СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ
деятельность
Гаврилин Юрий Викторович,
доктор юридических наук, доцент, начальник кафедры управления органами расследования преступлений, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность (5.1.4. Уголовно-правовые науки)
УДК 343.9
DOI 10.24412/2072-9391-2022-262-96-102
Дата поступления: 4 апреля 2022 г.
Дата принятия статьи в печать: 15 июня 2022 г.
Yuriy Viktorovich Gavrilin,
Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of Management of Bodies and Units Crimes' Investigation, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]
Scientific specialty:
12.00.12 — Criminalistics; Forensic Work; Operative Investigative Activity (5.1.4. Criminal Law Sciences)
О понятии и содержании государственной научно-технической политики в области криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности (криминалистической политики)
On the Concept and Content of the State Scientific Technical Policy in the Field of Forensic Support of Law Enforcement (Forensic Policy)
Аннотация
Актуальность: актуальность вопросов формирования единой государственной научно-технической политики в области криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности обусловлена потребностью общества и государства в повышении эффективности деятельности в данной сфере, увеличении востребованности результатов научных исследований, а также вклада науки и техники в дело борьбы с преступностью. Требуют комплексного системного решения вопросы организации производства высокоточных средств криминалистической техники, обеспечения
Abstract
Relevance: the relevance of the issues of formation of a unified state scientific technical policy in the field of forensic support of the law enforcement activities is due to the need of society and the state to increase the effectiveness of activities in this area, increase the demand for research results, as well as the contribution of science and technology to the fight against crime. The issues of organizing the production of high-precision forensic equipment, ensuring import substitution in this area, improving the mechanism for introducing best practices into practice, and developing criteria for evaluating the effectiveness of its applica-
импортозамещения в данной сфере, совершенствования механизма внедрения в практику передового опыта, разработки критериев оценки эффективности его применения. Наконец, в условиях цифровой трансформации правоохранительной деятельности приобретают особую актуальность вопросы повышения уровня компетентности субъектов применения криминалистических методов и средств, совершенствования подготовки кадров в области криминалистики, а также научной экспертизы результатов научно-исследовательской деятельности в области криминалистики.
Постановка проблемы: приведенные задачи, направленные на повышение эффективности правоохранительной деятельности, могут и должны решаться в рамках единой государственной научно-технической политики в области криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности (криминалистической политики) как элемента уголовной политики Российской Федерации.
Цель исследования: обоснование необходимости формирования единой государственной научно-технической политики в области криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности (криминалистической политики), определение ее структуры, содержания и механизма реализации.
Методы исследования: диалектический метод как всеобщий универсальный метод познания, общенаучные формально-логические методы познания (анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия), системный подход.
Результаты и ключевые выводы: сформулированы основания для формирования государственной научно-технической политики в области криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности (криминалистической политики), содержание которой является неотъемлемым элементом единой государственной политики, отражающей систему идей и взглядов стратегического характера в сфере борьбы с преступностью (уголовной политики). Приведены авторские определения криминалистической политики, криминалистического обеспечения. Выделены задачи криминалистической политики, предложен подход к ее структуре.
tion require a comprehensive system solution. Finally, in the context of digital transformation of the law enforcement activities, the issues of increasing the level of competence of subjects using the forensic methods and tools, improving training in the field of criminology, as well as scientific expertise of the results of research activities in the field of criminology are of particular relevance.
Problem statement: the above tasks aimed at improving the effectiveness of the law enforcement activities can and should be solved within the framework of the unified state scientific and technical policy in the field of forensic law enforcement (forensic policy) as an element of the criminal policy of the Russian Federation.
The purpose of the study: substantiation of the need to form a unified state scientific and technical policy in the field of forensic support of law enforcement (forensic policy), determination of its structure, content and mechanism of implementation.
Research methods: dialectical method as an overall universal method of cognition, general scientific formal logical methods of cognition (analysis and synthesis, deduction and induction, analogy), systematic approach.
Results and key conclusions: the grounds for formation of the state scientific technical policy in the field of criminalistic support of the law enforcement (criminalistic policy), the content of which is an integral element of a unified state policy reflecting a system of ideas and views of a strategic nature in the field of combating crime (criminal policy), are formulated. The author's definitions of criminalistic policy and criminalistic support are given. The tasks of criminalistic policy are highlighted, an approach to its structure is proposed.
Ключевые слова: криминалистическая политика; криминалистическое обеспечение; научно-техническая политика в правоохранительной сфере.
Keywords: forensic policy; forensic support; scientific technical policy in the law enforcement sphere.
