Научная статья на тему 'Физико-техническое обеспечение медицинских технологий'

Физико-техническое обеспечение медицинских технологий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
332
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЁННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ОБУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА / ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО В МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ / MEDICAL PERSONNEL’S TRAINING / TECHNICAL EQUIPMENT OF MEDICAL INSTITUTIONS / ENGINEERING IN MEDICAL-BIOLOGICAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бояринов Геннадий Андреевич, Кузнецов Александр Николаевич, Кузнецов Александр Борисович, Кушников Олег Иванович

Внедрение в лечебные и диагностические медицинские технологии современной медицинской аппаратуры и информационных систем требует от медицинского персонала технических знаний, и для решения выше поставленных задач в учебный процесс медицинских образовательных учреждений и курсов повышения квалификации необходимо вводить дисциплины специальности 190600 «Инженерное дело в медико-биологической практике».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бояринов Геннадий Андреевич, Кузнецов Александр Николаевич, Кузнецов Александр Борисович, Кушников Олег Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physicotechnical supplying of medical technologies

The implementation of modern medical equipment and informational systems into the treatment and diagnostic medical technologies demands good technical knowledge from medical personnel. The introduction of the discipline of the speciality 190600 “Engineering in medical-biological practice” into the academic process of medical educational institutions and advanced training courses can help to solve the above mentioned problems.

Текст научной работы на тему «Физико-техническое обеспечение медицинских технологий»

УДК 615.47-7:007

ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Г.А. Бояринов, А.Н. Кузнецов, А.Б. Кузнецов, О.И. Кушников,

ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»

Кушников Олег Иванович - e-mail: kschk@gma.nnov.ru

Внедрение в лечебные и диагностические медицинские технологии современной медицинской аппаратуры и информационных систем требует от медицинского персонала технических знаний, и для решения выше поставленных задач в учебный процесс медицинских образовательных учреждений и курсов повышения квалификации необходимо вводить дисциплины специальности 190600 «Инженерное дело в медико-биологической практике».

Ключевые слова: техническая оснащённость медицинских учреждений, обучение медицинского персонала, инженерное дело в медико-биологической практике.

The implementation of modern medical equipment and informational systems into the treatment and diagnostic medical technologies demands good technical knowledge from medical personnel. The introduction of the discipline of the speciality 190600 «Engineering in medical-biological practice» into the academic process of medical educational institutions and advanced training courses can help to solve the above mentioned problems.

Key words: technical equipment of medical institutions, medical personnel's training,

engineering in medical-biological practice.

В настоящее время медицинские учреждения по технической оснащённости представляют сложные инженерные объекты, включающие многообразную по номенклатуре и сложности медицинскую технику, различные системы энергообеспечения и технические службы. Современное инженерное обеспечение медицинских технологий подняло здравоохранение на новый качественный уровень, и нарушения в работе инженерных служб, в конечном итоге, отражаются на качестве медицинской помощи. На сегодняшний день в учебных заведениях и организационных структурах здравоохранения не уделяют необходимого внимания инженерным вопросам медицинских технологий.

Для решения выше поставленных задач в учебный процесс медицинских образовательных учреждений необходимо вводить инженерные дисциплины, ориентированные на медицинские технологии.

Анализ состояния медицинской техники показывает, что инженерные проблемы возникают уже на стадии её приобретения, а далее переходят на этапы эксплуатации и обслуживания. В настоящее время имеется множество фирм, в том числе и однодневок, поставляющих медицинскую технику, и разобраться в качестве медицинской технической продукции очень затруднительно. В комиссиях по приобретению медицинской аппаратуры практически нет квалифицированных технических специалистов, и члены комиссии

ориентируются, в основном, на цену, по которой возникало и возникает много вопросов. Тендеры, которые устраиваются, в большинстве своём, носят формальный характер. Как показывает многолетний опыт, цены на медицинскую аппаратуру, как правило, многократно завышены, а тендеры выигрывают те фирмы, которые имеют сильное лобби на многих уровнях. Закупка медицинских компьютерных томографов по многократно завышенным ценам - это типичное явление на рынке медицинской аппаратуры, и эта проблема имеет многолетние корни.

