УДК 314.1 : 323
Кузнецова Елена Дмитриевна
Kuznetsova Elena Dmitrievna
преподаватель средней образовательной школы № 11 г. Армавира тел. (86137) 5-70-76
lecturer of secondary school No.11 of
Armavir tel. (86137) 5-70-76
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN DEMOGRAPHIC POLICY
Аннотация:
The summary:
В статье определена сущность, направления и меры демографической политики России. Предложены перспективные реформы демографической политики.
The article defined the essence, the direction and the measures of Russian demographic policy. The perspective reforms of demographic policy are offered.
Ключевые слова:
демографическая политика, Россия, перспективы развития.
Keywords:
demographic policy, Russia, perspectives of development.
В современной России возрастает роль демографической политики. Между тем, инерция затратного управления и иллюзии рыночного саморегулирования привели к игнорированию демографического фактора в постсоветской политике.
Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных и муниципальных институтов, общественных организаций по управлению всем народонаселением, а также его половозрастными и территориальными группами. Демографическая политика включает в себя не только управление ресурсами и их анализ, но и прогнозирование демографических процессов.
Сокращение человеческих ресурсов России и качественное ухудшение характеристик новых поколений требуют отказаться от традиционных ресурсозатратных мер политики, издержки которых превышают положительный эффект. Власть должна перейти к ресурсосбережению - уменьшению потерь населения. Меры нового курса: преодоление насильственных конфликтов; профилактика техногенных катастроф; приоритетное инвестирование средств в здравоохранение, образование, науку, укрепление семьи. Экономические и социальные меры демографической политики следует дополнить коммуникативными воздействиями через систему СМИ.
Основные направления демографической политики таковы: оптимизация пропорций естественного прироста населения (баланса рождаемости и смертности); влияние на состав трудовых ресурсов и их профессиональную квалификацию; поддержка семей, материнства и детства; поддержка здорового образа жизни; оптимизация миграционных потоков (механического прироста населения). Следовательно, демографическая политика неразрывно взаимосвязана с социальной и миграционной политикой [1, с. 11]. Существует зависимость демографической и национальной политики, так как этнокультурные факторы весомо влияют на уровень рождаемости и смертности.
Политика предполагает выявление и целенаправленное изменение социальных детерминант рождаемости, здоровья и заболеваний, инвалидности, смертности, семейного состояния, возрастных и половых пропорций населения [2, с. 276]. Законы биологического воспроизводства объективны, но государственные и общественные институты могут поощрять развитие демографического состава населения.
Региональность демографической политики России следует из её состояния. Так, одни регионы недостаточно населены (Дальний Восток, Сибирь, Европейский Север). Другие - перегружены (Москва и Санкт-Петербург, Московская область, Южный и Северо-Кавказский федеральные округа). Необходима продуманная стратегия расселения с учётом предельных природоохранных и экономических нагрузок на среду обитания.
Особенности регионов предполагают дифференцированный подход к управлению демографическими процессами. Сравнение позволяет выявить неравномерность демографических процессов, определить резервы пополнения человеческих ресурсов, построить сценарии улучшения демографической обстановки [3, с. 26].
«Основные положения региональной политики в Российской Федерации» (1996 г.) [4] определили направления демографической политики:
- противодействие ухудшению демографической ситуации, острым проявлениям депопуляции;
- меры экономического и социального характера, увеличивающие продолжительность жизни и естественный прирост населении в регионах России;
- регулирование миграционных процессов с учётом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных районов;
- регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для их рационального размещения на территории РФ.
Более подробно нормативная база демографической политики определена в «Концепции национальной безопасности РФ» (2000 г.) и «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.» (2001 г.), «Стратегии национальной безопасности РФ на период до 2020 г.» и «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.».
Концепция национальной безопасности РФ (2000 г.) поставила задачи развития государственной страховой и частной медицинской помощи, государственного протекционизма в медицинской и фармацевтической промышленности; проведения федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и медицинской помощи, медицины катастроф [5, с. 170].
«Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.» включила в круг объектов демографической политики рождаемость, поддержку семьи, здоровье, продолжительность жизни, миграцию [6]. На основании долгосрочных тенденций развития цели демографического развития определены в Концепции 2001 г. как стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.
Задачи демографического развития РФ:
1) в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни;
- увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;
- улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов;
2) в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
- создание предпосылок для повышения рождаемости;
- всестороннее укрепление института семьи;
- создание условий для самореализации молодёжи;
- обеспечение адресной социальной защиты семьи, в том числе материальная помощь при рождении ребенка;
3) в области миграции и расселения.
Приоритеты демографического развития, согласно концепции, таковы [7].
1. В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения:
- укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего за счет профилактики травматизма и отравлений; борьбы с курением, алкоголизмом и наркоманией; развития физической культуры и спорта и организации досуга;
- улучшение репродуктивного здоровья путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;
- улучшение здоровья лиц трудоспособного возраста за счет профилактики травматизма и отравлений, раннего выявления и лечения болезней органов кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;
- сохранение здоровья пожилых людей, прежде всего, - предупреждение сердечнососудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней.
2. В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
- формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;
- повышение материального благосостояния для рождения, содержания и воспитания нескольких детей; условий для самореализации молодежи, в том числе получения общего и профессионального образования, работы с достойной оплатой, возможности обеспечить семью жильем;
- обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей;
- повышение воспитательного потенциала семьи;
- развитие доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.
Обеспечение условий для улучшения благосостояния семей требует стабилизировать ситуацию на рынке труда, повысить уровень заработной платы.
В правовом аспекте необходимо развивать трудовое законодательство, совершенствовать систему выплаты пособий родителям, в том числе повышать размеры пособий и обеспечивать их адресность. Следует дифференцировать уровень пособий и налогов с учетом материальных условий семьи и её социального положения. Поддержка молодых семей включает в себя улучшение их жилищных условий в случае рождения ребенка, выделение безвозмездных субсидий, льготное кредитование в зависимости от числа детей в семье.
Многие эксперты отмечают декларативность российской демографической политики, отсутствие целостной системы мер, которая была бы реалистичной и строго контролируемой в применении. Так, до сих пор не приняты федеральные законы «О государственных минимальных социаль-
ных стандартах» (он должен стать основой формирования бюджетов всех уровней), «О разделении компетенции в социальной сфере между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления»; «О социальных гарантиях, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи»; «Об улучшении демографической ситуации в стране». Действующие федеральные законы концептуально устарели.
Современная государственная статистика не обеспечивает органы власти объективной информацией, которая позволяла бы вести эффективный анализ и прогнозирование демографического роста.
Меры, принятые в 2000-х гг. для стимулирования демографического роста, недостаточны для коренного предотвращения депопуляции. Например, пособие при рождении ребенка в первой половине 2000-х гг. увеличено с 1 500 до 4 500 руб., по беременности и родам - со 100 до 300 руб., по уходу за ребенком до полутора лет - с 200 до 500 руб. [8, с. 259-260]. И эти суммы во многих регионах не выплачивают годами из-за отсутствия средств в муниципальных бюджетах.
Обоснование новой стратегии демографической политики дал Д.С. Львов. Государство должно резко повысить свою роль регулятора, перераспределить прибыль и собственность в общественных интересах, то есть обратить часть природной ренты и налоговых поступлений на финансирование демографического роста. Необходимы прогрессивная шкала налогообложения, торможение вывоза капиталов, сокращение социальной поляризации [9, с. 37-40]. Основные приоритеты реформ могут быть следующими [10, с. 153-157]:
- повышение рождаемости, социальная защита материнства и детства;
- укрепление здоровья граждан и увеличение продолжительности жизни;
- повышение устойчивости брака;
- рационализация миграционных процессов;
- целевая поддержка социально незащищённых групп: пенсионеров, инвалидов, безработных, учащейся молодежи, молодых и многодетных семей, матерей-одиночек;
- учет баланса интересов всех социальных и этнических групп.
