3) Создание блока непрерывного повышения квалификации кадров в структуре Региональных целевых комплексных программ «Развитие медицинской промышленности на период до 2003 г.», подготовленных АПМП
4) Создание автоматизированной системы оценки качества профессионального дополнительного образования на базе компьютерного сравнения «портрета выпускника» и «портрета специалиста медико-технического профиля», работающего на рынке труда.
Предлагается следующий перечень первоочередных мероприятий по реализации изложенной выше Концепции:
1. Обсуждение основных положений Концепции на заседаниях Учебнометодических Советов по медико-технической подготовке специалистов;
2. Формирование сети филиалов РЦ ИМТО СПб ГЭТУ (на базе ВУЗов, входящих в консорциум ВУЗов, готовящих специалистов медико-технического профиля в России) для создания фундамента единой Федеральной системы дополнительного образования (ЕФСДО) на основе многоучредительства;
3. Формирование специальных программ дополнительного профессионального образования «под заказ» для предприятий медицинской промышленности и учреждений здравоохранения различных регионов России;
4. Подготовка межвузовских учебных пособий для самостоятельной работы, ориентированных на применение в дистанционном обучении.
5. Обращение в Комитет по охране здоровья Государственной Думы Федерального Собрания РФ с вопросом о внесении в проект Федерального Закона «О медицинских изделиях» статьи о необходимости лицензирования лиц, занятых эксплуатацией сложной медицинской техники, с целью повышения структурного качества медицинской помощи.
БИОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Е.П. Попечителев
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, Кафедра Биомедицинской электроники и охраны среды
Обсуждая пути развития высшего образования, нельзя не обращать внимание на одну из главных проблем такого образования - его биотехнической направленности, так как работа инженера по обслуживанию известных или разработке новых видов техники всегда несет на себе “отпечаток” человеческого использования. Любая инженерная работа выполняется для людей, для удовлетворения их личных потребностей и потребностей общества. От того насколько глубоко современный инженер будет понимать назначение и особенности практического использования изделия, созданного его трудом, другими людьми, во многом зависит качество проектирования, производства и эксплуатации этой техники. Известны и психологические проблемы инженерной работы, решение которых связано с так называемым "человеческим фактором". Например, решающее значение для высокого качества обслуживания может иметь представление инженера о том, насколько хорошо он ориентируется в психологических оценках услуг, предоставляемых обществу с помощью созданных и обслуживаемых им технических систем. А принятие решений при проектировании сложных инженерных комплексов и сооружений может быть связано с совместной работой многих специалистов разного направления, и инженер должен уметь принимать совместные
компромиссные решения. Многие виды инженерной деятельности вообще возможны только за счет коллективного труда специалистов разного профиля. При этом каждый выполняет свои функции, а положительный результат достигается согласованной работы всех участников.
Само по себе биотехническое образование стало основой нескольких специальных программ инженерной подготовки, ориентированных на решение задач медицины, биологии и экологии. На лицо изменение взгляда на роль технического обеспечения биомедицинских процессов, и, в первую очередь, процессов оказания медицинской помощи. Это обусловлено широким внедрением в повседневную практику учреждений здравоохранения и многих других отраслей народного хозяйства современных биомедицинских технологий, приборов, аппаратов, систем, комплексов и информационных средств. Изменилось и само понятие "медицинская помощь" за счет расширения спектра услуг, предоставляемых потенциальным потребителям. Для удовлетворения этих потребностей становятся актуальными задачи по разработке более эффективных методов диагностики и лечения, профилактики и реабилитации, биотехнических комплексов управления сложными техническими объектами, позволяющих рационально организовать труд человека, средств контроля и управления состоянием человека в процессе работы, в том числе в экстремальных условиях. Не менее важны создание эффективных средств сбора, обработки и хранения медицинской информации, формирования баз данных и знаний, а также средств оперативного предоставления этих данных и знаний конкретным пользователям по запросам. Близкими по требованиям к уровню технического оснащения являются задачи обеспечения биологического эксперимента и экологического контроля. Отмеченные направления формируют обширный, социально-значимый и емкий рынок труда, где сегодня имеется (а прогнозируется еще больший) спрос на технических специалистов, работающих на стыке смежных наук, где обязательным условием является наличие биологического объекта, как объекта исследования, управления и контроля. Такой широкий спектр практических задач, в решении которых должен принимать участие технический специалист, создает серьезные трудности в его подготовке.
