Научная статья на тему 'О концептуальных направлениях развития системы государственной службы Российской Федерации'

О концептуальных направлениях развития системы государственной службы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1669
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О концептуальных направлениях развития системы государственной службы Российской Федерации»

О концептуальных направлениях развития системы государственной службы Российской Федерации

И. Н. Барциц

Реформа государственной службы — глобальное явление, охватившее и экономически сильные государства, и те, которые только встают на путь самостоятельного развития. Показательно, что в проекте Европейской конституции, которую предложили для утверждения странам Европейского Союза в 2005 г. (трудности рассмотрения этого акта во Франции, Нидерландах, ряде других стран — оставим «за скобками»), зафиксировано новое право человека и гражданина — право на хорошее управление, под которым понимается то, что органы власти беспристрастно и справедливо, без проволочек и по существу обязаны рассматривать обращения граждан, а также то, что избранные представители и администрации действуют в интересах населения.

В этом контексте особое значение приобретает принцип согласования реформ системы государственной службы в России и других странах мира. Однако этот принцип согласованности предполагает учет ряда факторов.

Во-первых, Российское государство — одно из старейших государств мира с исторически сложившейся системой государственного управления. Эта система сегодня во многом исчерпала себя, но последствия ее непродуманного абсолют* Барциц Игорь Нязбеевич — проректор по науке — директор Института научных исследований и информации, заведующий кафедрой государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор юридических наук.

ного отрицания непредсказуемы. В то же время Российская демократия — самая молодая на европейском континенте. Поэтому, стремясь утвердить достойное нашей страны место на континенте и в мире, необходимо говорить с этим миром и с этим континентом на одном управленческом языке.

Второй фактор: в нашей стране слишком долго и часто говорили о своем особом пути, но одним из главных признаков современной эпохи является эффект глобализации. Последствия глобализации Россия может преодолеть только при качественном повышении уровня управления, достижении его эффективности. Конкурентоспособность страны на мировой сцене во все большей степени зависит от того, насколько государство способно обеспечить экономическое развитие, социальную стабильность, утверждение культурной перспективы. Именно в этом — главный смысл административной реформы в России.

И третий фактор, наверное, главный. Система управления каждой страной является неотъемлемым элементом культуры, детерминирована историческими и географическими факторами. Отсюда и проистекают ее специфические черты. Эта управленческая культура столь же стабильна, как и гены. Ее куда труднее изменить, нежели по-новому пересчитать количество министерств и ведомств, перераспределить между ними тот или иной набор функций.

Действительно, в исторически короткое время возможно изменить структуру государственной власти и систему государственного управления. Значительно труднее изменить управленческую менталь-

ность, утвердить в сознании чиновника восприятие обратившегося к нему гражданина не как докучающей обузы (это в лучшем случае, в худшем — как дополнительного источника денежного довольствия), а как потребителя услуг, которые он обязан предоставить данному гражданину.

Следствием подобного положения является ограниченная способность системы к выполнению функций государственного управления и оказания общественных услуг. В этой связи следует привести итоги опроса Социологического центра РАГС. Так, на вопрос «способна или нет, на Ваш взгляд, сегодня административная система страны эффективно оказывать услуги обществу и отдельным гражданам?» — лишь 18,9% респондентов ответили: «в основном способно», а 59,6 % — признали неспособность системы управления выполнить данную функцию.

Усиление внимания к проблемам развития государственной службы как системы, действенного института и механизма реализации функций государства обусловлено тем, что в ходе социальных преобразований российского общества, проведения административной реформы выявились существенные недостатки и трудности в работе государственного аппарата, в модернизации государственной службы.

В ходе первого этапа реформирования государственной службы (2003—2005 гг.) были законодательно определены основы ее организации и функционирования; была сформирована гражданская служба как вид государственной службы; определена структура федеральной государственной службы; разработаны и внедрены новые подходы к формированию кадрового состава гражданской службы и содержанию их профессиональной деятельности.

Насущной потребностью стала проблема дальнейшего развития системы государственной службы, всех ее видов в комплексе. Необхо-

димо создание системы управления государственной службой во главе с федеральным органом.

В этой связи предпосылкой разработки Концепции развития государственной службы Российской Федерации является осознание с позиций современной науки ряда базовых теоретических позиций о сущности и назначении государственной службы, системе ее организации и функционирования, о формах и механизмах взаимодействия ее компонентов (видов): гражданской, военной и правоохранительной службы.

