Научная статья на тему 'Проблемы развития национального медико-технического кластера'

Проблемы развития национального медико-технического кластера Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
192
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития национального медико-технического кластера»

Для контроля за стоянием здоровья населения в период чрезвычайных ситуаций с возможным воздействием НДМГ и других КРТ необходимо создание пакета инструктивно-методических документов:

- по выбору маркеров, характеризующих состояние здоровья;

- по выбору маркерных веществ;

- по обоснованию риска;

- методик исследования и объектов обследования.

Например, носителями информации о техногенном воздействии являются природные комплексы:

• приземной слой воздуха,

• поверхностные воды;

• почва;

• снег;

• лед.

Эколого-гигиеническая оценка объектов окружающей среды должна проводиться по нескольким показателям:

• химическое состояние (определение легкорастворимых солей, кислотноосновных свойств, окислительно-восстановительные условия, содержание гумуса и т. д.);

• физическое состояние (газообразное, жидкое вещество, растворимость в воде, водопроницаемость, плотность почвы, уровень грунтовых вод и т.д.);

• санитарно-химические показатели состояния водоемов и почвы;

• фитотоксичность почвы (изменение скорости дыхания микроорганизмов, стимуляция или подавление роста и т. д.).

Информация, полученная при анализе гигиенической ситуации и здоровья населения, должна быть полной и комплексной для анализа динамики экологической обстановки в районе портово-промышленных сооружений, в течение всего времени производственной деятельности или на время всей жизни.

Таким образом, при изучении изменений состояния здоровья населения, проживающего на территориях, прилегающих к портово-промышленным сооружениям, целесообразно использовать несколько видов мониторинга здоровья, которые обеспечивают регистрацию отклика на контакт с химическими факторами как на уровне индивидуума, так и на уровне популяции. При изучении заболеваемости важно фиксировать и структуру, т.е. удельный вес отдельных групп (классов) болезней, их соотношение.

Е.П. Попечителев, Г.Н. Пахарьков ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕДИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА

В настоящее время в здравоохранение страны (в связи с реализацией национальных проектов) активно внедряются новые достижения медико-технической науки. К ним относятся: бионанотехнологии, функциональный анализ состояния организма на основе компьютерной обработки биологических сигналов и изображений (с использованием методов и средств искусственного интеллекта), информационные технологии (позволяющие создавать различные медицинские системы

- экспертные, телемедицины, мониторинга медицинских изделий (МИ), управления качеством здравоохранения и др.). Прогнозируется также дальнейшее развитие таких областей знаний, как: математическое и компьютерное моделирование

строения, функций, поведения и патологии живого организма; создание искусственных органов и тканей, в том числе гибридных; многофакторные энергетические воздействия в диагностических и терапевтических целях, на клеточном и генном уровнях. Начинают внедряться в практику биосенсорика и микроробототехника; технические средства реабилитации инвалидов; биомедицинские микросистемы, биочипы и др. В то же время по наукоемким, сложным и автоматизированным приборам и аппаратам (особенно в группах приборов лучевой и ультразвуковой диагностики, систем жизнеобеспечения, ряда направлений функциональной диагностики, имплантируемой активной протезной техники, автоматической лабораторной техники для экспресс-микроанализа, медицинским экспертным системам и ряду других) в России имеется значительное отставание от мировых достижений, а многие виды подобных МИ вообще не производятся в стране.

Решение этих проблем возможно только при эффективном развитии одного из крупных инновационных объединений промышленных предприятий, научных и учебных организаций и учреждений - медико-технического кластера, объединяющего около 1500 предприятий (выпускающих более 7000 видов МИ), а также научных организаций разных форм собственности и более 60 государственных учреждений высшего профессионального образования.

Под региональным (национальным) научно-технологическим и промышленным кластером понимается формализованное или неформализованное объединение промышленных предприятий, научных и учебных заведений профессионального образования различных уровней в рамках конкретного технологического направления [1]. Специфика медико-технического кластера заключается в интеграции вышеназванных элементов с системой здравоохранения, которая, в свою очередь, имеет аналогичные составляющие своего функционирования и развития.

Современные экономические условия требуют от здравоохранения кардинальных мер по рациональному использованию ресурсов, внедрению новых медицинских технологий и эффективных форм организации медицинской помощи населению. Это, в свою очередь, требует реализации современных системных методов управления качества здравоохранения, его медико-технического оснащения, а также дальнейшего развития медицинской науки и биомедицинской инженерии. Для достижения этой цели необходимо организовать единую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, занятых в сфере обращения МИ.

На рис.1 представлена взаимосвязь структурных элементов медикотехнического кластера России.

Сегодня кадровый блок этого кластера обеспечивается двумя интегральными образовательными направлениями «Биомедицинская техника» (по подготовке спе-циалистов-разработчиков МИ) и «Биомедицинская инженерия» (по подготовке клинических инженеров), в которых оптимально сочетаются три фундаментальные области знаний: медико-биологическая, медико-техническая и системотехническая. При этом понятие "биомедицинская инженерия" приобретает значительно более широкий смысл, интегрируя в себя клиническую инженерию, биоинформа-ционную инженерию, медико-экологическую инженерию, реабилитационную инженерию - различные виды биотехнических систем (БТС) и технологий (БТТ), имеющих общую фундаментальную базовую биотехническую подготовку, в которых биомедицинское приборостроение является частью отдельного биотехнического направления [2].

