Научная статья на тему 'Семейная политика России (обзор)'

Семейная политика России (обзор) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
611
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейная политика России (обзор)»

О.А. Жирнов

Семейная политика России (Обзор)

Российская Федерация, вступив в период рыночных реформ, столкнулась с рядом острых экономических и социальных проблем. В 1990-е годы либерализация жизни страны резко сократила масштабы государственного присутствия во многих сферах жизни общества, опустела государственная казна. Без привычной государственной поддержки оказалась практически вся бюджетная сфера - здравоохранение, культура, образование, наука, космос и т.д. Россия впервые столкнулась с тяготами безработицы, с невиданной коррупцией, массовым жестокосердием.

Тяжелые последствия либерального реформирования ощутили на себе и институты семьи, материнства и детства. Для большинства семей существенное сокращение поддержки со стороны государства некоторыми исследователями и политиками справедливо приравнивается к утере кормильца, становится проверкой на выживаемость.

Негативные последствия практически полного ухода государства из социальной сферы не заставили себя долго ждать. Начавшееся со времени перестройки (1986) устойчивое сокращение общего прироста населения быстро набирало темпы, и к 1991 г. прирост уменьшился почти в 8 раз. С 1993 г. на стабильно высоком уровне находится естественная убыпль населения (0,7-0,9 млн. человек в год). Численность населения страны за 1992-2000 гг. сократилась на 3,5 млн. человек и к началу

2001 г. составила около 145 млн. человек. За 1992-2000 гг. число жителей сократилось в 65 из 89 субъектов Российской Федерации. В 27 регионах страны число умерших в 2-3 раза превышало число родившихся. Это все территории Центрального федерального округа (кроме г. Москвы), Вологодская, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Кировская, Нижегородская, Пензенская и Самарская области, г. Санкт-Петербург, Республика Мордовия. Естественный прирост населения в 2000 г. имел место только в 15 регионах. Среди них - северокавказские республики и Калмыкия, ряд субъектов Российской Федерации восточной части страны и северные автономные округа. В конце 90-х годов ситуация с естественным воспроизводством населения еще больше обострилась. В 1999 г. превышение числа умерших над родившимися составило в целом по стране 930 тыс. человек, в 2000 г. - 958 тыс.человек. Депопуляция затронула (в разной степени) практически все территории Российской Федерации и почти все этнические группы (8).

Особую остроту приобрела проблема низкой рождаемости. В 2000 г. родилось 1260 тыс. человек, что на 730 тыс. человек, или в 1,6 раза меньше, чем в 1990 г. Это сокращение произошло несмотря на существенное увеличение репродуктивных контингентов. Только за пятилетие (1994-1999) численность лиц в возрасте 18-25 лет увеличилась на 1,4 млн. человек. К концу ХХ в. параметры рождаемости в России были в 2 раза меньше, чем требуется для замещения поколений. В Российской Федерации в среднем на одну женщину приходилось 1,2 рождения при уровне, необходимом для простого воспроизводства населения, в 2,15 (8).

Экстенсивные факторы, хотя и привели в 2000 г. к некоторому увеличению числа родившихся, практически не изменили уровня рождаемости. В ряде регионов Европейской части России суммарный коэффициент рождаемости составляет около 1,0 рождения на женщину. Очень низок этот показатель был в г. Санкт-Петербурге, Ленинградской, Ивановской, Смоленской, Московской и Ярославской областях.

Характер рождаемости в Российской Федерации определяется массовым распространением малодетности (один-два ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом вне-

брачной рождаемости. Такие уровень и характер рождаемости не могут сохранить демографический потенциал страны (8).

Ситуация с рождаемостью осложнена ухудшением положения с брачностью. По сравнению с 1990 г. общий коэффициент брачности в 2000 г. снизился почти на треть. Молодые пары все чаще отказываются от официальной регистрации брачных отношений. Как результат - распространение добрачных сожительств и не оформленных юридически браков. В 2000 г. каждый четвертый ребенок рождался вне брака (8).

Депопуляция в Российской Федерации обусловливается не только низкой рождаемостью. Крайне острой проблемой является высокая смертность населения. Некоторое улучшение ситуации со смертностью в 1995-1998 гг. оказалось непродолжительным. С 1999 г. смертность населения страны вновь начала расти. Общие тенденции динамики смертности населения страны во многом определяет ситуация со сверхсмертностью людей рабочих возрастов, среди которыых около 80% составляют мужчины. Уровень мужской смертности в 4 раза выыше уровня женской и в 2-4 раза выпше, чем в развитых странах. При сохранении современного уровня смертности в рабочих возрастах из числа россиян, достигших в 2000 г. 16 лет, доживут до 60 лет лишь 58% мужчин. В 2000 г. рост числа умерших наблюдался в 78 регионах России (8).

Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения страны, которая в настоящее время составляет 65,9 года (1992 г. - 68,8 года). Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 12 лет ниже, чем у женщин.

Снижение рождаемости и сокращение численности и доли детей в населении ведет к демографическому старению. В 1998 г. впервые по стране в целом численность людей пенсионного возраста превысила численность детей и подростков в возрасте до 16 лет на 110 тыс. человек. На 1 января 2000 г. лиц пенсионного возраста быпло больше, чем детей, на 1,1 млн. человек (на 3,9%). В 41 регионе страны на долю детей и подростков приходилось менее пятой части жителей (8).

В результате этих процессов Россия оказалась перед лицом острой демографической проблемы, выгразившейся в ощутимом сокращении численности населения, изменении его половозраст-148

ной структуры, сокращении доли экономически активного и трудоспособного населения и увеличении доли пожилых людей.

Таким образом, период бурного либерального реформирования 1990-х годов дорого обошелся России. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 г., численность населения Российской Федерации составила 145,2 млн. человек. По сравнению с 1989 г. она сократилась на 7,4 млн. человек (родилось 20,5 млн., умерло -27,9 млн. человек). Такова естественная убыль. За это же время в Россию прибыли 5,6 млн. иммигрантов. Они частично восполнили потери, но «недостача» в 1,8 млн. человек все же осталась. Налицо снижение главной, репродуктивной функции семьи - рождение и воспитание детей, а также сверхсмертность населения (11).

За время, прошедшее между переписями 1989 и 2002 гг., заметные и отнюдь не позитивные изменения претерпел институт семьи. К брачному возрасту подошли новые поколения людей, которые созревали в условиях коренной переоценки ценностей, смены господствующего мировоззрения. Впервые учитывались незарегистрированные, так называемые гражданские браки. Их в России 3 млн. (10%). Кроме того, 4,2 тыс. человек в возрасте до 16 лет, которым раньше запрещался даже просмотр определенного содержания фильмов, теперь указали, что они состоят в браке, а половина из них - в незарегистрированном браке (11).

