Научная статья на тему 'О конституционной обязанности по получению основного общего образования'

О конституционной обязанности по получению основного общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / BASIC GENERAL EDUCATION / КРИЗИС СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ / CRISIS OF SECONDARY SCHOOL / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF GENERAL EDUCATION / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ШКОЛ / COMPUTERIZATION OF SCHOOL / УЧИТЕЛЬ / TEACHER / УЧЕНИК / PUPIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цалиев Александр Михайлович, Хаматова Светлана Хазбиевна

В статье анализируются и конкретизируются положения конституционной обязанности по получению основного общего образования. Рассматриваются проблемы и перспективы реализации некоторых направлений реформы общего образования, а также вопросы совершенствования государственной политики в области модернизации общего образования в целях устойчивого развития страны. Предлагаются конкретные возможные пути повышения качества основного общего образования. Обращается внимание на значимость статуса школьного учителя как ключевой фигуры системы среднего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE CONSTITUTIONAL DUTY OF RECEIVING A BASIC GENERAL EDUCATION

The article analyzes and specifies the regulations of the constitutional duty to receive a basic general education. It considers the problems and perspectives of some areas of the reform of general education, as well as the issues of improving of the state policy in the field of the modernization of general education for sustainable development of the country. It proposes concrete possible ways to improve the quality of basic general education. It draws attention to the importance of the status of a school teacher as a key figure in the secondary education system.

Текст научной работы на тему «О конституционной обязанности по получению основного общего образования»

2. Federal'niy zakon ot 26 dekabrya 2008 g. № 294-FZ (s izm. i dop.) «O zaschite prav yuridicheskih lits i individual'nyh predprinimateley pri osuschestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i municipal'nogo kontrolya» // www.pravo.gov.ru.

3. Konstituciya Rossiyskoy Federacii ot 12 dekabrya 1993 goda (s izm. i dop.) // www.pravo.gov.ru.

4. Ukaz Prezidenta RF ot 09.03.2004 № 314 (s izm. i dop.) "O sisteme i strukture federal'nyh organov ispolnitel'noy vlasti" // Sobranie zakonodatel'stva RF, № 11, 15.03.2004.

5. Proekt federal'nogo zakona «O gosudarstvennom i municipal'nom kontrole i nadzore v Rossiyskoy Federacii» www.pravo.gov.ru.

УДК 37.014.1

О КОНСТИТУЦИОННОЙ ОБЯЗАННОСТИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цалиев доктор юридических наук, профессор,

Александр Михайлович Председатель Конституционного Суда

Республики Северная Осетия-Алания, заведующий кафедрой конституционного права, Северо-Кавказский горно-металлургический институт (Государственный технологический университет), Заслуженный юрист РФ, член Президиума Совета судей РФ

(362021, Россия, РСО-Алания, г. Владикавказ,

ул. Николаева, 44).

E-mail: constsudalania@mail.ru

Хаматова кандидат юридических наук, доцент,

Светлана Хазбиевна доцент кафедры конституционного права,

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (Государственный технологический университет) (362021, Россия, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Николаева, 44). E-mail: khamatova.s@yandex.ru

Аннотация

В статье анализируются и конкретизируются положения конституционной обязанности по получению основного общего образования. Рассматриваются проблемы и перспективы реализации некоторых направлений реформы общего образования, а также вопросы совершенствования государственной политики в области модернизации общего образования в целях устойчивого развития страны. Предлагаются конкретные возможные пути повышения качества основного общего образования. Обращается внимание на значимость статуса школьного учителя как ключевой фигуры системы среднего образования.

Ключевые слова: Конституция РФ, основное общее образование, кризис средней школы, модернизация общего образования, компьютеризация школ, учитель, ученик.

Конституция Российской Федерации, предоставляя каждому гражданину право на образование, возлагает на него обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обя-

занность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4. ст. 43). Право на образование закреплено также в важнейших международно-правовых актах. Так, в ст. 13 Международного пакта об экономических,

социальных и культурных правах 1966 г. говорится, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и осознание ее достоинства, оно должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.

