Научная статья на тему 'О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ИДЕЯХ ПРОЕКТА ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ'

О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ИДЕЯХ ПРОЕКТА ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
161
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / МОЛОДЕЖЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ / ПУТИ РЕШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ЗАКОНОПРОЕКТ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" / STATE / YOUTH / EFFICIENCY / PROBLEM ASPECTS / SOLUTIONS / STATE YOUTH POLICY / DRAFT LAW "ON STATE YOUTH POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самохвалов Николай Александрович

В представленной статье автор анализирует основные положения находящегося в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта закона "О молодежной политике в Российской Федерации" сквозь призму значимости содержащихся в нем положений в контексте процесса построения эффективной модели реализации молодежной политики в России на всех уровнях государственного управления. Разнообразный спектр вопросов, связанных с формированием эффективной системы реализации государственной молодежной политики в современной России, находится в центре непосредственного внимания, как научного сообщества, так и более широкого общественно-политического дискурса, в связи с чем автором уделяется достаточно пристальное внимание анализу существующих проблемных аспектов и пробелов в рамках действующих механизмов практической реализации молодежной политики, к которым относятся следующие: отсутствие единого политико-правового акта в сфере молодежной политике на федеральном уровне, тогда как на региональном уровне подобные документы приняты уже в подавляющем большинстве субъектов; отсутствие единого возрастного критерия, который четко зафиксировал бы, что данная социально-демографическая группа относится к категории «молодежь» (имеется в виду, прежде всего, минимальный и максимальный возраст соответствующих лиц); отсутствие законодательно закрепленного полного перечня полномочий конкретных органов исполнительной власти Российской Федерации, которые непосредственно отвечают за достижение поставленных целей и задач со стороны государства и общества в сфере молодежной политике и другие. По результатам исследования автор приходит к выводу о том, что законопроект "О молодежной политике в Российской Федерации" содержит в себе целый ряд качественных новаций, который призваны устранить существующие пробелы и проблемные аспекты в сфере реализации государственной молодежной политики в России на всех уровнях государственного управления. Кроме того, законопроект является «векторным» актом, создающим единое правовое поле в сфере молодежной политики, в рамках которого могут взаимодействовать все субъекты, осуществляющие деятельность в указанной сфере, и которое позволяет заложить основы дальнейшего правового регулирования сферы молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти с активным привлечением молодежи к решению значимых для нее вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CONCEPTUAL IDEAS OF THE DRAFT LAW "ON STATE YOUTH POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION" AND CERTAIN ASPECTS OF ITS IMPLEMENTATION

In this article, the author analyzes the main provisions of the draft law "on youth policy in the Russian Federation" currently under consideration in the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation through the prism of the usefulness and significance of its provisions in the context of the process of building an effective model for implementing youth policy in Russia at all levels of government. A diverse range of issues related to the formation of an effective system for the implementation of state youth policy in modern Russia is in the center of direct attention of both the scientific community and the broader socio-political discourse. therefore, the author pays close attention to the analysis of existing problematic aspects and gaps in the existing mechanisms for the practical implementation of youth policy, which include the following: lack of a single political and legal act in the field of youth policy at the Federal level, while at the regional level, such documents have already been adopted in the vast majority of subjects; there is no single age criterion that clearly States that this socio-demographic group belongs to the category of "youth" (meaning, first of all, the minimum and maximum age of the relevant persons); the absence of a legally established full list of powers of specific Executive authorities of the Russian Federation, which are directly responsible for achieving the goals and objectives set by the state and society in the field of youth policy, and others. Based on the results of the research, the author comes to the conclusion that the draft law "on youth policy in the Russian Federation" contains a number of qualitative innovations that are designed to eliminate existing gaps and problematic aspects in the implementation of state youth policy in Russia at all levels of government. In addition, the draft law is a "vector" act that creates a unified legal framework in the field of youth policy, within which all entities operating in this area can interact, and which allows us to lay the foundations for further legal regulation of the field of youth policy at the Federal, regional and municipal levels of government, with the active involvement of young people in solving important issues for them.

