Научная статья на тему 'Налоговые инструменты в борьбе с финансовым кризисом комментарий к федеральным законам от 26. 11. 2008 № 224-ФЗ, от 24. 11. 2008 № 208-ФЗ, № 209-ФЗ, от 04. 12. 2008 № 251-ФЗ'

Налоговые инструменты в борьбе с финансовым кризисом комментарий к федеральным законам от 26. 11. 2008 № 224-ФЗ, от 24. 11. 2008 № 208-ФЗ, № 209-ФЗ, от 04. 12. 2008 № 251-ФЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
416
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лермонтов Ю. М.

Последнее время в прессе все чаще говорится, что мировой финансовый кризис сыграл для России роль катализатора для реализации давно поставленных задач и проектов в области налоговой политики государства. В октябре и ноябре 2008 г. Федеральным Собранием РФ был принят ряд законов, реализующих антикризисную программу. Эти законы предусматривали как прямое, так и косвенное влияние на стабилизацию экономики страны и выхода из кризисной ситуации. Недавно были приняты Федеральные законы от 24.11.2008 № 208-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.14 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», от 24.11.2008 № 209-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», от 04.12.2008 № 251-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Этими законами вносятся хоть и точечные, но существенные поправки в Налоговый кодекс РФ. Наиболее неожиданным и масштабным стал Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ). Внесение таких масштабных поправок в НК РФ стало возможным благодаря антикризисной политике. Обращение Президента РФ, также сыграло свою роль, поскольку глава государства в своем ежегодном обращении к Федеральному Собранию РФ дал понять, что финансово-экономический кризис должен сыграть для России положительную роль, поскольку Россия обладает значительными средствами для антикризисных мер. Автор в статье рассматривает, какие налоговые инструменты и как можно эффективно использовать в борьбе с финансовым кризисом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые инструменты в борьбе с финансовым кризисом комментарий к федеральным законам от 26. 11. 2008 № 224-ФЗ, от 24. 11. 2008 № 208-ФЗ, № 209-ФЗ, от 04. 12. 2008 № 251-ФЗ»

Налогообложение

НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В БОРЬБЕ С ФИНАНСОВЫМ КРИЗИСОМ комментарий к Федеральным законам от 26.11.2008 № 224-ФЗ, от 24.11.2008 № 208-ФЗ, № 209-ФЗ, от 04.12.2008 № 251-ФЗ

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, консультант Министерства финансов РФ

Введение

Последнее время в прессе все чаще говорится, что мировой финансовый кризис сыграл для России роль катализатора для реализации давно поставленных задач и проектов в области налоговой политики государства. В октябре и ноябре

2008 г. Федеральным Собранием РФ был принят ряд законов, реализующих антикризисную программу. Эти законы предусматривали как прямое, так и косвенное влияние на стабилизацию экономики страны и выхода из кризисной ситуации.

Например, в последнюю неделю ноября были приняты Федеральные законы от 24.11.2008 № 208-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.14 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», от 24.11.2008 № 209-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», от 04.12.2008 № 251-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Этими законами вносятся хоть и точечные, но существенные поправки в Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ).

Наиболее неожиданным и масштабным стал Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон от26.11.2008 № 224-ФЗ).

Внесение таких масштабных поправок в НК РФ стало возможным благодаря антикризисной политике. Обращение Президента РФ также сыгра-

ло свою роль, поскольку глава государства в своем ежегодном обращении к Федеральному Собранию РФ дал понять, что финансово-экономический кризис должен сыграть для России положительную роль, поскольку Россия обладает значительными средствами для антикризисных мер.

В этом законе содержатся многочисленные поправки в НК РФ как в первую, так и во вторую его части, а также другие нормативно-правовые акты, связанные с законодательством о налогах и сборах. Особое внимание уделено налогу на добавленную стоимость, а также амортизации основных средств. Согласно п. 1 ст. 9 Закона от

26.11.2008 № 224-ФЗ практически все рассмотренные поправки вступают в силу с 1 января

2009 г. Рассмотрим особенности вступления отдельных изменений.