Вопросы повышения эффективности деятельности в сфере уголовного судопроизводства находятся в центре внимания уче-
ных-криминалистов уже не одно десятилетие. Р. С. Белкин по этому поводу писал, что достижения криминалистики используются и учи-
98
тываются при решении управленческих задач, включая совершенствование форм организации следственных и криминалистических подразделений, методов управления ими в целях повышения эффективности деятельности их руководителей и сотрудников [1, с. 165, 166].
Представляется, что комплексное решение данных задач возможно лишь в рамках реализации единой уголовной политики государства как деятельности по обеспечению безопасности общества от криминальных посягательств, основанной на использовании уголовно-правовых, процессуальных, уголовно-исполнительных и других средств, сущность которой состоит в разработке и реализации правовых идей стратегического характера в области борьбы с преступностью, а содержание составляет управление общественными процессами в сфере противодействия преступности [12, с. 32-34].
К числу элементов уголовной политики, как правило, относят профилактическую политику; уголовно-правовую политику; уголовно-процессуальную политику; уголовно-исполнительную политику [12, с. 35]. В научной литературе представлено обоснованное мнение относительно существования оперативно-розыскной политики [2].
Относительно же формирования криминалистической политики в науке единого мнения пока не сложилось. По мнению Н. А. Лопа-шенко, «едва ли правильно говорить о криминалистической политике как о самостоятельной в силу сугубо прикладного характера, безусловно, самостоятельной, криминалистической отрасли знаний [7, с. 22]. Такого же мнения придерживается и А. Л. Репицкая [10, с. 9].
Вместе с тем, существует значительное количество научных работ, в которых, напротив, приводится система аргументов в пользу существования криминалистической политики.
В частности, по мнению В. Ю. Сокола, криминалистическая политика, отражая государственно-правовую идеологию борьбы с преступностью криминалистическими методами и средствами, характеризует направленность деятельности (генеральную линию) государства и его органов по воздействию на преступность криминалистическими средствами и тем самым регулирует практику их использования в борьбе с преступностью [11, с. 202].
На тесную связь криминалистической и уголовной политики указывают Е. Н. Бы-стряков и И. В. Усанов, отмечая, что криминалистическая политика государства во многом обусловлена уголовной и уголовно-процессуальной политикой, а также отношением общества к деятельности государственных структур в борьбе с преступностью [3, с. 223]. Сход-
ных взглядов придерживаются Э. Н. Попчен-ков и В. А. Кузнецов [9].
Наконец, Е. П. Ищенко пришел к выводу о том, что пришло время «посмотреть на современную уголовную политику глазами криминалиста» [5].
При этом надо заметить, что термин «криминалистическая политика» до настоящего времени еще не прижился в языке криминалистики, на что автором ранее уже обращалось внимание [4, с. 44]. Публикации, отражающие научное осмысление данного понятия, носят единичный характер.
Для того чтобы разобраться с причинами подобного положения дел, постараемся ответить на вопрос, возможно ли проецирование теоретико-правовой модели концепции уголовной политики на криминалистическое обеспечение правоохранительной деятельности.
Впервые определение понятия криминалистического обеспечения сформулировал В. Г. Коломацкий, понимая под ним «систему внедрения в практическую деятельность должностных лиц, подразделений, служб и органов внутренних дел по охране общественного порядка и борьбе с преступностью криминалистических знаний, воплощенных в умение работников органов внутренних дел использовать научные, методические и тактические рекомендации, технико-криминалистические средства и технологии их применения в целях предотвращения, раскрытия и расследования преступлений» [6, с. 62].
Исходя из того, что само понятие «обеспечение» означает вооружение кого-либо определенными ресурсами, средствами и технологиями, позволяющими эффективно, качественно осуществить действие, операцию, деятельность [8, с. 350], становится очевидным назначение рассматриваемой категории — повышение эффективности деятельности по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, то есть основных сфер применения криминалистических знаний.
Действительно, сами по себе криминалистические знания, даже облеченные в форму рекомендаций, еще не способны оказывать непосредственное влияние на правоохранительную деятельность. Эти знания должны быть: доведены до правоприменителей; постоянно поддерживаться в актуальном состоянии с учетом развития возможностей криминалистической техники, передового отечественного и зарубежного опыта борьбы с преступностью, трансформации способов совершения отдельных видов преступлений, а также быть реально применимыми с учетом существующих правовых и ресурсных ограничений.
С учетом сказанного, под криминалистическим обеспечением следует понимать систему мероприятий научно-технического и организационно-управленческого характера, направленную на формирование технического, тактического и организационно-методического инструментария субъектов правоохранительной деятельности в целях эффективного решения задач уголовного судопроизводства.