Возможности и достижения различных научно-технических направлений привели к тому, что по многим техническим специальностям предлагаются специализации, так или иначе связанные с решениями медико-биологических проблем. Специалисты этих направлений технической мысли убеждены в том, что их достижения могут сделать чуть ли не революцию в решении этих проблем. Однако это убежденность никак не отражается в учебных планах по большинству технических специальностей.
При анализе учебных планов подготовки инженерных кадров по многим современным специальностям бросается в глаза их насыщенность различными научными дисциплинами, значение которых для практической деятельности инженера в конкретных условиях может оказаться не столь важным, как это отражается в квалификационных характеристиках. В то же время в них отсутствуют дисциплины, связанные с человеческой направленностью любого вида инженерной деятельности, дающие будущему специалисту представление об этом "человеческом факторе".
Учитывая все возрастающую роль этого фактора для технического прогресса общества, в программах образования инженера по любой технической специальности необходимо предусматривать определенный объем его подготовки для формирования:
- понимания того, что все делается для человека и, следовательно, плоды инженерного труда должны нести на себе “отпечаток” человека-пользователя. Это означает, что инженер обязан знать особенности организации и функционирования живых систем, понимать, как влияют внешние факторы на параметры
жизнедеятельности человека и, следовательно, на отношение к внешнему миру, на качество выполнения им рабочих функций, иметь представление о возможных нарушениях здоровья, связанных с применением создаваемых технических средств, и основных способах его коррекции и многое другое;
- представления о том, что жизнь человека проходит в человеческом обществе и необходимо уметь в этом обществе жить, принимать других людей с их интересами, часто отличающимися от интересов конкретной личности, участвовать в принятии общих решений, отстаивая свое и принимая чужое. Опыт совместной деятельности должен накапливаться в процессе обучения путем постановки специальных занятий и коллективных проектов.
Принимая во внимание, что часть образовательной подготовки инженеров, связанная с человеческим фактором, имеет непосредственное отношение к техническим аспектам их работы, определим ее как биотехническую составляющую, оказывающую огромное влияние на формирование личности специалиста. Предлагается вариант учебной дисциплины "Биотехнические аспекты современной техники" для учебных планов подготовки специалистов по другим специальностям.
Для подготовки специалистов по медико-биологической технике биотехническая подготовка должна проникать практически во все циклы учебных дисциплин. В связи с формированием государственных стандартов нового поколения в докладе обсуждаются особенности построения учебного плана по подготовке дипломированных специалистов, чьи профессиональные интересы непосредственно связаны с разработкой и эксплуатацией технических средств, предназначенных для исследования или управления биологическими объектами. Это подготовка технических специалистов по новому направлению 653900 - "Биомедицинская техника", а также бакалавров и магистров по направлению 553400 - "Биомедицинская инженерия".
УДК 61.(071.1): 62
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ И ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ
В.П. Омельченко, А.А. Демидова
Ростовский государственный медицинский университет МЗ РФ, Россия, 344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29. Тел.:652-391. Факс: 530-611.
Использование в лечебно-профилактических учреждениях и службах здравоохранения средств вычислительной техники является в настоящее время естественной необходимостью, в значительной мере определяющей уровень развития медицинской науки и непосредственно оказывающей влияние на лечебнодиагностический процесс. Данное обстоятельство определяет целесообразность включения в обучение студентов в медицинских ВУЗах и врачей на факультете повышения квалификации цикла медицинской информатики, имеющего специальное, общеобразовательное и общечеловеческое значение. Медицинская информатика направлена на правильную ориентацию врача при получении знаний и умений по обработке информации в медицине и здравоохранении с помощью компьютерных технологий.
В настоящее время преподавание медицинской информатики, являющейся прикладным разделом науки информатики, базируется на предварительной соответствующей школьной подготовке, а также обучении студентов на первом