Текст научной работы на тему «О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ИДЕЯХ ПРОЕКТА ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ»

политические науки

Самохвалов Николай Александрович О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ИДЕЯХ ...

УДК 323

DOI: 10.26140/anie-2020-0904-0076

О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ИДЕЯХ ПРОЕКТА ЗАКОНА «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» И НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

© 2020

ORCID: 0000-0002-2388-0472

ResearcherlD: F-3008-2016

SPIN-код: 5038-3637

Самохвалов Николай Александрович, старший преподаватель кафедры государственного управления и права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Балаковский филиал (413865, Россия, Балаково, ул. Чапаева, 107, e-mail: nukolai-samohvalov@yandex.ru)

Аннотация. В представленной статье автор анализирует основные положения находящегося в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта закона «О молодежной политике в Российской Федерации» сквозь призму значимости содержащихся в нем положений в контексте процесса построения эффективной модели реализации молодежной политики в России на всех уровнях государственного управления. Разнообразный спектр вопросов, связанных с формированием эффективной системы реализации государственной молодежной политики в современной России, находится в центре непосредственного внимания, как научного сообщества, так и более широкого общественно-политического дискурса, в связи с чем автором уделяется достаточно пристальное внимание анализу существующих проблемных аспектов и пробелов в рамках действующих механизмов практической реализации молодежной политики, к которым относятся следующие: отсутствие единого политико-правового акта в сфере молодежной политике на федеральном уровне, тогда как на региональном уровне подобные документы приняты уже в подавляющем большинстве субъектов; отсутствие единого возрастного критерия, который четко зафиксировал бы, что данная социально-демографическая группа относится к категории «молодежь» (имеется в виду, прежде всего, минимальный и максимальный возраст соответствующих лиц); отсутствие законодательно закрепленного полного перечня полномочий конкретных органов исполнительной власти Российской Федерации, которые непосредственно отвечают за достижение поставленных целей и задач со стороны государства и общества в сфере молодежной политике и другие. По результатам исследования автор приходит к выводу о том, что законопроект «О молодежной политике в Российской Федерации» содержит в себе целый ряд качественных новаций, который призваны устранить существующие пробелы и проблемные аспекты в сфере реализации государственной молодежной политики в России на всех уровнях государственного управления. Кроме того, законопроект является «векторным» актом, создающим единое правовое поле в сфере молодежной политики, в рамках которого могут взаимодействовать все субъекты, осуществляющие деятельность в указанной сфере, и которое позволяет заложить основы дальнейшего правового регулирования сферы молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти с активным привлечением молодежи к решению значимых для нее вопросов.

Ключевые слова: государство, молодежь, эффективность, проблемные аспекты, пути решения, государственная молодежная политика, законопроект «О государственной молодежной политике в Российской Федерации».

ON THE CONCEPTUAL IDEAS OF THE DRAFT LAW "ON STATE YOUTH POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION" AND CERTAIN ASPECTS OF ITS IMPLEMENTATION

© 2020

Samokhvalov Nikolay Aleksandrovich, senior lecturer the Department of public administration and law RANEPA, Balakovо branch (413865, Russia, Balakovo, street of Chapaeva, 107, e-mail: nukolai-samohvalov@yandex.ru)

