Научная статья на тему 'Концепция учебного плана преподавания эргономики в техническом вузе'

Концепция учебного плана преподавания эргономики в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Городецкий И. Г., Амочкин В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция учебного плана преподавания эргономики в техническом вузе»

Известия ТРТУ

- организация глобального мониторинга медицинской техники в системе здравоохранения С-Петербурга и региона;

- подготовка совместных (в том числе и с зарубежными авторами) монографий, учебников и учебных пособий по актуальным направлениям биомедицинской инженерии; организация обмена учебно-методическими материалами в области подготовки специалистов медикотехнического профиля;

- организация международных симпозиумов, конференций и презентаций новинок медицинской техники Российских и зарубежных фирм с проведением анкетирования ведущих специалистов в области здравоохранения по вопросам внедрения этих образцов в медицинской практике;

- проведение консалтинговых исследований в области биомедицинской инженерии и медицинских информационных технологий и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Викторов А.Д. Роль инновационной деятельности в развитии регионов России / В ж-ле "Инновации", N1, 1996.

2. Попечителев Е.П. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов из учреждений здравоохранения / В ж-ле "Инновации в здравоохранении", С-Пб, 1997.

КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭРГОНОМИКИ В

ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Городецкий И.Г., Амочкин В.М.

Московский авиационный технологический институт - Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского. 103767, Москва, Петровка,

27, тел./факс 288-18-09

Эргономика, как наука о “труде по закону” приобретает все возрастающее значение в современном обществе, насыщенном разнообразными техническими объектами, управляемыми человеком. Однако подготовка специалистов по эргономике в нашей стране ограничена рядом всего несколькими кафедрами, одна из которых под названием “Эргономика и информационно-измерительные системы” (ЭИИС) в течение 10 лет действует в нашем университете.

Начиная с 1997 года кафедра ЭИИС осуществляет подготовку специалистов по собственному, специально разработанному экспериментальному учебному плану, в котором, по мнению его авторов, отражены основные аспекты современной эргономики, как науки, находящейся на стыке ряда технических, математических, психологических и медицинских дисциплин.

Экспериментальный учебный план является единым для двухступенчатого образования в рамках традиционных направлений и специальностей. Первая ступень

- бакалавриат по направлению 5530 “Системный анализ и управление”, срок обучения - 4 года, вторая ступень 0 инженерная подготовка по специальности 2202 “Автоматизированные системы обработки информации и управления”, срок обучения 1,5 года. Авторы учебного плана стремились к концептуальному единству содержания преподаваемых дисциплин на первой и второй ступенях образования. В учебном процессе помимо обычных базовых дисциплин (физика, математика, химия и др.) выделены три основные ветви, походящие через все курсы, начиная с первого.

Первая ветвь, включает дисциплины, связанные с человеком: Основы физиологии, биофизики, биохимии, биомеханики, общую психологию, психологию труда, инженерную психологию, основы социальной психологии и психологи

МИС-98

V. Инженерное образование в сфере биомедицины и информационно -

психологической безопасности управления, процессы восприятия и переработки информации человеком, эргономическое обеспечение разработки и эксплуатации технических систем.

Вторая ветвь включает дисциплины, связанные с теорией и практикой измерения физических и медико-биологических величин в психофизиологических исследованиях.

Третья ветвь состоит из курсов, посвященных теории и практике использования современных вычислительных средств и пакетов программ для обработки данных в эргономических исследованиях и экспериментах. Благодаря согласованности учебных планов по всем дисциплинам, студент приобретает комплекс знаний и навык, необходимых специалистов, призванному обеспечить надежность и эффективность современных человеко-машинных систем.

Выпускники кафедры успешно трудятся на ведущих предприятиях аэрокосмического комплекса таких как РКК “Энергия”, Институт медикобиологических проблем, ГК НПЦ им. М.В. Хруничева, КБ им. П.О. Сухого, а также в крупных торговых и финансовых компаниях. в процессе учебы студенты принимают активное участие в выполнении научно-исследовательских работ в области эргономики, предприятий аэрокосмического комплекса.

ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА ТРТУ И РГМУ В СОВМЕСТНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ 190500 И 190600

Омельченко В. П., Тимошенко В. И., Старченко И. Б., Чернов В. Н., Чернов Н. Н.

Таганрогский государственный радиотехнический университет кафедра ЭГА и МТ; 347922, Россия, Таганрог, Некрасовский, 44; тел./факс: (86344)6 - 17 - 95; E-mail: fep@tsure,ru.

Подготовка студентов в рамках многоуровневой системы высшего образования требует принципиально новых методов и подходов к процессу обучения в целом. В этой связи специальности 190500 "Биотехнические и медицинские аппараты и системы" и 190600 "Инженерное дело в медико-биологической практике" направления ПРИБОРОСТРОЕНИЕ имеют свою безусловную специфику. Наряду с технической подготовкой специалисту - проектировщику биомедицинской аппаратуры или специалисту - наладчику или специалисту, обслуживающему приборы, использующиеся в медицинских и профилактических учреждениях, требуются специальные, медицинские знания по основам функционирования живых организмов, их взаимодействия с окружающей средой и различного вида физическими полями; по основам физиологии и анатомии человеческого организма. в частности; знания процессов, происходящих в живой клетке, особенностей ее функционирования; а также комплексных вопросов функционирования биообъектов в совокупности с медицинским оборудованием.

В соответствии с государственными стандартами в учебный план включены такие дисциплины, как "Основы биологии человека и животных", "Биофизика", которые и должны обеспечить студенту соответствующую подготовку по вышеуказанным вопросам. Для достижения наибольшей профессиональности при подаче студентам данного материала в процесс подготовки был включен блок так называемого "встроенного обучения", заключающийся в том, что дисциплины, указанные выше читались студентам в РГМУ. Был заключен договор о сотрудничестве между ТРТУ и РГМУ, в соответствии с которым ежегодно, начиная с 1995, группа студентов (а, впоследствии - с 1997 года - две) проходила трехнедельное обучение, включающее в себя проживание в г. Ростове-на Дону, и затем в течение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.