Научная статья на тему 'Актуальные вопросы современной кадровой политики в системе государственной службы'

Актуальные вопросы современной кадровой политики в системе государственной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
502
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы современной кадровой политики в системе государственной службы»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

Актуальные вопросы современной кадровой политики в системе государственной службы

БаркинВ. А.

Н

Валерий Александрович Баркин — начальник Департамента по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе аппарата Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

а современном этапе стратегическом целью государственной кадровой политики в системе государственной службы является формирование кадрового потенциала как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса российского общества, обеспечивающего социально-экономическое развитие страны, ее конкурентоспособность в международном разделении труда и призванного повышать эффективность государственной власти и обеспечиватьуправляемость общественными процессами.

В условиях становления правового демократического государства подбор кадров и их деятельность регламентируются законами, государственно-правовыми процедурами, регламентами, требованиями. Приоритетным направлением в формировании и реализации государственной кадровой политики должно быть повышение профессионализма, наиболее полное использование знаний и способностей государственных служащих в интересах общества и государства.

Формирование профессионального потенциала государственной службы представляет собой динамичный процесс, так как структура органов государственной власти и управления, их численный состав, требования, предъявляемые к госу-

м к

О 5 ^ I О < м ес

о

м £т < < 2

19

3/2005

м к

О 5 ^ I О < м ес

р- о

м £т < < 2

20

3/2005

дарственным служащим, подвержены постоянным изменениям. Профессиональный потенциал государственной службы складывается на базе новых для страны целей, функций и структуры государственного управления. Его состояние зависит от уровня организации исполнения должностных функций в государственном аппарате, а эффективность определяется оптимальным количественным составом и степенью профессиональной подготовки его служащих.

Важным направлением проводимой по инициативе Президента Российской Федерации В. В. Путина административной реформы и выступает реформа государственной службы. Реформирование государственной службы, наряду с проводимыми в стране судебно-правовой, правоохранительной, военной, образовательной реформами, рассматривается как приоритетное направление в области современного государственного строительства.

В Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг.)», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года отдельной строкой выделено формирование единой системы управления государственной службой Российской Федерации.

Целью Программы является повышение эффективности государственной службы, ее видов и уровней, упорядочение расходов на содержание государственных служащих. При этом активно используется лишь тот зарубежный опыт, который может быть применим в российских условиях.

Программа предусматривает:

■ совершенствование законодательной базы государственной службы;

■ проведение экспериментов по применению новых подходов к организации государственной службы и обеспечению деятельности государственных служащих;

■ создание материально-технических условий для эффективного функционирования государственной службы;

■ формирование системы управления государственной службы.

Так, правовой основой обеспечения целостности новой системы государственной службы стал принятый весной 2003 года Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» и прошлогодний Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Ключевым событием в 2004-2005 годах стала разработка и принятие Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В заключительной стадии находится разработка проекта Федерального закона «О государственной правоохранительной службе Российской Федерации».

В дальнейшем федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации будут изменяться и дополняться на систематизированной основе в условиях современного реформирования всей структуры государственной власти. Это восполнит имеющиеся пробелы правового регулирования, в особенности в обла-

сти профилактики коррупции и борьбы с ее разновидностями.

Выработка концептуальных основ и на их базе новой государственной кадровой политики системы государственной службы в Северо-Западном федеральном округе становится объективной потребностью и важным условием реформирования России в отдельно взятом округе.

На данном этапе для субъектов Российской Федерации основной проблемой при реализации задач реформирования государственной службы, предусмотренных Федеральной программой «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)», стало отсутствие возможности реализовывать названные задачи до принятия соответствующих указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, имеющих прямое действие.

Так, в развитие Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предполагается принятие 22 указов Президента Российской Федерации и 7 постановлений Правительства Российской Федерации. Из этого количества приняты и вступили в законную силу, вместе с законом, только 5 указов.

Кроме того, возникают трудности и при приведении регионального законодательства в соответствие с федеральным. Например, в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено включение в комиссии органов государственной власти независимых экспертов, но не установлен механизм оплаты их труда, что не мо-

жет быть урегулировано региональным законодательством. Также в Законе отсутствует механизм переходных положений, в частности заключения срочных служебных контрактов с государственными служащими, с которыми уже заключены трудовые договоры на неопределенный срок.

Одним из путей решения назревших проблем может явиться разработка методических рекомендаций соответствующими подразделениями федеральных органов по перспективе развития федерального законодательства органами государственной власти субъектов Российской Федерации и привлечение к участию в разработке путей и методов, способствующих созданию профессиональной гражданской службы, представителей органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации.

Хотелось бы обозначить примерный перечень основных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принятие которых предусмотрено Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

■ о государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации;

■ о присвоении классных чинов государственной гражданской службы высшей и главной групп должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (ст. 11);

■ о Реестре должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (ст. 10);

м к

О 5 ^ I О < м ес

о

“к

^ ь-

С

21

3/2005

м к

О 5 ^ I О < м ес

»- о

м £т < < 2

22

об установлении размеров должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации (ст. 50); о кадровом резерве на государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации (ст. 64);

об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы, по которым устанавливается оплата профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации с учетом показателей эффективности и результативности (ст. 50);

об административном регламенте государственного органа; о государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной гражданской службой субъекта Российской Федерации; о квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации;

■ о комиссиях по служебным спорам.

Следует отметить, что это далеко не исчерпывающий перечень, а только основные законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации.

К числу первостепенных практических задач следует отнести:

■ повышение научной обоснованности государственной кадровой политики в условиях реформирования системы государственной службы в Северо-Западном федеральном округе;

■ создание новой системы работы с кадрами, профессионального развития персонала государственной службы;

■ расширение сети и качественного обновления государственных образовательных учреждений и кадровых служб государственных органов;

■ освоение мирового опыта в управлении человеческими ресурсами.

Необходимо с научных позиций осмыслить суть происходящих кадровых процессов, выявить причины ошибок и трудностей в работе с кадрами, осознать важность и предложить пути повышения их профессиональной компетентности, гражданской и нравственной зрелости.

3/2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.