Notes
1. Yashchenko I. V., Semenov, A. V., Vysotsky I. R. Metodicheskie rekomendacii po nekotorym aspektam sovershenstvovaniya prepodavaniya matematiki, 2014 g [Methodical recommendations on some aspects of the improvement of mathematics teaching, 2014] Available at: http://www.fipi.ru/sites/default/files/ document/ 1413876128/metod_rekom_math_2014.pdf (in Russ.)
2. The results of the Unified state exam in the Kirov region in 2014: stat. proc. // Kirov Regional State Budgetary Establishment Center for education quality assessment. Kirov. 2014.
3. Zdorovenko M. Yu, N. Zelenina N. A., Krutikhina M. V. Tipichnye oshibki i zatrudneniya shkol'nikov pri reshenii neravenstv razlichnymi sposobami na Edinom gosudarstvennom ehkzamene po matematike [Common mistakes and difficulties of pupils when solving inequalities in different ways on the Unified state exam in mathematics] // Koncept - Concept. 2014, No. 10, ART 14296. Available at: http://e-koncept.ru/ 2014/14296.htm
4. The unified state exam in mathematics: types of tasks of part C: collection of tasks. Available at: http://alexlarin.net/ege/2014/050614_1.html (in Russ.)
5. Demo version control and measuring materials of the Unified state examination in 2015 in mathematics. (Project). Available at: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory (in Russ.)
УДК 165
М. П. Позолотина
Проблема задания норм физического мышления при дистанционном обучении физике
В статье обозначена проблема задания и освоения норм физического мышления в системе дистанционного образования. В первом приближении построено теоретическое основание для формулирования норм современного физического мышления для целей образования. На этой основе выполнено поисковое экспериментальное дидактическое исследование. В итоге определена система работы по совершенствованию содержания дистанционного физического образования.
In article the problem of a task and development of norms of physical thinking in system of remote education is designated. The theoretical basis for a formulation of norms of modern physical thinking for education is as a first approximation constructed. On this basis pilot didactic study is executed. As a result the system of work on improvement of the content of remote physical education is defined.
Ключевые слова: дистанционное образование, физическое мышление, нормы физического мышления.
Keywords: distance education, physical thinking, norms of physical thinking.
Постановка научно-методической проблемы. Дистанционное образование получает все большее распространение как практика, поэтому и возникает острая потребность в научном исследовании его дидактических возможностей. Пока эта практика плохо отрефлек-сирована, мало опыта хорошо организованного дистанционного образования, мало методик, нет качественных электронных учебников и др. Особенно много проблем существует с организацией такого вида образования в основной школе, в частности при обучении физике. Так, на практике дистанционное образование ориентируется на доступные решения: повторение суммы знаний, полученной в основной школе; ориентация на развитие мотивации с помощью интересных задач, хотя учебная деятельность с задачами явно ограничена - репродуктивное решение задач, чаще всего расчетных... Сейчас от методики как науки требуется переосмысление назначения и возможностей дистанционного обучения в основной школе.
Общество и государство осознает, что назрела необходимость и есть перспективы в развитии дополнительного образования. Так, в сентябре 2014 г. Правительством РФ была утверждена Концепция развития дополнительного образования детей. Признаются конкурентные преимущества дополнительного образования, которые проявляются в таких характеристиках,
© Позолотина М. П., 2014 246
как «свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; адаптивность к возникающим изменениям» [1]. В Кировской области экспериментальная площадка по развитию дистанционного образования существует при Центре дополнительного образования одаренных школьников. И на данный момент дистанционное образование реализуется в двух аспектах - это развитие интереса к предмету и освоение систем знаний. Но это инерционное решение, для эффективной практики его недостаточно. Не случайно одним из требований ФГОС ОО является освоение современного физического мышления.
К сожалению, в научно-методической литературе понятие норм физического мышления или отсутствует, или они сформулированы нечетко [2], при этом все современные психолого-педагогические концепции считают развитие мышления одним из приоритетов обучения и воспитания школьников (О. К. Тихомиров, З. А. Решетова, В. Н. Дружинин [3] и др.).
