Научная статья на тему 'Особенности организации учебно-исследовательской деятельности иностранных абитуриентов'

Особенности организации учебно-исследовательской деятельности иностранных абитуриентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ АБИТУРИЕНТ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ / КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТИЧЕСКИЙ КРУГ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чермит Казбек Довлетмизович, Шарова Елена Ивановна

В статье рассматривается вопрос совершенствования процесса довузовской подготовки иностранных абитуриентов на основе включения в него учебно-исследовательской деятельности, что позволяет: обеспечить эффективное развитие учебно-познавательной и творческой активности, повысить качество подготовки абитуриентов, оптимизировать процесс их адаптации к новой педагогической системе и социокультурной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации учебно-исследовательской деятельности иностранных абитуриентов»

УДК 378.1 ББК 74.58 Ч 48

Чермит К.Д., Шарова Е.И.

Особенности организации учебно-исследовательской деятельности

иностранных абитуриентов

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье рассматривается вопрос совершенствования процесса довузовской подготовки иностранных абитуриентов на основе включения в него учебноисследовательской деятельности, что позволяет: обеспечить эффективное развитие учебно-познавательной и творческой активности, повысить качество подготовки абитуриентов, оптимизировать процесс их адаптации к новой педагогической системе и социокультурной среде.

Ключевые слова:

Иностранный абитуриент, учебно-исследовательская деятельность, готовность, качество знаний, психологический климатический круг, адаптация.

Современный этап развития мирового сообщества характеризуется возрастающей ролью образования, тенденцией к интернационализации и интеграции.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет роль образования как важного фактора сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Обладая реальным образовательным потенциалом, российские учебные заведения предлагают зарубежным странам широкий спектр образовательных услуг.

Одно из приоритетных направлений в этой области - развитие и совершенствование довузовской подготовки иностранных абитуриентов на русском языке, удовлетворяющей жизненную потребность различных культур познавать и влиять друг на друга.

Многолетний опыт обучения иностранцев выявил проблемы, с которыми сталкиваются российские вузы [1, 2]. Требования, предъявляемые в настоящее время российской высшей школой к уровню подготовки абитуриентов, растут и не соответствуют уровню подготовленности выпускников подготовительных факультетов для иностранных граждан [3, 4, 5]. В результате они не успевают адаптироваться к процессу обучения в новой для них педагогической системе [6, 7, 8, 9, 10], что и заставляет искать новые подходы и методы для повышения эффективности функционирования системы их подготовки.

Обеспечить качество подготовки иностранных абитуриентов на довузовском этапе и готовность к обучению в вузе позволяет системная организация их учебнопознавательной деятельности, основанная на использовании средств учебноисследовательской деятельности и целенаправленное привлечение к ней.

Одним из направлений совершенствования системы обучения иностранных абитуриентов является корректировка содержания учебной деятельности путем включения в нее учебно-исследовательской деятельности как инструмента повышения качества подготовки и адаптации к учебному процессу в вузе.

Формирование готовности иностранных абитуриентов к обучению в вузе средствами учебно-исследовательской деятельности осуществляется путем внедрения в

учебный процесс комплексной программы: включением элементов исследований в лекционно-практические (лекционно-семинарские) и лабораторные занятия; организацией учебно-исследовательской деятельности во внеаудиторное время. Содержание программы учебно-исследовательской деятельности учитывает начальный уровень подготовки абитуриентов по дисциплине, способствует их развитию, соответствует имеющимся средствам.

Лекционно-практические (лекционно-семинарские) занятия проводятся по плану, который включает: построение «вопросника», развивающего потребность в постановке вопросов и умение их формулировать; разработку терминологического аппарата; закрепление основных лексических форм; постановку и совместное решение учебно-исследовательских задач; задания для самостоятельной работы в аудитории и дома.

