Научная статья на тему 'Задачи демографической политики и усиления социальной поддержки населения'

Задачи демографической политики и усиления социальной поддержки населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
123
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задачи демографической политики и усиления социальной поддержки населения»

ЗоЗочи Земогрофичесьои политиьи и усилений социальной поддержки населения

Зти задачи обсуждались 19—20 апреля 2011 г. в Москве на Всероссийской научно-практической конференции «Демографическое развитие России: задачи демографической политики и усиления социальной поддержки населения», организованной Министерством здравоохранения и социального развития РФ совместно с Институтом социально-политических исследований РАН и Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН.

Задачи демографической политики в России на период до 2025 г. в ракурсе «Концепциии демографической политики РФ на период до 2025 г.» были сформулированы в докладе проф. Л.Л. Рыбаковского (Институт социально-политических исследований РАН, г. Москва). В своем докладе Л.Л. Рыбаковский отметил, что с 2006—2007 гг. в нашей стране началось улучшение показателей смертности и рождаемости населения России, вызванное реализацией национального проекта «Здоровье» и реализацией новых мер демографичес-

кой политики: начиная с 2006 г. число умерших постепенно уменьшалось и составило в 2010 г. 2,030 млн. человек по сравнению с 2,3 млн человек в 2005 г.; ожидаемая продолжительность жизни в этот период возросла на 3,7 года (с 65,3 в 2005 г. до 69 лет в 2010 г.) и достигла уровня 1991 г., с которого началось ее снижение. Новые меры по стимулированию рождаемости (особенно «материнский капитал»), которые стали применяться с 2007 г., привели к росту чисел родившихся — в 2010 г. число родившихся составило 1790 тыс., что на 333 тыс., или в 1,23 раза больше, чем в 2005 г.

Однако, в отличие от смертности, рост рождаемости в 2007—2010 гг. происходил как за счет действия новых мер демографической политики, так и вследствие увеличения численности лиц репродуктивных возрастов. Хотя в целом в 2007—2010 гг. прирост рождаемости на 9/10 был инициирован новыми мерами демографической политики.

Происходившее в 2007—2010гг. почти во всех регионах страны увеличение рождаемости и начавшееся на год

раньше (в 2006 г.) сокращение смертности привели к повсеместному улучшению демографической ситуации: в 2009 г. впервые за 17 лет численность населения страны не уменьшилась, так как миграционный прирост полностью компенсировал естественную убыль, сократившуюся к уровню 2005 г. в 3,4 раза.

Поскольку, согласно «Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г.», численность населения к 2025 г. должна возрасти относительно 142 млн в 2010 г. на 3 млн и достигнуть 145 млн человек, постольку на весь период необходимо обеспечить миграционное сальдо в размере 6250 тыс., или по 400—420 тыс. в среднем за год. По мнению проф. Л.Л. Рыбаковского, в ближайшие 15 лет достижению тех контрольных цифр, которые намечены Концепцией (не говоря уже о необходимости обеспечения ежегодного миграционного сальдо в 400 тыс. человек против 250 тыс. нынешних), будут противостоять 3 обстоятельства. Во-первых, в 2020 г. численность женщин репродуктивного возраста будет меньше нынешней примерно на 5 млн, причем все это сокращение придется на самый активный репродуктивный возраст женщин — 20—29 лет, которых будет меньше на 40%; во-вторых, будет происходить постарение возрастной модели рождаемости, и, в-третьих, действенность мер демографической политики уже существенно снизилась и вскоре перестанет оказывать влияние на сокращение смертности и увеличение рождаемости.

В докладе Л.Л. Рыбаковский подчеркнул, что для того, чтобы противостоять тем трудностям, с которыми столкнется страна в ближайшие 15 лет, необходимо своевременно разрабо-

тать и начать осуществление ряда упреждающих мер, вводимых в течение 3—4 лет в определенной очередности по регионам в зависимости от уровня их демографического неблагополучия, причем объем вводимых льгот должен нарастать для каждой группы регионов тоже в течение нескольких лет. Пик введения наиболее сильных мер должен приходиться на самые «провальные» годы, когда в возраст наибольшей фертильной активности будут входить женщины, родившиеся в конце 1990-х годов.

