5 Чмырёв С.Н., Гавриленко Д.Н. Меры обеспечения безопасности лиц подлежащих государственной защите: российский и зарубежный опыт: Учебное пособие. Ставрополь. СФ КрУ МВД России, 2012. С. 8.
6 Щерба С., Зайцев О. Защита свидетеля в США // Российская юстиция. 1994. № 8. С. 52.
7 Там же.
8 Гуценко К.Ф., Головко Л£., Филимонов Б.А. Уголовный
процесс западных государств. М., 2002. С. 238.
9 Там же. С. 238.
10 Зайцев O.A. Государственная защита участников уголовного процесса. М., 2002. С. 166.
11 Там же. С. 167.
12 Чмырёв С.Н. Зарубежная практика органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите // Вестник МВД России. 2010. № 4.
УДК 342 ББК 67.2
О КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОДСИСТЕМЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ОПАЛЕВ,
председатель секции геополитики и безопасности Российской академии естественных наук, доктор философских наук, профессор E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается структура и содержание концептуально-правовой подсистемы системы обеспечения национальной безопасности; излагаются общие положения, касающиеся концепции и стратегии национальной безопасности, а также правовой основы обеспечения национальной безопасности.
Ключевые слова: национальная безопасность, система обеспечения национальной безопасности, концепция национальной безопасности, стратегия национальной безопасности, правовая основа обеспечения национальной безопасности.
Annotation. The structure and content of conceptual and legal subsystem of the system of ensuring national security are considered; the general provisions concerning the concept and the national security strategy, as well as the legal basis for national security are set out.
Keywords: national security, system of ensuring national security, the concept and the national security, legal basis for national security.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. система национальной безопасности понимается как совокупность сил и средств обеспечения национальной безопасности1. А сама Стратегия признается базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства2.
Очевидно, что при таком понимании системы обеспечения национальной безопасности из нее исключаются такие важные элементы обеспечения националь-
ной безопасности, как различного рода политические документы (концепции, стратегии, основы государственной политики и т.п., относящиеся к сфере национальной безопасности), а также вся правовая основа обеспечения национальной безопасности (конституционная, законодательная, ведомственная). На наш взгляд, помимо организационно-технологической подсистемы, в систему обеспечения национальной безопасности должна входить и концептуально-правовая подсистема.
Концептуально-правовая подсистема - это взаимосвязанная и внутренне согласованная совокупность политических установок и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере обеспечения национальной безопасности.
На концептуальном уровне эта подсистема может быть представлена в виде концепций, стратегий и дру-
гих политико-правовых документов в сфере обеспечения национальной безопасности.
Что касается концепции национальной безопасности, то под ней обычно понимают систему официально признанных научных взглядов на обеспечение безопасности жизненно важных интересов, личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности, являющуюся основой государственной политики на главных направлениях обеспечения безопасности. Стратегия национальной безопасности представляет собой официально признанную систему политико-организационных мероприятий, раскрывающих механизм практической реализации теоретических положений, закрепленных в концепции национальной безопасности.
Если концепция ориентирована на долгосрочную перспективу, то стратегия рассчитана на среднесрочную и носит более гибкий характер, чтобы иметь возможность своевременно и адекватно реагировать на возможные изменения обстановки (например, появление новых угроз).
Стратегия должна содержать оценку обстановки, конкретизацию обозначенных в концепции целей, наиболее эффективные варианты достижения целей и решения задач национальной безопасности, определение необходимых целей и средств, финансовое и материально-техническое обеспечение. Кроме того, она должна включать характеристику и оценку угроз в различных сферах жизни общества, факторов и условий, влияющих на процесс противодействия этим угрозам.
Стратегию национальной безопасности следует рассматривать как базовый документ для разработки отраслевых стратегий, доктрин или программ обеспечения безопасности применительно к конкретным сферам жизни общества (военной, экономической, информационной, экологической и т.п.) или к конкретным угрозам (стратегия борьбы с терроризмом, с наркоманией, с преступностью и т.п.). Созданию каждой отраслевой стратегии обеспечения безопасности должна предшествовать глубокая научная проработка базовых категорий и понятий, формулирование и конкретизация внешних и внутренних угроз, определение форм и методов противодействия, создание системы обеспечения безопасности применительно к конкретной области жизни общества.
Во многих государствах не делают существенного различия между концепцией и стратегией и ограничиваются принятием лишь одного из названных документов (например, в России действовала Концепция национальной безопасности Российской Федерации, которая в 2009 г. была заменена Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., а Стратегия национальной безопасности США содержит в себе элементы концепции).
Значение этих документов состоит в том, что они позволяют выстраивать политику обеспечения национальной безопасности на длительную перспективу,
дают ей четкие ориентиры и концептуальную основу для определения целей и постановки принципиальных задач по защите национальных интересов и выработке способов достижения этих целей.