Поправки в часть первую налогового кодекса РФ

Вступление в силу актов законодательства

Во-первых, Законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ внесена поправка, позволяющая законам о налогах и сборах вступать в силу с даты их официального опубликования (п. 1ст. 1 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ). Главной задачей этой поправки является ускорение процесса вступления в силу отдельных актов законодательства о налогах и сборах, поскольку в условиях кризиса очень важны оперативные меры и своевременное вмешательство государства в сферу налогообложения.

Так, до вступления в силу указанной поправки, согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК РФ, а акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК РФ.

Если Федеральные законы вносят изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также если акты законодательства

0 налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований вводят налоги, то они вступают в силу не ранее

1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ п. 1 ст. 5 НК РФ дополнен абзацем, устанавливающим, что акты законодательства о налогах и сборах, указанные в п. п. 3 и 4ст. 5 НК РФ, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

Напомним, что к установленным п. п. 3 и 4ст. 5 НК РФ актам законодательства о налогах и сборах относятся акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, а также отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение.

Перерасчет налоговой базы

Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ (редакция до вступления в силу Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ) налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Если налогоплательщик обнаружил ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде

перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Пунктом 2 ст. 1 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ в п. 1ст. 54 НК РФ внесено положение, согласно которому налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Согласно п. 2ст. 9 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ п. 2ст. 1 названного Закона вступает в силу с 1 января 2010 г.

Повторная уплата налога при ликвидации банка

До принятия Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ не был отрегулирован вопрос о том, что делать налогоплательщику, если сумма налога, сбора, пеней, штрафов была списана с его счета, однако в связи с ликвидацией банка не была перечислена в бюджетную систему РФ.

Суды по данному вопросу были на стороне налогоплательщиков. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 11.10.2006 № АЗЗ-33727/05-Ф02-5260/06-С1 пришел к выводу, что налогоплательщик правомерно списал задолженность по налогу, которая образовалась в результате списания банком с его счета суммы налога, но не перечисленного в бюджетную систему РФ в связи с ликвидацией банка. Суд исходил из того, что в силу ст. 1102 Гражданского Кодекса РФ (далее — ГК РФ) у банка возникло обязательство по возврату организации неосновательно удерживаемых средств, и для того чтобы списать задолженность этого банка в целях налогового учета, необходимо было хотя бы одно из следующих условий: истечение срока исковой давности, ликвидация должника, невозможность исполнения, установленная актом государственного органа. В связи с тем, что банк на момент списания задолженности был ликвидирован, налогоплательщик правомерно списал задолженность по налогу.

А ФАС Московского округа в Постановлении от 09.10.2006,10.10.2006 № КА-А40/9757-06 сделал вывод о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.

Таким образом, до вступления в силу Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ налогоплательщик, у

которого суммы налога, сбора, пеней и штрафов были списаны банком с его счета, но не перечислены в бюджетную систему Российской Федерации, вправе списать такую задолженность перед бюджетом в порядке, установленном ст. 59 НК РФ.

Пунктом Зет. 1 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ ст. 59 НК РФ была дополнена п. 3, который регулирует рассматриваемый вопрос. Согласно внесенным изменениям, суммы налога, сбора, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с п. 1 ст. 59 НК РФ в случае, если на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки ликвидированы.

Напомним, что согласно п. 1ст. 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: либо Правительством РФ — по федеральным налогам и сборам; либо исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями — по региональным и местным налогам.

Также ст. 8 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ устанавливается, что положения п. Зет. 59 НК РФ (в редакции Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ) применяются к суммам налога, сбора, пеней и штрафов, списанным со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, но не перечисленных банками в бюджетную систему Российской Федерации до дня вступления в силу Закона от26.11.2008 № 224-ФЗ.

Однако в силу ст. 7 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ это положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 г.

Таким образом, новая редакция п. 3 ст. 59 НК РФ имеет обратную силу и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 г., что актуально в условиях финансово-экономического кризиса, когда уже на настоящий момент свыше 20 российских банков стали банкротами, не перечислив в бюджетную систему списанные со счетов налогоплательщиков суммы налогов, сборов, а также пеней и штрафов.