Сохранение этой неблагоприятной тенденции чревато серьезными негативными последствиями для экономического развития России, ее безопасности и территориальной целостности. Драматичность ситуации, сложившейся в России к началу XXI в., констатировал в феврале 2001 г. тогдашний председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Е.С. Строев на встрече с женщинами - заместителями председателей законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: «Мы сегодня без боли и горечи не можем говорить о демографической ситуации... Уменьшается число детей и семей. Семьи вынуждены отказываться от рождения детей из-за экономических трудностей и неуверенности в завтрашнем дне. Под угрозой разрушения находится институт семьи. Почти каждый третий ребенок сегодня рождается вне брака. Растет число одиноких матерей, вдов и детей-сирот. Резко ухудшилось здоровье населения. Большинство детей уже рождаются больными и ослабленными... Ежегодно порядка

миллиона россиян становятся инвалидами. За последние десять лет в два раза возросло число детей-инвалидов... По всей стране появились беженцы и вынужденные переселенцы, среди них 292 тысячи детей, как в послевоенное время. Это только по статистике, а в жизни, я думаю, этих детей даже больше» (18).

Е.С. Строев обратил внимание женщин на бедственное положение российских детей: «Уже в течение десяти лет в стране умирает больше детей, чем рождается. В стране два - два с половиной миллиона безнадзорных и беспризорных детей. Это намного больше, чем в военные и в послевоенные годы. В России появились дети, не умеющие ни читать, ни писать. За последние семь лет в два раза увеличилось число детей, больных алкоголизмом, в 3,3 раза -токсикоманией, в 17 с половиной раз - наркоманией. Повсеместно растет заболевание СПИДом, туберкулезом, сифилисом и другими болезнями. В настоящее время 425 тысяч детей состоит на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Порядка 200 тысяч несовершеннолетних ежегодно совершают преступления... Вот что нас беспокоит - будущее нации. Российская семья и наши дети находятся под угрозой вымирания. Для кого же тогда мы реформируем страну?» (18).

Тяжелым следствием либеральных рыночных реформ 90-х годов стала деградация нравственных ценностей. В обществе, справедливо заметил заместитель председателя Совета Федерации М.Е. Николаев, «нет согласия по главному нравственному вопросу: «Что такое "хорошо", а что такое "плохо"? Разделительная полоса проходит не только по границам государственных законов, но и по границам совести, где государственная власть бессильна. Свободу совести все чаще воспринимают как свободу от совести. Наибольший урон от этого несет семья и дети в первую очередь» (12).

Перепись населения 2002 г. показала, что по сравнению с переписью 1989 г. число супружеских пар сократилось с 36 млн. до 34 млн. Свадеб стало на 2 млн. меньше. За этот период на 40% увеличилось число лиц, никогда не состоявших в браке. Ежегодно расторгалось примерно 800 тыс. браков (в 1989 г. - 583 тыс.). При этом доля повторных браков оставалась стабильной - 25-28% от общего числа. Более 30% от числа разводов приходилось на молодые супружеские пары, состоявшие в браке до пяти лет. В семейной статистике росла доля разведенных, потому что повторный брак для 150

женщины с ребенком затруднен демографической ситуацией. Никогда не состоявших в браке женщин 11,3 млн., вдовых - 11,6 млн., разведенных - 7,1 млн. человек (11).

Резко снизился с 90-х годов общий уровень здоровья населения всех социально-демографических групп. Здоровье населения оценивается по косвенным показателям продолжительности жизни, смертности, инвалидизации и заболеваемости населения, распространения таких социальных болезней, как алкоголизм, наркомания, туберкулез, венерические заболевания и др., на основании данных текущего статистического учета населения.

Как явствует из доклада начальника отдела социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Т. А. Федотовской, в России с 1989 по 2002 г. произошли негативные изменения почти во всех характеристиках здоровья населения (20).

Средняя продолжительность жизни населения России с 1989 по 2002 г. сократилась на 4,8 года: с 69,6 года (64,2 года у мужчин и 74 года у женщин) в 1989 г. до 64,8 года в 2002 г. (58,5 года у мужчин и 72 года у женщин). Особенно сильно она сократилась у мужчин -на 5,7 года.

Общие коэффициенты смертности населения выросли в полтора раза - с 11,1 человека на 1000 человек населения в 1989 г. до 16,3 человека на 1000 человек населения в 2002 г.

Абсолютное число умерших увеличилось в полтора раза: с 1,58 млн. человек в 1989 г. до 2,3 млн. человек в 2002 г. В качестве положительного момента следует отметить снижение смертности детей в возрасте до года - с 17,8 ребенка на 1000 родившихся в 1989 г. до 13,3 ребенка на 1000 родившихся в 2002 г. (20).

В последние годы произошла маргинализация причин смерти. Смертность от неестественных причин перешла с третьего на второе место (на первом месте - сердечно-сосудистые заболевания, на третьем - онкология). Причем если в 1984 г. среди смертности от неестественных причин доминировали самоубийства, ДТП и случайные отравления алкоголем, то в 2002 г. на первых местах стоят самоубийства, убийства, повреждения с неопределенными намерениями и алкогольные отравления (20).

С 1992 по 2002 г. численность инвалидов в населении России выросла в 2,8 раза: с 3,9 млн. человек до 11 млн. человек. В 2002 г.

насчитывалось свыше 600 тыс. детей-инвалидов, численность которых за предшествующие десять лет выросла в 4,6 раза.

С 1990 по 2002 г. заболеваемость сифилисом в России выросла в 2,3 раза: с 52 человек на 100 тыс. населения до 120 человек на 100 тыс. населения. С 1991 по 2002 г. число больных с впервые в жизни установленным диагнозом активный туберкулез увеличилось в 2,53 раза, а умерших от туберкулеза - в 2,47 раза. С 1992 по 2002 г. число больных с психическими расстройствами (без алкогольных психозов, наркомании и токсикомании), принятых на учет в лечебно-профилактические учреждения, выросло в 1,8 раза: с 248,8 тыс. человек до 448,6 тыс. человек (20).

Выросла заболеваемость населения ВИЧ-инфекцией и СПИДом. Первый случай заболевания в России был зафиксирован в 1987 г. По данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, на 1 января 2003 г. в России зарегистрировано 228,9 тыс. человек, инфицированных ВИЧ, в том числе 5,9 тыс. детей. Из них больны СПИДом 804 человека, в том числе 191 ребенок.

С 1992 по 2002 г. число больных с впервые установленным диагнозом алкоголизм и алкогольный психоз увеличилось в 1,6 раза: со 103 случаев на 100 тыс. взрослого населения до 160 случаев. В 2002 г. диспансерные больные алкоголизмом составляли 2,2 млн. человек, в том числе 352 тыс. женщин.

С 1992 по 2002 г. число больных с синдромом зависимости от наркотических веществ, находящихся на диспансерном учете, выросло более чем в 10 раз. В 2002 г. на диспансерном учете находилось 322,9 тыс. наркоманов. Как считают специалисты, это не все наркоманы, а лишь их малая часть. За последние десять лет уровень распространенности наркомании среди подростков вырос в 14,8 раза, среди женщин - в 14,4 раза.

Особую озабоченность вызывает то, что наиболее неблагоприятные тенденции изменения здоровья наблюдались в трудоспособных возрастах (среди мужского населения, темпы смертности которого в 4 раза превышают смертность женщин) и в детском населении. Российские медики пришли к выводу, что качество молодых поколений хуже, чем предыдущих. Согласно данным Доклада о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.), в среднем по России 152

доля рождающихся абсолютно здоровыми детей составляла только 60%. К окончанию школы оставалось только 5-10% абсолютно здоровых детей. Около 40% школьников были ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья (21).

