Научная статья на тему 'О Концепции развития предпринимательского (хозяйственного) законодательства в условиях модернизации экономики'

О Концепции развития предпринимательского (хозяйственного) законодательства в условиях модернизации экономики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
778
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОДЕКС / ГОСУДАРСТВО / ДЕМОКРАТИЯ / СРЕДНИЙ КЛАСС / МОДЕРНИЗАЦИЯ / КРИЗИС / ИННОВАЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НАЛОГИ / ФИНАНСЫ / БЮДЖЕТ / ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО / КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / БАНКРОТСТВО / ECONOMY / THE ECONOMIC CODE / THE STATE / DEMOCRACY / MIDDLE CLASS / MODERNIZATION / CRISIS / INNOVATIONS / BUSINESS / TAXES / THE FINANCE / THE BUDGET / THE ECONOMIC RIGHT / THE COMMERCIAL ORGANIZATION / BANKRUPTCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Doynikov Igor V.

In article formation problems of after reforming Concept of development of the enterprise (economic) legislation as reflection of inconsistent tendencies of political, economic, social development of our society are stated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О Концепции развития предпринимательского (хозяйственного) законодательства в условиях модернизации экономики»

УДК 340.612

и.В. дойников

д.ю.н., профессор кафедры «Гражданское право» Финансового университета

о концепции развития предпринимательского (хозяйственного) законодательства в условиях модернизации экономики

1. Необходимость смены модели хозяйствования

В настоящее время весь огромный массив российского экономического законодательства оказался перед лицом ряда серьезных вызовов. Пореформенная модель хозяйства не может более удовлетворять ни один из слоев российского общества, включая действующую власть, тем более общество в целом. Эта модель базируется на сверхэксплуатации природных и человеческих ресурсов нашей страны, а потому не в состоянии создавать что-то новое и продуктивное, являясь тупиковой ветвью экономического бытия. Модернизировать здесь просто нечего - нет ни субъекта, ни объекта модернизации.

От пореформенной модели российского хозяйства нам нужно переходить к постреформенной. Модернизировать, «улучшать» пореформенную модель означает только еще дальше залезать в социальноэкономический тупик. Сырьевая колония и свалка для отходов мирового производства - вот будущее России в рамках действующей модели хозяйства. Разумеется, можно жить и в колонии, можно жить и на свалке, но история и потенциал нашей страны таковы, что подобное будущее вряд ли может кого-то устроить.

Академик РАН Е.М. Примакова считает, что, наверно, стоит еще раз показать, чем оборачивается пристрастие к докризисной модели развития. Втянутая в кризис Россия представляет собой страну, 40% ВВП которой создавалось за счет экспорта

сырья, а внешний корпоративный долг достиг 500 млрд долларов - практически все «длинные» деньги, полученные бизнесом в виде кредитов, имели зарубежное происхождение. Антикризисные меры спасли российскую банковскую систему и тем самым предотвратили коллапс экономики и социальный взрыв, так как в банках находились миллиардные вклады населения. Но спасенная банковская система осталась прежней - неконкурентоспособной по сравнению с зарубежной ни по предоставлению долгосрочных кредитов, ни по процентным ставкам. С «грузом», с которым страна вступила в кризис, связаны его масштабы: худшее положение в «двадцатке», длительность выхода из кризисной полосы, а российский «запас прочности», накопленный за счет доходов от высоких мировых цен на нефть, оказался равен только полугоду [22].

Модернизация возможно только при духовном подъеме граждан, объединенных высокоорганизованной совместной работой. Действующие лица модернизации - не индивиды, а общности, собранные на особой матрице. Однако в России продолжается распад всех общностей (кроме криминальных), а попытка превратить «поднятые» реформой социальные группы в ядро «нового» народа провалились: эту роль не взяли на себя ни новые русские, ни средний класс. Быстро деградирует и самая важная для дела модернизации общность - интеллигенция1. Углубляется культурный кризис [12]. Настоящая европейская и американская буржуазия - это прежде всего созидательный класс, а современная социаль-

ная стабильность западной цивилизации - результат ее активной работы. «Ведь демократия - не абстрактная ценность, а практическое средство для изменений в политике» [17].

