Научная статья на тему 'Значимость семейных коллекций для комплектования фондов (на примере научно-фондовой работы музея города Новосибирска)'

Значимость семейных коллекций для комплектования фондов (на примере научно-фондовой работы музея города Новосибирска) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
333
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКТОВАНИЕ МУЗЕЙНОГО ФОНДА / ИСТОРИЯ НОВОСИБИРСКА / МУЗЕЙ / МУЗЕЙ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА / АТРИБУЦИЯ / УСТНАЯ ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Добарская Валерия Александровна, Кузнецова Оксана Геннадьевна

Статья посвящена анализу научно-исследовательской деятельности Музея города Новосибирска по комплектованию фондов в 2012 г. Деятельность сотрудников музея по исторической атрибуции предметов и документов из семейных архивов дополняется сбором устных источников: записью воспоминаний старожилов, интервью с потомками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Significance of family archives for museum collections’ formation (shown by an example of Novosibirsk City Museum)

The article analyzes research work on museum collections’ formation in Novosibirsk City Museum in 2012. Historical attributing of objects and documents from family archives is supplemented by gathering information from oral sources: old residents memories, interview with their descendants.

Текст научной работы на тему «Значимость семейных коллекций для комплектования фондов (на примере научно-фондовой работы музея города Новосибирска)»

В.А. Добарскаи, О.Г. Кузнецова, г. Новосибирск

Значимость семейных коллекций для комплектования фондов (на примере научно-фондовой работы Музея города

Новосибирска)

Настоящая статья нмееі целью анализ н ау ч но- и с с.і і едо вател ьско і і работы Музея горола Новосибирска (МГН) по комплектованию фондов, Почт в каждой семье есть вещи, которые хранят особенно бережно, поскольку они напоминают о каком-то родственнике или важном событии. Такие предметы принято называть реликвиями.

Раритеты п реликвии но чаше всего материальные предметы, утратившие свое функциональное значение и приобретшие значение символов, памятных знаков. Такие предметы часто ин тересуют краеведов и других специалистов в силу своей уникальности. Некоторые предметы специально создаются для гого, чтобы выполнять роль символов, например знамена, награды, удостоверения личности и т.п. Раритетные и реликвий и ые предметы всегда уникальны, потому что существую1! в одном или очень ограниченном количестве экземпляров [13,

Недавно к нам в музей попала удивительная семейная коллекция Михайловых. Семенные реликвии хранились у Виктории Константиновны Михайловой очень бережно, напоминая о важных событиях и явлениях, происходивших в их семье. Сотрудникам Центра устной истории (ЦУИ), как показывает практика, удается реализовать одну ні главных функций музея комплектование фондов посредством интервьюирования и внимательного подхода к личной биографии и семейному архиву информатора. Многие информаторы отдают вдар му іею свои семейные архивы.

Подобная форма взаимоотношений в деятельности Музея города Новосибирска позволяет формировать уникальные первоисточники по культуре общества. Одной из прикладных функции центра стало не посредственное участие в выставочном проектировании музея и научно-исследовательской работе.

Именно ніким примером можно считать проведенную работу' с Іііікюрией Константиновной Михайловой, уроженкой і. Хабаровска, любезно предоставившей свои семейные реликвии, записи мемуарною шла, и собственно ее устное повествование о том, как и чем

-227-

жил семейный клан Михайловых на протяжении долгой и грудной истории четырех поколений (хронологический охват от 1870-х до 19К0-х).

Наш респондент Виктория Константиновна, еше будучи школьницей, мечтала стать архитектором. В 1953 г. окончила С троительный институт ек) специальности Архитектор. 13 1970-е гг. Виктория Константиновна сама преподавала в (і роите льном институте на архитектурном факультете, несколько лет прорабо гала заместителем декана. Когда Виктория Константиновна работала » СИБЗНИИЭПе (Сибирский юнальный научно-ийЬледовательский институї экспериментальною проект пронания ). го проектировала Затулине кий и Челюскинский жилмассивы, а также универмаг << Кировски і і». Ье муж Окунцов Евгений Николаевич, известный н своей среде архитектор. В Новосибирске он проектировал Челюскинский и Затудинский жилмассивы, магазин «Синтетика^ универмаг «Октябрьским» на Кирова,

Масштабы статьи не позволяют раскрыть нее сюжетные линии, которые просматриваются В рассказах; Виктории Констат иновньг Остановимся на одной линии еудьбах дедушки и бабушки информатора, которым и принадлежали семейные реликвии, переданные в дар музею.

