УДК 378:681.3(06)
Г. Н. Пахарьков, канд. техн. наук, З. М. Юлдашев, д-р техн. наук,
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» В. А. Ворогушин,
Ассоциация предприятий медицинской промышленности «Северо-Запад»
О Федеральной системе повышения квалификации специалистов национального медико-технического кластера
Ключевые слова: система дополнительного профессионального образования, медицинские изделия, профессиональный стандарт специалиста, повышение квалификации, Федеральная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2011-2020 годы».
Key words: the system of the additional vocational training, medical products, professional standard of the specialist, increasing to qualifications, Federal program «Development pharmaceutical and medical industry on 2011-2020».
Предлагается создать единую Федеральную систему дополнительного профессионального образования для специалистов, работающих в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий, а также разработать профессиональнъ/е стандарты специалистов медико-технического профиля (в рамках Федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2011-2020 годы»).
В проекте стратегии развития медицинской промышленности (МП) РФ на период до 2020 г., подготовленном Министерствами промышленности и торговли, здравоохранения и социального развития, в разделе «Общие проблемы отрасли» (кадровый вопрос) декларируется следующее: «Система профессионального образования в настоящее время не предлагает рынку достаточное количество специалистов, знакомых с современной медицинской техникой и методами их применения. Ввиду отсутствия единого информационного поля в сфере медицинской промышленности (а именно, доступной информации о потребностях отрасли, мировых трендах в области современной медицинской промышленности) отсутствует системный подход к подготовке высококвалифицированных кадров, участвующих во всех функциональных областях — маркетинг, НИОКР, производство, эксплуатация, сервисное обслуживание — и способных эффективно решать задачи, поставленные как перед промышленностью, так и перед здравоохранением Российской Федерации в целом» [1].
В Федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период 2011—2020 гг. и дальнейшую перспективу» (утвержденную Постановлением Правительства РФ от 17.02.2011 г. № 91) в разделе «Организация и проведение курсов повышения квалификации и переподготовки кадров» указано на необходимость «кадрового перевооружения отечественных предприятий медицинской промышленности, а также обновления теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач» [2].
В Постановлении III Всероссийского съезда работников медицинской промышленности от 2 апреля 2010 г. (по инициативе СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и Ассоциации предприятий медицинской промышленности (АПМП) «Северо-Запад») было зафиксировано следующее:
«Обратиться в Минобрнауки России и Минпром-торг России с просьбой о создании единой федеральной системы дополнительного профессионального образования для специалистов, работающих в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий, о разработке профессиональных стандартов специалистов медико-технического профиля, системы непрерывного повышения их квалификации в рамках Федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2011-2020 годы».
Однако реализовать эти предложения, к сожалению, по разным причинам не удалось.
биотехносфера
| № 5-Б(17-18)/2011
21 ноября 2011 г. в Москве состоялся 1У Всероссийский съезд работников медицинской промышленности, на котором, в том числе, вновь рассматривались вопросы по подготовке кадров для производства и технического обслуживания медицинских изделий (МИ) путем создания кластеров (взаимодействия образовательных, медицинских учреждений и промышленных предприятий).
Одной из важных задач в Северо-западном Федеральном округе являются вопросы кадрового сотрудничества высшей школы с межрегиональной Ассоциацией «СЕВЕРО-ЗАПАД» и входящей в нее Ассоциацией предприятий медицинской промышленности (АПМП «Северо-Запад»). Советом директоров АПМП эта работа была возложена на Региональный Центр интегрированного медико-технического образования (РЦ ИМТО) СПБГЭТУ, входящего в структуры как факультета информационно-измерительных и биотехнических систем СПБГЭТУ, так и в АПМП.
В 2006 г. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ (Росздравнадзор), ответственная за лицензирование предприятий, осуществляющих производство, ремонт и техническое обслуживание (ТО) медицинских изделий (МИ), определила два ВУЗа в России: МГТУ им. Баумана и СПб ГЭТУ «ЛЭТИ», в которых могут повышать квалификацию специалисты, ответственные за качество производства, ремонт и ТО МИ.