2. Два подхода к модернизации

Сейчас, когда нефтяные котировки вновь бьют рекорды, Правительство РФ в очередной раз стоит перед выбором модели экономического развития.

Первый подход - модернизация, выдвинута Президентом РФ Д.А. Медведевым в качестве основного лейтмотива его предвыборной кампании 2012 г. (как в свое время программы «демократических реформ» Б.Н. Ельцина и «стабилизации» В.В. Путина).

Второй подход - опережающее развитие. Именно этот принцип предлагает положить в основу стратегии развития российской экономики академик С.Ю. Глазьев, доказывая, что можно не догонять развитые страны по тем параметрам, по которым они ушли от нас далеко вперед, а обогнать за счет овладения новыми технологиями. «Ключевая идея формирования антикризисной стратегии заключается в опережающем становлении базисных производств нового технологического уклада и скорейшем выводе российской экономики на связанную с ним новую длинную волну роста». Антикризисное развитие российской экономики, по мнению С.Ю. Глазьева, базируется на: 1) создании системы стратегического планирования; 2) приведении налогово-бюджетной политики в соответствии с задачами опережающего развития; 3) формировании национальной финансово-инвестиционной системы; 4) принятии мер по стабилизации финансового рынка; 5) стабилизации цен и поддержки конкуренции; 6) реализации мер по защите и расширению внутреннего рынка и сохранению производственного потенциала; 7) развитии инфраструктуры и др. [4, с. 238-249].

3. Модернизация гражданского

и предпринимательского законодательства

Опубликованный Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства проект изменений, вносимых в ГК РФ, показывает направления модернизации гражданского и предпринимательского законодательства [9].

9 марта 2011 г. Д.А. Медведев собрал совещание, чтобы обсудить обновленную редакцию ГК РФ, вызвавшую вопросы со стороны бизнеса, Российском союзе промышленников и предпринимателей и Министерство экономического развития РФ [16].

Остановимся на основных теоретических ошибках разработчиков Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации [14]:

• Гражданский кодекс, как и Трудовой, Налоговый, Земельный и Лесной кодексы Российской Федерации, разработан в соответствии с рекомендациями экспертов Международного Валютного Фонда, реализация которых привела в действительности к установлению весьма неразвитых, во многом до-буржуазных, неофеодальных экономических отношений и форм. Слепо копируя чужой опыт и следуя чужим рецептам, мы в итоге оказались далеки от современной модели высокоразвитой экономики. В России сформировалась хорошо известная в экономической и политической литературе и широко распространенная в слаборазвитых странах Африки и Азии модель, для которой характерно резкое социальное неравенство, концентрация богатства в руках немногих и нищета большинства населения;

• Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации разработана в духе следования «ельцинским курсом» либеральных преобразований, несмотря на катастрофические последствия в социально-экономической сфере;

• зависимость современной российской гражданско-правовой доктрины от западно-европейской, неудовлетворительное состояние пореформенного законодательства, отрицание достижений советской цивилистики и догмы отечественного позитивного права вынудили разработчиков Концепции обратиться к опыту Нидерландов и Италии. В этом отношении ГК РФ 1994 г. разделил судьбу проекта Гражданского уложения 1905 г., в котором национальный элемент не нашел столь же заметного выражения как во французском и немецком гражданских кодексах [13];

• появление Налогового, Бюджетного, Земельного, Лесного, Жилищного кодексов, федеральных законов об акционерных обществах, рынке ценных бумаг, банкротстве, защите конкуренции, приватизации государственного и муниципального имущества, развитии малого и среднего предпринимательства и многих других показало, что нормы регулирования предпринимательской деятельности развиваются не по правилам, содержащимся в ГК РФ;

• в опубликованном для обсуждения проекте внесения изменений в Часть I ГК РФ можно отметить тенденцию, характерную для российского гражданского права, - усложнение понятийного ряда основных категорий гражданского законодательства (деление юридических лиц на корпоративные и унитарные, установление норм о владении и владельческой защите и т.д.), что приводит к еще большему формированию «зон мертвого права»;

• непоследовательность и противоречивость российской правовой доктрины в сфере формирования корпоративных отношений за последние двадцать лет (третье переименование в уставных документах

1 С.Г. Кара-Мурза по этому поводу пишет, что «интеллигенция отошла от рациональности. Стало можно игнорировать фактическую информацию, в том числе количественную. Общество утратило инструменты для познания реальности». См.: [11].