Следует акцентировать следующие концептуальные положения, которые должны найти отражение в Концепции и Программе развития государственной службы Российской Федерации.

1. В разработке Концепции и Программы важен учет правильного толкования самого понятия «развитие системы государственной службы».

Системный подход к характеристике государственной службы позволяет утверждать, что это определенное устойчивое социальное образование, призванное обеспечить реализацию функций государства, компетенций и полномочий государственных органов, содержащее в себе системы различных видов профессиональной служебной деятельности, совокупность многих связей, отношений. Теоретическое обоснование государственной службы как системы постоянно функционирующих компонентов позволяет раскрыть назначение каждого из них, содержание деятельности субъектов профессиональной деятельности, их взаимоотношения с органами власти, выявить единство и специфику действий каждого вида и условия государственной службы.

Государственную службу можно рассматривать как:

определенный порядок, структуру организации государственной службы;

систему функционирования службы, управленческий процесс, систему действий каждого субъекта как компонента государственной службы, привлечения граждан к государственному управлению;

социальный институт (государственно-правовой, социальный, организационный), т. е. исторически сложившуюся форму организации совместной деятельности людей с регламентированным поведением их во имя достижения общей цели, что требует нормативно-правового закрепления регламентов, стандартов, статусов и др.

Система государственной службы выступает как социальное явление по своей природе (она направлена на привлечение граждан к участию в государственном управлении), по целям (она создается и функционирует во имя и на благо людей, для улучшения качества их жизни), по роли в системе государственного управления (она реализует профессионально-личностные способности людей на службе государству, регулирует процессы их взаимодействия).

Государственной службе как административно-управленческой части единого и полновластного государства должен быть присущ принцип системности, согласно которому все структуры службы, процесс ее прохождения, организации профессиональной деятельности рассматриваются как подсистемы определенной целостности и сложности.

Однако пока у государственной службы Российской Федерации в полной мере этого качества нет, но базовые основы уже заложены. Хотя в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» используется понятие «система», но она складывается только в организационно-структурном плане: эта система включает лишь виды и уровни (гражданская — федеральная гражданская и гражданская служба субъектов РФ, военная,

правоохранительная). Но данные виды и уровни реально почти не связаны между собой, так как нет единого органа управления. Поэтому одна из важнейших текущих задач — разработка концептуальных оснований становления и развития системы государственной службы как единого и целостного государственно-правового и социального института.

В определении содержания государственной службы необходимо знание того, что во всех ее видах, во всех подвидах (с учетом специальных задач и особенностей организации службы в органах законодательной (представительной), исполнительной и судебной ветвях власти) государственная служба является структурой единого и целостного государства. Она должна подчиняться прежде всего выражению и реализации общенационального интереса, защите конституционных прав и свобод граждан, совмещая региональные, корпоративные, ведомственные и индивидуальные интересы и потребности.

Учет этого особенно важен в современных условиях, когда существуют определенные трудности укрепления единого и целостного государства, когда отдельные субъекты РФ и ведомства на первый план нередко выдвигают местные потребности и ведомственные интересы. Тем более, сейчас государственная служба Российской Федерации «рассыпана» на виды и ветви власти по вертикали и горизонтали, а ее организация стала предметом ведения или совместного ведения многих государственных органов. Нередко только единое конституционно-правовое пространство выступает стабилизирующим фактором укрепления ее целостности и единства, стабильности и устойчивости развития.

2. Развитие системы государственной службы включает в себя изменение, обновление и обогащение всех ее компонентов, и прежде всего, две составляющие: правовую

(т. е. систему правовых норм, предписаний, правовых отношений) и социально-кадровую (граждан РФ, реализующих эти правовые нормы и установления, обеспечивающих на практике реализацию функций государства, компетенций и полномочий его органов). Ведь государственная служба в широком смысле — это исполнение гражданином государственной должности.

Государственная служба не может развиваться автоматически на основе самоорганизации. Для успешного функционирования этой системы необходимо целеустремленное организационное управление, которое придаст государственной службе единство действий, организованность, целостность. В этом плане важно заложить в Программу развития государственной службы на 2008—2013 гг. мероприятия, развивающие и обогащающие ее социальный, творческий потенциалы.

Упорядочение организации государственной службы предусматривает работу по классификации должностей, званий и чинов, дальнейшему развитию нормативной правовой базы современной государственной службы, установлению порядка продвижения по службе на принципах карьеры, нормализации процесса повышения профессионализма кадров и т. д. Базовые основы этой упорядоченности заложены в законодательных актах государства.

