Научная статья на тему 'Об основных проблемах реформирования государственной гражданской службы в субъектах Российской Федерации Дальневосточного Федерального округа'

Об основных проблемах реформирования государственной гражданской службы в субъектах Российской Федерации Дальневосточного Федерального округа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об основных проблемах реформирования государственной гражданской службы в субъектах Российской Федерации Дальневосточного Федерального округа»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

Об основных проблемах реформирования государственной гражданской службы в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа

Вступление в силу Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в феврале 2005 года стало одной из базовых основ процесса реформирования государственной гражданской службы, позволило начать формирование системы административно-служебного законодательства, обеспечивающего комплексное правовое регулирование отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. В соответствии с законом закреплены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы, произошел переход к административно-правовому регулированию деятельности государственных служащих в сочетании с применением норм трудового права. Установлена

Л.С. Валеев

связь между государственной и муниципальной службой. В основном, созданы условия для открытости и подконтрольности деятельности аппаратов государственных органов гражданскому обществу, сформированы основы для финансирования государственной гражданской службы.

В целях реализации положений Федеральных законов от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в связи с истечением срока действия Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)» Президент РФ своим указом от 12 декабря 2005 г. №1437 продлил срок действия данной программы на 2006 - 2007 годы.

На современном этапе реформирования государственной службы необходимо в полном объеме реализовать приоритетные направления реформы государственной службы Российской Федерации, определенные Президентом, продолжить работу по формированию целостной системы государственной службы, решить комплекс задач, связанных с нормативным оформлением и совершенствованием механизмов функционирования видов государственной службы, оптимизацией кадрового состава государственных служащих, формированием системы управления государственной службой.

В соответствии с обозначенными в официальных документах целями центральным направлением в установлении правовых и организационных основ гражданской службы в субъектах Российской Федерации ок-

Валеев Лейнар Сайделович - помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, председатель Совета по вопросам государственной и муниципальной службы при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе

6

Власть и управление на Востоке России. 2007. М 7 (38)

руга были разработка и принятие нормативных правовых актов субъектов Федерации, методическое обеспечение их нормотворчес-кой деятельности, а также организационная работа по внедрению предусмотренных Федеральным законом правовых механизмов в практику гражданской службы.

На организационное обеспечение этой работы были направлены совместные усилия Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе и дальневосточных субъектов Российской Федерации.

Можно утверждать, что на сегодняшний день достигнуты определенные результаты: в субъектах Федерации округа разрабатываются и принимаются необходимые нормативные правовые акты, приводятся в соответствие с Федеральным законом №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» нормативные акты субъектов, принятые до издания данного Федерального закона, реализуется комплекс мероприятий по формированию и совершенствованию кадрового потенциала, повышению эффективности государственной гражданской службы.

Все большее распространение получает практика поступления на гражданскую службу и замещения должностей гражданских служащих на конкурсной основе, завершается переоформление трудовых договоров в служебные контракты о прохождении государственной гражданской службы, активно идет процесс присвоения классных чинов гражданским служащим, создаются и работают аттестационные и конкурсные комиссии, расширяется практика проведения квалификационных экзаменов.

Вместе с тем, в этой сложной работе постоянно возникают проблемы, решение которых является важной задачей сегодняшнего дня. Прежде всего, это блок проблем федерального уровня. Речь идет о том, что в связи с отсутствием нормативных правовых актов, которые должны быть приняты на федеральном уровне в развитие норм Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», его практикоприменение является крайне затруднительным. Пожалуй, это является основополагающей проблемой. В частности, существует настоятельная потреб-

ность в принятии нормативных правовых актов по следующим направлениям Федерального закона: о порядке ведения Сводного реестра, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации; о соотношении классных чинов федеральной государственной службы и классных чинов гражданской службы субъектов Российской Федерации; об обобщенных показателях эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также об установлении особого порядка оплаты труда гражданских служащих в зависимости от показателей эффективности и результативности; о медицинском страховании государственных гражданских служащих Российской Федерации; о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей; о перечне должностей государственной гражданской службы, исполнение должностных обязанностей, которые связаны с использованием сведений, составляющих государственную тайну; о порядке и условиях получения гражданскими служащими единовременной субсидии на приобретение жилой площади и т.д. Можно еще довольно долго перечислять положения Федерального закона №79-ФЗ, которые требуют дополнительной правовой регламентации.

Второй блок проблем связан с внутренними противоречиями отдельных положений Федерального закона, неоднозначным их толкованием и противоречивостью некоторых формулировок. Например, отсутствует единый подход в наименовании классных чинов, соответствующих должностям государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. Федеральное законодательство не дает точного ответа на вопрос о том, как должны именоваться классные чины субъектов. Очевидно, что необходимо найти какие-то общие решения для всей гражданской службы субъектов Российской Федерации с тем, чтобы избежать возможных правовых коллизий.