Теоретико-экспериментальное основание для решения научной проблемы освоения норм мышления. Анализ показывает, что дистанционное образование учащихся имеет ряд существенных отличий от традиционного. Во-первых, ученик самостоятельно организует и планирует свою деятельность, деятельность ученика близка по форме к самообразовательной. Во-вторых, педагог не имеет возможности общаться с учеником непосредственно - связь между учеником и педагогом осуществляется в основном через пособия, которые служат средством организации деятельности ученика; через работы учащегося - форму отчетности; через рецензию педагога на работу. В связи с этим стоит проблема поиска и отбора доступных норм физического мышления для их освоения и диагностики в указанных условиях.
Обозначим принципы задания норм физического мышления для дистанционного образования. Основываясь на работах В. В. Мултановского, В. Г. Разумовского, Ю. А. Саурова [4], мы считаем, что физическое мышление задается, во-первых, структурами знаний, во-вторых, приемами и механизмами работы с объектами реального мира и знаниями; в-третьих, процедурами решения задач различного вида. Расшифруем эти позиции.
Мы считаем, что в рамках основной школы (7-9-е классы) учащимся, прежде всего, доступно понимание и освоение таких структур знаний, иными словами уровней обобщений, как понятия (физические величины) и законы. При этом важно организовать такую познавательную деятельность, в основе которой лежит строгое отделение реальности (физических объектов и физических явлений) от описаний, а также разнообразные упражнения с этими видами описаний - физическими величинами.
Психологи доказывают, что теоретическое, рефлексивное мышление начинает формироваться в 11-12 лет. При этом новое в развитии интеллекта подростка заключается в изменении его отношения к познавательным задачам как к таким, которые требуют их предварительного мысленного решения через построение различных гипотез и их проверку. Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач - это одно из важных приобретений подростка в анализе действительности [5]. Поэтому мы считаем, что в дистанционном образовании логику усвоения материала рационально задавать циклической схемой научного познания: факты - гипотеза-модель - следствия - эксперимент (В. В. Разумовский). Эта логика жестко структурирует и содержание, и процессы. При этом адаптация данной схемы будет происходить с учетом условий дистанционного обучения, а также возраста ученика.
Мы принимаем установку на то, что с целью освоения современного мышления необходимо шире использовать в процессе обучения моделирование и экспериментирование. В моделировании обеспечивается понимание явлений и осуществляется получение знаний, это деятельность во многом со знанием при изучении физических явлений; а экспериментирование задает полный цикл деятельности с реальными объектами и явлениями. В рамках дистанционного образования экспериментирование в основном сводится к домашним опытам, что, конечно, несколько сужает его дидактические возможности. Поэтому мы считаем, что также нужно использовать и мысленные эксперименты - деятельность экспериментирования со знаками - условными рисунками физических объектов и явлений, графиками, таблицами, схемами и т. д.
Немаловажное значение при освоении норм мышления имеет развитие мотивации. Так, именно при ее наличии происходит формирование теоретического мышления. Нужно учитывать, что основными факторами, влияющими на формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются содержание учебного материала, организация учебной деятельности. Здесь у нас есть опыт практики, но есть и проблемы.
Необходимым методом в построении методики дистанционного образования для освоения мышления является формулировка норм физического мышления на основе экспериментального дидактического исследования. Опираясь на работу К. А. Коханова и Ю. А. Сауро-ва [6], мы высказали предположение (гипотезу), что для дистанционного образования рационально выделить такие стороны мышления, как логичность умственной (речевой) деятельности, самостоятельность умственных действий и содержание физического мышления (см. таблицу).
Стороны мышления Форма и содержание диагностики Виды заданий (действий)
Логичность умственной (речевой) деятельности Умения анализировать, сравнивать, выделять главное Умение доказывать Умение излагать свои мысли в речи Умения систематизировать факты Простота, краткость, логичность устной и письменной речи. Структурированность действий: этапы и «шаги» действий, выделение главного, причинно-следственных и функциональных связей. Доказательность (обоснованность) суждений
Самостоятельность умственной деятельности Умение ставить и осознавать цели Наличие внутреннего плана действий Самоконтроль и самооценка Ясность выражения цели и задачи. Последовательность действий. Частота, адекватность, результативность. Усердие и точность при решении задач. Качество оформления результатов
Содержание физического мышления Знание видов физических объектов и явлений Умение выделять свойства или стороны физических объектов или явлений Умение выделять причинно-следственные связи объектов и явлений Выделение физического объекта или явления и замещение моделью. Характеристика свойств физических объектов или явлений физическими величинами. Описание причинно-следственных связей функциональными зависимостями
Диагностику освоения указанных сторон мышления мы проводили на основе анализа письменных отчетов учащихся 7-х классов заочного отделения Центра дополнительного образования одаренных школьников г. Кирова (ЦДООШ). За 2011/2012, 2012/2013, 2013/2014 учебные годы собрано и проанализировано 87 письменных контрольных работ. Диагностика достижений школьников осуществляется через поэлементный анализ письменных работ. В итоге были получены следующие результаты.