Неутешительны и прогнозы специалистов на будущее. Согласно среднему варианту подготовленного Росстатом прогноза численности населения (от базы 2006 г. и с учетом Всероссийской переписи населения 2002 г.), предполагается продолжение тенденции роста уровня рождаемости, который будет происходить на фоне повыгшения среднего возраста матери при рождении ребенка. В расчеты заложен рост суммарного коэффициента рождаемости с 1,32 ребенка на одну женщину в 2007 г. до 1,62 ребенка в 2025 г. (21).

Предполагается, что ожидаемая продолжительность жизни может увеличиться с 66,6 года (60,3 года у мужчин и 73,2 года у женщин) в 2007 г. до 67,4 года (61,0 год у мужчин и 74,1 года у женщин) в 2025 г. Рост показателей ожидаемой продолжительности жизни определяется снижением младенческой смертности и смертности населения более молодых возрастов. Однако вследствие старения населения общее число умерших в прогнозный период может расти в связи с увеличением доли старших возрастных групп населения.

В отношении миграции предполагается последовательный рост положительного миграционного прироста с 156 тыс. человек в 2007 г. до 469 тыс. человек в 2025 г.

Средний вариант прогноза исходит из предпосылок поступательного, но умеренного роста экономики России, необходимости частичной компенсации естественной убыпли населения в трудоспособном возрасте за счет иммиграции и стимулирования переселения «соотечественников».

Согласно рассматриваемому среднему прогнозу Росстата, численность населения страны за период с 2006 по 2026 г. должна сократиться на 6,6 млн. человек и составить на 1 января 2026 г. 135,6 млн. человек. При этом ожидается дальнейшее увеличение доли женского населения. Предполагается, что в 2026 г. численность женского населения будет на 12,1 млн. больше, чем мужского.

Значительные изменения претерпит и возрастной состав населения. Если на 1 января 2006 г. 16,3% населения составляли дети в возрасте до 16 лет, 63,3 - лица трудоспособного возраста (женщины 16-54 лет и мужчины 16-59 лет) и 20,4% - лица старше трудоспо-

собного возраста (женщины 55 лет и старше и мужчины 60 лет и старше), то на 1 января 2026 г. прогнозируется: 18,5% - доля детей, 55 - трудоспособных возрастов и 26,5% - лиц старше трудоспособного возраста.

По сравнению с данными на 2006 г. численность детей в населении должна увеличиться в 2026 г. с 23,3 млн. человек до 25,1 млн. человек (на 1,8 млн.), численность трудоспособных лиц сократиться с 89,6 млн. человек до 74,8 млн. человек (на 14,8 млн.), а лиц старше трудоспособного возраста вырасти с 29,7 млн. человек до 35,7 млн. человек (на 6 млн.). Таковы перспективы демографического развития страны на ближайшие 25 лет (21).

Печальные итоги 90-х годов создают впечатление, что в период либерального реформирования государство перестало уделять какое-либо внимание демографической и семейной политике. Однако утверждать это было бы излишним преувеличением.

Так, указом Президента РФ от 4 марта 1993 г. «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» администрация Б.Н. Ельцина заявила о своем намерении обеспечить фактическое, а не декларативное равноправие между полами.

В мае 1993 г. Национальный совет по подготовке и проведению Международного года семьи в Российской Федерации одобрил Концепцию государственной семейной политики Российской Федерации. Документ констатировал, что концепция государственной семейной политики Российской Федерации разработана исходя из непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека, понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, достижении общественной стабильности и прогресса. Государственная семейная политики признавалась составной частью социальной политики России и рассматривалась как целостная система мер экономического, правового, социального, информационно-пропагандистского и организационного характера, направленных на улучшение условий жизнедеятельности семьи.

Основными целями государственной семейной политики были признаны:

«1. Обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной и сексуальной функций. 154

2. Обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека.

3. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства» (9).

Был утвержден и план первоочередных мер органов законодательной и исполнительной власти и управления по разработке и реализации государственной семейной политики.

В течение нескольких последующих лет были приняты такие базовые конституционные законы, закрепляющие права семьи и детей в Российской Федерации, как Семейный кодекс Российской Федерации (1995) и Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998).

В мае 1996 г. последовал Указ президента «Об основных направлениях семейной политики», который в целях формирования идеологии государственной семейной политики в современных социально-экономических условиях предлагал:

- утвердить прилагаемые Основные направления государственной семейной политики;

- Правительству Российской Федерации учитывать Основные направления государственной семейной политики при разработке и проведении социально-экономической политики в Российской Федерации.

Главными направлениями государственной семейной политики были признаны:

- обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи;

- обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

- кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;

- усиление помощи семье в воспитании детей.

Президент России рекомендовал органам исполнительной

власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать региональные программы семейной политики с учетом Основных направлений государственной семейной

политики, а также обеспечивать приоритетное финансирование этих программ.

Дело, однако, в том, что для практической реализации заявленной политики поддержки семей было сделано не так уж много. Об этом свидетельствует и реакция тех, кому была адресована семейная политика 90-х годов. Так, по заказу депутата Барнаульской городской думы, руководителя Алтайской краевой общественной организации «Центр социальной поддержки и защиты граждан "Милосердие"» Е. Абрамовой работники социологической лаборатории Алтайского государственного технического университета в марте-апреле 2002 г. провели опрос жителей г. Барнаула о различных проблемах общественной жизни. Наряду с исследованием социального самочувствия различных социальных групп, их политических ожиданий и ориентации социологи стремились получить оценки семейной политики государства. Результаты опроса не давали оснований для оптимистических прогнозов. В частности, на вопрос: «Как вы оцениваете заботу государства о семье?» - большинство ответило, что в Российской Федерации семейной политики нет. По мнению социологов, столь резкая оценка семейной политики свидетельствовала о крайней степени недовольства проводимыми государством мероприятиями по выплате детских и социальных пособий, предоставлению льгот многодетным семьям (12).

Впрочем, иной реакции трудно было ожидать. Напомним, что до 2001 г. ежемесячные пособия на детей (всего 70 руб.) выплачивались за счет региональных и местных бюджетов. Результат был плачевным. В конце 1990-х годов стала расти задолженность по выплате пособий, которая к середине 1999 г. превысила 30 млрд. руб. (сумма, сопоставимая с задолженностью по зарплатам). Только в трех регионах - Москве, Санкт-Петербурге и Самарской области -не было задолженности. В некоторых областях она достигла двух-трех лет (4). Лишь с 2001 г. средства на текущую выплату пособий стали выделяться субъектам РФ целевым назначением (в виде субвенций). Они включались в Фонд компенсаций, финансируемый из федерального бюджета. Долги стали сокращаться и достигли к апрелю 2002 г. 15 млрд. руб. Быстрому сокращению задолженности способствовало сокращение более чем в 1,5 раза числа получателей пособий вследствие перехода к адресному назначению пособий (не всем детям, а только детям в семьях с доходами ниже прожиточного 156

минимума). В конце 2004 г. задолженность по пособиям составляла всего около 2 млрд. руб. (4).

