Научная статья на тему 'О концепции государственной научной и научно-технической политики в области криминалистического обеспечения борьбы с преступностью'

О концепции государственной научной и научно-технической политики в области криминалистического обеспечения борьбы с преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
научно-техническая политика / криминалистическое обеспечение / раскрытие и расследование преступлений / scientific and technical policy / forensic support / detection and investigation of crimes

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаврилин Юрий Викторович, Салеева Юлия Евгеньевна

Актуальность разработки концепции государственной научной и научно-технической политики в области криминалистического обеспечения борьбы с преступностью обусловлена потребностью общества и государства в эффективных научно обоснованных рекомендациях по противодействию противоправным посягательствам в условиях новых вызовов, вызванных изменениями в механизме преступлений в условиях цифровой трансформации, а также сложившихся геополитических реалий. Требуют комплексного решения вопросы унификации методических подходов в производстве экспертного исследования вещественных доказательств. Наконец, наметившееся технологическое отстаивание органов правопорядка криминальной среды прежде всего в вопросах вовлечения передовых цифровых технологий в повседневную деятельность ставит под угрозу обеспечение национальной безопасности страны. Постановка проблемы: совокупность приведенных обстоятельств требует выработки единой научной и научно-технической политики в области криминалистического обеспечения борьбы с преступностью. В условиях отсутствия системы основополагающих идей стратегического характера криминалистическое обеспечение вышеназванной деятельности не может в полной мере удовлетворять потребности общества и государства в защите от противоправных посягательств. Цель исследования: обоснование необходимости формирования единой государственной научной и научно-технической политики в области криминалистического обеспечения борьбы с преступностью, определение ее внутренней структуры, задач, а также приоритетных направлений. Методы исследования: общенаучные формально-логические методы познания (анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия), системный подход, научный прогноз, метод экспертных оценок, а также частнонаучные методы (3D-моделирование, программирование нейронных сетей и др). Кроме того, использован метод научного прогнозирования при определении приоритетных направлений научной и научно-технической политики в области криминалистического обеспечения борьбы с преступностью. Результаты и ключевые выводы: концепция научной и научно-технической политики в сфере криминалистического обеспечения борьбы с преступностью, включает в себя: теоретико-методологические основы (объект, предпосылки формирования, понятие, задачи, система) и обоснование приоритетных направлений криминалистического обеспечения судебно-экспертной деятельности, производства следственных действий и организации расследования, а также в сфере оперативно-розыскной деятельности. Приоритетными направлениями научно-технической политики в сфере криминалистического обеспечения борьбы с преступностью видятся следующие: внедрение технологий 3D-моделирования и искусственного интеллекта в экспертно-криминалистическую деятельность, развитие технологий биометрической идентификации, применение беспилотных летательных аппаратов при проведении отдельных видов осмотра места происшествия, развитие методов и средств цифровой криминалистики, а также криминалистической регистрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гаврилин Юрий Викторович, Салеева Юлия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Concept of the State Scientific and Scientific-Technical Policy in the Field of Criminalistic Support for the Fight Against Crime

The relevance of developing the concept of state scientific and scientific-technical policy in the field of criminalistic support for combating crime is due to the need of society and the state for effective scientifically based recommendations on countering illegal encroachments in the face of new challenges caused by changes in the mechanism of crimes in the context of digital transformation, as well as the prevailing geopolitical realities. The issues of unification of methodological approaches in the production of expert examination of physical evidence require a comprehensive solution. Finally, the emerging technological advocacy of law enforcement agencies of the criminal environment, primarily in matters of involving advanced digital technologies in everyday activities, threatens the national security of the country. Problem statement: the totality of the above circumstances requires the development of a unified scientific and scientific and technical policy in the field of criminalistic support for the fight against crime. In the absence of a system of fundamental ideas of a strategic nature, the forensic support of the above-mentioned activities cannot fully meet the needs of society and the state in protection from unlawful encroachments. The purpose of the study is to substantiate the need to form a unified state scientific and scientific-technical policy in the field of criminalistic support for the fight against crime, to determine its internal structure, tasks, as well as priority areas. Research methods: general scientific formal logical methods of cognition (analysis and synthesis, deduction and induction, analogy), a systematic approach, scientific forecasting, the method of expert assessments, as well as private scientific methods (3D modeling, programming of neural networks, etc.). In addition, the method of scientific forecasting is used in determining priority areas of scientific and scientific and technical policy in the field of criminalistic support for the fight against crime. Results and key conclusions: the concept of scientific and scientific-technical policy in the field of criminalistic support for the fight against crime, includes: theoretical and methodological foundations (object, prerequisites for formation, concept, tasks, system) and justification of priority areas of criminalistic support for forensic activities, investigative actions and organization of investigation, as well as in the field of operational investigative activities. The priority directions of scientific and technical policy in the field of criminalistic support for the fight against crime are the following: the introduction of 3D modeling and artificial intelligence technologies into forensic activities, the development of biometric identification technologies, the use of unmanned aerial vehicles during certain types of inspection of the scene, the development of methods and means of digital forensics, as well as forensic registration.

