О
<м
УДК 314.15(47) ББК 60.74(2)
Е.В. Агеева
ОСОБЕННОСТИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА УРОВНЕ МАКРОРЕГИОНА
Посвящена вопросам формирования основных направлений демографической политики на уровне макрорегиона. Сформулированы основные стратегические направления демографической политики макрорегиона на примере Байкальского региона.
Ключевые слова: демографическая политика, демография, стратегия развития, макрорегион.
E.V. Ageyeva PATICULIARITIES OF DEMOGRAPHIC POLICY IN MACRO-REGION
The article deals with problems of determining basic directions of demographic policy in a macro-region. Basing on the analysis, the author suggests basic strategic directions of demographic policy for a macro-region by the example of Baikal region.
Keywords: demographic policy, demography, development strategy, macro-region.
Демографическая политика является органичной составной частью политики народонаселения. Объектами демографической политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.
Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредовано, через человеческое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства и др. Меры демографической политики влияют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных и семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударствен© Е.В. Агеева, 2010
О
<м
-О!
ных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных; ближайших, среднесрочных и долгосрочных.
При разработке задач демографического управления, мы учли мнения ряда авторов, которые выдвинули две гипотезы [4]. Одна из основных сторон первой научной гипотезы состоит в том, что состояние и качество государственности влияет на демографическое состояние страны. С этой гипотезой напрямую связана и вторая гипотеза — о влиянии на демографическое состояние роли и качества государственной политики, направленной не только на традиционные социально-материальные факторы демографического состояния, но и на все значимые факторы, в том числе такие, как цивилизационные показатели страны и факторы идейно-духовного и социопсихологического происхождения. Влияние идейно-духовных факторов на рождаемость демографами совместно с психологами изучается уже давно. Однако связь идейно-духовного и социопсихологического состояния общества с уровнем смертности, ожидаемой продолжительностью жизни, миграцией в должной степени не изучена. Предположения такого рода на уровне политических оценок имеются, например, в работе Института мирового развития, в ряде работ И. Гундарова [6].
При исследовании данной проблемы необходимо помнить о ментально-культурной обусловленности репродуктивного поведения населения, иллюстрацией чему может служить сопоставление по данному параметру лиц, проживающих в одной экономической зоне, но различающихся по этноконфессиональной идентификации [1].
По мнению ряда ученых «объектом социального развития (управленческого действия) должна быть именно семья, а не ребенок или женщина и, тем более, не абстрактные показатели воспроизводства народонаселения. Другими словами, если семья здорова и счастлива, она примет единственно верное решение о детности, а «навязывание» норм детности со стороны государства является непродуктивным вмешательством в частную жизнь семьи» [5].
Основным субъектом управления выступает государство в лице своих органов на всех уровнях. Но кроме этого, субъектами управления могут выступать и другие социальные институты. Но объединять их работу должна единая государственная политика в области народонаселения. Поэтому при разработке стратегических направлений в области демографической политики на уровне макрорегиона необходимо обеспечить их единую направленность с общегосударственными мероприятиями.
В рамках действующей государственной Концепции демографического развития, мы считаем необходимыми определить следующие задачи демографической политики макрорегиона:
©
<м
- сокращение уровня смертности, в том числе материнской и младенческой смертности;
- увеличение продолжительности жизни за счет сохранения и укрепления здоровья граждан, формирования мотивации на ведение здорового образа жизни;
- укрепление и возрождение национальных духовно-нравственных традиций, в том числе традиций семейных отношений, направленных на укрепление национальной и культурной идентификации граждан. Решение данной задачи позволит в определенной мере создать условия для повышения рождаемости населения;
- привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
- создание социально-культурной инфраструктуры и среды для развития подрастающего поколения с целью улучшения качества формирующегося человеческого потенциала региона и создания условий для повышения рождаемости населения.
При формировании задач стратегического развития в области демографии в рамках региона в настоящий момент считаем необходимым не акцентировать внимание на простом увеличении рождаемости населения, так как считаем это явление производным, зависящим от решения поставленных нами задач. Демографическая политика, основанная на принципе экономического стимулирования рождаемости, обречена на возрастающую стоимость.
Стимулирование рождаемости должно предполагать целостный взгляд на проблему. Если государству удастся соблазнить женщину родить, придется продумать и всю дальнейшую траекторию развития ребенка.
При разработке конкретных рекомендаций и мероприятий по пропаганде семейных отношений, необходимо учитывать и национальные и религиозные особенности проживающих на территории региона граждан.
Необходимо осуществить территориальную дифференциацию демографического потенциала и формализовать пространственную политику управляемого демографического сжатия. Так, в пределах Байкальского региона выделяются следующие типы систем расселения:
- города и городские агломерации как опорные структуры и районы максимальной концентрации населения (города краевого значения и поселки городского типа с близлежащими поселениями, расположенные на территории региона);
- опорные территории в зонах опережающего экономического развития;
О
<м
-О!
- системы расселения приграничных с Китаем и Монголией районов региона;
- сельские территории.
При формулировке задач стимулирования привлечения мигрантов мы исходим из осознания того, что стабилизация, а тем более рост населения России в обозримом будущем возможны только при условии постоянного притока большего или меньшего, но в любом случае немалого числа иммигрантов. Общественное же мнение у нас не очень расположено к их приему. Даже очень высокопоставленные государственные люди нередко высказываются против решения демографических проблем России за счет миграции [3].
Приоритетные задачи в миграционной политике макрорегиона:
- обеспечение свободы передвижения;
- помощь беженцам и вынужденным переселенцам;
- регулирование иммиграции;
- регулирование трудовой миграции;
- формирование доброжелательности и терпимости к мигрантам со стороны общества.