Abstract. In this article, the author analyzes the main provisions of the draft law "on youth policy in the Russian Federation" currently under consideration in the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation through the prism of the usefulness and significance of its provisions in the context of the process of building an effective model for implementing youth policy in Russia at all levels of government. A diverse range of issues related to the formation of an effective system for the implementation of state youth policy in modern Russia is in the center of direct attention of both the scientific community and the broader socio-political discourse. therefore, the author pays close attention to the analysis of existing problematic aspects and gaps in the existing mechanisms for the practical implementation of youth policy, which include the following: lack of a single political and legal act in the field of youth policy at the Federal level, while at the regional level, such documents have already been adopted in the vast majority of subjects; there is no single age criterion that clearly States that this socio-demographic group belongs to the category of "youth" (meaning, first of all, the minimum and maximum age of the relevant persons); the absence of a legally established full list of powers of specific Executive authorities of the Russian Federation, which are directly responsible for achieving the goals and objectives set by the state and society in the field of youth policy, and others. Based on the results of the research, the author comes to the conclusion that the draft law "on youth policy in the Russian Federation" contains a number of qualitative innovations that are designed to eliminate existing gaps and problematic aspects in the implementation of state youth policy in Russia at all levels of government. In addition, the draft law is a "vector" act that creates a unified legal framework in the field of youth policy, within which all entities operating in this area can interact, and which allows us to lay the foundations for further legal regulation of the field of youth policy at the Federal, regional and municipal levels of government, with the active involvement of young people in solving important issues for them.

Keywords: state, youth, efficiency, problem aspects, solutions, state youth policy, draft law "on state youth policy in the Russian Federation".

Введение. с необходимостью законодательного определения на

Проект федерального закона «О молодежной по- федеральном уровне целей, принципов, основных на-литике в Российской Федерации» разработан в связи правлений и форм реализации молодежной политики, а

Samokhvalov Nikolay Aleksandrovich ON THE CONCEPTUAL IDEAS ...

political sciences

также регулирования отношении, возникающих между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики.

Следует отметить, что Президент РФ В.В. Путин неоднократно в Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации (2018-2019 годов) затрагивал тему молодежной политики, делая акцент, главным образом, на том, что «...талантливая молодежь - одно из самых сильных конкурентных преимуществ России.» [1].

Между тем, необходимо отметить, что за исключением намеченных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года № 5090-1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» целей, принципов, направлений государственной молодежной политики и мер по ее реализации, а также вопросов государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, правоотношения в области молодежной политики регулируются только подзаконными нормативными правовыми актами: Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», и другими. Базовым нормативным актом, регламентирующим сферу реализации государственной молодежной политики Российской Федерации, в настоящее время выступают «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Методология исследования.

В качестве базиса методологической основы исследования нами использовался метод сравнительного анализа. В качестве непосредственного объекта анализа выступили положения нового законопроекта «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» и Распоряжения Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Благодаря проведению сравнительного анализа двух вышеуказанных знаковых документов удалось установить, что положения законопроекта «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» во многом являются потенциально значимыми и могут служить непосредственным качественным инструментом в процессе построения эффективной системы реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Результаты исследования.

Парадоксальным выглядит факт отсутствия единого законодательного акта о молодежной политике на федеральном уровне ввиду того, что в настоящий момент времени в 78 субъектах РФ уже есть свои региональные законы о молодёжи [2, с. 35]. При этом, в отечественной политической науке не однократно указывалось на необходимость выработки единой базовой модели реализации государственной молодежной политики на всей территории Российской Федерации. В частности, ряд исследователей, к которым относятся следующие: К.С. Канунников [3], Н.А. Киселева [4], А.В. Кочетков [5], Т.К. Ростовская [6] и другие указывали на внедрение подобной унифицированной модели посредствам принятия Федерального закона «О молодежной политике в России». Теперь в 2020 году есть надежда, что весьма существенный пробел в сфере реализации молодежной политики в России будет устранен. Что же принципи-

ально нового содержит в себе проект Закона «О молодежной политике?

Во-первых, в законопроекте закрепляются единые термины, используемые в сфере молодежной политики, такие понятия, как «молодежь», «молодая семья», «молодежные общественные объединения». Остановимся подробнее на подходе к толкованию базового термина «молодежь» для сферы реализации молодежной политики. В частности, в ст. 2 законопроекта «О молодежной политике» под молодежью понимается социально-демографическая группа, включающая в себя лиц в возрасте от 14 до 35 лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом

[7].