В большей части регионов прежний размер пособия (70 руб. в месяц плюс районный коэффициент там, где он быпл), в том числе в Москве, сохранялся до 2005 г. Примерно в одной трети субъектов РФ принятыми на 2005 г. нормативными актами пособия быпли увеличены всего до 80-100 руб.

С избранием на пост президента России В.В. Путина руководство страны стало уделять больше внимания социальной политике, в том числе и семейной. Как и прежде, признавалось, что эффективная государственная социальная политика, в том числе и семейная, должна стать одним из основных инструментов, способных привести к позитивным изменениям в сфере демографии,

Действительно, семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического, культурологического развития общества. Семья - уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. «Семья, - по убеждению российского исследователя, директора Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания С.В. Дармодехина, - как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выыполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности» (цит. по: 5).

В этой связи весьма актуальной представляется высказанная Е.С. Строевыгм мысль о том, что «консолидирующей целью расколотого российского общества, нашей национальной идеей может быыть только повышение уровня жизни большинства семей, безо-

пасность и достойная жизнь каждого гражданина в отдельности. Не может быть России сильной со слабым народом. И отсюда, от человека надо исходить». Поэтому, подчеркнул Е.С. Строев, «необходимо добиваться существенного увеличения финансовых вложений в молодежные и детские федеральные программы, в обеспечение здоровья населения. Нужна продуманная жилищная стратегия. Нам надо честно сказать: нужны льготные кредиты и специальные программы для молодых семей». Председатель СФ РФ предупредил, что «если мы не изменим этот ход событий, то все наши заклинания в верности и преданности людям - пустой звук. Следует решительно продвигаться по пути приближения минимальной заработной платы, пенсий к прожиточному минимуму, стремиться к росту доходов населения, повышению платежеспособного спроса и занятности. Может быть, тогда наши женщины будут рожать больше детей, гордиться ими и чувствовать себя значительно лучше. Необходимы разработка реализации специальных мер демографической и семейной политики, приоритета этой политики, увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья населения, создание в семье условий для рождения и воспитания детей» (18). Следует наконец, заключил председатель Совета, «перейти к действительно адресной социальной помощи тем семьям, которые по объективным причинам нуждаются в государственной поддержке, больным, инвалидам, многодетным, малолетним детям и особенно неполным семьям» (18).

Заметим, что идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах, как международных, так и национальных. К числу общепризнанных норм международного права относится положение о необходимости защиты семьи со стороны общества и государства. В п. 3 ст. 16 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., говорится: «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства».

В отечественном законодательстве это положение впервые приобрело значимость конституционного принципа в Конституции СССР 1977 г. (ст. 53). Ныне действующая Конституция России также закрепляет этот принцип в п. 1 ст. 38: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». В п. 2 ст. 7 Консти-158

туции подчеркивается, что в Российской Федерации «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан». Семейный кодекс РФ (далее - СК РФ) в качестве одного из основополагающих принципов семейного законодательства воспроизводит содержащиеся в Конституции положения о том, что «семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства» (ч. 1 п. 1 ст. 1 СК РФ). Еще одно важное положение относительно защиты семьи содержится в п.«ж» п. 1 ст. 72 Конституции РФ. Оно касается распределения компетенции в этих вопросах между Российской Федерацией в целом и ее субъектами. Согласно этой норме, «защита семьи, материнства, отцовства и детства» находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Между тем, как уже отмечалось выше, острота существующих сегодня проблем российских семей вызывает тревогу. Больно ударяют по семье демографический кризис, сопровождающийся депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, старением населения, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей, инвалидизацией; продолжающееся падение уровня жизни большинства населения России; рост безработицы, алкоголизма, наркомании, преступности, неуверенность в завтрашнем дне.

Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций потребовало от руководства государства поиска новых подходов к решению многочисленных проблем социально-семейных отношений. Результатом целенаправленных усилий правительства стало осуществление семейной политики, нацеленной непосредственно на изменение и сохранение уровня жизни семей, повыгшения благосостояния и улучшения их социального самочувствия. В рамках изменений в демографической политике государства, инициированных Президентом РФ, быпли разработаны и реализуются некоторые концептуальные нормативные правовые акты:

- принят Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (29.12.2006), которым введен материнский (семейный) капитал при рождении второго и последующих детей в размере 250 тыс. руб. (с ежегодной индексацией), что должно обеспечивать возможность получения

услуг в сфере образования, пенсионного обеспечения, а также приобретения жилья;

- внесены изменения в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», которыми введены компенсационные выплаты родителям за содержание ребенка дошкольного возраста;

- с 2006 г. в соответствии с Федеральным законом «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации» реализуется программа оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и (или) родов посредством родовых сертификатов; при этом с 2007 г. введен третий талон родового сертификата -диспансерное наблюдение ребенка первого года жизни в детских поликлиниках;

- с 1 января 2008 г. проиндексированы: пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года; единовременные пособия при рождении ребенка; единовременные пособия женщинам, ставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности; пособия по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации; единовременные пособия при передаче ребенка на воспитание в семью;

- с 1 января 2008 г. увеличены пособия по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, с 300 до 325,5 руб.; увеличено единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности. Единовременное пособие при рождении ребенка увеличивается с 8 тыс. до 8680 руб.

В рамках реализации положений посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. и от 10 мая 2006 г. и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008) Министерством здравоохранения и социального развития был осуществлен ряд мероприятий по обеспечению охраны здоровья семьи.

В области стабилизации демографической ситуации: подготовлен план конкретных действий, позволяющих в среднесрочной перспективе стабилизировать демографическую ситуацию, повысить рождаемость, сократить смертность от управляемых причин, укрепить институт семьи, улучшить репродуктивное здоровье, 160

усилить поддержку семей, имеющих детей, создать предпосылки для привлечения мигрантов на постоянное место жительства в Российской Федерации.

В области улучшения охраны здоровья матери и ребенка:

- разработана Концепция охраны здоровья детей в Российской Федерации на период до 2010 г. и план ее реализации, а также план оказания организационно-методической помощи субъектам Российской Федерации по разработке аналогичных концепций и планов их реализации с учетом региональных особенностей и потребностей;

- завершена подготовка концепции подпрограммы «Здоровое поколение» федеральной целевой программы «Дети России» на период 2007-2010 гг., проектов ведомственных целевыых программ «Вспомогательные репродуктивные технологии в Российской Федерации детям в Российской Федерации»;

- обеспечено ведение мониторингов материнской, младенческой и детской смертности, инвалидности у детей, предоставления мер государственной социальной поддержки отдельным категориям граждан в сфере охраны материнства и детства;

- подготовлены ведомственные нормативные акты по охране материнства и детства;

- разработан и утвержден План действий по снижению материнской, младенческой и детской смертности в Российской Федерации на 2006-2010 гг.

