Налогообложение
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ (комментарий к Федеральному закону от 27.07.2010 № 229-ФЗ)
Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, консультант Минфина России
В отношении налога на прибыль организаций Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (далее — Закон № 229-ФЗ) внесены поправки в Налоговый кодекс РФ (НК РФ). Рассмотрим внесенные изменения.
Согласно п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материальнопроизводственных запасов.
Абзац второй п. 2ст. 254 НК РФ (в редакции до вступления в силу Закона № 229-ФЗ) предусматривает, что стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоп-
лательщиком в порядке, предусмотренном пп. 13 и 20ст.250НКРФ.
В силу п. 18 ст. 2 Закона № 229-ФЗ в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ внесены дополнения, согласно которым стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде имущества, полученного при ремонте основных средств, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пп. 13 и 20 ст. 250 НК РФ.
В соответствии сп. 5 ст. 10 Закона № 229-ФЗ положения абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ (в редакции Закона № 229-ФЗ) распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2010.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона № 229-ФЗ указанные поправки вступили в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона № 229-ФЗ (опубликован в «Российской газете» 02.08.2010).
На основании п. 1 ст. 256 НК РФ (в редакции до вступления в силу Закона № 229-ФЗ) амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 мес. и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
Пунктом 1 ст. 257 НК РФ предусмотрено, что под основными средствами в целях гл. 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 20 ООО руб.
Таким образом, одним из критериев для отнесения имущества к амортизируемому является его стоимость, которая должна быть выше 20 ООО руб.
Между тем согласно п. 19 ст. 2 Закона № 229-ФЗ в абзаце первом п. 1 ст. 256 НК РФ сумма «20
ООО рублей» заменена на другую — «40 000 рублей», а в силу п. 20 ст. 2 Закона № 229-ФЗ в абзаце первом п. 1 ст. 257 величина «20 000 рублей» также заменена на «40 000 рублей».
Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2011 (п. 2ст. 10 Закона № 229-ФЗ). Следовательно, с момента вступления в силу указанных изменений к амортизируемому имуществу будет относиться имущество стоимостью более 40 000 руб., а не 20 000 руб.
Словом, если имущество вводится в эксплуатацию до 01.01.2011, то оно признается амортизируемым, если его стоимость составляет более 20 000 руб. (при наличии других признаков амортизируемого имущества, установленных гл. 25 НК РФ). Если же имущество вводится в эксплуатацию после 01.01.2011, то для признания его амортизируемым, при наличии иных условий, предусмотренных гл. 25 НК РФ, его стоимость должна быть выше 40 000 руб.
Статьей 261 НК РФ установлен порядок учета при налогообложении прибыли расходов на освоение природных ресурсов.
Согласно абзацу четвертому п. 2ст. 261 НК РФ расходы, предусмотренные в абзацах четвертом и пятом п. 1 ст. 261 НК РФ, включаются в состав расходов равномерно в течение пяти лет, но не более срока эксплуатации.
На основании подп. «б» п. 21 ст. 2 Закона № 229-ФЗ в указанное выше положение внесены поправки, согласно которым сокращен срок учета расходов, предусмотренных в абзацах четвертом и пятом п. 1 ст. 261 НК РФ с пяти до двух лет.
Отметим, что в силу п. 10 ст. 10 Закона № 229-ФЗ положения абзаца четвертого п. 2 ст. 261 НК РФ (в части сроков признания расходов) (в редакции Закона № 229-ФЗ) применяются в отношении расходов на освоение природных ресурсов, осу-ществленныхпосле 01.01.2011.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона № 229-ФЗ указанные изменения вступили в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона № 229-ФЗ.
В силу п. 3 ст. 261 НК РФ (в редакции до вступления в силу Закона № 229-ФЗ), если расходы на освоение природных ресурсов по соответствующему участку недр оказались безрезультатными, указанные расходы признаются для целей налогообложения с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщик уведомил федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальное подразделение о прекращении дальнейших геологопоисковых, геологоразведочных и иных работ на этом участке в связи с их бесперспективностью. При этом безрезультатными признаются геолого поисковые, геологоразведочные и иные работы, по результатам которых налогоплательщик принял решение о прекращении дальнейших работ на соответствующей части участка недр в связи с бесперспективностью выявления запасов полезных ископаемых либо в связи с невозможностью или нецелесообразностью строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Также п. 3 ст. 261 НК РФ устанавливается, что порядок, предусмотренный настоящим пунктом, применяется к расходам на освоение природных ресурсов, относящимся к части территории (акватории), предусмотренной соответствующей лицензией. При этом налогоплательщик должен вести раздельный учет таких расходов по соответствующей части территории (акватории). Указанные расходы включаются в состав прочих расходов в порядке, предусмотренном п. 2ст. 261 НК РФ.