На конференции было высказано много точек зрения, концептуальных подходов и оценок, часто полярных. Однако все были единодушны во мнении, что изменения в демографической ситуации аккумулируют в себе влияние широкого круга экономических, социальных, общественно-политических, экологических факторов как преходящих, так и долговременных: прежде всего это связано с сохранением социально-экономического неравенства (включая территориальное и гендерное), поляризации и маргинализации населения, ухудшением качества образования в сочетании с разрушением моральных принципов и правил поведения.

Так, чл.-корр. РАН, д.э.н., проф. Н.М. Римашевская (ИСЭПН РАН, г. Москва) подчеркнула, что в современной России отчетливо наблюдается пересечение двух независимых процессов. Один из них — демографический, который характеризуется активным старением населения и вместе с этим и ухудшением его качественных свойств. Второй процесс имеет экономические основы и связан с переходом от природоориентиро-ванных к инновационным технологиям. Успех этого перехода в значи-

тельной мере зависит от доли молодых когорт в структуре рабочей силы, так как именно они готовы к эффективной модернизации производства с использованием высоких технологий, время смены которых становится все короче и плотнее. Отсюда вытекает настоятельная необходимость специальных реформ, касающихся молодого поколения страны. По мнению Н.М. Римашевской, целевая задача состоит в том, чтобы в контексте уменьшения численности детей обеспечить повышение их качественного потенциала. На первом месте в этой связи находится задача улучшения здоровья, начиная с момента рождения, затем идет образование и, наконец, социализация молодого поколения как фундамент разработки системной Программы государственной политики в отношении детства и молодежи. Проблемы социального реформирования современного общества, трансформации социально-экономического поведения, нравственных ценностей, качества жизни, приоритетности психосоциальных факторов в формировании здоровья требуют незамедлительных мультидисциплинарных мер.

По мнению д.э.н., проф. С.В. Рязанцева (ИСПИ РАН, г. Москва), из-за отсутствия полноценной и точной информации отдельные меры демографической политики лишены научного обоснования. Это связано с тем, что некоторое время назад в России умышленно или по незнанию была нарушена система сбора демографических данных. Например, согласно закону «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. № 143-Ф3, из актов записи гражданского состояния был исключен ряд важных сведений, таких, как очередность рождения ребенка, национальность родителей и

пр. Также из национальной статистики исключены сведения о социальном статусе, отрасли занятости умершего, что не позволяет оценить эффективность мер по сокращению смертности в разрезе социальных групп населения. Качество сбора данных о смертности нарушено на локальном уровне с точки зрения фиксации причин смерти. Кроме того, из статистической разработки по непонятным причинам были исключены сведения о национальности мигрантов, региональные базы данных о мигрантах до сих пор не объединены в единую систему, что не дает реального представления о численности и распределении иностранных мигрантов по территории России.

В нашей стране, отмечает С.В. Ря-занцев, отсутствует единая координация демографической политики, она реализуется различными министерствами и ведомствами, финансируется из разных источников, по разным проектам и программам, которые не объединены концептуально и технологически. Например, сейчас демографическими вопросами в той или иной части и мере занимаются Министерство здравоохранения и социального развития, Федеральная миграционная служба, Министерство образования и науки, Министерство регионального развития, Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Демографические показатели не учитываются при оценке эффективности работы органов государственной власти на разных уровнях. Между тем, например, такой показатель, как «ожидаемая продолжительность жизни», мог бы быть объективным индикатором социально-экономического развития страны, субъекта федерации, муниципалитета. В ожидаемой продолжительности жизни аккумулиру-

ются многие компоненты, в том числе социально-экономические условия, уровень доходов, качество жизни, меры поддержки семьи и пр.

Решение демографической проблемы как главной угрозы стране, должно стать, но пока не стало общенациональным делом, считает С.В. Рязанцев. К сожалению, многие представители бизнеса и средств массовой информации пока не «прониклись» важностью демографической проблемы для общества. И, как следствие, посильно не участвуют в изменении ситуации. Между тем, бизнес мог бы более активно поддерживать работников с детьми, соблюдать трудовое законодательство в отношении женщин, имеющих детей и т.п.; средства массовой информации могли бы более активно «продвигать» образ семьи с несколькими детьми, семейные ценности и пр.