Текст научной работы на тему «О концепции государственной научной и научно-технической политики в области криминалистического обеспечения борьбы с преступностью»

80

Гаврилин Юрий Викторович,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры управления органами расследования преступлений, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: Yuriy902@gmail.com

Салеева Юлия Евгеньевна,

кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры управления органами расследования преступлений, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: viva13@bk.ru

Научная специальность: 5.1.4. Уголовно-правовые науки

УДК 343.9

DOI 10.24412/2072-9391-2023-468-80-87

Дата поступления статьи: 23 октября 2023 г. Дата принятия статьи в печать: 15 декабря 2023 г.

О концепции государственной научной и научно-технической политики в области криминалистического обеспечения борьбы с преступностью

On the Concept of the State Scientific and Scientific-Technical Policy in the Field of Criminalistic Support for the Fight Against Crime

Yuriy Viktorovich Gavrilin,

Doctor of Law, Professor, Professor at the Department of Management of Bodies and Units Crimes' Investigation, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: Yuriy902@gmail.com

Yuliya Evgen'evna Saleeva,

Candidate of Law,

Deputy Head of the Department of Management

of Bodies and Units Crimes' Investigation,

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: viva13@bk.ru

Scientific specialty: 5.1.4. Criminal Law Sciences

Аннотация

Актуальность разработки концепции государственной научной и научно-технической политики в области криминалистического обеспечения борьбы с преступностью обусловлена потребностью общества и государства в эффективных научно обоснованных рекомендациях по противодействию противоправным посягательствам в условиях новых вызовов, вызванных изменениями в механизме преступлений в условиях цифровой трансформации, а также сложившихся геополитических реалий. Требуют комплексного решения вопросы унификации методических подходов в производстве экспертно-

Abstract

The relevance of developing the concept of state scientific and scientific-technical policy in the field of criminalistic support for combating crime is due to the need of society and the state for effective scientifically based recommendations on countering illegal encroachments in the face of new challenges caused by changes in the mechanism of crimes in the context of digital transformation, as well as the prevailing geopolitical realities. The issues of unification of methodological approaches in the production of expert examination of physical evidence require a comprehensive solution. Finally, the emerging technological advo-

го исследования вещественных доказательств. Наконец, наметившееся технологическое отстаивание органов правопорядка криминальной среды прежде всего в вопросах вовлечения передовых цифровых технологий в повседневную деятельность ставит под угрозу обеспечение национальной безопасности страны.

Постановка проблемы: совокупность приведенных обстоятельств требует выработки единой научной и научно-технической политики в области криминалистического обеспечения борьбы с преступностью. В условиях отсутствия системы основополагающих идей стратегического характера криминалистическое обеспечение вышеназванной деятельности не может в полной мере удовлетворять потребности общества и государства в защите от противоправных посягательств.

Цель исследования: обоснование необходимости формирования единой государственной научной и научно-технической политики в области криминалистического обеспечения борьбы с преступностью, определение ее внутренней структуры, задач, а также приоритетных направлений.

