФЗ).

Что касается порядка уплаты и сборов, то в законе определен статус авансовых платежей как предварительных платежей по налогу. При несвоевременном перечислении этих платежей в бюджет налоговые органы будут начислять пени (ст. 75 НК РФ). Начислять штраф они не вправе (ст. 58 НК РФ).

Начиная с 01.01.2007 налоговые органы будут списывать не только безнадежную задолженность по налогам, но и безнадежные долги по штрафам. По федеральным налогам порядок списания безнадежных штрафов будет определять Правительство РФ, а по региональным и местным налогам

— исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и местные администрации (ст. 59 Федерального закона № 137-ФЗ).

Статьей 64 Федерального закона № 137-ФЗ установлены порядок и сроки представления рассрочки по уплате налогов.

До 01.01.2007 налогоплательщик мог получить отсрочку от одного до шести месяцев по уплате налогов и сборов. Он мог также получить налоговый кредит, т. е. перенести срок уплаты налога от трех месяцев до одного года (ст. 65 НК РФ).

С 01.01.2007 отсрочка будет предоставляться на срок от одного дня до одного года. Само понятие «налоговый кредит» из НК РФ исключено.

По федеральным налогам, зачисляемым в федеральный бюджет, отсрочка или рассрочка может представляться от 1 года до 37 лет по решению Правительства РФ.

По новому закону появились дополнительные основания для предоставления отсрочки (рассрочки), в частности, утверждение мировым судьей соглашения или графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления.

Для получения отсрочки налогоплательщик должен представить заявление в течение 5 рабочих дней, к которому прилагаются документы, подтверждающие наличие соответствующих оснований (п. 2 ст. 64 НК РФ).

Требование об уплате налога и сбора отражено в ст. 69 Федерального закона № 137-ФЗ. С

01.01.2007 максимальный срок, в течение которого налогоплательщик должен исполнить требование,

— 10 календарных дней. Такие требования направляются по почте во всех случаях, когда налоговые органы не могут вручить их налогоплательщикам. Они направляются в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки. С этой целью налоговый орган будет составлять специальный документ, утверждаемый Федеральной налоговой службой. Исключением являются требования об уплате налога по результатам налоговой проверки. В этом случае они направляются плательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения по результатам проверки.

В новом законе четко сформулированы способы исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (ст. 72 Федерального закона № 137-ФЗ).

— залогом имущества;

— поручительством;

— пеней;

— приостановлением операций по счетам в банке;

— наложением ареста на имущество налогоплательщика.

Все перечисленные способы определены гл. 11 НК РФ. С 01.01.2007 положения данной главы не будут действовать в части тех налогов, которые подлежат уплате в государственные внебюджетные фонды, так как последние утрачивают права и обязанности налоговых органов.

Приостановление операций по счетам организаций осуществляется по решению налогового органа. Под приостановлением операций по счету налогоплательщика понимается прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах сумм, указанных в решении налогового органа, а не в отношении всех денежных средств налогоплательщика. Через 10 рабочих дней после истечения установленного срока руководитель налоговой инспекции принимает решение о приостановлении операций по счету налогоплательщика. Это решение может передаваться банку не только на бумажном носителе, но и в электронном виде, что определяет Банк России.

С 01.01.2007 банк должен сообщать в налоговую инспекцию информацию об остатке денежных средств на счете, по которому приостановлены операции. Эту информацию банк обязан представить не позднее следующего дня после дня получения решения налогового органа.

Решение о приостановлении операций отменяется после того, как налогоплательщик выполнит решение о взыскании налога и передаст в налоговый орган платежные документы на перечисление налога (п. 8 ст. 76 НК РФ). С 01.01.2007 у налогоплательщиков появилось право на досрочную отмену

приостановления операций на счету (п. 9. ст. 76 НК РФ). В этом случае плательщик может обратиться в налоговую инспекцию с заявлением об отмене приостановления. В течение двух рабочих дней специалисты налоговых органов принимают решение об отмене приостановления в отношении тех денежных средств, которые превышают сумму, указанную в решении. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие наличие денежных средств на счетах организации или индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, имеющего адвокатский кабинет

Что касается налоговых деклараций (ст. 80 гл. 13 НК РФ), то она дается в новой редакции. Налоговая декларация помимо прочих сведений должна содержать данные об объектах налогообложения и о налоговой базе.

В ст. 80 НК РФ дано новое положение, которое регулирует порядок представления налоговых деклараций при отсутствии налогооблагаемой базы. Это относится к организациям, применяющим специальные налоговые режимы, По тем налогам, по которым организация освобождена от их уплаты, представление налоговой декларации не требуется. Однако в ст. 80 НК РФ не сказано о представлении декларации по налогам, по которым организация на специальном налоговом режиме не является плательщиком.

Пример 2. С 01.01.2007 ООО «Салют» перешло на упрощенную систему налогообложения. Организация освобождена от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, единого социального налога (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Следовательно, по этим налогам ООО «Салют» не должно представлять налоговые декларации.

