УДК 614.2:301
ЗАКОНОМЕРНОСТИ НЕЛИНЕЙНОЙ ДИНАМИКИ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ СИБИРИ Юрий Аркадьевич ГРИГОРЬЕВ
ГУ НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН 654041, Новокузнецк, ул. Кутузова, 23
В статье рассматриваются возможности усиления демографической политики в России на основе фундаментальных данных о нелинейной динамике народонаселения. Особое внимание обращено на социально-экономические и духовно-нравственные основы демографического развития в нашей стране.
Ключевые слова: нелинейная динамика народонаселения, демографическая политика, демографический переход, демографический кризис, рождаемость, воспроизводство населения.
Длительное время Россия переживает демографический кризис. Катастрофически сокращается численность населения, наблюдаются низкий уровень рождаемости, высокий уровень смертности, депопуляция становится явной угрозой выживанию народов России [1-3]. Такая ситуация обусловлена как экономическими, так и, прежде всего, духовнонравственными причинами, связанными с отходом от идеалов семейной жизни и ценности самого человека. Благополучие общества, его материальное богатство и экономическое процветание всегда основываются на духовном, нравственном и культурном состоянии народа [4-6]. В 2001 г. Правительством РФ была одобрена Концепция демографического развития страны на 15 лет (о Концепции 2007 года речь пойдет ниже). В Концепции была сформулирована цель — добиться стабилизации численности населения России и создать предпосылки для его последующего роста. С тех пор прошло уже достаточно много лет. Численность населения в РФ не стабилизировалась и продолжает сокращаться. Демографический кризис обострился еще сильнее, так как никаких реальных мер по его преодолению до последнего времени не предпринималось. На концептуальном уровне до сих пор ведется активная дискуссия представителей двух различных стратегий [7]. Сторонники первой, оборонительной, стратегии считают, что низкая рождаемость является уделом всех экономически
развитых стран. В связи с этим все меры воздействия на нее не смогут изменить сложившуюся тенденцию. Для компенсации убыли населения сторонники данной стратегии считают необходимым привлечение большого числа мигрантов из любых государств. Оборонительная стратегия со временем неминуемо приведет к поражению и поэтому должна быть отвергнута. Сторонники второй, наступательной, стратегии предлагают конкретные меры по стимулированию рождаемости, снижению смертности, регулированию и квотированию миграции. Для реализации мероприятий второй стратегии в нашей стране необходимо значительное усиление демографической, семейной и социальной политики.
1. Демографическая, семейная и социальная политика
Демографическая политика, в соответствии с предметом демографии, имеет своей целью управление демографическими процессами, их регулирование [8]. Семейная политика направлена на поддержку семьи как социального института и оказание помощи определенным группам семей, но, в отличие от демографической политики, непосредственно не нацелена на изменение показателей демографического воспроизводства. Считается, что реализация семейной политики необходима для решения проблем качества населения. Существует общая заинтересованность (государства и родителей) в рождении здоровых детей, в их дальнейшей
Григорьев Ю.А. — главный научный сотрудник, доктор медицинских наук, руководитель отдела популяционной медицины, руководитель лаборатории медицинской демографии, e-mail: [email protected]
полноценной социализации. Государство, проводящее демографическую и семейную политику, провозглашает в официальных документах цели такой политики, определяет порядок проведения мероприятий, исполнителей, периодичность контроля, источники финансирования и реализует ее в практической деятельности. Реализация демографической политики (как и всякая другая сфера политической деятельности) связана с согласованием противоречивых интересов различных социальных групп населения, поисками компромиссов между интересами индивида, семьи и общества в целом. Важную роль в обсуждении мер демографической политики играют общественные и религиозные организации. Поэтому формирование и реализацию демографической политики нельзя рассматривать только в управленческом и технологическом аспектах. Демографическая политика затрагивает интересы больших групп населения и поэтому является полем взаимодействия различных политических и общественных сил. Одни и те же мероприятия (например, выплата пособий семьям с детьми, оплачиваемый отпуск по беременности и уходу за ребенком, пособие на жилище) могут одновременно являться частью как демографической, так и семейной политики. Иногда в связи с этим некоторые демографы и другие специалисты используют термин «семейно-демографическая политика». Демографическая политика тесно переплетается с политикой социальной, но с наибольшей определенностью демографическая сущность политики проявляется в тех случаях, когда она направлена на рождаемость (на ее снижение или повышение). Рассмотрим возможности усиления демографической политики в России на основе фундаментальных данных о нелинейной динамике народонаселения, представим возможности новой демографической политики России как основы для формирования здоровья населения Сибири.
