Научная статья на тему 'О Концепции демографической политики государства до 2025 г. И задачах права социального обеспечения'

О Концепции демографической политики государства до 2025 г. И задачах права социального обеспечения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
97
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О Концепции демографической политики государства до 2025 г. И задачах права социального обеспечения»

Ю.А.Дмитриев

О концепциидемографической политики государствадо 2025 г. и задачах права социального обеспечения

В ближайшей перспективе социальное обеспечение в Российской Федерации, так же как и право социального обеспечения, должны быть тесным образом увязаны с Концепцией демографической политики государства до 2025 г., которая определяет цели, принципы, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области народонаселения.

Концепция была разработана Правительством РФ, утверждена Указом Президента РФ № 1351 от 9 октября 2007 г., и ее следует принять к исполнению.

В Концепции указывается, что демографическая политика РФ должна быть направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране. Другими словами, главным направлением демографической политики в России должно стать сбережение народа.

Современная демографическая ситуация в Российской Федерации достаточно тревожна. Она в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в XX в. Во второй половине прошлого века в РФ ежегодно рождались 2-2,5 млн. детей, умирали — 1-1,5 млн. человек.

Продолжительность жизни граждан постоянно увеличивалась и приближалась к показателям европейских стран. Средняя продолжительность жизни в 1990-1991 гг. составляла 68 лет.

С 1992 г. началось стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль населения). В течение последних 15 лет в России ежегодно умирали более 2 млн. человек (что в расчете на 1000 человек в 2 раза больше, чем в европейских странах и США; в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире) а ежегодно рождались в этот период 1,2-1,5 млн. человек.

По показателю ожидаемой продолжительности жизни населения (особенно мужчин) Россия все больше отстает от экономически развитых стран: в 2006 г. ожидаемая продолжительность жизни в РФ составила в среднем 66,7 лет, в том числе мужчин - 60,6 лет., женщин - 73,1 года.

Основной причиной низкой продолжительности жизни населения в РФ является высокая смертность граждан трудоспособного возраста. Из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80% из них - мужчины. Смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы, составляющая 55% смертности от всех причин, в России в 3-4 раза выше, чем в европейских странах. Среди причин смерти в трудоспособном возрасте значительную долю (более 30%) составляют внешние причины - случайные отравления, самоубийства, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи.

Показатель младенческой смертности, рассчитанный по действующей в РФ системе (несмотря на его снижение с 18 на 1000 родившихся живыми в 1992 г. до 10,2 — в 2006 г.) примерно вдвое выше, чем в развитых европейских странах, Канаде и США (по расчетам в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения).

Уровень смертности обусловлен также высоким уровнем заболеваемости населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения. Не созданы условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей. Недостаточно развиты формы досуга, способствующие ведению здорового образа жизни (физическая культура, спорт, туризм, активный отдых и другие).

Начиная с 2000 г. в РФ отмечается рост рождаемости. Вместе с тем уровень рождаемости пока еще недостаточен для обеспечения воспроизводства населения.

На рождаемость отрицательно влияют различные факторы: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодет-ность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (около 15%), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов).

Низкий уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения. Если в 1992 г. численность женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет составляла 19,3% всего населения, то в 2006 г. - 20,4%.

Наряду с общими демографическими тенденциями, характерными для РФ в целом, имеются значительные различия между регионами.

В ряде субъектов РФ демографическая ситуация требует незамедлительного реагирования. За последние 15 лет более чем на 15% сократилась численность населения в Республике Коми, Камчатском

крае, Архангельской, Магаданской, Мурманской и Сахалинской областях. На 10-15% сократилась численность населения в Республике Карелия, Республике Мордовия и Республике Саха (Якутия), Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Владимирской, Ивановской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Новгородской, Псковской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Читинской областях.

По пессимистическому варианту прогноза предположительной численности населения Российской Федерации (рассчитанному на основе динамики демографических процессов в 2000-2005 гг. без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости) население России сократится к 2015 г. на 6,2 млн. человек (4,4%) и составит 136 млн. человек, а к 2025 году — 124,9 млн. человек.

Ожидаемая продолжительность жизни уменьшится до 64,5 г., более чем на 1 % уменьшится численность женщин репродуктивного возраста, увеличится доля граждан старше трудоспособного возраста.

