Научная статья на тему 'Место факультетов довузовской подготовки для иностранных граждан в системе подготовки специалистов для зарубежных стран российскими высшими учебными заведениями'

Место факультетов довузовской подготовки для иностранных граждан в системе подготовки специалистов для зарубежных стран российскими высшими учебными заведениями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКУЛЬТЕТ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ НА НЕРОДНОМ ЯЗЫКЕ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артемьев Александр Юрьевич

Статья посвящена рассмотрению проблем довузовской подготовки иностранных граждан, построения структуры данного вида деятельности и значения в системе подготовки специалистов для зарубежных стран российскими высшими учебными заведениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артемьев Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to consideration of foreign citizens' education, development of the structure of this type of activity and importance in the system of specialist training for foreign countries by Russian higher education establishments.

Текст научной работы на тему «Место факультетов довузовской подготовки для иностранных граждан в системе подготовки специалистов для зарубежных стран российскими высшими учебными заведениями»

А. Ю. Артемьев

МЕСТО ФАКУЛЬТЕТОВ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН РОССИЙСКИМИ ВЫСШИМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ

Работа представлена кафедрой русского языка и межкультурной коммуникации Белгородского государственного университета.

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор И. Б. Игнатова

Статья посвящена рассмотрению проблем довузовской подготовки иностранных граждан, построения структуры данного вида деятельности и значения в системе подготовки специалистов для зарубежных стран российскими высшими учебными заведениями.

Ключевые слова: факультет довузовской подготовки для иностранных студентов, довузовская подготовка, теория обучения на неродном языке, русский язык как иностранный, образовательная адаптация.

A. Artem’yev

ROLE OF PREPARATORY DEPARTMENTS FOR FOREIGN CITIZENS IN THE SYSTEM OF SPECIALIST TRAINING FOR FOREIGN COUNTRIES BY RUSSIAN HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENTS

The article is dedicated to consideration offoreign citizens’ education, development of the structure of this type of activity and importance in the system of specialist training for foreign countries by Russian higher education establishments.

Key words: preparatory department for foreign students, pre-university education, theory of foreign language teaching, Russian as a foreign language, educational adaptation.

Образовательный процесс в высшей школе реализуется в рамках многообразной целостной системы организационных форм и методов обучения и воспитания. Каждая из форм обучения и воспитания решает свои специфические задачи подготовки специалистов, опираясь на использование специальных методов организации педагогического труда и учебной работы, способов передачи и усвоения знаний и т. п. Формы и методы непрерывно развиваются под воздействием новых требований, предъявляемых в современных условиях к высококвалифицированным специалистам, а также в свете достижений педагогической теории и практики.

На сегодняшний день заметны серьезные противоречия в мировой образовательной си-

стеме, которые по-разному и в различной степени проявляются в конкретных странах, но имеют тем не менее универсальный характер. Одним из важнейших является противоречие между возрастающей значимостью высшей школы и требованиями к качеству подготовки специалистов и несоответствием этим требованиям предыдущих ступеней образования. С учетом данного противоречия реальными возможностями обеспечения экспорта образовательных услуг российских вузов обладает система довузовской подготовки иностранных граждан.

Обучение на подготовительных факультетах для иностранных граждан стало с 1960-х гг. одной из ведущих форм организации довузовской подготовки специалистов для зарубеж-

ных стран в отечественных вузах. Создание сети подготовительных факультетов в вузах Советского Союза призвано было стать базой для дальнейшего интенсивного развития подготовки специалистов для зарубежных стран в рамках всей системы высшего образования в стране.

