В.А. Добарскаи, О.Г. Кузнецова, г. Новосибирск
Значимость семейных коллекций для комплектования фондов (на примере научно-фондовой работы Музея города
Новосибирска)
Настоящая статья нмееі целью анализ н ау ч но- и с с.і і едо вател ьско і і работы Музея горола Новосибирска (МГН) по комплектованию фондов, Почт в каждой семье есть вещи, которые хранят особенно бережно, поскольку они напоминают о каком-то родственнике или важном событии. Такие предметы принято называть реликвиями.
Раритеты п реликвии но чаше всего материальные предметы, утратившие свое функциональное значение и приобретшие значение символов, памятных знаков. Такие предметы часто ин тересуют краеведов и других специалистов в силу своей уникальности. Некоторые предметы специально создаются для гого, чтобы выполнять роль символов, например знамена, награды, удостоверения личности и т.п. Раритетные и реликвий и ые предметы всегда уникальны, потому что существую1! в одном или очень ограниченном количестве экземпляров [13,
Недавно к нам в музей попала удивительная семейная коллекция Михайловых. Семенные реликвии хранились у Виктории Константиновны Михайловой очень бережно, напоминая о важных событиях и явлениях, происходивших в их семье. Сотрудникам Центра устной истории (ЦУИ), как показывает практика, удается реализовать одну ні главных функций музея комплектование фондов посредством интервьюирования и внимательного подхода к личной биографии и семейному архиву информатора. Многие информаторы отдают вдар му іею свои семейные архивы.
Подобная форма взаимоотношений в деятельности Музея города Новосибирска позволяет формировать уникальные первоисточники по культуре общества. Одной из прикладных функции центра стало не посредственное участие в выставочном проектировании музея и научно-исследовательской работе.
Именно ніким примером можно считать проведенную работу' с Іііікюрией Константиновной Михайловой, уроженкой і. Хабаровска, любезно предоставившей свои семейные реликвии, записи мемуарною шла, и собственно ее устное повествование о том, как и чем
-227-
жил семейный клан Михайловых на протяжении долгой и грудной истории четырех поколений (хронологический охват от 1870-х до 19К0-х).
Наш респондент Виктория Константиновна, еше будучи школьницей, мечтала стать архитектором. В 1953 г. окончила С троительный институт ек) специальности Архитектор. 13 1970-е гг. Виктория Константиновна сама преподавала в (і роите льном институте на архитектурном факультете, несколько лет прорабо гала заместителем декана. Когда Виктория Константиновна работала » СИБЗНИИЭПе (Сибирский юнальный научно-ийЬледовательский институї экспериментальною проект пронания ). го проектировала Затулине кий и Челюскинский жилмассивы, а также универмаг << Кировски і і». Ье муж Окунцов Евгений Николаевич, известный н своей среде архитектор. В Новосибирске он проектировал Челюскинский и Затудинский жилмассивы, магазин «Синтетика^ универмаг «Октябрьским» на Кирова,
Масштабы статьи не позволяют раскрыть нее сюжетные линии, которые просматриваются В рассказах; Виктории Констат иновньг Остановимся на одной линии еудьбах дедушки и бабушки информатора, которым и принадлежали семейные реликвии, переданные в дар музею.
«Вся моя родия и і Хабаровска. Дедушка Василий {по линии отца) очень рано ушел из жизни. в №12 год$ оставив мать 4 них Васильевну с семью детьми в возрасте 40 лет Вообще они были мещанами. Почему мещане, потому что у них пыла баня на берегу речки. В бане бы к> три арочных окна, банька иёб&льшан. Воду вдзйли г р. Амура на лошадях. Владельцем баи и был Василий Евдокимович. Отец Василия Евдоким был евреем из кантонистов. У Василия был собственный дол/, хозяйство. Так как дед умер очень рано, бабушка продолжила его дело. Ее называли Старуха Закон видимо рабочие так звали.
