УДК 069: 001. 12
Т. В. Галкина
О КОНЦЕПЦИИ ДОМАШНЕГО МУЗЕЯ КАК КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА
СЕМЕЙНОГО ДОСУГА
Статья посвящена обоснованию актуальности создания концепции домашнего музея и внедрения этой формы коммуникативного досуга в современную российскую семью. Домашний музей как коммуникативное пространство семейного досуга позволяет не только реализовать функции музея (охранную, аксиологическую, исследовательскую, коммуникативную, рекреационную, эстетическую, воспитательную), но и повысить имидж семьи и рода, обеспечить преемственность традиций и сохранить подлинный живой семейный потенциал. При этом актуализирующая роль отводится молодому поколению.
Ключевые слова: домашний музей, концепция домашнего музея, функции домашнего музея, коммуникативное пространство семейного досуга.
Современный коммуникационный и компьютеризированный мир XXI в. оказывает все большее влияние на формирование молодых поколений. Каждый день он презентует новейшие технологии функционирования человека в современном социуме, выставляет свои ценностные ориентиры, определяет статусность личности. В ответ на эти вызовы молодой человек стремится встроиться в стремительный информационный поток, овладеть новыми технологиями и компетенциями, стать креативным, мобильным и конкурентноспособным в профессиональном сообществе.
Неуклонное стремление к профессиональному совершенствованию, требующее значительного времени и сил, отодвигает довольно часто на второй план аспекты личностного развития в нравственном, эстетическом, здоровьесберегающем направлениях. Особым изменениям подвергаются отношения в семье с родителями и другими родственниками. Проживание вне дома большей части студенческой молодежи, самостоятельный характер обучения в вузе приводят к некоторому игнорированию семейных традиций, откладыванию общения с родителями, бабушками и дедушками на более свободное время. В это время главным содержанием общения с родственниками становится финансово-материальная поддержка, поступающая от родителей.
Понимая, что процесс семейного воспитания носит непрерывный характер, важно, чтобы и в студенческие годы не ослабевали крепкие семейные узы, любовь и уважение к представителям своего рода, забота и внимание к старейшинам рода. Ведь только осознание себя продолжателем дела предков, неразрывным звеном в череде поколений помогает формировать историческое сознание, обладающее глубокими ценностными критериями определения вклада семьи и рода в историю отечества.
Обращение к теме вызвано неисследованно-стью проблемы: анализ историографической лите-
ратуры за последние 20 лет не выявил научных исследований, посвященных заявленной проблематике [1]. В связи с этим целью данной работы является выявление роли и функций домашнего музея в семейном воспитании студенческой молодежи.
Каковы отношения современных студентов историко-филологического факультета Томского государственного педагогического университета к своей семье, к семейным традициям и реликвиям?
Предложенная студентам I—V курсов анкета «Домашний музей» содержала 4 блока вопросов: 1) вопросы, направленные на выявление персони-зации старейших членов семьи (имена и профессии прабабушек и прадедушек, а также бабушек и дедушек); 2) вопросы, регистрирующие наличие в семье предметов музейного значения (вещественные, письменные, изобразительные источники), а также способов их хранения и систематизации; 3) вопросы, направленные на выявление в семье форм нематериального культурного наследия (семейные предания, легенды, традиции); 4) вопросы, связанные с пониманием престижа семьи и гордости за свой род.
Результаты анкетирования, в котором приняли участие 104 студента, показали реальную ситуацию, сложившуюся к 2012 г. в одном из томских вузов. Отвечая на вопросы первого блока, 92 % студентов признались, что помнят имена своих бабушек и дедушек, а вот 8 % студентов их не знают. Что касается прабабушек и прадедушек, то их имена известны только 55 % студентов. При этом у студентов курса знание имен бабушек и дедушек и прабабушек и прадедушек составляет соответственно 71 и 100 %, то у студентов I курса -26 и 95 %. Эти данные свидетельствуют о том, что во многих российских семьях отсутствуют документы советского периода 1920-50-х гг. - времени проведения коллективизации и ее последствий, а также жестоких сталинских репрессий. К тому же, чтобы обезопасить семью, многие скрывали подлинные факты из истории своей семьи от власти, а
также были вынуждены не рассказывать об этом и своим детям. Поэтому в настоящее время представляется утраченным значительный пласт российской семейной истории как неотъемлемой части истории Сибири и России.
Эта «традиция молчания» в целях самосохранения семьи оказалась довольно живучей: ведь даже сейчас некоторые люди предпочитают не распространяться об истории своей семьи и рода.