Данная организационная форма была призвана выполнять следующие задачи подготовки студентов:

1) формирование коммуникативной компетенции иностранных студентов в социальнокультурной и учебно-профессиональной сферах общения. Под коммуникативной компетентностью в данном случае понимается способность осуществлять речевую деятельность средствами неродного языка;

2) формирование общепрофессиональной компетентности в контексте будущей профессиональной деятельности. Сюда входит освоение системы необходимых базисных понятий и методов профильных, общенаучных и общепрофессиональных дисциплин, овладение языком специальности;

3) организация адаптации иностранных учащихся к неродной среде (физиологическая адаптация, социально-психологическая адаптация, адаптация к высшему учебному заведению) [2, с. 22].

Анализ научной литературы и исследований по данной проблеме показал, что единого мнения на формирование иерархической структуры целей довузовской подготовки иностранных учащихся не существовало. В. Л. Василевский на первое место ставил «обеспечение физиологической, климатической, социальной адаптации студентов к новым для них условиям жизни» [1, с. 14—16].

Н. А. Титкова на основании выводов социологических исследований определяла главную цель подготовительных факультетов как всесторонней подготовки иностранных студентов к успешной жизнедеятельности в вузе. Достижению этой цели призваны были служить следующие функции: адаптивная; гностическая (т. е. познавательная в широком смысле); информационно-предметная [4, с. 28].

В целом в научной педагогической литературе можно выделить три точки зрения на по-

строение иерархии целей деятельности факультета довузовской подготовки для иностранных граждан, эти цели определяются первоочередностью задач стоящих перед ним:

1) адаптация иностранных учащихся к жизнедеятельности в неродной среде (физиологическая, климатическая, культурная, академическая, социально-бытовая);

2) обучение предметно-речевым коммуникативным умениям, позволяющим в различных коммуникативных ситуациях в учебной сфере общения предъявлять на русском языке предметные знания и умения;

3) корректировка различий в знаниях и умениях, обусловленных особенностями национальных систем образования, в соответствии с критериями сформированности предметно-речевых умений.

Анализируя систему довузовской подготовки иностранных студентов как целостность элементов, взаимовлияющих друг на друга, действующих на основе определенных закономерностей, А. И. Сурыгин выделяет следующие основные принципы теории обучения на неродном языке: принцип взаимосвязи компонентов цели; принцип профессиональной направленности обучения; принцип коммуникативности; принцип учета уровня владения языком; принцип учета национально-культурных особенностей учащихся; принцип адаптации содержания, организационных форм обучения; принцип лингвометодической и поли-культурной компетентности преподавательского состава [3, с. 14].

Практика обучения иностранных граждан в средних специальных и высших учебных заведениях России показывает, что для успешной учебы в русскоязычной среде они должны владеть:

1) нейтральным стилем речи русского языка;

2) научным стилем речи русского языка (НСР);

3) лексикой и основными понятиями на русском языке по предметам общенаучного цикла (языком предмета);

4) знаниями по предметам общенаучного цикла на требуемом уровне.

Для решения этих образовательных проблем система довузовской подготовки иностранных граждан должна включать:

1) преподавание русского языка как иностранного (РКИ);

2) преподавание цикла общетеоретических естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин на русском языке как иностранном.

Решение этих вопросов возможно путем проведения определенной политики на основе теоретической проработки и осуществления практического функционирования гибкой педагогической подсистемы подготовки иностранных граждан. Целью такого обучения является подготовка иностранных граждан по русскому языку и профильным дисциплинам для дальнейшего их обучения в вузах РФ, а также их адаптация к новым условиям жизни и системе обучения.

Отраслевой стандарт (требования к минимуму содержания) предусматривает подготовку по пяти основным профилям обучения: гуманитарный, естественнонаучный, медикобиологический, технический, экономический.

В нем вводится система соответствия этих профилей и специальностей в вузах, определяются обязательные дисциплины в соответствии с профилем, требования к уровню знаний и умений студентов.