Брат Василия Евдокимовича отец Игнатии был священником, Его тоже репресс ировали, и он с семьей уехал и г. Киров. Н 1937 году его расстреляли за то, чин> он "японский шпион ". Докопались до того, что когда Василий болел раком, отец Игнатий воли брата па лечение в Японию.
Новосибирск прирастал репрессированньши людьми, которых лишали гражданских прав, и они были вынуждены уехать в другой город. Таким образом, мои предки покинули Хабаровск в 1933 году.
-228-
В і 933 году бабушка с пятью детьми и мама моя с отцом и двумя детьми переехали и S Іовосидирск в устье.раки Каменки.
Переехапі нее, кроме двух сестер которые остались в Китае. Дне дочки, перед тел/ как закрыли границу России и Китая, поехали учиться в 102 6 году на курсы стол иіяі&л огон. Они ос men и с ь па всю оставшуюся мсишь а Китае. Только когда у Хрущева появились разногласия с }fao Ці ідуиолі. тот предложил вієм русс кіш вернуться на свою Родину. Две мои те/пки подаїн запрос а Мос кву о месте нахождения родственников. Сначала их привали в Кустанай (Казахстан) в птицесовхоЗ' Запрос пришел, что родстве1Ш$кы живут в Новосибирске, и они приехали к нам.» |2 |
В нашем лдучас; б [.їло проведено юнеалогнческое интервью, которое позволило не только сфокусировать внимание на истории жизйи самої) респонденткн, но и подучить информацию о жизни нескольких поколений, объединенных родовыми связями. Такой тип интервью можно назвать глубоким. Нго эффективность очевидна для научноисследовательской работы в Музее города Новосибирска.
>1п воспоминания подверглись с нашей стороны тщательному анализу. Чюбы провесні анализ, необходимо взглянуть па источник и его свидетельства. Для этого был собран важный материал, описан и подготовлен к сдаче па хранение. Теперь мы попытаемся оценить наш источник с точки фения его репрезентативности для изучения кудыурно-исюрпчеекоЕо прошлого С ибири, Структура исследовательского изложения диктуется стремлением более полно раскрыть все богап е гво социальной информации, ко тирую може г дать источник, поставленный в спя эь с данными современной науки.
Недостаток объекпшной информации, котрая скрыта в памятнике истории п культуры» восполняют документальные записи, сделанные и пропесее комплектования объектов наследия со слов их владельцев или участников и очевидце» изучаемых событий, Зафиксированные в документации сведения 11 среде бытования объекта наследия, и функциональном нашаченйи предмета, его автора и владельцах, о его использовании в изучаемых события^ переводят на доступный язык информацию, закодированную в предмете. Записи п документах, сделанные при научном описании музейного предмета, расширяю! ею информационный потенциал, позволяют использовать его как исторический источник.
J229-
Разнообразие фондовых коллекций оказывает решающее влияние на научно-исследовательскую работу, экспозиционную, выставочную деятельность музея, поэтому важно избегат ь фрагментарности персональных, тематических и семейных коллекций. Достижение комплексности источников важнейшая задача фондовой работы МГН. Для этого проводится совместно с ЦУИ подготовительный этап формирования фондов, в ходе которого проводится первичная атрибуция предмета.
За счет сотрудничества отдела ЦУИ и отдела хранителей ведется предварительная научно-исследовательская работа: определение предметов в качестве объекта музейного изучения, тематика будущей коллекции, изучается перспектива реализации связей с владельцами предметов* Вся совокупность информации, т.е. информационный потенциал музейного предмета, состоит из трех основных компонентов:
- атрибутивных характеристик предмета: размер, вес, цвет, материал, техника;
- внутреннего информационного поля: знаки, клейма, тексты, изображение;
- внешнего информационного поля: информация об авторе, среде бытования, его культурных значениях, об исторических событиях и лицах, с которыми он был связан владельцах [3],
Семейная коллекция предметов одной семьи помогает более широко раскрыть эпоху, развитие города или ш дельно взятый временной период. Полученная в ходе работы легенда семьи и предметы музейного значения в своей совокупности дают информационный потенциал, который необходим для научно-исследовательской работы музея.