В настоящее время существуют различные методики, активизирующие и стимулирующие творческую деятельность учащихся, которая часто сопровождается проведением исследовательской работы. Но данные методики не рассматривались как возможно применимые в обучении иностранцев. Особенности довузовского этапа определили критерии выбора такой методики: простота в изложении, доступность в понимании, возможность освоения за ограниченное время, результативность применения.

Сегодня не разработана методика, которая могла бы стать руководством для обучения иностранцев решению исследовательских задач. Поэтому мы разработали алгоритм решения таких задач и определили критерии построения условия задачи.

Учебно-исследовательская задача (УИЗ) для иностранных абитуриентов довузовского этапа подготовки - это алгоритм, описывающий последовательные действия абитуриента при решении задачи. Целью УИЗ является развитие исследовательских навыков и умений, применение знаний при решении задач и их дополнение, развитие мышления, способностей и самостоятельности. УИЗ характеризуют следующие свойства: понятность, дискретность, однозначность,

результативность и конечность, массовость. Построение условия УИЗ удовлетворяет следующим требованиям: достаточность, корректность, наличие противоречия.

Проверка условия задачи на указанные критерии позволяет создать интересную, понятную и принципиально решаемую независимо от уровня сложности задачу.

На различных этапах учебно-исследовательской деятельности используются логические опорные схемы (ЛОС) и логические опорные конспекты (ЛОК), помогая решать разные задачи.

На начальном этапе обучения ЛОС и ЛОК разрабатываются преподавателями, что помогает управлять познавательной деятельностью абитуриентов и осуществлять контроль над усвоением знаний. В дальнейшем абитуриентам предлагается самим построить ЛОС или заполнить пропуски в ней. Это является формой самостоятельной исследовательской работы и средством самоконтроля за результатами своей деятельности. Создаются опоры и совместно с абитуриентами на лекционнопрактических (лекционно-семинарских) занятиях постепенно на доске по ходу изложения учебного материала. Другим видом учебного исследования является подготовка ответа по готовым ЛОС и ЛОК. Это не только эффективное средство усвоения учебного материала, но и средство построения монологической речи на русском языке. Схема позволяет «увидеть» слово и определенным образом его «услышать».

При организации учебно-исследовательской деятельности с помощью ЛОС и ЛОК используется дифференцированный подход в зависимости от уровня усвоения учебного материала:

- репродуктивный уровень - абитуриент воспроизводит содержание опорного конспекта с его использованием или по памяти;

- алгоритмический уровень - абитуриент воспроизводит графически по памяти блоки и схемы опорного конспекта с последующим разъяснением их содержания;

- продуктивный уровень - абитуриент ориентируется в проблемных вопросах, рассчитанных на знание, понимание и применение учебного материала;

- креативный уровень - абитуриент обладает способностью и умением решать исследовательские задания, конструировать опорные конспекты.

При обучении российских учащихся преподаватели часто используют различные приемы для повышения эффективности образовательного процесса: интонационные выделения, «подчеркивания» и другие мнемотехнические приемы, которые не имеют значимости, а иногда и совсем не применимы при обучении иностранцев. Для запоминания материала иностранному абитуриенту необходимо его осмысление; выводы, которые он делает сам, в результате собственных размышлений и исследований, запоминаются им лучше, чем полученные в готовом виде. Это особенно важно, так как словесно-логическая обработка информации осложняется тем, что восприятие учебного материала происходит на русском языке, а мыслительные процессы протекают на родном для абитуриента языке.

Посильной формой внеаудиторной учебно-исследовательской деятельности иностранных абитуриентов является подготовка докладов под руководством преподавателя с предварительной лингводидактической проработкой материала, составлением терминологического словаря и плана. Такая работа способствует организации и развитию самостоятельной деятельности иностранных абитуриентов, развивает умение систематизировать, логично излагать и обобщать прочитанный материал. Поиск информации осуществляется или самостоятельно или при помощи преподавателя. Для того, чтобы выполненная работа носила характер осмысленного исследования, абитуриенту предлагается подготовить список вопросов к докладу, при ответе на которые будут вырисовываться центральная идея и основные положения. Особенность исследовательской работы иностранных абитуриентов при подготовке докладов, заключается в том, что:

1) она проводится под руководством преподавателя (поиск источников информации, построение терминологического аппарата, лингводидактическая проработка терминов, составление словаря, постановка вопросов для аудитории (с целью закрепления нового материала);

2) имеет небольшой объем (все доклады должны быть освещены в течение одного занятия - 90 мин);

3) завершается публичным выступлением и коллективным обсуждением.