В контексте сказанного необходимо указать на то, что в действующих Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года уже закреплено практически идентичное понятие молодежи. Принципиальное отличие состоит в том, что в указанных основах к молодежи, как правило, относятся лица в возрасте от 14 до 30 лет, при этом, закреплено положение о том, что некоторые субъекты вправе самостоятельно на региональном уровне повышать возраст, который относит соответствующих лиц к категории «молодежь» (до 35 лет и более). Подобное положение дел свидетельствует об отсутствии единого возрастного критерия, который бы применялся в масштабах всего политико-правового поля в России. Именно поэтому в проекте закона о молодежной политике совершенно однозначно закреплено положение о том, что к молодежи относятся все лица в возрасте от 14 до 35 лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом.

В соответствии с анализируемом проектом закона под молодежной политикой следует понимать комплекс мер нормативно - правового, финансово - экономического, организационно - управленческого, информационно - аналитического, кадрового, научного и иного характера, реализуемых на основе взаимодействия органов государственного управления федерального уровня, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, молодой семьи и предоставление молодежи, молодой семье, молодежным общественным объединениям возможностей для улучшения своего положения в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны.

Кроме того, законопроект о молодежной политике содержит в себе дефиниции таких понятия, как: молодая семья, молодежные общественные объединения, инфраструктура молодежной политики, субъекты, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики

[8].

Во-вторых, учитывая, вышеуказанный легальный подход к толкованию понятия «молодежь», становится очевидным, что совокупная доля граждан России, проживающих как в России, так и за ее пределами, которые находятся в пределах возрастной группы от 14 до 35 лет, может достаточно существенно возрасти с 28,3 млн. человек на 12,7 млн. человек и достигнуть показателя 41 млн. человек.

Нам представляется, что следствием подобного положения дел станет объективная возможность для гораздо большего числа граждан нашей страны воспользоваться различными мерами поддержки, предусмотренными государством; это и субсидии для молодых семей в части приобретения жилья, и возможность участвовать в различных конкурсах поддержки молодежи грантами и

политические науки

Самохвалов Николай Александрович О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ИДЕЯХ ...

многими другими.

В-третьих, в положениях законопроекта о молодежной политике совершенно четко прописаны цели, принципы и основные направления молодежной политики.

Главными целями молодежной политики, согласно проекту закона, являются защита прав и законных интересов молодежи, обеспечение равных условий для ее духовного, культурного, профессионального, социального и физического развития, создание условий для ее участия во всех сферах жизни общества, поддержка молодых семей и улучшение демографической ситуации.

Принципами молодежной политики в соответствии с одноименным законом являются:

1) сочетание интересов личности, общества и государства, обеспечение сбалансированности интересов молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений с интересами и правами иных граждан, общественных объединений и организаций;

2) координация действий в сфере молодежной политики между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

3) использование комплексного, научного и стратегически ориентированного подхода при формировании и реализации молодежной политики;

4) обеспечение равного доступа молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений к соответствующим мерам государственной поддержки;

5) непосредственное участие молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений в формировании и реализации молодежной политики и другие.

Основные направления ее реализации будут включать в себя «формирование гражданственности, патриотизма, преемственности традиций», поддержку молодых семей, лиц с ограниченными возможностями и молодых людей в трудной жизненной ситуации, помощь в решении жилищных проблем, предоставление социальных услуг. Отдельное внимание будет уделено поддержке социально значимых инициатив и молодежного предпринимательства, содействию в трудоустройстве, поддержке талантливых молодых людей, в том числе ученых, образованию молодежи и организации досуга, отдыха, оздоровления и занятий спортом. Считаем, что данные направления сегодня выступают в качестве наиболее приоритетных в современной молодежной среде, так как у молодежи, несомненно, есть на это большой запрос [9, с. 240].

