Научная статья на тему 'Налоговые новации'

Налоговые новации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ НОВАЦИИ / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ / ПРАВИЛА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стажкова М. М.

В статье анализируются поправки, внесенные в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 27.07.2010№ 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) российской федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые новации»

НАЛОГООБЛОЖЕНиЕ

НАЛОГОВЫЕ НОВАЦИИ

М.М. СТАЖКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Института книжной культуры и управления Государственный академический университет гуманитарных наук РАН, независимый консультант-эксперт в области бухгалтерского учета, налогообложения, финансов

Все уже привыкли к регулярным и многочисленным изменениям, вносимым в Налоговый кодекс РФ. Одни из последних поправок связаны с введением в действие Федерального закона от 27.07.2010№ 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования». Новации затронули как общий порядок администрирования, так и правила исчисления и уплаты отдельных налогов. То есть изменения коснулись как первой (общей) части НК РФ, так и второй (специальной).

Первая часть НК РФ дополнена положениями, посвященными повсеместному внедрению электронного документооборота во взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков. Очень много дополнений и терминологического характера: электронная налоговая декларация, электронные документы, электронная цифровая подпись. При этом совершенно неясными остаются технические моменты: в какой программной среде будет разрешен электронный документооборот, где форматы электронных документов, порученные к разработке специалистам ФНС России, где и

как получать электронные цифровые подписи? В общем, как обычно: позитивное и современное правовое изменение оказалось технологически не продуманным.

В то же время значительно отрегулирован порядок постановки на налоговый учет и снятия с учета, что должно упростить указанные процедуры. По действующим нормам, организацию по местонахождению обособленного подразделения поставят на учет на основании сообщения. Однако для филиалов и представительств предусмотрены отдельные требования. В пункте 3 ст. 83 Налогового кодекса РФ уточнено, что их учет налоговые органы будут вести исходя из сведений, взятых ими из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Кстати, правила выбора инспекции для постановки на учет нескольких структурных подразделений, располагающихся в одном муниципальном образовании, также изменены. Теперь уведомление о сделанном выборе учреждению следует представить в налоговый орган по своему местонахождению. Об изменении местонахождения обособленного подразделения надо сообщать в налоговую инспекцию по месту учета организации, о чем говориться, кстати, и в информационном сообщении ФНС России.

С введением электронного документооборота в прошлое ушли письменные уведомления налоговых органов об открытии и закрытии счетов, участии в других организациях, создании обособленных подразделений, реорганизации или ликвидации. Дан-

ные сведения теперь можно представить: лично, через представителя, по почте или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Электронный поток может исходить как от налогоплательщика, так и от налоговой инспекции. Так, от налоговых органов в электронной форме можно получить:

— свидетельство и уведомление о постановке на учет в налоговом органе;

— акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

— уведомления об уплате налогов;

— требование об уплате налога;

— требование о представлении документов (информации) о контрагентах.

Организации могут представить документы также в электронном виде. Но налоговые органы оставили за собой право требовать подлинники документов для полного убеждения в их достоверности.

С новыми изменениями налогоплательщики получили законодательно закрепленное право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам и на получение акта совместной сверки указанных расчетов (подп. 5.1 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ). Ранее сверка носила полуофициальный характер, а налоговые органы не особо охотно шли навстречу налогоплательщикам, которым сверка расчетов была жизненно необходима (например при лицензировании).

А ведь на основании заявления организации и акта совместной сверки налоговый орган может принять решение об уточнении налогового платежа. Это позволяет уменьшить сумму начисленных пеней. Теперь о принятом решении ИФНС России должна уведомить налогоплательщика в течение пяти дней после его принятия. Такое дополнение внесено в п. 7 ст. 45 НК РФ. Самое главное: теперь сверка расчетов возможна не только по налогам, но и по штрафам и пеням.

Кроме того, налоговые органы продлили срок для взыскания налогов за счет имущества налогоплательщика. Если они пропустили установленный срок (один год после истечения срока исполнения требования), им предоставлено право обратиться в суд в течение двух лет со дня истечения этого срока (п. 1 ст. 47 НКРФ).

Также конкретизирован порядок признания и списания безнадежной недоимки: четко указаны причины, кроме того, по региональным и местным налогам соответствующим властям дано право устанавливать дополнительные основания для списания. Решать вопрос о наличии безнадежной

налоговой недоимки получили право налоговые органы, а также таможенные органы в пределах своей компетенции (по ВЭД).

Изменение срока уплаты станет возможным не только в отношении налога, сбора и пеней, но и в отношении штрафа.

В новой редакции НК РФ пополнен перечень обстоятельств, исключающих изменение срока уплаты налога и сбора. Повторно отсрочку не предоставят, если в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления, по предоставленной ранее отсрочке были допущены нарушения. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена на сумму, не превышающую стоимости чистых активов организации. Это установлено в новом п. 2.1 ст. 64 НК РФ.

А вот организация, исполняющая государственный контракт, может получить отсрочку при несвоевременном перечислении ей средств за выполнение работ для государственных нужд из бюджета. В пунктах 5, 5.1 с. 64 НК РФ приведен подробный перечень документов, который нужно приложить к заявлению о получении отсрочки или рассрочки по уплате налога (справки банков и налоговых органов, список дебиторов, график погашения задолженности и т.д.).

Несколько откорректировали срок исполнения требования об уплате налога и сбора. Теперь он установлен в рабочих днях — 8 дней с момента получения указанного требования вместо 10 календарных дней в прежней редакции п. 4 ст. 69 НКРФ.

