Научная статья на тему 'Налоговые инструменты в борьбе с финансовым кризисом (комментарий к федеральным законам от 26. 11. 2008 № 224-ФЗ, 24. 11. 2008 № 208-ФЗ, № 209-ФЗ, 04. 12. 2008 № 251-ФЗ)'

Налоговые инструменты в борьбе с финансовым кризисом (комментарий к федеральным законам от 26. 11. 2008 № 224-ФЗ, 24. 11. 2008 № 208-ФЗ, № 209-ФЗ, 04. 12. 2008 № 251-ФЗ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лермонтов Ю. М.

В октябре и ноябре 2008 г. Федеральным Собранием РФ был принят ряд законов, реализующих антикризисную программу, которые предусматривали как прямое, так и косвенное влияние на стабилизацию экономики страны и выход из кризисной ситуации: федеральные законы от 24.11.2008 № 208-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.14 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», от 24.11.2008 № 209-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», от 04.12.2008 № 251-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Этими законами вносятся хоть и точечные, но существенные поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации. Внесение таких масштабных поправок в Налоговый кодекс РФ стало возможным благодаря антикризисной политике. Послание Президента РФ Федеральному Собранию также сыграло свою роль, поскольку глава государства дал понять, что финансово-экономический кризис должен сыграть для России положительную роль, поскольку Россия обладает значительными средствами для антикризисных мер. В Законе № 224-ФЗ содержатся многочисленные поправки как в первую, так и во вторую части Налогового кодекса РФ, а также другие нормативно-правовые акты, связанные с законодательством о налогах и сборах. Особое внимание уделено налогу на добавленную стоимость, а также амортизации основных средств. Согласно п. 1 ст. 9 Закона № 224-ФЗ, практически все рассмотренные поправки вступают в силу с 1 января 2009 г. Автор в данной статье рассмотрел особенности вступления в силу отдельных изменений законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые инструменты в борьбе с финансовым кризисом (комментарий к федеральным законам от 26. 11. 2008 № 224-ФЗ, 24. 11. 2008 № 208-ФЗ, № 209-ФЗ, 04. 12. 2008 № 251-ФЗ)»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В БОРЬБЕ С ФИНАНСОВЫМ КРИЗИСОМ (КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНАМ от 26.11.2008 № 224-ФЗ, 24.11.2008 № 208-ФЗ, № 209-ФЗ, 04.12.2008 № 251-ФЗ)

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ,

консультант Минфина России

Введение

В последнее время все чаще в прессе появляется информация о том, что мировой финансовый кризис сыграл для России роль катализатора для реализации давно поставленных задач и проектов в области налоговой политики государства. В октябре и ноябре 2008 г. Федеральным Собранием РФ был принят ряд законов, реализующих антикризисную программу, которые предусматривали как прямое, так и косвенное влияние на стабилизацию экономики страны и выход из кризисной ситуации. Например, в последнюю неделю ноября 2008г. были приняты федеральные законы от 24.11.2008 № 208-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.14 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 208-ФЗ), от 24.11.2008 № 209-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ), от 04.12.2008 № 251-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 251-ФЗ). Этими законами вносятся хоть и точечные, но существенные поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ).

Наиболее неожиданным и масштабным стал Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 224-ФЗ).

Внесение таких масштабных поправок в НК РФ стало возможным благодаря антикризисной полити-

ке. Послание Президента РФ Федеральному Собранию также сыграло свою роль, поскольку глава государства дал понять, что финансово-экономический кризис должен сыграть для России положительную роль, поскольку Россия обладает значительными средствами для антикризисных мер.

В Законе № 224-ФЗ содержатся многочисленные поправки как в первую, так и во вторую части НК РФ, а также другие нормативно-правовые акты, связанные с законодательством о налогах и сборах. Особое внимание уделено налогу на добавленную стоимость, а также амортизации основных средств. Согласно п. 1 ст. 9 Закона № 224-ФЗ практически все рассмотренные поправки вступают в силу с 1 января 2009 г. Особенности вступления отдельных изменений будут рассматриваться по тексту статьи.

Поправки, внесенные в часть первую НК РФ

Вступление в силу актов законодательства

Во-первых, Законом № 224-ФЗ внесена поправка, позволяющая законам о налогах и сборах вступать в силу с даты их официального опубликования (п. 1 ст. 1). Главной задачей этой поправки является ускорение процесса вступления в силу отдельных актов законодательства о налогах и сборах, поскольку в условиях кризиса очень важны оперативные меры и своевременное вмешательство государства в сферу налогообложения.