В РЦ ИМТО были разработаны следующие рабочие программы, каждая объемом не менее 100 часов: «Техническое обслуживание и ремонт МИ» — для специалистов, ответственных за ремонт и техническое обслуживание МИ в учреждениях здравоохранения; «Организация производства и контроля качества МИ» и «Менеджмент качества на предприятиях медицинской промышленности» — для специалистов и руководителей предприятий, ответственных за производство и качество МИ, а также программа краткосрочного семинара «Принципы формирования отборочных и оценочных критериев заявок участников закупочных процедур, организация и проведение конкурсов» — для руководителей и менеджеров предприятий и фирм, работающих на рынке МИ.
За 5 лет, с 2006 г., по программе «Техническое обслуживание и ремонт МИ» прошли обучение и получили свидетельства специалисты практически из всех регионов России: Москвы, Липецка, Тулы, Тюмени, Архангельска, Самары, Твери, Абакана, Кирова, Новосибирска, Ижевска, Уфы, В. Новгорода, Н. Новгорода, Улан-Удэ, Петропавловска-Камчатско-го, Красноярска, Томска, Саранска, Курска, Кисловодска, Чебоксар, Ярославля, Волгограда, Тамбова, Владивостока, Калининграда, Сургута, Сочи, Пензы, Ленинск-Кузнецкого, Санкт-Петербурга и др. (около 1000 слушателей из более чем 120 городов РФ).
В 2002 г. в СПбГЭТУ был выполнен проект «Отраслевая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров медико-технического профиля в Минобразования РФ» в рамках программы «Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала» (подпрограмма «Высшая школа как важнейший государственный ресурс развития научно-технического потенциала регионов»).
В рамках этого проекта были разработаны методология создания отраслевой системы переподготовки и повышения квалификации специалистов медико-технического профиля и комплект документов для функционирования Межотраслевого учебного медико-технического центра — на основе многоучредительства, представляющего собой образовательный комплекс, интегрирующий различные образовательные программы в одну систему.
В тот период времени было получено согласие ряда ректоров ВУЗов страны — Томского политехнического университета, Новосибирского ГТУ, Новгородского ГУ им. Ярослава Мудрого, Донского ГТУ, Владимирского ГУ и Уфимского государственного авиационного технического университета — с согласием открыть на их базе региональные филиалы Центра.
Сложившаяся на сегодняшний день ситуация с «кадровым вопросом» (см. выше), по-видимому, предполагает вновь вернуться к нему, учитывая, в том числе, головную роль СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для сферы обращения МИ (разработка, производство, эксплуатация, сервис, менеджмент и др.)
Еще одной важной проблемой, решение которой, на наш взгляд, могло бы существенно повысить качество медико-технического оснащения учреждений здравоохранения и, соответственно, качество медицинских услуг, является отсутствие профессиональных стандартов (ПС) для специалистов, эксплуатирующих и обслуживающих наукоемкие МИ.
ПС — нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида профессиональной деятельности требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням.
ПС предназначен для проведения оценки квалификации и сертификации работников, формирования стандартов и программ всех уровней профессионального образования; решения широкого круга задач в области управления персоналом (разработки СТП, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификации должностей; отбора, подбора и аттестации персонала). Данный стандарт необходим как для специалистов, осуществляющих метрологическое обеспечение МИ,
№ 5-6(17-18)/2011 |
биотехносфера
так и для специалистов, осуществляющих ремонт и ТО МИ в системе здравоохранения страны.
Схема последовательной разработки портрета специалиста медико-технического профиля, востребованного на современном рынке труда, предлагается на рис. 1.
Говоря об основных проблемах повышения квалификации специалистов, работающих в сфере обращения МИ, необходимо отметить следующее:
1) большое разнообразие учебных программ, предлагаемых на рынке образовательных услуг, и отсутствие единой модульной системы дополни-
Анкетирование работодателей: определение репрезентативной выборки, разработка анкеты и методик опроса, анализ результатов анкетирования
Проект профессионального стандарта — квалификационных характеристик специалистов, востребованных на рынке труда
Определение содержания и объема дополнительных компетенций работников отрасли
1
Коррекция профессиональной составляющей существующего образовательного стандарта с учетом требований рынка труда
Декомпозиция, содержания и объема дополнительных знаний на образовательные модули в рамках выбранной специальности. Определение состава новых учебных дисциплин
Методология реализации квалификационных характеристик специалистов, востребованных на рынке труда: предложение новых специальностей и специализаций, новых учебных курсов, производственных практик, ДВС и др.
