Научная статья на тему 'О концепции формирования физического мышления при дистанционном обучении в основной школе'

О концепции формирования физического мышления при дистанционном обучении в основной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / НОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / DISTANCE EDUCATION / PHYSICAL THINKING / NORMS OF PHYSICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Позолотина Марина Павловна, Сауров Юрий Аркадьевич

В статье обозначены основные положения концепции формирования физического мышления в системе дистанционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the concept of formatting physical thinking in distance learning physics in the primary school

The article outlines the key provisions of the concept formatting physical thinking in distance education.

Текст научной работы на тему «О концепции формирования физического мышления при дистанционном обучении в основной школе»

УДК 165

М. П. Позолотина, Ю. А. Сауров

О концепции формирования физического мышления при дистанционном обучении в основной школе

В статье обозначены основные положения концепции формирования физического мышления в системе дистанционного образования.

The article outlines the key provisions of the concept formatting physical thinking in distance education.

Ключевые слова: дистанционное образование, физическое мышление, нормы физического мышления.

Keywords: distance education, physical thinking, norms of physical thinking.

Постановка научно-методической проблемы. В связи с переходом основной школы на стандарты нового поколения происходит переосмысление процесса обучения, в том числе и по физике. В настоящее время большое внимание уделяется научной грамотности школьников (В. Г. Разумовский и др. [1]) и, в связи с этим, формированию физического мышления, методам научного познания, физическому миропониманию (В. В. Мултановский, Ю. А. Сауров, К. А. Коха-нов и др. [2]). Так, в образовательных программах требуется достижение, например, таких весьма трудных метапредметных результатов обучения, как «понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами», «овладение универсальным способом деятельности на примерах выдвижения гипотез для объяснения фактов и экспериментальной проверки выдвинутых гипотез». Отсюда обостряется необходимость построения и внедрения методики освоения физического мышления в основной школе и в системе дополнительного образования детей. Нами ставится задача на основе имеющихся достижений методики физики заложить современные нормы физического мышления во все виды учебной деятельности и дидактические средства обучения.

Представления о физическом мышлении и проблема его нормирования для эффективного обучения. Важно признать, что мышление - феномен со многими свойствами (В. М. Розин, В. Ф. Юлов и др. [3]). Вот только некоторые распространенные характеристики: наглядно-действенное, творческое, репродуктивное, эмпирическое, теоретическое, знаковое, понятийное, рефлексивное, диалектическое... При этом мышление существует в единстве с рефлексией, пониманием, предметной деятельностью, познавательной коммуникацией (Г. П. Щедровицкий и др.). Для методики обучения в каждом конкретном случае необходимо принципиально определить ведущие мыслительные деятельности с объектами и явлениями физической реальности. И сделать это нужно технологично, задав соответствующие нормы через содержание и образцы деятельности. С нашей точки зрения, фундаментальными и ведущими учебными деятельностями, которые содержательно задают особенности мыслительной деятельности при обучении физике, являются экспериментирование и моделирование. На этом материале и следует искать или строить нормы физического мышления. Два направления такой методической работы обозначены на схеме (см. рисунок).

Ключевым для нормирования мышления и стратегическим для повышения качества обучения считаем различение физических объектов и явлений реальности и их описаний различными средствами (Г. П. Щедровицкий, Ю. А. Сауров и др. [4]). Именно этим шагом достигается понимание физического мира, что особенно важно для развития познавательного (и социального!) интереса к предмету.

Основные идеи концепции освоения физического мышления в системе дистанционного обучения строятся как следствие методологических, психолого-педагогических и общеметодических представлений. Определим содержание двух последних блоков знаний.

Условия и особенности дистанционного образования. Данная форма обучения предполагает удаленность ученика от учителя в пространстве, ограниченные возможности их взаимодействия, доминирование письменной речи, вследствие чего возникает необходимость построения специальной системы организации учебного процесса, особой методикой разработки и построения учебных пособий. Она должна быть ориентирована на присвоение основных для обучения физике компетенций, среди которых приоритетными для достижения научной грамотности являются формирование физического мышления и миропонимания.