Так, до вступления в силу указанной поправки, согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о

налогах вступали в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК РФ, а акты законодательства о сборах вступали в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК РФ.

Если федеральные законы вносят изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также если акты законодательства

0 налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований вводят налоги, то они вступают в силу не ранее

1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона № 224-ФЗ, п. 1 ст. 5 НК РФ дополнен абзацем, устанавливающим, что акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пп. 3 и 4 ст. 5 НК РФ, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

Напомним, что к установленным пп. 3 и 4 ст. 5 НК РФ актам законодательства о налогах и сборах относятся акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, а также отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение.

Перерасчет налоговой базы

Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ (в ред., действовавшей до вступления в силу Закона № 224-ФЗ), налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Если налогоплательщик обнаружил ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Пунктом 2 ст. 1 Закона № 224-ФЗ в п. 1ст. 54 НК РФ внесено положение, согласно которому налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Согласно п. 2ст. 9 Закона № 224-ФЗ, п. 2ст. 1 вступает в силу с 1 января 2010 г.

Повторная уплата налога

при ликвидации банка.

До принятия Закона № 224-ФЗ не был отрегулирован вопрос о том, что делать налогоплательщику, если сумма налога, сбора, пеней, штрафов была списана с его счета, однако в связи с ликвидацией банка не была перечислена в бюджетную систему Российской Федерации.

Суды по данному вопросу были на стороне налогоплательщиков. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 11.10.2006 № АЗЗ-33727/05-Ф02-5260/06-С1 пришел к выводу, что налогоплательщик правомерно списал задолженность по налогу, которая образовалась в результате списания банком с его счета суммы налога, но не перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации, в связи с ликвидацией банка. Суд исходил из того, что в силу ст. 1102 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) у банка возникло обязательство по возврату организации неосновательно удерживаемых средств, и для того, чтобы списать задолженность этого банка в целях налогового учета, необходимо было хотя бы одно из следующих условий: истечение срока исковой давности, ликвидация должника, невозможность исполнения, установленная актом государственного органа. В связи с тем, что банк на момент списания задолженности был ликвидирован, налогоплательщик правомерно списал задолженность по налогу.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 09.10.2006, 10.10.2006 № КА-А40/9757-06 сделал вывод о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.

Таким образом, до вступления в силу Закона № 224-ФЗ налогоплательщик, у которого суммы налога, сбора, пеней и штрафов были списаны банком с его счета, но не перечислены в бюджетную систему Российской Федерации, вправе списать

такую задолженность перед бюджетом в порядке, установленном ст. 59 НК РФ.

Пунктом 3 ст. 1 Закона № 224-ФЗ ст. 59 НК РФ была дополнена п. 3, который регулирует рассматриваемый вопрос. Согласно внесенным изменениям, суммы налога, сбора, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с п. 1 ст. 59 НК РФ в случае, если на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки ликвидированы.

Напомним, что согласно п. 1ст. 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: либо Правительством РФ — по федеральным налогам и сборам, либо исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями — по региональным и местным налогам.

Кроме этого, ст. 8 Закона № 224-ФЗ устанавливается, что положения п. 3 ст. 59 НК РФ (в ред. Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ) применяются к суммам налога, сбора, пеней и штрафов, списанным со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, но не перечисленных банками в бюджетную систему Российской Федерации до дня вступления в силу Закона № 224-ФЗ.

Однако в силу ст. 7 Закона № 224-ФЗ это положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 г.

Таким образом, новая редакция п. Зет. 59 НК РФ имеет обратную силу и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 г., что актуально в условиях финансово-экономического кризиса, когда уже многие российские банки стали банкротами, не перечислив в бюджетную систему списанных со счетов налогоплательщиков сумм налогов, сборов, атакже пеней и штрафов.

Предоставление Минфину России права приниматьрешение об изменении сроков уплаты налогов

Статьей 63 НК РФ установлены органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 63 НК РФ, органами, в компетенцию которых входит принятие

решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов, являются по федеральным налогам и сборам — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных подп. 3 — 5 рассматриваемого пункта ип.2ст.63 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 1 Закона № 224-ФЗ, в подп. 1 п. 1 ст. 63 НК РФ внесена поправка, согласно которой федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе принимать решения об изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов, за исключением случаев, предусмотренных подп. 3—5 п. 1 ст. 63 НК РФ, пп. 2,4и5 ст. 63 НК РФ.