Публичное выступление вырабатывает не только навыки общения с аудиторией,

умение аргументировать свою точку зрения и вести дискуссию, показывает позицию докладчика и развивает речь, но и эмоционально воздействует на аудиторию, что важно для социально-психологической адаптации иностранных абитуриентов.

Учебно-исследовательская деятельность иностранных абитуриентов во внеаудиторное время - это именно та среда, в которой они могут непрерывно развиваться, самостоятельно добывать знания, осознавать жизненные ценности, ставить перед собой и решать разного рода задачи, совершенствовать себя, адаптироваться в новой социокультурной среде. Исследовательские кружки - это средство привлечения к учебноисследовательской, в дальнейшем и к научно-исследовательской деятельности, воспитание потребности в исследованиях. Создание такого творческого пространства позволяет связать саморазвитие личности иностранного абитуриента с социокультурной реальностью на всех уровнях.

Влияние учебно-исследовательской деятельности на психологический климат в группах оценивалось по методике А.Н. Лутошкина «Психологический климатический круг» [11]. Под психологическим климатом понимается общее психическое состояние группы, составляющими которого являются общая эмоциональная атмосфера, преобладающее настроение и уровень активности. Оценка психологического климата проводилась по двум параметрам: тональности настроения и общей активности.

Педагогический эксперимент по оценке эффективности разработанной модели проводился на базе подготовительного отделения факультета международного образования Майкопского государственного технологического университета.

Анализ полученных результатов показал, что исходный уровень обеих групп на начальном этапе эксперимента был одинаков. Различия не наблюдались. Более того, различия не определились и во время второго среза (показатель в экспериментальной группе - 1,8±1,58; в контрольной - 1,48±1,22; Р>0,05). Дальнейшие изменения показателей в экспериментальной и контрольной группах не совпали. Результаты экспериментальной группы в период между вторым (1,80±1,58) и третьим срезами резко изменились (3,71±1,39), Р<0,001. При этом темпы усвоения знаний остались значительными (Р<0,001) и между третьим и заключительным срезами, что привело к высокому уровню усвоения изучаемого материала (4,81±1,43).

В контрольной группе тоже происходили достоверные изменения, однако это наступило только между третьим (1,97±1,52) и четвертым (2,83±1,51) срезами (Р<0,05), при этом снизилась не только скорость усвоения знаний, но и качество. Это привело к тому, что на завершающем этапе между показателями экспериментальной (4,81±1,43) и контрольной групп (2,83±1,51) наблюдалось достоверное различие.

Сравнение результатов срезов знаний показало, что все параметры, характеризующие качество усвоенных знаний в экспериментальной группе, имели тенденцию к росту и возрастали быстрее, чем в контрольной группе. Надо отметить, что и в контрольной группе появились положительные тенденции в силу вовлеченности абитуриентов в учебно-исследовательскую деятельность при изучении отдельных дисциплин, но этот процесс был нецеленаправлен и несистематичен. Следовательно, качественные показатели становятся выше при условии целенаправленного, активного вовлечения абитуриентов в учебно-исследовательскую деятельность.

Оценка психологического климата показала, что в экспериментальной группе наблюдались подъем, стремление к действию, доброжелательность в отношениях; абитуриенты осознанно решали учебные задачи, видели препятствия и реальные возможности их преодоления. Преобладал деловой тон во взаимоотношениях. Конфликты, если они и возникали, то быстро и продуктивно разрешались. Экспериментальная группа успешно выполняла свою учебную функцию. Задачи в такой группе решались не шаблонно, наблюдались попытки найти наилучший вариант решения. Группа психологически сплочена, эта сплоченность базируется на социально ценных мотивах и целях.

