Научная статья на тему 'Интеграция образовательной и научно-производственной деятельности в вузе основа эффективной подготовки специалистов'

Интеграция образовательной и научно-производственной деятельности в вузе основа эффективной подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликов Н. И., Старовойтова Н. П.

В статье изложена концепция развития и совершенствования учебного процесса по специальности 190600 «Инженерное дело в медико-биологической практике» на базе диверсификации процесса обучения. Представлен опыт подготовки специалистов в области исследования, разработки, эксплуатации и сервисного обслуживания наукоемкой медицинской техники на основе интегрированной научно-образовательной структуры, разработанной и эффективно действующей на кафедре

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of Education and Research-Production as an Effective Basis for Training Specialists in a Higher Educational Establishment

The article describes a conception of development and improvement, on the basis of its diversification, of instruction process for students specializing in Enginering in Medical and Biological Practice (Speciality 190600). The analysis of training specialists in research, design, operation, and maintenance of sophisticated medical equipment is presented. The training has been done on the basis of an integrated research and education division developed and implemented at the Chair of Electric Power, Electromechanical, and Biotechnical Systems of Moscow Aviation Institute.

Текст научной работы на тему «Интеграция образовательной и научно-производственной деятельности в вузе основа эффективной подготовки специалистов»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ — ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Н. И. Куликов, профессор кафедры электроэнергетических, электромеханических и биотехнических систем Московского авиационного института (государственного технического

университета),

Н. //. Старовойтова, доцент кафедры электроэнергетических, электромеханических и биотехнических систем Московского авиационного института (государственного технического

университета)

В статье изложена концепция развития и совершенствования учебного процесса по специальности 190600 «Инженерное дело в медико-биологической практике» на базе диверсификации процесса обучения. Представлен опыт подготовки специалистов в областиисследования, разработки, эксплуатации и сервисного обслуживания наукоемкой медицинской техники на основе интегрированной научно-образовательной структуры, разработанной и эффективно действующей на кафедре электроэнергетических, электромеханических и биотехнических систем Московского авиационного института.

Современные направления развития медицины основаны на интеграции медицинских и технических систем, обеспечивающей наиболее полное использование достижений науки и техники для повышения уровня отечественного здравоохранения.

Переоснащение поликлиник и больниц современной медицинской техникой, неизбежное в ближайшие годы, требует опережающей подготовки большого количества специалистов в области разработки, производства и специализированного обслуживания медицинской техники. Использование в современном медицинском оборудовании технических достижений из самых различных научно-технических областей требует для реализации программы качественной подготовки специалистов привлечения лучших отечественных инженерных вузов политехнического профиля. Основой для подготовки технических специалистов системы здравоохранения страны является подготовка инженеров по специальности 190600 «Инженерное дело в медико-био-логической практике».

Интеграция научной и образовательной деятельности в вузе — один из главных путей повышения эффективности подготовки специалистов. В первую очередь это относится к направлениям, свя-

занным с созданием наукоемкой техники. В Московском авиационном институте (МАИ) на кафедре электроэнергетических, электромеханических и биотехнических систем разработана и действует модель интегрированной научно-образовательной структуры, на базе которой осуществляется подготовка инженеров по специальности 190600 «Инженерное дело в медико-биологической практике», входящей в направление подготовки 653900 «Биомедицинская техника». Элементами этой структуры являются собственно кафедра МАИ, осуществляющая подготовку инженеров по специализации «Биотехнические системы восстановления функций организма», базовая кафедра технических систем поддержки кровообращения и дыхания, созданная в Научно-исследовательском институте трансплантологии и искусственных органов (НИИТиИО), Учебно-научно-производственный центр МАИ «Биотехнические системы». Научно-производственная фирма «Российские электрические машины» («РЭЛМА») и Московский медицинский колледж № 1 (ММК1). Разработанная модель содержит взаимосвязанные элементы и является замкнутой.

Учебный процесс на кафедре ведется с использованием результатов много-

© Н. И. Куликов, Н. П. Старовойтова, 2005

летних НИР в области медицинской техники. Созданная на кафедре Научно-производственная фирма «РЭЛМА» разрабатывает и серийно выпускает сертифицированное медицинское оборудование: стоматологические комплексы, стерилизаторы, биоцентрифуги и др. На кафедре в течение более 25 лет проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по тематике, связанной с созданием технических систем восстановления функций организма, в том числе на основе новейших систем поддержки кровообращения.