Система образования входит в число важнейших подсистем общества, обеспечивающих сохранение и накопление человеческого капитала. В силу того, что человеческий капитал оказывает все большее воздействие на конкурентоспособность страны, роль образования в современном обществе неуклонно возрастает. Можно говорить о том, что уже в ближайшее время конкурентоспособность стран на мировой арене будет в первую очередь определяться конкурентоспособностью их систем образования [1, с. 3].

Среднее образование - это минимальный уровень навыков и знаний, необходимых для жизни в современном обществе. Сегодня в развитых странах среднее образование (общее или профессиональное) обязательно для всех граждан, обеспечиваются бесплатность и равный доступ к среднему образованию. Контроль и обеспечение качества среднего образования в каждой стране осуществляются государственными структурами, это одно из важнейших направлений во внутренней политике. В настоящее время существуют общие требования для того, чтобы качество национального среднего образования было признано на международном уровне: это касается продолжительности обучения в школе, перечня обязательных дисциплин, государственных экзаменов. Межгосударственные организации регулярно проводят сравнительные исследования качества среднего образования в разных странах. По результатам таких исследований каждое государство может вносить нужные коррективы в национальные школьные программы для улучшения их качества.

Среди множества существующих рейтингов PISA (Programme for International Student Assessment) - самый весомый и уважаемый мониторинг оценки качества образо-

вания в школе. Он организуется и проводится с 2000 г. раз в три года. Цель данного мониторинга - оценка способности применять в реальной жизни знания, полученные в средней школе. Объект исследования - образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. В каждой стране в мониторинге принимает участие 2 % от общего числа 15-летних граждан. С момента появления PISA в 2000 г. было проведено четыре мониторинговых исследования. Изначально в нем приняли участие 32 страны, к 2009 г. численность участников возросло до 65. Во всех исследованиях Россия находилась в 4-й десятке, показывая результаты существенно ниже среднего уровня. При этом каждый раз итоговый результат был хуже предыдущего: в 2000 г.- 467 баллов, в 2003 - 466, в 2006 -465, в 2009 - 459 (т.е. 41 место из 65) [2].

В настоящее время считается, что доступность школьного образования в нашей стране обеспечивается повсеместно. На деле это не так. По информации Минобрнауки России в настоящее время 6000 здоровых детей школьного возраста не посещают школу [3, с. 207]. По оценкам экспертов этот показатель значительно выше. На Пятом съезде детских омбудсменов России П. Астахов озвучил официальную статистику: в РФ не имеют начального общего образования порядка 37 тысяч детей, более 22,5 тысячи детей неграмотны [4]. Одной из причин этого является то, что средства, ежегодно выделяемые из государственного бюджета на образование, невелики — около 4% ВВП (для сравнения, в СССР образование получало не меньше 10 % ВВП) [5]. Кроме того, сейчас в стране не обеспечивается равенства доступа к качественному образованию. К тому же, по мнению специалистов, существуют достаточно серьезные различия в уровне финансирования общего образования по регионам Российской Федерации и муниципалитетам. Официально с учетом бюджетной обеспеченности субъектов РФ указанные различия составляют 2,7 раза, но фактически они могут быть значительно больше, в том числе в пределах одного региона [1, с. 10]. Все эти показатели красноречиво характеризуют действие данной конституционной нормы на практике.

Общеизвестно, что в целом образование в дореволюционной России по сравнению с другими государствами намного отставало. Так, в 1913 г. количество учащихся на одну тысячу человек составляло: в США -201 человек, в Англии - 182 человека, в России - 56 человек [6, с. 172]. Об отсталости народного образования в России не раз писали представители педагогической науки Российской империи. Так, профессор, специалист в вопросах теоретической и практической педагогики П.Ф. Каптерев в 1913 г. отмечал: "Одна из тяжких язв современной России — недостаток образования. Этой болезнью Россия страдает давно, широко образованным государством она никогда не была". В это время омским учителем М.А. Герасимовым были сказаны замечательные слова, воспринимаемые как призыв: "Не хотите быть нищими, стройте школы! Не хотите строить школы, стройте тюрьмы" [7]. Неслучайно большевики начинали реформы в послереволюционной России с программ всеобщей ликвидации неграмотности. Именно тогда В.И. Ленин поднял статус учителя на недосягаемую высоту.