3. В разработке Концепции и Программы развития государственной службы исключительно важно определение не только стратегии развития, но и конкретных задач и приоритетов, чтобы цель и задачи были главными факторами развития этой системы, организующими служащих на высокопрофессиональную эффективную служебную деятельность, целенаправленную систему действий.

Ныне существенно активизировалось развитие гражданской службы

(в нормативном правовом отношении, деятельностном плане, кадровом обеспечении и др.) и заметно отставание в развитии военной и правоохранительной служб. Неодинаков в последние годы темп становления гражданской службы в различных ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной), на федеральном и региональном уровнях.

Согласно законодательству государственная служба в органах государственной власти (на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации) должна осуществляться в необходимой взаимосвязи и координации всех ее видов и уровней. Однако существующая нормативная правовая база государственной службы представляет собой комплекс актов различной юридической силы и отраслевой принадлежности: одни из них распространяются на всех государственных служащих, другие — на отдельные группы лиц, чаще всего занятых в конкретной отрасли, на конкретном уровне государственного управления. Создание единства системы государственной службы — одна из основных проблем, которая должна быть решена в ходе ее развития. Общие принципы построения и ключевые правовые институты государственной службы, связанные с ее прохождением и статусом государственных служащих, должны быть единым для государственных федеральных служащих и гражданских служащих субъектов Федерации.

4. Одним из важнейших вопросов развития государственной службы является разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в сфере правового регулирования государственно-служебных отношений.

Принятие нормативных правовых актов в сфере государственной службы как на федеральном, так и на региональном уровнях в соответствии с конституционными принципами разграничения компетенции должно обеспечивать единство сис-

темы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Исключительно значима в обеспечении единства системы государственной службы реализация утвержденных законом основных принципов ее организации и функционирования. Необходима последовательная реализация этих принципов на всех этапах организации системы государственной службы, в процессе целостного функционирования ее звеньев, в служебной деятельности государственных служащих.

В ходе административной реформы в субъектах Федерации принимались меры по реализации федеральной программы реформирования государственной службы РФ, а именно: проводились анализ и оценка реального состояния государственной службы в регионах, утверждались нормативные правовые акты, региональные программы, в которых раскрывались основные мероприятия по реформированию гражданской службы.

Почти в каждом субъекте Федерации ведется работа по формированию методики реформирования гражданской службы субъекта, осуществляется поиск рациональных методов и способов управления гражданской службой и внедрения их на практическом уровне. Однако в большинстве случаев наблюдается практика копирования положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» без видимых попыток более детального раскрытия этих положений с учетом местных условий и потребностей.

При принятии в дальнейшем того или иного нормативного правового акта субъектом Федерации законодатель должен понимать, что унификация правового регулирования гражданской службы заключается не в прямом заимствовании федеральных правовых норм субъектом Федерации, а в отражении особен-

ных норм субъекта и их соответствии общим нормам и принципам федерального законодательства, чтобы законы были более конкретными и практически значительными.

5. Становление и развитие единой системы государственной службы Российской Федерации зависит от реформирования военной и правоохранительной службы. Укрепление взаимосвязи гражданской службы и государственной службы Российской Федерации других видов, а также государственной и муниципальной служб — одна из важнейших задач развития государственной службы.

За истекшие годы были предприняты шаги по укреплению законодательной и нормативной правовой базы военной и правоохранительной службы в соответствии с требованиями федеральных законов о государственной службе, по вопросам обороны, военной и правоохранительной службы. Осуществляется ряд практических мероприятий. Однако одним из существенных недостатков организации этой работы является то, что она пока в основном проводится на ведомственном уровне, без законодательного закрепления новых стратегий и крупных организационных мероприятий. В большей степени совершенствование законодательной базы направлено лишь на приведение ее в соответствие с новым законодательством. До сих пор не приняты федеральные законы «О военной службе Российской Федерации», «О правоохранительной службе Российской Федерации».

Необходим учет специфики военной и правоохранительной службы как особых видов государственной службы, что связано с их назначением в системе государственного управления, их правовым статусом. Это порождает существенные различия в организации и функционировании военной и правоохранительной службы, в требованиях к кадрам, в организации процесса

прохождения службы и других моментах.

Становление военной и правоохранительной службы идет значительно медленнее, чем гражданской, так как недостаточно законодательных актов, регулирующих этот процесс. В связи с возникновением во многих правоохранительных органах различных видов государственной службы необходимо более четко определить принципы и механизмы их взаимодействия, правовую характеристику разных категорий работников (военнослужащих, сотрудников, гражданских служащих, гражданского персонала, обслуживающих работников и др.), специфику их правового и социального статуса.