В области укрепления системы социальной защиты семьи:

- проведен анализ положения детей и семей различного типа с целью выгработки комплексных и эффективных мер по улучшению их положения в новыых условиях разделения полномочий, особое внимание было уделено проблемам жизнедеятельности многодетных семей и семей с детьми-инвалидами;

- подготовлено и обеспечено нормативно-правовое закрепление мер по усилению социальной поддержки молодых семей с детьми дошкольного возраста, включая меры по материальной поддержке семей в период ухода за ребенком, лекарственному обеспечению беременных женщин и детей в возрасте до трех лет;

- обеспечена реализация федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 гг.;

- обеспечена разработка и утверждение федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг.;

- организована работа Межведомственной комиссии по вопросам семьи и детей в Российской Федерации.

В области предупреждения семейного неблагополучия, профилактики сиротства, внедрения новых форм и технологий профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- завершена реализация мероприятий подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», действующей в рамках ФЦП «Дети России» на 2003-2006 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 732;

- обеспечено ведение мониторинга по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности; численности беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, помещенных в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

- организовано распространение новых социальных технологий и внедрение моделей социального сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов, несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний.

В области повышения уровня государственных гарантий в обеспечении детей-инвалидов всеми видами необходимой социальной помощи и поддержки:

- завершена реализация мероприятий подпрограммы «Дети-инвалиды» федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации (3 октября 2002 г.);

- проведен анализ деятельности стационарных учреждений социального обслуживания для детей-инвалидов, в том числе в части обеспечения права проживающих там детей-инвалидов на образование;

- организовано распространение и внедрение современных социальных технологий по комплексной реабилитации детей-инвалидов;

- в рамках Координационного совета по оказанию медико-социальной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства продолжено дальнейшее развитие межведомственной координации 162

вопросов совершенствования оказания медико-социальной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства.

В области организации отдыха и оздоровления детей:

- подготовлены предложения об уточнении полномочий органов исполнительной власти всех уровней и органов местного самоуправления по вопросам организации и проведения детской оздоровительной кампании, по стандартизации и сертификации услуг детского отдыха и оздоровления;

- подготовлены предложения по созданию современной системы кадрового обеспечения сферы детского отдыха, оздоровления и занятости, реализации принципов современного менеджмента в обеспечении деятельности организаций отдыха и оздоровления детей.

На 2007 г. Минздравсоцразвития России запланировал:

- расширить работу по направлению «Родовый сертификат» на основе увеличения его стоимости с 7 тыс. до 10 тыс. руб.;

- подготовить нормативные правовые акты по реализации Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» по направлениям использования материнского (семейного) капитала;

- разработать государственную программу по работе с детьми, оставшимися без попечения родителей.

В том же 2007 г. Минздравсоцразвития подготовил проект Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., который 9 октября был утвержден президентом В.В. Путиным.

В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи Концепция определила следующие приоритеты:

- ориентация системы общественных и личностных ценностей на семью, состоящую из родителей с несколькими детьми, путем усиления приоритетности интересов данных семей при формировании и реализации социальной политики;

-создание условий для жизнедеятельности семьи, дающих возможность рождения, содержания и воспитания нескольких детей и направленных на обеспечение постепенного перехода от ма-лодетной (1-2 ребенка) к среднедетной (3-4 ребенка) семье, в первую очередь, путем повышения материального благосостояния, качества и уровня жизни семей;

- обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выыполнением семейных обязанностей;

- повыгшение воспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации путем формирования у детей, подростков и молодежи ориентации на полную семью и рождение двух и более детей;

- формирование общественного мнения в направлении необходимости укрепления семьи с двумя и более детьми, в первую очередь молодой семьи;

- разработка и реализация стратегии деинституализации детей-сирот, детей-инвалидов, развитие форм их семейного обустройства.

Предусматривается также проведение комплексной работы, направленной на улучшение качества жизни населения, стабилизацию, а в дальнейшем повыышение рождаемости, укрепление потенциала семей, поддержку молодых семей (8).

Важным направлением повыышения материального благосостояния, качества и уровня жизни семей признана работа по пересмотру расчета потребительской корзины женщины в трудоспособном возрасте и потребительской корзины беременной женщины. Для беременных женщин предполагается предусмотреть дополнительные расходы на увеличение калорийности, витаминизацию питания, затраты на дополнительное медицинское обслуживание, непродовольственные товары, транспортные расходы (8).

В целях обеспечения условий для преодоления негативных тенденций и улучшения материального положения семей, уменьшения бедности и увеличения помощи малоимущим семьям Концепция предполагает осуществить разработку и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рыынке труда, сокращению уровня безработицы, в том числе скрыытой.

Для обеспечения благоприятных условий сочетания занятости в общественном производстве с выыполнением семейных обязанностей предусматривается дальнейшее развитие законодательных актов, регламентирующих трудовые отношения, поощрение родительства и установление системы гарантий для работников с семейными обязанностями. Одновременно рекомендуется усилить государственный контроль за соблюдением интересов работающих 164

членов семьи, обеспечение доступности для всех семей, имеющих детей, услуг детских дошкольных учреждений и летних оздоровительных лагерей (8).

Последней в ряду документов, рассматривающих вопросы семейной политики, стала «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная председателем правительства РФ В.В. Путиным 17 ноября 2008 г. Цель Концепции была сформулирована как «определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе».

В части, касающейся демографической политики и политики народосбережения, государство заявило о намерении снизить темпы естественной убыли населения, стабилизировать численность населения и создать условия для его роста, а также повысить качество жизни и увеличить ожидаемую продолжительность жизни. В частности, поставлена задача стабилизировать численность населения на уровне не ниже 142-143 млн. человек к 2015 г. и создать условия для повышения к 2025 г. численности населения до 145 млн. человек и средней продолжительности жизни до 75 лет.

Приоритетами демографической политики названы пять направлений: снижение смертности населения; сохранение и укрепление здоровья населения; повышение уровня рождаемости; управление миграционными процессами и обеспечение защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В рамках заявленной темы для нас особый интерес представляет третье направление - повышение уровня рождаемости (в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей). В документе перечислены факторы, активизация которых должна, по мнению авторов Концепции, обеспечить достижение намеченной цели, т.е. повышение рождаемости. Они включают:

- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания;

- развитие системы поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение государственной материальной поддержки семей, имеющих детей;

- предоставление возможности применения по налогу на доходы физических лиц социального выгчета по лечению детей, находящихся на попечении родителей, до достижения ими возраста 24 лет, возможность применения вычета опекунами, возможность применения вычета по дошкольному образованию;

- поддержку семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства, обеспечение защиты прав и законных интересов детей;

- повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитие перинатальных технологий;

- укрепление репродуктивного здоровья населения, государственную поддержку лечения бесплодия, проведение комплекса мероприятий, направленных на профилактику и снижение числа абортов;

- профилактику, раннее выявление нарушений в состоянии здоровья детей и подростков, развитие и внедрение высокоэффективных методов лечения в педиатрии;

- поэтапную ликвидацию рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда;

- реализацию программ по предоставлению доступного семейного жилья;

- развитие механизмов, позволяющих сочетать родителям работу и выполнение семейных обязанностей;

- совершенствование инфраструктуры дошкольного образования (9).

В рамках реализуемой государством семейной политики больше внимания стало уделяться поддержке молодых семей.