Развитие ситуации по данному сценарию, помимо демографических потерь, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития страны, прежде всего — на темпе роста валового внутреннего продукта и обеспеченности трудовыми ресурсами; потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста.

Поэтому главными целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. являются стабилизация численности населения к 2015 г. на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 г. до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 г. до 70 лет, к 2025 г. - до 75 лет.

Демографическая политики будет строиться на определенных принципах:

• комплексности решения демографических задач, т. е. будут учитываться все направления демографического развития (смертность, рождаемость, миграция) в их взаимосвязи;

• концентрации на приоритетах, что предполагает выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;

• на учете региональных особенностей демографического развития и дифференцированном подходе к разработке и реализации региональных демографических программ; и других принципах.

Помимо главных целей, Концепция выделяет несколько основных задач (всего 6), каждая из которых носит комплексный характер и выполнение которых по замыслу разработчиков Концепции и должно привести к достижению главных целей, повлиять на негативные стороны жизни российского общества.

1. Сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин.

2. Сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков.

3. Сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов.

4. Повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей.

5. Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений.

6. Привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

В Концепции предложены конкретные решения каждой из перечисленных основных задач. Например, задачу № 1 - по сокращению уровня смертности населения, прежде всего, граждан трудоспособного возраста - предлагается решать путем:

сокращения уровня смертности от заболеваний сердечнососудистой системы за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний;

- улучшения материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в т. ч. экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями; оснащения и обеспечения кадрами учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами, создания необходимых служб в муниципальных и региональных учреждениях здравоохранения, повышения доступности высокотехнологичной медицинской помощи указанным больным, а

также развития системы восстановительного лечения и реабилитации этих больных;

сокращения уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также за счет повышения оперативности, качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех ее этапах;

сокращения уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда;

сокращения уровня смертности от самоубийств путем повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов;

сокращения уровня смертности от онкологических заболеваний за счет внедрения программ профилактики, а также за счет скрининго-вых программ раннего выявления онкологических заболеваний;

сокращения уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза за счет совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний, а также за счет применения новых инновационных технологий лечения;

внедрения специальных программ для населения старших возрастных групп;

повышения доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов.

Другой пример. В Концепции предложены конкретные мероприятия для решения задачи №4-по повышению уровня рождаемости:

- усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо:

развивать систему предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей (включая регулярные пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции);

- усилить стимулирующую роль дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала, расширяя в связи с этим рынок образовательных услуг для детей и масштабы строительства доступного жилья для семей с детьми;

создать механизмы оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей-инвалидов, включая изменение размеров налоговых вычетов для работающих родителей в зависимости от дохода семьи и количества детей, формирование государственного заказа на оказание организациями различной организационно-правовой формы социальных услуг семьям с детьми;

обеспечить потребность семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста;

создать в городах и сельской местности среду обитания, благоприятную для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, а также к социальной и транспортной инфраструктуре;

создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми, за счет:

развития ипотечного кредитования, внедрения новых кредитных инструментов, расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми;

реализации региональных программ обеспечения жильем молодых семей, разработки системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных и ветхих жилых помещений, первоочередному предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ;

развития системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи;

реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе:

создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой де-

ятельности, организацию системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;

расширение использования гибких форм занятости (в т. ч. надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;

разработку специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места.

Как видно только из двух приведенных перечней мероприятий, предстоит решить массу сложных вопросов. Здесь и дальнейшее совершенствование законодательства РФ в сфере социального обеспечения, трудовых отношений, семейного, налогового и жилищного права, здравоохранения, образования, миграционной политики. Здесь и разработка федеральных и региональных программ социально-экономического развития; формирование федерального и региональных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов для реализации задач демографической политики, т. е. непростые финансовые вопросы; здесь и взаимоувязка деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований по управлению демографическими процессами и многое другое.

Предполагается, что реализация демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. будет осуществляться в три этапа.

На первом этапе (2007-2010 гг.) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития, в т. ч. осуществлена основная часть мероприятий по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению и материальной поддержке замещающих семей.