акционерных обществах - АООТ, ОАО, Публичное общество);

• при официальном внешнем декларировании опыта западно-европейской правовой доктрины, разработчиками концепции игнорируются важнейшие правовые институты организации современной рыночной экономики, например, юридического лица публичного права. Отсюда неудовлетворительная разработка в концепции статуса государственной корпорации, государственного унитарного предприятия, учреждения;

• отсутствие правового обеспечения деятельности промышленных объединений в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации приводит к отставанию гражданского и предпринимательского законодательства в сравнении с потребностями развития экономики.

Разработка Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации представителями либерально-цивилистического направления юриспруденции (С.С. Алексеев, А.Л. Маковский, Е.А. Суханов, В.Ф. Яковлев и др.) исходит из частно-правовой концепции регулирования экономики и не позволяет осуществлять публично-правовое регулирование с позиций защиты национальных интересов России. Как пример положительного регулирования рыночной экономики среди стран СНГ можно привети опыт Украины, которая приняла в 2003 г. Хозяйственный кодекс, содержащий раздел «Основные направления и формы участия государства в сфере хозяйствования». Раздел включил в себя опыт правового регулирования экономики стран ЕС [26, 35-143]. В этой связи считаю необходимым провести следующее реформирование:

• пересмотреть систему субъектов гражданского права в форме включения в число коммерческих организаций государственных корпораций и компаний; а также принять Федеральный закон «О коммерческих организациях», предотвращая дальнейшую коммерциализацию некоммерческих организаций;

• исключить из гражданского оборота или ограничить в обороте: землю, лес, воду, недра, федеральные энергетические системы, ядерную энергетику, расщепляющие материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информацию и связь, инфраструктуру обеспечения деятельности в космосе, оборонное производство, производство ядовитых и наркотических средств и т.п.;

• изменить ст. 169 ГК РФ путем перенесения признаков недействительности сделки из области формальной («основы правопорядка» и нравственности) в область материальную («нанесение ущерба государству»), что поменяет подход к этому институту и сделает его действенным средством борьбы с коррупцией.

Для модернизации российской экономики наука предпринимательского (хозяйственного) права

должна выработать: правовые основы национально ориентированной промышленной политики (включающей в себя энергетическую, транспортную, аграрную, строительную и другие виды экономической политики), национально ориентированные организационно-правовые формы хозяйствования в сфере промышленности (отдавая предпочтение коллективным формам хозяйствования - производственно-хозяйственным комплексам, холдингам, объединениям), современные формы и методы государственного регулирования материального производства. Все сказанное детерминирует создание Концепции развития предпринимательского (хозяйственного) законодательства.

4. Цель и задачи разработки постреформенной Концепции развития предпринимательского (хозяйственного) законодательства

Совершенствование предпринимательского (хозяйственного) законодательства вряд ли может быть решено «мелкими шагами» - растянутыми во времени и разрозненными внесениями отдельных изменений и дополнений в те или иные акты. Ситуация такова, что актуальным становится вопрос

о системном упорядочении всего массива этого законодательстве, о его масштабном обновлении, что в полной мере охватывается понятием модернизации хозяйственного законодательства.

Закрепление национальных интересов и приоритетов развития - цель разразработки постреформен-ной Концепии предпринимательского (хозяйственного) законодательства.

Основными задачами модернизации хозяйственного законодательства является повышение эффективности правового регулирования отношений в сфере промышленного производства, что, в частности, предполагает:

• объективную оценку существующей модели хозяйствования;

• закрепление в предпринимательском (хозяйственном) законодательстве принципов экономической безопасности;

• обеспечение роста деловой активности национальных товаропроизводителей, развитие предпринимательства, укрепление экономического публичного правопорядка;

• усиление действенности защиты прав и законных интересов национальных товаропроизводителей;

• разработка и принятие системообразующего закона Хозяйственного (предпринимательского) кодекса РФ;

• достижение непротиворечивости и стабильности действия актов предпринимательского (хозяйственного) законодательства, придание ему достаточно компактного и обозримого вида;

• адаптацию национального хозяйственного законодательства к международному экономическому

законодательству, в том числе к соответствующему законодательству ЕС;

• разработку основных положений для модельного хозяйственного (предпринимательского) законодательства в рамках единого экономического пространства с перспективой создания модельного кодекса хозяйствования для стран СНГ и особенно ЕврАзЭС.