«Вся моя родия и і Хабаровска. Дедушка Василий {по линии отца) очень рано ушел из жизни. в №12 год$ оставив мать 4 них Васильевну с семью детьми в возрасте 40 лет Вообще они были мещанами. Почему мещане, потому что у них пыла баня на берегу речки. В бане бы к> три арочных окна, банька иёб&льшан. Воду вдзйли г р. Амура на лошадях. Владельцем баи и был Василий Евдокимович. Отец Василия Евдоким был евреем из кантонистов. У Василия был собственный дол/, хозяйство. Так как дед умер очень рано, бабушка продолжила его дело. Ее называли Старуха Закон видимо рабочие так звали.

Брат Василия Евдокимовича отец Игнатии был священником, Его тоже репресс ировали, и он с семьей уехал и г. Киров. Н 1937 году его расстреляли за то, чин> он "японский шпион ". Докопались до того, что когда Василий болел раком, отец Игнатий воли брата па лечение в Японию.

Новосибирск прирастал репрессированньши людьми, которых лишали гражданских прав, и они были вынуждены уехать в другой город. Таким образом, мои предки покинули Хабаровск в 1933 году.

-228-

В і 933 году бабушка с пятью детьми и мама моя с отцом и двумя детьми переехали и S Іовосидирск в устье.раки Каменки.

Переехапі нее, кроме двух сестер которые остались в Китае. Дне дочки, перед тел/ как закрыли границу России и Китая, поехали учиться в 102 6 году на курсы стол иіяі&л огон. Они ос men и с ь па всю оставшуюся мсишь а Китае. Только когда у Хрущева появились разногласия с }fao Ці ідуиолі. тот предложил вієм русс кіш вернуться на свою Родину. Две мои те/пки подаїн запрос а Мос кву о месте нахождения родственников. Сначала их привали в Кустанай (Казахстан) в птицесовхоЗ' Запрос пришел, что родстве1Ш$кы живут в Новосибирске, и они приехали к нам.» |2 |

В нашем лдучас; б [.їло проведено юнеалогнческое интервью, которое позволило не только сфокусировать внимание на истории жизйи самої) респонденткн, но и подучить информацию о жизни нескольких поколений, объединенных родовыми связями. Такой тип интервью можно назвать глубоким. Нго эффективность очевидна для научноисследовательской работы в Музее города Новосибирска.

>1п воспоминания подверглись с нашей стороны тщательному анализу. Чюбы провесні анализ, необходимо взглянуть па источник и его свидетельства. Для этого был собран важный материал, описан и подготовлен к сдаче па хранение. Теперь мы попытаемся оценить наш источник с точки фения его репрезентативности для изучения кудыурно-исюрпчеекоЕо прошлого С ибири, Структура исследовательского изложения диктуется стремлением более полно раскрыть все богап е гво социальной информации, ко тирую може г дать источник, поставленный в спя эь с данными современной науки.

Недостаток объекпшной информации, котрая скрыта в памятнике истории п культуры» восполняют документальные записи, сделанные и пропесее комплектования объектов наследия со слов их владельцев или участников и очевидце» изучаемых событий, Зафиксированные в документации сведения 11 среде бытования объекта наследия, и функциональном нашаченйи предмета, его автора и владельцах, о его использовании в изучаемых события^ переводят на доступный язык информацию, закодированную в предмете. Записи п документах, сделанные при научном описании музейного предмета, расширяю! ею информационный потенциал, позволяют использовать его как исторический источник.

J229-

Разнообразие фондовых коллекций оказывает решающее влияние на научно-исследовательскую работу, экспозиционную, выставочную деятельность музея, поэтому важно избегат ь фрагментарности персональных, тематических и семейных коллекций. Достижение комплексности источников важнейшая задача фондовой работы МГН. Для этого проводится совместно с ЦУИ подготовительный этап формирования фондов, в ходе которого проводится первичная атрибуция предмета.

