Научная статья на тему 'Изменения в налоговом законодательстве с 2011 года (Продолжение)'

Изменения в налоговом законодательстве с 2011 года (Продолжение) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАЯВЛЕНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трушицына А. Ю.

Рассмотрены дальнейшие изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования», а также другие законодательные акты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения в налоговом законодательстве с 2011 года (Продолжение)»

ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ С2011 ГОДА

А. Ю. ТРУШИЦЫНА,

директор учебного центра аудиторской фирмы ООО «АЭЛИТА-сервис»

Налоговая декларация. В основном изменения в гл. 13 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) связаны с введением электронного документооборота.

Во-первых, в п. 1 ст. 80 НК РФ дано новое определение налоговой декларации. Теперь налоговая декларация — это не только письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, налоговой базе, налоговых льготах, а также об исчисленной сумме налога и других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, но налоговая декларация — это также и заявление налогоплательщика о названных элементах соответствующего налога, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи.

Во-вторых, п. 4ст. 80 НК РФ уточнено, что налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком:

• лично или через представителя;

• направлена по почте в виде почтового отправления с описью вложения;

• передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В пункте 5 ст. 80 НК РФ установлено, что в случае представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), также может быть представлена в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Кроме того, внесены еще и такие нововведения: 1) в пункте 2ст. 80 НК РФ введено уточнение, касающееся возможности не представлять в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов,

* Продолжение. Начало см. в журнале «Бухгалтер и закон» № 4 (148) — 2011.

а именно: в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности;

2) установлено, что форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином России.

Ранее форма и порядок ее заполнения утверждался Минфином России;

3) в пункте 7ст. 8 НК РФ установлено, что формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином России. Ранее формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения утверждались Минфином России.

Налоговый контроль. Изменения, внесенные в порядок налогового контроля, способствуют повышению прозрачности налоговых проверок и мероприятий налогового контроля.

К ним относятся изменения в учете организаций и физическихлиц (ст. 83 НК РФ):

• в пункте 1 ст. 83 НК РФ уточнено, что организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке научетпо месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Ранее такие организации обязаны были встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (изменение чисто технического характера);

• в пункте 3 ст. 83 НК РФ дается расшифровка налогоплательщиков, которые постановку на учет в налоговых органах осуществляют на основании сведений, содержащихся

соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), это: российские организации по месту нахождения организаций, месту нахождения их филиалов, представительств; иностранные некоммерческие неправительственные организации по месту осуществления ими деятельности на территории Российской Федерации через отделение; индивидуальные предприниматели по месту их жительства;

• в пункте 4 ст. 83 НК РФ более подробно излагается порядок постановки российской организации на учет в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства). Во-первых, постановка на учет в налоговых

органах российской организации осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией:

1) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенных в налоговый орган сведениях о таких обособленных подразделениях представляются:

• в течение первого месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

• в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

2) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (закрываемые этой организацией):

• в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

• в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения). Во-вторых, постановка на учет (снятие с учета)

в налоговых органах иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через обособленные подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) такой организации. Заявление о постановке на

учет подается иностранной организацией в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ею деятельности на территории РФ.

При подаче заявления о постановке на учет (снятии с учета) иностранная организация одновременно с указанным заявлением представляет в налоговый орган документы, которые необходимы для постановки ее на учет (снятия с учета) в налоговом органе, и перечень которых утверждается Минфином России.

В-третьих, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом):

• российской организацией — в налоговый орган

по месту ее нахождения;

• иностранной организацией — в выбранный ею

налоговый орган.

В-четвертых, ст. 83 НК РФ дополнена п. 5.1, в котором установлено, что правила, которые применяются при постановке на учет, снятии с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств, применяются также в отношении недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности и входящих в состав имущества организаций (в том числе в соответствии с концессионным соглашением), на которые этим организациям предоставлены права владения, пользования и распоряжения либо права владения и пользования.

Постановка на учет, снятие с учета. Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.

Организации обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации. Ежегодно до 1 марта организации должны представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Кроме того, п. 10 ст. 83 НК РФ установлено, что налоговые органы обязаны обеспечить не только постановку на учет налогоплательщиков, но и должны обеспечить снятие их с учета и учет сведений о налогоплательщиках.

