Научная статья на тему 'Учебно-исследовательская деятельность иностранных студентов как средство академической адаптации'

Учебно-исследовательская деятельность иностранных студентов как средство академической адаптации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОВУЗОВСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарова Елена Ивановна

В статье рассматриваются особенности, условия организации и принципы построения содержания учебно-исследовательской деятельности, обеспечивающие эффективность подготовки иностранных студентов на довузовском этапе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-исследовательская деятельность иностранных студентов как средство академической адаптации»

Шарова ЕЖ, МГТУ, г. Майкоп

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАНИЫХ СТУДЕНТОВ

КАК СРЕДСТВО АКАДЕМИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

В статье рассматриваются особенности, условия: организации и притопы построения содержания учебно-жследователъской деятельности, обеспечивающие эффективность подготовки иностранных студентов на довузовском этапе обучения.

Обучение иностранных студентов сегодня должно быть сориентировано на формирова-ние готовности к освоению новых знаний, выработку умений и навыков применять эти знания в решении конкретных учебных задач. Поэтому на довузовском этапе очень важно, чтобы методы обучения развивали у них самостоятельность и активность. Существуют различные пути решения этой задачи. Как нельзя лучше ее решает вовлечение студентов в учсбно-иссле-довательскую деятельность, которая является одним их важных элементов системы подготовки иностранных учащихся. Подобная деятельность создает такие психо л ого-педагогические условия, в которых студент может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность позволяет создать среду гуманистически ориентированного взаимодействия и осуществить личностную включенность в нее преподавателя и студентов. Такое взаимодействие можно рассматривать как непрерывный диалог, в процессе которого студенты наблюдают, осмысливают и учатся адекватно реагировать на конкретную учебную ситуацию. Учебно-исследовательская деятельность, организованная преподавателем, способствует развитию устойчивого познавательного интереса у студентов, активизирует его, приносит удовлетворение не только от результатов, но и от самого процесса.

На довузовском этапе обучения иностранных студентов мы рассматриваем учебно-исследовательскую деятельность как важное средство академической адаптации, как учебнопознавательную деятельность, основанную на осознанном использовании методов научного исследования во всех основных видах учебного труда, организованную преподавателем в неродной материальной и социокультурной среде на неродном языке.

Факторами, обеспечивающими эффективность обучения и развития исследовательских умений и навыков иностранных студентов, являются:

- личностно-деятельностный подход к обучению;

- проблемное обучение;

- сочетание репродуктивных и творческих задач;

- связь исследовательской деятельности с будущей профессиональной деятельностью;

- сочетание логических и эвристических методов решения творческих задач;

- диалогизация учебного процесса;

- сочетание коллективных и индивидуальных форм организации учебного процесса;

- создание благоприятной психологической атмосферы занятий;

- сотворчество преподавателя и студента.

Учебно-исследовательская деятельность - это первый вид студенческих исследований, с которым встречаются иностранные студенты на довузовском этапе обучения. Здесь важно создать условия для учебных исследований. Предполагается такая организация учебного процесса,

которая не столько приводит к получению полого знания, сколько побуждает исследовать научную информацию и осваивать исследовательские процедуры, Процесс познания идет активно через понимание сущности происходящего, а не путем простого восприятия информации, поступающей от преподавателя.

При организации учебно-исследовательской деятельности иностранных студентов необходимо учитывать следующие специфические особенности процесса их обучения на довузовском этапе:

- краткие сроки обучения (6-10 месяцев);

- обучение на неродном языке;

- сложный период социально-психологической и физиологической адаптации;

- низкий уровень подготовки по общетеоретическим дисциплинам;

- несовпадение профиля подготовки и профессиональных И1 Пересов иностранного студента;

- этнопсихологический фактор.