В-четвертых, к достоинствам проекта закона о молодежной политике следует отнести закрепление на законодательном уровне целостного комплексного полномочий органов государственного управления в сфере молодежной политике на федеральном, региональном и местном уровнях. При упоминании о реализации молодежной политики в России общепринято говорить о системе органов государственной власти, которые ответственны за нее, например, Правительство РФ, Федеральное агентство по делам молодежи, Министерство просвещения, Министерство науки и высшего образования, региональные и местные профильные властные структуры и другие. Однако, зачастую полномочия указанных органов исполнительной власти на практике часто дублировали друг друга, имели абстрактный характер, что снижало эффективность деятельность ответственных за практическую реализацию молодежной политики соответствующих акторов.

В-пятых, значимой проблемой в процессе построения эффективной модели реализации государственной молодежной политики в России в настоящее время является отсутствие должной системы контроля за непосредственными субъектами, которые отвечают за реализацию молодежной политики. Об этом свидетельствует отсутствие контрольных механизмов и соответствующих мер ответственности за недостижение поставлен-

ных целей и задач в данной сфере. Именно поэтому, новый законопроект о молодежной политике содержит в себе положение о мониторинг реализации молодежной политики, который представляет собой систематическую, комплексную и плановую деятельность по сбору, обобщению, анализу и оценке информации о положении молодежи, молодых семей и молодежных общественных объединений в Российской Федерации.

При этом, организация мониторинга реализации молодежной политики осуществляется:

- на федеральном уровне - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

- на уровне субъекта Российской Федерации - уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Вывод.

Резюмируя изложенный материал, приходим к выводу о том, что предлагаемый к принятию Закон «О молодежной политике в Российской Федерации» содержит в себе целый ряд качественных новаций, которые призваны устранить существующие пробелы и проблемные аспекты в сфере реализации государственной молодежной политики в России на всех уровнях государственного управления.

Интересно, что законопроект о государственной молодежной политике в нашей стране пытаются принять уже более 10 лет, так как ранее депутаты отклонили 6 аналогичных законопроектов.

В последний раз документ был отклонен в марте 2017 года, и в текущем 2020 году - это уже 7-ая попытка, которая, смеем надеяться, будет окончательной с положительным итогом.

Законопроект является «векторным» актом, создающим единое правовое поле в сфере молодежной политики, в рамках которого могут взаимодействовать все субъекты, осуществляющие деятельность в указанной сфере, и которое позволяет заложить основы дальнейшего правового регулирования сферы молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти с активным привлечением молодежи к решению значимых для нее вопросов.

При этом, говорить о том, что станет ли данный документ действительно универсальным и действенным инструментом в разрешении всего существующего спектра проблем в сфере реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации на современном этапе, или его базовые положения будут носить исключительно декларативный характер, мы сможем по прошествии некоторого периода времени после принятия и вступления в законную силу Закона «О молодежной политике».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01 марта 2018 г.; Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г. [Электронный ресурс]: // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_

2. Самохвалов Н.А. Федеральный закон «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» как основополагающий фактор повышения эффективности реализации современной российской молодежной политики //Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2014. № 4(5). С. 34-37

3. Канунников К.С. Проект Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Правовое государство: теория и практика. 2015. № 1 (39). С. 35-38.

4. Киселева Н.А. Законы субъектов Российской Федерации о молодежи и молодежной политике // Вестник Читинского государственного университета. 2011. № 7 (74). С. 41-46.

5. Кочетков А. Анализ законов субъектов Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики // Закон и право. 2009. № 7. С. 17-21.

6. Ростовская Т.К. Законодательные аспекты регулирования государственной молодежной политики на современном этапе // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2014. Т. 9. С. 239-250.

7. Законопроект № 993419-7 «О молодежной политике в

Samokhvalov Nikolay Aleksandrovich

ON THE CONCEPTUAL IDEAS ...

political sciences

Российской Федерации» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/993419-7

8. В Госдуму внесли проект о повышении предельного возраста молодежи [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria. ru/20200722/1574706873.html

9. Самохвалов Н.А. К вопросу о понимании социально-политических особенностей взаимодействия молодежи России с иными поколениями сквозь призму теории поколений //Вопросы управления. 2019. № 4 (40). С. 239-246.

Статья поступила в редакцию 05.09.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.