Практическая деятельность по модернизации предпринимательского (хозяйственного) законодательства, осуществляемая, по возможности, на основе Концепции, должна включать следующие основные этапы:

- оценку современного состояния этой отрасли законодательства, выявление его основных проблем и противоречий;

- определение исходных позиций совершенствования законодательства;

- прогноз дальнейшего развития предпринимательского (хозяйственного) законодательства и его важнейших институтов;

- определение основополагающих, первоочередных, текущих и перспективных направлений совершенствования предпринимательского (хозяйственного) законодательства и его реализации.

5. Основные положения постреформенной Концепции развития предпринимательского (хозяйственного) законодательства1.

5.1. Предмет

Как отрасль права, хозяйственное право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения в сфере хозяйственной (экономической) деятельности. Общественные отношения, складывающиеся в сфере хозяйствования, весьма много-плановы и разнообразны, подобно тому, как сложна и многогранна сама категория хозяйственной жизни нашего общества2. Восстановление многоукладной социально-ориентированной экономики ведет к многообразию как субъектов, так и организационно-правовых форм хозяйственной и предпринимательской деятельности. В условиях перехода от одной модели развития общества к другой гражданское право становится «экономической конституцией» для граждан, а предпринимательское (хозяйственное) право - «экономической конституцией» для хозяйствующих субъектов.

Политико-правовое значение для хозяйственного права имеет теория плюралистической модели форм собственности Ассоциации независимых ученых «Россия в ХХ-ХХ1 веке», основные положения которой состоят в следующем [20]: 1) сегодня вместо социального государства действует классо-

вое государство (достаточно посмотреть на партийный и социальный состав Государственной Думы), т.е. односторонняя либеральность сменила диктатуру коммунистической односторонности, что противоречит конституционному запрету на насаждение любых идеологических канонов; 2) на современном этапе мирового развития более адекватной является экономика с трехсекторной собственностью - общенародной, коллективной и частной - с соответствующими видами предпринимательства (частного, кооперативного и государственного).

5.2. Специальный режим хозяйствования

Институт хозяйственного права, образующий законодательство о специальных режимах хозяйствования, базируется на политэкономическом учении

о коммерческом и некоммерческом режимах хозяйствования. Эта проблема не достаточно разработана в науке российского хозяйственного права. В Украине опубликовано исследование Е.Р. Зельдиной, посвященное специальным режимам хозяйствования. Специальный режим хозяйствования, как правовой режим, определяющий особый порядок организации и осуществления хозяйственной деятельности на определенной территории, в определенной отрасли экономики, отличается от общего режима хозяйственной деятельности, предусмотренного законодательством. Он вводится государством в определенных целях, для обеспечения разумного сочетания публичных и частных интересов посредством установления ограничений или/и поощрений для субъектов хозяйствования в зависимости от правовых средств, выбранных законодателем для достижения цели. Этот режим можно разделить на три вида [10, с. 3-23]:

• первый вид - ограничительный специальный режим хозяйствования, когда законодатель посредством установления ограничений в процессе хозяйственной деятельности достигает определенных целей по охране территорий, объектов и т.п.;

• второй вид - поощрительно-ограничительный специальный режим хозяйствования;

• третий вид - поощрительный специальный режим хозяйствования, включает те подвиды специального режима хозяйствования, введение которых связано с необходимостью решения социально-экономических проблем, привлечения инвестиций на определенную территорию государства.

5.3. Субъекты хозяйственной деятельности

В соответствии с действующим законодательством, субъектами хозяйственного права являются государство, публично-правовые образования,

1 Для разработки вРоссии постреформеннойКонцепции развития предпринимательского (хозяйственного) законодательства большое значение имеет Хозяйственный кодекс Украины, в основу которого положена хозяйственно-правовая доктрина В.В. Лаптева-В.К. Мамутова. См.: [18; 19].

2 В данной работе категории «хозяйственные отношения» и «экономические отношения» используются как синонимы.