Серьёзные вопросы возникают при эксплуатации медицинской аппаратуры. Поломки, нештатные ситуации в работе медицинской техники происходят из-за недостаточной технической квалификации медицинского персонала. Как показывает многолетний опыт, сервисные службы, используя некомпетентность медицинского персонала, часто завышают расценки своих работ. Даже Государственная служба стандартизации (Госстандарт РФ), используя некомпетентность медицинских специалистов, также завышает объёмы и стоимость своих работ. В перечень обязательных государственных поверок вводятся второстепенные параметры медицинской аппаратуры, такие как шкалы стрелочных приборов на медицинской аппаратуре. Как пример, в ранг государственного контроля введена поверка напряжения на шкалах вольтметров рентгеновских аппаратов.

ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА

ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА

Лабораторная диагностика

Вне государственного контроля остаются выходная акустическая мощность ультразвуковой медицинской аппаратуры, электромагнитные излучения томографов, рентгеновской, физиотерапевтической аппаратуры, которые непосредственно воздействуют на живой организм.

Осложнения, возникающие у пациентов, которым проводятся медицинские процедуры, связанные с воздействием медицинских технических систем на организм, длительное время остаются не выявленными. Так, например, в течение нескольких лет не признавались осложнения, связанные с искусственным кровообращением, и в настоящее время следует признать значительное отставание научных исследований по этой важной проблеме в отечественной кардиохирургии и анестезиологии [1]. Вопросы безопасности организма возникают при проведении лучевых процедур, что относится, в первую очередь, к рентгеновским, ионизационным, ультразвуковым излучениям. Снимок, получаемый с применением этих излучений, представляет поглощенную организмом энергию. Ни в одном медицинском документе не отражены осложнения, связанные с лучевыми технологиями, количественные значения поглощённых доз, а тем более - генетически значимых доз [2]. Особенно большие опасения вызывают обязательные лучевые процедуры во время беременности и в первые месяцы жизни ребёнка (в частности - определение пола и ложный вывих бедра). Учитывая, что миллионы лет организм плода формировался без такого концентрированного поглощения рентгеновской и ультразвуковой энергии, эти диагностические процедуры должны вызывать серьёзные опасения [2]. В нашей стране лучевые медицинские нагрузки превышают мировые почти в 3 раза [3]. Согласно данным ВОЗ ультразвуковую диагностику беременных в Китае отменили в законодательном порядке, и в нашей стране необходимо провести широкую дискуссию по этому вопросу.

Внедрение в практику медицинских информационных технологий (МИТ) сокращает объём рутинных работ медицинского персонала, закладывает основы современного медицинского документооборота, формирует новую идеологию создания, хранения персональной медицинской информации.

Внедрение в медицинскую практику МИТ требует соответствующей подготовки медицинского персонала.

Серьёзные опасения вызывает состояние инженерных сетей медицинских учреждений - электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, обеспечение медицинскими газами. Отключения электропитания, возгорания, взрывы медицинских газов - нередкое явление в медицинских учреждениях. Как показывает практика, техническому состоянию этих сетей уделяется мало внимания. Понятно, что без надёжной работы этих систем, без квалифицированных специалистов в этой технически сложной области нельзя представить качественную работу современного медицинского учреждения.

Согласно последним приказам минздрава медицинские учреждения должны быть оснащены резервными источниками электропитания, но и при их наличии не редки случаи отключения электропитания в операционных, реанимациях, палатах интенсивной терапии. К каким последствиям это приводит можно только догадываться.

В подавляющем большинстве медицинских учреждений отсутствует система оборота водопроводной воды. Как пример, вода, которая используется для охлаждения компьютерных томографов, дистилляторов, сбрасывается в канализацию, что приводит к дополнительным материальным затратам.

Все эти явления связаны, в первую очередь, с недооценкой значимости этих проблем и, как следствие, нехваткой квалифицированных специалистов по обслуживанию инженерных систем.

В дополнение к инженерным задачам в настоящее время в медицинских учреждениях остро встают вопросы юридического и экономического характера.

При существующей учебной подготовке студентов-медиков никакие кратковременные, фрагментарные курсы технического обучения врачей-рентгенологов, ультразвуковой, функциональной диагностики и некоторых других медицинских специалистов не решают комплексной технической подготовки медицинских кадров для реализации современных задач медицинских технологий.