Что касается НДС, то организации, переведенные на упрощенную систему налогообложения, не признаются его плательщиками, за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию РФ, которые подлежат обложению этим налогом. В некоторых случаях, например, при ввозе товаров из Республики Беларусь на территорию РФ такие организации обязаны представлять в налоговые органы декларации по косвенным налогам.

Если организация не ведет финансово-хозяйственной деятельности, то она может представлять декларации по налогам по упрощенной форме, которая утверждается Минфином России.

Изменения, внесенные в ст. 80 НК РФ, связаны и с порядком представления налоговых деклараций проверяющим органам. С 2007 г. представлять декларации в электронном виде обязаны те организации, среднемесячная численность в которых

превышает 250 человек. Остальные — могут представлять в бумажной форме или добровольно в электронном виде.

С 01.01.2008 организации со среднесписочной численностью свыше 100 человек должны представлять налоговые декларации только в электронном виде.

Крупнейшие налогоплательщики представляют налоговые декларации в специальную налоговую инспекцию (приказ МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290).

Подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации, осуществляется подписями руководителя и главного бухгалтера организации, что связано с представлением как общих, так и закрытых сведений об объекте налогообложения, полученных доходах, произведенных расходах, налоговой базе, налоговых льготах, а также об исчисленной сумме налога. В п. 7 ст. 80 НК РФ определен закрытый перечень сведений: вид документа (первичный или корректирующий); наименование налогового органа; место нахождения и полное наименование организации или место жительства физического лица; номер контактного телефона налогоплательщика.

Отдельная статья (ст. 81 НК РФ) посвящена внесению дополнений и изменений в налоговую декларацию. Если при составлении декларации были допущены ошибки и неточности, то налогоплательщик может представить уточненную декларацию, которая может быть представлена до истечения срока подачи или позднее срока.

В первом случае — декларация считается выполненной в день ее подачи, во втором — нарушения срока не будет, если первичная декларация была представлена вовремя. При этом, если уточненная декларация представлена после истечения срока уплаты налога, то плательщик может избежать ответственности при условии, что перечислит в бюджет всю сумму налога и пени за просрочку платежа (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ). Однако при проведении выездной налоговой проверки, когда были обнаружены ошибки в налоговой декларации в сторону занижения суммы налога, плательщик будет освобожден от ответственности при подаче уточненной декларации после установленного срока (подп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Важной составной частью Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ является разработка общих положений о налоговом контроле и порядке проведения налоговых проверок.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми

агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном действующим НК РФ.

Налогоплательщиками являются организации, физические лица, включая иностранные организации и иностранных граждан. В тех случаях, когда организации осуществляют свою деятельность в РФ через обособленные подразделения, то они должны в течение одного месяца подать заявление в налоговый орган по месту нахождения подразделения в том случае, если сама организация не состоит на учете в налоговых органах в том муниципальном образовании, по которому создано подразделение. При наличии в одном муниципальном образовании нескольких обособленных подразделений одной организации постановка их на учет в налоговом органе производится по решению организации в одном налоговом органе.

Физические лица, место жительства которых определяется по месту их пребывания, в целях налогообложения могут обратиться в налоговый орган по месту пребывания с заявлением о постановке на учет, а налоговый орган должен осуществить ее в течение пяти дней со дня получения заявления. В этот же срок налоговый орган должен выдать свидетельство о постановке на учет.

При снятии с учета физического лица налоговый орган направляет ему уведомление, включая такие случаи, когда налоговые органы получают сведения о постановке на учет физического лица в другом налоговом органе.

Если организация принимает решение о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения, то налоговый орган по заявлению организации, направленному по месту нахождения подразделения, осуществляет снятие его с учета в течение 10 дней со дня подачи заявления. При этом налоговый орган может проводить выездную налоговую проверку до снятия обособленного подразделения с налогового учета.

Далее в общих положениях о налоговом контроле рассмотрен порядок реализации такого контроля в отдельных структурах. Так, адвокатские палаты субъектов РФ обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать налоговым органам по месту нахождения палаты сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта РФ или исключенных из него, а также сведения о решениях о возобновлении (приостановлении) статуса адвокатов.

Органы, уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы частной практики обязаны сообщать в налоговые органы о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариаль-

ном удостоверении договоров дарения не позднее

5 дней со дня соответствующей выдачи. При этом информация об удостоверении договоров дарения должна содержать сведения о степени родства между сторонами.

Органы, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц, должны сообщать налоговым органам сведения

06 аккредитации (лишении аккредитации) соответствующих структур иностранных юридических лиц в течение 10 дней со дня аккредитации.

Банки обязаны сообщать налоговым органам сведения об открытии или закрытии счетов, об изменении реквизитов счетов индивидуальных предпринимателей на бумажном носителе или в электронном виде в течение 5 дней со дня открытия (закрытия) счетов. Форма сообщения банка устанавливается федеральными органами исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов. При этом банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов и об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в течение 5 дней со дня запроса налогового органа. Такая информация может быть запрошена после вынесения решения о взыскании налога.

Форма и порядок представления информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области налогов по согласованию с Банком России.