Законом № 229-ФЗ в НК РФ внесены следующие изменения в порядке постановки на учет и снятии с учета организаций и физических лиц (ст. 84):

1) в пункте 2 ст. 84 более подробно, чем ранее, изложен порядок постановки на учет организаций и физических лиц применительно к различным налогоплательщикам. Для каждого из налогоплательщиков установлены основания для постановки на учет, срок постановки на учет, а также выдаются документы для налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей (табл. 1);

2) в пункте 3 ст. 84 более подробно, чем ранее, изложен порядок учета изменений в сведениях налогоплательщиков. Для каждого из налогоплатель-

е2

■а ЕВ

ф

я

*

о

ч ф

ф я й св

5! 5

И

« а в г

¡а в

о 8

£ 5

н в

¡3 =

И в

В 8

3 и

0 Й

А К

1 =

ф ^

^ ?

2 ¡в я о

в *

9 В

в 3

о 3

в Е=

Св ф Н (о я О Ч

в в

« 2

3 §

« я

в в

2 5

о 4 в и

О

о

Л »

св §

СО

ш К в

5

I

о

5 »

£

Е- Ч

а к

^ в

£ '

5 %

я £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о =

ЕС с«

н 3

о н

§ £

г

ей Я

§ ¡2

¡5 ¥

н ^

8 ы

н 2

щ

£ §

с

о С

<2 и

Я §

и и ,

§ ё &

к

Я о о £

я 5

и ^ 2 § 3 9

0 Я

^ к

о ° я 8 о к

2 Е

£ я

& <и

Я К

Н К

о <и

о ч

и

Ч с о

>К <и Я

Ч

о 2 К £

м Й

о ^

№ ч

о я

н к

т £

с «

о <и

(Г В

ст В

<и В Я <и ч

и §

ГО

о Я В

ч <и

с «

о <и

(Г В

ст

В ©

<и Я

й &

О

Я В

2 «

£ я

& й

3 и

2 к

в я

к й

д

& &

4 о

° с

>Я Е-

о т

Я Е-

Ч с к

о в

Я я

я 2

й И

£ «=

н 2

т 8

Ес

С О СЕ В В Я св

со ^ Я " Я Р-

2 ¡^

« С о ^ н Е-

Й с«

^^ Ем о

М

ч £

В сс й Е-

о &

Я

У О ч

8 й £§

сз я в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я о ч

^ ч я

а о

(3 О 2

ж ° И

3 ю к

^ Ел 2

Я ' ' ^ о

Я М о о В

Я ^

о к

№ В

Ч о

о ц

Я и

Й к

О [г °

'Я Й

о п

Я я

о &

Я

Я

о с

рс

^ ч

н о с^ с^

Я ^

ее

(Ч й

я

со О

N с

Е«

й

с^ Ч О о

й

ч „ я

& К

са

« Я

о В

ч £

и

и к

я ж

о к

№ В

& Я

Ч о

о ц

Я и

Й

^ Б

О [г

'Я й о п

Я я £

о & Я ° Я

о с

2 т

ЕС

РС

Р-I-

й

^ ч н о о о

Я ^ ЕЕ й

со О

о [г &

Н О

О Е-¡^

15

с й ^ (3 £

о ¡2

й ся Я

Й ЕЕ

О о

а ч

о В Я <и ч

о .

о с Рч о

I й я »

с« <3

л

й са Е^ к

с^ с]

о Д чГ И Н

2 к Я о

к Ч 5 и

о с >Я <3

<и Я Ч

са В

Я -

с«

Е^

«

Ы сс с Я й Е-о с С^ с^ са В Я <и ч

14

« с

Э о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го я

т «

Ее ^

С« С

^ в

& Я

в &

я

ч

о о

&

Я я

8 'ЕЕ

О

& Я

« £

й ЕЗ

§ §

Окончание табл. 1

Налогоплательщик Основание для постановки на учет (снятия с учета) Срок постановки на учет (снятия с учета) и получения документа (свидетельство/уведомление) Выдаваемый документ (свидетельство/ уведомление)

Организация, физическое лицо по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты Сведения, сообщенные органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств В течение 5 дней со дня получения соответствующего заявления или сведений Уведомление о постановке на учет (уведомление о снятии с учета) в налоговом органе