2. Демографический переход как нелинейная динамика народонаселения
Демографический переход является нелинейным процессом в народонаселении, в ходе которого на смену высокой рождаемости и смертности приходят низкая рождаемость и смертность. В Европе этот процесс начался во Франции в конце XVIII в. В большинстве других европейских стран — в XIX в., а в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки — только в XX в. [2, 9, 10]. В теории демографического перехода можно выделить
три компонента: классификационный, объяснительный и прогностический. Классификация множества вариантов демографического перехода позволяет выделить фазы данного явления. Например, в демографических прогнозах ООН широко используется четырехфазная схема демографического перехода [9]. В первой из этих фаз смертность снижается быстрее рождаемости, что в результате дает максимальный прирост населения за весь период трансформации воспроизводства населения. Во второй фазе уже рождаемость снижается быстрее смертности, и рост населения замедляется. В третьей фазе рождаемость приближается к уровню простого воспроизводства, но при этом население еще увеличивается. В четвертой фазе уровни рождаемости и смертности сближаются по величине, и рост населения прекращается, или даже начинается депопуляция. Выделяют региональные типы демографического перехода — французский, английский, японский, мексиканский, североамериканский. В этих типах различают диапазон между показателями рождаемости и смертности на протяжении всего периода демографического перехода, синхронность или асинхронность изменения показателей, общую продолжительность трансформации [9, 10].
Объяснительный компонент теории демографического перехода представляет собой комплекс воззрений на причины данного явления и его место в общем контексте истории человечества. Прогностический компонент представляет собой комплекс гипотез, основанных на теории демографического перехода, используемых при построении демографических прогнозов. Такая методология широко используется демографами ООН. Объяснительный и прогностический компоненты являются наиболее дискуссионными аспектами теории демографического перехода. Так, в мире наблюдается общая тенденция к снижению рождаемости, но вопрос о причинах данного явления, его возможных последствиях и перспективах остается предметом научных споров [9, 10].
На развитие теории демографического перехода несомненное влияние оказали взгляды классиков социологической науки Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма. Они разработали различные аспекты концепции исторического перехода от малоподвижного традиционного общества, где человеческая индивидуальность поглощена социальной группой, к динамичному современному обществу с присущими ему индивидуализмом, стремлением к экономичес-
кой эффективности и рациональности, которые пронизывают все сферы жизни. Предположения о том, что крупномасштабные изменения в режиме воспроизводства населения тесно связаны с фундаментальными сдвигами в организации общества, еще ранее были рассмотрены в марксизме [10].
Классическая версия теории демографического перехода имеет следующие теоретические положения. 1) Причиной демографического перехода является более общий исторический процесс — модернизация, которая представляет собой переход от традиционного общества к современному. 2) Высокий уровень рождаемости в традиционном обществе определяется системой религиозных, юридических, семейных и бытовых норм, обычаев и запретов, построенной таким образом, чтобы не допустить вымирания населения в условиях высокой смертности. 3) Снижение рождаемости в ходе демографического перехода является результатом модернизации, перенастройкой целей социальной системы. Если до модернизации эта система была ориентирована на выживание группы, то в ходе ее — на развитие и повышение благосостояния индивида. Снижению рождаемости способствуют рост индивидуализма, повышение материальных и культурных запросов в ходе урбанизации, анонимность городской жизни, что облегчает отказ от устаревших запретов. 4) Демографический переход начинается с уменьшения смертности, что происходит вследствие повышения уровня жизни, прогресса медицины, улучшения санитарного состояния общества. Уровень смертности достаточно быстро снижается вслед за модерни-зационными изменениями в жизни людей. А для падения рождаемости требуется перенастройка всей системы нормативной регуляции общества, которая является крайне инертной. Эта инертность по-разному проявляется в разных странах и религиозных системах. 5) Можно с большой долей уверенности говорить, что демографический переход является универсальным процессом, охватившим весь мир [2, 9, 10].
В разработку теории демографического перехода значительный вклад внесли многие ученые, начиная с Л. Рабиновича (Радзино-вича). В этой плеяде можно назвать А. Ландри, У. Томпсона, Ф. Наутстейна, К. Дэвиса, К. Блэккера. В нашей стране большой вклад в теорию демографического перехода внес А.Г. Вишневский [9, 10].
