1 fMfc^
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ (08.00.00)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 г.
DOI: http://dx.doi.Org/10.14420/ru.2015.6.7
Гончар Галина Петровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, e-mail: [email protected]. Осипова Светлана Александровна, старший преподаватель кафедры государственного, муниципального управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, e-mail: о[email protected].
Аннотация. В статье дан анализ демографических процессов и определены механизмы управления ими. Выявлены основные факторы, влияющие на уровень рождаемости и причины смертности. Особое внимание уделено вопросам повышения качества и уровня жизни населения. Предложены меры повышения эффективности демографической политики.
Ключевые слова: демографическая политика, концепция, стратегия, рождаемость, смертность, миграция, естественный прирост, убыль, население, материнский капитал, трудовой потенциал, прогноз, качество и уровень жизни.
Демографический фактор играет важную роль в социально-экономическом и политическом развитии государства. Изучение демографических процессов и возможности управления ими, понимание характера происходящих в них изменений на региональном уровне, факторов и перспектив их развития представляют актуальную задачу как с теоретических, так и с практических позиций.
В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительно-
сти жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. являются стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни.
Достижение целей демографической политики Российской Федерации в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.
Механизм реализации мероприятий Концепции на период с 2016 по 2025 гг. предусматривает проведение мероприятий по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ.
В 2015 г завершился второй этап реализуемой Концепции, что дает возможность подвести определенные итоги и наметить дальнейший путь движения к поставленным целям.
Основные демографические показатели Российской Федерации свидетельствуют о положительной тенденции прироста населения.
Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2015 г. составила 146,3 млн человек, из них 2,4 млн человек проживало в Крымском федеральном округе. За 2014 г численность населения возросла на 333,7 тыс. человек, или на 0,23% (на соответствующую дату предыдущего года — на 319,9 тыс. человек, или на 0,22%) за счет естественного и миграционного приростов. При этом миграционный прирост составил 89,9% от общего прироста населения1.
За 2014 г. в 46 субъектах Российской Федерации отмечалось увеличение числа родившихся и в 41 субъекте числа умерших.
Уровень рождаемости в 2014 г. составил 13,3 промилле (1942,7 тыс. человек). При этом 36% рождений пришлось на возраст женщин 25-29 лет, 25% — на возраст 20-24 года и 24% — на возраст 30-34 года. Таким образом, средний возраст матери при рождении детей составляет 28 лет. При этом почти каждый четвертый ребенок был рожден вне брака.
Уровень смертности в 2014 г. составил 13,1 промилле (1912,3 тыс. человек). Однако наблюдается явное расхождение в уровнях смертности
По материалам Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru
по половозрастному составу: среди умерших мужчин 40% пришлось на трудоспособный возраст, в то время как среди женщин этот показатель соответствовал 11%.
Анализируя причины смерти в 2014 г., следует отметить болезни системы кровообращения (963,4 тыс. человек), новообразования (295,7 тыс. человек) и внешние причин смерти (случайные отравления алкоголем, самоубийства, убийства, транспортные несчастные случаи) (189 тыс. человек) .
В 2014 г, по сравнению с 2013 г., число умерших детей в возрасте до 1 года уменьшилось на 1353 человека. Уровень младенческой смертности, являющийся важной характеристикой общего состояния здоровья и уровня жизни населения страны, также имеет тенденцию к снижению: в 2012 г он составлял 8,6 промилле, в 2013 г.— 8,2 промилле, а в 2014 г— 7,4 промилле.
Таким образом, естественный прирост населения в 2014 г составил 33688 человек. При этом в 42 субъектах Российской Федерации наблюдается превышение числа умерших над числом родившихся, из них в 12 субъектах Российской Федерации это превышение составило 1,5-1,7 раза.