Особое внимание следует уделить политике социокультурной «переработки» мигрантов (их интеграции, адаптации, натурализации, вплоть до ассимиляции), задаст миграционную емкость конкретных территорий.
При разработке региональной стратегии необходимо учитывать, по нашему мнению, и гипотезу о существовании прямой зависимости демографических процессов от фактора национальной идентичности [8, с. 4-16]. Разрушение национальных традиций и идентичности народов не только в России негативным образом сказывается на показателях естественного воспроизводства населения.
При разработке стратегии развития демографической ситуации следует обратить внимание и на такие аспекты, как:
1. Разработка и развитие благоприятного информационного фона для реализации приоритетных мероприятий — это пропаганда здорового образа жизни и поддержка семейных отношений и ценностей. При этом особое внимание органы власти должны уделить культурной обусловленности репродуктивного поведения граждан разной национальности, проживающих на территории региона.
2. Повышение общего уровня жизни населения региона безотносительно к факту наличия или количеству детей в семье. Возможность получения значительного пособия в случае рождения или наличия ребенка (или получения значительных социальных благ) не должно оказывать первоочередного значения на принятие решения о рождении ребенка в семье.
О
<м
3. При принятии решения о прямом стимулировании рождаемости на территории органам власти следует одновременно с этим начинать и решения такой задачи, как развитие системы детского дошкольного образования, отвечающей по своей емкости и качеству будущему ожидаемому росту числа детей, тем самым позволяющих сочетать родителям работу и выполнение семейных обязанностей. Как показывает современный опыт социального развития российского общества, власти оказались не готовы к всплеску рождаемости начала 2000-х гг. и столкнулись с острой нехваткой детских учреждений.
4. Следует разработать систему и процедуру постоянного мониторинга результатов управленческого воздействия на воспроизводство населения. Это одна из важнейших методологических задач построения мониторинга результатов управленческого воздействия на компоненты воспроизводства народонаселения.
Таким образом, негативные демографические тенденции на уровне макрорегиона могут быть преодолены в результате активной демографической политики государства и изменения образа жизни российской семьи, повышения ценности рождения и воспитания детей по мере роста благосостояния и изменения поведения общества.
Список использованной литературы
1. Бойко В.В. Рождаемость. Социально-психологические аспекты / В.В. Бойко. — М., 1985.
2. Венедиктов Д.Д. Демографическая доктрина России: проект для обсуждения / Д.Д. Венедиктов, Л.С. Гребнев, И.С. Даниленко [и др.]. — М., 2005.
3. Вишневский. А. Стратегия в плену тактики / А. Вишневский // Россия в глобальной политике. — 2007. — 1 июня.
4. Государственная политика вывода России из демографического кризиса / В.И. Якунин, С.С. Сулакшин, В.Э. Багдасарян [и др.]; под общ. ред. С.С. Сулакшина. — М.: Экономика: Научный эксперт, 2007. — 896 с.
5. Градировский С. Десять проблем управления демографической политикой [Электронный ресурс] / С. Градировский. — URL: http:// www.archipelag.ru/ru_mir/ostrov-rus/demography-position/concept_ demography_2025/dempolitic/.
6. Гундаров И.А. Пробуждение: Пути преодоления демографической катастрофы в России / И.А. Гундаров. — М., 2001.
7. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 9 окт. 2007 г. № 1351).
8. Якунин В.И. Демографическая миссия Российского государства / В.И. Якунин // Труды Центра. — М.: Научный эксперт, 2006. — Вып. 6. — 128 с.
О
<м
Bibliography (transliterated)
1. Boiko V.V. Rozhdaemost’. Sotsial’no-psikhologicheskie aspekty / V.V. Boiko. — M., 1985.
2. Venediktov D.D. Demograficheskaya doktrina Rossii: proekt dlya obsuzhdeniya / D.D. Venediktov, L.S. Grebnev, I.S. Danilenko [i dr.]. — M., 2005.
3. Vishnevskii. A. Strategiya v plenu taktiki / A. Vishnevskii // Rossiya v global’noi politike. — 2007. — 1 iyunya.
4. Gosudarstvennaya politika vyvoda Rossii iz demograficheskogo krizisa / V.I. Yakunin, S.S. Sulakshin, V.E. Bagdasaryan [i dr.]; pod obshch. red. S.S. Sulakshina. — M.: Ekonomika: Nauchnyi ekspert, 2007. — 896 s.
5. Gradirovskii S. Desyat’ problem upravleniya demograficheskoi politikoi
[Elektronnyi resurs] / S. Gradirovskii. — URL: http://www.archipelag.
ru/ru_mir/ostrovrus/demography-position/concept_demography_2025/ dempolitic/.
6. Gundarov I.A. Probuzhdenie: Puti preodoleniya demograficheskoi katastrofy v Rossii / I.A. Gundarov. — M., 2001.
7. Kontseptsiya demograficheskoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda (utv. Ukazom Prezidenta RF ot 9 okt. 2007 g. № 1351).
8. Yakunin V.I. Demograficheskaya missiya Rossiiskogo gosudarst-va / V.I. Yakunin // Trudy Tsentra. — M.: Nauchnyi ekspert, 2006. — Vyp. 6. — 128 s.
Информация об авторе
Агеева Евгения Валерьевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры страхования и управления рисками Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск, e-mail: ageeva-ev@isea.ru.
Author
Ageyeva Evgeniya Valeriyevna — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Insurance and Risk Management, Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: ageeva-ev@isea.ru.
“O!