На законодательном уровне система обеспечения национальной безопасности представлена совокупностью взаимосвязанных, внутренне согласованных нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленные на правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности. Именно право является тем цементирующим фактором, который позволяет закрепить систему обеспечения национальной безопасности и придать ей стройность, четкость, функциональную подвижность.
Потребность в правовом регулировании общественных отношений в сфере национальной безопасности и его значение обусловливают задачи, которые стоят перед правом в данной сфере. Задача права - это стоящая перед правом экономическая, политическая или социальная проблема, которую оно призвано решить. Задачи права в сфере национальной безопасности связаны с необходимостью решить комплекс проблем по созданию и функционированию эффективно действующей системы обеспечения национальной безопасности.
Право играет свою роль и решает задачи обеспечения национальной безопасности через функции. Под функциями права принято понимать основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма.
Среди функций права в обеспечении национальной безопасности можно выделить общесоциальные и специально-юридические функции.
Среди общесоциальных функций называют политическую, экономическую, воспитательную, функцию социального контроля, информационно-регулирующую, коммуникативную и некоторые другие.
Специально-юридические функции права в сфере национальной безопасности представлены регулятивной и охранительной функциями. Главенствующая роль среди них принадлежит регулятивной функции. Регулятивная функция вытекает из способности права предписывать, закреплять варианты поведения и состоит в упорядочении общественных отношений в сфере национальной безопасности. Она направлена на установление позитивных правил поведения, определяет виды и границы желательного и допустимого поведения, организует общественные отношения. Особенности этой функции заключаются, прежде всего, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей в сфере национальной безопасности.
Суть охранительной функции состоит в недопущении причинения ущерба национальной безопасности
(превентивная функция, или функция охраны) и устранении последствий в случае нанесения такого ущерба (функция защиты).
Совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных основополагающих нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленные на правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности с целью их упорядочения, охраны и развития в соответствии с общественными потребностями, составляет правовую основу обеспечения национальной безопасности.
Очевидно, что без концептуальных положений, закрепляющих государственную политику в сфере национальной безопасности, силы обеспечения этой безопасности будут слепы, а средства могут использоваться как во благо, так и во вред безопасности; без правовой основы обеспечение национальной безопасности может стать орудием реализации субъективных интересов.
1 См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. 19 мая.
2 См.: Там же.
УДК 34 ББК 67
ИСТОКИ СИСТЕМНОГО КРИЗИСА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ ФАДЕЕВ,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры криминологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Главная причина будущих проблем России не в колебаниях мировых цен на нефть, а в проводимом либеральном экономическом курсе, сформированном еще при Ельцине и направленном на ущемление, а в ряде случаев, на открытое игнорирование национальных интересов России.
Ключевые слова: национальная безопасность; социальная напряженность; межэтнический конфликт; сепаратизм; национализм; рыночные реформы; кризис государственности.
Annotation. The main reason of the Russian future problems are not in variation of prices on oil, but in conducted liberal-economic line, that was modeled yet in the times of Yeltsin and was aimed at impingement, and in some cases, at an open ignoring of the Russian national interests.
Keywords: national security; social tension; interethnic conflict; separatism; nationalism; market reforms; crisis of statehood.
Эффективность национальной безопасности в современных условиях зависит не столько от уровня социально-экономического развития и военно-стратегического потенциала страны, сколько от качественного решения социально-экономических и политических проблем, своевременного устранения противоречий, возникающих между обществом и государством, а также способности государства динамично реагировать на изменения материальных и духовных потребностей общества.
Определяющее влияние на состояние национальной безопасности оказывают два основных взаимосвязанных и взаимодополняющих фактора, а именно: состояние государственности (сильная или слабая центральная власть) и состояние социальной напряженности (довольно или нет общество властью).
За годы перестройки и ельцинского правления наше общество пережило несколько периодов кризиса государственности и пиков социальной активности недовольного властью общества.
Впервые кризис государственности был спровоцирован в период «перестройки», когда, разъезжая по Советскому Союзу, Горбачев призывал «брать власти на местах столько, сколько сможете».
По-настоящему кризис государственности разразился с началом вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе. Сегодня можно утверждать, что инициаторами данного конфликта были люди из ближайшего окружения Горбачева, для которых армянские интересы и проамериканские стратегические цели соединились воедино.
Именно карабахский конфликт положил начало кризису государственной власти в последний период существования СССР. Истинные авторы и вдохновители карабахского конфликта известны.
Разразившийся на фоне межэтнического конфликта в Нагорном Карабахе вооруженный конфликт между Азербайджаном и Арменией не урегулирован до настоящего времени.
Последовавшие вслед за этим события в Сумгаите и Баку переросли из межэтнического и межреспубли-