«РЭЛМА» — один из главных разработчиков первой в России автономной имплантируемой системы обхода левого желудочка сердца. Совместно с НИИТиИО создана система вспомогательного кровообращения длительного применения, конкурентоспособная на мировом медицинском рынке. Проведены успешные медико-биологические испытания (первая в России имплантация отечественной автономной системы проведена в НИИТиИО бычку по кличке «Снайпер» в 2002 г.).

Проводимые совместно МАИ и НИИТиИО научно-исследовательские работы позволили создать ряд уникальных образцов сложного наукоемкого медицинского оборудования, защищенных авторскими свидетельствами и патентами и доведенных до серийного производства. Разработки «РЭЛМА» имеют общественное признание, отмечены многочисленными дипломами, золотыми и серебряными медалями международных форумов и выставок.

В связи с ростом требований к качеству подготовки специалистов по медицинской технике необходимо объединить усилия технических вузов, осуществляющих такую подготовку, и медицинских учреждений, для которых и готовятся эти специалисты. Требуется создание системы подготовки и переподготовки специалистов в условиях, приближенных к реальным, те. создание учебных центров непосредственно в медицинских учреждениях. Для организации подобной подготовки наиболее перспективной формой

участия технического вуза, в котором осуществляется подготовка специалистов медико-технического профиля, является базовая кафедра, организованная непосредственно в медицинских центрах, больницах и т. п. Такая организация учебного процесса призвана приблизить профессиональную подготовку к реальным потребностям медицинских учреждений, на ранней стадии обучения заинтересовать студентов в выполнении научных исследований по медицинской и медико-биологической тематике. Эта же кафедра может успешно решать задачи повышения квалификации и переподготовки кадров, уже работающих в здравоохранении.

В 2002 г. решением ученого совета МАИ на факультете «Системы управления, информатика и электроэнергетика» создана базовая кафедра технических систем поддержки кровообращения и дыхания в одном из ведущих медицинских центров страны — НИИТиИО (директор — академик РАН В. И. Шумаков). Объединение усилий кафедры МАИ и базовой кафедры позволило повысить эффективность подготовки инженеров по специальности 190600,усилить практическую направленность учебного процесса, использовать для обучения студентов новейшее медицинское оборудование и привлечь ведущих специалистов в области медицинской техники к участию в учебном процессе.

Работу по координации всех видов деятельности по направлению «Биотехнические системы» осуществляет созданный в 2003 г. Учебно-научно-произ-водственный центр «Биотехнические системы» под научным руководством ректора МАИ академика РАН А. М. Мат-веенко.

С 2001/02 учебного года обучение студентов по специальности 190600 ведется совместно кафедрой МАИ и базовой кафедрой на основе нового учебного плана, разработанного в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных специали-

стов 653900 «Биомедицинская техника», введенным в действие в 2000 г. При этом дисциплины ядра Государственного образовательного стандарта читаются преподавательским составом кафедры МАИ, а специальные дисциплины — преподавателями базовой кафедры — ведущими специалистами в области медицины и медицинской техники. Подготовка специалистов проводится на основе лабораторной базы, учебно-методических и научно-технических разработок кафедры МАИ в сочетании с использованием современного клинического оборудования ПИИТиИО. В МАИ и на базовой кафедре в НИИТиИО созданы учебные лабораторииг где студенты изучают принципы действия, конструктивные решения и эксплуатационные характеристики аппаратов, приборов и элементов систем медицинского оборудования.

С целью дальнейшего повышения качества процесса обучения студентов по специальности 190600 представляется целесообразным создание сети базовых кафедр для обеспечения профилирования подготовки специалистов для различных областей медицины. Это позволит в рамках даже одной специализации вести подготовку инженеров по нескольким направлениям. Число таких направлений определяется готовностью кафедр диверсифицировать процесс обучения и возможностью привлечения специалистов соответствующего медицинского профиля.

Диверсификация позволяет обеспечить или упростить решение целого ряда проблем. Прежде всего она позволяет гибко отзываться на запросы рынка труда, регулируя численность студентов, обучающихся инженерному делу в той или иной области медицины, не изменяя общей численности выпускников и, соответственно, плана приема на I курс. Одновременно это решает проблемы размещения студентов на предприятиях при прохождении производственных практик, выполнения дипломных проектов по реальной тематике и возможного трудоустройства по окончании вуза.