© Позолотина М. П., Сауров Ю. А., 2015 142

Педагогические науки

Нормы физического содержания (знаний)

- Понятие как характеристика свойств объектов и явлений (масса, плотность и др.);

- закон как средство описания явлений (закон Архимеда и др.);

- модели объектов и явлений;

- границы применимости знаний (понятий, законов, моделей)

Нормы процессов, деятельности

- Различение фактов реальности и описаний;

- построение моделей и гипотез для объяснения явлений;

- умение исследовать явления по логике метода «выделение явления - описание явления»;

- оперирование знаками, переход от одного языка описания на другой (формулы, графики...)

О процессах построения необходимых и доступных норм физического мышления для дистанционного обучения в базовой школе. В настоящее время нами организованы процессы построения и отбора норм мышления при изучении всех тем базового курса физики. Анализ этой реальности позволяет фиксировать следующее.

Физическое мышление по определению и цели осваивается в учебной деятельности, в процессе освоения современных норм деятельности экспериментирования и моделирования. Нормирование физического мышления осуществляется на разных уровнях: в структуре и содержании материала пособий для дистанционного образования, развернутых примерах представления мышления при решении задач, специализированных заданиях для освоения отдельных норм физического мышления (поиск причин и их описание, выдвижение гипотез.), представлении логики метода познания в письменной речи ответов школьников, комментировании методистом результата контрольных работ, диалоге онлайн через систему Интернет.

По мере изучения нового материала появляются новые по содержанию и форме возможности задания норм мышления, доступных для освоения школьниками. На начальном этапе обучения физике (седьмой, восьмой классы) доминируют такие виды теоретических обобщений (по В. В. Мултановскому), как понятия и законы. Важно раскрыть в содержании заданий смысл этих обобщений как отражений реальности. Параллельно идет поиск нормирования процессов формирования умений различать факты реальности и средства их описания, выделять физические явления и строить гипотезы для их объяснения. Например, в седьмых классах на формирование данных умений направлено большое количество качественных задач; приведены примеры решения задач, в которых делается акцент на выделение физических явлений и объектов, а также средств их описания - физических величин, законов. Мы предполагаем, что систематическая работа по заданному плану будет способствовать освоению норм мышления.

В девятых классах усиливается количественное описание объектов и явлений законами. Отсюда возникают возможности построения (задания в деятельности) моделей явлений и определения границ их применимости. Учитывая ориентир ФГОС на освоение научного метода познания, для девятого класса мы предлагаем его нормирование следующей схемой: «выделение явления - описание явления». Она задаёт методологическую ориентировку для структурирования материала базового курса физики. Дополнительно через решение конкретных специализированных заданий можно расширить структуру метода этапом «применения знаний», а в старшей школе перейти к классической форме «факты - гипотеза, модель - следствия - эксперимент». Нормируются и отдельные учебные действия, такие как поиск научных фактов, формулирование гипотез на основе фактов, получение следствий, моделирование, экспериментальное подтверждение следствий и др.

Заключение. Для научного исследования в первом приближении теоретическое конструирование (проектирование) методики формирования мышления должно быть хорошо заложено в содержание учебного пособия для школьников [5]. Но во втором приближении в непосредственном процессе обучения должно быть зафиксировано реальное освоение норм мышления школьниками, выделены особенности (затруднения, закономерности.) и выявлены их причины. И тогда, в третьем приближении, возникают возможности совершенствования и рас-

пространения методики формирования мышления при обучении. Знаковое представление этих трех этапов методической деятельности и задает целостную концепцию освоения норм физического мышления.

Примечания

1. Разумовский В. Г., Майер В. В., Вараксина Е. И. ФГОС и изучение физики в школе: о научной грамотности и развитии познавательной и творческой активности школьников: монография. СПб.: Нестор-История, 2014.

2. Мултановский В. В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе. М.: Просвещение, 1977; Коханов К. А., Сауров Ю. А. Проблема задания и формирования современной культуры физического мышления: монография. Киров: Изд-во ЦДООШ: «Старая Вятка», 2013.

3. Розин В. М. Мышление: сущность и развитие. М.: ЛЕНАРД, 2015; Юлов В. Ф. Мышление в контексте сознания. М.: Академ. проект, 2005.