Все же поддержка семей с детьми была и остается важным направлением демографической политики в той ее части, которая направлена на увеличение рождаемости и укрепление семьи. В своем докладе к.э.н. В.В. Елизаров (МГУ, г. Москва) подробно остановился на развитии этого направления демографической политики в нашей стране. До 1981 г. меры демографической политики (в масштабах СССР) сводились, по сути дела, к экономической и моральной поддержке и даже поощрению многодетности (начиная с мер, введенных в 1936 г. и усиленных в 1944 г.) и к экономической поддержке малообеспеченных семей (с 1974 г.). Ровно 30 лет назад Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. № 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» был введен комплекс

мер демографической политики, который содержал принципиально новые принципы и меры поддержки семьи. Официальная трактовка целей принятых мер была следующей — создание лучших условий для роста населения и воспитания подрастающих поколений. Меры вводились поэтапно, по регионам страны в 1981—1983 гг., а в РСФСР - в 1981-1982 гг. (с ноября 1981 г. — в районах Дальнего Востока, Сибири, в северных районах европейской части РСФСР; с 1 ноября 1982 г. — в остальных районах РСФСР).

Были введены единовременные пособия на 1-го (50 руб.) и 2-го ребенка (100 руб.), увеличены в 5 раз (с 20 до 100 руб.) пособия при рождении 3-го ребенка, введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1 года в размере 35 руб. (50 руб. в районах Сибири, Севера и Дальнего Востока), предприятиям и организациям было предоставлено право выдавать семьям после рождения первого ребенка кредиты в размере до 1,5 тыс. рублей на 8 лет (без процентов). При этом после рождения 2-го ребенка погашалось 200 руб., а 3-го — 300 рублей от остатка невыплаченной суммы. Реализация данных мер в сочетании с крайне благоприятной для роста рождаемости возрастной структурой, сложившейся в первой половине 1980-х годов, способствовала росту общего числа рождений, продолжавшемуся вплоть до 1987 г., некоторому увеличению числа и доли рождения вторых и третьих детей.

С 1988 г. в России начался новый длительный этап снижения рождаемости. Низкая рождаемость в сочетании с более высокой, чем в других развитых странах, смертностью, привела к наблюдающейся с 1992 г. устойчивой депопуляции, масштабы которой оп-

ределяются как колебаниями в уровнях рождаемости и смертности, так и размерами миграционного прироста, замещающего часть естественной убыли населения.

Как правопреемник СССР Россия сохранила в действии основные правовые нормы и направления демографической политики, унаследованной от СССР, и многие меры социально-экономической и правовой поддержки материнства и детства. В принятой в 1993 г. Конституции было зафиксировано, что «в Российской Федерации... обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства,.. устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст. 7, п. 2).

В условиях переходной экономики, либерализации цен и высокой инфляции проводилась политика социальной защиты семей с детьми, включавшая в себя компенсационные выплаты и пособия, призванные смягчить снижение уровня жизни семей с детьми, противостоять дальнейшему падению рождаемости (среди мер были и ежеквартальные пособия на детскую одежду, и даже хлебные пособия). Действовали и натуральные меры помощи, талоны и карточки на дефицитные товары, раздача гуманитарной помощи многодетным семьям.

Снижение инфляции к середине 1990-х годов позволило перейти к упорядочению сложившейся сложной, хаотичной и непоследовательной системы компенсаций и пособий. Новая система пособий, введенная федеральным законом № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. (с последующими изменениями) включала в себя: пособие по беременности и родам (в размере среднего заработ-

ка по месту работы); единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, т.е. до 12 недель (50% минимального размера оплаты труда, позднее — 100%); единовременное пособие при рождении ребенка (10 минимумов оплаты труда, позднее — 15); ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (в размере минимальной оплаты труда, позднее — 200%); ежемесячное пособие на детей (70% минимального размера оплаты труда), увеличенные пособия для одиноких матерей и некоторых других категорий семей.