Особое значение в демографическом развитии страны имеет миграция населения. За 2014 г число мигрантов, переселяющихся в пределах России, увеличилось на 36,1 тыс. человек, или на 0,9%, по сравнению с предыдущим годом. Миграционный прирост населения России уменьшился на 4,2 тыс. человек, или на 1,4%, что произошло в результате возросшего числа выбывших из Российской Федерации (на 115,6 тыс. человек, или на 59,3%), в том числе за счет эмигрантов в государства СНГ — на 103,4 тыс. человек, или на 66,3%. Наряду с этим отмечено увеличение числа прибывших из-за пределов России на 93,7 тыс. человек, или на 18,8%, в том числе из государств СНГ на 93,6 тыс. человек, или на 21,5%. В обмене населением с государствами СНГ отмечено уменьшение миграционного прироста. Увеличение численности населения наблюдается в обмене с Республикой Беларусь, Казахстаном и Украиной.
Однако, несмотря на имеющиеся положительные тенденции демографического развития, Российская Федерация имеет ряд неразрешенных проблем, на которые должен быть ориентирован третий этап реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.
Уровень рождаемости растет. На долю женщин, находящихся в активном репродуктивном возрасте 25-35 лет, приходится почти 2/3 рождений. Но уже сейчас в репродуктивный возраст вступает молодое поколение, рожденное в начале 1990-х гг. Количество 15-летних в России в два раза меньше, чем 25-летних, что в ближайшие годы неминуемо приведет к значительному сокращению числа рождений.
Среди факторов, влияющих на уровень рождаемости, необходимо отметить качество и уровень жизни, политическая и экономическая обста-
новка в стране, уровень заработной платы, доступность медицинских услуг, жилищные условия, репродуктивные установки и пр.
Дополнительная поддержка семей, имеющих детей, в виде выплаты материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка и последующих детей, принятая на 10 лет, показала высокую демографическую эффективность и оказывает положительное влияние на улучшение демографической ситуации в стране.
Свыше 90% выплат материнского капитала было направлено на улучшение жилищных условий. Однако особое значение эта мера сыграла в увеличении рождаемости сельского населения, где на данную сумму действительно можно приобрести жилье. В маленьких городах сработала хуже, в мегаполисах на рождаемость второго и последующих детей практически не отразилась.
Продление срока действия этой меры до 2025 г. позволит использовать потенциал вторых и последующих рождений у женщин (в том числе в возрасте 30-44 лет, число которых будет расти до 2021 г. в общей сложности до 1 млн человек) .
При этом необходимо уделить внимание разработке мер, рассчитанных на жителей крупных городов. Например, о возможности приобретения жилья по льготной ипотеке в 5-6% после рождения второго ребенка и приобретения жилья по себестоимости без процентов после рождения третьего.
Увеличение оплачиваемого отпуска матери (отца) по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста также положительно скажется на решении достаточной доли населения о появлении последующих детей.
Имеется необходимость создания максимально комфортных условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, включая возможность работать неполный день, по гибкому графику, в дистанционном режиме, регулярно повышать квалификацию, проходить переобучение.
Как меру стимулирования третьих и последующих рождений в семье можно рассмотреть механизм снижения или полный отказ от взимания подоходного налога с родителей (опекунов) .
Особое внимание нужно уделить вопросам повышения качества и уровня жизни населения. В частности, среди всего бедного населения доля семей с детьми составляет почти 2/3, а самый высокий уровень бедности фиксируется у детей. Решать данную проблему можно через стимулирование трудовой активности родителей, что неразрывно связано с экономическим развитием страны. То есть принятие и реализация целевых программ развития экономик городов, субъектов страны с учетом региональных особенностей, а также программ развития малого и среднего предпринимательства, самозанятости населения и пр.
Уровень доступности медицинской помощи снизился, особенно для сельского населения. Проведенная в 2012-1013 гг. оптимизация в ряде
субъектов привела к сокращению вместимости районных больниц, численности фельдшерско-акушерских пунктов.
Много детей имеют приобретенные заболевания за счет неправильного питания. Наилучшим образом отразятся меры, направленные на профилактику данных проблем. В частности, необходимо развивать культуру здорового питания, организовать более качественную маркировку продуктов, обеспечить бесплатное горячее питание в образовательных учреждениях, дополнительное питание для детей из малоимущих семей.