Вследствие этого и учебно-исследовательская деятельность иностранного студента на довузовском этапе имеет рад особенностей:

- иностранный студент не обладает достаточной полнотой знаний для проведения самостоятельных учебных исследований;

- трудности языковой адаптации сказываются на эффективности исследовательского Процесса;

- интенсификация учебного процесса снижает исследовательскую активность;

- временной фактор ограничивает поле поиска решения.

Эти особенности должны быть учтены преподавателем при выборе содержания, объема и проблематики учебно-исследовательских задач.

Готовность иностранных студентов к учебно-исследовательской деятельности обеспечивает психолого'педагогические условия не только для формирования мотивации учебных исследований., но и для трансформации этого вида в *мотивацию более высокого уровня * профессиональную,

К условиям, стимулирующим учебно-исследовательскую деятельность иностранных студентов, мы можем отнести:

- интеллектуализацию образовательного процесса;

- комплексный подход к организации и планированию учебно-исследовательской деятельности, учет адаптационных периодов;

- построение содержания учебно-исследовательской деятельности иностранных студентов на основе теории обучения на неродном языке;

- осознание преподавателями важности включения в учебный процесс учебно-исследовательской деятельности;

- гуманистически ориентированное взаимодействие преподавателя и студента;

- высокий уровень лингвометодичеекой и поликулыурной компетентности преподавателей;

- создание соответствующей психологической атмосферы занятий;

- взаимодействие на основе метода диалогизапии:

- оптимальное сочетание репродуктивных и исследовательских задач, в т.ч. профессионально направленных;

- насыщение учебного процесса творческими ситуациями;

- дифференцированный подход к обучению.

Качество и оптимальность функционирования системы учебно-исследовшельской лея-тель-ности иностранных студентов на довузовском этапе обеспечиваются реализацией следующих принципов построения содержания учебно-исследовательской деятельности иностранных студентов (УИДИС):

- принцип соответствия содержания УИДИС ее цели;

- принцип системности;

- принцип интеграции;

- принцип профессиональной направленности;

- принцип преемственности содержания УИДИС на различных этапах ее организации (на довузовском этапе и в вузе);

- принцип научности;

- принцип перспективности (содержание УИДИС должно предусматривать развитие наук и учить самостоятельному поиску и освоению новых знаний);

- принцип устойчивости и мобильности-системы УИДИС.

Препятствием к формированию готовности к учебно-исследовательской деятельности являются:

- низкий уровень знаний и общей культуры студента;

* отсутствие интеллектуальной активности» инициативы на всех этапах учебноисследовательской деятельности;

- отсутствие устойчивой системы ценностных ориентаций на творческую самореализа* нию и саморазвитие в учсбно-исследовательской деятельности;

- эмоциональная бедность учебного материала;

- отсутствие специальной подготовки преподавателя для работы с иностранными студентами;

- сложившиеся этнические стереотипы;

- однообразность занятий и. педагогических приемов.

Опыт преподавания на довузовском этапе показывает» что с помощью определенных форм, методов и средств учебно-исследовательской деятельности можно эффективно решать следуюише задачи:

- формировать интерес не только к учебно-познавательной и учеб но •'исследовательской деятельности, но и к профессиональной деятельности;

- воспитывать системное мышление;

- давать целостное представление о профессиональной деятельности и ее отдельных сторонах.

Таким образом, учебно-исследовательская деятельность, организованная на довузовском этапе обучения, является не только средством получения научной информации, но и средством академической адаптации иностранных студентов.

Литература:

L Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. - М.: Русский язык, 1989.

2. Коновалова Т.Р. О модели учебной лекции на подготовительном факультете // Научно-методическая конференция «Актуальные аспекты обучения и воспитания студентов-шюстранцев на подготовительных факультетах»: Тезисы докладов, - М.: МАДИ, 1990.

3. Кларин М«В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры я дискуссии (анализ зарубежного опыта). Рига, 11ПЦ «Эксперимент», 1995.

4. Сурыгин А.И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовка иностранных студентов. - СПб: Изд-во «Златоуст», 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.