I

м о

Таблица 2

Дифференциация оснований для изменения в сведениях о налогоплательщике, мест внесения изменений по налогоплательщикам

Налогоплательщик Основание для изменения в сведениях о налогоплательщике Место внесения изменений в сведения о налогоплательщике

Российские организации Сведения, содержащиеся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц По месту нахождения российской организации, месту нахождения филиала, представительства российской организации

Отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций на территории Российской Федерации Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ По месту осуществления деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации на территории Российской Федерации (через отделение)

Индивидуальные предприниматели Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ По месту жительства индивидуального предпринимателя

Обособленные подразделения (за исключением филиалов и представительств) российских организаций Сведения об обособленных подразделениях на основании сообщений, представляемых (направляемых) российской организацией По месту нахождения таких обособленных подразделений

Иностранные организации (в том числе филиалы, представительства, иные обособленные подразделения, за исключением указанных отделений) Заявления иностранной организации по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Одновременно с подачей такого заявления иностранная организация представляет документы, которые необходимы для учета таких сведений в налоговом органе и перечень которых утверждается Минфином России По месту нахождения указанных обособленных подразделений

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты Сведения, сообщаемые органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств По месту их жительства

>

Ь О

-I

о

0

01 ь

о

*

т

т

щиков установлены основания для изменения в сведениях и место, по которому они вносятся (табл. 2);

3) в пункте 4 ст. 84 НК РФ более четко изложен порядок изменения места нахождения организации, обособленного подразделения организации, места жительства физического лица. Порядок сведен в табл. 3, в которой для каждого налогоплательщика установлены основания для изменения в сведениях, срок снятия с учета, место снятия с учета налоговым органом;

4) в пункте 5 ст. 84 НК РФ изложен порядок прекращения деятельности российской организа-

ции при ликвидации, в результате реорганизации, в иных случаях, установленных федеральными законами, а также прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Снятие их с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в ЕГРЮЛ и ЕГРИП (табл. 4);

5) статья 84 НК РФ дополнена п. 5.1, где сказано, что заявление о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, уведомление о выборе налогового органадля постановки на учет организации по месту нахождения одного из ее обособ-

Таблица 3

Дифференциация оснований для внесения изменений в сведения о налогоплательщиках

Налогоплательщик Основание для изменения в сведениях Срок снятия с учета Снятие с учета налоговым органом

Российская организация Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ В течение 5 дней со дня получения сообщения По месту ее нахождения (по месту нахождения филиала, представительства)

Иностранная некоммерческая неправительственная организация В течение 5 дней со дня получения сообщения По месту осуществления деятельности на территории РФ через отделение

Физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя Сведения, содержащиеся ЕНРИП В течение 5 дней со дня получения сообщения По месту его жительства

Российская организация по месту нахождения иного обособленного подразделения Сообщение, представляемое (направляемое) российской организацией В течение 5 дней со дня получения сообщения По месту нахождения иного обособленного подразделения

Иностранная организация по месту осуществления деятельности на территории РФ через обособленное подразделение Заявление иностранной организации В течение 5 дней со дня получения соответствующего заявления По месту осуществления деятельности на территории РФ через обособленное подразделение

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями Сведения, сообщаемые органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним В течение 5 дней со дня получения сведений о факте регистрации По месту их жительства

Таблица 4

Дифференциация оснований в случае прекращения деятельности налогоплательщиков

Случаи прекращения деятельности Основание для прекращения деятельности Срок снятия с учета Снятие с учета налоговым органом

Прекращение деятельности российской организацией через филиал или представительство (закрытие филиала или представительства) Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения Не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения По месту нахождения этого филиала (представительства)

Прекращение деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организацией на территории Российской Федерации через отделение Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения Не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения По месту осуществления деятельности иностранной организации на территории Российской Федерации через это отделение

Окончание табл. 4

Случаи прекращения деятельности Основание для прекращения деятельности Срок снятия с учета Снятие с учета налоговым органом

Прекращение деятельности (закрытие) иного обособленного подразделения российской организации (иностранной организации) Сообщение российской организации (заявление иностранной организации) В течение Юдней со дня получения этого сообщения (заявления), но не ранее окончания выездной налоговой проверки организации в случае ее проведения По месту нахождения этого обособленного подразделения

Прекращение полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращение статуса адвоката Сведения, сообщаемые органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним По месту их жительства

ленных подразделений могут быть представлены в налоговый орган:

• лично или через представителя;

• направлены по почте заказным письмом;

• переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Если указанное заявление (уведомление) передано в налоговый орган в электронном виде, оно должно быть заверено электронной цифровой подписью лица, представляющего это заявление (уведомление), или его представителя.

