Научная статья на тему 'Подготовка будущего учителя к работе в школе полного рабочего дня'

Подготовка будущего учителя к работе в школе полного рабочего дня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ШКОЛА ПОЛНОГО РАБОЧЕГО ДНЯ / МОТИВИРУЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО / ФАКУЛЬТЕТ СВОБОДНОГО РАЗВИТИЯ / ЛАБОРАТОРИЯ / СТУДИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ / FURTHER EDUCATION / INTEGRATION OF BASIC AND FURTHER EDUCATION / SCHOOL FULL-TIME / MOTIVATING SPACE / FACULTY OF FREE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огоева Анжела Лактемировна

Настоящая статья посвящена проблеме подготовки педагогических кадров к работе в школе полного рабочего дня в условиях интеграции основного и дополнительного образования. Данная модель подготовки зарекомендовала себя как эффективная за счет обеспечения как теоретической, так и практической готовности будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности в условиях образовательной организации данного типа. Помимо готовности к реализации программ основного образования данная категория специалистов сможет обеспечить качественную реализацию программ дополнительного образования во внеучебное время в школе полного рабочего дня. Формирование практических компетенции происходит на факультете свободного развития в творческих мастерских, лабораториях, студиях. Организационная особенность заключается в том, что большинство занятий проводятся в группах смешанного состава студенты и учащиеся школы «Диалог».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Огоева Анжела Лактемировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of future teachers to work in the school full-time

This article deals with the problem of teacher training for working at the school full-time in terms of integration of basic and further education. This way of training considered effective because it provides both theoretical and practical training of future teachers. Specialists will be able implement the program of basic education and further education outside of school hours in the school full-time. Practical competence is formed in creative workshops, laboratories and studios in the faculty of free development. Organizational feature is that the majority of studies carried out in mixed groups students and pupils of the school «Dialog».

Текст научной работы на тему «Подготовка будущего учителя к работе в школе полного рабочего дня»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/65PVN315.pdf DOI: 10.15862/65PVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/65PVN315)

УДК 378

Огоева Анжела Лактемировна

ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт»

Россия, г. Владикавказ1 Старший преподаватель кафедры педагогики E-mail: anzhela.ogoeva2010@yandex.ru

Подготовка будущего учителя к работе в школе полного рабочего дня

1 362045, РСО-Алания, Г. Владикавказ, ул. Павленко, дом 73

Аннотация. Настоящая статья посвящена проблеме подготовки педагогических кадров к работе в школе полного рабочего дня в условиях интеграции основного и дополнительного образования. Данная модель подготовки зарекомендовала себя как эффективная за счет обеспечения как теоретической, так и практической готовности будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности в условиях образовательной организации данного типа. Помимо готовности к реализации программ основного образования данная категория специалистов сможет обеспечить качественную реализацию программ дополнительного образования во внеучебное время в школе полного рабочего дня. Формирование практических компетенции происходит на факультете свободного развития в творческих мастерских, лабораториях, студиях. Организационная особенность заключается в том, что большинство занятий проводятся в группах смешанного состава - студенты и учащиеся школы «Диалог».

Ключевые слова: дополнительное образование; интеграция основного и дополнительного образования; школа полного рабочего дня; мотивирующее пространство; факультет свободного развития; лаборатория; студия; творческая мастерская.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Огоева А.Л. Подготовка будущего учителя к работе в школе полного рабочего дня // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/65PVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/65PVN315

Изменения, происходящие в современном педагогическом высшем образовании, связаны с необходимостью решения важнейших задач современной государственной политики направленной на подготовку духовно богатого поколения, способного к полноценной, самостоятельной и творческой самореализации в разных видах деятельности. Не потеряло своей актуальности сегодня выражение Диогена - пифагорейца: «Что составляет основу всякого государства? - Воспитание юношей» [5, С. 103]. Безусловно, именно качество населения определяет уровень развития государства. В условиях современных реалии, стране нужны высококвалифицированные, мобильные специалисты в различных областях, которые бы могли обеспечить экономическую и продовольственную безопасность страны. Многонациональная страна, занимающая одну шестую часть мира, обладающая значительными природными ресурсами, имеющая вековые культурные традиции, подарившая миру великих ученых, композиторов, художников, писателей должна занимать достойное место в мире.

Во все времена миссия подготовки общества к вступлению в новые культурные эпохи ложится на систему образования. Именно приоритет образования и эффективность его организации обеспечивают конкурентоспособность государства и благополучие общества. Помимо своих традиционных функций, образование решает задачи социокультурного и экономического развития, конструирования будущего, развития индивидуальности граждан. По мнению А. Асмолова, образование - это не отрасль, не отдельная программа или сфера, а это уникальный путь социального проектирования общества [1, С. 2].

Возможности общего образования в полноценном осуществлении данной миссии, при традиционной форме организации, весьма ограничены. Попытки изменить его содержание и формы не дают существенного результата, так как они сосредоточены преимущественно на достижении предметных образовательных результатов. Сегодняшней школе достаточно сложно обеспечить поступательный рост познавательной мотивации, предоставить возможности свободного выбора образовательной траектории и сформировать умение проектировать для себя образовательную программу на протяжении всей жизни [6, С. 9]. Тем не менее, образовательная организация для учащихся является местом, где они проводят значительную часть своего времени, где происходит их становление, социализация. Участниками образовательного процесса являются не только работники образования и обучающиеся, но и их родители, общественные организации и др. Самым ценным продуктом их взаимодействия является гармонично развитый, мобильный и социально активный, способный к созидательному труду выпускник.