Как показывает образовательная практика, подготовку специалистов целесообразно проводить в учебных заведениях, ориентированных на определённую сферу деятельности. Наиболее характерный пример для медицины -сельское хозяйство. Если в недалеком прошлом в учебных заведениях сельскохозяйственного направления готовили агрономов, зоотехников, ветеринаров, то в настоящее время одним из ведущих факультетов в этих учебных заведениях является факультет механизации сельского хозяйства. По аналогичному пути идёт образование в авиации, железнодорожном транспорте и некоторых других сферах деятельности. Если учесть, в качестве единичного примера, что медицинский компьютерный томограф по технической сложности и стоимости превосходит сельскохозяйственный комбайн, то напрашивается логичный вывод - необходима подготовка специалистов по инженерному обеспечению медицинских технологий в медицинских учебных заведениях.

Для решения выше поставленных задач Государственным комитетом по высшему образованию РФ утверждена специальность 190600 «Инженерное дело в медико-биологической практике». Для обучения и плавного вхождения таких специалистов в медицинские технологии необходим некоторый временной адаптационный период - курс, специализация, кафедра, факультет. В рамках специальности 190600 в учебных заведениях медицинского образования на первом этапе обучения целесообразно вводить следующие дисциплины:

- биотехнические медицинские системы [4];

- физика визуализации изображений в медицине [2];

- информационные медицинские системы [5];

- биомеханика, механика кровообращения [6, 7];

- биологические искусственные материалы, имплантаты [8, 9];

- медицинская техника [10, 11, 12].

Необходимо отметить, что специальность 190600 не ограничивается изучением вышеуказанных дисциплин. Например, инженерные сети медицинских учреждений -электроснабжение, теплоснабжение, обеспечение лечебными газами и др., вообще выпали из поля зрения подготовки медицинского персонала, а поэтому и по этим направлени-

Лабораторная диагностика

ям должна проводиться подготовка специалистов.

Учебная дисциплина «Биотехнические системы медицинского назначения» (БТСМН) [4] изучает и исследует системы, сочетающие живой организм с техническими объектами в единой биотехнической системе целенаправленного функционирования. В этой системе происходит взаимодействие живого и технического звена в сопряжённом энергетическом диапазоне, превышение которого может вызывать патологические изменения в живом организме. В качестве технического звена в медицинских технологиях выступает широкий спектр технических изделий медицинского назначения - от имплантатов и медикаментов до медицинской аппаратуры, воздействующей различными видами энергии на организм. Изучение студентами этой дисциплины позволит в своей работе решать задачи нахождения физиологических диапазонов энергетического взаимодействия между звеньями ТСМН и, в конечном итоге, восстановления и сохранения здоровья пациентов.

Учебная дисциплина «Физика визуализации изображений в медицине» [2] изучает различные методы медицинской визуализации, основанные на качественно разных физических принципах медицинской аппаратуры. В процессе обучения студентам необходимо изучить физические основы получения медицинских изображений и понимать, что практически все методы медицинской визуализации (кроме тепловидения) - это поглощенная организмом энергия, которая вызывает риск получения различных осложнений.

Учебная дисциплина «Информационные медицинские технологии» [5].

Эта дисциплина формирует идеологию организации единого информационного пространства здравоохранения, которая предусматривает взаимодействие между пациентами, врачами и медучреждениями по современным информационным каналам и подготавливает медиков к работе с электронной документацией:

: -электронная медицинская история болезни (ЭИБ - ГОСТ 52636-2006);

-персональная электронная карта (ПЭМК);

-электронный медицинский архив (www.medarhiv.ru). Освоение этой дисциплины и внедрение в медицинскую практику сокращает до минимума ручную рутинную работу и, в конечном итоге, повышает качество медицинских услуг.

На базе информационных медицинских технологий в настоящее время формируется новое направление -мобильные медицинские информационные технологии, которые позволяют врачу получать и анализировать медицинскую информацию с пациента, находящегося вне медицинского учреждения и сократить поток пациентов в медицинские учреждения, а самим пациентам - экономить время на медицинские обследования.

Учебная дисциплина «Биомеханика, механика кровообращения» [6, 7] необходима в изучении и практическом применении физических принципов, используемых в сердечно-сосудистой хирургии, травматологии, в восстановлении двигательной активности, а также в спортивной медицине, например, для исследования и оптимизации тренировочного процесса лыжников-гонщиков [13].