Был подготовлен фундаментальный документ «Основные направления государственной семейной политики» (утверждены Указом Президента РФ № 712 от 14 мая 1996 г.). В нем было предусмотрено «...дальнейшее развитие системы семейных пособий, охватывающей поддержкой все семьи с детьми; поэтапное увеличение доли расходов на семейные пособия, включая пособия по беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора лет, в валовом внутреннем продукте до 2,2%».

По оценкам ЮНИСЕФ, сделанным в середине 1990-х годов, России требовалось увеличить государственные расходы на детские пособия на сумму не менее 2 процентных пунктов от ВВП. В 1991 г. этот показатель (доля расходов на семейные пособия) составлял в Российской Федерации около 2%, в 1994 г. - около 1% ВВП.

С 1995 г. по 2000 г. размеры материнских и семейных пособий устанавливались в процентном отношении к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), что по идее должно было компенсировать рост цен (инф-

ляцию). С 2001 г. пособия стали устанавливать в фиксированном размере. Размеры пособий периодически пересматривались в сторону увеличения. Несмотря на принимаемые меры, в целом в России на протяжении 2-й половины 1990-х годов и первой половины 2000-х происходило явное ослабление государственной поддержки семьи.

Уровень расходов на меры поддержки семей (доля расходов на семейные, материнские и детские пособия в % к ВВП) снижался и в 2003— 2006 гг. был в 8—10 раз меньше уровня этих расходов в европейских странах, где они составляют в среднем от 2 до 2,5%. Во Франции, к примеру, они составляют около 4%.

В «Концепции демографической политики на период до 2025 г.» сформулированы основные направления и приоритеты политики в области рождаемости и укрепления семьи, а также в области снижения смертности и повышения продолжительности жизни, в области миграции. Предусматривалось, что будут разрабатываться конкретные планы мероприятий и программы по реализации этой концепции, в частности меры по стимулированию рождаемости (пособия, налоговые льготы, жилищные субсидии молодым семьям и т.п.).

Кроме мер поддержки семей с детьми, решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью.

Чтобы не допустить снижения в результате инфляции реальной покупательной способности социальных пособий и выплат, с 2008 г. законода-

тельно введен механизм их индексации. Ранее эти пособия индексировались от случая к случаю, без учета инфляции. Был проиндексирован и материнский капитал.

Начавшийся в 2008 г. кризис побудил правительство включить в антикризисные меры и меры поддержки семьям. Так, было разрешено использовать материнский (семейный) капитал в 2009 г., не дожидаясь 2010 г., на погашение ипотечных кредитов и погашение уже взятых ссуд на строительство или приобретение жилья. Материнский капитал, после двух индексаций в 2008 и 2009 гг. достиг величины в 312 тыс. рублей. Было разрешено уже в 2009 г. использовать 12 тыс. рублей из этой суммы на текущие нужды.

С 1 января 2009 г. размер стандарт -ного налогового вычета на каждого ребенка был увеличен с 600 до 1000 руб. При этом вырос не только размер вычета, но и предельная сумма, с достижением которой право на вычет пропадает — сразу с 40 до 280 тыс. рублей.

В 2010 г. были существенно увеличены максимальный размер пособия по беременности и родам — с 25 390 до 34 583 руб. в месяц (1/12 от 415 тыс. руб. — предельной величины базы для начисления страховых взносов в 2010 г.), а также максимально допустимая величина пособия по уходу за ребенком — до 13 833 руб. (415 000 руб./ /12 х 40%).

Размер индексации всех пособий на 2010 г. был определен в 10%. В таком же размере был проиндексирован и материнский (семейный) капитал. В качестве продолжения действия антикризисных мер было принято решение о продлении права на выплату в 12 тыс. руб. и на весь 2010 г., а также и на 2011 г. Возможностью досрочно-

го использования части материнского капитала воспользовались большинство семей, имеющих сертификат. В 2009-2010 гг. единовременную выплату в размере 12 тыс. руб. получили более 3 млн семей. На эти цели было использовано за 2 года 36,3 млрд. руб. Размер индексации всех пособий и материнского (семейного капитала) на 2011 г. был определен в 6,5%.

Несмотря на существенный рост пособий в последние 4 года, их размер остается относительно небольшим, подчеркнул В.В.Елизаров.