■
Методология коррекции образовательного процесса: заключение договоров о стратегическом
партнерстве, модернизация лабораторной базы, переподготовка ППС в соответствии с тенденциями на рынке труда, заказ новой учебной литературы, создание базовых кафедр,
НОЦ, УНЛ и др.
Коррекция профессиональных образовательных программ. Разработка проекта ГОС нового поколения. Проведение экспертизы проекта
Адаптация учебных планов, рабочих программ в соответствии с требованиями стратегических партнеров, предприятий-работодателей в данной отрасли
Подготовка проекта квалификационной характеристики выпускника ВУЗа
Анализ динамики изменения портрета специалиста, востребованного на рынке труда, с портретом выпускника ВУЗа (в рамках данной специальности медико-технического профиля)
Рис. 1
Схема согласования портрета специалиста отрасли, востребованного на рынке труда, с портретом выпускника ВУЗа
биотехносфера
| № 5-6С17-18)/2011
тельного медико-технического образования (для руководителей и специалистов медико-технического профиля), согласованной с Всероссийским общественным советом МП;
2) серьезные финансовые трудности для слушателей из дальних регионов страны: (транспортные расходы, гостиница, питание);
3) отсутствие опыта применения новых информационных технологий дистанционного обучения (виртуальный многофункциональный образовательный комплекс, интегрирующий различные образовательные программы в одну систему, включая выпуск учебных пособий на CD — ROM, с привлечением ведущих производственных и учебных учреждений страны);
4) отсутствие опыта формирования специальных программ дополнительного профессионального образования «под заказ» для предприятий МП и учреждений здравоохранения;
5) отсутствие методологии оценки качества профессионального дополнительного образования для специалистов медико-технического профиля (включая компьютерные системы тестирования разного уровня) на базе моделей специалистов, требуемых рынком труда).
Заключение
1. Считать целесообразным рекомендовать Совету директоров Ассоциации предприятий медицинской промышленности «Северо-запад» провести мониторинг региональной потребности в кадрах медико-технического и биотехнологического профилей для предприятий различных видов и форм собственности: ФГУП, малых и средних предприятия (ЗАО, ОАО), совместных предприятий, фирм-дистрибьютеров и т. д. — с последующей передачей этой информации в ВУЗы, готовящие специалистов для биомедицинской индустрии.
2. Считать целесообразным совместно с Департаментом занятости населения Санкт-Петербурга организовать работу по среднесрочному прогнозированию кадровых потребностей медицинской промышленности города с целью реализации целевой программы Санкт-Петербурга «Развитие
производства медицинской техники и изделий медицинского назначения в Санкт-Петербурге на 2013-2015 годы».
3. Считать необходимым организацию разработки профессиональных стандартов специалистов медико-технического профиля для государственного здравоохранения (с последующим утверждением тарифно-квалификационных характеристик) для лучшей адаптации специалистов на рынке труда.
4. Считать целесообразным на основании про-фессиограмм разработать модели специалистов медико-технического профиля, которые позволят более точно позиционировать соответствующего специалиста на рынке труда и оценить предъявляемые к нему профессиональные требования с учетом предполагаемого места работы. (Модели могут динамично изменяться с учетом рыночной ситуации и эффективно определять содержание учебных программ.)
5. Так как в современных условиях в России разработка программных методов развития МП приобретает большое значение (что позволяет законодательно обеспечить регламентацию организационных и кадровых принципов функционирования МП), считать целесообразным дать рекомендацию о включении в проект Решения 1У Всероссийского съезда работников медицинской промышленности пункта «О создании единой Федеральной системы переподготовки и повышения квалификации специалистов медико-технического профиля в рамках Федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2011—2020 годы» (на базе результатов работы в этом направлении головного вуза страны по направлениям медико-технической подготовки специалистов — СПбГЭТУ «ЛЭТИ».
| Литература |
1. Проект стратегии развития медицинской промышленности РФ на период до 2020 г.
2. Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период 2011-2020 годы и дальнейшую перспективу» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 17.02. 2011 г. № 91).
№ 5-Б(17-18)/2011 |
биотехносфера