Методы исследования: общенаучные формально-логические методы познания (анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия), системный подход, научный прогноз, метод экспертных оценок, а также частнонаучные методы (3D-моделирование, программирование нейронных сетей и др). Кроме того, использован метод научного прогнозирования при определении приоритетных направлений научной и научно-технической политики в области криминалистического обеспечения борьбы с преступностью.

Результаты и ключевые выводы: концепция научной и научно-технической политики в сфере криминалистического обеспечения борьбы с преступностью, включает в себя: теоретико-методологические основы (объект, предпосылки формирования, понятие, задачи, система) и обоснование приоритетных направлений криминалистического обеспечения судебно-экспертной деятельности, производства следственных действий и организации расследования, а также в сфере оперативно-розыскной деятельности. Приоритетными направлениями научно-технической политики в сфере криминалистического обеспечения борьбы с преступностью видятся следующие: внедрение технологий 3D-моделирования и искусственного интеллекта в экспертно-криминалистическую деятельность, развитие технологий биометрической идентификации, применение беспилотных летательных аппаратов при проведении отдельных видов осмотра места происшествия, развитие методов и средств цифровой криминалистики, а также криминалистической регистрации.

cacy of law enforcement agencies of the criminal environment, primarily in matters of involving advanced digital technologies in everyday activities, threatens the national security of the country.

Problem statement: the totality of the above circumstances requires the development of a unified scientific and scientific and technical policy in the field of criminalistic support for the fight against crime. In the absence of a system of fundamental ideas of a strategic nature, the forensic support of the above-mentioned activities cannot fully meet the needs of society and the state in protection from unlawful encroachments.

The purpose of the study is to substantiate the need to form a unified state scientific and scientific-technical policy in the field of criminalistic support for the fight against crime, to determine its internal structure, tasks, as well as priority areas.

Research methods: general scientific formal logical methods of cognition (analysis and synthesis, deduction and induction, analogy), a systematic approach, scientific forecasting, the method of expert assessments, as well as private scientific methods (3D modeling, programming of neural networks, etc.). In addition, the method of scientific forecasting is used in determining priority areas of scientific and scientific and technical policy in the field of criminalistic support for the fight against crime.

Results and key conclusions: the concept of scientific and scientific-technical policy in the field of criminalistic support for the fight against crime, includes: theoretical and methodological foundations (object, prerequisites for formation, concept, tasks, system) and justification of priority areas of criminalistic support for forensic activities, investigative actions and organization of investigation, as well as in the field of operational investigative activities. The priority directions of scientific and technical policy in the field of criminalistic support for the fight against crime are the following: the introduction of 3D modeling and artificial intelligence technologies into forensic activities, the development of biometric identification technologies, the use of unmanned aerial vehicles during certain types of inspection of the scene, the development of methods and means of digital forensics, as well as forensic registration.

Ключевые слова: научно-техническая полити- Keywords: scientific and technical policy; foren-ка; криминалистическое обеспечение; раскры- sic support; detection and investigation of crimes. тие и расследование преступлений.

82

В условиях цифровой трансформации современной преступности вопросы повышения эффективности криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности в сфере уголовного судопроизводства приобретают особую актуальность. В настоящее время правоохранительная система России столкнулась с новыми вызовами, проявляющимися в росте числа преступлений, совершаемых дистанционным способом, с применением методов «социальной инженерии», а также в использовании цифровых валют в криминальных взаиморасчетах. Совершенствуются способы совершения и сокрытия преступлений за счет широкого применения технологий подмены абонентских телефонных номеров, 1Р-адресов и иных идентификаторов личности (устройств) в цифровом пространстве [1].

Ситуацию усугубляют складывающиеся геополитические процессы, прямым следствием которых является формирование на территории ряда недружественных стран «криминальных анклавов», с которыми фактически отсутствует международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, что создает условия беспрепятственного совершения с их территории противоправных посягательств в отношении граждан Российской Федерации и организаций, находящихся на ее территории. Кроме того, уже в первые дни специальной военной операции на территории Украины стало очевидно, что обеспечение подготовки, совершения и сокрытия преступлений в отношении российских граждан осуществляется в условиях всесторонней поддержки со стороны недружественных стран.