Что касается ежемесячных пособий на детей, то они с 2005 г. устанавливаются непосредственно в субъектах Российской Федерации, их размеры и условия назначения регулируются местным законодательством. Пособия назначаются только на детей в семьях с доходом ниже прожиточного минимума в регионе. Размеры пособий невелики. Так, в 2009-2010гг. в большинстве регионов пособие составляло 100-300 руб. (минимум — 70 руб., максимум — 1000 руб.), и лишь в 7 регионах — 300 и более рублей. При

этом прожиточный минимум детей в IV кв. составил 5709 руб. (в среднем за 2010 г. — 5489 рублей), т.е. в большинстве регионов пособие покрывало лишь 2-7 % от прожиточного минимума детей. На конец 2008 г. это пособие родители получали на 10,8 млн детей, на середину 2010 г. — на 10,2 млн детей, что составило около 40% от общего числа детей.

Несмотря на кажущуюся масштабность принятых в 2007—2010 гг. мер, как считает В.В. Елизаров, их явно недостаточно для того, чтобы молодые семьи могли принимать более свободные и ответственные решения о рождении детей. Анализ показывает, что даже удвоение расходов на поддержку семьи в 2007 г. (в сравнении с 2006 г.) и их индексация в 2008—2010 гг. оставляет этот показатель (в % к ВВП) на уровне в 1,5 раза меньшем, чем был в России в 1995 г. и в 3 раза меньшем, чем был в 1990—1991 гг. Вклад пособий в доходы семей по-прежнему незначителен.

По мнению В.В. Елизарова, той помощи, которая сегодня предостав-

Таблица

Расходы на выплату семейных и материнских пособий

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010* г. 2011** г.

Расходы на семейные и материнские пособия-

всего, млн. руб. (1995 г. - млрд. руб.) 57 811 120 828 178 786 225 475 260 000

из них:

по беременности и родам 19 109 29 410 44 222 57 039 60 854 63 247

при рождении ребенка 11 047 12 246 14 158 16 878 19 619 20 958

по уходу за ребенком до 1,5 года 7607 54 306 75 210 97 067 117 235 130 435

ежемесячное пособие на ребенка 19624 24 090 32 611 40 898 441 003***

доля семейных и материнских пособий, в процентах:

к ВВП 0,2 0,4 0,4 0,6

к объему денежных доходов населения 0,3 0,6 0,7 0,8

* Планируемые на 2010 г. расходы (Приложение 4 к Федеральному закону РФ от 28 ноября 2009 г. № 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг.».

** Планируемые на 2011 г. расходы (Приложение 3 к Федеральному закону РФ от 8 декабря 2010 г. № З34-Ф3 «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.». *** Оценка по неполным данным за 2010 г.

ляется семьям с детьми, недостаточно как для более полной реализации сложившихся установок на рождение второго и последующих детей, так и для стимулирования рождаемости, изменения системы ценностей, повышения престижа семьи с несколькими детьми.

Рождение ребенка для большинства молодых семей ведет к резкому снижению уровня жизни. В особенно трудной ситуации находятся семьи, в которых мать получает пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, а также семьи с детьми дошкольного возраста с одним работником. Из-за огромного дефицита мест в дошкольных учреждениях и невозможности обеспечить качественный и недорогой уход за детьми многие матери не могут приступить к работе после окончания отпуска по уходу за ребенком до полутора лет.

Концепцией демографической политики России на период до 2025 г. предусмотрено, что на 3-ем этапе (2016 —2025 гг.) «в связи со значительным уменьшением к началу третьего этапа численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка».

По мнению В.В. Елизарова, развивая и совершенствуя демографическую политику на федеральном и региональном уровне, нам надо успеть подготовиться за 3—4 года к качественному улучшению политики за пределами 2012—2014 гг., не ограничиваясь только индексацией пособий. Если мы это не сделаем, то нас будет ожидать еще один спад рождаемости, более глубокий, чем в конце 1990-х. Прежде всего необходима внятно сформулированная

система государственных социальных гарантий, в особенности для молодых семей. Родить детей, получить более-менее нормальное пособие на полтора года еще можно, а что потом?

В России закончился первый этап реализации «Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г.» (2007—2010 гг.). В феврале 2011 г. на заседании Президиума Правительства был рассмотрен план мер на второй этап (2011—2015 гг.).