Наследство, которое мы получили в сфере образования, в целом было весьма добротным - особенно если учесть, что российская школа пережила за один век два революционных обрушения (1917 г. и 1991 г.). Тем не менее она сохранила относительную дееспособность и ядро традиций. По уровню образования СССР долгое время занимал в мире одно из ведущих мест. Не зря Президент США Д. Кеннеди признавал, что СССР одержал победу в космической гонке благодаря системе образования. Основой такого успеха являлись не только дарованное Конституцией право и фактическая возможность получения бесплатного общего и профессионального образования, но и организация учебного процесса, где главными составляющими стали непосредственный контакт учителя и ученика, единство теории и практики [8]. К сожалению, в последние два десятилетия советская школа — основа нашей космической и ядерной элиты — целенаправленно уничтожалась. Как правильно отмечается в печати, непродуманные перемены, в том числе под лозунгами модернизационных процессов и реформ, могут вступить в про-

тиворечие с национально-историческими традициями в области образования, привести к утрате достигнутого [9, с.7]. Еще резче по данному вопросу высказался В. Соловьев. По его мнению, с которым согласны большинство специалистов, «принципиальное изменение в российской системе образования -переход на Болонскую систему - показало лишь одно: это ведет к гибели российского образования. Качество поступающих в вузы упало. Качество выходящих из вузов ужасающе. Можно сказать, что мы разрушили великую российско-советскую школу» [10].

На наш взгляд, крайне необходимо при проведении современных реформ в области образования сохранить то рациональное зерно, которое составляло основу социальных и глубоких гуманистических ценностей советской школы. Сегодня проблема не только и даже не столько в том, чтобы строить школы, сколько в том, какие школы строить, и дискуссия о проблемах общего среднего образования является исключительно своевременной. В числе основных проблем среднего образования называются недофинансирование, истощение основных фондов, небольшие зарплаты учителей. Однако наш личный педагогический опыт работы в вузах заставляет задуматься над еще более острой проблемой — кризисом средней школы как общественного института.

Многие специалисты в области школьного образования задаются сегодня вопросом: что является причиной, а что - следствием: кризис общества или кризис средней школы? Следует согласиться с тем, что модернизация социальной среды, которая происходит сейчас, требует капитальной реконструкции тех базовых систем социализации, которые определяют облик современного общества. И главное - это система образования. Очевидно, что прежде всего нуждается в качественном обновлении система среднего школьного образования хотя бы потому, что она была создана во времена, отстоящих от нас весьма далеко, и отвечает во многом иным вызовам и условиям. Кроме того, реформы среднего образования не всегда и не во всем были удачными. Поэтому сегодня, к сожалению, приходится констатировать, что средняя школа не справляется с задачей обеспечения массового качественного обра-

зования и воспитания; а высшая школа, как следствие существующих проблем в средней школе - с производством востребованных категорий профессионалов для устойчивого развития общества в целом.

В кризисные моменты по-настоящему работает только верно выбранная стратегия, умная тактика, которая корректируется по ходу реализации стратегии, и всё решают кадры, способные это сделать. Известный лозунг И.В. Сталина «кадры решают все»

[11], по сути, остается востребованным. Сказанная в совершенно другое время и при совершенно других политических и социально-экономических обстоятельствах, данная фраза до сих пор имеет актуальное и совершенно конкретное значение. Современные управленческие кадры разрабатывают эти самые реформы в сфере образования, результаты которых некоторые так хвалят, другие кадры их реализуют, и кадры же чувствуют на себе последствия этих реформ. Ведь неслучайно, согласно опросу ВЦИОМ, у главы Минобр-науки РФ Д. Ливанова самый низкий уровень одобрения среди министров РФ - 2,94 %

[12]. Сегодня возглавляемое им министерство предлагает новую масштабную Программу модернизации общего образования с 2016 г. Этот проект, в частности, будет предусматривать поддержку регионов для перехода на новые образовательные стандарты, а также создание около 2,5 миллиона новых мест в школах к 2021 г. [13]. В программу также включено масштабное переоснащение школ и повышение квалификации учителей. Чтобы у преподавателей был стимул работать, продолжен рост их доходов. А поскольку задачей 2015 г. является подготовка к запуску данной программы, хотелось бы подробнее остановиться на некоторых вопросах и прежде всего обратить внимание на значимость статуса школьного учителя как ключевой фигуры системы среднего образования.