Не все демографические явления объяс-
няются этой теорией. Некоторые исследователи считают продуктивным использование институционального подхода в демографической теории [11]. Возможно, он будет следующим шагом в осмыслении нелинейной динамики народонаселения и оценке ее феноменов.
3. Перспективы демографической политики в России
Сочетание в России низкой рождаемости и высокой смертности, ведущих к депопуляции, имеет негативные демографические, экономические, социальные, геополитические и другие последствия. В демографическом плане депопуляция означает исчезновение народа и его культуры. По историческим меркам это может произойти достаточно быстро. Экономические последствия связаны с абсолютным сокращением рабочей силы, трудового потенциала, вовлекаемого в производство и другую экономическую деятельность. Социальные последствия могут быть многообразными, какая-то их часть связана со старением населения, которое порождает новые требования к социальному обеспечению и медицинскому обслуживанию пожилых и старых людей. В ряду социальных последствий депопуляции и снижения рождаемости стоит проблема инфантилизации подрастающих поколений. Это связано с гиперопекой детей в малодетных семьях. В таких условиях воспитывается эгоцентрическая, социально некомпетентная личность, замкнутая только на собственных интересах. Депопуляция и снижение рождаемости имеют негативные последствия для здоровья населения. Преобладание доли первенцев среди родившихся означает ухудшение средних психофизиологических характеристик для всех детей. Это связано с ухудшением показателей здоровья первенцев по сравнению с детьми последующих очередностей. Для России депопуляция неизбежно будет означать ухудшение ее геополитического положения, велики также возможности глубокого внутриполитического кризиса.
Перспективы демографической политики в России должны иметь следующие основания: принцип суверенности семьи, принцип свободы выбора семьей общественно-приемлемого образа жизни, принцип общественного договора, принцип единства целей федеральной и региональной политики и принцип социального участия [12].
Отечественный и зарубежный опыт осуществления политики по стимулированию рождаемости и укреплению семьи свидетельствует,
что наиболее распространенными мерами являются различные денежные пособия: единовременные пособия в связи с рождением ребенка, ежемесячные, или семейные, пособия, пособия по уходу за ребенком (до достижения определенного возраста). Важны и другие меры, к которым относятся отпуск по беременности и родам, меры, направленные на охрану здоровья беременных женщин и новорожденных, налоговые льготы, кредиты на приобретение жилья, льготы на проезд в городском и железнодорожном транспорте [13]. Выплата указанных пособий и осуществление других мер поддержки должны непрерывно совершенствоваться. Об этом также свидетельствует зарубежный опыт [14].
Есть ли возможность усилить демографическую и семейную политику в России? Стратегической целью демографической политики в России является преодоление депопуляции и ее последствий. Это должно произойти на основе укрепления семьи как социального института при снижении смертности и росте ожидаемой продолжительности жизни населения. Однако любые действия государства, идущие вразрез с культурно-историческими традициями и тенденциями, определяющими современную трансформацию модели рождаемости, обречены на провал [15]. Патерналистская политика прошлого времени (в прямой и скрытой форме) была не слишком эффективной и раньше. Тем более она не имеет перспектив на будущее. Как показывает опыт экономически развитых стран, которые экспериментировали с демографической политикой, любая попытка сужения выбора для индивида стратегий матримониального и репродуктивного поведения чаще всего неэффективна для изменения уровня рождаемости. При этом в обществе возникают как отторжение такой деятельности, так и не всегда прогнозируемые демографические и отрицательные социальные последствия. Активность государства должна быть направлена на уменьшение доли населения, которое в своей жизнедеятельности опирается на пособия, льготы и другие преференции. В этой связи эксперимент с «материнским капиталом», проводимый в нашей стране с 2007 года, можно считать антикризисной программой и только первым шагом в многогранной деятельности по усилению демографической и семейной политики.