юридические лица и их филиалы, индивидуальные предприниматели. Они выступают как носители хозяйственных прав и обязанностей, участники хозяйственных правоотношений, ведут хозяйственную деятельность и руководят ею в соответствии с нормами права [6; 15; 18].

5.4. Система предпринимательского (хозяйственного) законодательства

Системное расположение норм хозяйственного права имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение для правотворческих и правоприменительных органов. Отсутствие в хозяйственном праве четко сложившейся системы и единого кодифицированного закона создает трудности, когда нужно отыскать и применить к конкретному случаю соответствующую норму права.

Система хозяйственного права - логически последовательное и внутренне согласованное расположение хозяйственно-правовых норм и институтов, она состоит из трех частей [1; 2; 8; 26]: общей (включены общие положения для всех разделов и институтов хозяйственного права: предмет, система, источники, субъекты, имущество, несостоятельность и др.), особенной (правовые основы государственного регулирования функциональных видов экономики: правовое регулирование сфер деятельности -конкуренции, качества продукции, ценообразования, инвестиционной деятельности, расчетов, бухучета и аудита и т.д.), специальной (регулирует отношения, связанные с правовым регулированием хозяйственной деятельности в отраслях народного хозяйства: промышленности, транспорте, связи, капитальном строительстве, сельском хозяйстве, торговле и т.д.) [21]. Правовое регулирование хозяйственной деятельности в отраслях народного хозяйства, по мнению ряда ученых (например, В.К. Андреева, В.С. Белых), образует крупные подотрасли предпринимательского (хозяйственного) права: в промышленности - промышленное право, в сельском хозяйстве - аграрное право, на транспорте - транспортное право, в энергетике - энергетическое право, в торговле - торговое право и т.д., имеющие в основе коммерческий режим хозяйствования. В социальной сфере хозяйственная деятельность осуществляется в рамках крупных институтов предпринимательского (хозяйственного) права, имея в основе некоммерческий режим хозяйствования: в спорте - спортивное право, в медицине - медицинское право, в образовании - образовательное право и т.д.

5.5. Государственное регулирование

Огромное значение для модернизации экономики имеет государственное регулирование экономики1. В настоящее время законодатель активно использует категорию «государственное регулирование», например в Федеральном законе № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», так же основы государственного регулирования используется в Федеральном законе № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [24; 25]. В широком смысле государственное регулирование включает в себя виды экономической политики: таможенной, налоговой, валютной, финансово-кредитной и другие виды. В узком смысле государственное регулирование включает в себя: правовое регулирование конкуренции (данные отношения должны действовать в частно-правовом, капиталистическом секторе экономики и не распространяться на некоммерческий сектор экономики), ценообразования, качества продукции, работ, услуг (законодательство о техническом регулировании), инвестиционной деятельности, аудита и бухучета. Необходим пересмотр всего законодательства в перечисленной сфере, так как большинство законов представляют либо зону «мертвого права», либо являются основой «теневой экономики» [3].

Модернизация российской экономики предполагает разработку законопроекта о ее государственном регулировании. Предметом государственного регулирования экономики должны стать общественные отношения, в которых проявляется фактор государственного планирования, управления и контроля. Пункт ж статьи 71 Конституции РФ содержит требование об установлении правовых основ единого рынка, включающего гражданское, финансовое, валютное, кредитное, таможенное, банковское и ценовое законодательство. Указанный перечень отраслей законодательства предполагает разработку правовых основ единого рынка в Концепции развития предпринимательского (хозяйственного) законодательства [7].

Модернизация предпринимательского (хозяйственного) законодательства сейчас - это адекватная парадигма, основанная на принципах суверенитета России, социальной направленности ее экономики, плюралистической модели собственности, национально-ориентированных форм хозяйствования (сельскохозяйственная кооперация, трудовые коллективы - основа производственной демократии,

1 В юридической литературе, в большинстве работ, государственное регулирование сводится к административно-правовому регулированию, низводя государственное регулирование экономики до действия Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» См.: [23]. Другой подход характерен для науки предпринимательского права, где государственное регулирование экономики определяется как деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и методов. Соответствующая деятельность направлена на упорядочение отношений в рыночной экономике. См.: [5, с. 72-73].