Учебная дисциплина «Биологические искусственные материалы, имплантаты» [8, 9] изучает искусственные материалы и изделия, которые широко применяются в современных

восстановительных медицинских технологиях. Биологические искусственные материалы должны быть совместимы с живым организмом, быть безвредными, а имплантаты по своим функциональным характеристикам должны приближаться к естественным аналогам. Потребность в искусственных материалах медицинского назначения и имплантатах неуклонно растёт. В настоящее время биологические искусственные материалы и имплантаты производятся на предприятиях, которые, в большинстве своём, в недалёком прошлом были ориентированы на другие виды промышленной продукции, а поэтому остро встаёт вопрос контроля качества этих изделий, которое, в конечном итоге, отражается на качестве медицинских услуг. Технология контроля качества этих изделий представляет собой технически сложную задачу, которую необходимо проводить в региональных центрах контроля Госстандарта РФ, а не в медицинских учреждениях.

Учебная дисциплина «Медицинская техника» [10, 11, 12] охватывает широкий круг вопросов по медицинской аппаратуре. Современная медицинская аппаратура представляет собой сложные инженерные комплексы, и медицинский персонал, работающий с ней, должен иметь специальную дополнительную инженерную подготовку. На первом этапе обучения студентов необходимо выбрать программы по наиболее актуальным направлениям современных медицинских технологий:

- рентгеновская медицинская аппаратура;

- томографы - рентгеновские, ЯМР (ядерно-магнитнорезонансные);

- ультразвуковая аппаратура;

- электродиагностическая аппаратура - электрокардиографы, электроэнцефалографы, реографы;

- биохимическая аппаратура.

Этими программами не ограничивается курс обучения и при необходимости можно вводить новые программы.

Задачей этой дисциплины является получение студентами теоретических и практических знаний для работы с конкретными видами медицинской аппаратуры.

Освоение студентами выше приведённых учебных дисциплин позволит по окончании медицинского учебного заведения успешнее осваивать современные технически сложные медицинские технологии.

ЕЭ

ЛИТЕРАТУРА

1. Миербеков Е.М., Флеров Е.Ф. Проблема безопасности головного мозга при кардиохирургических вмешательствах в условиях искусственного кровообращения. (Аналитическая оценка). Анестезиология и Реаниматология. 1997. № 5. С. 4-8.

2. Физика визуализации изображений в медицине /под ред. С. Уэбба. М.: Мир, 1991. Сс. 53-54, 70-71.

3. Кальницкий С.А., Иванов Е.Б. Риск медицинского облучения населения. С.-Петербургский НИИ радиационной гигиены. Атомная стратегия XXI. 2002. Сентябрь.

4. Лощилов В.И., Щукин С.И. Принципы анализа и синтеза биотехнических систем. М.: МГТУ им. Баумана, 1987. 68

5. Кобринский Б.А., Зарубина Т.В. Медицинская информатика. М.: Академия, 2009. 194 с.

6. Каро К.,Педли Т., Шротер Р., Сид У. Механика кровообращения М.: Мир, 1981. 624 с.

7. Биомеханика - 2002. Тез. докл. VI всерос. конф. по биомеханике. 2002.

ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА

ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА

Ла б о р а то р н а я ди а гн о с ти ка

20-24 мая. Н. Новгород.

8. Вильямс Д.Ф., Роуф Р. Имплантаты в хирургии. М.: Медицина, 1978. 552 с.

9. Сэноо Манабу. Полимеры медицинского назначения: М.: Медицина, 1981. 248 с.

10. Калакутский Л.И.,Манелис Э.С. Аппаратура и методы клинического мониторинга. Самара: Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва, 1999. 160 с.

11. Системы комплексной электромагнитотерапии /под ред. А.М. Беркутова.

М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. 376 с.

12. Трушин А.И., Юревич В.М. Аппараты ингаляционного наркоза. М.: Медицина, 1989. 256 с.

13. Устюхова Н.Н., Монич В.А., Кушников О.И., Алакаев Р.Р., Кузин Е.Н. Применение мобильных кардиологических систем в спортивных технологиях. 2010. IX всероссийская научно-практическая конференция. Н. Новгород. 82 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.