4. Новая демографическая политика — основа развития здоровья населения Сибири
Сложная демографическая ситуация в Си-
бири может быть изменена при осуществлении комплекса экстренных антикризисных мер. В большинстве регионов Сибири уровень продолжительности жизни ниже, чем в целом по РФ. Суммарные величины резервов продолжительности жизни и отдельные ее компоненты — элиминационные резервы при условии исключения ведущих классов причин смерти — имеют свои особенности у мужчин и женщин. Эти различия особенно хорошо видны и доступны для диагностики состояния популяций при использовании компонентного анализа. Следует обратить особое внимание на значительную величину потерь продолжительности жизни у мужчин трудоспособного возраста от травм и отравлений. Эти же потери во многом объясняют половой диморфизм показателя.
Мероприятия в области демографической и семейной политики, направленные на стабилизацию численности населения и создание условий для его последующего роста, должны соответствовать требованиям Указа Президента РФ от 9 октября 2007 года №1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Так, например, в Кемеровской области уже предприняты первые шаги в этом направлении. В декабре 2007 года постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.12.2007 №369 утверждена комплексная региональная программа «Улучшение демографической ситуации в Кемеровской области» на период до 2015 года. В результате реализации программы предполагается снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий, от несчастных случаев на производстве, от болезней системы кровообращения. Особое внимание будет уделено социально значимым болезням — туберкулезу, наркоманиям, алкогольным психозам и ВИЧ/СПИД.
Одна из наиболее острых проблем в Кемеровской области — высокая смертность населения в трудоспособном возрасте. Ежегодные потери в этом возрастном интервале составляют 16-19 тыс. человек или более трети от общего числа умерших. Рост смертности населения в трудоспособном возрасте происходит значительно быстрее, чем населения в целом. Если численность умерших в целом по Кемеровской области в 2006 году осталась практически на уровне 2000 года, то численность умерших в трудоспособном возрасте увеличилась на 13,4%. Подавляющее большинство умерших в трудоспособном возрасте (около 80%) составляют
мужчины. Главными классами причин являются травмы и отравления (36,7%), болезни системы кровообращения (27,7%).
На начало 2016 года численность населения Кемеровской области по сравнению с 2007 годом может сократиться примерно на 110 тыс. человек (3,9%) и будет составлять 2716 тыс. человек. Снижение численности населения будет происходить вследствие сохраняющейся естественной убыли населения. Положительный миграционный прирост не компенсирует сокращения населения. Число умерших и коэффициент смертности с 2007 года будут постепенно снижаться до конца прогнозного периода. В связи с этим будет увеличиваться показатель ожидаемой продолжительности жизни (с 63,6 лет в 2007 году до 65,0 — в 2015 году). Предполагается рост числа родившихся, обусловленный не только увеличением коэффициента рождаемости первенцев, но и вторых — третьих детей за счет эффективной демографической и семейной политики.
Отметим, что в Сибири оптимальной основой для решения задач укрепления здоровья в прежние годы были программа «Адаптация человека» и системный подход к оценке территориально-производственных комплексов, рассматриваемых как открытые системы жизнеобеспечения (СЖО). На первом этапе профилактической работы (70-е годы) за основу была взята концепция СЖО, на втором этапе (80-е годы) акцент сместился на социально-гигиеническое планирование и социально-гигиеническую паспортизацию, на третьем этапе деятельность по профилактике во многом была сопряжена с проблемами здравоохранения и организационно оформлялась как комплексная целевая программа «Здоровье». Накопленный опыт по реализации целевых программ охраны здоровья в Сибири необходимо использовать в новых условиях [3, 16-18].
Кардинальное решение демографических и медикосоциальных проблем, в том числе увеличение продолжительности жизни, лежит за пределами здравоохранения и собственно демографической сферы. Эта сфера во многом совпадает с социально-экономической областью деятельности человека. Характер взаимодействия людей здесь, результативность их работы обусловлены особенностями культуры, нравственности, религии. При этом возникает сложнейшая проблема согласования программ демографического и социально-экономического развития, особенно в период быстрых об-
щественных перемен. Государство должно отказаться от непосредственного участия в микроэкономике и сосредоточить свои усилия на макроэкономическом уровне, где необходимо поддерживать стабильность, которую не способен обеспечивать рынок. Первостепенное значение имеет обязанность государства обеспечить каждому гражданину минимальные условия для существования и развития, предоставить ему необходимые общественные услуги, которые рынок не способен предложить за приемлемую цену. Главным в этой деятельности для государства остается утверждение в обществе равенства шансов и справедливости для всех граждан. В результате кропотливой и долговременной деятельности по созиданию культуры в обществе постепенно должны созревать новые условия жизни, способствующие духовному возвышению всех граждан и повсеместному распространению жизнесохранительного поведения. Действенное решение назревших демографических и медико-социальных проблем, в том числе увеличение ожидаемой продолжительности жизни, возможно только на этом магистральном пути. Одно здравоохранение заведомо не справится с такой сверхзадачей ни в Сибири, ни в России в целом.