Эти принципиальные отличия подготовки специалистов биотехнического профиля привели к разработке и созданию новой методологии интеграции предприятий медицинской промышленности, медицинских учреждений: медицинских

университетов, медицинских научных центров, центров новых медицинских технологий - с техническими университетами практически во всех регионах России.

Рис. 1. Взаимосвязь структурных элементов медико-технического кластера России

Наиболее яркими и плодотворными примерами такого сотрудничества можно назвать работы СПбГЭТУ "ЛЭТИ" с СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, Северозападным ГУЗ "Территориальный центр медицины катастроф", ассоциацией предприятий медицинской промышленности "Северо-запад" и др.; МГТУ им. Н. Э. Баумана с ММА им. И. М. Сеченова, ВНИИ медицинского приборостроения и др.; Воронежского ГТУ с областным клиническим диагностическим центром и ГУЗ "Территориальный центр медицины катастроф" Воронежской области, Донского и Курского государственного технического университета, Таганрогского государственного радиотехнического университета, Самарского аэрокосмического университета, Владимирского государственного университета совместно с городскими больницами и научно-медицинскими центрами своих регионов, и многие другие примеры эффективного взаимодействия высшей школы с учреждениями здравоохранения, научными организациями и промышленными предприятиями страны.

Указанная интеграция имеет место практически во всех регионах России, что позволило создать, тем самым, единое образовательное пространство в сфере обращения МИ.

Реализация концепции государственной системы высшего профессионального медико-технического образования на основе интеграции технических университетов, предприятий медицинской промышленности и учреждений здравоохранения предполагает постоянный анализ современного состояния науки и техники и проведение прогнозных исследований развития научно-технического уровня (НТУ) МИ.

На рис. 2 приведена схема взаимосвязи прогнозных оценок изменения тенденций развития НТУ МИ и прогнозных оценок изменения потребностей на рынке труда, анализ которых должен привести к формированию нового перечня образовательных программ медико-технической подготовки.

Как было сказано выше, одной из областей роста в стране является медикотехнический кластер, в котором высшее медико-техническое образование является своеобразным КАТАЛИЗАТОРОМ развития всех составляющих этого кластера.

Рис. 2. Взаимосвязь прогнозных оценок тенденций развития предметных областей вуза и потребностей на рынке труда

Это утверждение основано на возникновении и системном развитии научнообразовательных школ медико-технической направленности, возникших практически во всех основных регионах страны. Непосредственной причиной этого процесса явилось открытие в 1997 г. специальности 204002 “Инженерное дело в медико-биологической практике” и в 1999 г. нового направления 200300 “Биомедицинская инженерия”.

В настоящее время региональные медико-технические научнообразовательные школы, впитавшие в себя самые лучшие достижения науки и техники, являются "ТОЧКАМИ РОСТА" новых научных и прикладных предметных областей в медицинской промышленности и практическом здравоохранении.

В качестве примера можно привести сле- дующие науч-

но-образовательные школы:

- СПбГЭТУ - информационно- измерительные

и управляющие биотехнические системы и технологии,

организация регионального Центра дополни- тельного меди-

ко-технического образования;

- МГТУ им. Н.Э. Баумана - ультразвуко- вые и лазерные

воздействия на БО, учреждение НИИ биомедицинской техники;

- Воронежский ГТУ - биокибернетика и компьютерные технологии в медицине, открытие Центра новых систем управления в здравоохранении;

- Саратовский ГТУ - новые материалы и технологии в стоматологии, создание Центра плазменного напыления;

- НИИ медицинского приборостроения РАМН (ЗАО «ВНИИМП-ВИТА») -организация филиала кафедры МГТУ им. Н.Э. Баумана, учебно-научного центра МИЭТ, филиалов кафедр МЭИ и МАИ.

На рис.3 приведена схема взаимосвязи указанных элементов медикотехнического кластера. Здесь выделены четыре составляющие, достижения каждой из которых определяют перспективы сохранения здоровья людей. Не останавливаясь подробно на анализе этой схемы, отметим, что в ней отражены наиболее проблемные направления, которые на сегодня определяют "точки роста" биотехнического образования, частью которого является медико-техническое направление в высшем техническом образовании.

Эффективность работы кадрового блока кластера в большой степени зависит от организации системы переподготовки и повышения квалификации специалистов медико-технического профиля [3 - 5].

В настоящее время существующая нормативная база требует от администрации медико-технических предприятий и лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) проводить регулярное повышение квалификации своих работников (ст. 196 ТК РФ). Учитывая, что наличие профессионально подготовленных специалистов в организациях, занимающихся производством, эксплуатацией, техническим обслуживанием и реализацией медицинской техники, является необходимым условием для получения лицензии на упомянутые виды деятельности (ст. 9 закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ), требование о повышении квалификации работников 1 раз в 5 лет является для администрации медико-технических предприятий обязательным.

