Научная статья на тему 'Специфика образовательного пространства довузовской подготовки иностранных студентов'

Специфика образовательного пространства довузовской подготовки иностранных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асейкина Лариса Степановна

В статье рассматриваются основные характеристики и инфраструктура образовательного пространства довузовской подготовки иностранных студентов в связи с особенностями данного этапа профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асейкина Лариса Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика образовательного пространства довузовской подготовки иностранных студентов»

Асейкина Л.С; МГТУ, г. Майкоп

СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОВУЗОВСКОЙ

ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

В статье рассматриваются основные характеристики и инфраструктура образовательного пространства довузовской подготовки иностранных студентов в связи с особенностями данного этапа профессионального образования.

Система довузовской подготовки иностранных студентов сформировалась в 60-е голы XX века как начальна* ступень их профессионального образования и один из факторов обеспечения качества подготовки специалистов длю зарубежных стран. Именно поэтому подготовительные факультеты создавались в ведущих вузах страны.

Вступление России в Болонский процесс, реализация одобренной Президентом и утвержденной Правительством «Концепции государственной политики РФ в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях» свидетельствуют о том, что современная Россия активно ищет свою нишу на рынке образовательных услуг, исходя ИЗ геополитических и социально-экономических интересов страны. Экспорт образовательных услуг в разных формах обеспечивает расширение сферы долговременного влияния России на зарубежье и се интеграцию в мировое образовательное пространство, способствует сохранению влияния русского языка. Основная доля рынка связана с получением высшего образования иностранными студентами, обучающимися за счет федерального бюджета и на государственно-договорной основе по приглашениям вузов.

За прошедшие десятилетия довузовская подготовка стала одним из компонентов системы высшего образования и представляет собой вполне самостоятельную, автономную подсистему образования, трансформировавшуюся в многоуровневые и многопрофильные образовательные подразделения вузов, взаимозависимо выполняющие задачи полноценного качественною образования.

Среди различных проблем довузовской подготовки актуальным представляется рассмо1ре-ние категории «образовательного пространства» как явления, отражающего особенности нового понимания образования и тех инновационных процессов, которые обусловлены необходимостью формирования личностно и социально значимых компетенций современного специалиста.

В литературе понятие «образовательное пространство» изучается с позиций культурноисторической теории Л.С. Выготского, системного и культурологического подходов (М.М. Бахтин, Е.Ф. Бойко, В.Г. Воронцова, М.Т, Громкова, В.М. Онищик, И.В. Слободчиков, Г.С. Сухоб-ская, И.Д. Фрумин, И.К. Шалаев, В.Я. Левин и др.), С формальной (информационной) точки зрения. его определяют как пространство, в котором осуществляются образовательные услуги, и связывают с технологизацией образования, экстенсивной и интенсивной передачей социокультурного опыта и социализации. Г.Н. Сериков характеризует образовательное пространство как специально созданную «зон)'» окружения человека, в которой осуществляется его жизнедеятельность на основе субъект-субъекгного и субъект-объектного взаимодействия. Дня того чтобы условия участия человека способствовали приемлемому качеству социально востребованных результатов, образовательное пространство необходимо специально организовать, чтобы условия образования адаптировать к особенностям человека \2\,

В научной литературе лишь обозначена зга категория относительно иностранных студентов, но специально она не рассматривается. Для выявления специфики образовательного пространства довузовской подготовки иностранных студентов необходимо исходить из основных концептуальных идей, отражающих современное видение целей, задач и роли этого этапа их образования.

Во-первых, довузовскую подготовку' рассматривают [1] в системе непрерывного профессионального образования иностранных граждан, во взаимосвязи и преемственности образовательных ступеней. Функционируя в русле требований ЮНЕСКО, российская система довузовского образования призвана ликвидировать пробелы фоновых знаний иностранных студентов, связанные с различием национальных учебных программ и общим уровнем подготовки учащихся.

Во-вторых, в соответствии с теорией иноязычного обучения А.И. Сурыгина [3] довузовская подготовка как начальный этап системы подготовки специалистов для зарубежных стран предполагает обучение на неродном для учащихся языке. Они параллельно овладевают языком обучения, ориентированы на определённую профессиональную область, имеют нацяо-нально-специфический опыт учебной деятельности, находятся в условиях интенсивной социальнобиологической адаптации и межкультурного взаимодействия.

В целостной педагогической системе довузовской подготовки выявлены специфические закономерности и соответствующая им совокупность принципов:

- взаимосвязь языкового, предметного и адаптационного компонентов обучения;

- профессиональная направленность обучения;

- коммуникативность;

- учёт уровня владения языком обучения, адаптационных процессов, национальнокультурных особенностей;

- лин г во методическая и «культурная компетентность

преподавателей.

Формируя коммуникативную компетенцию в социокультурной и учебно-профессиональной сферах общения, общепрофессиональную компетенцию в контексте буду щей профессиональной деятельности и адаптируя иностранных студентов к неродной материальной и социокультурной среде, довузовская подготовка преследует главную цель - обеспечить способность учащихся осуществлять учебно-познавательную деятельность на русском языке в условиях любого вуза и региона России. В связи с этим разработан отраслевой образовательный стандарт «Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультетов и отделений предвузовского обучения иностранных граждан»» который приводит нормативную базу довузовской подготовки в соответствие современным условиям; способствует повышению качества обучения; обеспечивает академическую мобильность иностранных граждан; сохраняет и упрочивает единое образовательное пространство в области обучения иностранных студентов.

