Научная статья на тему 'Об итогах реализации в 2014 г. Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г'

Об итогах реализации в 2014 г. Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЖДАЕМОСТЬ / BIRTH-RATE / СМЕРТНОСТЬ / DEATH-RATE / ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ / NATURAL INCREASE / МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ / INFANT DEATH-RATE / ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ / GENDER-AGING STRUCTURE OF POPULATION / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / DEMOGRAPHIC POLICY / МИГРАЦИОННЫЙ ПРИРОСТ / МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ / MATERNITY CAPITAL / MIGRATING INCREASE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гончар Галина Петровна

Анализируется комплекс нормативно-правовых мер в сфере демографии, проводимых государством в 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the results of realization of the Concept of Demographic Policy of the Russian Federation during the period till 2025 in 2014

The complex of standard-legal measures in the sphere of demography holding by the state in 2014 is being analysed by the author.

Текст научной работы на тему «Об итогах реализации в 2014 г. Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г»

Г.П. ГОНЧАР кандидат экономических наук, доцент Северо-Кавказского института РАНХ и ГС при Президенте РФ'

Об итогах реализации в 2014 г. Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. нацелена на стабилизацию численности населения к 2015 г. на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 г. до 145 млн. человек, а также на повышение качества жизни и

увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 г.

1

до 70 лет, к 2025 г. - до 75 лет .

При проведении мониторинга об итогах реализации в 2014 г. Концепции демографической политики необходимо исследование по трем основным направлениям:

- повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

- привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 декабря 2014 г. составила 146,3 млн. человек, из них 2,4 млн. человек проживало в Крымском федеральном округе2. Увеличение численности населения в 2014 г. происходило за счет естественного и механического движения.

* Гончар Галина Петровна, e-mail: gonchar_gp@mail.ru

1 Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351.

2 Указ Президента Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 168 «Об образовании Крымского федерального округа».

Причем 88% от общего прироста численности населения РФ - это миграционный прирост (общий прирост - 320,0 тыс. человек, миграционный прирост - 296,0 тыс. человек)1.

Увеличение числа родившихся отмечалось в 41 регионе Российской Федерации, уменьшение числа умерших наблюдалось в 51 субъекте. Общий коэффициент смертности в январе 2014 г. снизился до 13,1 на 1000 населения против 13,3 промилле за тот же период 2013 г. Основной причиной смертности граждан остаются заболевания сердечно-сосудистой системы (55%). Показатель младенческой смертности снизился на 8,5%, т.е. с 8,2 до 7,5 на 1000 родившихся живыми.

По итогам девяти месяцев 2014 г. показатель рождаемости вырос на 2,3% и составил 13,4 на 1000 человек населения (в январе 2013 г. - 13,1 на 1000 человек населения). В январе 2014 г. родилось 1458,8 тыс. человек, что на 26,5 тыс. человек (1,8%) больше, чем в январе 2013 г.. Естественный прирост населения также увеличился на 24,9 тыс. человек и составил 27,2 тыс. человек. Естественный прирост наблюдается в 43 субъектах РФ, из них в 12 субъектах это превышение составило 1,5-1,7 раза.

Россия побила рекорд по рождаемости за период современной истории. За 2014 г. в стране родилось 1 млн. 947 тыс. детей2. Третий год подряд в России рождаемость сохраняется на уровне 1,9 млн. детей. Кроме того второй год подряд прирост населения - 33 тыс. человек в год.

Общее количество детей и подростков в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих в России, составило 27 млн. 374 тыс. человек, от 0 до 5 лет - 9 млн. человек, в возрасте 5-6 лет - 3 млн. человек, в возрасте 16-17 лет - более 2,5 млн. человек.

Наибольшая рождаемость отмечается в группе 25-29 лет, максимум рождений в 2014 г. приходится на 25-26-летний возраст, а высокая рождаемость городских женщин наблюдается в 30-35-летнем возрасте. В возрастной группе 40-45 лет данный показатель немного увеличился и остается незначительным (около 7 промилле).

1 Федеральная служба государственной статистики http: \\ www.gks.ru\-wps\wcm\connect\rosstat_main\rosstat\ru\statistics\population\demography\#.

2 Россия в 2014 году побила рекорд по рождаемости - Первый канал \\ https:\\www.1tv.ru\news\social\277127 5 февраля 2015 г. - Согласно данным, обнародованным Министерством труда и социальной защиты населения РФ.