В подобных условиях органы расследования преступлений испытывают потребность в эффективных научно обоснованных рекомендациях по противодействию этим новым вызовам, особенно в сферах противодействия преступлениям, совершенным с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в области незаконного оборота наркотиков, экстремистской направленности и террористического характера. Соответственно, повышается роль и значение криминалистической науки, обеспечивающей теоретическое обоснование практической деятельности по борьбе с преступностью. При этом в современных условиях задача науки — идти впереди практики опережающими темпами, своевременно выявлять новые тенденции в противоправной дея-

тельности, создавать действенные рекомендации, обозначать верные направления разрешения тактических, методических, правовых и организационных вопросов.

Однако приходится констатировать, что современный этап развития криминалистических знаний характеризуется недостаточными уровнем вовлечения передовых цифровых технологий, систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта, нейротехнологий, технологий дополненной реальности, семантических технологий обработки естественного языка, распознавания речи, интеллектуальных систем поддержки принятия решений. Сказанное ставит под угрозу обеспечение национальной безопасности страны вследствие наметившегося технологического отставания органов правопорядка от криминальной среды, не имеющей ресурсных и организационных ограничений.

Совокупность приведенных обстоятельств требует выработки единой научной и научно-технической политики в области криминалистического обеспечения борьбы с преступностью. В условиях отсутствия системы основополагающих идей стратегического характера данная деятельность не может в полной мере удовлетворять потребности общества и государства в защите от противоправных посягательств [2; 3].

Объективными предпосылками для формирования единой научной и научно-технической политики в области криминалистического обеспечения борьбы с преступностью являются следующие:

— во-первых, очевидна необходимость совершенствования криминалистической деятельности в условиях новых вызовов, обозначенных выше. Требуют дальнейшего развития правовые, тактические и технологические основы деанонимизации личности в цифровом пространстве, разработки и внедрения современных методов работы с доказательственной информацией, а также подготовки кадров для работы в изменившихся условиях;

— во-вторых, налицо потребность в повышении качества и конкурентоспособности производства отечественной криминалистической и иной специальной техники. Одним из следствий санкционной политики недружественных государств, направленной на экономическое и технологическое сдерживание Российской Федерации, стало ограничение

поставок определенной номенклатуры средств обнаружения и исследования следов преступления, не имеющих отечественных аналогов. При этом в вопросе импортозамещения средств криминалистической техники важно не просто уйти от зависимости от одних иностранных производителей, попав в зависимость к другим. Необходимо развивать и поддерживать отечественных производителей и разработчиков высокотехнологичных средств криминалистической техники, а также использовать механизмы государственно-частного партнерства для вовлечения финансовых и бизнес-структур, 1Т-компаний в решение задач, связанных с разработкой и внедрением новейших технологий, привлечения к этой работе высококлассных специалистов;

— в-третьих, решение вышеприведенных задач возможно лишь при условии создания надлежащей ресурсной базы, развития кадрового потенциала и совершенствования методических основ использования современных высокотехнологичных методов и средств борьбы с преступностью.

Наконец, требуют своего разрешения вопросы унификации методических подходов в производстве экспертного исследования вещественных доказательств. Несмотря на то, что вопросы государственной политики в области судебно-экспертной деятельности неоднократно обсуждались на уровне высшего руководства страны, до сих пор не разрешены межведомственные разногласия при подготовке проекта федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», работа над которым ведется с 2012 г.

По-прежнему актуальным является формирование единого перечня родов (видов) судебных экспертиз, проводимых в Российской Федерации. В настоящее время в зависимости от ведомственной принадлежности различаются наименования некоторых видов (родов) судебных экспертиз, в рамках которых экспертами разрешаются однотипные вопросы. Так, вопросы по исследованию ДНК в экспертных подразделениях системы МВД России решаются в рамках «экспертизы тканей и выделений человека, животных»; в судебно-экспертных подразделениях Следственного комитета Российской Федерации — при производстве «молекулярно-генетического исследования тканей и выделений человека и животных»; в судебно-экспертных учреждениях Минздрава России — при производстве «судебно-медицинской молекулярно-генетической экспертизы».