5. Духовно-нравственная составляющая демографической политики
Граждане, решившие, что многодетность ведет к бедности, а отказ от рождения детей — к материальной обеспеченности, занимают близорукую, ошибочную позицию. Рано или поздно народ такой страны не сможет больше сохранять свою самобытность и культуру, эффективно вести хозяйство на своей территории и защищать ее, полноценно обеспечивать нужды детей и пожилых людей. Особое значение это имеет для такой большой страны, как Россия, само существование которой в качестве сильного и уважаемого в мире государства невозможно без многочисленного народа. Чтобы сохранить народ России сильным, сегодня нужен гражданский подвиг, а место совершения этого подвига — семья. Для каждого она должна стать благодатной обителью, где находятся истоки социального и личного благополучия. В то же время государственная власть в России должна приложить серьезные усилия для повышения уровня жизни молодых семей, которые с рождением детей часто погружаются в бедность, оказываются на грани выживания. Демографический кризис в нашей стране усугубляется тем, что ожидаемая продолжительность жизни в те-
чение длительного времени находится на недопустимо низком уровне, общество несет значительные потери в связи с высоким уровнем младенческой, детской и материнской смертности. Помимо экономических, политических, социальных и экологических факторов, ухудшения качества медицинского обслуживания причинами демографического кризиса являются нравственная распущенность, алкоголизм, наркомания и другие пороки, которые лишают человека сил и здоровья, приводят к потере разумной дееспособности и преждевременной смерти.
Сегодня в нашем обществе насаждается потребительское мировоззрение, поощряются эгоистические устремления человека, попирается христианская мораль с ее жертвенностью и устремленностью к высшим идеалам. В основе потребительского мировоззрения лежит поклонение низменным инстинктам, поэтому оно несет в себе не созидание, а разрушение человеческой души, деградацию личности, разрушение семейных и общественных устоев, самоуничтожение народа [19].
России необходимо усиливать демографическую политику, направленную на увеличение народонаселения, а в основе этой политики должно быть возрождение духовно-нравственных традиций российской семьи, приоритетов ценности человеческой жизни и рождения детей. Граждане России должны создать новый нравственный фундамент, который позволит сплотить разрозненные силы для противостояния разрушению государства и общества.
Литература
1. Андреев Е.М., Вишневский А.Г. Вызов высокой смертности в России // Народонаселение. 2004. №3. С.75-84.
Andreev E.M., Vishnevski A.G. Challenge to high mortality in Russia // Narodonaselenie. 2004. №3. P.75-84.
2. Демографическая модернизация России, 1900-2000 / Под ред. А.Г. Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. 608 с.
Demographic modernization in Russia, 19002000 / Edited by A.G Vishnevski. M. Novoe izdatel'stvo,
2006. 608 p.
3. Казначеев В.П., Кисельников А.А., Мингазов И.Ф. Ноосферная экология и экономика человека. Новосибирск, 2005. 448 с.
Kaznacheev V.P., Kiselnikov A.A., Mingazov I.F. Noosphere ecology and human economics. Novosibirsk,
2005. 448 p.
4. Гундаров И.А. Духовное неблагополучие и демографическая катастрофа // Общественные науки
и современность. 2001. №5. С.58-65.
Gundarov I.A. Internal ill-being and demographic catastrophe // Obschestvennye nauki I covremennost'. 2001. №5. P.58-65.
5. Елизаров В.В. Семья и семейная политика: 10 лет после Каира // Народонаселение. 2004. №3. С.46-59.
Elizarov V.V. Family and family policy: 10 years after Cairo //Narodonasledie. 2004. №3. P.46-59.
6. Руткевич М.Демографическая катастрофа. Где выход? // Свободная мысль. 2002. №6. С.4-13.
Rutkevich M.Demographic catastrophe. How to overcome it? // Svobodnaya mysl'. 2002. №6. P.4-13.
7. Осипов Г.Как сберечь и приумножить свое население? // Социальная и демографическая политика. 2006. №8. С.7-10.