Специалисты бьют тревогу по поводу ситуации с учительскими кадрами, при этом сделанные выводы крайне серьезны: «Падает качество педагогического корпуса. Доля учителей пенсионного возраста за 2002 - 2010 гг. выросла с 11 до 18 %. Поскольку уровень пенсий крайне низок, педагоги стремятся ра-

ботать в школе до „последнего дня". В результате доля педагогов младше 30 лет составляет лишь 13 %. Значительная часть молодых учителей не закрепляются в системе образования. При этом даже эти молодые учителя рекрутируются через двойной негативный отбор (педагогические вузы привлекают в целом слабых абитуриентов, и лишь самые слабые из них идут работать в школу)» [14]. Например, в РСО-Алания 30 % учителей - это преподаватели пенсионного возраста [15].

Общеизвестно, что в СССР авторитет школьного учителя был настолько высок и непререкаем, что к его мнению обязательно прислушивались, с ним советовались, он был вхож в любой дом. В последние десятилетия отношение к школьному учителю резко изменилось в худшую сторону. На наш взгляд, авторитет учителя - это в первую очередь забота самого педагога, а повышение престижа профессии в целом - несомненно, задача государства. Проводимая Минобрнауки политика в сфере образования не могла не привести к негативным результатам в масштабах страны. Ситуация резко ухудшилась в начале 90-х, после распада СССР, в результате тотального грабежа народа, когда учительство было поставлено на грань выживания. Негативный отбор в педвузы привел к значительному падению как профессионального уровня основной массы учителей, так и их отношению к своей работе. Поэтому сегодня совсем не случайно попадание многих педагогических вузов в резонансный "список неэффективных вузов".

Часто приходится слышать рассуждения о том, что современные дети не хотят учиться, но зачастую ни их, ни учителей нельзя в этом винить. Ведь учитель с его мелом, доской и указкой - это «каменный век» по сравнению с такими мощными технологиями «обработки мозгов», как телевидение и интернет. Сознание подростков буквально «забито» телевизионными образами, а «холодную войну» со школой сегодня выигрывает интернет (если рассматривать его как символ всей медиаимперии). Каким бы талантливым и профессиональным не был учитель, он не может соперничать с ярким и интересным для ребенка миром, на службе у

которого передовые информационные технологии. Однако, на наш взгляд, при подобных рассуждениях, изначально сравниваются несопоставимые вещи - учеба и развлечение. И это уже идеология общества потребления, которое нам пытаются упорно навязать, устраивая колоссальное «реалити-шоу» для наших детей, когда происходит чудовищная подмена истинных общечеловеческих понятий и ценностей.

Логика, которой руководствуется Министерство образования и науки РФ при разработке современных программ модернизации школы вполне понятна. Наверняка, первое, что приходит в голову очень многим для решения проблемы, - необходимо оснастить школу этими самыми передовыми технологиями. Но что это значит на практике? Это значит - компьютер в каждом классе и почти на всех предметах. Но, во-первых, это несовместимо с понятием здоровьесбережения детей. Во-вторых, достаточно дорого. В-третьих, такое радикально технологическое решение противоречит самой концепции школы в том виде, в каком она существует [16]. И вот здесь, на наш взгляд, кроется ключ к пониманию проблемы кризиса средней школы.