Сложившаяся ситуация негативно сказалась на бытовании в семье устных рассказов, преданий и легенд. Прадеды, как правило, не пережили бурный XX в., а бабушки и дедушки - главные «сказители» в семье - вынуждены были молчать. Таким образом, современная молодежь, не приученная слушать семейные легенды и предания довольно часто и не испытывает такой потребности. Об этом наглядно говорят результаты анкетирования: 52 % студентов не знают никаких семейных преданий и легенд, 48 % - помнят отрывочные факты из биографии деда или прадеда.
Что касается знания профессий своих предков, то только 68 % студентов назвали профессии учителей, врачей, бухгалтеров, художников, портных, механиков, машинистов, инженеров, военных, председателей совхозов и др. Это свидетельствует о том, что возросла доля студентов - выходцев из сельской и городской интеллигенции. Остальные 32 % студентов не интересовались профессиями старейших членов семьи.
Большим подспорьем для создания домашнего музея и домашнего архива является составление генеалогического древа собственного рода. В настоящее время широко доступны через Интернет и специальную литературу многочисленные рекомендации по составлению генеалогий, вплоть до профильных обществ и институтов, занимающихся восстановлением генеалогических корней семьи и рода. При этом главная задача - выявление в архивах документальных свидетельств рождения и смерти каждого представителя семьи и рода.
Что касается составления генеалогического древа семьи, то только 7 % опрошенных студентов вели такую работу в своих семьях, хотя необходимость проведения такой работы осознается всеми студентами. Так, в одной из семей создана «Книга памяти», в другой - дедом написана книга о своем роде, а в нескольких семьях составлено генеалогическое древо.
Опираясь на материал генеалогического древа, можно приступать к персонизации фонда домашнего музея, т. е. собирать вещественный, письменный и изобразительный материал о жизни и деятельности каждого члена семьи. Результаты анкетирования подтверждают факт наличия в семье музейных предметов у 94 % студентов. Среди ве-
щественных старинных предметов были названы награды (как правило, ордена и медали Великой Отечественной войны) - 27 %, иконы - 16, наградное и трофейное оружие и другие предметы - 14, женское рукоделье (вышивка, вязанье) - 14, хозяйственные инструменты (ткацкий станок, прялка) -12, монеты, купюры, мебель, посуда - по 9 %, украшения - 7 %. Среди музейных предметов названы также шкатулки, значки, часы, одежда, музыкальные инструменты, сумки (ридикюль, саквояж), серебряные ложки, валяные изделия, елочные игрушки и ковры. Следует отметить, что критерии отбора музейных предметов (раритетность, время изготовления, художественная ценность, мемориальная принадлежность) еще недостаточно четко освоены некоторыми студентами (23 %).
К некоторым вещам у студентов отношение особое: это касается прежде всего наград и наградного оружия. В анкетах сказано: «Мой прадедушка получил несколько медалей за участие в Великой Отечественной войне», «Мои дедушка и бабушка воевали за Родину и были хорошими людьми», «Чувство гордости привито мне моим дедом, прошедшим войну». Рассматривая и примеряя дедовы ордена и медали, молодой человек приобщается к его боевому подвигу. Истинный патриотизм зарождается на семейной почве из гордости за деда-ге-роя, за свою семью.
Как видно из анкет, большое распространение получило в семьях женское рукоделье: вязанье и вышивка (ришелье, вышивка гладью и крестом). Искусные мастерицы выполняли долгую и трудоемкую работу: вязали крючком скатерти и подзоры, салфетки и воротники, вышивали художественные картины для обустройства семейного дома. На таких образцах семейного творчества воспитывается трудолюбие и эстетическая восприимчивость молодежи. В некоторых семьях хранятся и инструменты для женского рукоделья: от веретена до швейной машинки.
В последнее время молодыми людьми стала осознаваться ценность икон как раритетных семейных предметов, а также проявляется забота об их реставрации и условиях хранения.
При этом 87 % студентов заявили, что в их семьях хранятся письменные источники, среди которых фронтовые письма (35 %), документы (31 %), почетные грамоты и благодарности (18 %), открытки (7 %), книги, в том числе библия (5 %), а также газетные вырезки и семейные мемуары. Что касается изобразительных источников, особенно фотографий, то они хранятся в 96 % семей.
Анализируя ответы, необходимо отметить, что хранящиеся в семьях старинные вещи, письменные и изобразительные материалы представляют собой довольно обширные массивы, которые бес-
системно сложены в старые портфели, папки, шкатулки и т. п. К тому же эти материалы почти никем не востребованы, если среди членов семьи нет энтузиаста, озабоченного восстановлением и сохранением своей семейной истории. Таким образом, налицо совершенно очевидный факт недооценки этой семейной коллекции для воспитания подрастающего поколения в добрых традициях своей семьи и своего рода. Свидетельством этому является тот факт, что каждый второй студент заявил, что в его семье нет традиций, связанных с почитанием предков.
