Научная статья на тему 'О Концепции дополнительного профессионального образования в области биомедицинской инженерии в России'

О Концепции дополнительного профессионального образования в области биомедицинской инженерии в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О Концепции дополнительного профессионального образования в области биомедицинской инженерии в России»

Секция инженерное образование в сфере биомедицины и информационно-психологической безопасности

О КОНЦЕПЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ИНЖЕНЕРИИ В

РОССИИ

Е.П. Попечителев, Г.Н. Пахарьков

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет

Происходящая в настоящее время (по мнению видных социологов) интеллектно-инновационная революция почти во всех странах мира связана с приходом эпохи качества, так как произошли изменения в стратегии конкуренции: от ценового фактора - к качеству товаров, от качества товаров - к качеству технологий и от качества технологий - к качеству человека.

Сегодня более конкурентоспособны те государства, отрасли, предприятия, учреждения или фирмы, у которых, при прочих равных условиях, более подготовлены кадры, проводящие техническую и финансовую политику. Поэтому проблема подготовки высокопрофессиональных кадров для основных отраслей становится определяющей в политике ведущих государств.

Это в полной мере относится и к качеству подготовки технических кадров, занятых в сфере медико-технического обеспечения национального здравоохранения, что гарантирует высокое качество диагностики, лечения, реабилитации и профилактики в условиях ограниченных ресурсов и обязательного медицинского страхования.

Следует иметь в виду несколько тенденций, характерных для лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) России:

- большая номенклатура, ассортимент и количество сложной медицинской техники (МТ), необходимой для решения разнообразных медицинских задач, что предопределяет настоятельную необходимость и периодичность переподготовки кадров медико-технического профиля;

- большой приток медицинского оборудования, МТ и расходных материалов зарубежных фирм; при этом парк этой техники постоянно обновляется, техническая документация, как правило, отсутствует, а ремонт практически невыполним из-за неподготовленности технического персонала и ограничений, накладываемых зарубежными фирмами;

- закупка МТ часто производится специалистами, не имеющими современной профессиональной подготовки, что приводит к неоправданным финансовым затратам, простою техники вследствие отсутствия необходимых расходных материалов, запчастей и снижения уровня сервисного обслуживания;

- появление принципиально новых и эффективных медицинских технологий, ориентированных на современную наукоемкую МТ, и поэтому привлекающих внимание медицинских специалистов - однако, внедрение этих технологий в России затруднено из-за отсутствия эффективной системы переподготовки и повышения квалификации технического персонала, обеспечивающих техническое сопровождение этих технологий;

- стандартизация типовых медицинских технологий с применением современных технических средств, которая заставляет аккредитованные ЛПУ осваивать эти технологии, для чего необходима система оперативного внедрения этих технологий и, соответственно, их медико-технического обеспечения.

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

Решение указанных проблем предполагает разработку Федеральной целевой программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров медико-технического профиля, в основу которой должна быть положена единая Федеральная система профессионального дополнительного образования, позволяющая осуществлять непрерывную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в этой области.

Следует также учитывать, что в настоящее время в некоторых регионах России (Северо-Запад, Урал, Московская область и др.) в соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие медицинской промышленности на 19982000 годы и на период до 2005 года", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1998 г., разработаны или разрабатываются Региональные целевые программы развития (возрождения) медицинской промышленности, в которых должны быть предусмотрены разделы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. В особой степени это относится к специалистам, получившим профессиональное образование в 70-е - 80-е годы.

Таким образом, можно выделить следующие концептуальные задачи:

а) необходимость проведения маркетинговых исследований рынка труда в области биомедицинской инженерии с подключением Ассоциаций предприятий-производителей медицинской промышленности, созданных в ряде регионов России, а также аналогичных общественных медицинских Ассоциаций;

б) необходимость разработки единой системы дополнительного профессионального образования, включающей программы переподготовки и повышения квалификации как инженеров для предприятий (фирм), производящих современную МТ, так и персонала, занятого техническим обслуживанием и эксплуатацией сложной МТ, с их последующим лицензированием (в соответствии с Законом о новых видах деятельности, утвержденным Президентом РФ от 28 сентября 1998 г.);

в) необходимость разработки типовых методик и автоматизированной системы оценки качества профессионального дополнительного образования и уровня подготовки специалистов медико-технического профиля.