В настоящее время работу вузов по трудоустройству выпускников нельзя признать удовлетворительной. В связи с

этим создание в вузах центров по изучению спроса и предложения на рынке труда в сфере разработки, технического обслуживания и ремонта медицинской техники, обеспечивающих маркетинг рынка и способствующих трудоустройству выпускников, позволило бы резко поднять престиж данной специальности и соответствующих вузов на рынке образовательных услуг.

Кафедра электроэнергетических, электромеханических и биотехнических систем имеет тесные связи со многими ведущими медицинскими учреждениями страны; в дальнейшем предполагается создание сети базовых кафедр с целью обеспечения профилирования подготовки специалистов для различных областей медицины (травматология и ортопедия, стоматология, кардиология, физиотерапия, хирургия и др.). Обучение студентов в этом случае может проводиться целевым назначением, по индивидуальным программам и учебным планам.

Примером такого сотрудничества является взаимодействие указанной кафедры с санаторием-профилакторием МАИ с целью организации процесса обучения инженеров по проектированию, эксплуатации и сервисному обслуживанию медицинского оборудования для лечения и реабилитации опорно-двигательного аппарата.

Интересным представляется опыт подготовки так называемых «сочетанных» специалистов, владеющих рядом смежных специальностей. Студенты, обучающиеся по специальности 190600, имеют возможность получения дополнительного среднего медицинского образования. Дополнительное медицинское образование студенты — будущие инженеры по медицинской технике получают параллельно (за время обучения в институте), что позволяет:

— значительно повысить качество подготовки клинических инженеров;

— улучшить взаимопонимание медиков и инженеров, разрабатывающих и обслуживающих медицинскую технику;

— повысить эффективность и качество разрабатываемых медицинских приборов и аппаратов;

— поднять престиж специальности «Инженерное дело в медико-биологической практике».

Получение дополнительного к высшему техническому среднего медицинского образования дает возможность и создает условия для овладения рядом смежных специальностей, расширяет поле деятельности таких специалистов, обеспечивая им соответствующий юридический и правовой статус, повышает их конкурентоспособность на рынке труда.

Обучение ведется на основе договора между МАИ и ММК1, при этом распределение видов учебной нагрузки осуществляется в соответствии с имеющимися у сторон лицензиями. Обучение студентов проводится на основе учебного плана, объем и структура учебной нагрузки которого соответствуют Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 0406 «Сестринское дело» (базовый уровень среднего профессионального образования). Дисциплины учебного плана МАИ по специальности 190600, соответствующие указанному стандарту, по которым студентами успешно сданы экзамены или зачеты в институте, перезачитываются.

Реализация разработанной и эффективно действующей модели интегрированной научно-образовательной структуры дает возможность:

— повысить качество обучения за счет привлечения ведущих специалистов в области медицины и медицинской техники, использования современной материальной базы ведущих медицинских учреждений, создания на их основе базовых кафедр;

— осуществлять профилирование подготовки технических специалистов в различных областях медицины путем целевой подготовки инженеров по индивидуальным программам и учебным планам с последующим трудоустройством;

— осуществлять интеграцию учебного процесса и научных исследований привлекать студентов к участию в НИРС, организовывать проведение производственных практик на предприятиях медицинского профиля, выполнять курсовые и дипломные проекты по реальной тематике;

— повысить престижность труда специалистов по медицинской технике, их заинтересованность в результатах работы путем предоставления им возможностей и создания условий для овладения рядом смежных специальностей.

Предполагается совершенствование интегрированной научно-образовательной структуры путем: дальнейшей диверсификации процесса обучения, создания сети базовых кафедр и научноучебных центров; развития центра коллективного пользования в НИИТиИО для проведения фундаментальных исследований, разработки современных технологий двойного назначения и повышения эффективности подготовки инженеров; расширения материальной базы и создания новых учебных лабораторий по медицинской технике в МАИ; профориентационной работы со школами и повышения эффективности работы с предприятиями — потребителями инженеров по медицинской технике; создания учебных центров повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров по новейшей наукоемкой медицинской технике.

Поступила 05.04.05.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.