За счет сотрудничества отдела ЦУИ и отдела хранителей ведется предварительная научно-исследовательская работа: определение предметов в качестве объекта музейного изучения, тематика будущей коллекции, изучается перспектива реализации связей с владельцами предметов* Вся совокупность информации, т.е. информационный потенциал музейного предмета, состоит из трех основных компонентов:

- атрибутивных характеристик предмета: размер, вес, цвет, материал, техника;

- внутреннего информационного поля: знаки, клейма, тексты, изображение;

- внешнего информационного поля: информация об авторе, среде бытования, его культурных значениях, об исторических событиях и лицах, с которыми он был связан владельцах [3],

Семейная коллекция предметов одной семьи помогает более широко раскрыть эпоху, развитие города или ш дельно взятый временной период. Полученная в ходе работы легенда семьи и предметы музейного значения в своей совокупности дают информационный потенциал, который необходим для научно-исследовательской работы музея.

Легенды Семьи чаще всего помогают правильно атрибутировать музейный предмет, за исключением тех моментов, когда предмет в семье использовался не по своему прямому назначению. По классификации М.С. Кучеренко у музейного предмета ест ь генетическая функция - целевое значение предмета, определенное его создателем, и утилитарнопотребительская функция цели и формы практическою использования предмета в среде бытования. Задачей научно-исследовательской работы отделов является правильно атрибу тировать предмет [4].

За последние несколько месяцев фонды МГН пополнились редкими и интересными предметами, это важно как для исследовательской, так и для выставочной работы.

-230-

Ні семьи Михайловых переданы па постоянное хранение следующие предметы; ф о гонорі реї начала XX в.. супница (фарфоровая на* чала XX в.. блюло фарфоровое начала XX в., кофейник коїта XIX в,, чернильница ^Голова собаки» конца XIX в., свидетельству об окончании курсов 1-й Харбинской Зубоврачебной школы 1928 г. и свидетельство об окончании Харбинских Фармацевтических Курсов по подготовке к экзамену па степень Аптекарского Помощника. Все тги предметы были привечены в Новосибирск в 1933 г, т далекого Хабаровска в годы репрессии. Ниже пойдет речь о чернильнице, фото-нор! рете и аттестатах.

Первым важным предметом является семейный фотопортрет (рис. 1). Фотография представляет ценность не только как музейный и редисі, по и предмет, который песет в себе визуальную информацию об эпохе, исторических событиях, о семейном быте. Именно на этой фотоірафни запечатлен первый владелец этих предметов. Приведем краткое описание: фотография черно-белая; портретная; На снимке изображены: Василий Евдокимович Михайлов, сидящий на стуле; рядом с ним, слева, стоит его сын Василий, 11а втором плане декорация. Фотография наклеена на паспарту. На паспарту в нижнем правом углу тиснение с фамилией фотографа и адресом фотоателье «Быстров Д., Невского, 120». ')тт снимок имеете со всеми деталями дает полную информацию о владельце и членах его семьи: как они выглядели, о быте, как люди одевались; кем і* где была изготовлена фотография.

Важной задачей атрибуции является определение даты съемки. Чтобы более точно определить временные рамки, первое, на что следуют обратить внимание, тго паспарту. На паспарту в виде теене-ния или штампа може т стоять дата или подпись автора и название его фотомастерской. Следовательно, по названию фотомастерской можно узнать, в каком городе и в какой временной период работал мастер, Следует обратить внимание, что паспарту могли выполняться на заказ н одном городе (чаще в Москве и Санкт-ЇІетербурге), а сам мастер мог работать в другом юроде. В начале XX а. это было обычной пракл икон. Но па таких паспарту, обычно с оборотной стороны, печатался герб мастера с его именем, название фотоателье или города.

Также следует учес і ь. что фотография печаталась е негативов и >ти негативы могли остаться е предыдущего года. Значит, дата на штампе могла не соответствовать действительному времени съемки. В таком

-231 -

случае точно определить дату нам помогает легенда, а также внимательно^ изучение фотографии и сопоставление полученных данных.

Нередко фотография подписывалась от руки, но снимки часто дарились. и дата мої л а не совпадать с датой съемки. Такая информация лает возможность поставить временную границу для снимка, т.е. мы с уверенностью можем сказать, что снимок сделан не позднее даты, стоящей на карточке.