Действующая в МВД России классификация по направлению экономических экспертиз (бухгалтерская, финансово-аналитическая,

финансово-кредитная и налоговая) основывается на более развернутой специализации экспертных исследований по сравнению с существующей в Минюста России (бухгалтерская и финансово-экономическая). Это обусловлено большим количеством производимых экспертиз и ведомственной направленностью экспертной практики, определяемой подследственностью МВД России.

Различия имеются также и по направлению строительно-технических экспертиз. Имеющаяся в МВД России специализация «Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними» в Минюсте России расширена и представлена как «исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью определения их стоимости». В связи с этим формирование единого перечня родов (видов) судебных экспертиз возможно только после выработки консолидированного подхода заинтересованных государственных органов к наименованиям видов экспертиз, их предмету и разрешаемым вопросам на основе результатов комплексных исследований теории и методологии их производства.

Ранее нами было предложено определение государственной научно-технической политики в области криминалистического обеспечения борьбы с преступностью как выражение отношения государства к деятельности по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, определяющей направления развития научно-технических, тактических и организационно-управленческих средств решения задач уголовного судопроизводства [3, с. 99]. Несмотря на возможные лингво-стилистические уточнения данной дефиниции, полагаем, что в целом оно верно определяет его основное назначение — научное обоснование системы приоритетов дальнейшего развития криминалистического обеспечения борьбы с преступностью, определение векторов его совершенствования, целевых ориентиров, а также механизма реализации.

Кроме того, ранее нами была обоснована структура рассматриваемой концепции, а также соотношение научно-технической политики в сфере криминалистического обеспечения борьбы с преступностью с уголовной политикой [2; 3].

С учетом сказанного, основные задачи научной и научно-технической политики в области криминалистического обеспечения борьбы с преступностью видятся следующим образом:

— разработка эффективной системы государственной поддержки научных исследова-

84

ний по приоритетным направлениям, включая стимулирование отечественных разработчиков и производителей для обеспечения мер импор-тозамещения криминалистической техники, в том числе лабораторного оборудования и расходных материалов;

— разработка новых и совершенствование существующих методов обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступления и вещественных доказательств с учетом современных вызовов;

— совершенствование механизма внедрения в практику передового опыта, его выявления, апробации и тиражирования;

— обеспечение достоверности применяемых экспертных методик и рекомендаций как результатов научных исследований в соответствующих областях криминалистики и судебной экспертизы и др.

Решение приведенных задач обусловливает разработку концепции научной и научно-технической политики в сфере криминалистического обеспечения борьбы с преступностью, включающей в себя:

— теоретико-методологические основы (объект, предпосылки формирования, понятие, задачи, система);

— содержание научной и научно-технической политики в сфере судебно-экспертной деятельности (правовая основа, перспективные направления ее совершенствования);

— содержание научной и научно-технической политики в сфере криминалистического обеспечения производства следственных действий и организации расследования (предмет, содержание и правовая основа, анализ возможностей применения современных технологий для повышения эффективности и достоверности результатов названной деятельности);

— содержание научно-технической политики в сфере оперативно-розыскной деятельности, включая вопросы исследования объектов отдельных видов: анонимные сообщения, цифровые валюты, вредоносные программы для ЭВМ, методологические основы получения и анализа информации из открытых источников, а также развития технологий информационного и аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности.

Исходя из приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации с учетом специфики современной криминальной ситуации и тенденций ее развития, приоритетными направлениями научно-технической политики в сфере криминалистического обеспечения борьбы с преступностью видятся следующие:

1. Внедрение технологий 3D-моделирования в экспертно-криминалистическую деятель-

ность. Сегодня 3D-технологии достаточно широко распространены во многих отраслях экономики (в медицине, строительстве, промышленности).

Научное исследование, проведенное ЭКЦ МВД России с участием Академии управления МВД России и Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, экспериментально доказало, что существуют значительные перспективы использования данной технологии в экспертно-криминалистической деятельности [7]. Возможности современного 3D-сканирования применимы на месте происшествия для фиксации объектов и следов, а также их последующего исследования в лабораторных условиях.

