Научная статья на тему 'Опыт организации многоуровневой подготовки студентов по биомедицинским специальностям в рамках направления «Приборостроение»'

Опыт организации многоуровневой подготовки студентов по биомедицинским специальностям в рамках направления «Приборостроение» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт организации многоуровневой подготовки студентов по биомедицинским специальностям в рамках направления «Приборостроение»»

семестра еженедельно, один раз в неделю, выезжала в РГМУ на занятия. Курс "Основы биологии человека и животных" в целях систематизации знаний был разбит специалистам РГМУ на три блока:

• нормальная анатомия;

• физиология;

• гистология,

каждый из которых читала студентам соответствующая кафедра ростовского медицинского университета.

По каждому из блоков проводились лекционные занятия ведущими преподавателями РГМУ, а также лабораторный практикум, предусматривалось посещение анатомического театра и наблюдения за хирургическими операциями. Наличие высокопрофессиональных преподавателей и огромное количество наглядного материала делало занятия для студентов как интересными , так и полезными. Невозможно переоценить те знания и опыт, которые были получены студентами при "встроенном обучении" в РГМУ. Сама обстановка медицинского университета, необходимый антураж - лектор в белом халате и медицинском колпаке, студенты также в белых халатах - создавал неповторимую атмосферу.

Курс "Биофизика" включал в себя лекционные занятия, обширный блок лабораторных работ по различным аспектам дисциплины, например, биологическое электричество, электропроводность тканей и др. Также студенты выполняли курсовую работу.

На более старших курсах в рамках дисципин "Клинико-лабораторная и экологическая техника", "Методы мебдико-биологических исследований" и др. студенты ТРТУ совершали разовые поездки в РГМУ для знакомства с работой различного рода медицинских приборов. Профессора приезжали для чтения лекций в ТРТУ.

Сотрудничество в подготовке студентов продолжалось вплоть до дипломирования и защиты дипломных проектов. Профессора РГМУ входят в состав государственной экзаменационной комиссии по защите дипломных проектов по специальности 190500. В ходе работы комиссии неоднократно отмечалось, что необходимо расширять сотрудничество будущих инженеров со специалистами-медиками, врачами. Были высказаны предложения по включению в состав консультантов по проекту врача или специалиста, имеющего медицинское образование.

В целом, необходимо отметить, что сотрудничество ТРТУ и РГМУ было и является удачной находкой, полезной как для студентов, так и для обеспечения качества процесса обучения. Данное сотрудничество необходимо расширять, что является проблематичным в современной экономической обстановке. Будет обидно потерять то, что было налажено и начало стабилизироваться: составлены и согласованы учебные программы дисциплин.

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО БИОМЕДИЦИНСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В РАМКАХ НАПРАВЛЕНИЯ «ПРИБОРОСТРОЕНИЕ»

Тимошенко В.И., Чернов Н.Н., Старченко И.Б., Кириченко И.А.

Таганрогский государственный радиотехнический университет кафедра ЭГА и МТ; 347922, Россия, Таганрог, Некрасовский, 44; тел./факс: (86344)6 - 17 - 95; E-mail: fep@tsure,ru.

В Таганрогском государственном радиотехническом университете в соответствие с требованиями Федеральных законов “Об образовании” и “О высшем и

МИС-98

V. Инженерное образование в сфере биомедицины и информационно -

психологической безопасности послевузовском образовании” проводится магистерская подготовка по магистерской программе 551517 “Медико-биологические системы и аппараты” и подготовка студентов медикотехнических специальностей к уровню бакалавра по направлению 551500 “Приборостроение”. Такой многоуровневый подход позволяет более гибко использовать научно-педагогический потенциал преподавателей университета, внедрять индивидуальную подготовку по дисциплинам специализации, проводить целевую подготовку специалистов различного уровня в рамках региональных программ для нужд медицинских организаций и предприятий, занимающихся разработкой, изготовлением и эксплуатацией медицинской электронной аппаратуры.

Многоуровневое обучение по медикотехническим специальностям предполагает не только отличие нормативных сроков обучения на различных уровнях, но и различие объектов сферы профессиональной деятельности. Это связано с получением выпускниками более высокого уровня дополнительных профессиональных знаний и навыков, получаемых ими во время изучения специальных дисциплин и прохождения научно-исследовательской практики, позволяющих более углубленно изучить отдельные вопросы, связанные с особенностями научных исследований в области биомедицинского

приборостроения, разработки, изготовления и эксплуатации медицинской аппаратуры.