Серьезность сложившейся проблемной ситуации не вызывает никаких сомнений. Поколение «Иванов, родства не помнящих», связанных между собой тесными коммуникациями в пространстве мирового интернета, но не обращающих внимание на свое ближайшее окружение, и прежде всего семью, не может не волновать старшее поколение, несущее ответственность за их воспитание. В связи с этим имеющийся в семье «родовой» материал должен полноценно использоваться в семейном воспитании в роли домашнего музея.
В отличие от публичного (государственного, ведомственного, общественного) музея домашний музей является прежде всего хранительским (или фондовым) музеем. Главная его цель - сохранить родовое и семейное наследие для потомков - направлена на увековечение «славных дел отцов и дедов». При этом охранная функция домашнего музея сочетается с воспитательной, прогнозирующей семейственную преемственность, направленную на дальнейшее повышение имиджа и престижа семьи.
Наибольший эффект в этом деле достигается путем совместной деятельности представителей старшего и младшего поколений по составлению генеалогического древа, поиску архивных документов, устному опросу родственников, записи семейных легенд и преданий, сочинению мемуаров, выявлению музейных предметов. Таким образом, в совместной работе членов семьи реализуются аксиологическая, исследовательская, информационно-познавательная и коммуникативная функции домашнего музея.
В соответствии с главной функцией домашнего музея - хранительской - должны соблюдаться особые условия хранения семейного наследия. Все предметы (т. е. единицы хранения) домашнего музея должны храниться в чистом виде отдельно от
повседневных бытовых вещей. Особые условия хранения старинных документов и фотографий предполагают хранение каждой фотографии или документа в отдельном плотном (или темном) конверте вдали от солнечного света в помещении со стабильной температурой. При этом не допускается применение клея для закрепления фотографий в альбомах. Бережное отношение к предметам домашнего музея позволяет обеспечить их сохранность на долгое время.
Наряду с сохранением семейного наследия большое значение для молодежи имеет практическое обращение к этому наследию в рамках церковных поминальных дней (родительский день) и семейных встреч поколений. Как показало анкетирование, в настоящее время необходимо заново вводить в домашний досуг различные занятия с семейными реликвиями, например разглядывание семейного альбома, дедушкиных медалей и бабушкиных вышивок, чтение фронтовых писем и благодарностей, детских тетрадок первоклассников и вузовских дипломов выпускников. В этом случае домашний музей сможет осуществлять и рекреационную функцию, позволяющую прочувствовать душевную близость всех членов семьи и комфортную обстановку уютного семейного дома. А можно снять фильмы и сделать сайты «Моя родословная», «Мой любимый дедушка», «Семейная коллекция нумизматики», «История родовой иконы» и др.
Таким образом, проведенное научное исследование показывает, что создание и культивирование домашнего музея может оказать решающее значение на процесс социализации студенческой молодежи, ослаблении напряженности между «отцами и детьми», воспитывать чувства уважения и гордости за свою семью. «Я горжусь своими родителями, бабушкой и дедушкой за их нелегкую судьбу и за то, что они вырастили нас», - написал один из анкетируемых студентов. Хотя фактически почти каждая семья имеет материалы для такого домашнего музея, необходима интенсивная работа по их «реанимации» и активизации совместными усилиями поколений. И тогда домашний музей как достояние семьи, имеющее значительный воспитательный потенциал, сможет реализовать во всей полноте присущие ему функции: охранную, аксиологическую, исследовательскую, информационнопознавательную, коммуникативную, рекреационную и эстетическую, а также стать подлинным семейным очагом в бурном современном мире.
Список литературы
1. Галкина Т . В . Историографический обзор российской музейно-педагогической литературы (1990-2010 гг.) // Вестн . Томского гас . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2010 . Вып . 9 (99) . С . 109-113 .
Галкина Т. В., кандидат исторических наук, доцент, декан.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 16.06.2012.
T. V Galkina
THE CONCEPT OF THE HOME MUSEUM AS A COMMUNICATIVE SPACE OF FAMILY LEISURE
The article is dedicated to support actuality of the creation a concept of the home museum in a modern Russian family. As a communicative space of family leisure the home museum not only performs the museum function (security, axiological, research, communicative, recreational, aesthetic, educational), but also helps to heighten the image of the family, tradition continuity, to preserve genuine family potential. The main part is assigned to the younger generation.
Key words: the home museum, the concept of the home museum, functions of the home museum, the communicative space of the family leisure.
Tomsk State Pedagogical Univesity.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]