Формы и форматы заявлений, уведомления, представляемые в налоговые органы на бумажном носителе или в электронном виде, а также порядок заполнения форм заявлений, уведомлений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

По запросу организации или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, налоговым органом свидетельство и уведомление могут быть направлены заявителю в электронном виде, заверенные электронной цифровой подписью лица, подписавшего эти документы, по телекоммуникационным каналам связи.

Формы и форматы указанных запроса, документов, подтверждающих постановку на учет (снятие с учета) в налоговом органе, порядок заполнения запроса на бумажном носителе и порядок направления указанных документов налоговым органом заявителю утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Порядок представления указанных заявлений, уведомления, запроса в налоговый орган в электронном виде утверждается Минфином России.

Изменения обязанностей органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в нало-

говые органы сведения, связанные с учетом организаций и физическихлиц (ст. 85 НК РФ):

1) пунктами 3,4, 5,9, 9.1 и 9.1 установлены органы, осуществляющие учет организаций и физическихлиц, а также характер сообщений, который они должны представить в налоговые органы, срок представления сообщений о свершившихся фактах и места сообщений (табл. 5);

2) пункт 10 ст. 85 НК РФ изложен по-новому: формы и форматы представляемых на бумажном носителе или в электронном виде в налоговые органы сведений, а также порядок заполнения форм утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

3) в статью 85 НК РФ добавлен новый п. 11: органы, указанные в пп. 3, 4, 8, 9.1 и 9.2ст. 85, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронном виде. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронном виде определяется соглашением взаимодействующих сторон.

Изменения обязанностей банков, связанные с учетом налогоплательщиков (ст. 86 НК РФ):

1) пункт 1 ст. 86 обязывает банк сообщать об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) только в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение 5 дней. Ранее можно было — на бумажных носителях или в электронном виде;

2) пунктом 1 ст. 86 также установлено, что не только формы сообщений, но и форматы сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

Таблица 5

Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц

Наименование органов Характер сообщения Срок сообщения о совершенных фактах Место сообщения

Органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физи-ческихлиц (п. Зет. 85 НК РФ) Сведения о регистрации (учете) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), сведения о регистрации актов гражданского состояния физических лиц В течение 10 дней после дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц В налоговые органы по месту своего нахождения

Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85 НК РФ) Сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах В течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года В налоговые органы по месту своего нахождения

Органы опеки и попечительства (п. 5 ст. 85 НК РФ) Об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом в отношении физическихлиц — собственников (владельцев) имущества, в том числе о передаче ребенка, являющегося собственником (владельцем) имущества, в приемную семью, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством, управлением имуществом В течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения В налоговые органы по месту своего нахождения

Органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц (п. 9 ст. 85 НК РФ) Сведения об аккредитации (о лишении аккредитации) филиалов и представительств иностранных юридических лиц В течение 10 дней со дня аккредитации (лишения аккредитации) В налоговые органы по месту своего нахождения

Орган, уполномоченный вести реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций (п. 9 ст. 85 НК РФ) Сведения о соответствующем внесении в указанный реестр (об изменениях, вносимых в реестр) В течение 10 дней со дня внесения сведений (изменений) в указанный реестр В налоговые органы по месту своего нахождения

Органы, осуществляющие государственный технический учет (п. 9.1 ст. 85 НКРФ) Сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года Ежегодно до 1 марта В налоговые органы по месту своего нахождения

Органы местного самоуправления (п. 9.2ст. 85 НК РФ) Сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января текущего года До 1 февраля В налоговые органы по месту своего нахождения

3) в пункте Зет. 86 установлено, что форматы представления банками в электронном виде информации по запросам налоговых органов утверждаются ЦБ РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Изменения в порядке проведения выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):

1) в пункт 4 ст. 89 добавлено, что в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Изменения в истребовании документов при проведении налоговой проверки (ст. 93 НКРФ):