Во многом основы государственной молодежной семейной политики (ГМСП) заложены еще в начале 1990-х годов. Примером может служить Постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации». Данный документ давал определение «молодая семья», а также определял поддержку данных семей со стороны государства в качестве одного из приоритетных направлений молодежной политики. Именно здесь появляется це-166

лый раздел - «Государственная поддержка молодой семьи», говорится о поддержке предпринимательской активности молодых семей.

В апреле 1996 г. правительство приняло постановление «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации», которое предусматривало предоставление «за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий молодым малообеспеченным семьям на строительство и приобретение жилья.

Некоторые ориентиры государственной политики в отношении семьи, в том числе и молодой семьи, определялись Указом президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» (14.05.1996 г.).

Однако вплоть до середины 2000-х годов государственная поддержка молодой семьи не выступала в качестве самостоятельного направления социальной политики. Значительный толчок в развитии ГМСП произошел в ходе реализации приоритетных национальных проектов.

Значительное влияние на процесс оформления государственной семейной молодежной политики оказали Послания президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ. В 2004 г. президент России подчеркнул, что «следует предусмотреть дополнительные меры по целевой поддержке отдельных категорий граждан, в особенности молодых семей». Через два года он в очередной раз подтвердил необходимость активизации демографической политики в отношении более 6 млн. российских молодых семей -«стимулирование рождаемости должно включать целый комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи».

С 2006 г. начата работа по комплексному формированию государственной молодежной семейной политики. Распоряжением правительства РФ от 18 декабря 2006 г. была утверждена «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации», одним из ее направлений стал проект «Молодая семья России».

8 мая 2007 г. министром образования и науки РФ утверждена «Концепция государственной политики в отношении молодой семьи». В ней, в частности, заявлено, что «выделение молодых семей в отдельную категорию позволит детально изучать проблемы жизнедеятельности молодого поколения, будет способствовать более эффективному и адресному решению проблем жизнедеятельности

молодой семьи, что призвано улучшить демографическую ситуацию в Российской Федерации». Молодая семья определяется как «семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей». В данном документе определены принципы, цели и задачи государственной политики в отношении молодой семьи.

Целями быпли провозглашены:

- единство реализации семейной политики на федеральном, региональном и местном уровнях;

- обеспечение предоставления семье установленных на федеральном уровне социальных гарантий и льгот с дополнениями на уровне субъекта РФ;

- партнерство семьи и государства;

- принятие государством обязательств по защите семьи от нищеты;

- гарантии государства в защите имущественных, жилищных и других законных прав и интересов молодой семьи.

Государственная молодежная семейная политика включает в

себя:

- обеспечение достойного уровня заработной платы и материальной возможности создания семьи;

- обеспечение репродуктивных прав молодых супругов;

- государственную охрану материнства/отцовства/младенчества;

- социальную защиту социально уязвимых молодых семей;

- социальную поддержку молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий (доступность для молодежи ипотечного кредитования, субсидий на приобретение жилья);

- общественное воспитание детей;

- поддержка семейного предпринимательства;

- правовое просвещение;

- формирование центров социального обслуживания молодой семьи (2).

Большое внимание молодежной семейной политике уделено и в упомянутой выгше Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. Концепция считает необходимым принять действенные меры по поддержке молодых се-168

мей. В кратчайшие сроки рекомендуется разработать региональные аспекты обеспечения молодых семей достойными жилищными условиями в случае рождения ребенка, предусмотреть выделение безвозмездных субсидий и кредитование молодых семей с понижающейся кредитной ставкой в зависимости от числа детей в семье.

Для поддержки молодых семей и их ориентации на рождение детей рекомендуется обеспечить дальнейшее развитие центров и клубов молодой семьи, центров планирования семьи и репродукции, а также социальных служб для молодежи, осуществляющих работу в направлении воспитания ответственного родительст-ва и сохранения репродуктивного здоровья. Концепция предусматривает укрепление систем учреждений социального обслуживания семьи и детей, которые могли бы обеспечить поддержку и социальный патронаж семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Планируется и развитие учреждений, которые специализировались бы на работе с детьми и подростками, их социализацией и семейным обустройством (8).

Большую помощь молодым семьям способен оказать и запланированный на 2009 г. Рострудом запуск программы профессионального обучения женщин, имеющих малолетних детей. Примером подобной работы в субъектах РФ может служить пилотный проект в Ярославской области (разработана и реализуется программа профессионального обучения женщин, воспитывающих детей до трех лет). В рамках программы планируется разработать механизм повышения квалификации женщины, которая три года находилась в декрете, что взаимосвязано и с устройством детей в детские сады, и с созданием института нянь. Вполне возможно, что женщинам будут предоставляться средства на оплату детского сада.

Следующим этапом формирования молодежной семейной политики стала федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг. В ней было заявлено, что «поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики России». Ее основная задача - обеспечение предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. Участником программы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет (до 2008 г. - до 30 лет), либо неполная семья,

состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий. С 2005 г. начато ее внедрение в субъектах Российской Федерации. Но достаточно сложные условия софинан-сирования не позволяли многим регионам участвовать в реализации подпрограммы.

Согласно внесенным в 2007 г. изменениям в подпрограмму, начиная с 2008 г. доля средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы, составит: 15% - в отношении субъектов РФ, получающих дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности которых при этом не превышает 0,7; 10% - если уровень расчетной бюджетной обеспеченности получающего дотации субъекта РФ после распределения средств из фонда финансовой поддержки составляет от 0,7 до 1; 5% - в отношении субъектов РФ, не получающих дотации. При этом доля средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы, должна составлять соответственно: не менее 20, не менее 25 или не менее 30% - для молодых семей, не имеющих детей; не менее 25, не менее 30 или не менее 35% - для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также для неполных семей. Кроме того, внесен ряд изменений в объемы и источники финансирования Программы, в частности, общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета увеличен с 298,8 млрд. до 302,2 млрд. руб. В 2008 г. на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» из федерального бюджета запланировано выделить 4,621 млрд. руб. (2). Меры по поддержке этой программы со стороны государства законодательно закреплены как на уровне Российской Федерации, так и на уровне регионов.

Однако, несмотря на значительный блок нормативных правовых актов федерального уровня, касающихся молодых семей или по крайней мере упоминающих их, отмечается, что ГМСП урегулирована очень фрагментарно. Политика государства в отношении молодой семьи все еще четко не сформулирована и сводится в основном к государственным мерам, связанным с социальной защитой материнства и детства, развитию ипотечного кредитования и нормативному регулированию семейно-брачных отношений. 170

Решения, принимаемые на государственном уровне, как правило, адресованы не молодой семье как институту, а отдельным ее членам. Отмечаются факты противоречивости и нарушения координации государственной семейной политики на федеральном и региональном уровнях (2).

В Год семьи активную законотворческую деятельность, направленную на решение семейных проблем и поддержку детей, продемонстрировали и российские регионы. Так, в сентябре 2008 г. депутаты Законодательного собрания Кировской области обсудили поправки к уже принятому в первом чтении закону «Об областной целевой программе "Дети Кировской области" на 20092011 годы». Предлагается создание новой подпрограммы «Строительство муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных в сельских населенных пунктах». Расходы на финансирование подпрограммы предполагается увеличить почти вдвое от первоначального плана и составят 286,5 млн. руб. (16).