Предусматривается разработать специальные меры по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболева-

ннй, улучшению условий труда, содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях в приоритетном порядке детей работающих женщин, а также разработать долгосрочные программы, направленные на популяризацию здорового образа жизни, повышение миграционной привлекательности важных в геополитическом отношении регионов Российской Федерации.

На первом этапе в субъектах РФ будут также разработаны региональные демографические программы, направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающие специфику каждого региона (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции) и согласованные с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства.

При разработке указанных программ первоочередное внимание будет уделяться наиболее острым проблемам народонаселения, характерным для конкретного региона субъекта РФ. Программы должны быть обеспечены необходимым финансированием, методическим и информационным сопровождением.

На первом этапе будут созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 г.

В результате реализации мероприятий первого этапа предполагается снизить темпы естественной убыли населения и обеспечить миграционный прирост.

На втором этапе (2011-2015 гг.) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Основной акцент будет сделан на внедрении программы здорового образа жизни, реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществлении программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.

К 2015 г. предусматривается существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей.

В связи с реализацией с 2010 г. дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала будут разработаны меры по рас-

ширению строительства доступного семейного жилья, развитию дополнительных образовательных услуг.

По итогам реализации второго этапа предполагается к 2016 году: стабилизировать численность населения на уровне 142-143 млн. человек;

- увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет;

увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 г. суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения;

- уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.

На третьем этапе (2016-2025 гг.) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране.

В связи со значительным уменьшением к началу третьего этапа численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка.

В целях замещения естественной убыли населения в результате возможного сокращения уровня рождаемости предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место жительства в Российскую Федерацию иммигрантов трудоспособного возраста.

К 2025 г. предполагается:

обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек;

- увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет; увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 гг. суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;

обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.

Следует отметить, что работа по выполнению отдельных направлений Концепции уже ведется. Улучшается социальное обеспечение семей, имеющих детей.

В федеральном законодательстве уже регулируется поддержка семей, принимающих на воспитание детей-сирот, и создание необходимых условий для реализации органами исполнительной власти

субъектов Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству

Федеральным законодательством детские пособия существенно увеличились уже с 1 января 2007 г. Теперь минимальное пособие по уходу за ребёнком в возрасте до полутора лет составляет 1500 руб., за вторым и последующими детьми - 3000 руб. Важно, что такое пособие теперь получают и неработающие женщины, а для работающих мам его размер составляет 40% заработка, но не менее 1500 руб. на первого ребенка и 3000 руб. - на остальных детей.

Семьи, воспитывающие приемных детей, с этого года получают ежемесячное пособие в размере 4000 руб. на каждого ребенка, а зарплата приемных родителей составляет 2500 руб. Все пособия подлежат индексации в связи с ростом цен.

Кроме того, установлен новый вид пособия - единовременная выплата при передаче ребенка на воспитание в семью. Его размер аналогичен размеру единовременного пособия при рождении ребенка - 8000 руб.

Перечень нововведений в области поддержки семей, имеющих детей, этим не исчерпывается. Внесены изменения в Закон РФ «Об образовании», предусматривающие компенсацию части родительской платы за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Родителям одного ребенка теперь компенсируется 20% платы за детский сад, родителям двоих детей - 50%, троих и более детей - 70%.

И, наконец, самое значительное новшество - материнский (семейный) капитал. Он предоставляется семьям, в которых после 1 января 2007 г. появился второй или последующий ребёнок. Размер капитала установлен в размере 250 тыс. руб. и будет ежегодно индексироваться в соответствии с инфляцией. Через три года средства материнского капитала можно полностью или частично направить на улучшение жилищных условий семьи, образование любого из детей или присоединить к накопительной части пенсии матери.

Результаты новой государственной политики стали заметны уже в апреле 2007 г. - рождаемость в стране выросла на 8,5%. При этом существенно сократилась детская смертность, в ряде регионов достигнув европейского уровня. В значительной степени этому способствовала программа «Родовой сертификат», реализуемая в рамках национального проекта «Здоровье» и направленная на повышение качества родовспоможения.

Предполагается внесение корректив в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 гг. и региональные программы обеспечения жильем молодых семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.