Предоставление Минфину России права

принимать решение об изменении сроков уплаты налогов

Статьей 63 НК РФ установлены органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 63 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов, являются по федеральным налогам и сборам — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных подп. 3 — 5 рассматриваемого пункта и п. 2ст. 63 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 1 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ в подп. 1 п. 1 ст. 63 НК РФ внесена поправка, согласно которой федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов вправе принимать решения об изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов, за исключением случаев, предусмотренных подп. 3 — 5п. 1 ст. 63 НК РФ, п. п. 2, 4 и 5 ст. 63 НК РФ.

Соответственно, ст. 63 НК РФ дополнена пунктом, в силу которого в случае, предусмотренном ст.

64.1 НК РФ, решение об изменении сроков уплаты федеральных налогов принимается Министром финансов РФ.

НК РФ также был дополнен ст. 64.1, которой раскрываются порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов по решению Министра финансов РФ.

Пунктом 1ст. 64.1 НК РФ устанавливается, что отсрочка или рассрочка по уплате одного или нескольких федеральных налогов, а также пеней и штрафов по федеральным налогам может быть предоставлена по решению Министра финансов РФ с учетом особенностей, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления

о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 млрд руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.

Организация, которая претендует на получение отсрочки или рассрочки в таком порядке, обращается в Министерство финансов РФ с заявлением, к которому прилагаются следующие документы:

1) справка налогового органа о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;

2) предполагаемый график погашения задолженности;

3) документы и сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий в случае единовременного погашения задолженности;

4) письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанных с рассмотрением заявления организации.

Также п. Зет. 64.1 НК РФ устанавливается, что копия заявления направляется организацией в налоговый орган по месту ее учета.

А согласно п. 4 введенной ст. 64.1 НК РФ решение по заявлению организации принимается в течение одного месяца со дня его получения.

Решение об отсрочке или о рассрочке в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, подлежит согласованию с финансовыми органами субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования.

Решение об отсрочке или о рассрочке в части сумм единого социального налога, подлежащих зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов, подлежит согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.

Согласно п. 5 введенной ст. 64.1 НК РФ на сумму задолженности, в отношении которой принято решение об отсрочке или о рассрочке, начисляются проценты по ставке, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

При этом также устанавливается, что отсрочка или рассрочка, предусмотренная статьей новой ст.

64.1 НК РФ, может предоставляться без способов ее обеспечения.

Такой подход в первую очередь предусматривается для очень крупных предприятий, банкротство или просто снижение производства которых могут оказать существенное влияние на социально-экономическое положение в России.

Пунктом 1 ст. 64 НК РФ устанавливаются особенности предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога. В связи с введением ст. 64.1 НК РФ, предоставляющей отсрочку или рассрочку по уплате федеральных налогов по решению Министра финансов РФ, п. 1 ст. 64 НК РФ дополнен абзацем, согласно которому отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов может быть предоставлена на срок, не превышающий пять лет.

Также стоит заметить, что ст. 14 Закона от

26.11.2008 № 224-ФЗ установлено, что решения об изменении сроков уплаты федеральных налогов в случае, предусмотренном ст. 64.1 НК РФ (в

редакции рассматриваемого Федерального закона), могут быть приняты до 1 января 2010 г.

Предоставление инвестиционного кредита

Согласно п. 1 ст. 67 НК РФ инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из перечисленных в данном пункте оснований:

• во-первых, если деятельность организации включает в себя одно из приоритетных на сегодняшний день направлений. К таким направлениям относятся: проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

• во-вторых, если организация осуществляет внедренческую или инновационную деятельность, в том числе создает новые или совершенствует применяемые технологии, создает новые виды сырья или материалов;

• в-третьих, если организация выполняет особо важный заказ по социально-экономическому развитию региона или предоставляет особо важные услуги населению.

Государство с помощью налоговой политики косвенно воздействует на инициативу организаций по ведению ими деятельности в области НИОКР, совершенствованию технологий.

Пунктом 7 ст. 1 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ п.

1 ст. 67 НК РФ дополнен подп. 4, устанавливающим, что инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога и выполняющей государственный оборонный заказ.

Согласно п. 2ст. 67 НК РФ в редакции Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ инвестиционный налоговый кредит предоставляется по рассмотренному введенному основанию — на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика

Согласно п. 1 ст. 76 НК РФ в редакции до вступления в силу Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено п. Зет. 76 НК РФ.