А Госсобрание Якутии приняло в первом чтении законопроект, который предусматривает дополнительные меры по социальной поддержке семьи. Предлагается придать статус многодетной семьям с тремя детьми, а не с четырьмя, как это было до сих пор, что позволит расширить круг семей, пользующихся льготами. Кроме того, депутаты предложили выплачивать молодым семьям при рождении первенца единовременную помощь в размере 4 тыс. руб., а при рождении третьего ребенка - 25 тыс. руб. (16).

Выделяют деньги на укрепление семей и власти Алтайского края. На реализацию новой краевой демографической программы до 2015 г. планируется выделить более 17 млрд. руб. Деньги пойдут на повышение доступности и качества медицинского обслуживания, кроме того, женщинам с маленькими детьми будут оказывать помощь при трудоустройстве и в профессиональной переподготовке, а на решение проблемы с детскими садами планируется потратить около 11,5 млрд. руб. Всего в крае до 2015 г. планируют построить 165 новых детских садов на 35 тыс. мест (16).

Материально поддержать семьи с детьми решили и власти Приморского края, приняв поправки в региональный закон о защите прав ребенка. Документ гарантирует увеличение детских пособий для семей с низкими доходами. На его реализацию в бюджете 2009 г. заложено почти 280 млн. руб. Согласно закону, в два раза

возрастет размер ежемесячного пособия в семьях, которые состоят на учете в органах социальной защиты населения. С 1 января 2009 г. оно составит 240 руб. на каждого ребенка. По 360 руб. вместо 180 станут получать дети, чьи отцы проходят срочную службу в рядах Вооруженных сил, а также те, чьи родители уклоняются от уплаты алиментов. На 200% - до 720 руб. на каждого ребенка - возрастет размер пособий для одиноких матерей (16).

Особой статьей расходов во многих регионах стала поддержка многодетных семей. Например, в августе президент Татарстана М. Шаймиев подписал указ о дополнительных мерах социальной поддержки семей в связи с рождением одновременно трех и более детей. Теперь, если в семье родились тройняшки, ей выплачивается единовременное пособие в размере 10 тыс. руб. на каждого ребенка. Кроме того, главам муниципальных образований рекомендуется решать вне очереди жилищные вопросы таких семей, а также вопросы по их обеспечению местами в дошкольных учреждениях (16).

Каковы же результаты почти 20-летней деятельности Российского государства по разработке и реализации семейной политики, которая призвана укрепить основную ячейку общества, адаптировать ее к рыночным структурам жизнедеятельности, оказать ей максимальную помощь, дать ей возможность уверенно смотреть в будущее, растить детей и воспитывать в них высокую духовность, гордость за свою Родину и ответственность за судьбу России?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. С одной стороны, нельзя не признать, что президент и правительство страны, законодательные и исполнительные органы власти всех уровней все эти годы уделяли определенное внимание семейной политике, о чем свидетельствует количество принятых за это время соответствующих документов. Нельзя не признать и того, что в последние годы, в отличие от 1990-х, государственная семейная политика стала сопровождаться реальными делами. Безусловно, улучшило экономическое положение некоторых семей существенное увеличение размеров ряда пособий на детей. Реальная поддержка осуществлялась и в рамках реализации приоритетных национальных проектов. Больше внимания уделялось государством пропаганде семейных ценностей. Важным событием Года семьи стало создание Фонда по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 172

Все это дало основание директору Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ О. Шараповой заявить, что реформы, проводимые в стране, привели к некоторому улучшению демографической ситуации в России. Действительно, младенческая смертность сократилась в 2007 г. на 8% по сравнению с 2006 г., а за два месяца 2008 г. еще на 2,4%. В то же время в 2007 г. родилось на 122 тыс. 750 детей больше, чем в 2006 г., а за два месяца 2008 г. на 31 тыс. 115 детей больше, чем за два месяца 2007 г. В абсолютном выгражении число новорожденных в 2007 г. (1602,4 тыс. детей) это самый высокий результат после 1991 г. Такого прироста рождений (за 2007 г. составил 122,8 тыс. детей) не быпло последних 24 года, а темпов прироста (8,3% за год) - 52 года. Это прямое следствие мер демографической политики, улучшения экономической ситуации и в первую очередь благоприятной возрастной структуры, поскольку многочисленное поколение 80-х годов вступило в репродуктивный возраст (1;11;21).

С другой стороны, очевидно, что практические результаты принятых решений оказались все же явно недостаточными, чтобы можно быпло говорить о существенном переломе в положении российских семей. Это признают политики, чиновники соответствующих ведомств, исследователи и представители общественности.

По убеждению председателя Общественного совета ЦФО, члена Общественной палаты РФ Е.Л. Юрьевой, ключевыпм фактором успеха может стать увеличение государственных расходов на поддержку семей с детьми. В России этот показатель аномально низок - 0,4% ВВП, в то время как Детский фонд ООН рекомендует уровень не менее 2% ВВП. Необходимость увеличения социальной поддержки семей с нынешнего 0,4 до 2% ВВП признало и правительство, когда в мае 2007 г. представляло разработанную правительством Концепцию демографической политики на период до 2025 года. Однако в обсуждавшемся общественностью страны проекте «Концепции долгосрочного развития России до 2020 года» расходы на семейную и демографическую политику, заметила Е.Л. Юрьева, вообще отсутствовали среди целевыых макроэкономических индикаторов, хотя по важности он не уступает таким показателям, как расходы на НИОКР, образование и здравоохранение. Необходимо, считает она, ввести его в данный перечень и устано-

вить достаточный уровень на всех трех этапах развития: не менее 1,2% ВВП - к 2012 г., 1,8% ВВП - к 2018 г. и 2% ВВП - после 2018 г. Это позволит, по убеждению Е.Л. Юрьевой, создать необходимые условия для преодоления кризиса (22).

Однако дело не только в недостаточности средств, выделяемых государством на решение социальных проблем, в том числе и проблем семейной политики. Многие политики, исследователи и общественные деятели обращают внимание на слабую разработанность семейной политики в целом. Довольно резкие высказывания на этот счет прозвучали на заседании Общественной палаты. Так, председатель Комиссии по социальной и демографической политике А. Очирова обратила внимание на парадоксальный, с ее точки зрения, факт. Год семьи заканчивается, заявила она, а семейной политики нет (16). Ее поддержала председатель Комитета Государственной думы по вопросам семьи Е. Мизулина, по мнению которой семейной политики в России не существует. Семейный кодекс давно устарел, считает Е. Мизулина, и сводится лишь к раздаче бюджетных денег - «смешных» детских пособий (80-100 руб. в разных субъектах Федерации). Оценивая завершающийся Год семьи в России, депутат заявила: «Проводятся различные акции, но наступит следующий год, акции закончатся, а семейной политики в стране как не было, так и нет» (19).

О необходимости разработки концепции семейной политики в России речь шла и на выездном заседании научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации РФ на тему «Укрепление института семьи как направление совершенствования демографической политики» (21 апреля 2008 г.). С.В. Дармодехин обратил внимание на то, что понятие «семья» есть только в законе «О прожиточном минимуме в РФ». Семья не рассматривается в российском законодательстве как социальная единица, а права семьи заменяются индивидуальными правами каждого из членов семьи. Так, Семейный кодекс определяет имущественный и иные отношения «лиц», а не семьи как общности. По сути, в России отсутствует стратегия семейной политики, считает ученый. По его мнению, государственная семейная политика не носит системного характера.