Неотложным является принятие ряда федеральных законов по военной и правоохранительной службе.

Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определено Указом Президента РФ. Установлен единый порядок присвоения государственным гражданским служащим классных чинов. Взаимосвязь видов государственной службы поддерживается правовыми положениями, касающимися основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий, системой ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации, общих для всех видов государственной службы. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов устанавливается также и посредством учета стажа государственной службы Российской Федерации.

Важное значение для развития системы государственной службы имеет взаимосвязь муниципальной и государственной службы, которая обеспечивается посредством единства основных квалификационных требований для замещения должно-

стей муниципальной службы и должностей государственной службы; единство ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной службы; единство требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных и муниципальных служащих; учет стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной службы и стажа государственной службы при исчислении стажа муниципальной службы.

6. Формирование системы управления государственной службой. Важную роль в обогащении взаимоотношений и сотрудничества государственных и муниципальных органов, их служебной деятельности играет координация практических действий (через определение единых целей, планирование совместной деятельности, финансовой помощи муниципалитетам в организации практической работы). Свою роль в организации взаимодействия всех видов государственной службы РФ призвана сыграть ныне складывающаяся система управления государственной службой с федеральным органом, возглавляющим эту систему. Ведь речь идет о деятельности в рамках единой и неделимой системы государственной власти.

Заслуживает поддержки практика создания при аппарате Полномочных Представителей Президента РФ в федеральных округах, при главах субъектов РФ специальных Советов по государственному и муниципальному управлению, Советов / Комиссий по вопросам местного самоуправления при Правительстве РФ, при палатах Федерального Собрания РФ.

Очевидно, что показатели общественного престижа государственных служащих остаются низкими, люди не доверяют чиновникам. Да и сами государственные служащие, по их собственным оценкам, выявляемым в социологических опросах,

не очень-то стараются. Лишь для половины государственных служащих большое значение имеет честность, для четверых из каждых десяти опрошенных — принципиальность, для четверти опрошенных — неподкупность, и только один из каждых семи отметил необходимость уважения прав и свобод граждан.

В чем же россияне видят выход из сложившейся ситуации?

Тремя «китами», которые, по оценкам опрошенных, должны стать залогом улучшения работы бюрократии, являются усиление общественного контроля за работой чиновников (60,5%), введение запрета на занятие государственных должностей теми, кто был уличен в коррупции (50,1%), более тщательный отбор чиновников с учетом образования и квалификации (44,8%).

Однако следует констатировать, что пока ни системности, ни управляемости этим важнейшим механизмом российской государственности нет в наличии. В законодательстве даже не используется понятие «государственный служащий Российской Федерации», а употребляются только понятия «федеральный государственный служащий» и «государственный служащий субъекта Российской Федерации». Закон признает не единство, а оторванность уровней государственной службы друг от друга. Это детерминирует состояние всей системы.

Итак, важнейшим условием эффективного функционирования государственной службы в федеративном государстве является создание внутренней структуры, обеспечивающей ее унификацию и управляемость.

Государственная служба должна постоянно испытывать регулирующее и стимулирующее воздействие со стороны государства на основе продуманной стратегии управления. Современная постсоветская история России (вопреки распространенному мнению о необходимости

максимального ограничения влияния государства) свидетельствует, что важным фактором устойчивого и динамичного развития российского общества остается государственное управление как организующее и регулирующее воздействие государства.

Безусловно, формирование эффективной системы управления государственной службой представляет собой ключевое и первоочередное звено в комплексе мер по реформированию государственной службы Российской Федерации и совершенствованию этого института в соответствии с современными требованиями государственного управления.

Как решить эту задачу? Ответ таков: при помощи новейших теоретических разработок, экспертной оценки механизма воздействия на систему государственной службы, избирательного использования зарубежной управленческой практики и одновременно творческого учета отечественного исторического опыта.

Международный опыт проведения масштабных административных реформ, прежде всего, в США, Японии свидетельствует о том, что их проведение осуществляется на законодательной основе и под контролем законодательных органов и институтов гражданского общества. Это дает возможность формировать относительно независимые государственные структуры, которые действуют в ходе реформы не в интересах отдельных групп или кланов, а в общегосударственных интересах. Кроме того, они наделяются полномочиями, которые дают им необходимую самостоятельность, благодаря чему нет нужды «испрашивать разрешение» у того, кого будут реформировать.