1) в пункт 1ст. 93 добавлено, что требование о представлении документов, направляемое должностным лицом налогового органа, проводящим налоговую проверку, может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• лично под расписку;

• передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;

• по почте заказным письмом, если вышеуказанными способами требование о представлении документов передать невозможно. Требование считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма;

2) в пункте 2ст. 93 установлено, что истре-буемые документы могут быть представлены в налоговый орган:

• лично или через представителя;

• направлены по почте заказным письмом;

• переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Изменения в порядок оформления результатов налоговойпроверки(ст. 100НКРФ):

1) в статью 100 добавлен п. 3.1, в котором установлено, что к акту налоговой проверки должны прикладываться документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах. Документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются;

2) документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

Изменения в порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101НКРФ):

1) пунктом 1 ст. 101 установлено, что не только акт проверки, но и другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа;

2) пункт 2 ст. 101 дополнен следующим содержанием: лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля;

3) пункт 9ст. 101 дополнен следующим содержанием: в случае если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.

Внесены изменения в порядок производства по делу о предусмотренных налоговых правонарушениях (ст. 101.4 НКРФ):

1) пункт lern. 101.4 дополнен 10-дневным сроком со дня выявления фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, в течение которого должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Ранее срок установлен не был.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений

Изменения касаются ужесточения штрафных санкций по следующим видам налоговых правонарушений:

1) нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116НКРФ). Прежде всего, изменилось наименование данной статьи. Ранее она называлась «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе». За нарушение срока подачи заявления о постановке на учет установлен штраф в размере 10 000 руб., а за ведение организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет — в размере 10% доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.

Ранее за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет не более 90 календарных дней сумма штрафа составляла 5 000 руб.;

2) непредставление налоговой декларации (ст. 119 НКРФ). За непредставление в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган предусмотрен штраф в размере 5 % неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 руб. Ранее минимальная сумма штрафа была всего 100 руб., и если срок, в течение которого не была представлена декларация, превысил 180 календарных дней, сумма штрафа

составляла 30 % плюс 10 % за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-годня;

3) добавлена ст. 119.1. «Нарушениеустановленного способа представления налоговой декларации (расчета»). За несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ, установлен штраф в размере 200 руб. В электронном виде декларации (расчеты) в силу п. 3 ст. 80 НК РФ должны сдавать:

• налогоплательщики, у которых среднесписочная численность за предшествующий календарный год превышает 100 чел.;

• вновь созданные компании (в том числе при реорганизации), численность работников которых превышает указанный предел, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ;

• налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших;

4) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ). За грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов в течение одного налогового периода установлен штраф в размере 10 000 руб. против 5 000 руб. ранее. За те же деяния в течение более одного налогового периода — 30 000 руб., ранее штраф составлял 15 000 руб. За те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, установлен штраф в размере 20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. Ранее эти цифры составляли 10 %и 15 000 руб.

Ранее под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понималось отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета. Сейчас нарушением считается и отсутствие регистров налогового учета, а также систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика;

5) невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов (ст. 123НКРФ):

• уточнен характер ответственности — это неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом — установленный

штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению;

6) несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое в соответствии со ст. 125наложен арест:

• уточнено наименование статьи, которое дополнено несоблюдением порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога;

• добавлена ответственность за несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, в отношении которого приняты обеспечительные меры в виде залога — установлен штраф в размере 30 000 руб. против 10 000 руб. ранее;

7) непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126НКРФ):

• за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, установлен штраф в размере 200 руб. вместо 50 руб.;

• за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы со сведениями о налогоплательщике, предусмотренные НК РФ, по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ, установлен штраф в размере 100 000 руб. вместо 5 000 руб.;

8) отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ):

• за дачу экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода установлен штраф в размере 5 000 руб. вместо 1 000 руб., который был предусмотрен ранее;

9) неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1):

• за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения,

предусмотренного ст. 126 НК РФ, установлен штраф в размере 5 ООО руб. вместо 1000 руб. ранее;

• за те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, установлен штраф в размере 20 000 руб. вместо 5 000 руб. ранее; 10) непредставление банком справок (выписок)

по операциям и счетам в налоговый орган (ст. 135.1 НКРФ):

• за непредставление банком справок о наличии счетов в банке и об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган и несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, установлен штраф в размере 20 000 руб. вместо 10 000 руб. ранее. Рассмотрение жалобы и принятие решения

по ней. В п. 2 ст. 141 НК РФ последствия подачи жалобы дополнены обязанностью налогового органа (должностного лица) в течение трех дней со дня его принятия сообщить в письменной форме лицу, подавшему жалобу о принятом решении в отношении полного или частичного приостановления акта (действия), который не соответствует законодательству Российской Федерации.