Очевидно, что криминалистическое обеспечение вносит значительный вклад в правоохранительную деятельность, содействуя борьбе с преступностью специфическими силами и средствами, основанными на использовании передовых достижений науки и техники.
Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» последняя определяется как часть социально-экономической политики, выражающая отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяющая цели, направления и формы деятельности государственных органов в данной области в целях развития и эффективного использования научно-технического потенциала, увеличение его вклада в развитие экономики, повышение эффективности и конкурентоспособности производства, укрепления обороноспособности, интеграции науки и образования (ст. 2, 11).
Приведенные положения позволяют констатировать наличие оснований для формирования государственной научно-технической политики в области криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности, или, другими словами, криминалистической политики, содержание которой является неотъемлемым элементом единой государственной политики, отражающей систему идей и взглядов стратегического характера в сфере борьбы с преступностью (уголовной политики).
Соответственно, объектом криминалистической политики, на который она направлена и на котором сфокусирована, является криминалистическое обеспечение выявления, раскрытия и расследования преступлений. При этом криминалистическая политика определяет векторы развития криминалистического обеспечения, задает ему целевые ориентиры, обеспечивает его необходимыми ресурсами и кадрами.
Представляется необходимым привести ряд аргументов, обосновывающих необходимость формирования государственной политики в области криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности (криминалистической политики).
1. Криминалистическое обеспечение правоохранительной деятельности имеет в своей ос-
нове совокупность идей стратегического характера, направленных на обеспечение допустимости доказательств, научной обоснованности используемых методов и средств, обеспечение рационального использования ресурсов в процессе криминалистического обеспечения выявления, раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
2. Криминалистическое обеспечение уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной и административно-юрисдикционной деятельности лежит в основе государственной политики борьбы с преступностью.
3. Эффективность криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности достигается целенаправленной деятельностью уполномоченных государственных органов и иных организаций, направленной на создание надлежащей ресурсной базы, кадрового потенциала, а также определения направлений ее развития и совершенствования.
4. Криминалистическая политика направлена на обеспечение безопасности личности, общества и государства от противоправных посягательств, используя специфический набор своих методов и средств.
5. Правовой статус субъектов криминалистической политики (руководителя следственного органа, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста), использующих в своей практической деятельности криминалистические методы и средства, регламентирован действующим законодательством.
6. Криминалистическое обеспечение выявления, раскрытия и расследования преступлений реализуется в строго определенных правовых формах (протокол следственного действия, заключение эксперта, заключение специалиста, показания специалиста и др.).
Криминалистической политике присущи такие характерные черты уголовной политики, как публично-правовой и государственно-властный характер, реализация в сфере уголовно-правовых и уголовно-процессуальных правоотношений, а также высокая общественная значимость и социальная ценность ее результатов.
Основываясь на базовом определении уголовной политики, приведенном выше, с учетом единства целеполагания и особенностей предмета, методов и средств криминалистической политики можно дать следующее ее определение: криминалистическая политика — выражение отношения государства к деятельности по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, определяющая направления развития научно-технических, тактических и организационно-управленческих средств решения задач уголовного судопроизводства.
100
В целом криминалистическая политика как особое направление уголовной политики характеризуется следующими признаками:
— комплексный характер, проявляющийся в том, что содержанием криминалистической политики выступают знания, технические средства, методы и технологии, а также деятельность по их формированию и применению;
— направленность на создание условий применения криминалистических знаний для целей повышения эффективности предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений;
— системный характер, проявляющийся в том, что правовые, ресурсные, научно-технические и организационно-тактические компоненты криминалистической политики взаимно влияют друг на друга, обладая прямыми и обратными связями, в своей совокупности обеспечивают достижение названной выше цели.
Задачами криминалистической политики являются:
— обеспечение достоверности результатов применения криминалистических методов и средств, включая научную обоснованность использования при проведении судебно-экспертных исследований методических материалов по производству судебной экспертизы, соответствующих современному уровню развития науки и техники, точность проводимых измерений, неизменяемость результатов;
— повышение уровня компетентности субъектов применения криминалистических методов и средств, совершенствование подготовки кадров в области криминалистики;
— научная экспертиза результатов научно-исследовательской деятельности в области криминалистики;
— система грантовой поддержки научных исследований по приоритетным направлениям;
— совершенствование механизма внедрения в практику передового опыта, разработка критериев оценки эффективности его применения;
— развитие мер государственной поддержки отечественных производителей для обеспечения мер импортозамещения криминалистической техники, в том числе лабораторного оборудования и расходных материалов;
— разработка новых и совершенствование существующих методов обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступления и вещественных доказательств с учетом современных вызовов.