По нашему глубокому убеждению, подход, направленный на тотальную компьютеризацию школы и внедрение повсеместных тестовых систем, является ошибочным и тупиковым. Бесспорно, процесс образования должен вызывать интерес у ребенка. Однако детям идет изначально в корне неверный посыл, поскольку у современного ребенка с детства воспитывается убеждение, что учитель должен его развлекать, а учеба - это подобие «развлекаловки». На наш взгляд, ребенка необходимо с детства настраивать на то, что учеба - это не развлечение, а труд, который одним дается сравнительно легко, а большинству - с определенными нагрузками, умственными и физическими. И учитель, который помогает ребенку в этой работе, призван не развлекать детей, а обучать и воспитывать. И это совершенно определенный и другой подход к образованию и к образовательной философии в целом.

Как здесь не вспомнить педагогическое наследие А. С. Макаренко! А ведь он возглавлял не школу и не детский дом, а коло-

нию малолетних преступников, которая воспитывала и выпускала практически готовых специалистов рабочих профессий. Бывшие малолетние преступники впоследствии становились востребованными обществом инженерами, преподавателями, врачами.

Бесспорно, в век современных технологий никто не против компьютеризации школы. Но все должно быть в меру. В данном случае задача учителя - превратить компьютер в бесценного помощника получения дополнительных знаний и навыков. Однако ни один компьютер не заставит ребенка выучить наизусть таблицу умножения, никакой iPad не научит грамотно писать и т.д. В недалеком прошлом учителя без компьютеров, интерактивных досок и прочего, в лучшем случае с помощью цветных мелков давали исчерпывающие знания по своим предметам, вызывали и воспитывали неподдельный интерес к учебе вообще. Педагоги учили получать знания. Сейчас же, при наличии доступа к передовым информационным технологиям, приходится наблюдать, что для многих наших студентов - вчерашних школьников, которые сдали ЕГЭ, например, пересказать только что прочитанную страницу - это практически невыполнимая задача; воспроизвести наизусть полностью любое стихотворение из школьной программы под силу лишь единицам. Мы не говорим уже об уровне элементарной грамотности среди молодых людей: шутки по этому поводу давно кормят наших известных сатириков. К счастью, проблемы с уровнем грамотности и знанием русского языка среди молодежи уже признаются и рассматриваются на государственном уровне. Так, спикер Совета Федерации В. Матвиенко предложила разработать систему мер стратегического характера в области сохранения и поддержки русского языка и выступила за формирование государственной политики в этой сфере [17].

Рассматривая вопрос практической реализации конституционной нормы об обязательном получении основного общего образования с точки зрения эффективности среднего образования, нельзя не обратить внимание на проблему перегруженности учебных программ. Мир усложняется и предъявляет все больше требований к современному гражданину. Естественно, в школьной про-

грамме появляются новые дисциплины, теоретический и фактологический материал во многих учебниках усложняется и возрастает, возрастают и требования к ребенку. Однако физиологические способности детей не увеличиваются. Серьезные опасения вызывает и их здоровье. И большинство школьных учителей и родителей подтвердят, что это противоречие является серьезной проблемой. Отрадно в связи с этим, что Минобрнауки РФ намерено повысить требования к школьным учебникам и продолжить сокращение их количества. Мир будет еще больше усложняться, а ребенок будет оставаться все тем же. И опять же, помимо компьютеров и передовых технологий, ему все так же будут необходимы живое человеческое участие и тепло, поддержка и добрые наставления учителя.

Эту же мысль в разных формах высказывали и великие педагоги прошлого. Так, согласно решению ЮНЕСКО 1988 года А.С. Макаренко признан одним из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ в. (наряду с Дж. Дьюи, Мон-тессори и Кершенштейнером). Например, педагогическая теория Дьюи - инструментализм - основана на прагматической философии, согласно которой главный критерий -польза для человека. Он считал, что образование не должно превращаться в накопление знаний, многие из которых ребёнку в жизни никогда не пригодятся. Учить нужно лишь тому, от чего будет польза человеку и обществу, в котором будет жить и трудиться этот человек. Рабочему не требуется столько знаний, как учёному, инженеру-конструктору или управляющему производством, но все они должны быть в равной степени патриотами, законопослушными гражданами, способными к добрым поступкам [18].