Назрела необходимость активизации социальных инструментов в формировании моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам общества, таким как пропаганда здорового образа жизни, борьба с наркотиками, соблюдение правил дорожного движения и пр.
Соотношение лиц в трудоспособных и нетрудоспособных возрастах составляет примерно 2,7:1.При самом оптимистичном сценарии оно может упасть ниже 2:1 к 2035 г., а к 2050 г. составит 1,6:1,43. Коэффициент замещения снизится с 36% в 2012 г. до 26% в 2030 г1., что не может не отразиться на экономике страны, ее пенсионной системе, государственных расходах на медицинскую помощь и населении в целом.
Данный аспект обусловливает разработку системы мер, направленных на сохранение трудового потенциала страны. В частности, самая высокая смертность наблюдается среди мужчин трудоспособного возраста, равняясь уровню миграционного притока, то есть мужская сверхсмертность компенсируется миграцией соотечественников. Если сократить уровень мужской смертности хотя бы до уровня женской, мы получим на 300400 тыс. жизней больше, что значительно скажется на приросте населения. Поэтому необходима разработка и реализация системы мер, направленных на формирование здорового образа жизни граждан, профилактику травм на производстве, сокращение алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака.
Однако принимаемые сегодня Правительством Российской Федерации меры демографической политики дадут результаты лишь в будущем. Поэтому восполнить в ближайшие годы демографический спад населения поможет лишь миграция.
В связи с повышением роли миграции в российском обществе необходимо сформировать комплексную систему регулирования миграции, способствующую достижению и поддержанию баланса интересов мигрантов и принимающей стороны. Сегодня уже ведется активная политика регулирования миграционных процессов, однако есть аспекты, которым необходимо уделить больше внимания.
Так, значительную роль в миграционных процессах играет образовательная миграция. Обучающиеся в Российской Федерации мигранты могут
быть выгодно использованы для развития национальной экономики. Государство, не затрачивая средств на детский период будущих абитуриентов, предоставляя образовательные услуги, получает плату, и затем — молодого специалиста, полностью интегрированного в принимающее общество, и члена социума.
Проведением более активной политики в сфере учебных миграционных процессов Россия сможет существенно повысить степень управляемости иммигрантами и, самое главное, молодых граждан нужных специальностей, знающих язык и интегрированных в общество.
Поэтому имеется необходимость разработки и реализации целевой программы управления образовательной миграцией в Российской Федерации.
Особое значение приобретает вопрос регулирования внутренней миграции в стране. Изменения и дополнения в Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», вступившие в силу с 1 января 2015 г., в части повышения мобильности населения, внесли нововведения в механизм управления территориального расселения населения с учетом социально-экономических потребностей региона.
Для повышения эффективности данных мероприятий необходимо, с одной стороны, обеспечить разработку и принятие региональных программ регулирования мобильности населения с учетом территориальной дифференциации состояния рынка труда, экономического положения и демографических процессов, а с другой стороны, повысить уровень информированности о возможностях и условиях переезда и трудоустройства в конкретные регионы.
Итак, если не будут приняты новые меры поддержки рождаемости, предотвращения смертности и регулирования миграции, численность населения сократится. Расчеты показывают, что при сохранении текущих уровней рождаемости (сильно ниже уровня воспроизводства) и смертности (очень высокой по мировым меркам), несмотря на достигнутые улучшения, в ближайшие десятилетия численность населения России будет стремительно падать — до 138,5 млн человек к 2020 г. и до 112,4 млн человек к 2050 г1.
Каждый демографический аспект одновременно влияет на несколько других аспектов. Поэтому демографическая политика государства должна быть системной, многоаспектной, стратегической, гибкой и должна соответствовать современным вызовам общества. Демографическое развитие Российской Федерации в ближайшие годы должно быть нацелено на три основные группы мер, неразрывно связанные с социально-экономическим развитием страны: стимулирование рождаемости, сбережение имеющегося населения и привлечение высококвалифицированных мигрантов трудоспособного возраста.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».
2. Через 10 лет будет поздно. 05.06.2014 // http://www.gazeta.ru/ сотте^8/2014/05/29_х_6052657.8Мт1.
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru.