«БМИ-2009»
20 лет спустя... Снова молодежная школа
По данным международной организации «The World Medical Market Fact File» (WMMFF), медицинское оборудование и изделия медицинского назначения по объему, номенклатуре, ассортименту и количеству занимают одно из первых мест в мире, опережая такую динамично развивающуюся отрасль, как вычислительная техника. Объем продаж медицинской техники (МТ) в мире около 300 млрд дол. (из них на долю США приходится более 60 млрд дол., а на долю России — около 3 млрд дол.).
В то же время в России наукоемкой МТ выпускается явно недостаточно, и налицо резко обозначенная тенденция преобладания зарубежной МТ в сравнении с отечественной МТ. Если раньше соотношение было: 85 % — отечественной МТ, а 15 % — зарубежной, то сейчас — наоборот! Это относится и к фармацевтике, что стало предметом рассмотрения этих вопросов и в Счетной палате, и Контрольно-ревизионном управлении Президента РФ.
На совместном заседании Комиссии РСПП по индустрии здоровья и президиума Всероссийского общественного Совета медицинской промышленности по вопросу «О мерах государственной поддержки развития медицинской промышлен-
Зимняя школа «БИМК-79». Круглый стол ведет проф. А. Н. Шеповалъников, зав. лабораторией Института эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН. Крайний слева — д-р биол. наук, проф. В. А Лищук, председателъ ПК «Медицинская кибернетика и информатика» РАМН, Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева РАМН, Москва (прототип кибернетика из повести Н. М. Амосова «Мысли и сердце»)
ности и снижения зависимости здравоохранения от поставок лекарственных средств и медицинских изделий по импорту» (18.03.2009 г.) был утвержден план мероприятий по развитию отечественной медицинской промышленности на 20092010 гг.
В этом плане большое внимание уделено системе эффективной подготовки кадров.
В соответствии с Федеральной целевой программой «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» в Санкт-Петербурге, в период с 26 по 30 октября, проводилась Всероссийская научная школа для молодежи «Биомедицинская инженерия — "БМИ-2009"», посвященная основателю и руководителю школ «БИМК», проф. В. М. Ахутину (19242005 гг.).
Целью проведения этой школы являлось повышение квалификации молодых ученых, преподавателей, аспирантов, специалистов в области биомедицинской инженерии — бурно развивающейся области инновационного научного знания и практики.
Старт школе был дан 40 лет тому назад, в 1969 г., когда по инициативе Совета молодых ученых и специалистов Особого конструкторского бюро биомедицинской кибернетики (ОКБ БИМК) при Ленинградском городском и областном комитетах ВЛКСМ была создана городская секция «Прибо-
Зимняя школа «БИМК-80». Слева — д-р мед. наук., проф. В. О. Самойлов — генерал-майор м/с, член-кор. РАМН, декан факулътета медицинской физики и биоинженерии, зав. каф. СПбГПУ отвечает на вопросы слушателя школы
Пос. Репино. Ключ школы «БИМК-81» передан научному руководителю проф. В. М. Ахутину
ростроение и кибернетика в биологии и медицине», объединившая научную молодежь более чем 40 предприятий, организаций и учреждений города.
Первым крупным мероприятием этой секции явилось проведение в 1970 г. 1-й конференции молодых ученых Ленинграда по биологии, медицине и биомедицинской кибернетике, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Оргкомитет конференции возглавил уполномоченный президиума АН СССР в Ленинграде академик Б. Е. Быховский, а научными руководителями кон-
ференции стали директор ИЭМ АМН, член-кор. АМН СССР Н. П. Бехтерева и начальник-Главный конструктор ОКБ БИМК, профессор В. М. Ахутин.
В работе конференции, проходившей в мае 1970 г., приняли участие более 500 молодых ученых и специалистов из 54 городов страны.
В декабре 1971 г. вышло постановление ЛОК ВЛКСМ о проведении в феврале—марте 1972 г. Ленинградской зимней школы молодых ученых и специалистов по биологической кибернетике (Школа «БИМК-1972»). Это мероприятие вошло в сводный план ЦК ВЛКСМ.
Председателем Оргкомитета 1-й школы стал директор Института физиологии АН СССР им. И. П. Павлова академик В. Н. Черниговский, а научным руководителем — В. М. Ахутин. На первую школу съехались 120 слушателей из 28 городов страны.
В марте 1973 г. была проведена 2-я зимняя школа молодых ученых и специалистов по медицинской кибернетике («БИМК-1973»), куратором которой была директор Института экспериментальной медицины АН СССР, член-кор. АН СССР Н. П. Бехтерева, а научным руководителем — вновь В. М. Ахутин.