Используя системный и культурологический подходы, мы предлагаем рассматривать образовательное пространство довузовской подготовки иностранных студентов как отражение единства социокультурного компонента жизни (России, региона, вуза, факультета) и системы довузовской подготовки в соответствии с ее целями и принципами. Ресурсное наполнение такого образовательного пространства представлено следующими характеристиками:

- оказанием иностранным студентам образовательных услуг в соответствии с мировыми тенденциями в образовании: гуманизацией, индивидуализацией, общедоступностью образования и свободой выбора вуза;, образовательных программ и т. д.;

- норматив но-регламентирующей базой {отраслевой образовательный стандарт, учебный план, рабочие программы но предметам, расписание занятий, правила пребывания на территории РФ, правила проживания в общежитии и т. д.);

- существованием устоявшегося уровня довузовского образования на неродном языке и обеспеченностью определенным потенциалом образовательных структур (знание русского языка, в том числе языка специальности; страноведческая информация; профильное обучение; социокультурная адаптация; оказание образовательных услуг на платной основе и в соответствии с направлениями Федерального агентства по образованию и т. д.);

- объёмом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации;

- образовательной протяженностью и структурным, сосуществованием и взаимодействием любых образовательных систем, их компонентов, образовательных событий, что в целом является результатом процесса глобализации - создания единого мирового образовательного пространства;

- неодинаковой протяженностью во времени: полный срок обучения (38 недель), сокращенные сроки обучения (37-25 недель), в некоторых случаях используется двухгодичная или многоуровневая система обучения;

- наличием потенциальных, виртуальных, возможных событий, которые могут никогда и не произойти или происходят только в мыслях субъектов образовательного процесса: иностранные студенты в России могут обучаться на подготовительном факультете одного из вузов, получивших разрешение на довузовскую подготовку, а продолжать профессиональное образование, учиться в аспирантуре они, возможно, будут в разных вузах страны; работать же далее по соответствующей специальности им большей частью придётся у себя на родине, хотя реальный выбор студента может не совпадать ни с одним из имеющихся предложений;

- отражением реалий социокультурной жизни России, региона, вуза, факультета, которые влияют на процессы адаптации и аккультурации иностранных учащихся;

- изменением внутреннего образа иностранных студентов в процессе осознания и принятия ценностей общечеловеческой и профессиональной культуры.

Инфраструктуру образовательного пространства довузовской подготовки иностранных граждан составляет совокупность качественных и количественных взаимообусловленных компонентов. их пространственное расположение и взаимодействие, определяя, размеры и другие топологические характеристики образовательного пространства.

В их качестве выступают: предметно-пространственный; социальный; организационно-технологический; ЦеННОСГНО'С мы еловой.

Социальный компонент с точки зрения функциональности представлен иностранными студентами как субъектами и «пользователями» услуг российской системы образования, собственно факультетскими и вузовскими структурами, обеспечивающими педагогическое взаимодействие и социокультурную адаптацию, ответственными за организацию жизнедеятельности иностранных студентов.

Предметно-пространственное окружение и организацийmio-техгюлогический компонент предусматривают эргономическую составляющую (целесообразность, эстетика, гигиена, здоровьссберегающие педагогические технологии) для осуществления разных видов аудиторной и внеаудиторной деятельности, оказывающей положительное психологическое влияние на с^ъект-субъекгное и субьекг-объеюгное взаимодействие.

Ценностноемысловой компонент образовательного пространства отражает социокуль-турно значимые факторы и духовно-нравственные процессы, определяющие «образ жизни» факультета и вуза, их взаимосвязь с социально-экономическими, политическими и иными аспектами жизни российского общества, Гуманистическая ориентация учеб но-адаптационно-воспитательного процесса, выстраивание и коррекция парадигмы взаимоотношений осуществляются с учетом национально-культурных, этнопсихологических и индивидуальных особенностей субъектов. Развитие демократических начал, формирование толерантного поведения и организация продуктивного педагогического взаимодействия создаю!' необходимые условия для самореализации и развития личности каждого субъекта, выполнения социальных и профессионально значимых программ.

Выделение и анализ качественных и структурных характеристик образовательного пространства довузовской подготовки иностранных студентов открывает возможности для педагогического проектирования, востребованного международным характером современного образования, необходимостью повышения качества подготовки специалистов д;ш зарубежных стран и важной ролью довузовской подготовки, закладывающей фундамент успешного обучения иностранных студентов в российских вузах, формируя необходимые им компетенции.

Литература:

1. Ременцов, А.Н. Дополнительная довузовская подготовка иностранных граждан в системе непрерывного профессионального образования России: Дисс... д-ра пед. наук (13.00.08.)/ Казанский гос. техн. ун-т, [КГТУ], 2002.-412 с.

2. Сериков, Г.Н. Управление педагогическими системами обучения. Основы оптимизации. Учебное пособие / Г.Н. Сериков. - Челябинск: ЧПИ, 1981. - 101 с.

3.Сурыгин, А.И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов / А.И. Сурыгин. - СПб.: Издательство «Златоуст», 2001. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.