Osipov G. How to save and increase our own population? // Sotsial'naya I demograficheskaya politika.
2006. №8. С.7-10.
8. Елизаров В.В. Кваша А.Я.Демографическая политика аров // Народонаселение: Энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 1994. С.101-103.
Elizarov V.V., Kvasha A.Ya. Are demographic policy. // Narodonaselenie: Entsiklopedicheskii slovar'. M. Bol'shayarossiiskayaentsiklopediya, 1994. P.101-103.
9. Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество: История, современность, взгляд в будущее. М.: Финансы и статистика, 1982. 287 с.
Vishnevski A.G. Reproduction of population and society: History, present and prospection. M. Finansy I statistika, 1982. 287 p.
10. Вишневский А.Г.Демографическая революция // Избранные демографические труды: Т.1. М., Наука, 2005. С. 3-214.
Vishnevski A.G. Demographic revolution // Izbrannye demograficheskie trudy: V.1. М., Nauka, 2005. P. 3-214.
11. Клупт М.Демография регионов Земли. СПб., Питер, 2008. 347 с.
Klupt M. Demography of the Earth regions. Spb., Piter, 2008. 347 p.
12. Социология семьи / Под ред. А.И. Антонова. М.,ИНФРА-М, 2007. 640 с.
Family sociology / Edited by A.I. Antonov. М., INFRA-М, 2007. 640p.
13. Рыбаковский, Л.Л. Демографическая политика: сущность, структура, опыт разработки // Народонаселение. 2005. №2. С.45-57.
Rybakovski L.L. Demographic policy: main point, structure, elaboration experience // Narodonaselenie. 2005. №2. P.45-57.
14. Войтенкова Г.Ф., Лебедева Е.В. Социальная поддержка семей с детьми в США // Народонаселение. 2007. №4. С. 94-106.
Voitenkova G.F., Lebedeva E.V. Social support for families with children in USA // Narodonaselenie.
2007. №4. P. 94-106.
15. Захаров С.В. Перспективы изменения модели рождаемости в России // Народонаселение. 2004. №3. С.37-45.
Zakharov S.V. Perspectives of change of family planning model in Russia // Narodonaselenie. . 2004. №3. P.37-45.
16. Захаренков В.В., Колядо В.Б. Научное обоснование и реализация программы «Семипалатинский полигон — Алтай» // Бюл. СО РАМН. 2006. №3. С. 41-46.
Zakharenkov V.V., Kolyado V.B. Scientific basis and realization of the program «Semipolatinsk polygon — Altai» // Byul. SO RAMN. 2006. №3. С. 41-46.
17. Лещенко Я.А. Кризис в общественном здоровье и социально-демографическом развитии: главные проявления, причины, условия преодоления: 2-е изд., перераб. и доп. — Иркутск, 2006. — 276 с.
Leschenko Ya.A. Crisis in public health and social
demographic development: main manifestations, causes, overcoming conditions: Second edition, revised and supplemented — Irkutsk, 2006. — 276 p.
18. Труфакин В.А., Бабенко А.И.Медико-демографические проблемы формирования населения Сибири // Бюл. СО РАМН. 2001. №3. С. 60-65.
Trufakin V.A., Babenko A.I.Medical-demogra-phic problems of Siberian population forming // Byul. SO RAMN. 2001. №3. P. 60-65.
19. Обращение церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» //Журнал Московской Патриархии. 2004. №11. С.61-62.
Statement of church-social forum «Moral basis of demographic development of Russia» // Zhurnal
CONFORMITY OF NON-LINEAR POPULATION DYNAMICS AND DEMOGRAPHIC POLITICS AS THE BASIS OF HEALTH DEVELOPMENT IN THE POPULATION OF SIBERIA Yuri Arkadievich GRIGORYEV
Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases of the Siberian Branch of the Russian Academy of Medical Sciences 23, Kutuzova str., Novokuznetsk, 6540041
The paper deals with the possibilities of demographic policy strengthening in Russia on the basis of fundamental data on non-linear population dynamics. Special attention is focused on social-economic and spiritual-moral aspects of demographic development in our country.
Key words: non-linear population dynamics, demographic policy, demographic transition, demographic crisis, birth rate, population reproduction.
Grigoryev Y. A. — senior scientific researcher, Doctor of Medical Sciences, head of department ofpopulation medicine, head of laboratory of medical demography, e-mail: [email protected]