Статья 63 НК РФ дополнена пунктом, в силу которого в случае, предусмотренном ст. 64.1 НК РФ, решение об изменении сроков уплаты федеральных налогов принимается министром финансов РФ.

Кроме этого, НК РФ был дополнен ст. 64.1, в которой раскрываются порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов по решению министра финансов РФ.

Пунктом 1ст. 64.1 НК РФ устанавливается, что отсрочка или рассрочка по уплате одного или нескольких федеральных налогов, а также пеней и штрафов по федеральным налогам может быть предоставлена по решению министра финансов РФ с учетом особенностей, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления

о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 млрд руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.

Организация, которая претендует на получение отсрочки или рассрочки в таком порядке, обращается в Минфин России с заявлением, к которому прилагаются следующие документы:

— справка налогового органа о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;

— предполагаемый график погашения задолженности;

— документы и сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий в случае единовременного погашения задолженности;

— письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанных с рассмотрением заявления организации.

Также п. Зет. 64.1 НК РФ устанавливается, что копия заявления направляется организацией в налоговый орган по месту ее учета. А согласно

п. 4 введенной ст. 64.1 НК РФ решение по заявлению организации принимается в течение одного месяца со дня его получения.

Решение об отсрочке или о рассрочке в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, подлежит согласованию с финансовыми органами субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования.

Решение об отсрочке или о рассрочке в части сумм единого социального налога, подлежащих зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов, подлежит согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.

Согласно п. 5 введенной ст. 64.1 НК РФ, на сумму задолженности, в отношении которой принято решение об отсрочке или о рассрочке, начисляются проценты по ставке, равной 1/2 ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. При этом также устанавливается, что отсрочка или рассрочка, предусмотренная ст. 64.1 НК РФ, может предоставляться без способов ее обеспечения.

Такой подход предусматривается для очень крупных предприятий, банкротство или просто снижение производства которых могут оказать существенное влияние на социально-экономическое положение в России.

Пунктом 1 ст. 64 НК РФ устанавливаются особенности предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога. В связи с введением ст. 64.1 НК РФ, предоставляющей отсрочку или рассрочку по уплате федеральных налогов по решению Минфина России, п. 1 ст. 64 НК РФ дополнен абзацем, согласно которому отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов может быть предоставлена на срок, не превышающий пяти лет.

Также стоит заметить, что ст. 14 Закона № 224-ФЗ установлено, что решения об изменении сроков уплаты федеральных налогов в случае, предусмотренном ст. 64.1 НК РФ (в ред. рассматриваемого Федерального закона), могут быть приняты до

1 января 2010 г.

Предоставление инвестиционного кредита

Согласно п. 1 ст. 67 НК РФ, инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из перечисленных в данном пункте оснований:

— во-первых, если деятельность организации включает в себя одно из приоритетных в настоящее время направлений. К таким направлениям относятся: проведение этой организацией научно-

исследовательских или опытно-конструкторских работ (НИОКР) либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

— во-вторых, если организация осуществляет внедренческую или инновационную деятельность, в том числе создает новые или совершенствует применяемые технологии, создает новые виды сырья или материалов;

— в-третьих, если организация выполняет особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона или предоставляет особо важные услуги населению.

Государство с помощью налоговой политики косвенно воздействует на инициативу организаций по ведению ими деятельности в области НИОКР, совершенствованию технологий.

Пунктом 7 ст. 1 Закона № 224-ФЗ п. 1 ст. 67 НК РФ дополнен подп. 4, устанавливающий, что инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога и выполняющей государственный оборонный заказ.

Согласно п. 2 ст. 67 НК РФ (в ред. Закона № 224-ФЗ), инвестиционный налоговый кредит предоставляется по рассмотренному введенному основанию — на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

Приостановление операций

по счетам налогоплательщика

Согласно п. 1ст. 76 НК РФ (в ред., действовавшей до вступления в силу Закона № 224-ФЗ), приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 76 НК РФ.

Пунктом 8 ст. 1 Закона № 224-ФЗ в п. 1 ст. 76 внесено уточнение, согласно которому приостановление операций по счетам в банке может применяться для обеспечения исполнения решения о взыскании не только налога или сбора, а также пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено п. Зет. 76 НКРФ.