В ходе административных трансформаций в России не создано таких правовых основ, нет и институциональных средств, которые бы образовывали единую систему управления реформами. Практика проведе-

ния административных реформ в странах с развитой демократией убедительно показывает, что успех преобразований приходит тогда, когда они находятся под патронажем конкретного органа, входящего в систему государственной власти и наделенного соответствующими четко очерченными полномочиями. Причем в российской системе власти этот орган не может быть встроенным в систему исполнительной власти, которую предстоит реформировать. Он должен носить межведомственный характер с учетом принципа разделения властей.

В Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС) был проведен экспертный опрос в рамках проекта «Система управления государственной службой Российской Федерации». Так, распределение ответов на вопрос, существует ли в Российской Федерации система управления государственной службой, показало, что большинство из опрашиваемых (54,3%) признает только наличие отдельных элементов такой системы. Причем среди представителей органов власти различного уровня этого мнения придерживаются 49,2% руководителей центральных аппаратов федеральных органов, 69,3% — территориальных органов федеральных министерств и ведомств и 52,8% — органов власти субъектов Федерации. Это можно расценивать как реальное отсутствие общесистемных принципов и механизмов государственной политики управления органами власти в стране, так как среди остальной части экспертов 25,0% считают, что системы управления вообще не существует (причем более критично (29,5%) настроены «федералы»), и только 12,8% отметили ее наличие (здесь в меньшинстве (5,6%) оказались «тер-риториалы»).

Если система управления государственной службой должна существовать в полном функциональном объеме, то необходим главный субъ-

ект такого управления. Среди экспертов в данном исследовании за необходимость создания такого органа высказались почти половина (46,9%) от их состава. При этом по уровням власти появилась следующая картина:

центральные аппараты федеральных органов власти — 58,1%;

территориальные аппараты федеральных министерств и ведомств — 29,4%;

органы власти субъектов РФ — 37,8%.

Больше всего (60,6%) заинтересованных в субъекте управления государственной службой, как и следовало ожидать, исходя из функциональной структуры государственной службы, оказалось среди представителей исполнительной ветви власти, а менее всего (11,1%) — судебной (что отражает ее корпоративную обособленность в системе государственной службы).

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» впервые предусматривает формирование системы управления государственной службой. Один из субъектов управления этой системой назван в данном Федеральном законе — это федеральный государственный орган по управлению государственной службой и государственный орган субъекта РФ по управлению государственной службой.

В законодательстве, правда, пока представлен только один принцип формирования этого органа — принцип равного представительства от органов государственной власти. Но этого явно недостаточно. Необходимо законодательно определить характер взаимодействия системы управления государственной службой с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а, главное, найти место федерального государственного органа управления государственной службой в системе государственного управления Российской Федерации.

Поэтому надлежит разработать и утвердить Концепцию управления государственной службой Российской Федерации, представить на обсуждение проект федерального закона «О системе управления государственной службой Российской Федерации».

Предложения о создании федерального полномочного органа управления государственной службой Российской Федерации встречают поддержку и ученых, и практических работников, однако дискуссионными остаются проблемы содержания деятельности, подчинения. Какому должностному лицу должен подчиняться федеральный полномочный орган управления государственной службой Российской Федерации: непосредственно Президенту РФ, Председателю Правительства РФ?

Вызывают вопросы функции подобного органа. В других странах уже стало практикой, что орган по управлению государственной службой обычно создается при той власти, которая реально доминирует в обществе. У нас такой властью располагает лишь Президент РФ. И именно при нем может и должна создаваться структура по управлению государственной службой.

Среди проектов управляющих органов: создание Государственной квалификационной комиссии и Государственной конкурсной комиссии, создание Комитета по государственной службе, формирование Федерального агентства государственной службы РФ.

Сегодня очевидно, что государственная служба не может быть закрытым государственным институтом, следовательно, и формирование субъекта управления государственной службой не может происходить без участия представителей общественных организаций, в том числе научной общественности.

7. Успех реформирования государственной службы в значительной степени зависит от кадрового

обеспечения развития государственной гражданской службы. Государственные служащие реализуют или обеспечивают реализацию полномочий государственных органов. Кадры, особенно стоящие во главе государственных органов, являются реальными носителями власти, ее авторитета.

В активизации реформирования государственной службы важно учитывать состояние ее кадрового состава, его количественные и качественные параметры, основные тенденции развития, использовать невостребованные способности государственных служащих.

