ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
О ШТРАФНЫХ САНКЦИЯХ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯХ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
В. А. ТЕРЕХОВА, заслуженныйработник высшей школы Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Налоговые правонарушения, выявленные налоговыми органами, рассматриваются в соответствии со ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (далее — Закон № 229-ФЗ) в ст. 101 НК РФ внесены поправки, согласно которым определен срок, в течение которого налоговые органы должны составлять акт о выявленных правонарушениях. Он не должен превышать десяти рабочих дней со дня выявления правонарушения. Одновременно законом определен срок (не более десяти рабочих дней), в течение которого должно быть вынесено решение о привлечении лица к ответственности (ст. 101.4 НК РФ). Однако в ст. 101.4 НК РФ ничего не сказано о том, когда решение вступает в силу.
В соответствии с Законом № 229-ФЗ увеличены штрафы за налоговые правонарушения. Так, за непредставление в установленный срок налога плательщиком документов и иных сведений, предусмотренных НК РФ, штраф увеличился с 50 до
200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).
За непредставление или уклонение от представления документов в налоговые органы документов либо за представление документов с заведомо недостоверными сведениями штраф увеличился с 5 000 до 10 000 руб. (п. 2ст. 126 НК РФ).
За несоблюдение порядка владения или распоряжения имуществом, на который наложен арест, штраф увеличился с 10 000 до 30 000 руб. За заведомо ложное экспертное заключение, за несвоевременное сообщение налоговому органу необходимых сведений, предусмотренных НК РФ, штраф увеличился с 1 000 до 5 000 руб., а если такое правонарушение совершено повторно в течение календарного года, штраф вырос с 5 000 до 20 000 руб. (п. 2ст. 129.1 НКРФ).
В два раза (с 10 000 до 20 000 руб.) увеличился штраф:
• за неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога, штрафа и т.д., т. е. за несоблюдение преимущества в очередности исполнения платежей в бюджетную систему Российской Федерации (ст. 134 НК РФ);
• за непредставление банком сведений (выписок) о наличии счетов в банке и об отчетах денежных средств, операции по которым
приостановлены, а также за представление выписок, содержащих недостоверные сведения (ст. 135 НКРФ).
В соответствии с Законом № 229-ФЗ предусмотрены новые виды ответственности за налоговые правонарушения. Так, за несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронном виде штраф составляет 200 руб., а за неудержание сумм налога, подлежащего удержанию, штраф составляет 20 % суммы, подлежащей удержанию и перечислению (ст. 123 НК РФ).
Также предусмотрено увеличение штрафов за грубое нарушение организацией-налогоплательщиком правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ). Если такие нарушения были совершены в течение одного налогового периода, то штраф составляет 10 000 руб. (вместо 5 000 руб.), а если более одного налогового периода, то 30 000 руб. (вместо 15 000 руб.). Если же указанные правонарушения привели к занижению налоговой базы, то штраф составляет 20 % (вместо 10%) суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (вместо 15 000 руб.).
Следует отметить, что под грубыми нарушениями правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения подразумеваются:
• систематическое (два раза и более в течение календарного года) нарушение порядка отражения на счетах и в регистрах налогового учета хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов, финансовыхвложений;
• отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского и налогового учета.
В соответствии со ст. 116 НК РФ штраф за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе теперь не зависит от срока опоздания и составляет 10 000 руб. (вместо 5 000 руб.) при нарушении этого срока до 90 календарных дней).
В Законе № 229-ФЗ штраф заведение организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет в налогом органе составляет 10% доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. В связи с этой поправкой утратила силу ст. 117 НК РФ.
Непредставление налоговой декларации в установленный срок независимо от срока опоздания вызывает необходимость уплаты штрафа в размере 5 % неуплаченной суммы налога, подлежащего уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее
1 000 руб.
Важные изменения внесены Законом № 229-ФЗ в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Они связаны с оценкой материально-производственных запасов. Речь идет об имуществе, полученном при модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, которое должно оцениваться по рыночным ценам. Эти дополнения вступили в силу с 02.09.2010, но распространяют свое действие на правоотношения, возникшиес 01.01.2010 (п. 5 ст. 10 Закона № 229-ФЗ).
Что касается амортизируемого имущества, то с 01.01.2011 в состав такого имущества включаются основные средства и нематериальные активы, срок полезного использования которых составляет более 12 мес., а первоначальная стоимость превышает 40 000 руб. вместо прежних 20 000 руб.
В соответствии с поправками, внесенными Законом № 229-ФЗ в п. 1 ст. 261 НК РФ, в состав расходов на освоение природных ресурсов включаются расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, включая расходы на строительство (бурение) и ликвидацию (консервацию), за исключением тех, которые признаются амортизируемым имуществом.
Расходы на освоение включаются в состав прочих расходов, причем расходы на поиски и оценку месторождений, на разведку и гидрогеологические изыскания, расходы на приобретение необходимой геологической информации у третьих лиц включаются в состав расходов на освоение равномерно в течение 12 мес.
Согласно дополнениям, внесенным Законом № 229-ФЗ в п. 2ст. 261 НК РФ, расходы по ведению горных строительных работ, а также на переселение и выплату компенсаций за снос жилья включаются в состав расходов на освоение в течение двух лет (вместо прежних 5 лет).
Расходы по предварительной оценке месторождения, расходы по проведению аудита запасов месторождения, расходы на разработку технико-экономического обоснования проекта освоения месторождения, расходы на получение лицензии также включаются в состав прочих расходов в течение двух лет (вместо прежних 5 лет).
Что касается процентов по долговым обязательствам, то организации исходят из ставки рефинансирования Банка России в 2010—2012 гг. с применением коэффициента 1,8; по обязательствам в иностранной валюте в 2011—2012 гг. для расчета величины процентов используется ставка рефинансирования, умноженная на коэффициент 0,8.
Организации, которые понесли убытки в предыдущих налоговых периодах, имеют право уменьшить налоговую базу текущего периода на всю сумму или на часть суммы убытка (п. 1 ст. 283 НК РФ).
В соответствии с Законом № 229-ФЗ п. 1 ст. 283 НК РФ дополнен новым положением, согласно которому организации сельскохозяйственных товаропроизводителей не могут переносить на будущие налоговые периоды убытки, которые были получены в период обложения доходов налогоплательщика налогом по ставке 0 %.
Законодательно изменены сроки перечисления в бюджет налога на прибыль, установленные ст. 287 НК РФ. Если раньше налогоплательщики, которые удерживают сумму налога на прибыль из доходов иностранной организации, должны были перечислять ее в бюджет в течение трех рабочих дней со дня перечисления денежных средств иностранной организации (п. 2ст. 287 НК РФ), то с 01.01.2011 налог следует перечислять не позднее дня, следующего за днем перечисления средств иностранной организации.
Если до 2011 г. налог на прибыль, удержанный по дивидендам и по процентам по государственным и муниципальным ценным бумагам, перечислялся в бюджет в течение десяти рабочих дней со дня
выплаты дохода (п. 4 ст. 287 НК РФ), то с 01.01.2011 налогоплательщики должны перечислять налог не позднее дня, следующего за днем перечисления денежных средств.
В итоге следует отметить, что Закон № 229-ФЗ упорядочивает процедуру взимания штрафов за налоговые правонарушения и вносит дополнения в порядок расчета на прибыль, что усиливает ответственность налогоплательщиков за своевременность уплаты в бюджет этого важнейшего налога.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
2. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования: Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ.
❖ ❖ ❖