Контрольная группа - это достаточно сплоченная группа, но проявляла активность, прежде всего в собственных интересах; абитуриенты такой группы недостаточно инициативны и не всегда им хватало терпения и настойчивости в преодолении трудностей.

По результатам исследования высокого уровня готовности к обучению в вузе, сформированной средствами учебно-исследовательской деятельности, достигли 6% абитуриентов. Их характеризовала устойчивая тенденция к проявлению интереса к учебным исследованиям, устойчивость профессиональных мотивов, стремление к самостоятельности и активность.

Группа со средним уровнем готовности к обучению в вузе составила 55%. Студентов этой группы характеризовала недостаточная сформированность мотивов учебно-исследовательской деятельности, невысокая активность, потребность в коррекции и контроле.

Группа с низким уровнем готовности включала 39% абитуриентов, их отличали невысокие познавательные возможности, низкая работоспособность, недостаточная сформированность и стихийность мотивов учебно-исследовательской деятельности, способность выполнять исследовательские действия под руководством преподавателя, в процессе решения учебно-исследовательских задач доминировали действия по образцу.

Таким образом, реализация комплексной программы, основанной на организации учебно-исследовательской деятельности в аудиторное и неаудиторное время, имеющей целью содействие развитию исследовательских способностей абитуриентов, целенаправленное практическое применение полученных знаний, обеспечивает иностранным абитуриентам достижение:

- более высокого уровня готовности к обучению в вузе;

- более высокого уровня знаний;

- более высокой степени психологической адаптации в учебном коллективе;

- более высокого уровня самостоятельности, активности, саморефлексии в учебной деятельности.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что учебно-исследовательская деятельность обеспечивает для иностранных абитуриентов, возможность естественного перехода к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в вузе.

Примечания:

1. Арефьев А.Л., Чепурных Е.Е., Шереги Ф.Э. Международная деятельность в области образования: Практика, исследования, анализ. М., 2005.

2. Шереги Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов. М., 2002.

3. Ременцов А. Н. Концептуально-программный подход к дополнительному

образованию иностранных специалистов (предвузовское обучение) // Международное академическое сотрудничество на рубеже тысячелетий: проблемы и перспективы: Материалы междунар. науч.-прак. конф.. Тверь: Изд-во ТвГТУ, 1995. С. 5-14.

4. Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб.: Златоуст, 2000. 226 с.

5. Сурыгин А. И. Педагогическое проектирование системы предвузовской

подготовки иностранных студентов. СПб.: Златоуст, 2001. 135 с.

6. Васильева О.Н., Блинова Т.А. Особенности итогового контроля для групп

экономического профиля // Международное образование и сотрудничество: Сб. науч. тр. М., 2007. С. 104-108.

7. Васильева Т.В. Лингводидактическая концепция обучения русскому языку студентов-иностранцев первого курса со слабой языковой и предметной подготовкой в вузах инженерного профиля: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. - 233 с.

8. Дьякова М.Ф., Сарафанникова О.А. К проблеме организации записи лекций на подготовительном факультете // Поиск. Опыт. Мастерство. Актуальные вопросы обучения иностранных студентов: Сб. ст. Воронеж, 1997. С. 24-27.

9. Иванова М.А., Титкова Н.А. Социально-психологическая адаптация

иностранных студентов первого года обучения в вузе: Метод. рекомендации преподавателям. СПб: Изд-во СПбГТУ, 1993. 16 с.

10. Кременецкая, Л.С. Использование «входного» тестирования и тестирования «на выходе» для определения уровня лингвистических способностей и контроля развития уровня памяти иностранных студентов // Международное образование и сотрудничество: Сб. науч. тр. М., 2007. С. 62-71.

11. Лутошкин, А.Н. Эмоциональная жизнь коллектива. Л., 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.