Изменения, внесенные в НК РФ законом от

30.10.2009 № 242-ФЗ «О внесении изменения в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Федеральным законом от

30.07.2010 № 242-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта.

Изменения, которые были внесены названным законом вч.1 НК РФ, состоят в следующем:

1) пункт Зет. 39 дополнен подп. 8.1, который не признает реализацией товаров, работ, услуг передачу имущества участникам хозяйственного общества или товарищества при распределении имущества и имущественных прав ликвидируемой организации, являющейся иностранным организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи или маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета. Настоящее положение применяется в случае, если создание и ликвидация соответствующих организаций осуществляются в период организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи;

2) статья 83 НК РФ дополнена положениями о постановке на учет в налоговом органе организации, являющейся иностранным маркетинговым партнером Международного Олимпийского комитета и (или) официальной вещательной компанией.

Изменения, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 28.09.2010№243-Ф3 «Овнесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково». Изменения связаны с созданием инновационного центра «Сколково».

Изменения, которые были внесены названным законом вч.1 НК РФ, состоят в следующем:

1) в пункте 1ст. 83 НК РФ установлено, что Минфин России вправе определять особенности учета в налоговых органах не только крупнейших налогоплательщиков, но также и организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;

2) пункт 2ст. 89 дополнен абзацем, определяющим налоговый орган, который выносит решение о проведении выездной налоговой проверки организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» — это налоговый орган, осуществивший постановку такой организации на учет в налоговом органе.

Изменения, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 28.11.2009№287-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Законом № 287-ФЗ внесены изменения в сроки передачи банком сведений налоговым органам:

1) в соответствии с п. 5 ст. 76 банк обязан сообщить в налоговый орган в электронном виде сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, в течение 3-х дней после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операции по счетам налогоплательщика-организации в банке, ранее было — не позднее следующего дня;

2) пунктом 1 ст. 86 банк обязывается сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение 3 дней со дня соот-

ветствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета, ранее было — 5 дней;

3) пунктом 2 ст. 86 банк обязывается выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 3 дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа, ранее было — 5 дней.

Изменения, внесенные в НК РФ Федеральным законом Российской Федерации от 27.11.2010№ 306-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации». Изменения, внесенные Законом № ЗОб-ФЗ в ч. 1—2 НК РФ, коснулись применяемой в нем терминологии, а именно:

1) в связи с созданием Таможенного союза в отдельных случаях указание «граница Российской Федерации» заменено словами «граница Таможенного союза», ссылка на Таможенный кодекс РФ заменена ссылкой на таможенное законодательство Таможенного союза и законодательство РФ о таможенном деле;

2) введено понятие «иных территорий, находящихся под юрисдикцией РФ» — территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права.

Изменения, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 28.12.2010 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия». В связи с принятием Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЭ «О Следственном комитете Российской Федерации» скорректированы положения отдельныхразделов НК РФ:

1) в название раздела III НК РФ с 2011 г. внесены изменения. Теперь его название «Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы.

Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, ихдолжностныхлиц»;

2) начиная с 01.01.2011 налоговые органы обязаны направлять материалы, характеризующие не исполненные в срок требования об уплате налога (сбора), направленные налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в случае если налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, не в органы внутренних дел, а в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 198—199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации;

3) иные технические изменения, приводящие в соответствие НК РФ Федеральному закону «О Следственном комитете Российской Федерации».

Список литературы

1. О внесении изменения в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 30.07.2010 № 242-ФЗ.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково»: Федеральный закон от 28.09.2010 № 243-ФЭ.

3. О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 03.11.2010 № 287-ФЗ.

4. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации»: Федеральный закон от27.11.2010 № ЗОб-ФЗ.

5. О Следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2010 № 404-ФЗ.

(Продолжение следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.