При выполнении каждой последующей работы показатели логичности умственной (речевой) деятельности, самостоятельности умственной деятельности и содержания физического мышления повышаются, но, тем не менее, это происходит медленно. Так, к окончанию обучения в 7-м классе количество учащихся со средним уровнем развития по всем элементам диагностируемых сторон мышления все же остается ниже 50% (см. рисунок).
Количество учащихся со средним уровнем развития сторон мышления (к моменту окончания 7-го класса)
Также в эксперименте фиксируется ряд особенностей. У многих учащихся существуют проблемы с выделением физического объекта или явления - в этом возрасте у семиклассников продолжается неравномерность развития анализа и синтеза. Так, при нахождении решения проблемы в ряде заданий большинство учащихся обращает внимание на внешний признак, начинает описывать решение с этих позиций, тем самым забывая о задании - предложить научное решение описанной проблемы. Это говорит также и о том, что ученики еще не научились применять полученные знания в жизни. Вопросы, где нужно найти, увидеть уже известный закон, принцип, но в новых условиях, в первых контрольных работах вызывают затруднение. Некоторые учащиеся не замечают знакомый им факт, но со временем ситуация становится лучше. Вывод ясен: пока нет явно сформулированных и доступных норм деятельности физического мышления.
Мотивация решения заданий у всех школьников различна, что ярко проявляется при выполнении контрольных работ. Таким образом, существующая методика дистанционного обучения лучше решает проблему повышения интереса школьников к изучению предмета (практически все учащиеся заканчивают обучение, подходят к выполнению заданий творчески), но она плохо ориентирована на освоение главного - современной практики физического мышления.
Проблемы методики освоения норм мышления в дистанционном образовании.
Обратимся к некоторым проблемам методики организации познавательной деятельности учащихся в системе дистанционного образования.
Требуется модернизация системы дистанционного образования с учетом требований современного ФГОС. Помимо развития познавательного интереса в системе дистанционного образования требуется пристальное внимание ключевым компетенциям - физическому мышлению и физическому мировоззрению. Поставлена задача построения единой системы обучения учащихся основной школы (7-9-е классы) с учетом всех достоинств и недостатков прошлых методик. Обозначим принципы-идеи построения методики.
A) Обучение в системе дистанционного образования не нужно делать обособленным, конкурирующим с обучением в школе, - необходимо сохранить связь с курсом физики основной школы. Но при этом не должно быть ориентации на репродуктивное повторение или заучивание программы основного образования.
Б) Для успешного освоения физического мышления в условиях дистанционного образования нужно жестче, чем в базовой школе, нормировать мышление - закладывать нормы физического мышления в содержание и процедуры учебной деятельности. С нашей точки зрения это возможно при специфическом отборе задач, обучении на примерах нормам оформления и решения задач, четких требований по диагностике освоения нормы мышления.
B) С позиции активности ученика следует выбирать такой тип обучения, при котором ученик - активный субъект, за учителем сохраняется роль организатора. Такой тип обучения является наиболее эффективным и перспективным в системе дистанционного обучения.
Г) Необходимо переориентировать развитие интереса к предмету: от внешнего восприятия к познавательному исследованию физических объектов и явлений, к выполнению проектов, к формированию отношения к учебной задаче как к описанию явления и др.
Д) Обучение в ЦДООШ можно начать с любого класса, ежегодно происходит набор учащихся во все параллели. Поэтому нужно создать единую, «преемственную», систему обучения в 7-9-х классах - в основе необходимо заложить инвариантные нормы мышления, только задаваемые на различном материале. Но, с учетом развития учащихся, нужно расширять круг осваиваемых норм при переходе из класса в класс.