В современной России непосредственное регулирование государством демографических процессов сокращается. Необходима разработка системы мер косвенного влияния государства на демографический рост с учетом возможностей неправительственных организаций «третьего сектора», профсоюзов, этнических и территориальных сообществ.
Неотложные меры демографической политики можно разделить на сдерживающие и стимулирующие. Сдерживающие меры призваны уменьшить издержки депопуляции: смертность, низкое качество здоровья населения, чрезмерную неконтролируемую эмиграцию и иммиграцию. Стимулирующие меры включают в себя повышение рождаемости, привлечение «качественных» переселенцев, льготное кредитование молодых семей, поощрение многодетности, улучшение работы спортивных и медицинских учреждений, внедрение системы дешевого социального страхования.
Необходима активная демографическая политика, ключевым звеном которой должна стать поддержка рождаемости в большинстве регионов, т.к. снижение смертности и заболеваемости - более длительный и затратный процесс. Особенно важно повысить рождаемость в центральных и северных регионах, сельской местности.
Ссылки на опыт высокоразвитых стран Запада по привлечению массовой миграции и мнение о неизбежности низкой рождаемости в России необъективны. Выход - в системном построении демографической политики в сферах рождаемости, смертности, улучшения образа жизни, поддержки семьи, уменьшения преступности и других социальных девиаций.
Можно использовать позитивный опыт зарубежных стран. Например, в Швейцарии до совершеннолетия на каждого ребенка идёт государственная выплата. Малоимущим семьям субсидируется также стоимость детского сада. В Великобритании выплачивается небольшое пособие для учащихся молодежи старше 16 лет, а также установлена прогрессия выплат для малообеспеченных семей. На Кипре государство даёт молодым семьям 20-летний кредит для строительства дома под 4,5 % годовых [9, с. 45-46].
В реализации политики важна позиция региональных органов власти и местного самоуправления. М.Н. Руткевич приводит контрастные примеры рождаемости в Центральном Черноземье [11, с. 9]. Белгородская область имеет повышенную рождаемость на фоне таких же по природным условиям соседей, так как предприятия ряда районов доплачивают матерям пособие на уровне среднемесячного заработка до возраста 3 лет. Беременные женщины из малообеспеченных и многодетных семей получают за счёт бюджета области лечебное питание, а матери - амбулаторное лечение, бесплатные медикаменты для детей младше 3 лет. На лицевой счет каждого новорожденного зачисляется 1 тыс. руб. под банковские проценты, и такая политика ведётся уже 10 лет [12, с. 83-84].
Следует закрепить в федеральном законодательстве социальные стандарты и индикаторы, отражающие действительное положение семьи в обществе и позволяющие выявлять итоги демографической политики. Эти задачи стоят не только перед федеральными, но и региональными, муниципальными органами власти. Например, ряд субъектов РФ разработал свои комплексные региональные программы семейной политики: Пермская, Свердловская, Новосибирская и другие области, Республика Татарстан.
Учитывая разнообразие демографических ситуаций, субъекты РФ сами определяют направления демографической политики, её институциональную структуру, средства и методы. В Татарстане
успешно действуют республиканская и городские программы поддержки семьи. Они определяют семейную политику как совокупность условий и механизмов укрепления семьи. Ряд регионов предлагает также отказаться от политики, сосредоточенной только на поддержке брака, на социальной защите родительства и детей, а учитывать интересы всей семьи как малой социальной группы [13].
В экономической социологии и демографии создана модель повышения рождаемости, которая предлагает финансировать «репродуктивный труд» по рождению и воспитанию детей. Усилия женщин должны оплачиваться из особых гендерных фондов федерального бюджета, регионов и предприятий. По мнению Т.А. Жернаковой, модель потребует финансирования на уровне 3-4 % доходов российского бюджета в первый год реализации (18-24 млрд. руб.). Выплаты могут составить ежемесячно 1 тыс. руб. на уход и воспитание первого ребенка младше 7 лет, 2 тыс. руб. - второго ребенка, что позволит увеличить число рождений на 1 млн. (75 %) в год. Есть и более варианты финансирования за счет региональных органов власти, общественных структур [14, с. 29].