При фиксации, изъятии и исследовании объемных следов (подошв обуви, орудий взлома, ходовой части транспортных средств (протекторов шин) применение 3D-технологий сканирования является хорошей альтернативой традиционно используемым методам. Кроме того, это дает возможность оптимизировать процесс ведения трасологических учетов указанных следов, сделать их более информативными и систематизированными.

Трехмерное сканирование дает возможность обеспечить органы расследования и суда наглядными материалами, позволяющими производить перемещения в созданной 3D-модели различных объектов. Это обеспечивает возможность наблюдения в динамике различных процессов и их результатов.

2. Внедрение технологий искусственного интеллекта. Искусственный интеллект — комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые как минимум с результатами интеллектуальной деятельности человека1.

Современные технологии искусственного интеллекта позволяют решать следующие задачи:

— выявление признаков синтеза речи и изображений («дипфейков»);

— распознавание образов, изображений (компьютерное зрение) при проведении идентификационных исследований;

— основанный на алгоритмах машинного обучения анализ материалов уголовного дела, моделирование событий преступления на основе его следов (в том числе по неполным данным), при выявлении признаков серийности

1 О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 10 окт. 2019 г. № 490 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2019. № 41. Ст. 5700.

преступлений для целей поддержки принятия решений и построения криминалистических версий, а также и определения алгоритмов действий следователя;

— раннее предупреждение совершения преступлений на основе прогнозирования будущих криминальных событий, включая распознавание признаков противоправных действий при проведении финансовых транзакций и заключении хозяйственных договоров;

— контентный и семантический анализ текстов для оценки психологического состояния их автора, а также скрытых смыслов, заложенных в сообщениях.

Важно отметить, что внедрение технологий искусственного интеллекта должно строиться на принципах ограничения избыточного вмешательства в частную жизнь на основе баланса между частными и публичными интересами и обеспечения достоверности получаемой с использованием этих технологий доказательственной информации. Соблюдение данных принципов направлено на повышение доверия общества к правоохранительной системе в целом и органам внутренних дел в частности.

3. Развитие технологий биометрической идентификации по отпечаткам пальцев и ладоней рук, изображений лиц и радужной оболочке глаз, татуировкам, шрамам, голосовым файлам, а также ДНК. Существенные успехи в области ДНК-исследований привели к тому, что идентификация личности преступника по биологическим следам, изъятым в ходе проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, является одним из самых результативных направлений экспертно-криминалистической деятельности.

Сказанное обусловливает внесение изменений в законодательство о геномной регистрации. Федеральным законом от 6 февраля 2023 г. № 8-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»2 существенно расширен круг лиц, подлежащих геномной регистрации. В него включены все лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение преступлений, а также лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений. Кроме того, с 1 января 2025 г. обязательной государственной

2 О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федер. закон № 8-ФЗ : принят Гос. Думой 25 янв. 2023 г. : одобрен Советом Федерации 1 февр. 2023 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2023. № 6. Ст. 915.

геномной регистрации будут подлежать лица, подвергнутые административному аресту.

Предполагается дальнейшее развитие законодательства о геномной регистрации в части повышения эффективности розыска лиц, пропавших без вести. С указанной целью подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона, предполагающий расширить перечень лиц, подлежащих обязательной государственной геномной регистрации, за счет близких родственников лица, пропавшего без вести. К их числу предлагается отнести лиц, находящихся в биологическом родстве: родители, дети, полнородные братья и сестры.

Еще одним перспективным направлением развития экспертно-криминалистической деятельности является применение беспилотных летательных аппаратов в процессе осмотра места происшествия, о чем свидетельствуют результаты проведенного ЭКЦ МВД России научного исследования [8]. Возможность съемки объектов с различных высот делает их применение незаменимым при осмотре места происшествия со сложным рельефом или большой площади в случае техногенных катастроф, аварий и пожаров, а также при работе в зонах чрезвычайных ситуаций, специальной военной операции. Следует особо отметить, что в ходе проведения специальной военной операции применение беспилотных летательных аппаратов показало свою исключительно высокую эффективность за счет минимизации риска для жизни и здоровья членов следственно-оперативной группы.