4. Щедровицкий Г. П. Проблемы логики научного исследования и анализ структуры науки. М., 2004; Сауров Ю. А. Формирование понятий при изучении механики и молекулярной физики: методологические основы // Физика: Приложение к газете «Первое сентября». 2005. № 18. С. 47-50.

5. Позолотина М. П. Познание физических явлений: учеб. пособие для учащихся 7-х кл. заоч. шк. / под ред. К. А. Коханова. Киров: Изд-во ЦДООШ, 2015; Механические явления и средства их описания: учеб. пособие для учащихся 9-х кл. заоч. шк. Ч. 1 / сост. М. П. Позолотина; под ред. К. А. Коханова. Киров: Изд-во ЦДООШ, 2015.

Notes

1. Razumovsky V. G., Majer V. V., Varaksina E. I. FGOS i izuchenie fiziki v shkole: o nauchnoj gramotnosti i razvitii poznavatel'noj i tvorcheskoj aktivnosti shkol'nikov: monografiya [FSES and the study of physics in high school: on scientific literacy and development of cognitive and creative activity of schoolchildren: monograph]. SPb. Nestor-History. 2014.

2. Multanovskiy V. V. Fizicheskie vzaimodejstviya i kartina mira v shkol'nom kurse [Physical interaction and a world view in school course]. M. Prosveshcheniye. 1977; Kokhanov K. A., Saurov Y. A. Problema zadaniya i formirovaniya sovremennoj kul'tury fizicheskogo myshleniya: monografiya [Problem of jobs and the formation of modern culture of physical thinking: a monograph]. Kirov. Publishing house of CAEGS: "StarayaVyatka". 2013.

3. Rozin V. M. Myshlenie: sushchnost' i razvitie [Thinking: the essence and development]. M. LENARD. 2015; Yulov V. F. Myshlenie v kontekste soznaniya [Thinking in the context of consciousness]. M. Acad. Projekt. 2005.

4. Shchedrovitsky G. P. Problemy logiki nauchnogo issledovaniya i analiz struktury nauki [Problems of the logic of research and analysis of the structure of science]. M. 2004; Saurov Y. A. Formirovanie ponyatij pri izuchenii mekhaniki i molekulyarnoj fiziki: metodologicheskie osnovy [Formation of concepts in the study of mechanics and molecular physics: methodological foundations] // Fizika: Prilozhenie k gazete «Pervoe sentyabrya» - Physics: Annex to the newspaper "First of September". 2005, No. 18, pp. 47-50.

5. Pozolotina M. P. Poznanie fizicheskih yavlenij: ucheb. posobie dlya uchashchihsya 7-h kl. zaoch. Shk. [Knowledge of physical phenomena: manual for pupils of the 7th class of the absentia]. / ed. by K. A. Kokhanov. Kirov. Publishing house of CAEGS. 2015; Mekhanicheskie yavleniya i sredstva ih opisaniya: ucheb. posobie dlya uchashchihsya 9-h kl. zaoch. shk.- Mechanical phenomena and their descriptions: manual for pupils of the 9th class of the absentia. Part 1 / ed. Pozolotina M. P.; edited by K. A. Kokhanov. Kirov. Publishing house of CAEGS. 2015.

УДК 378,501

В. И. Варанкина, Е. М. Вечтомов Первые магистратуры на Вятской земле*

Статья посвящена вопросам становления и развития первых магистратур в Кировской области. Раскрываются исторические аспекты магистерского образования в сфере математики и физики в Вятском государственном гуманитарном университете. Рассматриваются авторские магистерские программы «Математическое образование», «Физическое образование», «Алгебра и дискретная математика». Анализируются проблемы, возможности и пути развития физико-математического образования в магистратуре. Показано, что магистратура является важной составной частью непрерывного образования, способной интегрировать обучение с наукой.

* Работа выполнена в рамках гранта РГНФ и Кировской области «Проблемы и перспективы развития непрерывного математического образования в Кировской области», проект № 15-16-43005.

© Варанкина В. И., Вечтомов Е. М., 2015 144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.