Таким образом, ставя задачу формирования, передачи норм мышления перед дистанционным образованием мы, во-первых, определяем его специфику по сравнению с массовой школой, во-вторых, мы нацелены на развитие фундаментального качества ученика - физическое мышление, в-третьих, ориентированы на развитие мотивации.
Примечания
1. Концепция развития дополнительного образования детей. URL: http://government.ru/media/ files/ipAlNW42XOA.pdf
2. Каменецкий С. Е., Пурышева Н. С. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. М.: Изд. центр «Академия», 2000; Заир-Бек С И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004.
3. Тихомиров О. К. Психология мышления: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002; Формирование системного мышления в обучении: учеб. пособие для вузов / под ред. З. А. Решетовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002; Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер,
1999.
4. Коханов К. А., Сауров Ю. А. Проблема задания и формирования современной культуры физического мышления: монография. Киров: Изд-во ЦДООШ: Тип. «Старая Вятка», 2013; МултановскийВ. В. Развитие мышления учащихся в курсе физики. Киров, 1976; Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1975.
5. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973.
6. Коханов К. А., Сауров Ю. А. Указ. соч.
Notes
1. Concept of development of additional education of children. Available at: http://government.ru/ me-dia/files/ipA1NW42XOA.pdf (in Russ.)
2. Kamenetskiy S. E., Purysheva N. S. Teoriya i metodika obucheniya fizike v shkole. Obshhie voprosy [The theory and technique of training in physics at school. General questions:]: Manual for students of higher educational institutions / ed. S. E. Kamenetsky, N. S. Purysheva. Moscow. Publishing center "Akademiya".
2000. 368 p.; Zair-Bek S. I. Razvitie kriticheskogo myshleniya na uroke: Posobie dlya uchitelya [Development of critical thinking at a lesson: A grant for the teacher]. Moscow. Prosveshhenie, 2004.
3. Tikhomirov O. K. Psikhologiya myshleniya [Thinking psychology]: Manual for students of higher educational institutions. Moscow. Publishing center "Akademiya", 2002; Formirovanie sistemnogo myshleniya v obuchenii: uchebnoe posobie dlya vuzov [Formation of system thinking in training: the manual for higher education institutions]/ ed. Z. A. Reshetova. Moscow. UNITY-DANA. 2002. Druzhinin V. N. Psikhologiya obshhikh sposobnostej. [Psikhologiya of the general abilities]. St. Petersburg. Piter Publ. 1999.
4. Kokhanov K. A., Saurov Yu.A. Problema zadaniya i formirovaniya sovremennoj kul'tury fizicheskogo myshleniya: monografiya [Problem of a task and formations of modern culture of physical thinking: monograph]. Kirov: TSDOOSH Publ.: Typography "Staraya Vyatka". 2013; Multanovskiy V. V. Razvitie myshleniya uchashhikhsya v kurse fiziki [Development of thinking of pupils is aware of physics]. Kirov. 1976; Razumovskiy V. G. Razvitie tvorcheskix sposobnostej uchashhixsya v processe obucheniya fizike [Development of creative abilities of pupils in the course of training in physic]. Moscow. Prosveshhenie. 1975.
5. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya [Age and pedagogical psychology]: manual for students of ped. institutes / ed. A. V. Petrovsky. Moscow. Prosveshhenie, 1973.
6. Kokhanov K. A., Saurov Yu. A. Op. cit.
УДК 316.6-056.26
В. П. Кузьмина
Развитие эмпатии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья через оптимизацию детско-родительских отношений
В статье изложены результаты анализа научных работ отечественных и зарубежных исследователей по проблеме развития эмпатии в младшем школьном возрасте как продукта взаимопознания, взаимопринятия, как психологического явления, положительно оптимизирующего межличностные отношения и некоторые подходы к психолого-педагогическим рекомендациям, направленные на оптимизацию и усиление эмпатических тенденций в детско-родительских отношениях в семьях, имеющих детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Программа рекомендаций направлена на расширение знаний родителей и детей и организацию специальной деятельности, где возможно формирование эмпатии и эмпатических тенденций в организованных условиях.
The article presents the results of an analysis of scientific works of Russian and foreign researchers on the development of empathy in the early school years as a product of cognition, perception as a psychological phenomenon, optimizing positive interpersonal relationships and some approaches to psychological and pedagogical recommendations aimed at optimizing and enhancing empathic tendencies in parent-child rela-
© Кузьмина В. П., 2014 250