Однако существуют определенные организационные сложности при использовании беспилотных летательных аппаратов в ходе осмотров мест происшествий. В частности, в настоящее время в экспертно-криминалистических подразделениях системы МВД России отсутствуют специальные подразделения, отвечающие за их применение. Соответственно, требуется подготовка специалистов для экспертно-криминали-стических подразделений по применению беспилотных летательных аппаратов.

Внедрение цифровых технологий в криминалистическую регистрацию осуществляется уже не одно десятилетие и началось с создания автоматизированных информационно-поисковых систем. Нынешний этап развития технологий криминалистической регистрации связан с внедрением технологий комплексной обработки видео- и фотоинформации и систем технического зрения с применением алгоритмов геометрического совмещения изображений в режиме реального времени; способов совместной визуализации анализируемых и сравниваемых изображений, обеспечивающих максимально пол-

86

ную информацию о состоянии следов, а также об особенностях микрорельефа отдельных трас каждого отдельного следа; алгоритмов автоидентификации следообразующих объектов по их следам, а именно: совмещения координат местоположения, геометрических и пространственных характеристик, углов позиционирования трасс, рельефной следовой картины.

С использованием вышеперечисленных программных технологий решается и не менее важная задача являющаяся неотъемлемым элементом надежного и результативного алгоритма автоидентификации — устранение субъективности человеческого фактора при разметке и кодировании следов вручную. Использование алгоритмов сопоставления проверяемого объекта и изображения следа на следовоспринима-ющей поверхности способно повысить качество трасологических исследований.

Говоря о расширении спектра объектов учета, следует указать цифровые профили электронных устройств [5]. Это определенная совокупность информации, используемая интернет-сайтами для идентификации посетителей и определения их предпочтений на основе особенностей настроек браузера и операционной системы, технических характеристик устройства, а также поведенческих стереотипов его владельца.

Следующим направлением цифровизации криминалистический регистрации является создание единой платформы, интегрирующей в себе все существующие виды криминалистической регистрации с реализацией функции семантического анализа данных и выявления признаков серийности отдельных преступлений.

4. Развитие средств цифровой криминалистики. Цифровая криминалистика представляет собой область криминалистических знаний о методах и средствах исследования информации в цифровой форме [4]. Технологическая за-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Гаврилин Ю. В. О научных подходах к проблеме использования информационно-телекоммуникационных технологий в преступных целях : науч.-практ. пособие. М., 2021. 72 с.

2. Гаврилин Ю. В. Государственная научно-техническая политика в области криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности // Криминалистика и судебная экспертиза: наука, практика, опыт : сб. тр. Всерос. форума / сост. И. В. Ти-шутина. М., 2021. С. 43-47.

3. Гаврилин Ю. В. О понятии и содержании государственной научно-технической политики в области криминалистического обес-

висимость от аппаратно-программных средств работы с цифровыми следами в данной области ощущается наиболее остро. Очевидна потребность в совершенствовании методов работы с информацией в цифровой форме для решения следующих задач:

1) поиск информации на электронных носителях, обладающей определенными характеристиками, с использованием методов логического и физического извлечения данных, обхода парольной защиты и анализа метаданных;

2) поиск информации в сетевом пространстве, анализ связей цифровых идентификаторов лица (аккаунт в социальных сетях, электронная почта, номер телефона, никнейм, фотография, 1Р-адрес, цифровой профиль устройства и т. п.);

3) выявление следов манипуляций с компьютерной информацией в процессе ее создания, обработки, изменения, копирования, уничтожения;

4) определение свойств и функциональных возможностей программного обеспечения, а также средств вычислительной техники и их периферийных устройств.

В заключение следует отметить, что комплексному рассмотрению вопросов формирования государственной научной и научно-технической политики в области криминалистического обеспечения борьбы с преступностью была посвящена Международная научно-практическая конференция «64-е ежегодные криминалистические чтения», состоявшаяся в мае 2023 г. в Академии управления МВД России [6].

Участниками конференции в принятой резолюции констатирована необходимость и целесообразность разработки государственной программы развития и совершенствования судебно-экспертной деятельности, в основу которой должны быть положены результаты дальнейших научных исследований в рассматриваемой сфере.