Пунктом 8 ст. 1 Закона от 26.11.2008 №224-ФЗ в п. 1 ст. 76 внесено уточнение, согласно которому приостановление операций по счетам в банке может применяться для обеспечения исполнения решения о взыскании не только налога или сбора, а также пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено п. Зет. 76 НК РФ.

Абзацем третьим п. 1 ст. 76 НК РФ в редакции до вступления в силу Закона от26.11.2008 № 224-ФЗ устанавливается, что приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, атакже на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Исходя из данной формулировки, у налогоплательщика возникали вопросы о том, вправе ли банк исполнять расчетные документы на списание страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний со счета налогоплательщика в ФСС России при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счету данного налогоплательщика в банке.

Минфин России по данному вопросу разъясняет, что в случае если налоговым органом принято решение о приостановлении операций по счету налогоплательщика в банке, то банк не вправе исполнять расчетные документы на списание страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний со счета налогоплательщика в Фонд социального страхования РФ. Такая позиция отражена, в частности, в Письмах Минфина России от 21.07.2008 № 03-02-07/1-298, от23.07.2008 № 03-02-07/1-307.

Новая редакция п. 1ст. 76 НК РФ устраняет рассмотренную спорную ситуацию. Абзацем третьим п. 1 ст. 76 НК РФ в редакции Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ установлено, что приостановление операций по счету не распространяется на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), страховых взносов, сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Также п. 2ст. 76 НК РФ дополнен абзацем, согласно которому приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету в банке в случае, предусмотренном п. 2 ст. 76

НК РФ, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу Центрального банка РФ, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика.

Таким образом, НК РФ, изложенный в новой редакции, регулирует порядок в случае приостановления операций на валютных счетах налогоплательщика.

В соответствии с п. Зет. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.

Также согласно п. 3 ст. 76 НК РФ в редакции до вступления в силу Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации.

В силу подп. «в» п. 8 ст. 1 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ в абзаце втором п. 3 исключено слово «операционного», что напрямую влияет на процесс отмены приостановления.

Согласноп. 1.3 Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных ЦБ РФ 26.03.2007 № 302-П, кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня (времени), представляющего собой часть рабочего дня, под которым понимаются календарные дни, кроме установленных федеральными законами выходных и праздничных дней, атакже выходных дней, перенесенных на рабочие дни решением Правительства РФ. В течение операционного дня производится обслуживание клиентов, прием документов для отражения в учете (кроме консультационной работы, которая может проводиться в течение всего рабочего времени). Конкретное время начала, конца операционного дня (времени) определяется кредитной организацией и доводится до сведения обслуживаемой клиентуры.

Как видно из перечисленных выше положений, операционный день банка меньше рабочего, в

связи с чем налогоплательщик мог потерять время, в случае, если бы решение налогового органа было принято в конце операционного дня, а рабочий день еще продолжался.

В соответствии с абзацем вторым п. 4 ст. 76 НК РФ (до вступления в силу Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ) решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке вручается представителю банка должностным лицом налогового органа под расписку или направляется в банк в электронном виде.

В силу подп. «г» п. 8 ст. 1 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ абзац второй п. 4ст. 76 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой решение об отмене приостановления операций по счетам нало-гоплательщика-организации вручается должностным лицом налогового органа представителю банка по месту нахождения этого банка под расписку или направляется в банк в электронном виде или иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Такая редакция более развернуто определяет, каким способом должно быть направлено решение налогового органа в банк (например, через курьера).

Согласно абзацу пятому п. 4 ст. 76 НК РФ копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организа-цией копии соответствующего решения.

Однако данная редакция не давала понять, в какой срок банк должен передать организации-налогоплательщику копию решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщи-ка-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогопла-тельщика-организации в банке.

Новая редакция рассматриваемой нормы указывает на то, что копию решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организа-ции в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-орга-низации в банке организации-налогоплательщику банк должен передать в срок не позднее дня, следующего заднем принятия такого решения.

Согласно п. 7ст. 76 НК РФ приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.

Законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ в данное положение внесено уточнение, согласно которому приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Таким образом, новая редакция устранила временной разрыв между принятием налоговым органом соответствующего решения и получением данного решения банком.

