Научная статья на тему 'О федеральной системе переподготовки и повышения квалификации специалистов медико-технического профиля'

О федеральной системе переподготовки и повышения квалификации специалистов медико-технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О федеральной системе переподготовки и повышения квалификации специалистов медико-технического профиля»

V. СЕКЦИЯ ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ БИОМЕДИЦИНЫ И ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

УДК 551

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО

ПРОФИЛЯ

Е.П. Попечителев, Г.Н. Пахарьков

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, 197376, Санкт-Петербург, ул. проф. Попова, д. 5 Тел/Факс: (812) 234 01 33

Основными предпосылками создания единой федеральной системы переподготовки и повышения квалификации специалистов медико-технического профиля являются: 1) понимание того, что образовательная деятельность является инновационным процессом; 2) наличие развитого рынка медико-технических услуг; 3) наличие единого образовательного пространства в области биомедицинской инженерии и 4) наличие долговременной федеральной целевой программы развития медицинской промышленности, предусматривающей, в том числе, и кадровое обеспечение данной отрасли.

Образовательная деятельность как инновационный процесс стимулирует повышение уровня образования населения региона, развивает книгоиздательскую сферу, требует создания в стране и регионах современных телекоммуникационных информационных систем с выходом в глобальные сети и базы данных. В конечном счете проблема создания новых рабочих мест решается с помощью инвестиций в образовательную сферу и в систему поддержки организаций, создающих эти места.

Многообразие форм и стадий образования определяет и многоканальность его финансирования.

Различные формы дополнительного образования, как правило, финансируются на коммерческой основе и являются экономически выгодным предпринимательством.

Этот вид инновационной деятельности требует определенной технологической цепочки: кадры - знание - ресурсы - кадры [1].

Рынок медицинского оборудования и медицинской техники (МТ) - самый емкий сегмент международного и отечественного рынков, причем обновление парка (смена поколений) МТ происходит не реже, чем через 5-6 лет, а по некоторым наукоемким группам МТ, например, системам топической диагностики - не реже, чем через 2-3 года.

Более чем в 30 университетах основных регионов России готовят специалистов медико-технического профиля, в том числе, в 7 из них - по 2-м специальностям: 190500 и 190600 [2]. Следовательно, в России имеется единое образовательное пространство в области медико-технической подготовки специалистов, но отсутствует единое образовательное пространство в области переподготовки кадров, работающих в различных областях биомедицинской инженерии.

В проекте Федеральной целевой программы "Развитие медицинской промышленности на 1998- 2000 г.г. и на период до 2005 г." (по инициативе постоянной комиссии по здравоохранению Законодательного Собрания С.-Петербурга) имеется пункт о разработке отраслевой современной системы переподготовки и повышения квалификации кадров в области ремонта, эксплуатации и сервисного обслуживания наукоемкой МТ.

МИС-98

V. Инженерное образование в сфере биомедицины и информационно -

психологической безопасности Таким образом, в настоящее время имеются все предпосылки для создания федеральной системы переподготовки и повышения квалификации специалистов медико-технического профиля.

На рис.1. представлена структурная схема Регионального Центра интегрированного медико-технического образования, созданного на базе С-Петербургского государственного электротехнического университета (РЦ ИМТО СПб ЭТУ) при участии двух региональных Ассоциаций Северо- Западного региона РФ.

Сегодня Региональный Центр интегрированного медико-технического образования С-Петербургского государственного электротехнического университета

- единственный в России учебный Центр по по вышению квалификации специалистов широкого профиля в области биомедицинской инженерии.

Основные задачи, решаемые Центром, следующие: - создание единой системы переподготовки и повышения квалификации кадров, занятых эксплуатацией и сервисным обслуживанием наукоемкой медицинской техники, а также разработкой современных медицинских технологий с применением вычислительных средств;

- организация дополнительного обучения и стажировок студентов различных медико-технических специальностей в ведущих медицинских Центрах России и за рубежом (с получением соответствующих документов);

Рис.1. Структурная схема РЦ ИМТО С-Пб ЭТУ

- проведение научных исследований в области создания единой системы оценки качества медицинских услуг (в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9004-2);

- разработка системы сертификации персонала, занятого эксплуатацией медицинской техники (в соответствии с требованиями Европейского стандарта EN 45031);

- участие в международных программах и проектах по созданию новой медицинской техники и новых медицинских информационных технологий;

- организация глобального мониторинга медицинской техники в системе здравоохранения С-Петербурга и региона;

- подготовка совместных (в том числе и с зарубежными авторами) монографий, учебников и учебных пособий по актуальным направлениям биомедицинской инженерии; организация обмена учебно-методическими материалами в области подготовки специалистов медикотехнического профиля;

- организация международных симпозиумов, конференций и презентаций новинок медицинской техники Российских и зарубежных фирм с проведением анкетирования ведущих специалистов в области здравоохранения по вопросам внедрения этих образцов в медицинской практике;

- проведение консалтинговых исследований в области биомедицинской инженерии и медицинских информационных технологий и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Викторов А.Д. Роль инновационной деятельности в развитии регионов России / В ж-ле "Инновации", N1, 1996.

2. Попечителев Е.П. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов из учреждений здравоохранения / В ж-ле "Инновации в здравоохранении", С-Пб, 1997.

КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭРГОНОМИКИ В

ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Городецкий И.Г., Амочкин В.М.

Московский авиационный технологический институт - Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского. 103767, Москва, Петровка,

27, тел./факс 288-18-09

Эргономика, как наука о “труде по закону” приобретает все возрастающее значение в современном обществе, насыщенном разнообразными техническими объектами, управляемыми человеком. Однако подготовка специалистов по эргономике в нашей стране ограничена рядом всего несколькими кафедрами, одна из которых под названием “Эргономика и информационно-измерительные системы” (ЭИИС) в течение 10 лет действует в нашем университете.

Начиная с 1997 года кафедра ЭИИС осуществляет подготовку специалистов по собственному, специально разработанному экспериментальному учебному плану, в котором, по мнению его авторов, отражены основные аспекты современной эргономики, как науки, находящейся на стыке ряда технических, математических, психологических и медицинских дисциплин.

Экспериментальный учебный план является единым для двухступенчатого образования в рамках традиционных направлений и специальностей. Первая ступень

- бакалавриат по направлению 5530 “Системный анализ и управление”, срок обучения - 4 года, вторая ступень 0 инженерная подготовка по специальности 2202 “Автоматизированные системы обработки информации и управления”, срок обучения 1,5 года. Авторы учебного плана стремились к концептуальному единству содержания преподаваемых дисциплин на первой и второй ступенях образования. В учебном процессе помимо обычных базовых дисциплин (физика, математика, химия и др.) выделены три основные ветви, походящие через все курсы, начиная с первого.

Первая ветвь, включает дисциплины, связанные с человеком: Основы физиологии, биофизики, биохимии, биомеханики, общую психологию, психологию труда, инженерную психологию, основы социальной психологии и психологи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.