ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
Государственная молодежная политика в Российской Федерации: концептуальный анализ реализации в 2015 году
Самохвалов
Николай Александрович
Старший преподаватель кафедры гражданского права Балаковского филиала РАНХиГС, исполняющий обязанности заведующего кафедры Балаковского филиала РАНХиГС
Nukolai A. Samokhvalov
Senior Lecturer at the Department of Civil Law of Balakovo branch of RANEPA, Acting Head of the Department of Civil Law of the Balakovo branch of the RANEPA
e-mail: [email protected]
УДК 323
State youth policy of the Russian Federation: conceptual analysis of implementation in 2015
В представленной статье особое внимание уделяется анализу итогов реализации основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации в 2015 году. По результатам осуществленного анализа автор определяет ряд основных проблем в сфере практической реализации современной государственной молодежной политики в России, которые требуют оперативного разрешения. В заключение автор приходит к выводу о том, что именно от решения выявленных проблем в области государственной молодежной политики российского государства во многом будет зависеть будущее Российской Федерации
Ключевые слова и словосочетания: молодежь, государственная молодежная политика, административно-управленческая система, механизмы и направления реализации государственной молодежной политики, эффективность, проблемные аспекты
The author of the paper analyzes the main trends of the state youth policy of the RF in 2015. The author identifies a number of urgent issues in the implementation of the modern youth policy in Russia, and also makes a conclusion about the importance of the current issues solving for the future development of the RF
Keywords:youth, state youth policy, administrative system, mechanisms and trends of implementation of the state youth policy, efficiency, aspects of a problem
В настоящее время основные детерминанты, определяющие модернизацию российского социума и государства, ставят на повестку вопросы продуктивной работы с молодежью в контексте эффективной практической реализации федеральной, региональной и местной молодежной политики в Российской Федерации. В контексте сказанного представляется очевидным, что ведущую роль в качестве основной движущей силы развития Российской Федерации играет молодежь [1, с. 12].
Государственная молодежная политика (далее ГМП) в России представляет собой направление деятельности Российской Федерации, включающее в себя систему мер нормативно - правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами,
активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене [2, с. 73].
Политический феномен государственной молодежной политики в Российской Федерации достаточно детально исследовался в трудах таких ученых в области политологии и политической социологии, как А.А. Зеленин [3], И.М. Ильинский [4], А.В. Кочетков [5], В.Т. Лисовский [6], В.А. Луков [7], О.А. Рожнов [8], Н.Л. Смакотина [9] и многих других. Однако в связи с тем, что общественные отношения находятся в постоянном развитии, государственная молодежная политика Российской Федерации требует к себе более пристального внимания со стороны научно - экспертного сообщества.
Именно поэтому нам представляется весьма актуальным проведение анализа направлений реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации в 2015 году и определение ее основных проблемных аспектов.
Нормативно-правовое обеспечение государственной молодежной политики
В рамках нормативно-правового обеспечения государственной молодежной политики Российской Федерации в 2015 году Правительством РФ была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». Функции координатора по госпрограмме возложены на Росмолодежь; функции по реализации возложены на ФГБУ «Роспатриотцентр» [10].
В 2015 году по инициативе Росмолодежи внесены изменения и дополнения в базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг и работ в раздел «Молодежная политика», а именно включены шесть работ и одна услуга. Внесение изменений в базовый перечень работ и услуг позволяет обеспечить реализацию основных направлений государственной молодежной политики во всех регионах страны, а также обеспечить их бюджетное наполнение.
Кроме того, был разработан проект профессионального стандарта специалиста по работе с молодежью. Данный проект направлен 29 декабря 2015 года органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующим государственную молодежную политику, для обсуждения и направления замечаний и предложений по данному документу.
Таким образом, в рамках реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации по направлению нормативно-правового обеспечения государственной молодежной политики следует признать, что наблюдается дальнейшее совершенствование уже действующих нормативных правовых актов в области молодежной политики. Основной целью процесса совершенствования нормативно-правовой базы государственной молодежной политики Российской Федерации выступает более четкая легальная регламентация механизмов ее реализации, прав и обязанностей органов государственного управления, молодежи и других, непосредственных акторов молодежной политики [17, с. 82].
Взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующими государственную молодежную политику
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующие государственную молодежную политику, имеют различный статус и структуру. По сравнению с 2014 годом уменьшилось число отдельных ведомственных структур, ответственных за реализацию ГМП, в 2015 году отдельные ведомства представлены в 19 субъектах Российской Федерации, что на шесть меньше, чем в 2014 году. Из них имеют статус: Агентства - 3; Управления - 1; Комитета - 10; Департамента - 3; Министерства - 2. Также одной из тенденций 2015 года стало увеличение структур государственной молодежной политики в составе ведомств по образованию и науке, с 22-х структур в 2014 году до 26-ти структур в 2015 году. Органы по делам молодежи, не выделенные в отдельные ведомственные структуры, представлены в 66-ти субъектах Российской Федерации [11].