В контексте современной гуманистической парадигмы важнейшей целью функционирования образовательных систем является подготовка носителей социальных функций, способных как к самореализации, так и обеспечению интересов общества и государства. В связи с этим целью современного общего образования должно являться создание таких условий, которые способны обеспечить раскрытие индивидуального творческого потен-

циала обучающихся, формирование и воспитание личности, ценности которой отвечают жизненным потребностям нового времени.

Действие в полной мере на практике конституционной нормы об обязательном получении основного общего образования, улучшение структурных и качественных характеристик национальной системы общего образования сегодня является стратегическим приоритетом государства. Учет особенностей среднего образования, многоплановость стоящих перед этой сферой задач в современном обществе, убеждают в необходимости государственной поддержки и регулирования системы образования и просвещения. Однако проводимый в стране с завидным упорством курс на постепенное устранение государства из этой сферы, возрастающая опора на рыночные механизмы, вследствие чего происходит усиление коммерциализации образования, оставляет мало шансов на улучшение его качества. Поэтому формирование качественной системы общего образования в стране требует восстановления нормального ресурсного обеспечения отрасли на основе сбалансированного сочетания прямых бюджетных вложений, и продуманных схем привлечения дополнительных источников финансирования.

Таким образом, проблемы реализации конституционной обязанности по получению основного общего образования должны решаться не только на уровне собственно образовательной системы, но и на общегосударственном уровне, то есть управление образованием должно быть компонентом крупных правительственных программ, охватывающих все сферы общественной жизни. И здесь, на наш взгляд, государство должно в полной мере использовать весь доступный ему инструментарий регулирования и поддержки этой сферы. Система образования станет эффективной только тогда, когда применение современных образовательных технологий, инновационных методов преподавания и обучения, разработка новых экономических механизмов, становление соответствующих организационных структур и форм будут осуществляться в единстве и постоянном взаимодействии, следуя логике основной концепции средней школы. Только на

этой основе можно постепенно скорректировать сложившуюся траекторию социально-экономического развития, обеспечить поступательное развитие экономики и общества.

Необходимо признать, что главная задача современной средней школы — научить ребенка учиться, то есть самостоятельно добывать и усваивать необходимые знания и уметь обрабатывать информацию. И, по нашему глубокому убеждению, ключевой фигурой при этом должен быть школьный учитель. Качество общего образования зависит прежде всего от взаимного интереса учителей и школьников, создания такого процесса обучения, когда единолично властвует сила познания. Преподаватель должен выступать в качестве активного инициатора не только передачи знаний детям, но и их осмысления. Поэтому мы предлагаем скорректировать курс реформы, перераспределить усилия, в том числе финансовые ресурсы, выделяемые на программу модернизации общего образования, в пользу отечественного учительства. А именно — речь идет не только о реальном [18] повышении зарплат школьных учителей, хотя это, бесспорно, важный элемент, но и прежде всего о повышении престижа и привлекательности профессии педагога как таковой. Для этого необходимо сбалансировать государственную политику, повысить эффективность нормативно-правового регулирования и практики применения российского законодательства в сфере образования с тем, чтобы стимулировать рост числа абитуриентов в педагогических вузах, а также реально заинтересовать молодых специалистов, которые приходят на работу в школы и детские сады. Важным элементом роста качества кадрового корпуса должна стать модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования.

В средней школе не только закладывается фундамент базовых знаний и навыков ребенка, но и формируются необходимые личностные качества: самостоятельность, креативность, ответственность, а также система нравственных норм и мотиваций. Необходимо усилить воспитательную составляющую образовательного процесса в средней школе, значительно повысить социальный и культурный потенциал детей, у ко-

торых по разным причинам нет условий для нормального развития в семье. Особое внимание необходимо уделить развитию и преподаванию русского языка как языка общенационального единения и консолидации общества.

В настоящее время уяснение природы, нормативного содержания и путей реализации конституционной обязанности по получению качественного основного общего образования имеет все увеличивающееся теоретическое и практическое значение. От успешного разрешения существующих в данной области проблем, эффективного проведения реформ в сфере образования зависит не только выживание школы, но и всего общества в целом. Ибо без эффективной средней школы современное российское общество не сможет не только устойчиво развиваться, но и просто воспроизводить интеллектуальный потенциал в новых поколениях.