Согласно подп. «в» п. 21 ст. 2 Закона № 229-ФЗ, который на основании п. 2 ст. 10 Закона № 229-ФЗ вступил в силу 01.01.2011, п. Зет. 261 НК РФ признан утратившим силу.
На основании п. 2 ст. 10 Закона № 229-ФЗ подп. «в» п. 21 ст. 2 Закона № 229-ФЗ вступил в силу с 01.01.2011.
Пунктом 4 ст. 261 НК РФ (в редакции до вступления в силу Закона № 229-ФЗ) установлено, что порядок признания расходов на освоение природных ресурсов, установленный ст. 261 НК РФ, применяется к расходам на строительство (бурение) разведочной скважины на месторождениях нефти и газа, которая оказалась непродуктивной, проведение комплекса геологических работ и испытаний с использованием этой скважины, а также на последующую ликвидацию такой скважины.
В силу подп. «г» п. 21 ст. 2 Закона № 229-ФЗ в указанном положении конкретное указание полезных ископаемых «нефти и газа» заменено обобщенным определением «углеводородного сырья».
Согласно подп. 3 п. 2ст. 337 гл. 26 НК РФ видами добытого полезного ископаемого является углеводородное сырье, а именно:
— нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная;
— газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья, прошедший технологию промысловой подготовки в соответствии с техническим проектом разработки месторождения до направления его на переработку. Для целей ст. 337 НК РФ переработкой газового конденсата является отделение гелия, сернистых и других компонентов и примесей при их наличии, получение стабильного конденсата, широкой фракции легких углеводородов и продуктов их переработки;
— газ горючий природный (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа из газовой шапки) из всех видов месторождений углеводородного сырья, добываемый через нефтяные скважины;
— газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, за исключением попутного газа.
Рассмотренное уточнение вступило в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона № 229-ФЗ.
Пункт 5 ст. 261 НК РФ (до вступления в силу Закона № 229-ФЗ) устанавливал, что не включаются в состав расходов для целей налогообложения расходы на безрезультатные работы по освоению природных ресурсов, если в течение пяти лет до момента предоставления налогоплательщику прав на геологическое изучение недр, разведку и добычу полезных ископаемых или иное пользование участком недр на этом участке уже осуществлялись аналогичные работы. Данное положение не применяется, если указанные работы проводились на основе принципиально иной технологии и (или) в отношении других полезных ископаемых.
На основании подп. «д» п. 21 ст. 2 Закона № 229-ФЗ п. 5 утрачивает силу. Указанное изменение вступило в силу согласно п. 2 ст. 10 Закона № 229-ФЗ с 01.01.2011.
Поправками, внесенными Законом № 229-ФЗ разрешился спорный вопрос о том, по какому основанию учитывать страховые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ).
Федеральный закон от24.07.2009 № 213-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» вступил в силу с 01.01.2010. Единый социальный налог заменен страховыми взносами.
Между тем в течение 2010 г. до внесения изменений Законом № 229-ФЗ для налогоплательщиков оставался спорным вопрос о том, в каком порядке учитывать суммы начисленных страховых взносов.
Согласно многочисленным разъяснениям Минфина России суммы страховых взносов, уплачиваемых в соответствии с Законом № 212-ФЗ, учитываются организацией в составе прочих расходов на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Отметим, что подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ разрешает относить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, и расходы, прямо не указанные в п. 1 ст. 264 НК РФ, если они связаны с производством и реализацией.
До введения страховых взносов суммы единого социального налога учитывались на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Указанное положение предусматривало, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.
Поскольку страховые взносы не являются налогами и другими платежами, указанными в подп.
1 п. 1 ст. 264 НК РФ, то учитывать их на основании приведенной нормы неправомерно.
Минфин России в письме от 25.05.2010 № 0303-06/2/101 разъясняет, что страховые взносы следует учитывать на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Разъясняя относительно момента признания указанных расходов в налоговом учете, финансовое ведомство учло, что согласно подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления. Следовательно, при определении момента признания в налоговом учете страховых взносов, ввиду того что они являются обязательными платежами, следует применять подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ. Таким образом, датой осуществле-
ния расходов в виде страховых взносов признается дата их начисления.
Минфин России в письмах от 13.04.2010 № 0303-06/1/259, от 13.04.2010 №03-03-06/1/260 делает аналогичные выводы.