Вместе с тем, указанные проблемы Федерального законодательства не оправдывают процессы торможения реформы государственной службы в субъектах Федерации. Указывая на эти проблемы, представители властных структур довольно часто оправдывают свою пассивную позицию и нежелание

идти по пути реформ, не проявляют стремления к изменению ситуации в организации гражданской службы и кадровой политике.

Следующий блок проблем связан с нарушениями Федерального закона органами государственной власти в Дальневосточном федеральном округе.

Основными нарушениями Федерального закона №79-ФЗ территориальными органами федеральных органов исполнительной власти являются следующие: бесконтрольность в организации поступления на государственную гражданскую службу и ее прохождения, отсутствие в государственных органах комплексного подхода при осуществлении кадровой политики, ненадлежащая организация кадровой работы, непринятие мер к формированию кадрового резерва для замещения вакантных должностей в порядке должностного роста гражданских служащих, несоблюдение установленного порядка ведения личных дел государственных служащих, невыполнение гражданскими служащими возложенных законом обязанностей и несоблюдение установленных законом ограничений.

В полном объеме не исполняются требования ст. 22 Федерального закона №79-ФЗ о замещении вакантных должностей государственной гражданской службы на конкурсной основе.

Практика показывает, что не теряет своей актуальности проблема кадрового волюнтаризма руководителей. Назначение на должности и карьерный рост государственного служащего нередко зависят не от конкурсных процедур и соответствия претендента квалификационным требованиям, а от наличия личных связей и знакомств, протекционизма и других субъективных факторов.

Кроме того, анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что организация и ведение кадровой работы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти в округе не отвечает требованиям законодательства. Кадровыми службами не выполняются обязанности по ведению реестра государственных гражданских служащих, проведению проверок достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу, а также сведений о соблюдении гражданскими служащими установленных законом ограничений.

Не проводится целенаправленная работа по формированию кадрового резерва для замещения вакантной должности государственной службы в порядке должностного роста государственных служащих. Нередко кадровые резервы органов государственной власти формируются без проведения конкурсов, а включение гражданского служащего в кадровый резерв не оформляется правовым актом государственного органа, соответствующие записи в личные дела не вносятся. Причинами допущенных нарушений являются ненадлежащее выполнение гражданскими служащими и кадровыми подразделениями возложенных законом обязанностей и функций, недостаточный контроль над их деятельностью со стороны государственных органов и соответствующих Федеральных служб.

Характерными нарушениями органов государственной власти субъектов Федерации округа являются следующие:

- нарушение порядка исчисления стажа, дающего право на получение надбавки к должностному окладу государственного служащего;

- установление порядка проведения аттестации государственных служащих, отличного от предусмотренного нормативными правовыми актами федерального уровня;

- превышение полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области правового регулирования вопросов, связанных с установлением порядка проведения конкурса на замещение вакантных должностей;

- ограничение прав граждан на равный доступ к государственной службе субъекта Российской Федерации;

- нарушение порядка формирования кадрового резерва должностей государственной гражданской службы;

- установление порядка присвоения и сохранения классных чинов государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации;

- нарушение классификации должностей государственной гражданской службы.

Рассматривая проблемы методического обеспечения реформы государственной гражданской службы в субъектах Федерации округа необходимо отметить, что недостаточно используются ресурсы экспертных, научных коллективов (например, Дальневосточной академии государственной службы),

8

Власть и управление на Востоке России. 2007. № 1 (38)

способных профессионально и авторитетно оказывать помощь органам государственной власти субъектов Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе в решении отдельных задач формирования гражданской службы. Речь, в данном случае, идет о технологии проведения конкурсных отборов, проведения квалификационных экзаменов, разработки критериев эффективности для деятельности государственного гражданского служащего и других инновациях в процессе реализации реформы.

Очевидно, что указанные проблемы являются негативными факторами в процессе реформирования и построения эффективной системы государственной гражданской службы. Для решения обозначенных проблем существует настоятельная потребность в развитии и укреплении нормативной правовой базы как на федеральном, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Реформирование государственной гражданской службы - достаточно сложный процесс. Новизна и объективная сложность задач присуща практически всем направлениям формирования гражданской службы и требует значительных усилий для их решения.

В дальнейшем органам государственной власти субъектов Федерации округа необходимо продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы государственной гражданской службы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. №1437 о продлении срока реализации Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)» на 2006 - 2007 годы и Федеральным законом от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Необходимо также отметить, что принятие субъектами Российской Федерации основных нормативных правовых актов по вопросам гражданской службы является начальным этапом, обеспечивающим создание базовых условий для успешного функционирования системы гражданской службы в целом. Наряду с нормотворческой деятельностью потребуется комплексная работа по организации гражданской службы, включающая действенный контроль над реализацией принятых нормативных правовых актов и надзор за соблюдением законности в ходе ее осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.