Легенды Семьи чаще всего помогают правильно атрибутировать музейный предмет, за исключением тех моментов, когда предмет в семье использовался не по своему прямому назначению. По классификации М.С. Кучеренко у музейного предмета ест ь генетическая функция - целевое значение предмета, определенное его создателем, и утилитарнопотребительская функция цели и формы практическою использования предмета в среде бытования. Задачей научно-исследовательской работы отделов является правильно атрибу тировать предмет [4].
За последние несколько месяцев фонды МГН пополнились редкими и интересными предметами, это важно как для исследовательской, так и для выставочной работы.
-230-
Ні семьи Михайловых переданы па постоянное хранение следующие предметы; ф о гонорі реї начала XX в.. супница (фарфоровая на* чала XX в.. блюло фарфоровое начала XX в., кофейник коїта XIX в,, чернильница ^Голова собаки» конца XIX в., свидетельству об окончании курсов 1-й Харбинской Зубоврачебной школы 1928 г. и свидетельство об окончании Харбинских Фармацевтических Курсов по подготовке к экзамену па степень Аптекарского Помощника. Все тги предметы были привечены в Новосибирск в 1933 г, т далекого Хабаровска в годы репрессии. Ниже пойдет речь о чернильнице, фото-нор! рете и аттестатах.
Первым важным предметом является семейный фотопортрет (рис. 1). Фотография представляет ценность не только как музейный и редисі, по и предмет, который песет в себе визуальную информацию об эпохе, исторических событиях, о семейном быте. Именно на этой фотоірафни запечатлен первый владелец этих предметов. Приведем краткое описание: фотография черно-белая; портретная; На снимке изображены: Василий Евдокимович Михайлов, сидящий на стуле; рядом с ним, слева, стоит его сын Василий, 11а втором плане декорация. Фотография наклеена на паспарту. На паспарту в нижнем правом углу тиснение с фамилией фотографа и адресом фотоателье «Быстров Д., Невского, 120». ')тт снимок имеете со всеми деталями дает полную информацию о владельце и членах его семьи: как они выглядели, о быте, как люди одевались; кем і* где была изготовлена фотография.
Важной задачей атрибуции является определение даты съемки. Чтобы более точно определить временные рамки, первое, на что следуют обратить внимание, тго паспарту. На паспарту в виде теене-ния или штампа може т стоять дата или подпись автора и название его фотомастерской. Следовательно, по названию фотомастерской можно узнать, в каком городе и в какой временной период работал мастер, Следует обратить внимание, что паспарту могли выполняться на заказ н одном городе (чаще в Москве и Санкт-ЇІетербурге), а сам мастер мог работать в другом юроде. В начале XX а. это было обычной пракл икон. Но па таких паспарту, обычно с оборотной стороны, печатался герб мастера с его именем, название фотоателье или города.
Также следует учес і ь. что фотография печаталась е негативов и >ти негативы могли остаться е предыдущего года. Значит, дата на штампе могла не соответствовать действительному времени съемки. В таком
-231 -
случае точно определить дату нам помогает легенда, а также внимательно^ изучение фотографии и сопоставление полученных данных.
Нередко фотография подписывалась от руки, но снимки часто дарились. и дата мої л а не совпадать с датой съемки. Такая информация лает возможность поставить временную границу для снимка, т.е. мы с уверенностью можем сказать, что снимок сделан не позднее даты, стоящей на карточке.
При первичной атрибуции фотоірафия, оказавшаяся в МГІ1. предположительно сделана в Санкт-Петербурге. По в семейном архиве Михайловых есть Другая фотография сточным изображением фотографии* переданной в фонды МГН. Как свидетельствует теснение на лицевой стороне паспарту, снимок выполнен в городе «Хабаровск на Амуре», автор - Лотоцкий. Если сопоставит^ с легендой и сравнить обе фотографии, го можно сделать вывод: Первым был сделан снимок из архива Михайловых в 1911 г, в городе Хабаровске, 2-й снимок был увеличен с негатива и отпечатан в Санкт-І Іетербургской мастерской [5].