В письме от 24.03.2010 № 03-03-06/1/171 Минфин России также отмечает, что страховые взносы не соответствуют сущности расходов на оплату труда, заложенной в ст. 255 НК РФ. Учитывать страховые взносы на основании п. 25 ст. 255 НК РФ не позволяетто, что данная норма установлена для расходов на оплату труда, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором. Уплата страховых взносов осуществляется на основании Закона № 212-ФЗ и не связана с трудовыми и коллективными договорами.
О том, что суммы страховых взносов не относятся к расходам на оплату труда, говорится в письмах Минфина России от 22.03.2010 № 03-0306/1/160, от 18.03.2010 № 03-03-06/1/144.
Согласно п. 22ст. 2 Закона № 229-ФЗ подп. 1 п. 1ст. 264 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой к прочим расходам относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.
В силу п. 1ст. 10 Закона № 229-ФЗ рассмотренные изменения вступили в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона № 229-ФЗ.
На основании п. 5 ст. 10 Закона № 229-ФЗ положения подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (в редакции Закона № 229-ФЗ) распространяют свое действие направоотношения, возникшие с 01.01.2010.
Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам установлены ст. 269 НКРФ.
Пунктом 1 ст. 269 НК РФ установлены принципы отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам.
Согласно подп. «а» п. 23 ст. 2 Закона № 229-ФЗ положение п. 1 ст. 216 НК РФ дополнено ссылками на то, что его положения применяются в том случае, если иное не предусмотрено п. 1.1 ст. 269 НК РФ.
На основании подп. «б» п. 23 ст. 2 Закона № 229-ФЗ ст. 269 НК РФ дополнена п. 1.1, согласно которому при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежныхединиц), принимается:
— с 01.01.2010 по 31.12.2010 включительно — равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Банка России, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 % — по долговым обязательствам в иностранной валюте, если иное не предусмотрено настоящим пунктом;
— с 01.01.2011 по 31.12.2012 включительно — равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Банка России, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Банка России и коэффициента 0,8 — по долговым обязательствам в иностранной валюте.
В отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до
01.11.2009, при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу услов-ныхденежных единиц), с 01.01.2010 по 30.06.2010 включительно принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в два раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 % — по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Пунктом 9 ст. 10 Закона № 229-ФЗ установлено, что положения пп. 1 и 1.1 ст. 269 НК РФ (в редакции Закона № 229-ФЗ) применяются в отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, осуществленныхс 01.01.2010.
В силу п. 1ст. 10 Закона № 229-ФЗ рассмотренные изменения вступили в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона № 229-ФЗ.
На основании п. 35 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не
учитываются расходы на осуществление безрезультатных работ по освоению природных ресурсов в соответствии с п. 5 ст. 261 НК РФ.
Согласно п. 24ст. 2, п. 2ст. 10 Закона№ 229-ФЗ п. 35ст. 270 НК РФутрачиваетсилус 01.01.2011.
Порядок признания доходов при методе начисления установлен ст. 271 НК РФ. Как следует из положений подп. 7 п. 4 ст. 271 НК РФ (в редакции до вступления в силу Закона № 229-ФЗ) для внереализационных доходов датой получения дохода признается дата перехода права собственности на иностранную валюту и драгоценные металлы при совершении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами, а также последнее число текущего месяца — по доходам в виде положительной курсовой разницы по имуществу и требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте, и положительной переоценки стоимости драгоценных металлов.
Согласно п. 25 ст. 2 Закона № 229-ФЗ в подп. 7 п. 4 ст. 271 НК РФ внесены уточнения, согласно которым для внереализационных доходов датой получения дохода признается дата перехода права собственности на иностранную валюту и драгоценные металлы при совершении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами, а также последнее число текущего месяца — по доходам в виде положительной курсовой разницы по имуществу и требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов), и положительной переоценки стоимости драгоценных металлов.
На основании п. 2 ст. 10 Закона № 229-ФЗ рассмотренное изменение вступило в силу с 01.01.2011 и согласно п. 5 ст. 10 Закона № 229-ФЗ положения подп. 7 п. 4ст. 271 НК РФ в новой редакции распространяются на правоотношения, возникшие с
01.01.2010.