Абзацем 3 п. 1 ст. 76 НК РФ (в ред., действовавшей до вступлении в силу Закона № 224-ФЗ) устанавливается, что приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, атакже на операции по

списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Исходя из данной формулировки, у налогоплательщика возникали вопросы о том, вправе ли банк исполнять расчетные документы на списание страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний со счета налогоплательщика в ФСС России при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счету данного налогоплательщика в банке.

Минфин России по данному вопросу разъясняет, что в случае, если налоговым органом принято решение о приостановлении операций по счету налогоплательщика в банке, то банк не вправе исполнять расчетные документы на списание страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний со счета налогоплательщика в ФСС России. Такая позиция отражена в письмах Минфина России от 21.07.2008 № 03-02-07/1-298 и от 23.07.2008 № 03-02-07/1-307.

Новая редакция п. 1ст. 76 НК РФ устраняет рассмотренную спорную ситуацию. Абзацем 3 п.1 ст. 76 НК РФ (в ред. Закона № 224-ФЗ) установлено, что приостановление операций по счету не распространяется на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), страховых взносов, сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Кроме этого, п. 2ст. 76 НК РФ дополнен абзацем, согласно которому приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету в банке в случае, предусмотренном п. 2ст. 76 НК РФ, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика.

Таким образом, НК РФ, изложенный в новой редакции, регулирует порядок в случае приостановления операций на валютных счетах налогоплательщика.

В соответствии с п. Зет. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может также приниматься руководителем (заместителем руко-

водителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.

Также, согласно п. Зет. 76 НК РФ (в ред., действовавшей до вступления в силу Закона № 224-ФЗ), приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего заднем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации.

В силу подп. «в» п. 8 ст. 1 Закона № 224-ФЗ в абз. 2 п. 3 исключено слово «операционного», что напрямую влияет на процесс отмены приостановления.

Согласно п. 1.3 Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных Банком России 26.03.2007 № 302-П, кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня (времени), представляющего собой часть рабочего дня, под которым понимаются календарные дни, кроме установленных федеральными законами выходных и праздничных дней, а также выходных дней, перенесенных на рабочие дни решением Правительства РФ. В течение операционного дня производится обслуживание клиентов, прием документов для отражения в учете (кроме консультационной работы, которая может проводиться в течение всего рабочего времени). Конкретное время начала и конца операционного дня (времени) определяется кредитной организацией и доводится до сведения обслуживаемой клиентуры.

Как видно из перечисленных ранее положений, операционный день банка меньше рабочего, в связи с чем налогоплательщик мог потерять время, если бы решение налогового органа было принято в конце операционного дня, а рабочий день еще продолжался.

В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 76 НК РФ (в ред., действовавшей до вступления в силу Закона № 224-ФЗ) решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организа-ции в банке вручается представителю банка должностным лицом налогового органа под расписку или направляется в банк в электронном виде.

В силу подп. «г» п. 8 ст. 1 Закона № 224-ФЗ абз. 2 п. 4 ст. 76 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщи-ка-организации вручается должностным лицом налогового органа представителю банка по месту нахождения этого банка под расписку или на-

правляется в банк в электронном виде или иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего заднем принятия такого решения.

Такая редакция более полно определяет, каким способом должно быть направлено решение налогового органа в банк (например, через курьера).

Согласно абз. 5 п. 4ст. 76 НК РФ, копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организа-цией копии соответствующего решения.

Однако данная редакция не определяла точного срока, в который банк должен передать организации-налогоплательщику копию решения о приостановлении операций по счетам налогоп-лательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Новая редакция рассматриваемой нормы указывает на то, что копию решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщи-ка-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоп-лательщика-организации в банке организации-налогоплательщику банк должен передать в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Согласно п. 7 ст. 76 НК РФ, приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.

Законом № 224-ФЗ в данное положение внесено уточнение, согласно которому приостановление операций налогоплательщика-органи-зации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогопла-тельщика-организации в банке.

Таким образом, новая редакция устранила временной разрыв между принятием налоговым органом соответствующего решения и получением данного решения банком.

В силу п. 8 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам налогоплательщика-органи-зации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего заднем получения налоговым органом

документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога.