Требования к уровню подготовки задают основу получения качественного высшего профессионального образования. Имеются существенные различия между школьной подготовкой учащихся в России и в других странах мира. Эти различия заключаются не только в содержании программ, но и в методике построения курсов, качестве и глубине получаемых знаний, формировании общих учебных и предметных умений и навыков, национальных особенностях. В этой связи исключительную важность приобретает вопрос оценки исходного уровня подготовки иностранных граждан на факультете довузовской подготовки. Оценку данного уровня общеобразовательной подготовки иностранных граждан целесообразно проводить с использованием тестирования по основным дисциплинам, определяющим профиль обучения в высшей школе.

Другой не менее важной составляющей, обеспечивающей функционирование системы довузовской подготовки иностранных граждан, является кадровое обеспечение. В данном случае принципиальное значение имеют требования к преподавателям факультетов довузовской подготовки. Квалификационные требования, предъявляемые к преподавателю на этапе довузовского обучения иностранных граждан, кроме общепринятых для преподавателя высшей школы, включают наличие некоторых специфических знаний, умений и навыков. Вне зависимости от преподаваемой дисциплины преподаватели должны: владеть на высоком профессиональном уровне знаниями в области преподаваемой дисциплины не только в рамках программы, для осуществления координации обучения иностранного гражданина на факультете; уметь создавать благоприятный психологический климат в условиях разнородного состава учащихся в группе и обеспечивать индивидуальный подход к каждому студенту; владеть информацией о тех странах и регионах, откуда приехали иностранные студенты, об уровне образования в них, а также связях между Россией и этими странами и регионами мира; быть осведомленными о других дисциплинах, преподаваемых в группе. Эти требования обусловлены тем обстоятельством, что в течение первоначального периода обучения иностранных студентов любой преподаватель выступает в роли не только наставника и учителя, но и помощника, друга, поскольку в большинстве случаев именно к нему они обращаются за помощью. В этой связи, преподаватель факультета довузовской подготовки для иностранных граждан, должен быть готов к разрешению самых разнообразных проблем иностранных студентов, обладать для этого достаточным уровнем компетентности и информированности.

В силу специфики контингента обучающихся, форм и методов обучения, а также ставящихся задач факультет довузовской подготовки для иностранных граждан выделяется из ряда других учебных подразделений вуза. Поэтому к организации образовательного процесса на факультете, к системе управления этим процессом необходим особый подход, основан-

ный на понимании основных принципов довузовской подготовки иностранных граждан, а также всего связанного с ней спектра проблем.

Достаточно обоснованно можно говорить о том, что факультет довузовской подготовки для иностранных граждан представляет собой сформированную и обособленную в силу ряда причин образовательную систему, основанную на принципах теории обучения на неродном языке и имеющую свою четкую функциональную направленность.

Кроме того, необходимо учитывать, что в большинстве вузов работа со всеми обучаю-

щимися в них иностранными студентами в силу различных причин сконцентрирована именно на факультетах довузовской подготовки для иностранных граждан. Успешность либо неус-пешность обучения иностранного гражданина в российском вузе во многом определяется качеством довузовской подготовки такого студента. Таким образом, можно говорить о том, что довузовская подготовка иностранных граждан, осуществляемая на соответствующих факультетах, является не дополнительным, а образующим элементом системы подготовки специалистов для зарубежных стран в вузах России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Василевский В. Л. Цели обучения на подготовительных факультетах для иностранных граждан // Пути и методы совершенствования учебно-воспитательного процесса на подготовительных факультетах для иностранных граждан: Межвузовский научно-методический сборник. Калинин: КПИ, 1989. С.14—16.

2. Ременцов А. Н. Непрерывное образование иностранных граждан и взаимосвязь образовательных ступеней. М.: МАДИ(ТУ), 1998. 99 с.

3. Сурыгин А. И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов. СПб.: Златоуст, 2001. 128 с.

4. Титкова Н. А. Социологические исследования на подготовительном факультете — мода или необходимость // Проблемы подготовки национальных кадров для зарубежных стран: Материалы международного совещания-семинара деканов подготовительных факультетов 3—7 декабря 1990 г. Л.: ЛГТУ, 1991. С. 26—28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.