Выступая на заседании Президиума Правительства Российской Федерации 1 марта 2010 г., В.В.Путин подчеркнул: «Мы должны использовать все возможности, чтобы закрепить позитивные демографические тенденции, поддержать семьи с детьми. Здесь важны все аспекты — и создание рабочих мест, и гибкая налоговая политика, и решение жилищных проблем, и развитие систем здравоохранения и образования».

Однако планируемые средства на решение демографических проблем и поддержку семьи не кажутся нам адекватными ситуации. При всей масштабности расходов на 2011—2015 гг., по оценкам В.В.Елизарова, расходы на поддержку семьи останутся на уровне менее 1% от ВВП.

Семьи с детьми должны иметь возможность формироваться и развиваться прежде всего за счет трудовых доходов. Пособия и другие формы поддержки семей с детьми должны играть вспомогательную роль, выравнивая стартовые условия в семьях с разным числом детей и разными доходами и возможностями. Вот почему важно привести планы увеличения минимального размера оплаты труда (МРОТ) в соответствие со ст. 2 Трудового кодекса РФ, предусматри-

вающей, что зарплата должна обеспечивать достойный уровень существования работника и его семьи. Если бы МРОТ достиг величины, равной сумме прожиточного минимума 1 взрослого и 1 ребенка, то на начало 2011 г. это должно было бы составлять более 12 тыс. руб., а не 4330 руб., как сегодня.

Для уменьшения явных экономических преимуществ бездетности и малодетности необходимо дополнить систему пособий системой увеличенных налоговых вычетов на детей — стандартных (уменьшение налога увеличит семейные ресурсы) и социальных (на образование и лечение). Увеличение налоговых вычетов, о котором шла речь в Президентском послании, безусловно, шаг вперед. Однако на первого ребенка вычет не изменится, на второго — увеличится с 1 тыс. руб. до 1,4 тыс., и лишь начиная с третьего ребенка стандартный налоговый вычет составит 3 тыс. руб. (т.е. будет возвращать в семью 390 руб. каждому из работающих родителей, если они оформят право на налоговые скидки). По мнению В.В. Елизарова, при всей привлекательности дифференцированных по числу детей мер в дальнейшем нужно стремиться к увеличению стандартного нал ого -вого вычета для всех детей (а не только для третьих и последующих) до величины прожиточного минимума детей (5709 руб. в месяц в IV квартале 2010 г.).

На конференции обсуждались проблемы здоровья населения, в том числе проблемы формирования здорового образа жизни. Эти проблемы наиболее полно были представлены в выступлении Е.Б. Ляминой (г. Москва). Опросы населения России показывают, что для подавляющего

большинства (85%) взрослых людей хорошее здоровье является одной из наиболее актуальных базовых ценностей. Здоровье вместе с ценностью семьи занимает 1—2-е места среди других важнейших социальных ценностей — материального благополучия, хорошей работы, образования. Более 84% мужчин и женщин вполне осознают, что состояние их здоровья зависит прежде всего от них самих.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) при участии Минздравсоцразвития России и Росспорта в июне—июле 2008 г. провела социологическое обследование на тему «Влияние поведенческих факторов на состояние здоровья населения». В 24 субъектах Российской Федерации по квотной стратифицированной выборке было опрошено 2,2 тыс. человек в возрасте 15 лет и старше. Цель обследования состояла в изучении мнений респондентов о состоянии их здоровья, отношении к здоровью как ценности, занятиях физической культурой, спортом и туризмом, культуре питания, распространенности вредных привычек, обращаемости к врачам и т.д.

Признавая важность здорового образа жизни, большинство опрошенных взрослых людей все же пренебрегают возможностями сохранения здоровья и рисками его потери: не соблюдают режим питания, не занимаются утренней гимнастикой, регулярно курят, употребляют алкогольные напитки.