Начиная с 1974 г. бессменным председателем Оргкомитета и научным руководителем всех последующих школ «БИМК» был проф. В. М. Ахутин. Финансовое обеспечение школ взял на себя Научный совет по комплексной проблеме «Кибернетика» АН СССР, председателем которой являлся академик А. И. Берг.
Таким образом, начиная с 1972 г. каждый год, вплоть до 1991 г., в течение 20 лет проводилась ежегодная зимняя молодежная школа по биомед-кибернетике, чем был установлен абсолютный рекорд в нашей стране по длительности проведения такого рода научных молодежных мероприятий.
Сегодня после большого перерыва эта традиция восстанавливается...
Выдающиеся лекторы молодежных зимних научных школ «БИМК»
Николай Михайлович Амосов — д-р мед. наук, проф., заслуженный деятель науки УССР, член-кор. АМН СССР, академик АН УССР, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда. Основные труды по хирургии легких и сердца, биологической и медицинской кибернетике.
Павел Васильевич Симонов — академик АН СССР, академик РАН, директор института высшей нервной деятельности РАН, лауреат Государственной премии СССР.
Валерий Иванович Шумаков — выдающийся российский врач-трансплантолог, директор НИИ трансплантологии и искусственных органов Минздрава РФ, академик РАН и РАМН. Шестой кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР. Впервые в СССР успешно выполнил пересадку сердца, печени и поджелудочной железы, а также двухэтапную пересадку сердца.
Василий Васильевич Налимов — создатель и руководитель нескольких новых научных направлений: метрологии количественного анализа, химической кибернетики, математической теории эксперимента и наукометрии (ввел термин «<наукометрия» в научный оборот). Знаменитый математик и философ, профессор МГУ, действительный член РАЕН.
№ 6/2009 I'
биотехносфера
Работа школы «БМИ-2009» проводилась по следующим направлениям: перспективы развития биомедицинской инженерии (БМИ); информационные и компьютерные технологии в БМИ; микро- и нанотехнологии в БМИ; методы и технические средства оценки состояния здоровья человека; медицинские информационные системы; системы телемедицины; системы скринирующей диагностики состояния здоровья населения; биотехнические системы медицинского назначения; современные методы обработки и анализа биомедицинской информации; методические вопросы повышения качества подготовки специалистов в области биомедицинской инженерии.
В научной школе приняли участие представители Московского ГТУ им. Н. Э. Баумана, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», СПбГПУ, СПбГУАП, Рязанского ГРТУ, Орловского ГТУ, Владимирского ГУ, Тверского ГТУ, а также ряда научных учреждений, работающие в области биомедицинской инженерии: из Военно-медицинской академии, СПИРАН, Института мозга РАМН, Института экспериментальной медицины РАМН, Института физиологии им. И. П. Павлова РАН, Института эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН, Института аналитического приборостроения РАН и др.
Перед слушателями выступили: Ю. В. Обухов — д-р физ.-мат. наук, проф., зам. директора института радиотехники и электроники РАН им. В. А. Ко-тельникова; Р. М. Юсупов — член-кор. РАН, д-р техн. наук, проф., директор Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН; В. О. Самойлов — член-кор. РАМН, д-р мед. наук, проф., декан факультета медицинской физики и биоинженерии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета; А. Н. Шепо-вальников — д-р мед. наук, проф., зав. лабораторией Института эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН; А. П. Немирко, д-р техн. наук, проф. СПбГЭТУ; С. И. Щукин, д-р техн. наук, проф., декан факультета биомедицинской техники, зав. кафедрой медико-технических и информационных технологий Московского ГТУ им. Н. Э. Баумана; В. В. Шаповалов — д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой биомедицинской электроники и охраны среды СПбГЭТУ, директор НИКТИ биотехнических систем СПбГЭТУ; В. В. Лучинин — д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой микроэлектроники, директор Центра микротехнологии и диагностики СПбГЭТУ; Е. П. Попечителев — д-р техн. наук, проф. СПбГЭТУ, председатель УМС по медико-техническим направлениям высшего профессионального образования РФ; Л. Т. Сушкова, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой биомедицинской инженерии, директор Центра международного сотрудничества Владимирского ГУ; Ю. И. Сенкевич — др техн. наук, ст. научный сотрудник СПИРАН; Н. Б. Суворов — д-р биол. наук, проф., зав. лабораторией нейроэкологии НИИ экспериментальной медицины РАМН; Г. Н. Пахарьков — канд. техн.
