Научная статья на тему 'Проблема задания норм физического мышления при дистанционном обучении физике'

Проблема задания норм физического мышления при дистанционном обучении физике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / НОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / DISTANCE EDUCATION / PHYSICAL THINKING / NORMS OF PHYSICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Позолотина Марина Павловна

В статье обозначена проблема задания и освоения норм физического мышления в системе дистанционного образования. В первом приближении построено теоретическое основание для формулирования норм современного физического мышления для целей образования. На этой основе выполнено поисковое экспериментальное дидактическое исследование. В итоге определена система работы по совершенствованию содержания дистанционного физического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of setting norms for physical thinking in distance education physics

In article the problem of a task and development of norms of physical thinking in system of remote education is designated. The theoretical basis for a formulation of norms of modern physical thinking for education is as a first approximation constructed. On this basis pilot didactic study is executed. As a result the system of work on improvement of the content of remote physical education is defined.

Текст научной работы на тему «Проблема задания норм физического мышления при дистанционном обучении физике»

Notes

1. Yashchenko I. V., Semenov, A. V., Vysotsky I. R. Metodicheskie rekomendacii po nekotorym aspektam sovershenstvovaniya prepodavaniya matematiki, 2014 g [Methodical recommendations on some aspects of the improvement of mathematics teaching, 2014] Available at: http://www.fipi.ru/sites/default/files/ document/ 1413876128/metod_rekom_math_2014.pdf (in Russ.)

2. The results of the Unified state exam in the Kirov region in 2014: stat. proc. // Kirov Regional State Budgetary Establishment Center for education quality assessment. Kirov. 2014.

3. Zdorovenko M. Yu, N. Zelenina N. A., Krutikhina M. V. Tipichnye oshibki i zatrudneniya shkol'nikov pri reshenii neravenstv razlichnymi sposobami na Edinom gosudarstvennom ehkzamene po matematike [Common mistakes and difficulties of pupils when solving inequalities in different ways on the Unified state exam in mathematics] // Koncept - Concept. 2014, No. 10, ART 14296. Available at: http://e-koncept.ru/ 2014/14296.htm

4. The unified state exam in mathematics: types of tasks of part C: collection of tasks. Available at: http://alexlarin.net/ege/2014/050614_1.html (in Russ.)

5. Demo version control and measuring materials of the Unified state examination in 2015 in mathematics. (Project). Available at: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory (in Russ.)

УДК 165

М. П. Позолотина

Проблема задания норм физического мышления при дистанционном обучении физике

В статье обозначена проблема задания и освоения норм физического мышления в системе дистанционного образования. В первом приближении построено теоретическое основание для формулирования норм современного физического мышления для целей образования. На этой основе выполнено поисковое экспериментальное дидактическое исследование. В итоге определена система работы по совершенствованию содержания дистанционного физического образования.

In article the problem of a task and development of norms of physical thinking in system of remote education is designated. The theoretical basis for a formulation of norms of modern physical thinking for education is as a first approximation constructed. On this basis pilot didactic study is executed. As a result the system of work on improvement of the content of remote physical education is defined.

Ключевые слова: дистанционное образование, физическое мышление, нормы физического мышления.

Keywords: distance education, physical thinking, norms of physical thinking.

Постановка научно-методической проблемы. Дистанционное образование получает все большее распространение как практика, поэтому и возникает острая потребность в научном исследовании его дидактических возможностей. Пока эта практика плохо отрефлек-сирована, мало опыта хорошо организованного дистанционного образования, мало методик, нет качественных электронных учебников и др. Особенно много проблем существует с организацией такого вида образования в основной школе, в частности при обучении физике. Так, на практике дистанционное образование ориентируется на доступные решения: повторение суммы знаний, полученной в основной школе; ориентация на развитие мотивации с помощью интересных задач, хотя учебная деятельность с задачами явно ограничена - репродуктивное решение задач, чаще всего расчетных... Сейчас от методики как науки требуется переосмысление назначения и возможностей дистанционного обучения в основной школе.

Общество и государство осознает, что назрела необходимость и есть перспективы в развитии дополнительного образования. Так, в сентябре 2014 г. Правительством РФ была утверждена Концепция развития дополнительного образования детей. Признаются конкурентные преимущества дополнительного образования, которые проявляются в таких характеристиках,

© Позолотина М. П., 2014 246

как «свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; адаптивность к возникающим изменениям» [1]. В Кировской области экспериментальная площадка по развитию дистанционного образования существует при Центре дополнительного образования одаренных школьников. И на данный момент дистанционное образование реализуется в двух аспектах - это развитие интереса к предмету и освоение систем знаний. Но это инерционное решение, для эффективной практики его недостаточно. Не случайно одним из требований ФГОС ОО является освоение современного физического мышления.

