Шарова ЕЖ, МГТУ, г. Майкоп
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАНИЫХ СТУДЕНТОВ
КАК СРЕДСТВО АКАДЕМИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
В статье рассматриваются особенности, условия: организации и притопы построения содержания учебно-жследователъской деятельности, обеспечивающие эффективность подготовки иностранных студентов на довузовском этапе обучения.
Обучение иностранных студентов сегодня должно быть сориентировано на формирова-ние готовности к освоению новых знаний, выработку умений и навыков применять эти знания в решении конкретных учебных задач. Поэтому на довузовском этапе очень важно, чтобы методы обучения развивали у них самостоятельность и активность. Существуют различные пути решения этой задачи. Как нельзя лучше ее решает вовлечение студентов в учсбно-иссле-довательскую деятельность, которая является одним их важных элементов системы подготовки иностранных учащихся. Подобная деятельность создает такие психо л ого-педагогические условия, в которых студент может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности.
Учебно-исследовательская деятельность позволяет создать среду гуманистически ориентированного взаимодействия и осуществить личностную включенность в нее преподавателя и студентов. Такое взаимодействие можно рассматривать как непрерывный диалог, в процессе которого студенты наблюдают, осмысливают и учатся адекватно реагировать на конкретную учебную ситуацию. Учебно-исследовательская деятельность, организованная преподавателем, способствует развитию устойчивого познавательного интереса у студентов, активизирует его, приносит удовлетворение не только от результатов, но и от самого процесса.
На довузовском этапе обучения иностранных студентов мы рассматриваем учебно-исследовательскую деятельность как важное средство академической адаптации, как учебнопознавательную деятельность, основанную на осознанном использовании методов научного исследования во всех основных видах учебного труда, организованную преподавателем в неродной материальной и социокультурной среде на неродном языке.
Факторами, обеспечивающими эффективность обучения и развития исследовательских умений и навыков иностранных студентов, являются:
- личностно-деятельностный подход к обучению;
- проблемное обучение;
- сочетание репродуктивных и творческих задач;
- связь исследовательской деятельности с будущей профессиональной деятельностью;
- сочетание логических и эвристических методов решения творческих задач;
- диалогизация учебного процесса;
- сочетание коллективных и индивидуальных форм организации учебного процесса;
- создание благоприятной психологической атмосферы занятий;
- сотворчество преподавателя и студента.
Учебно-исследовательская деятельность - это первый вид студенческих исследований, с которым встречаются иностранные студенты на довузовском этапе обучения. Здесь важно создать условия для учебных исследований. Предполагается такая организация учебного процесса,
которая не столько приводит к получению полого знания, сколько побуждает исследовать научную информацию и осваивать исследовательские процедуры, Процесс познания идет активно через понимание сущности происходящего, а не путем простого восприятия информации, поступающей от преподавателя.
При организации учебно-исследовательской деятельности иностранных студентов необходимо учитывать следующие специфические особенности процесса их обучения на довузовском этапе:
- краткие сроки обучения (6-10 месяцев);
- обучение на неродном языке;
- сложный период социально-психологической и физиологической адаптации;
- низкий уровень подготовки по общетеоретическим дисциплинам;
- несовпадение профиля подготовки и профессиональных И1 Пересов иностранного студента;
- этнопсихологический фактор.
Вследствие этого и учебно-исследовательская деятельность иностранного студента на довузовском этапе имеет рад особенностей:
- иностранный студент не обладает достаточной полнотой знаний для проведения самостоятельных учебных исследований;
- трудности языковой адаптации сказываются на эффективности исследовательского Процесса;
- интенсификация учебного процесса снижает исследовательскую активность;
- временной фактор ограничивает поле поиска решения.
Эти особенности должны быть учтены преподавателем при выборе содержания, объема и проблематики учебно-исследовательских задач.
Готовность иностранных студентов к учебно-исследовательской деятельности обеспечивает психолого'педагогические условия не только для формирования мотивации учебных исследований., но и для трансформации этого вида в *мотивацию более высокого уровня * профессиональную,
К условиям, стимулирующим учебно-исследовательскую деятельность иностранных студентов, мы можем отнести:
- интеллектуализацию образовательного процесса;
- комплексный подход к организации и планированию учебно-исследовательской деятельности, учет адаптационных периодов;
- построение содержания учебно-исследовательской деятельности иностранных студентов на основе теории обучения на неродном языке;
- осознание преподавателями важности включения в учебный процесс учебно-исследовательской деятельности;
- гуманистически ориентированное взаимодействие преподавателя и студента;
- высокий уровень лингвометодичеекой и поликулыурной компетентности преподавателей;
- создание соответствующей психологической атмосферы занятий;
- взаимодействие на основе метода диалогизапии:
- оптимальное сочетание репродуктивных и исследовательских задач, в т.ч. профессионально направленных;
- насыщение учебного процесса творческими ситуациями;
- дифференцированный подход к обучению.
Качество и оптимальность функционирования системы учебно-исследовшельской лея-тель-ности иностранных студентов на довузовском этапе обеспечиваются реализацией следующих принципов построения содержания учебно-исследовательской деятельности иностранных студентов (УИДИС):
- принцип соответствия содержания УИДИС ее цели;
- принцип системности;
- принцип интеграции;
- принцип профессиональной направленности;
- принцип преемственности содержания УИДИС на различных этапах ее организации (на довузовском этапе и в вузе);
- принцип научности;
- принцип перспективности (содержание УИДИС должно предусматривать развитие наук и учить самостоятельному поиску и освоению новых знаний);
- принцип устойчивости и мобильности-системы УИДИС.
Препятствием к формированию готовности к учебно-исследовательской деятельности являются:
- низкий уровень знаний и общей культуры студента;
* отсутствие интеллектуальной активности» инициативы на всех этапах учебноисследовательской деятельности;
- отсутствие устойчивой системы ценностных ориентаций на творческую самореализа* нию и саморазвитие в учсбно-исследовательской деятельности;
- эмоциональная бедность учебного материала;
- отсутствие специальной подготовки преподавателя для работы с иностранными студентами;
- сложившиеся этнические стереотипы;
- однообразность занятий и. педагогических приемов.
Опыт преподавания на довузовском этапе показывает» что с помощью определенных форм, методов и средств учебно-исследовательской деятельности можно эффективно решать следуюише задачи:
- формировать интерес не только к учебно-познавательной и учеб но •'исследовательской деятельности, но и к профессиональной деятельности;
- воспитывать системное мышление;
- давать целостное представление о профессиональной деятельности и ее отдельных сторонах.
Таким образом, учебно-исследовательская деятельность, организованная на довузовском этапе обучения, является не только средством получения научной информации, но и средством академической адаптации иностранных студентов.
Литература:
L Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. - М.: Русский язык, 1989.
2. Коновалова Т.Р. О модели учебной лекции на подготовительном факультете // Научно-методическая конференция «Актуальные аспекты обучения и воспитания студентов-шюстранцев на подготовительных факультетах»: Тезисы докладов, - М.: МАДИ, 1990.
3. Кларин М«В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры я дискуссии (анализ зарубежного опыта). Рига, 11ПЦ «Эксперимент», 1995.
4. Сурыгин А.И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовка иностранных студентов. - СПб: Изд-во «Златоуст», 2001.