В п. 8 ст. 76 НК РФ Законом № 224-ФЗ внесена поправка, подобная поправке в п. 3 ст. 76 НК РФ, которая исключает слово «операционный».

Таким образом, ускоряется процесс отмены приостановления операций по счетам налогоплательщика. С момента вступления в силу Закона № 224-ФЗ действия налогоплательщика не будут зависеть от операционного дня банка, который устанавливается кредитной организацией самостоятельно.

Кроме этого, ст. 76 НК РФ дополнена п. 9.1, согласно которому действие решения о приостановлении операций по счетам налогоплатель-щика-организации в банке приостанавливается (решение отменяется) в случаях, предусмотренных ст. 76 НК РФ и федеральными законами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ст. 76 НК РФ внесен п. 9.2, в котором установлено, что в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-органи-зации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогопла-тельщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

При этом процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-органи-зации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогопла-тельщика-организации в банке.

Согласно п. 2 ст. 9 Закона № 224-ФЗ, положения введенного п. 9.1ст. 76НКРФвступаютвсилу с 1 января 2010 г.

Таким образом, поправками в ст. 76 НК РФ, внесенными Законом № 224-ФЗ, порядок приостановления операций по счетам налогоплательщика становится более демократичным, поскольку за неисполнение положений НК РФ, регулирующих данный вопрос, предусматривается ответственность не только налогоплательщиками и банками, но и налоговыми органами.

Камеральная налоговая проверка

Согласно п. 2ст. 88 НК РФ (в ред., действовавшей до вступления в силу Закона № 224-ФЗ), камеральная налоговая проверка проводится уполномо-

ченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 04.10.2007 № А65-29298/06 указал, что установленный п. 2ст. 88 НК РФ трехмесячный срок проведения проверки является организационным, а не пресекательным, вследствие чего срок проведения камеральной проверки налоговой декларации может быть более трех месяцев, если налогоплательщик предоставляет дополнительно документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

В данное положение Законом № 224-ФЗ также внесено уточнение, согласно которому камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Таким образом, с вступлением в силу Закона № 224-ФЗ срок проведения камеральной налоговой проверки будет исчисляться со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации или расчета, а не всех сопровождающих декларацию документов.

Статья 88 НК РФ также дополнена п. 9.1, согласно которому в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

В силу п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении

которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

Из формулировки данной нормы не совсем ясно, в какой срок должен быть вручен проверяемому налогоплательщику акт налоговой проверки, в связи с чем п. 10 ст. 1 Закона № 224-ФЗ в положения п. 5 ст. 88 НК РФ внесены соответствующие изменения. Так, с вступлением в силу Закона № 224-ФЗ, акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку, или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

В соответствии с п. 4ст. 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

При этом при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

Согласно п. 11 ст. 1 Закона № 224-ФЗ, первое предложение абз. 2 п. 4ст. 101 НК РФ изложено в новой редакции, в соответствии с которой при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.

Данное положение дополнено новыми вторым и третьим предложениями, в силу которых не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были представлены налогоплательщиком в налоговый орган с нарушением сроков, установленных НК РФ, то полученные налоговым органом документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением НК РФ.

Таким образом, данное положение устанавливает права налоговых органов использовать при

проведении камеральной налоговой проверки предоставленную налогоплательщиком информацию, при этом налоговый орган не вправе использовать сведения, которые получены с нарушением НК РФ, кроме сведений, представленных налогоплательщиком с нарушением сроков.

В силу п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

В данную норму также внесено уточнение о сроках вручения налогоплательщику решения налогового органа о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно подп. «б» п. Ист. 1 Закона № 224-ФЗ, указанные решения налогового органа должны быть вручены налогоплательщику в течение пяти дней после дня его вынесения.

Статья 101.4 НК РФ регулирует вопросы, связанные с производством по делам о налоговых правонарушениях, предусмотренных НК РФ. В соответствии с п. 7ст. 101.4 НК РФ акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган заблаговременно извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

При этом во время рассмотрения акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта. При рассмотрении акта также заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства.

Абзац 3 п. 7ст. 101.4 НК РФ п. 12ст. 1 Закона № 224-ФЗ дополнен положениями, подобными поправкам в п. 4ст. 101 НК РФ.

Согласно дополнениям, не допускается использование доказательств, полученных с нару-

шением НК РФ. Если документы (информация) были представлены лицом, привлекаемым к ответственности, в налоговый орган с нарушением установленных НК РФ сроков, то полученные документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением НК РФ.

