Научная статья на тему 'О концепции научно-методических компонентов образовательных программ довузовского обучения иностранных граждан'

О концепции научно-методических компонентов образовательных программ довузовского обучения иностранных граждан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурыгин А. И., Якушев В. В.

Статья посвящена проблемам обучения иностранных граждан на довузовском этапе. Предлагается концепция научно-методических компонентов программ довузовской подготовки иностранных абитуриентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сурыгин А. И., Якушев В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF SCIENTIFIC AND METROLOGICAL STRUCTURE OF THE OBLIGATORY PROGRAMS FOR FOREIGN STUDENTS OF PREPARATORY FACULTIES

The article focuses on topics of education in the field of teaching Russian for beginners. The concept of scientific and metrological structure of the obligatory programs for foreign students of preparatory faculties is proposed as system of tools for foreign students.

Текст научной работы на тему «О концепции научно-методических компонентов образовательных программ довузовского обучения иностранных граждан»

О КОНЦЕПЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

А.И. Сурыгин, В.В. Якушев

Институт международных образовательных программ Санкт-Петергбурский государственный политехнический университет ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, 195251

Факультет русского языка и общеобразовательных дисциплин Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена проблемам обучения иностранных граждан на довузовском этапе. Предлагается концепция научно-методических компонентов программ довузовской подготовки иностранных абитуриентов.

Основной задачей современной высшей школы является интенсификация и повышение качества обучения. Специфические условия обучения иностранных граждан в России на этапе довузовской подготовки состоят в том, что они приступают к обучению без знания русского языка. Кроме того, их базовая подготовка по общетеоретическим и гуманитарным дисциплинам зависит от региона, страны и типа среднего учебного заведения, где они обучались. Поэтому уровень базовой подготовки иностранных абитуриентов часто не соответствует требованиям российской высшей школы. Это приводит к необходимости изучения кроме русского языка как иностранного (включая и научный стиль речи) еще и повторительных выравнивающих курсов общетеоретических и гуманитарных дисциплин на русском языке как иностранном в довольно большом объеме.

Предлагаемую концепцию научно-методических компонентов программ довузовского обучения иностранных абитуриентов можно сформулировать в следующих предложениях.

1. Для повышения качества подготовки иностранных студентов необходимо разработать новую редакцию «отраслевого стандарта» с рабочим названием «Требования к условиям реализации образовательной программы довузовской подготовки иностранных учащихся» [4]. Это обусловлено изменением общей социально-экономической ситуации и характеристик контингента иностранных учащихся, накопленным опытом применения действующего стандарта, переходом многих вузов к многопрофильной подготовке иностранных студентов, реформами в российской высшей школе. В новой редакции по соображениям юридического характера необходимо отойти от термина «образовательный стандарт». Работа по подготовке «Требований ...» уже идет по решению Координационного совета центров довузовской подготовки иностранных граждан Федерального агентства по образованию, в ней принимают участие представители ведущих вузов России (СПбГПУ, МАДИ (ГТУ), ВГУ, РУДН, ЦМО МГУ, РГМУ, ДГТУ).

Сурыгин А.И., Якушев В.В. О концепции научно-методических компонентов образовательных...

2. Общие требования к довузовской подготовке иностранных граждан должны определять цель программы; необходимость изучения (наряду с русским языком) общеобразовательных дисциплин на русском языке в зависимости от профиля планируемого обучения; регламентировать итоговую аттестацию, форму аттестационных документов и их статус; утверждать перечень профилей довузовской подготовки иностранных граждан; дифференцировать учебные дисциплины на обязательные (профильные) и дополнительные (дисциплины профилизации) в каждом образовательном профиле.