хозрасчет как метод хозяйствования в госсекторе Хозяйственный (предпринимательский) кодекс РФ и т.д.), стратегическом планировании как методе должен стать центральным документом правового управления экономикой. В условиях модернизации регулирования экономической сферы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В.К. Предпринимательское законодательство России: научные очерки. - М.: Статут, РАП, 2008. - 368 с.

2. БелыхВ.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. - М.: Проспект, 2008. - 236 с.

3. Воронин Г.П. Не вводите в заблуждение Президента России! Техническое регулирование спустя семь лет. // Представительная власть - XXI век, 2010. - № 2-3.

4. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. - М: Экономика, 2010. - 255 с.

5. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. - М.: Юристъ, 2005. - 314 с.

6. Дойников И.В. Государственное предпринимательство: учебник. - М.: ПРИОР, 2000. - 240 с.

7. Дойников И.В. Хозяйственное (Предпринимательское) право: учебник: новый курс. - М.: ПРИОР, 2001. - 510 с.

8. Дойников И.В. Теоретические проблемы разработки хозяйственного (предпринимательского) законодательства // Образование и право, 2010. - № 8 (12).

9. Заседание Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 февраля 2011 года // URL: http://www.privlaw.m/mdex.php?section_id=103 (дата обращения: 20.04.2011).

10. Зельдина Е.Р. Специальный режим хозяйствования: теоретические вопросы и направления модернизации / НАН Украины. Ин-т экономико-правовых исследований. - Донецк: Юго-Восток, Лтд, 2007. - 327 с.

11. Кара-Мурза С.Г. Жить по лжи? // Литературная газета, 2007. - № 36 (6136). - 12 сентября.

12. Кара-Мурза С.Г. Несовместимость с жизнью // Литературная газета, 2008. - № 2 (6154). - 23 января.

13. Клеандрова В.М., Лаптева Л.Е., Скрипилев Е.А. Развитие русского права во второй половине XIX - начале XX века / отв. ред.: Е. А. Скрипилев. - М.: Наука, 1997. - 368 с.

14. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.) // Вестника Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2009. - № 11.

15. Коршунов П.Н. Европейское кооперативное законодательство. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 75 с.

16. Кузьмин В. Оберег для закона. Дмитрий Медведев против внесения непродуманных изменений в Гражданский кодекс // Российская газета, 2011. - № 5425 (49). - 10 марта.

17. Кукол Е. Перестройка Горбачева. Руслан Гринберг о победах и поражениях инициатора гласности // Российская газета, 2011. - № 5419 (43). - 2 марта.

18. ЛаптевВ.В. Субъекты предпринимательского права. - М.: Юристъ, 2003. - 236 с.

19. Мамутов В.К., Знаменский Г.Л., Хахулин К.С. и др. Хозяйственное право Украины: учебник / под ред. В.К. Мамутова. - Киев: Юринком Интер, 2002. - 897 с.

20. Мешков А. Интервью И.А. Гундарова. На рынок без идеологии // Литературная газета, 2010. - № 11 (6266). -24 марта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Муромцев Г.И., Глебов В.А. Система права и система законодательства: некоторые дискуссионные вопросы // Правовые идеи и институты в историко-теоретическом дискурсе. - М.: ИГП РАН, 2008. - С. 85-86.

22. Примаков Е.М. Достижения не должны заслонять проблемы // Российская газета, 2011. - № 5381 (5). -14 января.

23. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 28 декабря 2010 г., с изм. от 7 февраля 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. -29 декабря 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6249. - Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 января 2011. - № 1. - Ст. 20. - Собрание законодательства Российской Федерации. - 14 февраля 2011. - № 7. - Ст. 905.

24. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (ред. от 23 декабря 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 4 января 2010. - № 1. - Ст. 2. - Собрание законодательства Российской Федерации. - 27 декабря 2010. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6984.

25. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (ред. от 24 июля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 января 2007. - № 1 (ч. 1). - Ст. 27. - Собрание законодательства Российской Федерации. - 27 июля 2009. - № 30. - Ст. 3735.

26. Хозяйственный кодекс Украины: научно-практический комментарий / под общ. ред. А.Г. Бобковой. - Харьков: Издатель ФЛ-П Вапнярчук Н.Н., 2008. - 1296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.