Другим интересным предметом является чернильница «Голова сеттера» (рис. 2). Чернильница одинарная, гнездо для чернил выполнено в виде головы собаки породы сеттер на фигурной подставке для перьев, материал — чугун. На основании стоит клеймо в виде двуглавого орла. Клеймо дает основание утверждать, чго чернильница была выполнена до 1917 г. Со слон владельца предмета, чернильница попала к ним в семью в конце XIX в. Автор неизвестен. Фигура отливалась 1860-х гт. но французскому бронзовому образну середины ХІХ в.
Каслинское литье всегда являлось неогъЄмлеммм атрибутом русского культурною наследия, оно востребовано постоянно. История художественного литья началась в 1747 г* когда тульский купен Яков Коробков пос тавил на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный заводы. 1860- 1X40 і іч стали годами рассвета чугунного художественного литья.
Предмет со слов дарителя, использовался как пепельница, но при атрибуции и консультации с экспертами было установлено, что предмет по своей генетической функции является чернильницей. Это один из тех случаев, когда утилитарно-потребительская функция предмет не совпадает с генетической. Легенда не дает Возможности правильно атрибут про ват ь предмет, но может раскрыть эпоху, в которой жила семья информатора, В конце XIX начале XX в. писали перьями; пред-232-
мет использовался как чернильница. Когда перья стали постепенно вытеснять ручки, то исчезла и необходимость в чернильницах, предмет стали использовать как пепельницу.
В коллекции находятся редкие предметы: свидетельства об окончании курсов (рис. 3). Такие документы обычно уничтожались, а в семье Михайловых сохранились. Свидетельства находятся в полной комплектации: обложки на русском и китайском языках, вкладыши, фотографии, гербовые марки, печати. Это помогает проследить, как выглядели документы и как велось делопроизводство с русскими эмигрантами и общинами в Китае.
В целом 11,У И компенсирует недостаток в музее источников для исследовательской работы, в том числе личного происхождения, открывает новые возможности в сборе материала. Опираясь на результаты проведенного совместного исследования, источниковед обобщает свою работу, проводит источниковедческий синтез. Это завершающий этап изучения семейной коллекции, рассматриваемой в качестве исторического источника. На этом этапе обеспечивается возможность обобщить результаты анализа отдельных сторон коллекции, отдельных комплексов социальной информации, полученной при исследовании ее структуры и содержания.
Рис. I. Фотопортрет из архива семьи Михайловых, оригинал и копия.
Начало XX в.
-233-
Рис* 2, Чернильница «Голова собаки», принадлежала семье Михайловых.
Каслинское литье, конец XIX в*
М'
Свидетел ^ст во
курС&В Ьн
ЩЬСЫй
;"
Т. М.,
-
Ьтп
П »л (-■*»*( шин Фг — Р
Рие. 3, Сиидетельстйо об окончании курсов 1-й Харбинской Зубоврачебной школы» из архива семьи Михайловых, 1928 г.
Литера гу ра
1. Словарь музейных терминов (Российская музейная энциклопедия) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wwvv.museum.ru/ RME/dictionary.asp? 19; http://\vw\v.museum.ru'RME/dictionary.asp?20.
2. Архив Центра устной истории Музея юрода Новосибирска. Михайлова Виктория Константиновна. 1931 г.р.
3. Словарь терминов (Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.philoI.msu.mMezaums/docs/5/dictionary.php.
4. Кучеренко, М.Е. Функциональный аспект в процессе изучения музейных предметов / М.Е. Кучеренко// Проблемы теории, истории и методики музейной работы: сборник научных трудов Центрального музея революции. М., 1995. - 250 с. С. 55.
5. Фотосалоны С. Петербурга 1913 г. (Родословный сайт Меллеров). [Электронный ресурс]. Режим доступа http://genobooks.narod.ru/ FotoSalonSPb/VP/FotoSalonSPb-1913.htm.