К сожалению, в научно-методической литературе понятие норм физического мышления или отсутствует, или они сформулированы нечетко [2], при этом все современные психолого-педагогические концепции считают развитие мышления одним из приоритетов обучения и воспитания школьников (О. К. Тихомиров, З. А. Решетова, В. Н. Дружинин [3] и др.).

Теоретико-экспериментальное основание для решения научной проблемы освоения норм мышления. Анализ показывает, что дистанционное образование учащихся имеет ряд существенных отличий от традиционного. Во-первых, ученик самостоятельно организует и планирует свою деятельность, деятельность ученика близка по форме к самообразовательной. Во-вторых, педагог не имеет возможности общаться с учеником непосредственно - связь между учеником и педагогом осуществляется в основном через пособия, которые служат средством организации деятельности ученика; через работы учащегося - форму отчетности; через рецензию педагога на работу. В связи с этим стоит проблема поиска и отбора доступных норм физического мышления для их освоения и диагностики в указанных условиях.

Обозначим принципы задания норм физического мышления для дистанционного образования. Основываясь на работах В. В. Мултановского, В. Г. Разумовского, Ю. А. Саурова [4], мы считаем, что физическое мышление задается, во-первых, структурами знаний, во-вторых, приемами и механизмами работы с объектами реального мира и знаниями; в-третьих, процедурами решения задач различного вида. Расшифруем эти позиции.

Мы считаем, что в рамках основной школы (7-9-е классы) учащимся, прежде всего, доступно понимание и освоение таких структур знаний, иными словами уровней обобщений, как понятия (физические величины) и законы. При этом важно организовать такую познавательную деятельность, в основе которой лежит строгое отделение реальности (физических объектов и физических явлений) от описаний, а также разнообразные упражнения с этими видами описаний - физическими величинами.

Психологи доказывают, что теоретическое, рефлексивное мышление начинает формироваться в 11-12 лет. При этом новое в развитии интеллекта подростка заключается в изменении его отношения к познавательным задачам как к таким, которые требуют их предварительного мысленного решения через построение различных гипотез и их проверку. Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач - это одно из важных приобретений подростка в анализе действительности [5]. Поэтому мы считаем, что в дистанционном образовании логику усвоения материала рационально задавать циклической схемой научного познания: факты - гипотеза-модель - следствия - эксперимент (В. В. Разумовский). Эта логика жестко структурирует и содержание, и процессы. При этом адаптация данной схемы будет происходить с учетом условий дистанционного обучения, а также возраста ученика.

Мы принимаем установку на то, что с целью освоения современного мышления необходимо шире использовать в процессе обучения моделирование и экспериментирование. В моделировании обеспечивается понимание явлений и осуществляется получение знаний, это деятельность во многом со знанием при изучении физических явлений; а экспериментирование задает полный цикл деятельности с реальными объектами и явлениями. В рамках дистанционного образования экспериментирование в основном сводится к домашним опытам, что, конечно, несколько сужает его дидактические возможности. Поэтому мы считаем, что также нужно использовать и мысленные эксперименты - деятельность экспериментирования со знаками - условными рисунками физических объектов и явлений, графиками, таблицами, схемами и т. д.

Немаловажное значение при освоении норм мышления имеет развитие мотивации. Так, именно при ее наличии происходит формирование теоретического мышления. Нужно учитывать, что основными факторами, влияющими на формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются содержание учебного материала, организация учебной деятельности. Здесь у нас есть опыт практики, но есть и проблемы.

Необходимым методом в построении методики дистанционного образования для освоения мышления является формулировка норм физического мышления на основе экспериментального дидактического исследования. Опираясь на работу К. А. Коханова и Ю. А. Сауро-ва [6], мы высказали предположение (гипотезу), что для дистанционного образования рационально выделить такие стороны мышления, как логичность умственной (речевой) деятельности, самостоятельность умственных действий и содержание физического мышления (см. таблицу).