Налоговая ответственность банков

Законом № 224-ФЗ увеличены размеры штрафов, предусмотренных пп. 1 и 2ст. 132 НК РФ, с 10 до 20тыс. руб. и с 20 до 40тыс. руб. соответственно.

Поправки уточняющего характера внесены Законом № 224-ФЗ также в ст. 133 и 134 НК РФ, предусматривающие ответственность банков за неисполнение положений НК РФ.

Согласно изменениям, внесенным Законом № 224-ФЗ, ст. 135 НК РФ предусматривает ответственность банка за неисполнение им поручения налогового органа о перечислении налога авансового платежа, сбора, пеней, штрафа. Пункт 1 ст. 135 НК РФ указывает на то, что неправомерное неисполнение банком в установленный НК РФ срок поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа влечет взыскание штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2 % за каждый календарный день просрочки.

Статьей 135.1 НК РФ предусмотрена ответственность банков за непредставление ими справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ. Пунктом 17 ст. 1 Закона № 224-ФЗ, ст. 135.1 НК РФ изложена в новой редакции, согласно которой непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с п. 5 ст. 76 НК РФ, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.

Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

А в соответствии с п. 5 ст. 76 НК РФ банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках

денежных средств налогоплательщика-органи-зации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Таким образом, с вступлением в силу поправок, внесенных Законом № 224-ФЗ в часть первую НК РФ, будут урегулированы вопросы о сроках передачи информации между субъектами налоговых правоотношений, установлена ответственность за неисполнение доведения в установленный срок соответствующих решений до банков и налогоплательщиков.

Поправки, внесенные во вторую часть Налогового кодекса РФ

Освобождение от обложения налогом на

добавленную стоимость

Согласно подп. 25 п. 2ст. 149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации лома и отходов цветных металлов.

С вступлением с 1 января 2008 г. в силу изменений, внесенных Федеральным законом от

17.05.2007 № 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21,26.1,26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» в ст. 149 НК РФ, освобождение от обложения НДС применяется только в отношении операций по реализации лома цветных металлов и на операции по реализации лома черных металлов не распространяется.

Однако п. 1 ст. 2 Закона № 224-ФЗ подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ изложен в новой редакции, в соответствии с которой не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (атакже передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации лома и отходов не только цветных, но и черных металлов.

Таким образом, новая редакция вновь разрешает налогоплательщикам не облагать налогом на добавленную стоимость операции по реализации лома черных металлов.

В соответствии с подп. 7ст. 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Согласно

п. 2 ст. 2 Закона № 224-ФЗ данное положение изложено в новой редакции, согласно которой не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость ввоз на таможенную границу Российской Федерации технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

Данная редакция полностью изменила смысл рассматриваемого положения. С момента вступления в силу Закона № 224-ФЗ ввозимое на таможенную границу Российской Федерации технологическое оборудование (в том числе комплектующие и запасные части к нему) не обязательно должно ввозиться для вклада в уставный капитал.

В первую очередь, такая редакция направлена на развитие отечественного производства технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему. Правительством РФ будет утвержден перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации. Такая мера направлена на стимулирование процессов обновления основных фондов современным оборудованием, необходимым для развития российского производства.

В соответствии с абз. 5 подп. 2 п. Зет. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ, по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых государственными унитарными предприятиями при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения, а также лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при этих учреждениях.

Согласно ст. 1 Закона № 209-ФЗ, в указанную норму внесено изменение, согласно которому не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ, по представлению общероссийских

общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых государственными унитарными предприятиями при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения, лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при этих учреждениях, а также лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы.

В силу ст. 2 Закона № 209-ФЗ данные изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Определение налоговой базы по НДС

налоговыми агентами

Согласно п. 4ст. 214 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст. 294, 296).

Рассматриваемым пунктом также установлено, что средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, которые обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

До вступления в силу Закона от № 224-ФЗ нормы НК РФ не решали вопроса о том, кто должен исчислить и перечислить налог на добавленную стоимость в бюджет Российской Федерации по сделкам по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации,

казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Конституционный Суд РФ в определении от 02.10.2003 № 384-0 постановил, что порядок уплаты налога надобавленную стоимость, установленный п. Зет. 161 НК РФ, применяется в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, т. е. составляющего государственную казну (абз. 2 п. 4ст. 214 ГК РФ), при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях. Законодатель вправе определить элемент юридического состава налога на добавленную стоимость, каковым является субъект данного налога (налогоплательщик), таким образом, как это осуществлено в п. Зет. 161 НК РФ, поскольку органы государственной власти и управления и органы местного управления являются организациями, обладающими правами юридического лица.