Литература и комментарии

1. Клячко Т.Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения. М., 2013.

2. Мониторинг оценки качества образования в школе PISA. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.education-medelle.com/articles/monitoring-otcenki-kachestva-obrazovaniya-v-schkole-pisa.html.

3. Образование в Российской Федерации 2012: Сборник статей. М., 2012.

4. Беспризорных детей в России больше чем детдомовских // Интернет-портал Newsland. 26 апреля 2013 года.

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.km.ru/v-rossii/2012/07/26/obrazovanie-v-rossii/rossiya-tratit-na-obrazovanie-vdvoe-menshe-neobkhodimogo.

6. История России в контексте мировых цивилизаций. Курс лекций / Под ред. ВВ. Рябова, А.И. Токарева, ВВ. Кириллова. М., 2000.

7. [Электронный ресурс] — Режим досту-сту-

па:http://www.iie.kz/magazine/5/1.jsp.

8. Цалиев А.М. О совершенствовании юридического образования с учетом

конкретно-исторических условий. // Вестник Конституционного суда Республики Северная Осетия - Алания. Владикавказ, 2015.

9. Бондарь Н.С. Современные ориентиры российского юридического образования: национальные традиции или космополитические иллюзии? // Юридическое образование и наука. 2013. № 1.

10. Соловьев В. Пять событий недели // Российская газета. 2013. 14 - 19 июня.

11. «Кадры решают всё». Из речи Генерального секретаря ВКП(б) И. В. Сталина (1878 - 1953), с которой он выступил 4 мая 1935 г. в Кремлевском дворце Съездов перед выпускниками военных академий.

12. Сквозь вузкие места // Российская газета. 13 ноября 2014 г.

13. Выступление Министра образования и науки РФ Д. Ливанова в Государственной Думе РФ // Российская газета. 2014 г. 13 ноября.

14. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года «Стратегия 2020: Новая модель

роста — новая социальная политика». Глава 11. Новая школа: http://2020strategy.ru /documents/ 32 710 234.html.

15. Выступление Министра образования и науки РСО-Алания А. Огоева на заседании коллегии по итогам работы Минобрнауки РСО-Алания в 2014 году // Информационный портал «15-й регион». 10 февраля 2015.

16. Как известно, создателем концепции современной школы был Ян Амос Коменский. Парадигма Коменского зиждется на двух столпах: это классно-урочная система и представление о том, что главная задача учителя - быть источником знаний и воспитывать определенные личностные качества.

17. Выступление спикера Совета Федерации В.Матвиенко на совместном заседании Госсовета и Совета по культуре и искусству // Российская газета. 24 декабря 2014 г.

18. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://si-sv.com/board/15-1-0-89.

19. Повышение заработных плат учителей зачастую происходит за счет существенного увеличения нагрузки.

Tsaliev Alexander Mikhailovich, Doctor of law, professor, President of the Constitutional Court of the Republic of North Ossetia-Alania, Head of the Department of Constitutional LawNorth Caucasus Mining and Metallurgical Institute(State Technological University), Honored Jurist of the Russian Federation,member of the Presidium of the Council of Judges (44, Nikolaeva st., Vladikavkaz, 362021, RSO-Alaniya, Russian Federation).

E-mail: constsudalania@mail.ru

Khamatova Svetlana Khazbievna, Candidate of judicial science, associate professor, associate professor of constitutional law of North Caucasus Mining and Metallurgical Institute (State Technological University) (44, Nikolaeva st., Vladikavkaz, 362021, RSO-Alaniya, Russian Federation).

E-mail: khamatova.s@yandex.ru

ABOUT THE CONSTITUTIONAL DUTY OF RECEIVING A BASIC GENERAL EDUCATION

Abstract

The article analyzes and specifies the regulations of the constitutional duty to receive a basic general education. It considers the problems and perspectives of some areas of the reform of general education, as well as the issues of improving of the state policy in the field of the moderni-

zation of general education for sustainable development of the country. It proposes concrete possible ways to improve the quality of basic general education. It draws attention to the importance of the status of a school teacher as a key figure in the secondary education system.