Респонденты высказывают положительное отношение к занятиям физической культурой и спортом: 78% отмечают важность физических упражнений для укрепления здоровья, 49% — их полезность для сохранения физической формы и фигуры, 33% —

для поддержания работоспособности, 21% — для увеличения продолжительности жизни и т.д. Однако у большинства респондентов эти оценки расходятся с реальным стилем повседневной жизни. Утренней гимнастикой занимаются лишь 20% мужчин и женщин, производственной гимнастикой в течение рабочего дня — 6%, физической культурой и спортом — 19%. В основном это занятия плаванием, оздоровительный бег, спортивные игры, лыжные прогулки, неорганизованный туризм. В случаях недомоганий обращается к врачу 56% населения, остальные нечего не предпринимают или предпочитают лечиться самостоятельно, применяя лекарства и «народные» средства. Доля тех, кто в повседневной жизни действительно бережет свое здоровье, не превышает 25% населения.

В этой связи профилактическая составляющая здравоохранения становится все более актуальной, подчеркнула Е.Б. Лямина.

Статистически подтверждена эффективность проводимых с 2005 г. профилактических осмотров (дополнительной диспансеризации, углубленных медицинских осмотров) населения. Дополнительную диспансеризацию работающего населения в течение 2010 г. прошли более 3 млн человек. Из них практически здоровыми признано 24% осмотренных; выявлено 17% лиц с факторами риска развития заболеваний; 58% нуждаются в дополнительном обследовании в амбулаторно-поликлинических условиях; 1,5% — в дополнительном обследовании и лечении в стационаре.

С 2011 г. программа диспансеризации будет расширена за счет дополнительных скрининговых исследований на риск развития сердечно-сосудис-

тых заболеваний. С 2013 г. планируется проведение дополнительной диспансеризации всего населения.

В рамках Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г. будут осуществляться меры, включающие разработку информационных и обучающих программ для различных возрастных групп и слоев населения; обеспечение широкой доступности лечебно-профилактических программ; совершенствование организации оказания медицинской наркологической помощи лицам, злоупотребляющим алкогольной продукцией и больным алкоголизмом; развитие сети реабилитационных и психологических центров по профилактике алкоголизма и наркомании; подготовку специалистов-психологов для работы с населением, в частности с молодежью и подростками.

Реализация Национальной стратегии по борьбе против табака до 2014 г. позволит проводить эффективную ценовую и налоговую политику в отношении табачной продукции на территории единого экономического пространства Таможенного союза; осуществлять необходимые запретительные меры в области рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табака, курения табака на отдельных территориях и объектах; совершенствовать организацию помощи по преодолению табачной зависимости.

Важнейшей составляющей здорового образа жизни является качественное питание. Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения РФ на период до 2020 г. предус-

матривают решение широкого круга проблем, связанного с продовольственным обеспечением населения, внедрением новых подходов к регулированию производства и реализации пищевой продукции, организацией питания в учреждениях здравоохранения, социального обслуживания, детских дошкольных учреждениях и школах, пропагандой навыков здорового питания и т.д.

В соответствии с Программой разработки технических регламентов в 2010 г. утвержден ряд документов, призванных обеспечить безопасность питьевой воды, пищевых продуктов, в частности продуктов детского питания и пищевых добавок.

В настоящее время в стране реализуется комплекс мер по реорганизации системы школьного питания на основе современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов. В субъектах Российской Федерации проводится строительство, ремонт и реконструкция школьных пищеблоков, оснащение их современным технологическим оборудованием и мебелью. По результатам опроса учащихся, улучшение качества школьного питания отмечают 89% детей.

В соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы здоровья включены в федеральные государственные образовательные стандарты и примерные программы обще-

го образования по учебным предметам «Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура». В рамках тематических разделов, связанных с профилактикой табакокурения, алкоголизма, наркомании изучается влияние табака, алкоголя, наркотиков на репродуктивное здоровье человека и здоровье его потомства.

В настоящее время ведется разработка образовательных стандартов нового поколения для основного и полного уровней общего образования. В примерные образовательные программы по соответствующим учебным предметам включены тематические разделы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, доработанные с учетом современных тенденций.

Есть основания надеяться, что молодое поколение будет ориентироваться на лучшие модели поведения и высокие жизненные стандарты.

Галецкая Раиса Анатольевна,

кандидатэкономическихнаук, ведущий научный сотрудникИнститута народнохозяйственного прогнозирования РАН;

Галецкая Оксана Юрьевна,

младший научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.