В настоящее время СПб ГЭТУ является головным учебно-методическим объединением (УМО) единого образовательного пространства РФ по направлениям медико-технической подготовки специалистов, включающего в себя более 40 ВУЗов страны. В СПб ГЭТУ создан Региональный Центр интегрированного медико-технического образования (РЦ ИМТО), являющийся коллективным членом Ассоциации предприятий медицинской промышленности С-Петербурга и Ленинградской области (АПМП), где, в том числе, формируются профессиональные требования к специалистам отрасли. На основании этих требований в РЦ ИМТО разрабатываются циклы (модули) учебных программ подготовки и повышения квалификации кадров как для предприятий медицинской промышленности, так и учреждений системы здравоохранения Северо-Западного региона РФ.

Предлагаемые принципы реализации Концепции:

1) Создание согласованной с Министерствами образования и здравоохранения РФ единой Федеральной системы дополнительного образования (ЕФСДО) на основе многоучредительства с целью совместной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров специалистов медико-технического профиля на базе РЦ ИМТО СПб ГЭТУ и его филиалов в технических ВУЗах России, являющихся членами УМО, и желающими стать соучредителями ЕФСДО .

2) Применение новых информационных технологий дистанционного обучения (виртуальный многофункциональный образовательный комплекс, интегрирующий различные образовательные программы в одну систему, включая выпуск учебников на CD - ROM) - под методическим руководством СПб ГЭТУ;

3) Создание блока непрерывного повышения квалификации кадров в структуре Региональных целевых комплексных программ «Развитие медицинской промышленности на период до 2003 г.», подготовленных АПМП

4) Создание автоматизированной системы оценки качества профессионального дополнительного образования на базе компьютерного сравнения «портрета выпускника» и «портрета специалиста медико-технического профиля», работающего на рынке труда.

Предлагается следующий перечень первоочередных мероприятий по реализации изложенной выше Концепции:

1. Обсуждение основных положений Концепции на заседаниях Учебно-методических Советов по медико-технической подготовке специалистов;

2. Формирование сети филиалов РЦ ИМТО СПб ГЭТУ (на базе ВУЗов, входящих в консорциум ВУЗов, готовящих специалистов медико-технического профиля в России) для создания фундамента единой Федеральной системы дополнительного образования (ЕФСДО) на основе многоучредительства;

3. Формирование специальных программ дополнительного профессионального образования «под заказ» для предприятий медицинской промышленности и учреждений здравоохранения различных регионов России;

4. Подготовка межвузовских учебных пособий для самостоятельной работы, ориентированных на применение в дистанционном обучении.

5. Обращение в Комитет по охране здоровья Государственной Думы Федерального Собрания РФ с вопросом о внесении в проект Федерального Закона «О медицинских изделиях» статьи о необходимости лицензирования лиц, занятых эксплуатацией сложной медицинской техники, с целью повышения структурного качества медицинской помощи.

БИОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Е.П. Попечителев

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, Кафедра Биомедицинской электроники и охраны среды

Обсуждая пути развития высшего образования, нельзя не обращать внимание на одну из главных проблем такого образования - его биотехнической направленности, так как работа инженера по обслуживанию известных или разработке новых видов техники всегда несет на себе "отпечаток" человеческого использования. Любая инженерная работа выполняется для людей, для удовлетворения их личных потребностей и потребностей общества. От того насколько глубоко современный инженер будет понимать назначение и особенности практического использования изделия, созданного его трудом, другими людьми, во многом зависит качество проектирования, производства и эксплуатации этой техники. Известны и психологические проблемы инженерной работы, решение которых связано с так называемым "человеческим фактором". Например, решающее значение для высокого качества обслуживания может иметь представление инженера о том, насколько хорошо он ориентируется в психологических оценках услуг, предоставляемых обществу с помощью созданных и обслуживаемых им технических систем. А принятие решений при проектировании сложных инженерных комплексов и сооружений может быть связано с совместной работой многих специалистов разного направления, и инженер должен уметь принимать совместные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.