«...Все больше российских семей принимают решение о рождении второго и даже третьего ребенка. За последние пять лет количество «вторых рождений» у нас увеличилось на 45%, а третьих и последующих - на 62%»\

Доля вторых рождений выросла с 30% (2007 г.) до 36,6% в 2012 г., а третьих рождений с 7,6% (2007 г. ) до 10,8% в 2012 г.2. Рост числа рождений за счет вторых и третьих рождений объясняется тем, что молодыми родителями становились представители поколения 80-х гг., которые выросли в двухдетных и многодетных семьях. Однако в перспективе численность женщин 20-29 лет с максимально высокой рождаемостью более 90 рождений на 1000 женщин в год будет сокращаться вплоть до 2025 г., что не может не потребовать разработки новых мер по повышению рождаемости с учетом возрастных изменений женщин в репродуктивном возрасте.

Важным демографическим показателем является суммарный коэффициент рождаемости, который представляет собой среднее число детей, рожденных одной женщиной данного условного поколения за весь репродуктивный период. По оценке Росстата, в 2014 г. суммарный коэффициент рождаемости увеличился по отношению к 2013 г. на 1,8 промилле, а в целом с 2006 по 2013 гг. данный коэффициент увеличился на 30,5%.

Использование метода демографических таблиц позволяет определить среднее ожидаемое число лет, которое предстоит прожить поколению, родившемуся в данном году. Средняя продолжительность жизни в Российской Федерации в 2014 г. - 71 год (2013 г. - 70,8 лет)3.

Проведенный с целью выявления демографической -иждивенческой нагрузки анализ возрастного состава населения страны в 2014 г. показал, что моложе трудоспособного возраста - 17,2%, в трудоспособном - 59,28%, старше трудоспособного возраста - 23,52%. Вызывает тревогу и тот факт, что сокращение в перспективе доли лиц трудо-

1 Выступление Председателя Правительства РФ В.В. Путина 11 апреля 2012 г. в Государственной Думе с отчетом о деятельности Правительства РФ за 2011 г. \\ http: \\ premier.gov.ru\events\news\14898\

2 Заседание Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 26 февраля 2013 г.

3 Федеральная служба государственной статистики http: \\ www.gks.ru\-wps\wcm\connect\rosstat_main\rosstat\ru\statistics\population\demography\#.

способного возраста будет значительно увеличивать и демографическую - иждивенческую нагрузку. Данный вывод требует проведения мониторинга и разработки дополнительных мер по решению проблемы.

Комплекс экономических, идеологических мер в сфере демографии, проводимых государством, позволил в 2014 г. достичь положительных результатов. Так, в 2014 г. выдано 660 тыс. государственных сертификатов на материнский капитал размером 430 тыс. руб. За 10 месяцев 2014 г. 605,4 тыс. человек распорядились средствами (частью средств) материнского капитала. Свыше 90% использования сертификатов было направлено на получение ипотеки. В течение 2007-2014 гг. государственные сертификаты на материнский (семейный) капитал получили 5,5 млн. семей, более 3 млн. семей (60%) уже обратилось за использованием данных средств, подавляющее большинство (96%) семей распорядилось средствами, направив их на улучшение жилищных условий1. С 1 января 2014 г. в 64 регионах продолжены дополнительные выплаты при рождении третьего ребенка.

Правительство Российской Федерации планомерно продолжает работу по поддержке семей с детьми. Разработаны и утверждены нормативно-правовые документы: Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

В 2014 г. размер детских пособий составил: при рождении - 13741,99 руб., беременной жене военнослужащего, находящегося на срочной службе - 21761,88 руб., при постановке на учет по беременности до 12 недель - 515,33 руб., на ребенка военнослужащего-срочника - 9326,52 руб., минимальный размер при уходе за первенцем - 2578 руб., минимальное значение на второго и последующих детей -5153 руб., материнский капитал - 429408,53 руб.

1 Министерство труда и социальной защиты населения РФ: М. Топилин -о материнском капитале в интервью ТАСС. 21 октября 2014 г. \\ http: www. rosmintrud.ru

Индексация размера выплат по сравнению с 2013 г. составила 5%1. Более того, выплата детских пособий осуществлялась не из средств Фонда социального страхования, а за счет федерального бюджета, что позволило государству напрямую регулировать финансовые отчисления. В местные бюджеты поступали субвенции соответствующих размеров.

Заметный положительный эффект дала выплата ежемесячного пособия ребенку в возрасте до 3 лет с 2014 г. во всех субъектах РФ. 50 субъектов с невысокими показателями рождаемости получили поддержку из федерального бюджета2. В 53 регионах приняты нормативные акты, которые позволили вводить дополнительные меры поддержки семей с тремя и более детьми.

С 2014 г. стали работать проекты, стимулирующие усыновление детей, увеличилась помощь по программе регионального материнского капитала.