Объектами профессиональной деятельности бакалавра являются приборы, системы и комплексы, применяемые в различных областях производства, медикобиологической практике, научных исследованиях и повседневной практике человеческой деятельности. Нормативная длительность обучения по программе бакалавриата составляет 4 года. Итоговым результатом является выпускная работа на квалификационную академическую степень бакалавра, которая выполняется студентом в течение восьмого семестра обучения. Защита выпускной работы бакалавра проводится публично на заседаниях Государственной экзаменационной комисси п направлениям. По результатам положительной защиты студенту присваивается квалификационная академическая степень “Бакалавр техники и технологии” и выдается государственный диплом установленного образца.

Бакалавр имеет возможность для продолжения образования и подготовлен к обучению в магистратуре по направлению 551500 “Приборостроение” и к освоению профессиональных программ с присвоением квалификации “Инженер по специальности ...” по медикотехническим специальностям 190500 “Биотехнические и медицинские аппараты и системы” и 190600 “Инженерное дело в медикобиологической практике”.

Прием на магистерскую программу обучения осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. При проведении конкурсных мероприятий по приему в магистратуру проводится определение суммарного рейтинга претенднта по программе бакалавриата в целом, анализ научной деятельности претендента и экзамен по дисциплине специализации. Нормативный срок обучения в магистратуре составляет 2 года.

Магистерская подготовка имеет целью обеспечение углубленной профессиональной специализации в области биотехнических и медицинских приборов, аппаратов и систем для овладения навыками научно-исследовательской и научно-педагогической работы. Обучение по магистерской программе предполагает активную самостоятельную работу магистранта по всем видам занятий учебного плана, обязательное участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах в области медицинской электронной техники, проводимых подразделениями университета, научно-производственными предприятиями и научно -

исследовательскими организациями.

В процессе обучения в магистратуре магистрант подготавливает выпускную работу, которую защищает в конце четвертого семестра обучения. Выпускная квалификационная работа магистерская диссертация является отчетом о самостоятельном научном исследовании, выполненным под руководством высококвалифицированного специалиста.

Магистерская подготовка позволяет выпускнику полноценно выполнять самостоятельную деятельность, требующую широкого образования в области медикотехнических дисциплин и навыков научно-исследовательской и научно -педагогической работы, а также обучаться в аспирантуре по профилю образования.

Переход на многоуровневую подготовку по медикотехническим специальностям, в особености введение 1997/1998 учебном году обязательной для всех студентов медикотехнических специальностей защиты выпускной бакалаврской работы привел к повышению дисциплины и ответственности студентов при выполнении ими учебного графика. Результатом многоуровневого обучения является успешная защита в 1996-1998 годах 68 студентами выпускной бакалаврской работы по направлению 551500 “Приборостроение”, 51 дипломного проекта по специальности 190500 “Биотехнические и медицинские аппараты и системы”. По магистерской программе 551517 “Медико-биологические системы и аппараты” обучается 3 студента. В 1999 году готовится к защите 1 магистерская диссертация, 47 дипломных проектов по медикотехническим специальностям 190500 “Биотехнические и медицинские аппараты и системы” и 190600 “Инженерное дело в медико-биологической практике” и 52 квалификационные бакалаврские работы по направлению 551500 “Приборостроение”.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВАЛЕОЛОГИИ В ИНЖЕНЕРНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Б.В.Кабарухин, А.В. Часовской

Таганрогский медицинский колледж, г. Таганрог, ул. Большая Бульварная 16/1, тел.

435-77, факс 863-44-415-50, E-mail: medcol@lbctmk.ttn.ru

В настоящее время ряд ученых предполагает, что большая часть изобретений и открытий в 21 веке будет связана с человеческим организмом, с открытием законов по которым он рождается и развивается, живет и угасает. Как это не парадоксально, но Космос и Мировой океан изучены в большей степени, чем их исследователь. До сих пор не известно, каким образом происходит управляемый ядерный синтез при температуре 37°С, почему продолжают сокращаться сосуды печени после остановки сердца, и действительно ли аппендикс является энергетическим центром кишечника, а сердце - органом чувств. Сама жизнь заставляет нас обратить внимание на себя.

Экологические катастрофы, неполноценное питание, гиподинамия, загрязнение водоемов, воздуха, почвы, психоэмоциональные перегрузки и стрессы приводят к росту числа неэпидемических хронических заболеваний, так называемых "болезней цивилизации". Средства, необходимые для борьбы с этими факторами, несоизмеримы с возможностями государства.

Именно поэтому в настоящее время широко развивается новое движение за сохранение здоровья населения страны. В основе этого движения легла наука "Валеология", впервые обозначенная российским ученым И.И.Брехманом в 1985 году.

Валеология имеет своей задачей не лечение больных и не профилактику болезни, а сохранение нормального состояния организма. Методы валеологии -использование генетического фонда, заложенного природой в организм человека и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.