По мнению С.В. Дармодехина, семейная политика должна помогать выявлять проблемы семьи и определять пути их решения. 174

Она должна стать самостоятельным направлением. Семья должна рассматриваться как целостная структура, необходимо утвердить общность правоотношений членов семьи. «Требуется модернизация семейного законодательства», - считает С.В. Дармодехин. Семейный кодекс, замечает российский исследователь, регулирует только внутрисемейные отношения. Не хватает второй части кодекса, регулирующего отношения между семьей и государством, семьей и государственными институтами, семьей и системами здравоохранения, образования и др. «По сути, семья находится на нелегальном положении в стране», - считает ученый. Необходимо расширить правоспособность семьи. С.В. Дармодехин заявил о необходимости разработки концепции семейной политики, системы государственных документов и формирования органов власти по работе с семьями (1;11).

О насущной необходимости разработки и принятия Концепции государственной семейной политики до 2025 г. шла речь и на заседании Координационного совета по социальной стратегии при Совете Федерации (20.11.2008), участники которого обсуждали итоги проведения Года семьи в России. Выступивший на этом заседании лидер партии «Справедливая Россия» С. Миронов признал, что хотя Год семьи дал положительный толчок в рассмотрении проблем, связанных с семьей, с демографией, однако серьезных изменений пока не произошло. Он подчеркнул, что России необходима выверенная обоснованная стратегия семейной политики, что работы в этом направлении непочатый край (17).

Участники совещания признали, что, несмотря на позитивные изменения, пока не удается решить многие застарелые проблемы. Сохраняется на низком уровне среднее число детей в семье, уровень здоровья семей в России продолжает снижаться, особенно это касается детского здоровья. В связи с этим в рекомендациях заседания Координационного совета подчеркнута необходимость качественного улучшения государственной семейной и демографической политики. Участники заседания предложили обратиться к президенту с просьбой дать поручения о разработке Концепции государственной семейной политики до 2025 г., федеральной целевой программы «Комплексные меры по укреплению семьи, решению демографических проблем на 2010-2015 годы». Участники совещания сочли также необходимым ускорить ратификацию Рос-

сийской Федерацией Европейской социальной хартии, предусматривающей меры по защите материнства, регулированию детского труда, правам семьи. Актуальной проблемой является и совершенствование нормативно-правовой базы, касающейся семейной политики. Словом, еще предстоит немало сделать для того, чтобы семейная политика России отвечала требованиям времени.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Говердовский Ю. Быть холостым становится не модно. - Режим доступа:// http://demoscope.ru/weekly/2008/0331/gazeta020/php

2. Государственная молодежная семейная политика: Нормативно-правовое обеспечение. - Режим доступа:// http://obldumakurgan.ru/ common/doc/activity/dep_day/20080320/1205837490.doc

3. Дармодехин С.В. Государственная семейная политика в России: История и современность / Всероссийский центр уровня жизни. - Мониторинг социально-экономического потенциала семей за апрель - июнь 2001. - С. 20.

4. Елизаров В. Семейная политика: Что нового принес нам 2005 год. - Режим доступа://http://demoscope.ru/weekly/2005/0195/polit05.php

5. Климантова Г. И. Государственная семейная политика - важнейшая политическая стратегия современной России// Семья: XXI век. Проблемы формирования региональной семейной политики // Аналитический вестник/ Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. - М.,2002. - № 11(167). - Режим доступа:// http://www. council.gov.ru/inf_sl/bulletin/item/ 82/index.htmI

6. Здоровая семья - здоровое поколение // Аналитический вестник/ Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. -М.,2001. - № 13 (144). - Режим доступа://http://www.council.gov.ru/ т^^Ь^^т/ item/103/index.htmI

7. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации. - Режим доступа: //http://www.fw.ru/Lib/Text/V/239%20(v).htmI

8. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года. - Режим доступа:// http://www.akdi.ru/ econom/program/demogr.htm

9. Концепция долгосрочного социально-демографического развития Российской Федерации на период до 2020 года. - Режим доступа^/Ы^:// www.government.ru/content/governmentactivity/rfgovernmentdecisions/ archive/2008/11/17/69b3495c378e451db8df6c3a265a755b.doc

10. Концепция семейной политики. - Режим доступа: / / http: / /www. mnogodetok.ru/viewtopic.php?f=116&t=10474&p=123998

11. Концепция семейной политики поможет решить демографическую проблему в России. - Режим доступа:// http://www.regnum.ru/ news/990183.html

12. Николаев М.Е. Судьба семьи - судьба Отечества: Итоги десятилетия и задачи законодательного обеспечения семейной политики в России //Аналитический вестник. Серия: Основные проблемы социального развития России. Судьба семьи - судьба Отечества. - М., 2004. -№ 12 (232). - С. 9-17. - Режим доступа: // http://www.council.gov.ru/ inf_sl/bulletin/ item/21/index/html

13. Оценка семейнной политики в начале ХХ века. - Режим доступа:// http://www.altregion.ru/news/28112/&dd=11&mm=6&yy=2002

14. Петухова И.Ю. Демографические проблемы России и пути их преодо-ления//Национальные проекты и сбережение нации: Приоритетные национальные проекты. - М., 2008. - С. 216-220.

15. Сапожникова Т.И. Тенденции социально-демографического развития России // Национальные проекты и сбережение нации: Приоритетные проекты России. - М.,2008. - С. 197-199.

16. Семейные ценности. - Режим доступа: // http://www.rg.ru/2008/11/ 06/itogi/html

17. Сергей Миронов: Семейную политику нельзя рассматривать в отрыве от общей стратегии страны. - Режим доступа: // http://www.novopol. ru/text566311/html

18. Строев Е.С. Из выступления на встрече с женщинами - заместителями председателей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации 20 февраля 2001 года // Аналитич. вестник / Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. - М.,2001. - №13 (144). - Режим доступа: // http://www.council.gov.ru/inf_sl/bulletin/item/103/index.html

19. Сычева Л. Вам и не снилось. - Режим доступа:// http://www. russia-today.ru/2008/n0_20?20_social?chamber/htm

20. Федотовская Т.А. Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт// Аналитический вестник / Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. - М.,2005. - № 25(277). -Режим доступа: // http://www.council.gov.ru/inf_sl/bulletin/item/232/ index.html

21. Федотовская Т. А. и др. Демографические аспекты охраны здоровья детей// Аналитический вестник / Совет Федерации Федерального Соб-

рания Российской Федерации. - М., 2007. - № 7(324). - Режим доступа: // http://www.council.gov.ru/inf_sl/bulletin/item/285/index. html 22. Юрьева Е.Л. Стратегические шаги по выходу России из демографического кризиса: Доклад на всероссийской конференции «Многодетная семья в современной России» (Москва, 10-11.07.08). - Режим доступа: //http://www.demographia.ru/articles_N/ index/html?idR=5&idArt=1188

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.