3. Общие рамки содержания обучения в «Требованиях ...» следует описать на основе разработанной рамочной модели программы, сводящейся примерно к следующему:

— в программу обучения включено изучение русского языка как иностранного (РКИ) и общеобразовательных дисциплин на русском языке (ООД). Согласно модели на изучение русского языка отводится не менее 50% общей трудоемкости освоения программы, на изучение общеобразовательных дисциплин — не менее 40%. В этом случае трудоемкость изучения русского языка можно варьировать в пределах 50—60% общей трудоемкости освоения программы. Трудоемкость освоения ООД при этом изменяется в пределах 50—40%;

— общеобразовательные дисциплины включают инвариантный (федеральный, обязательный) компонент (две-три дисциплины в зависимости от профиля подготовки) и вариативный (вузовский) компонент. Необходимо определить дисциплины инвариантного компонента для каждого профиля. Например, литература и история России для гуманитарного профиля; математика и социально-экономическая география для экономического (социально-экономического) профиля; математика, физика/химия для физико-математического (естественнонаучного) профиля; математика, физика и инженерная графика для технического профиля, химия, биология и физика для химико-биологического (медико-биологического) профиля;

— для иностранных граждан, которые продолжат свое обучение в магистратуре или аспирантуре, обязательным является изучение только русского языка.

В качестве научно-методических компонентов программы обучения, конкретизирующих положения «Требований ...», целесообразно использовать вариативную базу примерных учебных планов. В качестве информационной основы таковой могут и должны служить учебные планы программы подготовки иностранных абитуриентов к обучению в российских вузах, разработанные ведущими университетами России в данной области.

В примерных учебных планах можно ввести измерение трудоемкости учебной нагрузки в зачетных единицах (кредитах). Нормативной общей трудоемкостью образовательной программы подготовки иностранных абитуриентов целесообразно считать 2160 академических часов общей трудоемкости, или 60 кредитов, включая самостоятельную работу студента, подготовку к экзаменам и собственно экзамены.

Научно-методические компоненты программы подготовки иностранных абитуриентов к обучению в российских вузах должны отвечать принципу системно-

сти. Это означает, что компоненты «Требований . » должны быть разработаны в контексте целостной программы подготовки иностранных студентов к обучению в российских вузах для трех уровней педагогического проектирования (при этом каждый уровень следует рассматривать как декомпозицию, детализацию вышестоящего уровня):

— уровень образовательной программы (общие требования — основные нормативы процесса обучения или аналогичный по функциям документ);

— уровень учебных дисциплин (система примерных программ учебных дисциплин);

— уровень педагогических ситуаций (система учебников, учебных пособий, методических рекомендаций, материалов контроля).

Общие требования должны соотноситься с действующим стандартом довузовской подготовки. Они должны устанавливать, что довузовскую подготовку организуют и проводят высшие учебные заведения, входящие в перечень федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих довузовскую подготовку иностранных граждан.

Время реализации довузовской подготовки и график учебного процесса в общих требованиях нормировать нецелесообразно в связи с неравномерным заездом иностранных студентов, вуз должен определять их самостоятельно. Можно рекомендовать изменить общий график учебного процесса: завершать осенний семестр до Нового года и приблизительно с 10 января начинать весенний семестр. Такой опыт уже имеют РУДН и СПбГПУ. Необходимо также предусмотреть интенсивные курсы обучения иностранных студентов с учетом уровня их подготовленности по общеобразовательным профильным дисциплинам (входное тестирование) и поздними сроками заезда.

Организационно-нормативное обеспечение учебного процесса должно регламентировать:

— продолжительность и трудоемкость освоения программы довузовской подготовки с нормативными и сокращенными сроками реализации;

— минимальную аудиторную трудоемкость освоения программы;

— недельный нормативный и сокращенный объемы аудиторных занятий;

— формы итогового контроля;

— соотношение общей и аудиторной трудоемкости освоения программы;

— соотношение трудоемкости изучения русского языка и общей трудоемкости освоения программы;

— нормативное количество студентов в учебных группах;

— соотношение количества преподавателей к количеству студентов;

— требования к необходимому минимуму подготовки по профильным дисциплинам (требования по русскому языку для первого сертификационного уровня владения разработаны независимо);

— форму свидетельства о довузовской подготовке и форму академической справки.