В развитие Концепции «Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений» важным является разработка и утверждение Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г.3. Концепция разработана в соответствии с Планом первоочередных мероприятий на 2014 г. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.4 Разработан проект Плана мероприятий на 2015-2018 гг. по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г.5.

В Концепции уточнены понятия института семьи и семейных ценностей, разработаны механизмы совершенствования системы налогообложения лиц с семейными обязанностями, уделено внимание расширению программ арендного и социального жилья для многодетных и молодых се-

1 Размер детских пособий в 2014 году.[Электронный ресурс] http://www. Detskie-posobiya.molodaja-semja.ru

2 [Электронный ресурс] http: \\www.rosmintrud.ru\social\social\103

3 Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р

4 Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761.

5 [Электронный ресурс] http:\\www.rosmintrud.ru\docs\mintrud\protection\135\p

мей (только четверть граждан проживает в отдельной квартире или доме, где на одного человека приходится не менее 18 кв. м). Разработаны механизмы развития жизнеох-ранительной функции семьи и создания условий для обеспечения здоровья ее членов. Определены инструменты разработки и внедрения стандартов услуг для семей групп риска и находящихся в социально опасном положении. Разработаны меры по поддержке и повышению престижа семейного образа жизни.

Созданы механизмы предоставления молодым женщинам, имеющим детей, особых прав на их прием на обучение на подготовительных отделениях государственных образовательных организаций высшего образования.

Эффективность реализации Концепции государственной семейной политики определят такие целевые индикаторы, как рост доли семейных граждан с семейными обязанностями, увеличение числа детей до трех лет, уменьшение числа разводов, увеличение доли семей, улучшающих жилищные условия, сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объеме, уменьшение числа отказов от новорожденных в родильных домах, снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Редакция Федерального закона «О государственной социальной помощи» в 2014 г. позволила в пять раз увеличить государственную социальную помощь на основании социального контракта1 в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, которые являются расходными обязательствами субъектов. Эта мера поддержки и адресной работы находит серьезное развитие в субъектах Российской Федерации.

За 2014 г. число мигрантов, переселяющихся в пределах России, увеличилось на 17,5 тыс. человек, или на 0,5% по сравнению с предыдущим годом. Миграционный прирост населения России уменьшился на 16,2 тыс. человек, или на 5,8%, что произошло в результате возросшего числа выбывших из Российской Федерации (на 107,5 тыс. человек, или на 61,2%), в том числе за счет эмигрантов в государства СНГ -

1 Федеральный закон от 17 .07 1999 г. № 178 - ФЗ (ред. от 21. 07. 2014 г.) «О государственной социальной помощи», ст. 8.1. Государственная социальная помощь на основании социального контракта.

на 95,7 тыс. человек, или на 68,0%. Наряду с этим отмечено увеличение числа прибывших из-за пределов России на 76,2 тыс. человек, или на 16,8%, в том числе из государств СНГ на 77,0 тыс. человек, или на 19,4%. В обмене населением с государствами СНГ отмечено уменьшение миграционного прироста. Увеличение численности населения наблюдается в обмене с Республикой Беларусь и Украиной.

Анализ реализации демографической политики в 2014 г. показал:

- продолжилась индексация пособий с учетом инфляции в 5%;

- увеличилось выделение земельных участков многодетным семьям в регионах;

- усовершенствованы механизмы разработки и методики оценки реализации региональных программ в сфере демографии;

- продолжалось предоставление поддержки из федерального бюджета субъектам РФ с невысокими показате-

1

лями рождаемости .

Важно понимать, что по итогам реализации второго этапа Концепции демографической политики Российской Федерации (2011-2015 гг.) предполагается:

• стабилизировать численность населения на уровне 142-143 млн. человек;

• увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет;

• увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 г. суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения;

• уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.

Не вызывает сомнений достижение всех обозначенных показателей, так как государственная социально-ориентированная бюджетная политика весомо поддерживается и регионами.

1 Электронный ресурс] http: www.rosmintrud.ru\social\social\social\103

Гончар Г.П. Об итогах реализации в 2014 г. Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. Анализируется комплекс нормативно-правовых мер в сфере демографии, проводимых государством в 2014 г..

Ключевые слова: рождаемость, смертность, естественный прирост, младенческая смертность, половозрастная структура населения, демографическая политика, миграционный прирост, материнский капитал.

Gonchar G. P. About the results of realization of the Concept of Demographic Policy of the Russian Federation during the period till 2025 in 2014. The complex of standard-legal measures in the sphere of demography holding by the state in 2014 is being analysed by the author.

Key words: birth-rate, death-rate, natural increase, infant death-rate, gender-aging structure of population, demographic policy, migrating increase, maternity capital.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.