References:

1. Gavrilin Yu. V. O nauchnyh podhodah k probleme ispol'zovaniya informacionno-telekom-munikacionnyh tekhnologij v prestupnyh celyah : nauch.-prakt. posobie. M., 2021. 72 s.

2. Gavrilin Yu. V. Gosudarstvennaya nauchno-tekhnicheskaya politika v oblasti kriminalis-ticheskogo obespecheniya pravoohranitel'noj deyatel'nosti // Kriminalistika i sudebnaya ek-spertiza: nauka, praktika, opyt : sb. tr. Vseros. foruma / sost. I. V. Tishutina. M., 2021. S. 4347.

3. Gavrilin Yu. V. On the Concept and Content of the State Scientific Technical Policy in the Field of Forensic Support of Law Enforcement

печения правоохранительной деятельности (криминалистической политики) // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 2 (62). С. 96-102. 4.

4. Гаврилин Ю. В. Развитие методов цифровой криминалистики: пределы допустимости // Уголовный процесс и криминалистика: теория, практика, дидактика : сб. материалов VI Всерос. науч.-практ. 5. конф. Рязань, 2022. С. 69-75.

5. Гаврилин Ю. В., Салеева Ю. Е. Развитие учения о криминалистической регистрации в условиях цифровой трансформации преступности // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 2 (66). С. 99-105.

6. Государственная научно-техническая политика в сфере криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности : сб. науч. ст. по материалам Между-нар. науч.-практ. конф. «64-е ежегодные криминалистические чтения» : в 2 ч. / под ред. Ю. В. Гаврилина [и др.]. М., 2023. 508 с.

7. Использование технологий 3Б-моделирования при производстве судебных экспертиз : метод. пособие / П. В. Севастьянов [и др.]. М.: ЭКЦ МВД России, 2022.

8. Использование цифровых технологий в технико-криминалистическом обеспечении осмотров мест происшествий : практ. рекомендации /П. В. Севастьянов [и др.]. М., 2022.177 с.

Для цитирования:

Гаврилин Юрий Викторович, Салеева Юлия Евгеньевна. О концепции государственной научной и научно-технической политики в области криминалистического обеспечения борьбы с преступностью // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 4 (68). С. 80-87.

(Forensic Policy) // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 2 (62). S. 96-102. Gavrilin Yu. V. Razvitie metodov cifrovoj krim-inalistiki: predely dopustimosti // Ugolovnyj process i kriminalistika: teoriya, praktika, didak-tika : sb. materialov VI Vseros. nauch.-prakt. konf. Ryazan', 2022. S. 69-75. Gavrilin Yu. V., Saleeva Yu. E. Development of the Doctrine of Forensic Registration in the Context of Digital Transformation of Crime // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023.

№ 2 (66). S. 99-105. «

6. Gosudarstvennaya nauchno-tekhnicheskaya

X

politika v sfere kriminalisticheskogo obespe- w

cheniya pravoohranitel'noj deyatel'nosti : sb. E

nauch. st. po materialam Mezhdunar. nauch.- h

prakt. konf. «64-e ezhegodnye kriminalis- u

ticheskie chteniya» : v 2 ch. / pod red. Yu. V. §

Gavrilina [i dr.]. M., 2023. 508 s. g

7. Ispol'zovanie tekhnologij 3D-modelirovani- x

ya pri proizvodstve sudebnyh ekspertiz : metod. ^

posobie / P. V. Sevast'yanov [i dr.]. M.: EKC ^

MVD Rossii, 2022. w

Ispol'zovanie cifrovyh tekhnologij v tekh- u

niko-kriminalisticheskom obespechenii osmo- ££

trov mest proisshestvij : prakt. rekomendacii / £

P. V. Sevast'yanov [i dr.]. M., 2022. 177 s. w

5 a.

For citation: yj

s

X

Gavrilin Yuriy Viktorovich, Saleeva Yuliya w Evgen'evna. On the Concept of the State Scientific cq and Scientific-Technical Policy in the Field of § Criminalistic Support for the Fight Against Crime // M Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 4 (68). P. 80-87.

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.