В силу п. 8 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих фактвзыскания налога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В п. 8 ст. 76 НК РФ Законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ внесена поправка, аналогичная поправке в п. 3 ст. 76 НК РФ — также исключено слово «операционный».

Таким образом, ускоряется процесс отмены приостановления операций по счетам налогоплательщика. С момента вступления в силу Закона от

26.11.2008 № 224-ФЗ действия налогоплательщика не будут зависеть от операционного дня банка, который устанавливается кредитной организацией самостоятельно.

Статья 76 НК РФ также дополнена п. 9.1, согласно которому действие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке приостанавливается (решение отменяется) в случаях, предусмотренных ст. 76 НК РФ и федеральными законами.

В ст. 76 НК РФ внесен п. 9.2, которым устанавливается, что в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-органи-зации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогопла-тельщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

При этом процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в дни нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-органи-зации в банке или срока вручения представителю

банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогопла-тельщика-организации в банке.

Согласно п. 2 ст. 9 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ положения введенного п. 9.1 ст. 76 НК РФ вступают в силу с 1 января 2010 г.

Таким образом, поправками в ст. 76 НК РФ, внесенными Законом от26.11.2008 № 224-ФЗ, порядок приостановления операций по счетам налогоплательщика становится более демократичным, поскольку за неисполнение положений НК РФ, регулирующих данный вопрос, предусматривается ответственность не только налогоплательщиками и банками, но и налоговыми органами.

Камеральная налоговая проверка

Согласно п. 2 статьи 88 НК РФ в редакции до вступления в силу Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 04.10.2007 № А65-29298/06 указал, что установленный п. 2ст. 88 НК РФ трехмесячный срок проведения проверки является организационным, а не пресекательным, вследствие чего срок проведения камеральной проверки налоговой декларации может быть более трех месяцев, если налогоплательщик предоставляет дополнительно документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

В данное положение Законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ также внесено уточнение, согласно которому камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Таким образом, с вступлением в силу Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ срок проведения камеральной налоговой проверки будет исчисляться со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации или расчета, а не всех сопровождающих декларацию документов.

Статья 88 НК РФ также дополнена п. 9.1, согласно которому в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

В силу п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

Из формулировки данной нормы не понятно, в какой срок должен быть вручен проверяемому налогоплательщику акт налоговой проверки, в связи с чем п. Юст. 1 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ в положения п. 5 ст. 88 НК РФ внесены соответствующие изменения. Так, с вступлением в силу Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

В соответствии с п. 4 ст. 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

При этом при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

Согласно п. Ист. 1 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ первое предложение абзаца второго п. 4 ст. 101 НК РФ изложено в новой редакции, согласно

которой при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.

Также данное положение дополнено новыми вторым и третьим предложениями, в силу которых не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были представлены налогоплательщиком в налоговый орган с нарушением сроков, установленных НК РФ, то полученные налоговым органом документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением НК РФ.

Таким образом, данное положение устанавливает права налоговых органов использовать при проведении камеральной налоговой проверки предоставленную налогоплательщиком информацию, при этом налоговый орган не вправе использовать сведения, которые получены с нарушением НК РФ, кроме сведений, представленных налогоплательщиком с нарушением сроков.

В силу п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

В данную норму также внесено уточнение о сроках вручения налогоплательщику решения налогового органа о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно подп. «б» п. Ист. 1 Закона от

26.11.2008 № 224-ФЗ указанные решения налогового органа должны быть вручены налогоплательщику в течение пяти дней после дня его вынесения.

Статья 101.4 НК РФ регулирует вопросы, связанные с производством по делам о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях.

В соответствии с п. 7ст. 101.4 НК РФ акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

При этом при рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.

При рассмотрении акта также заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства.

В абзац третий п. 7ст. 101.4 НК РФ п. 12ст. 1 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ дополнен положениями, аналогичными поправкам в п. 4ст. 101 НК РФ.

Согласно дополнениям не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ. Если документы (информация) были представлены лицом, привлекаемым к ответственности, в налоговый орган с нарушением установленных НК РФ сроков, то полученные документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением НК РФ.

(Продолжение следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.