Согласно подп. «б» п. 25 ст. 2 Закона № 229-ФЗ ст. 271 НК РФ дополнена п. 4.2, согласно которому средства, полученные организациями кинематографии из Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии на производство, прокат, показ и продвижение национального фильма, источником которых являются бюджетные ассигнования, учитываются в составе внереализационных доходов пропорционально предусмотренным условиями получения указанных средств расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более трех налоговых периодов с момента получения указанных средств. Данный порядок учета указанных средств не распространяется на случаи приобретения за счет этого источника амор-
тизируемого имущества. В случае приобретения за счет указанных средств амортизируемого имущества данные средства отражаются в составе доходов по мере признания расходов на приобретение амортизируемого имущества. В случае нарушения условий получения средств, предусмотренных настоящим пунктом, полученные средства в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных средств, указанных в абзаце первом настоящего пункта, превысит сумму учтенных в соответствии с настоящим пунктом расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе внереализационных доходов этого налогового периода.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона № 229-ФЗ рассмотренные поправки вступили в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона № 229-ФЗ.
Положения п. 4.2ст. 271 НК РФ (в редакции Закона № 229-ФЗ) распространяют свое действие направоотношения, возникшие с 01.01.2010.
В силу подп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ (в редакции до вступления в силу Закона № 229-ФЗ) датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается, если иное не установлено ст. 261, 262, 266 и 267 НК РФ, дата перехода права собственности на иностранную валюту и драгоценные металлы при совершении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами, а также последнее число текущего месяца — по расходам в виде отрицательной курсовой разницы по имуществу и требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте, и отрицательной переоценки стоимости драгоценных металлов.
На основании п. 26 ст. 2 Закона № 229-ФЗ в приведенное положение внесены поправки. Согласно изменениям датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается, если иное не установлено ст. 261, 262, 266 и 267 НК РФ, дата перехода права собственности на иностранную валюту и драгоценные металлы при совершении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами, а также последнее число текущего месяца — по расходам в виде отрицательной курсовой разницы по имуществу и требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов), и отрицательной переоценки стоимости драгоценных металлов.
Пункт 26 ст. 2 Закона № 229-ФЗ вступил в силу c01.01.2011 (п. 2ст. 10 Закона № 229-ФЗ).
В силу п. 5 ст. 10 Закона № 229-ФЗ положения подп. 6п.7 ст. 272 НК РФ (в редакции Закона № 229-ФЗ) распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2010.
Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе установлен ст. 273 НК РФ.
На основании п. 27 ст. 2 Закона № 229-ФЗ ст. 273 НК РФ дополнена п. 2.2, согласно которому средства, полученные организациями кинематографии из Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии на производство, прокат, показ и продвижение национального фильма, источником которых являются бюджетные ассигнования, учитываются в составе внереализационных доходов пропорционально предусмотренным условиями получения указанных средств расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более трех налоговых периодов с момента получения указанных средств.
Данный порядок учета указанных средств не распространяется на случаи приобретения за счет этого источника амортизируемого имущества. В случае приобретения за счет указанных средств амортизируемого имущества данные средства отражаются в составе доходов по мере признания расходов на приобретение амортизируемого имущества.
Также введенным п. 2.2 ст. 273 НК РФ устанавливается, что в случае нарушения условий получения средств, предусмотренных настоящим пунктом, полученные средства в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных средств, указанных в абзаце первом п. 2.2ст. 273 НК РФ, превысит сумму учтенных в соответствии с настоящим пунктом расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе внереализационных доходов этого налогового периода.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона № 229-ФЗ рассмотренное изменение вступило в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона № 229-ФЗ.
В силу п. 5 ст. 10 Закона № 229-ФЗ положения п. 2.2 ст. 273 НК РФ (в редакции Закона № 229-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие c01.01.2010.
Часть седьмая ст. 275.1 НК РФ (до вступления в силу Закона № 229-ФЗ) предусматривала, что налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законо-
дательством РФ и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящей статьи, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание этих объектов. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика. Если органами местного самоуправления такие нормативы не утверждены, налогоплательщики вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам. В случае если объекты находятся на территории иного муниципального образования, чем головная организация, применяются нормативы, утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения этих объектов.
В силу подп. «а» п. 28 ст. 2 Закона № 229-ФЗ часть седьмая ст. 275.1 НК РФ изложена в новой редакции, в соответствии с которой налогоплательщики, численность работников которых составляет не менее 25 % численности работающего населения соответствующего населенного пункта и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов, указанных в частях третьей и четвертой ст. 275.1 НК РФ, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов.
Согласно п. 2 ст. 10 Закона № 229-ФЗ рассмотренные изменения вступили в силус 01.01.2011.
На основании п. 1 ст. 276 НК РФ определение налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом осуществляется:
— в соответствии с п. 3 ст. 276 НК РФ в случае, если по условиям указанного договора выгодоприобретателем является учредитель управления;
— в соответствии с п. 4ст. 276 НК РФ в случае, если по условиям указанного договора учредитель управления не является выгодоприобретателем.