Значение криминалистической политики состоит в том, что она вырабатывает направления развития криминалистического обеспечения выявления, раскрытия и расследования преступлений, определяет его эффективность,
создает условия для применения на практике криминалистических рекомендаций.
Криминалистическая политика включает в себя научно-технический, организационно-управленческий и кадровый компоненты.
Научно-технический компонент криминалистической политики основан на положениях науки криминалистики. Однако, помимо своей «статичной» части — криминалистических знаний, данный компонент включает в себя «динамическую» часть — механизм их формирования и пополнения, а также дальнейшего развития на основе обобщения передового следственного опыта, судебной практики, научных разработок.
Кроме того, в содержание научно-технического компонента включаются вопросы, связанные с определением назначения, функциональными возможностями, эксплуатационными особенностями соответствующих средств криминалистической и специальной техники. Цифровая трансформация механизма большинства преступлений требует совершенствования технических средств, предназначенных для обнаружения, фиксации и изъятия орудий, следов преступления, других вещественных доказательств в различных средах. В свою очередь, развитие средств криминалистической техники, их усложнение и расширение функциональных возможностей требует разработки рекомендаций по практическому ее использованию, включая криминалистические технологии решения конкретных тактических и экспертных задач, возникающих в процессе расследования отдельных видов преступлений.
Рассматриваемый компонент включает в себя также вопросы формирования, ведения и использования федеральных и ведомственных банков криминалистической и иной информации о лицах, предметах и фактах.
Организационно-правовой компонент криминалистической политики характеризует правовые основания применения средств криминалистической техники, тактических приемов, особенности ресурсного обеспечения криминалистической деятельности, а также особенности построения организационно-правовых форм соответствующих подразделений правоохранительных органов, призванных на практике применять криминалистические рекомендации и технологии, включая вопросы взаимодействия при назначении экспертиз. Данный компонент включает в себя вопросы учета и хранения вещественных доказательств, обеспечения сохранности имущества, на которое наложен арест, а также возмещения причиненного преступлением имущественного вреда.
Наконец, кадровый компонент криминалистической политики включает в себя особенности подготовки высококвалифицированных
специалистов, обладающих компетенциями в области криминалистики и уголовного процесса, имеющих представление о современных возможностях криминалистического обеспечения и перспективах его развития.
В основе механизма реализации криминалистической политики лежат положения Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, федеральных законов от 31 мая 2001 г. № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», а также ряда ведомственных актов МВД России и иных государственных органов.
К числу конституционных положений, оказывающих определяющее значение на криминалистическую политику, относятся ст. 2, 19, 21—25, 27, 46—53, определяющие основы конституционно-правового статуса человека и гражданина.
Уголовно-процессуальные основы криминалистической политики включают в себя нормы, регламентирующие статус участников уголовного судопроизводства, предмет, пределы и средства доказывания, виды доказательств, основания и порядок применения средств криминалистической техники, производства следственных действий, применения мер процессуального принуждения и пр. Данные вопросы относятся к предмету уголовно-процессуальной политики как элемента уголовной политики [13].
Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» определяет
ее задачи и принципы, регламентирует обязанности и права ее субъектов, а также особенности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении.
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» устанавливает, что полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру (ст. 11).
Ведомственными правовыми актами МВД России, Следственного комитета Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, МЧС России, Миздрава России регламентирована экспертно-кримина-листическая деятельность в системе данных государственных органов.
В заключение представляется необходимым отметить, что с целью активного развития, рационального и эффективного использования научно-технического потенциала криминалистического обеспечения, а также достижения иных целей криминалистической политики перспективными видятся разработка и принятие технического регламента Таможенного союза «Криминалистическая техника», решение вопроса о сертификации средств криминалистической техники (сегодня законодательство предусматривает только поверки в рамках законодательства о единстве измерений), а также разработка единой концепции научно-технической политики в области криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности в качестве документа стратегического планирования.
Список литературы:
References:
1. Белкин Р. С. Курс криминалистики в 3-х т. 1. 3-е изд., доп. Москва, 2001. Т. 1.
2. Беляева Л. И., Павличенко Н. В. Оператив- 2. но-розыскная политика: понятие и содержание // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 4 (60).
3. Быстряков Е. Н, Усанов И. В. Криминали- 3. стическая политика России: история и современность // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017.
№ 5 (118). 4.
4. Гаврилин Ю. В. Государственная научно-техническая политика в области криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности // Криминалистика и судебная экспертиза: наука, практика, опыт: Всероссийский форум, 27—28 апреля 2021 г.: сборник научных трудов / сост. И. В. Тишу- 5. тина. Москва, 2021.