В целях оценки эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти, реализующих государственную молодежную политику, разработана Система ключевых показателей (далее СКП).
СКП оценивает эффективность работы региональных органов власти по 15-ти приоритетным направлениям реализации государственной молодежной политики по следующим разделам: мероприятия, институты, инфраструктура, нормативно-правовое и методическое обеспечение молодежной политики.
Во исполнение Плана мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики на период до 2025 года Росстатом утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения
№1 - молодежь «Сведения о сфере государственной молодежной политики». Сбором и обработкой данных по ее заполнению займется Федеральное агентство по делам молодежи. Статистика станет информационной базой принятия эффективных управленческих решений в сфере государственной молодежной политики [12].
Кроме этого, в 2015 году Росмолодежью начата работа по разработке методических рекомендаций по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующих государственную молодежную политику, что обеспечит унифицированный подход к их работе.
Всероссийская молодежная форумная кампания в 2015 году
Количество всероссийских молодежных форумов в 2015 году выросло до пяти:
- «Территория смыслов на Клязьме» (Владимирская область),
- «Таврида на Бакальской косе» (Республика Крым),
- «Итуруп» (о. Итуруп Курильской гряды),
- «Балтийский Артек» (Калининградская область),
- «Экспедиция Арктика» (Тверская область).
Отличительной чертой Всероссийской форумной кампании в 2015 году стала профессиональная направленность и новый подход к формированию образовательной программы форумов.
Основным критерием отбора участников форумов стало соответствие научных и профессиональных интересов кандидатов задачам форума.
На окружных форумах впервые появились всероссийские образовательные смены, в которых приняли участие как молодые люди, проживающие в округе проведения форума, так и молодежь из других округов страны.
Всероссийские смены на окружных форумах также приобрели свою тематику:
- «Инновации в аэрокосмической сфере» - Молодежный форум Приволжского федерального округа «¿Волга - 2015».
- «Работающая молодежь, содействие профориентации и карьерным устремлениям молодежи», «Здоровый образ жизни» - форум молодежи Уральского федерального округа «УТРО - 2015».
- «Развитие туризма, формирование эко-культуры в молодежной среде (в частности, бережное пользование водными ресурсами)» - Международный молодежный форум «Байкал 2020».
- «Развитие молодежного самоуправления» - Северо-Кавказский молодежный форум «Машук - 2015».
- «Развитие международного и межрегионального молодежного сотрудничества (прикаспийское сотрудничество)» - III форум молодежи юга России «СелиАс» [13, с. 151].
Впервые на форумах всех уровней от всероссийских до муниципальных были введены «сквозные» темы: «70-летие Победы в Великой Отечественной войне» (в рамках форумной кампании проведено 384 мероприятия) и «Русский язык и литература» (в рамках форумной кампании проведено 190 мероприятий).
В целях эффективной реализации форумной кампании в 2015 году разработан ряд методических материалов:
- Методические рекомендации по организации и проведению молодежных лагерей и форумов с участием молодежи с ограниченными возможностями, в том числе, по обеспечению универсальной безбарьерной среды, утвержденные приказом Федерального агентства по делам молодежи от 1 октября 2015 г. № 149.
- Методические рекомендации по организации и проведению молодежных форумов в рамках Всероссийской молодежной форумной кампании в 2015 году, утвержденные приказом Федерального агентства по делам молодежи от 2 апреля 2015 г. № 41, впервые закрепившие уровни проведения форумов: муниципальный, межмуниципальный, региональный, межрегиональный, окружной и всероссийский, определившие требования к их содержанию.
Данная работа должна принести ощутимый результат в процессе формирования профессиональных сообществ в рамках отраслей, обмена опытом, а также продвижения лучших проектов и практик, содействия в трудоустройстве лучших представителей профессии.
Кадровая и административная деятельность Федерального агентства по делам молодежи
(Росмолодежь)
В рамках антикоррупционной деятельности Отделом государственной службы, мобилизационной подготовки и кадровой работы Управления делами, государственной службы и правового обеспечения осуществлена подготовка проектов нормативных правовых актов о противодействии коррупции, их согласование в Минобрнауки России, направление на государственную регистрацию в Минюст России. Все служащие Росмолодежи под подпись ознакомлены с локальными нормативными правовыми актами о
противодействии коррупции.
Учитывая вышесказанное, считаем необходимым отметить, что, объективно выделяются две основные проблемы в сфере реализации государственной молодежной политики российского государства.