Key words: Constitution of the Russian Federation, basic general education, crisis of secondary school, modernization of general education, computerization of school; teacher, pupil.

References

1. Klyachko T.L. Obrazovanie v Rossii: osnovnye problemy i vozmozhnye resheniya. M., 2013.

2. Monitoring ocenki kachestva obrazovaniya v shkole PISA. [Elektronniy resurs]. - Rezhim dostupa:http://www.education-medelle.com/articles/monitoring-otcenki-kachestva-obrazovaniya-v-schkole-pisa.html.

3. Obrazovanie v Rossiyskoy Federacii 2012: Sbornik statey. M., 2012.

4. Besprizornyh detey v Rossii bol'she chem detdomovskih // Internet-portal Newsland. 26 aprelya 2013 goda.

5. [Elektronniy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.km.ru/v-rossii/2012/07/26/obrazovanie-v-rossii/rossiya-tratit-na-obrazovanie-vdvoe-menshe-neobkhodimogo.

6. Istoriya Rossii v kontekste mirovyh civilizatsiy. Kurs lekciy / Pod red. V.V. Ryabova, A.I. Tokareva, V.V. Kirillova. M., 2000.

7. [Elektronniy resurs] - Rezhim dostupa:http://www.iie.kz/magazine/5/1.jsp.

8. Tsaliev A.M. O sovershenstvovanii yuridicheskogo obrazovaniya s uchetom konkretno-istoricheskih usloviy // Vestnik Konstitucionnogo suda Respubliki Severnaya Osetiya -Alaniya. Vladikavkaz, 2015.

9. Bondar' N.S. Sovremennye orientiry rossiyskogo yuridicheskogo obrazovaniya: nacion-al'nye tradicii ili kosmopoliticheskie illuzii? // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2013. № 1.

10. Soloviev V. Pyat' sobytiy nedeli // Rossiyskaya gazeta. 2013. 14 - 19 iyunya.

11. «Kadry reshayut vse». Iz rechi General'nogo sekretarya VKP(b) I. V. Stalina (1878 - 1953), s kotoroy on vystupil 4 maya 1935 g. v Kremlevskom dvorce Sjezdov pered vypusknikami voennyh akademiy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Skvoz' vuzkie mesta // Rossiyskaya gazeta. 13 noyabrya 2014 g.

13. Vystuplenie Ministra obrazovaniya i nauki RF D. Livanova v Gosudarstvennoy Dume RF // Rossiyskaya gazeta. 2014 g. 13 noyabrya.

14. Itogoviy doklad o rezul'tatah ekspertnoy raboty po aktual'nym problemam social'no-ekonomicheskoy strategii Rossii na period do 2020 goda «Strategiya 2020: Novaya model' rosta - novaya social'naya politika». Glava 11. Novaya shkola: http://2020strategy.ru documents/ 32 710 234.html.

15. Vystuplenie Ministra obrazovaniya i nauki RSO-Alaniya A. Ogoeva na zasedanii kollegii po itogam raboty Minobrnauki RSO-Alaniya v 2014 godu // Informacionniy portal «15-y region». 10 fevralya 2015.

16. Kak izvestno, sozdatelem koncepcii so-vremennoy shkoly byl Yan Amos Komenskiy. Paradigma Komenskogo zizhdetsya na dvuh stolpah: eto klassno-urochnaya sistema i pred-stavlenie o tom, chto glavnaya zadacha uchitelya - byt' istochnikom znaniy i vospityvat' opredelennye lichnostnye kachestva.

17. Vystuplenie spikera Soveta Federacii V.Matvienko na sovmestnom zasedanii Gossoveta i Soveta po kul'ture i iskusstvu // Rossiyskaya gazeta. 24 dekabrya 2014 g.

18. [Elektronniy resurs]. - Rezhim dostupa: http://si-sv.com/board/15-1-0-89.

19. Povyshenie zarabotnyh plat uchiteley zachastuyu proiskhodit za schet suschestvennogo uvelicheniya nagruzki

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.