Другой важный вопрос, разработанный в Федеральном законе № 137-ФЗ, связан с порядком проведения налоговых проверок. К ним относятся камеральные и выездные налоговые проверки, целью которых является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Камеральные налоговые проверки проводятся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиками. Такие проверки проводятся должностными лицами налоговых органов в соответствии с их служебными обязанностями. Они проводятся в течение трех месяцев со дня представления налоговых деклараций. При выявлении ошибок в налоговой декларации или несоответствий сведений налогоплательщика тем сведениям, которые получены в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием в течение 5 дней внести необходимые исправления или дать соответствующие пояснения и представить дополнительные выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета.

Проверяющее лицо обязано рассмотреть представленные пояснения и документы и при установлении факта совершения налогового правонарушения составить акт проверки (ст. 100 НК РФ).

При наличии у налогоплательщика определенных налоговых льгот налоговые органы в ходе камеральной проверки имеют право затребовать документы, подтверждающие право на эти налоговые льготы. Однако они не могут затребовать документы и дополнительные сведения, не предусмотренные НК РФ.

Тем не менее при проведении камеральной проверки налоговый орган может затребовать документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, например по НДС, в соответствии со ст. 172 НК РФ.

Выездные налоговые проверки проводятся на территории налогоплательщика на основе решения руководителя налогового органа, за исключением случаев, когда налогоплательщик не может представить помещение для такой проверки. В этом случае проверка проводится на территории налогового органа.

Выездную проверку крупнейших налогоплательщиков проводит тот налоговый орган, который осуществил постановку на учет данной структуры.

На основании решения налогового органа выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения обособленного подразделения.

В соответствии с действующим порядком решение о выездной налоговой проверке утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Такое решение должно содержать следующие сведения:

• полное и сокращенное наименование организации или фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

• предмет проверки, т. е. название налогов, правильность исчисления и уплаты которых нужно проверить;

• периоды проверки;

• должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которые должны проводить проверку.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году проверки. При этом налоговые органы не могут проводить две и более выездных проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. Они не могут также проводить более двух выездных проверок по одному налогоплательщику в течение календарного

года (за исключением отдельных случаев по решению федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору по налогам и сборам).

Порядок проведения выездных проверок устанавливается соответствующим федеральным органом. Такая проверка не может проводиться более двух месяцев, но срок ее может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Что касается филиалов и представительств налогоплательщика, то в рамках выездной проверки налоговый орган может осуществить проверку их деятельности или провести самостоятельную налоговую проверку по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов. Однако в отношении одного филиала или представительства налоговый орган не может проводить более двух выездных проверок в течение одного календарного года. При этом срок проверки не может превышать одного месяца. Он исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки.

Решение о приостановлении проведения выездной проверки принимает руководитель (или его заместитель) налогового органа.

Такое решение может быть принято:

• для истребования документов;

• для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

• для проведения экспертиз;

• для перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление выездной налоговой проверки допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы. Общий срок приостановления не может превышать шести месяцев. Если же в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить от иностранного государства в рамках международных договоров РФ запрашиваемую информацию, то срок приостановления может быть увеличен на три месяца.

На период действия срока приостановления проверки налоговый орган возвращает все подлинники документов, истребованные в ходе выездной проверки (за исключением документов, полученных при проведении выемки).

В соответствии с законодательством налоговым органом может проводиться повторная выездная проверка независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам. При проведении такой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году повторной проверки.

Повторная выездная налоговая проверка может проводиться:

• вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, производившего проверку;

• налоговым органом, ранее проводившим проверку, в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой сумма налога указана в меньшем размере, чем ранее заявленная. Если при этом налоговой проверкой выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при первоначальной выездной проверке, то к налогоплательщику не применяются налоговые санкции (исключением является факт сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа).

Выездная налоговая проверка, проводимая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может осуществляться независимо от времени проведения предыдущей проверки. Проверяемый период не должен превышать трех лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки.

Должностные лица налоговых органов могут ознакомиться с подлинниками документов организации только на ее территории.

При необходимости сотрудники налоговых органов могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, производить осмотр производственных складов, торговых помещений и территорий, которые используются для получения дохода.

Если у должностных лиц налоговых органов при проведении выездной проверки есть достаточные основания, что документы о налоговом правонарушении могут быть уничтожены, изменены и т. п., то производится выемка документов в соответствии со ст. 94 НК РФ.

Если должностные лица, проводящие выездную налоговую проверку, не могут беспрепятс-

твенно посетить склады и другие помещения (за исключением жилых помещений), то руководитель выездной бригады составляет акт, который подписывается этим должностным лицом и представителем проверяемого лица. На основании этого акта налоговый орган имеет право самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате. При отказе проверяемого лица подписать данный акт в нем делается соответствующая запись.

В последний день проведения выездной проверки проверяющий должен составить справку о проведенной проверке, в которой необходимо отразить предмет проверки и сроки ее проведения. Эта справка вручается налогоплательщику или его представителю. Если налогоплательщик уклоняется от получения справки, то она направляется ему заказным письмом.

Правила проведения выездных налоговых проверок являются важным звеном упорядочения системы налогообложения на законодательном уровне.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях: приказ МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290.

4. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования: Федеральный закон от 27. 07. 2006 № 137-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.