Нельзя оценивать состояние кадров гражданской службы, их качеств на основе только формализованных показателей (возраст, образование, стаж работы, пол). Необходимо соотносить эти качества с назначением кадров в реализации компетенции и полномочий государственных органов, выявлять способность работников эффективно выполнять возложенные на них функции, права и обязанности. Следовательно, когда речь идет о формировании кадрового состава гражданской службы, имеется в виду прежде всего прием на службу, профессиональное развитие, карьерный рост, обновление работников аппарата, занимающих государственные должности гражданской службы.

К настоящему времени в России в основном сложился костяк, ядро нового кадрового состава гражданских служащих. На 1 января 2005 г. среди лиц, занимающих государственные должности гражданской службы, 79% имели высшее образование (а без учета младших должностей — более 85%). Средний возраст этих работников — 39 лет, 80% были в наиболее дееспособном возрасте (до 50 лет). Более 75% имели стаж работы в государственных органах до 15 лет.

Эти данные свидетельствуют о том, что кадровый корпус гражданской службы в значительной степе-

ни сформировался в последние 10— 15 лет в условиях рыночно-демокра-тических преобразований. Ныне он вступил в стадию позитивной стабилизации, более качественного, эффективного развития, особенно повышения профессиональной переподготовки и квалификации.

В современных условиях особенно важно повысить качество обучения кадров государственной службы, актуализировать содержание и активизировать учебный процесс. Если экономика бизнеса воспитывает «футболиста», то экономика государственной службы воспитывает «судью на поле», который должен обеспечить соблюдение правил игры и аргументированно использовать применение красной карточки при нарушении правил. Правила игры должны знать и игроки, и судьи, но использовать эти знания они должны по-разному. И этому надо учить. Сегодня, к сожалению, подобная специфика не учитывается.

В кадровом обеспечении реформирования государственной службы, повышении ее профессионализма все боле возрастает роль дополнительного профессионального образования гражданских служащих. В Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в числе приоритетных направлений формирования ее кадрового состава наряду с профессиональной подготовкой гражданских служащих закреплены их переподготовка, повышение квалификации и стажировка. Закон определяет компоненты дополнительного профессионального образования, их назначение, цели и процедуры реализации. Однако при имеющейся системе государственных образовательных учреждений, недостаточности государственного финансирования (в том числе и в реализации государственного заказа, особенно в субъектах Федерации и муниципальных органах), пока нет реальной возможности обеспечить повы-

шение профессиональной квалификации гражданских служащих не реже одного раза в три года, как это требуется по закону.

Необходим и более требовательный подход к определению содержания образовательных программ, к концентрации внимания на изучении действительно актуальных общетеоретических и профессионально значимых тем, к еще большей служебно-практической направленности обучения, которое ориентирует слушателей на необходимость изучения других тем самостоятельно (особенно законов и других нормативных актов).

8. Информационная поддержка реформы государственной службы. Существует множество определений современного общества. Наибольшее распространение получила его трактовка как общества информационного. В этом контексте особое внимание экспертного сообщества должно быть уделено вопросам поддержки государственной службы и государственных служащих в средствах массовой информации. Общеизвестно, что сами государственные служащие в силу своего должностного положения ограничены в использовании этого ресурса. Поэтому если им и удается стать предметом обсуждения на телеэкранах и страницах газет, то, как правило, это связано с производством тех или иных следственных действий. Мы понимаем интерес журналистов: по меткому выражению классика «желтой» прессы У. Херста, «если собака укусила человека — это никому не интересно. А вот если человек укусил собаку — это сенсация». Но есть и интерес общества, государства. Воспроизводство негатива о деятельности государственной службы средствами массовой информации становится все более и более опасным для стабильности государственного управления. Полагаем, что в программе развития государственной службы должно быть найдено место и, если хотите, пропаган-

де ценностей административной реформы.

Таким образом, развитие единой и целостной, гибкой и эффективной системы государственной службы с ее ориентацией на приоритеты развития Российской Федерации с учетом интересов гражданского общества, повышение эффективности государственной службы и профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих является насущной общественной потребностью.

Дальнейшее совершенствование системы государственной службы

Российской Федерации зависит от разработки и реализации мероприятий, направленных на развитие государственной службы как единой системы, а также на практическое применение новых технологий государственного управления. Эти мероприятия должны быть объединены единой целью, реали-зовываться в соответствии с концептуальными направлениями развития государственной службы и быть подчиненными основным стратегическим приоритетам в сфере развития государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.