Уточнены сроки налоговой проверки для случая, когда налогоплательщик подает уточненную декларацию в то время, когда у него идет выездная проверка. В пункте 4ст. 89 НКРФ теперь сказано, что при этом будет проверяться также и период, за который представлена уточненная декларация. Налоговые органы получили дополнительные права в части истребования документов. Они могут передать запрос о представлении документов лично (под расписку) или в электронном виде. Однако, если это невозможно, его направят по почте заказным письмом и будут считать полученным по истечении шести дней с момента направления заказного письма.

Одновременно ужесточили требования к проверяющим. Так, согласно п. 3.1 ст. 100 НК РФ к акту налоговой проверки должны прилагаться документы, подтверждающие факты нарушений налогового законодательства, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.

А вот уклонение от получения решения о привлечении к ответственности не поможет. Налоговые органы направят его по почте заказным письмом, и оно будет считаться полученным по истечении все тех же шести дней с момента направления письма.

Несколько слов сказано и о мероприятиях налогового контроля. Так, если налоговое нарушение выявлено не в ходе налоговой проверки, налоговые органы также обязаны в течение 10 дней составить акт (п. 1 ст. 101.4 НК РФ).

Самым неприятным изменением в НК РФ стало существенное возрастание штрафных санкций, которые и так были серьезным бременем для организаций. Теперь это бремя стало еще более тяжким. Основные изменения по штрафам таковы.

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе теперь карается штрафом в размере 10 ООО руб. вне зависимости от длительности нарушения.

Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе влечет за собой взыскание штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.

За непредставление налоговой декларации взимается штраф в сумме не менее 1000 руб. (было — 100 руб.). Зависимость его размера от срока непредставления налоговой декларации также отменена. Кстати говоря, этот штраф теперь касается и непредставления нулевой налоговой декларации. Раньше по этому поводу Минфин России давал противоположное разъяснение, позволяющее избежать штрафав случае с нулевой налоговой декларацией.

За несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ, налагается штраф в размере 200 руб. Это новый штраф, связанный с внедрением электронного документооборота.

За нарушение правил ведения бухгалтерского или налогового учета по ст. 120 НК РФ санкции повышены в два и более раза:

— за грубое нарушение правил учета штраф составит 10 000 руб. вместо 5 000 руб.;

— за те же нарушения, если они совершены в течение более одного налогового периода, придется заплатить 30 000 руб. вместо 15 000 руб.;

— за те же нарушения, повлекшие за собой занижение налоговой базы, штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (было — 10%,ноне менее 15 000 руб.).

Учитывая широту применения указанной статьи, нетрудно спрогнозировать нарастание штрафных санкций по ней в ближайшее время.

Во второй части НК РФ нововведения коснулись порядка уплаты НДС, НДФЛ, налога на прибыль, госпошлины и некоторых иных налогов.

Так, по НДФЛ уточнены обязанности налоговых агентов в части ведения учета предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных сумм налога, а также возврата излишне удержанных сумм. Возврат должен быть произведен в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления работника. При нарушении срока возврата организация обязана уплатить работнику проценты за каждый день просрочки исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ. Кстати, порядок возврата НДФЛ в указанном случае в 2010 и 2011 гг. различается. Перерасчет по 2010 г. может сделать предприятие до конца этого года. А с 2011 г. все возвраты будут осуществлять налоговые органы по месту жительства и регистрации физических лиц на основании налоговой декларации.

Изменения коснулись и налога на прибыль. Так, стоимость имущества, полученного при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, разрешено учитывать в расходах (п. 2 ст. 254 НК РФ). Новые правила вступили в силу 02.09.2010, но распространяются они на правоотношения, возникшие с 01.01.2010 (п. 5 ст. 10 Закона № 229-ФЗ) — редкий случай, когда позитивное изменение носит обратную силу.

С 2011 г. в два раза повышается величина первоначальной стоимости актива в целях отнесения его к амортизируемому имуществу (с 20 000 до 40 000 руб.). Вот-вот ожидаются изменения в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, которое пока имеет старый лимит в 20 000 руб.

Законодатели разобрались, наконец, с учетом страховых взносов, которые пришли на смену ЕСН. Признавать их в расходах нужно на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. То есть в составе прочих расходов как суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с законодательством. Такой подход применяется с 01.01.2010. Ранее специалисты рекомендовали включать данные суммы в расходы на основании подп. 49 п. 1 указанной статьи (т. е. как другие расходы, связанные с производством или реализацией).

Кроме того, в п. 1.1 ст. 269 НК РФ установлен новый порядок учета процентов по заемным средствам (при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях). Применяется

он в отношении расходов по займам, осуществленным с 01.01.2010.

Также с 3 до 10 млн руб. повышен лимит доходов от реализации по итогам года, который позволяет организациям уплачивать только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода. Это действительно долгожданное изменение облегчит жизнь многим организациям. Ведь у большинства из них в случае наличия внутригодовых убытков ежемесячные авансовые платежи приводили к серьезным переплатам по налогу на прибыль из-за действующего порядка их расчетов. Ведь согласно этому порядку платежи для первого квартала приходится рассчитывать исходя из начислений третьего квартала, без учетаданных четвертого квартала.

Статья 169 НК РФ дополнена нормой, позволяющей контрагентам обмениваться электронными счетами-фактурами при наличии у них совместимых технических средств.

Счет-фактура, составленный в электронном виде, должен быть подписан ЭЦП руководителя учреждения или иных уполномоченных лиц. Порядок выставления и получения счетов-фактур в

электронном виде установит Минфин России. А форматы электронных документов (счетов-фактур, журналов учета, книг покупок и книг продаж) будет утверждать ФНС России. Осталось дождаться этих документов, чтобы перейти в новый формат общения с налоговыми органами в2011 г.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования: Федеральный закон от 27.10.2010 № 229-ФЗ.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.