Belkin R. S. Kurs kriminalistiki v 3-h t. 3-ye izd., dop. Moskva, 2001. T. 1.
Belyayeva L. I., Pavlichenko N. V. Operational search policy: concept and content // Proceedings of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 4 (60). Bystryakov Ye. N, Usanov I. V. Criminalistics policy of Russia: history and modern times // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridich-eskoj akademii. 2017. № 5 (118). Gavrilin Yu. V. Gosudarstvennaya nauchno-tekhnicheskaya politika v oblasti kriminalis-ticheskogo obespecheniya pravoohranitel'noj deyatel'nosti // Kriminalistika i sudebnaya ek-spertiza: nauka, praktika, opyt: Vserossijskij forum, 27—28 aprelya 2021 g.: sbornik nauchnyh trudov / sost. I. V. Tishutina. Moskva, 2021. Ishchenko Ye. P. Sovremennaya ugolov-naya politika glazami kriminalista // Sovre-
5. Ищенко Е. П. Современная уголовная политика глазами криминалиста // Современные проблемы уголовной политики: материалы III Международной научно-практической конференции, 28 сентября 2012 г.: в 2-х т. Краснодар, 2012. Т. I.
6. Коломацкий В. Г. Криминалистическое обеспечение деятельности органов внутренних дел по расследованию преступлений // Криминалистика: история, общая и частные теории: учебник в 3-х т. / под ред. Р. С. Белкина, В. Г. Коломацкого, И. М. Лузгина. Москва, 1995. Т. 1.
7. Лопашенко Н. А. Уголовная политика. Москва, 2009.
8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. Москва, 2010.
9. Попченков Э. Н, Кузнецов В. А. К вопросу о понятии, сущности, месте, роли и значении оперативно-розыскной политики Российской Федерации // Современные проблемы уголовной политики: материалы Всероссийский научно-практической конференции (1 октября 2010 г.): в 2-х т. Краснодар, 2010. Т. II.
10. Репицкая А. Л. Виновное поведение потерпевшего и принцип справедливости в уголовной политике. Иркутск, 1994.
11. Сокол В. Ю. Криминалистическая политика // Общество и право. 2012. № 5 (42).
12. Уголовная политика Российской Федерации: учебник: в 2-х ч. / под ред. Л. И. Беляевой. Москва, 2018. Ч. 1.
13. Урбан В. В. Понятие и содержание уголовно-процессуальной политики Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 4 (56).
mennyye problemy ugolovnoj politiki: mate-rialy III Mezhdunarodnoj nauchno-praktich-eskoj konferencii, 28 sentyabrya 2012 g.: v 2-h t. T. I. Krasnodar, 2012.
6. Kolomackij V. G. Kriminalisticheskoye obespe-cheniye deyatel'nosti organov vnutrennih del po rassledovaniyu prestuplenij // Kriminalistika: istoriya, obshchaya i chastnyye teorii: ucheb-nik v 3-h t. / pod red. R. S. Belkina, V. G. Kolo-mackogo, I. M. Luzgina. Moskva, 1995. T. 1.
7. Lopashenko N. A. Ugolovnaya politika. Moskva, 2009.
8. Ozhegov S. I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. Moskva, 2010.
9. Popchenkov E. N, Kuznecov V. A. K voprosu o ponyatii, sushchnosti, meste, roli i znachenii operativno-rozysknoj politiki Rossijskoj Fede-racii // Sovremennyye problemy ugolovnoj politiki: materialy Vserossijskij nauchno-prak-ticheskoj konferencii (1 oktyabrya 2010 g.): v 2-h t. Krasnodar, 2010. T. II.
10. Repickaya A. L. Vinovnoye povedeniye poterpe-vshego i princip spravedlivosti v ugolovnoj poli-tike. Irkutsk, 1994.
11. Sokol V. Yu. Criminalistic policy // Society and law. 2012. № 5 (42).
12. Ugolovnaya politika Rossijskoj Federacii: uchebnik: v 2-h ch. / pod red. L. I. Belyayevoj. Moskva, 2018. Ch. 1.
13. Urban V. V. Concept and content of the criminal procedure policy of the Russian Federation // Proceedings of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 4 (56).
Для цитирования:
Гаврилин Юрий Викторович. О понятии и содержании государственной научно-технической политики в области криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности (криминалистической политики) // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 2 (62). С. 96—102.
For citation:
Gavrilin Yuriy Viktorovich On the Concept and Content of the State Scientific Technical Policy in the Field of Forensic Support of Law Enforcement (Forensic Policy) // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 2 (62). P. 96-102.
102