При этом только в п. 4ст. 276 НК РФ содержится положение о том, что убытки, полученные в течение срокадействия договора доверительного управления имуществом от использования имущества, переданного в доверительное управление, не признаются убытками учредителя (выгодоприобретателя), учитываемыми в целях налогообложения в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Следовательно, из буквального толкования
норм пп. 1, 3 и 4 ст. 276 НК РФ можно сделать вывод о том, что указанный выше порядок учета убытка распространяется только на участников договора доверительного управления имуществом в случае, если по условиям указанного договора учредитель управления не является выгодоприобретателем.
Соответственно, в случае, если по условиям договора доверительного управления имуществом выгодоприобретателем является учредитель управления, то согласно п. 1 ст. 276 НК РФ он определяет налоговую базу в соответствии с п. 3, которым не предусмотрено непризнание убытков при налогообложении.
Согласно изменениям, внесенным п. 29ст. 2 Закона № 229-ФЗ, абзац третий п. 4 ст. 276 НК РФ признан утратившим силу, но в то же время аналогичное положение введено п. 4.1.
Следовательно, с момента вступления в силу Закона № 229-ФЗ в любом случае, предусмотренным п. 1ст. 276 НК РФ, убытки, полученные в течение срока действия договора доверительного управления имуществом от использования имущества, переданного в доверительное управление, не признаются убытками учредителя (выгодоприобретателя), учитываемыми в целях налогообложения в соответствии с гл. 25 НК РФ.
На основании п. 2ст. 2 Закона № 229-ФЗ указанные изменения вступили в силу с 01.01.2011.
Статьей 283 НК РФ установлены особенности переноса убытков на будущее.
Так, в силу п. 1 ст. 283 НК РФ налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с гл. 25 НК РФ, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). При этом определение налоговой базы текущего налогового периода производится с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, ст. 264.1, 268.1, 275.1, 280 и 304 НК РФ.
На основании п. 30 ст. 2 Закона № 229-ФЗ п. 1 ст. 283 дополнен абзацем, согласно которому положение п. 1ст. 283 НК РФ не распространяется на убытки, полученные налогоплательщиком в период налогообложения его доходов по ставке 0%.
В силу п. 30 ст. 2 Закона № 229-ФЗ указанная поправкавступилав силус 01.01.2011.
На основании п. 3 ст. 286 НК РФ (в редакции до вступления в силу Закона № 229-ФЗ) организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал, а также
бюджетные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
На основании п. 31 ст. 2 Закона № 229-ФЗ в п. 3 ст. 286 фраза «не превышали в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал» заменена выражением «не превышали в среднем 10 миллионов рублей за каждый квартал».
Следовательно, с момента вступления в силу Закона № 229-ФЗ квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода вправе уплачивать организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем 10 млн руб. за каждый квартал.
В силу п. 2 ст. 10 Закона № 229-ФЗ п. 31 ст. 2 Закона №229-ФЗ вступил в силу с 01.01.2011.
Согласно изменениям, внесенным Законом № 229-ФЗ в ст. 287 НК РФ, сокращены сроки для уплаты удержанной суммы налога.
Согласно п. 2 ст. 287 НК РФ российская организация или иностранная организация, осуществляющая деятельность в РФ через постоянное представительство (налоговые агенты), выплачивающие доход иностранной организации, удерживают сумму налога из доходов этой иностранной организации, за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (в отношении которых применяется порядок, установленный п. 4 ст. 287 НК РФ), при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов, если иное не предусмотрено НК РФ.
При этом налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.
На основании п. 32 ст. 2 Закона № 229-ФЗ указанный срок с момента вступления в силу поправки установлен не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления).
В силу п. 4ст. 287 НК РФ по доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, налог, удержанный при
выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, в течение 10 дней со дня выплаты дохода.
В соответствии с подп. «б» п. 32 ст. 2 Закона № 229-ФЗ указанный выше срок установлен не позднее дня, следующего за днем выплаты. Рассмотренные изменения вступили в силу согласно п. 2ст. 10 Закона№ 229-ФЗ с 01.01.2011.
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
2. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования: Федеральный закон от 27.07.2010 №229-ФЗ.
3. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от24.07.2009 № 212-ФЗ.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»: Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЭ.
5. Письмо Минфина России от 22.03.2010 № 03-03-06/1/160.
6. Письмо Минфина России от 18.03.2010 № 03-03-06/1/144.