Апробация методик региональной демографической политики может стать типовой и для федеральных программ. Перспективы российской демографической политики таковы. Субъективно (психологически) перспективными мерами демографической политики можно счесть жилищные субсидии на льготных условиях, увеличение единовременных пособий по рождению ребенка, меры информационной и рекламной поддержки рождаемости. Кроме мер повышения рождаемости и спада смертности, следует поощрять качество человеческих ресурсов: уровень здоровья, образования, интеллектуальной и социальной активности граждан.
Ссылки:
1. Жернакова Т.А. Демографический ресурс в системе ресурсов политической власти в постсоветской России: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Саратов, 2003.
2. Слоботчиков О.Н. О структуре демографической политики государства // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 1. С. 276-280.
3. Жернакова Т.А. Демографическая ситуация в России в региональном аспекте // Власть. 2003. № 9.
4. Российская газета. 1996. 11 июня.
5. Собрание законодательства РФ. 2000. № 2. Ст. 170.
6. Собрание законодательства РФ. 2001. № 40. Ст. 3873.
7. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации №1351 от 9 октября 2007 г. URL: http://www.consultant.ru/ online/base/?req=doc;base= LAW;n=71673
8. Ильдарханова Ф.А. Некоторые проблемы формирования государственной семейной политики // Регионология. Саранск, 2004. № 2. С. 259-262.
9. Львов Д.С. Экономика развития. М., 2002.
10. Руткевич М.Н. Демографическая катастрофа. Где выход? // Свободная мысль. 2002. № 6. С. 12-13.
11. Ховрин А.Ю. Решение демографической проблемы: социальное партнерство молодежи, власти, общества // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 2. С. 154-157.
12. Российский статистический ежегодник. 2010. М., 2010. С. 83-84.
13. Российская газета. 2002. 4 апр.
14. Жернакова Т.А. Демографическая ситуация в России в региональном аспекте.
References (transliterated):
1. Zhernakova T.A. Demograficheskiy resurs v sisteme resursov politicheskoy vlasti v postsovetskoy Rossii: avtoref. dis. ... kand. polit. nauk. Saratov, 2003.
2. Slobotchikov O.N. O strukture demograficheskoy politiki gosudarstva // Sotsial'no-gumanitarnye znani-ya. 2001. No. 1. P. 276-280.
3. Zhernakova T.A. Demograficheskaya situatsiya v Rossii v regional'nom aspekte // Vlast'. 2003. No. 9.
4. Rossiyskaya gazeta. 1996. June 11.
5. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2000. No. 2. Art. 170.
6. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2001. No. 40. Art. 3873.
7. Kontseptsiya demograficheskoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda. Utverzhdena Ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federatsii №1351 ot 9 oktyabrya 2007 g. URL: http://www.consultant.ru/ online/base/?req=doc;base= LAW;n=71673
8. Il'darkhanova F.A. Nekotorye problemy formirovaniya gosudarstvennoy semeynoy politiki // Regionologiya. Saransk, 2004. No. 2. P. 259-262.
9. L'vov D.S. Ekonomika razvitiya. M., 2002.
10. Rutkevich M.N. Demograficheskaya katastrofa. Gde vykhod? // Svobodnaya mysl'. 2002. No. 6. P.12-13.
11. Khovrin A.Y. Reshenie demograficheskoy problemy: sotsial'noe partnerstvo molodezhi, vlasti, obshchestva // Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. 2008. No. 2. P. 154-157.
12. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2010. M., 2010. P. 83-84.
13. Rossiyskaya gazeta. 2002. Apr. 4.
14. Zhernakova T.A. Demograficheskaya situatsiya v Rossii v regional'nom aspekte.