При первичной атрибуции фотоірафия, оказавшаяся в МГІ1. предположительно сделана в Санкт-Петербурге. По в семейном архиве Михайловых есть Другая фотография сточным изображением фотографии* переданной в фонды МГН. Как свидетельствует теснение на лицевой стороне паспарту, снимок выполнен в городе «Хабаровск на Амуре», автор - Лотоцкий. Если сопоставит^ с легендой и сравнить обе фотографии, го можно сделать вывод: Первым был сделан снимок из архива Михайловых в 1911 г, в городе Хабаровске, 2-й снимок был увеличен с негатива и отпечатан в Санкт-І Іетербургской мастерской [5].

Другим интересным предметом является чернильница «Голова сеттера» (рис. 2). Чернильница одинарная, гнездо для чернил выполнено в виде головы собаки породы сеттер на фигурной подставке для перьев, материал — чугун. На основании стоит клеймо в виде двуглавого орла. Клеймо дает основание утверждать, чго чернильница была выполнена до 1917 г. Со слон владельца предмета, чернильница попала к ним в семью в конце XIX в. Автор неизвестен. Фигура отливалась 1860-х гт. но французскому бронзовому образну середины ХІХ в.

Каслинское литье всегда являлось неогъЄмлеммм атрибутом русского культурною наследия, оно востребовано постоянно. История художественного литья началась в 1747 г* когда тульский купен Яков Коробков пос тавил на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный заводы. 1860- 1X40 і іч стали годами рассвета чугунного художественного литья.

Предмет со слов дарителя, использовался как пепельница, но при атрибуции и консультации с экспертами было установлено, что предмет по своей генетической функции является чернильницей. Это один из тех случаев, когда утилитарно-потребительская функция предмет не совпадает с генетической. Легенда не дает Возможности правильно атрибут про ват ь предмет, но может раскрыть эпоху, в которой жила семья информатора, В конце XIX начале XX в. писали перьями; пред-232-

мет использовался как чернильница. Когда перья стали постепенно вытеснять ручки, то исчезла и необходимость в чернильницах, предмет стали использовать как пепельницу.

В коллекции находятся редкие предметы: свидетельства об окончании курсов (рис. 3). Такие документы обычно уничтожались, а в семье Михайловых сохранились. Свидетельства находятся в полной комплектации: обложки на русском и китайском языках, вкладыши, фотографии, гербовые марки, печати. Это помогает проследить, как выглядели документы и как велось делопроизводство с русскими эмигрантами и общинами в Китае.

В целом 11,У И компенсирует недостаток в музее источников для исследовательской работы, в том числе личного происхождения, открывает новые возможности в сборе материала. Опираясь на результаты проведенного совместного исследования, источниковед обобщает свою работу, проводит источниковедческий синтез. Это завершающий этап изучения семейной коллекции, рассматриваемой в качестве исторического источника. На этом этапе обеспечивается возможность обобщить результаты анализа отдельных сторон коллекции, отдельных комплексов социальной информации, полученной при исследовании ее структуры и содержания.

Рис. I. Фотопортрет из архива семьи Михайловых, оригинал и копия.

Начало XX в.

-233-

Рис* 2, Чернильница «Голова собаки», принадлежала семье Михайловых.

Каслинское литье, конец XIX в*

М'

Свидетел ^ст во

курС&В Ьн

ЩЬСЫй

;"

Т. М.,

-

Ьтп

П »л (-■*»*( шин Фг — Р

Рие. 3, Сиидетельстйо об окончании курсов 1-й Харбинской Зубоврачебной школы» из архива семьи Михайловых, 1928 г.

Литера гу ра

1. Словарь музейных терминов (Российская музейная энциклопедия) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wwvv.museum.ru/ RME/dictionary.asp? 19; http://\vw\v.museum.ru'RME/dictionary.asp?20.

2. Архив Центра устной истории Музея юрода Новосибирска. Михайлова Виктория Константиновна. 1931 г.р.

3. Словарь терминов (Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.philoI.msu.mMezaums/docs/5/dictionary.php.

4. Кучеренко, М.Е. Функциональный аспект в процессе изучения музейных предметов / М.Е. Кучеренко// Проблемы теории, истории и методики музейной работы: сборник научных трудов Центрального музея революции. М., 1995. - 250 с. С. 55.

5. Фотосалоны С. Петербурга 1913 г. (Родословный сайт Меллеров). [Электронный ресурс]. Режим доступа http://genobooks.narod.ru/ FotoSalonSPb/VP/FotoSalonSPb-1913.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.