наук, доц., директор Регионального Центра интегрированного медико-технического образования СПбГЭТУ.
Лекции перечисленных лекторов будут опубликованы в научно-практических журналах «Информационно-управляющие системы» и «Биотехносфера».
Среди работ, представленных на конкурс молодыми участниками школы, были выделены следующие работы, которые отличались как по глубине проработки материала, так и по их научной значимости.
1. Алехин М. Д., Корчагина Д. А., Анищен-ко Л. Н. Исследование возможностей системы бесконтактной дистанционной диагностики апноэ на основе биорадиолокации (МГТУ им. Н. Э. Баумана).
2. Кирсанова А. В. Алгоритм дерева решений в системе диагностики новообразований головного мозга на магнитно-резонансном томографе (Тверской ГТУ).
3. Дунаев А. В. Применение методов неинва-зивной спектрофотометрии для исследования системы микроциркуляции крови при низкоинтенсивной лазерной терапии (Орловский ГТУ).
4. Бондарева Л. А. Особенности проектирования устройств контроля и диагностики электрофизиологических параметров растений (Орловский ГТУ).
5. Топоровский А. В., Кузнецов А. А. Виртуальная диаграмма ритма сердца. Владимирский ГУ).
6. Машевский Г. А. Технология и система для мониторинга состояния больного в постоперационный период (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет им. В. И. Ульянова (Ленина)).
7. Веденина А. С. Система оценки эффективности протезирования и ортезирования нижних конечностей (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет им. В. И. Ульянова (Ленина)).
8. Лебедева М. С. Моделирование цифровой фильтрации биомедицинских сигналов в среде программирования Lab VIEW (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет им. В. И. Ульянова (Ленина)).
В то же самое время проведенный анализ показал, что в вузах России, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Томске, Новосибирске, Таганроге, Курске, Туле, Самаре, Саратове и др., молодые ученые, преподаватели, специалисты, работающие в области биомедицинской инженерии, составляют от 20 до 35 % кадрового состава коллектива; на кафедрах ежегодно зачисляют в аспирантуру от 2 до 5 человек, эффективность подготовки в аспирантуре составляет 30-70 %.
В ряде вузов численный состав молодых ученых и преподавателей не более 20 %, в аспирантуре по специальности 05.11.17 — Приборы, системы и изделия медицинского назначения — обучается очень мало людей. Это объясняется как отсутствием специалистов, способных руководить аспиран-
Сертификат Всероссийской научной школы по биомедицинской инженерии «БМИ-2009»
тами, так и отсутствием диссертационных советов и научно-исследовательских работ в области БМИ.
Наилучшим образом ситуация с подготовкой кадров высшей квалификации по биомедицинской инженерии складывается в двух вузах — МГТУ им. Н. Э. Баумана (на факультете биомедицинской техники) и СПбГЭТУ (на факультете информационно-измерительных и биотехнических систем), где сформированы научно-образовательные
центры (НОЦ) по биомедицинской инженерии. В этих вузах ежегодно защищаются одна-две докторские и четыре-восемь кандидатских диссертаций по специальности 05.11.17.
Анализ структуры участников научной молодежной школы «БМИ-2009» показал целесообразность усиления работы по подготовке кадров высшей квалификации в области биомедицинской инженерии и необходимость повышения престижа научной и преподавательской работы в молодежной среде.
По окончании школы слушателям были выданы сертификаты Всероссийской научной школы по биомедицинской инженерии, подписанные Почетным председателем Оргкомитета школы, директором института радиотехники и электроники РАН им. В. А. Котельникова, членом Президиума РАН, академиком Ю. В. Гуляевым и сопредседателем Оргкомитета, ректором СПбГЭТУ, д-ром техн. наук, проф. В. М. Кутузовым. Процедура вручения участникам сертификатов научной школы зафиксирована на фотографиях и представлена в разделе «фотогалерея школы по биомедицинской инженерии» на сайте www.eltech.ru.
Великому Гёте принадлежат слова: «Недостаточно лишь знать — Надо применять знания. Недостаточно только хотеть — Надо еще и делать!»
Для воплощения этой мысли в жизнь нужны высококвалифицированные профессионалы, умело и действенно работающие на стыке медицины, биологии, техники и информатики — в одной из самых наукоемких и гуманных областей знания — биомединженерии!
Достижению этой цели и была посвящена молодежная научная школа «БМИ-2009».
Пахарьков Г. Н. Юлдашев 3. М.
№ С/2009 \
биотехносфера