Во-первых, отсутствие Федерального закона о государственной молодежной политике, который закрепил бы понятие молодежной политики, основные цели, задачи, механизмы реализации, а также административно-управленческую систему органов, ответственных за ее осуществление. При этом следует отметить, что в странах СНГ, кроме России и Армении, имеются базовые законы в сфере государственной молодежной политики [14, с. 110]. В Азербайджане, Казахстане и Туркмении действуют законы «О государственной молодежной политике», в Киргизии, Белоруссии и Узбекистане - «Об основах государственной молодежной политики», в Молдавии - «О молодежи», Таджикистане - «О молодежи и государственной молодежной политике», Украине - «О содействии социальному становлению и развитию молодежи». В ряде стран созданы государственные органы по делам молодежи, приняты национальные программы [15, с. 314].
Во-вторых, отсутствие профильного министерства, которое занималось бы исключительно проблемами молодежи как стратегического ресурса инновационного развития России и вобрало бы в себя всю необходимую совокупность правомочий и компетенций, находящихся сегодня в ведении достаточно большого количества органов исполнительной власти Российской Федерации.
Кроме того, несмотря на то, что в 2015 году были произведены принципиальные изменения в сфере реализации государственной молодежной политики, наблюдается ряд проблемных аспектов, которые требуют решения, а именно:
- сохраняется большая дифференциация в правилах и подходах к реализации ГМП в зависимости от субъекта Российской Федерации;
- затруднена консолидация бюджетных средств на реализацию мероприятий по молодежной политике ввиду разобщенности в программах и подходах ведомств на федеральном и региональном уровне»;
- разобщена нормативно-правовая база в сфере ГМП в зависимости от субъекта Российской Федерации.
В современных условиях именно государственная молодежная политика призвана стать одним из
важнейших элементов формирования конкурентоспособности российского государства в условиях трансформации мирового политического, геоэкономического и геокультурного ландшафта в начале XXI столетия. От решения обозначенных выше проблем в недавнем историко-политическом прошлом нашей страны во многом будет зависеть будущее России, поскольку в XXI веке неоспоримые преимущества будут иметь государства, которые создадут эффективную систему государственной молодежной политики, что позволит использовать огромный потенциал, заложенный в молодежи, на благо развития страны [16, с. 64].
Библиографический список
1. Чирун С.Н. Молодежная политика: генезис, состояние, региональная специфика. Кемерово: КемГИК. - 224 с.
2. Меркулов П.А., Елисеев А.Л. К вопросу о разработке концепции государственной молодежной политики // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т. 10. № 3. С. 72-81.
3. Зеленин А.А. Региональный молодежный парламент как механизм социального лифта в современной российской политике// Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 2 (50). С. 85-90.
4. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М.: Голос, 2001.696 с.
5. Кочетков А.В. Анализ законов субъектов Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики // Закон и право. 2009. №. 7. С. 17-21.
6. Лисовский В. Т. Молодёжная политика: проблемы и перспективы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М.-Тула, 1993. Ч. 2. - 318 с.
7. Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений/ под ред. В.А. Лукова. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. - 718 с.
8. Рожнов О.А. Молодежная политика и молодежное движение в России: 15 лет перемен // Вестник аналитики. 2005. №3(21). С. 30-33.
9. Смакотина Н. Л. Молодежь в ситуации социальной нестабильности //Народонаселение. 2012. № 3. С.91-95.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» - Консультант Плюс.
11. Отчет «Об итогах деятельности Федерального агентства по делам молодежи в 2015 году и планах по реализации государственной молодежной политики на 2016 год» [Электронный ресурс].-URL:http: //www. fadm.gov.ru/docs.
12. Приказ Росстата от 28 марта 2016 № 154 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере государственной молодежной политики» - Консультант Плюс.
13. Ткаченко В.В. Формирование региональной молодежной политики в Российской Федерации// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. №11-3 (60). С. 150-153.
14. Гольдин Г.Г., Терновая Л.О. Законодательство о молодежи в контексте государственной молодежной политики// Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 5. С. 108-115.
15. Самохвалов Н.А Информационная открытость органов власти как одна из составляющих современной электоральной демократии и механизма реализации государственной молодежной политики в России// Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты. Материалы Четвертой Международной научно-практической конференции. 2015. С. 312-316.
16. Самохвалов Н.А. Молодежь и государственная молодежная политика - основные детерминанты демократической политики России в XXI веке// Материалы II Международной научно-практической конференции «Политическое сознание современного российского общества в условиях модернизации»: электронное издание. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева; Ответственный редактор О.В. Мясоутов, 2015. С. 60-64.
17. Нигматуллина Т.А. Молодежная политика в условиях российского федерализма: региональный аспект. Автореферат дисс. доктора полит. наук [Электронный ресурс^-иК^Ы^: //www.ranepa.ru/docs/vissee/ nigmatullina.pdf.