Согласно подп. «а» п. 3 ст. 1 Закона от № 224-ФЗ п. 3 ст. 161 НК РФ дополнен абзацем, устанавливающим, что при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Таким образом, разрешена существовавшая до этого времени неопределенность относительно порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при аренде государственного и муниципального имущества.

Пунктом 4ст. 161 НК РФ также установлено, что при реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

Законом № 224 НК РФ такой же порядок уплаты налога на добавленную стоимость налоговыми агентами предусматривается и в отношении имущества, реализуемого по решению суда (в том числе при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации). В условиях финансово-экономического кризиса регулирование таких отношений очевидно, поскольку многие организации не смогут вовремя погасить свои долги, в связи с чем повысится риск признания их банкротами.

В соответствии с п. 5 ст. 161 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

Данный пункт, изложенный в редакции Закона № 224-ФЗ, указывает на то, что при реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии

или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

Положения пп. 3 — 5 ст. 161 НК РФ (в ред. Закона № 224-ФЗ) применяются при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и при передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 1 января 2009 г. (ст. 11 Закона от

26.11.2008 № 224-ФЗ).

Порядок подтверждения права

на получение возмещения по ставке НДС 0 %

Статьей 165 НК РФ устанавливается порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0%. Согласно подп. 3 п. 1ст. 165 НК РФ, при реализации товаров, предусмотренных подп. 1 и (или) подп. 8 п. 1ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пп. 2 и Зет. 165 НК РФ, представляются перечисленные в данном пункте документы. К таким документам относится в том числе и таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.

А при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи представляется полная таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, подтверждающими факт помещения товаров под таможенный режим экспорта.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством — участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

Кроме этого, абз. 4 подп. 3 п. 1ст. 165 НК РФ установлено, что в случаях и порядке, определяемых Минфином России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, при вывозе отдельных видов товаров допускается представление

экспортерами таможенной декларации (ее копии) с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров, и специального реестра фактически вывезенных товаров с отметками пограничного таможенного органа Российской Федерации.

Согласно п. 4ст. 2 Закона № 224-ФЗ, абз. 4 подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ признан утратившим силу. Однако подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ, согласно Закону № 224-ФЗ, дополнен абзацем, в силу которого в порядке, определяемом Минфином России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, налогоплательщик может представить:

— реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, с отметками пограничного таможенного органа Российской Федерации вместо таможенных деклараций (их копий), представление которых предусмотрено абз. 1 подп. Зп.1 ст. 165 НК РФ;

— реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о фактически вывезенных товарах, с отметками таможенного органа Российской Федерации, подтверждающих факт помещения товаров под таможенный режим экспорта, вместо таможенных деклараций (их копий), представление которых предусмотрено абз. 2,3 и 7 подп. 3 п. 1 ст. 165 НКРФ.

Особенности предъявления суммы НДС

продавцом покупателю

В силу п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пп. 4 и 5 ст. 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

Согласно п. 5 ст. 2 Закона № 224-ФЗ п. 1 ст. 168 НК РФ дополнен положением, согласно которому в случае получения налогоплательщиком сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых

на территории Российской Федерации, налогоплательщик обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму налога, исчисленную в порядке, установленном п. 4 ст. 164 НК РФ.

В силу п. Зет. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав.

Согласно изменениям, внесенным Законом № 224-ФЗ, п. 3 ст. 168 НК РФ изложен в новой редакции, в соответствии с которой при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

При этом при исчислении суммы налога в соответствии с пп. 1 — Зет. 161 НК РФ налоговыми агентами, указанными в пп. 2 и Зет. 161 НК РФ, составляются счета-фактуры в порядке, установленном пп. 5и6ст. 169 НК РФ.

Таким образом, редакция данного пункта предусматривает установление сроков выставления счетов-фактур (пять календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав).

На основании ст. 11 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ положения пп. 1 и 3 ст. 168 НК РФ (в ред. Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ) применяются при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и при передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 1 января 2009 г.

Окончание следует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.