Сурыгин А.И., Якушев В.В. О концепции научно-методических компонентов образовательных...

Представляется также целесообразным уточнить профили подготовки иностранных учащихся по довузовскому обучению.

Новую редакцию «Требований.» следует рассматривать как некоторую ин-тегративную часть, общий ориентир для разработки программ по учебным дисциплинам. При разработке нового проекта «Требований.» должна быть учтена многоуровневая система управления качеством довузовской подготовкой иностранных граждан. Примерные программы всех учебных дисциплин инвариантного компонента для студентов, готовящихся к поступлению в российские вузы, следует составить по утвержденной Координационным советом форме. При этом следует ориентироваться на определенные принципы:

— системности (примерные программы учебных дисциплин должны быть взаимосвязаны, должны составлять в совокупности целостную образовательную программу подготовки иностранных абитуриентов к обучению в российских вузах);

— вариативности и многоуровневости (примерные программы учебных дисциплин должны давать основу для составления самых разнообразных рабочих программ в зависимости от запросов потребителей);

— компетентностного подхода (примерные программы учебных дисциплин должны быть составлены с позиций современного компетентностного подхода, что означает выраженное смещение акцента на деятельностный компонент, на ведущее значение умений как планируемых результатов обучения на выходе программы и на знания, которые должны обеспечивать эти умения);

— актуальных языковых потребностей как принципа отбора содержания обучения по дисциплинам (примерные программы учебных дисциплин должны быть составлены, исходя, прежде всего, из ближайших языковых потребностей студентов в области изучаемой дисциплины; примерные программы учебных дисциплин должны ориентировать разработчиков рабочих программ и практических преподавателей на важность языкового компонента в освоении дисциплины на неродном языке).

Для повышения статуса системы довузовской подготовки иностранных граждан необходимо наличие единого положения о центрах довузовской подготовки и единых требований, предъявляемых к уровню подготовленности выпускников этих центров. Унификация требований к качеству обучения возможна при введении системы оценки деятельности образовательных центров и внедрении в практику их работы итогового контроля по утвержденным единообразным материалам (по аналогии с единым государственным экзаменом). Положительные результаты единого итогового контроля должны являться основанием для получения иностранными абитуриентами сертификата государственного образца, гарантирующего поступление в российский вуз.

В данной статье в общих чертах изложена концепция научно-методических компонентов программы подготовки иностранных абитуриентов к обучению в российских вузах. Она, естественно, требует дальнейшей проработки и углубления, а ее осуществление потребует перехода к новым моделям практической реализации программы в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ременцов А.Н. Многоуровневая организация управления дополнительной подготовкой иностранных граждан // Научный Вестник МГТУ ГА. — 2006. — № 100. — С. 214—220.

[2] Сурыгин А.И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов. — СПб.: Златоуст, 2001.

[3] Арсеньев Д.Г., Дорохова О.В., Сурыгин А.И. Основные нормативы предвузовской подготовки иностранных студентов в российских вузах в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. — М.: ЦМО МГУ, 2004.

[4] Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультетов и отделений предвузовского обучения иностранных граждан (отраслевой стандарт). Приложение к приказу Минобразования РФ от 08.05.1997 № 866 «О мерах по совершенствованию предвузовской подготовки иностранных граждан, принимаемых на обучение в государственные учреждения высшего профессионального образования Российской Федерации».

THE CONCEPT OF SCIENTIFIC AND METROLOGICAL STRUCTURE OF THE OBLIGATORY PROGRAMS FOR FOREIGN STUDENTS OF PREPARATORY FACULTIES

А.I. Surigin, V.V. Yakushev

Institute of International Educational Programms St.Petersburg State Polytechnical University

Grazdanskiy, 28, St.Petersburg, Russia, 195220

Faculty of Russian Language and Educational Disciplines Peoples' Friendship University of Russian

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article focuses on topics of education in the field of teaching Russian for beginners. The concept of scientific and metrological structure of the obligatory programs for foreign students of preparatory faculties is proposed as system of tools for foreign students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.