Стороны мышления Форма и содержание диагностики Виды заданий (действий)

Логичность умственной (речевой) деятельности Умения анализировать, сравнивать, выделять главное Умение доказывать Умение излагать свои мысли в речи Умения систематизировать факты Простота, краткость, логичность устной и письменной речи. Структурированность действий: этапы и «шаги» действий, выделение главного, причинно-следственных и функциональных связей. Доказательность (обоснованность) суждений

Самостоятельность умственной деятельности Умение ставить и осознавать цели Наличие внутреннего плана действий Самоконтроль и самооценка Ясность выражения цели и задачи. Последовательность действий. Частота, адекватность, результативность. Усердие и точность при решении задач. Качество оформления результатов

Содержание физического мышления Знание видов физических объектов и явлений Умение выделять свойства или стороны физических объектов или явлений Умение выделять причинно-следственные связи объектов и явлений Выделение физического объекта или явления и замещение моделью. Характеристика свойств физических объектов или явлений физическими величинами. Описание причинно-следственных связей функциональными зависимостями

Диагностику освоения указанных сторон мышления мы проводили на основе анализа письменных отчетов учащихся 7-х классов заочного отделения Центра дополнительного образования одаренных школьников г. Кирова (ЦДООШ). За 2011/2012, 2012/2013, 2013/2014 учебные годы собрано и проанализировано 87 письменных контрольных работ. Диагностика достижений школьников осуществляется через поэлементный анализ письменных работ. В итоге были получены следующие результаты.

При выполнении каждой последующей работы показатели логичности умственной (речевой) деятельности, самостоятельности умственной деятельности и содержания физического мышления повышаются, но, тем не менее, это происходит медленно. Так, к окончанию обучения в 7-м классе количество учащихся со средним уровнем развития по всем элементам диагностируемых сторон мышления все же остается ниже 50% (см. рисунок).

Количество учащихся со средним уровнем развития сторон мышления (к моменту окончания 7-го класса)

Также в эксперименте фиксируется ряд особенностей. У многих учащихся существуют проблемы с выделением физического объекта или явления - в этом возрасте у семиклассников продолжается неравномерность развития анализа и синтеза. Так, при нахождении решения проблемы в ряде заданий большинство учащихся обращает внимание на внешний признак, начинает описывать решение с этих позиций, тем самым забывая о задании - предложить научное решение описанной проблемы. Это говорит также и о том, что ученики еще не научились применять полученные знания в жизни. Вопросы, где нужно найти, увидеть уже известный закон, принцип, но в новых условиях, в первых контрольных работах вызывают затруднение. Некоторые учащиеся не замечают знакомый им факт, но со временем ситуация становится лучше. Вывод ясен: пока нет явно сформулированных и доступных норм деятельности физического мышления.

Мотивация решения заданий у всех школьников различна, что ярко проявляется при выполнении контрольных работ. Таким образом, существующая методика дистанционного обучения лучше решает проблему повышения интереса школьников к изучению предмета (практически все учащиеся заканчивают обучение, подходят к выполнению заданий творчески), но она плохо ориентирована на освоение главного - современной практики физического мышления.

Проблемы методики освоения норм мышления в дистанционном образовании.

Обратимся к некоторым проблемам методики организации познавательной деятельности учащихся в системе дистанционного образования.

Требуется модернизация системы дистанционного образования с учетом требований современного ФГОС. Помимо развития познавательного интереса в системе дистанционного образования требуется пристальное внимание ключевым компетенциям - физическому мышлению и физическому мировоззрению. Поставлена задача построения единой системы обучения учащихся основной школы (7-9-е классы) с учетом всех достоинств и недостатков прошлых методик. Обозначим принципы-идеи построения методики.

A) Обучение в системе дистанционного образования не нужно делать обособленным, конкурирующим с обучением в школе, - необходимо сохранить связь с курсом физики основной школы. Но при этом не должно быть ориентации на репродуктивное повторение или заучивание программы основного образования.

Б) Для успешного освоения физического мышления в условиях дистанционного образования нужно жестче, чем в базовой школе, нормировать мышление - закладывать нормы физического мышления в содержание и процедуры учебной деятельности. С нашей точки зрения это возможно при специфическом отборе задач, обучении на примерах нормам оформления и решения задач, четких требований по диагностике освоения нормы мышления.

B) С позиции активности ученика следует выбирать такой тип обучения, при котором ученик - активный субъект, за учителем сохраняется роль организатора. Такой тип обучения является наиболее эффективным и перспективным в системе дистанционного обучения.

Г) Необходимо переориентировать развитие интереса к предмету: от внешнего восприятия к познавательному исследованию физических объектов и явлений, к выполнению проектов, к формированию отношения к учебной задаче как к описанию явления и др.

Д) Обучение в ЦДООШ можно начать с любого класса, ежегодно происходит набор учащихся во все параллели. Поэтому нужно создать единую, «преемственную», систему обучения в 7-9-х классах - в основе необходимо заложить инвариантные нормы мышления, только задаваемые на различном материале. Но, с учетом развития учащихся, нужно расширять круг осваиваемых норм при переходе из класса в класс.