Надзор за соблюдением нормативных требований медико-техническими предприятиями и ЛПУ осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) (Постановление Правительства РФ № 323 от 30.06.2004).

В СПб ГЭТУ «ЛЭТИ» на основании обращения Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, решений ассоциации предприятий медицинской промышленности "Северо-запад" и ассоциации «Здравоохранение Северо-запада» создан Региональный центр интегрированного медико-технического образования (РЦ ИМТО). В настоящее время Центр по согласованию с Росздравнадзором организует циклы повышения квалификации и переподготовки специалистов научнопроизводственных и торговых фирм, организаций и учреждений здравоохранения города, занимающихся производством, реализацией, эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом медицинских изделий. Примерами таких циклов являются программы: «Менеджмент качества на предприятиях медицинской промышленности» и «Организация ремонта и технического обслуживания медицинской техники».

Создание новейших образцов МИ обеспечивается глубокими фундаментальными и прикладными исследованиями в институтах РАН, РАМН, научных учреждениях здравоохранения и исследовательских фирмах. В основе современных достижений в области биомедицинской инженерии лежат, прежде всего, результаты, полученные в процессе приборных исследований и применения современных методов обработки информации. Отмеченные обстоятельства позволяют говорить о фундаментальном характере медико-технических проблем, с которыми приходится сталкиваться специалистам, работающим в этих областях. Решение этих проблем возможно только при эффективной организации работ в каждом из элементов медико-технического кластера страны.

Рис. 3. Биотехническое образование - катализатор развития медико-технической науки, здравоохранения, биомедицинской инженерии и медицинской

промышленности

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Викторов А. Д. Аналогия уместна // Поиск. 2002. 15 февраля. №7(665).

2. Попечителев Е.П. Биотехнические системы и технологии на их основе // Биотехнические системы в медицине и биологии. - СПб. 2002. - С. 5 - 12.

3. Попечителев Е. П., Пахарьков Г. Н. О концепции дополнительного профессионального образования в области биомедицинской инженерии в России // Известия ТРТУ. Материалы Всес. науч.-техн.конф. «Медицинские информационные системы - МИС-2000. - Таганрог. 2000. №4. - С.195 - 197.

4. Попечителев Е. П., Пахарьков Г. Н. Организация и принципы развития Межотраслевого учебного центра интегрированного медико-технического образования // Сб. трудов Сев.-зап. отд. АМТН. - СПб. 2001. №5. - С. 80 - 82.

5. Попечителев Е. П., Пахарьков Г. Н., Ворогушин В.А. Медико-техническое образование - важный ресурс развития медицинской промышленности и здравоохранения региона // Современное образование: содержание, технологии, качество: Сб. науч.-метод. трудов. - СПб. 2006. Вып. 8. - С.42 - 52.

Е.П. Попечителев БАЗА ДАННЫХ ПО МЕТОДАМ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Медико-биологические исследования (МБИ) играют важнейшую роль в современной медицине, биологии и экологии, позволяя получать достоверную и полную информацию о биологических объектах. Однако процесс исследования этих объектов осложняется в виду их особых свойств, заставляющих тщательно подбирать экспериментальные группы, проводить комплексные исследования, уделять большое внимание интерпретации результатов и т. п. Дополнительные сложности вносятся разнообразием физических и физико-химических проявлений жизнедеятельности, приемов проведения исследований даже на одной и той же группе, технических средств, которые практически с одинаковым успехом могут быть применены при решении разнообразных исследовательских задач. Последнее обстоятельство особенно важно, так как большинство методов исследований являются инструментальными.

Практически реализация конкретного метода исследования биологических объектов, рассчитываемого обычно на изучение определенного проявления их жизнедеятельности, осуществляется в соответствии с более детальным описанием последовательности приемов выполнения исследования - методикой, в которой предусматриваются все возможные обстоятельства (факторы), решающим образом определяющие качество исследования.

Анализ направлений совершенствования известных методов исследования биообъектов (кроме них разрабатываются новые методы, основанные на достижениях биологических наук и технических усовершенствований) показывает, что расширяется сфера применения этих методов и количество методик исследования, растет парк технических средств, увеличивается список исследуемых объектов. В настоящее время специалисты самого разного профиля, связанные с проведением медико-биологических исследований, вынуждены пользоваться всей информацией по методам исследований, но использовать эту информацию в собственных, отличающихся от других интересах. Разобраться во всем этом разнообразии необычайно сложно не только молодому специалисту (будь то медицинский специалист, технический работник по эксплуатации медицинской техники, менеджер и т.п.), но и исследователю, имеющему большой опыт практической работы.

Для упрощения работы исследователя в различных областях медицины, биологии и экологии все чаще стали появляться специализированные информационно-справочные системы (ИСС), в которых делается попытка "разложить" всю информацию, необходимую для организации исследования, в некоторую систему -базу данных. Однако большинство разрабатываемых информационно-справочных систем имеют узкую специализацию. Они не рассчитаны на расширение используемой базы данных, ее интеграцию с другими информационно-справочными сис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.