Таким образом, ставя задачу формирования, передачи норм мышления перед дистанционным образованием мы, во-первых, определяем его специфику по сравнению с массовой школой, во-вторых, мы нацелены на развитие фундаментального качества ученика - физическое мышление, в-третьих, ориентированы на развитие мотивации.

Примечания

1. Концепция развития дополнительного образования детей. URL: http://government.ru/media/ files/ipAlNW42XOA.pdf

2. Каменецкий С. Е., Пурышева Н. С. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. М.: Изд. центр «Академия», 2000; Заир-Бек С И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004.

3. Тихомиров О. К. Психология мышления: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002; Формирование системного мышления в обучении: учеб. пособие для вузов / под ред. З. А. Решетовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002; Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер,

1999.

4. Коханов К. А., Сауров Ю. А. Проблема задания и формирования современной культуры физического мышления: монография. Киров: Изд-во ЦДООШ: Тип. «Старая Вятка», 2013; МултановскийВ. В. Развитие мышления учащихся в курсе физики. Киров, 1976; Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1975.

5. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973.

6. Коханов К. А., Сауров Ю. А. Указ. соч.

Notes

1. Concept of development of additional education of children. Available at: http://government.ru/ me-dia/files/ipA1NW42XOA.pdf (in Russ.)

2. Kamenetskiy S. E., Purysheva N. S. Teoriya i metodika obucheniya fizike v shkole. Obshhie voprosy [The theory and technique of training in physics at school. General questions:]: Manual for students of higher educational institutions / ed. S. E. Kamenetsky, N. S. Purysheva. Moscow. Publishing center "Akademiya".

2000. 368 p.; Zair-Bek S. I. Razvitie kriticheskogo myshleniya na uroke: Posobie dlya uchitelya [Development of critical thinking at a lesson: A grant for the teacher]. Moscow. Prosveshhenie, 2004.

3. Tikhomirov O. K. Psikhologiya myshleniya [Thinking psychology]: Manual for students of higher educational institutions. Moscow. Publishing center "Akademiya", 2002; Formirovanie sistemnogo myshleniya v obuchenii: uchebnoe posobie dlya vuzov [Formation of system thinking in training: the manual for higher education institutions]/ ed. Z. A. Reshetova. Moscow. UNITY-DANA. 2002. Druzhinin V. N. Psikhologiya obshhikh sposobnostej. [Psikhologiya of the general abilities]. St. Petersburg. Piter Publ. 1999.

4. Kokhanov K. A., Saurov Yu.A. Problema zadaniya i formirovaniya sovremennoj kul'tury fizicheskogo myshleniya: monografiya [Problem of a task and formations of modern culture of physical thinking: monograph]. Kirov: TSDOOSH Publ.: Typography "Staraya Vyatka". 2013; Multanovskiy V. V. Razvitie myshleniya uchashhikhsya v kurse fiziki [Development of thinking of pupils is aware of physics]. Kirov. 1976; Razumovskiy V. G. Razvitie tvorcheskix sposobnostej uchashhixsya v processe obucheniya fizike [Development of creative abilities of pupils in the course of training in physic]. Moscow. Prosveshhenie. 1975.

5. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya [Age and pedagogical psychology]: manual for students of ped. institutes / ed. A. V. Petrovsky. Moscow. Prosveshhenie, 1973.

6. Kokhanov K. A., Saurov Yu. A. Op. cit.

УДК 316.6-056.26

В. П. Кузьмина

Развитие эмпатии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья через оптимизацию детско-родительских отношений

В статье изложены результаты анализа научных работ отечественных и зарубежных исследователей по проблеме развития эмпатии в младшем школьном возрасте как продукта взаимопознания, взаимопринятия, как психологического явления, положительно оптимизирующего межличностные отношения и некоторые подходы к психолого-педагогическим рекомендациям, направленные на оптимизацию и усиление эмпатических тенденций в детско-родительских отношениях в семьях, имеющих детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Программа рекомендаций направлена на расширение знаний родителей и детей и организацию специальной деятельности, где возможно формирование эмпатии и эмпатических тенденций в организованных условиях.

The article presents the results of an analysis of scientific works of Russian and foreign researchers on the development of empathy in the early school years as a product of cognition, perception as a psychological phenomenon, optimizing positive interpersonal relationships and some approaches to psychological and pedagogical recommendations aimed at optimizing and enhancing empathic tendencies in parent-child rela-

© Кузьмина В. П., 2014 250

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.