Превращение жизненного пространства, в котором живут и развиваются дети в мотивирующее пространство, где есть возможность самореализоваться, поверить в свои силы, реализовать свои творческие возможности, раскрыть скрытые таланты, является первоочередной задачей образовательной организации. Зоной ближайшего развития школы и общего образования в целом является дополнительное образование [1, С. 3]. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие их творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Пронизывая образовательные организации различного уровня, дополнительное образование становится смысловым, социокультурным стержнем.

Обеспечивая интеграцию основного и дополнительного образования, общеобразовательные организации становятся центром притяжения для различных возрастных категорий обучающихся, так как помимо знаний по общеобразовательным предметам, они имеют возможность предметно-ориентировано организовывать досуг, выбирать пути и способы использования свободного времени для культурного и духовного обогащения.

Интеграция основного и дополнительного образования возможна при обеспечении образовательной организацией режима полного рабочего дня. В таком режиме сегодня функционируют большинство школ в РСО-Алании.

Уникальной является экспериментальная школа «Диалог», при Северо-Осетинском государственном педагогическом институте. Уже 15 лет эта школа апробирует различные виды новации в режиме полного рабочего дня, в том числе интеграцию основного и дополнительного образования, которые являются взаимодополняющими друг друга компонентами, создающими единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. Данная модель органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга с различными формами образовательной деятельности, что позволяет не только разносторонне развивать и социализировать ребенка, но и сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

Дополнительное образование представлено различными направлениями деятельности: художественно-эстетическим, спортивно-оздоровительным, туристско-краеведческим, научно-техническим. Под руководством опытных специалистов, посредством активных методов обучения, обучающиеся постигают и совершенствуют музыкальное, танцевальное, вокальное и художественное мастерство, виды спортивной и туристической деятельности, компьютерное моделирование, осваивают азы научно-исследовательской деятельности на факультете научной подготовки учащихся. Эти направления деятельности позволяют расширить содержание общего образования за счет изучения тех областей культуры, науки и спорта, которые не представлены, либо представлены слабо в школьных программах. По своей сути дополнительное образование практикоориентирована и строится от действия к знанию, что обеспечивает прикладной характер деятельности.

Обеспечение качества дополнительного образования напрямую связано с наличием квалифицированных кадров, готовых к реализации не только программ основного, но и дополнительного образования. Педагогический работник должен уметь нестандартно мыслить, творчески работать, достойно выполнять миссию транслятора высоких духовно-нравственных и художественно-эстетических ценностей [10, 106 с.]. Это требует совершенствования имеющейся системы педагогического образования, поиска новых форм работы по подготовке универсальных специалистов.

В Северо-Осетинском государственном педагогическом институте разработана и внедрена эффективная модель подготовки педагогических кадров, готовых к реализации как программ основного, так и дополнительного образования. В социокультурном пространстве вуза дополнительное образование рассматривается как важнейшее звено образовательного процесса. Такая интеграция способствует формированию у студентов устойчивой потребности в познании и творчестве, позволяет максимально раскрыть свои таланты и способности. Средствами дополнительного образования, будущие учителя могут реализовать свои творческие способности, самоопределится предметно, социально, профессионально, личностно.

Институт реализует идею дополнительного образования через факультет свободного развития (ФСР), в рамках обучения на котором студенты не только получают дополнительное образование, но и обучаются работать в дальнейшем по избранному направлению в образовательных организациях. Обучение на данном факультете обязательно для всех студентов, независимо от направления подготовки. По окончании вуза выпускники, помимо диплома о высшем профессиональном образовании по специальности, получают сертификат, позволяющий оказывать образовательные услуги по программам дополнительного образования.

Факультет свободного развития состоит:

• Творческие объединения: вокальная студия, театральные студии (русская и осетинская), студии национального и современного танца, театр мод, кукольный дизайн, компьютерный дизайн, координатор детского движения, художественно-техническое моделирование, музейная педагогика;

• Клубы: журналистики, КВН, интеллектуальных игр, экологический клуб, туристско-краеведческий клуб;

• Спортивные секции: футбол и мини футбол, баскетбол, волейбол, легкая атлетика, теннис, спортивное ориентирование и топография, вольная борьба, дзюдо, тхэквондо, армреслинг, шахматы;

• Инклюзивная педагогика.

Теоретическую готовность к реализации программ дополнительного образования обеспечивает дисциплина «Современные технологии дополнительного образования», рассчитанная на 144 часа (4 зачетные единицы). Данный курс позволяет погрузить студентов в теоретические аспекты дополнительного образования: особенность наиболее популярных технологии, используемых в образовательном процессе, механизмы развития ребенка и личностного роста учителя в дополнительном образовании. Студенты приобретают опыт оформления необходимой документации в общеобразовательной организации дополнительного образования: рабочих программ, календарно-тематического планирования, планов занятии, индивидуальных программ развития обучающихся.

Практическая готовность формируется в условиях творческих мастерских и лабораториях, студиях, кружках, секциях, где занятия проводят специалисты высокой квалификации. Уникальность данной модели состоит в том, что практические занятия проводятся совместно с учащимися школы «Диалог» [7, 130]. Процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса осуществляется по схеме:

Педагог

Студент ^___ Ученик

Данная модель позволяет не только накапливать необходимый для выполнения профессиональных функции объем знаний, но и стимулирует личностное и профессиональное развитие студентов на основе становления их умений самостоятельно решать типовые и нестандартные профессиональные задачи в условиях максимально приближенных к естественным. Совместный опыт (педагога, студента и ученика) практической деятельности не только обогащает и разнообразит творческий процесс, но и способствует становлению бесценного опыта совместной созидательной деятельности будущего учителя и детей разного

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (май - июнь 2015)

http://naukovedenie.ru publishing@naukovedenie.ru

возраста, обеспечивает постоянное поступательное личностно-профессиональное развитие, развивает ценностно-смысловую и мотивационную сферы у всех субъектов учебно-воспитательного процесса.

Данная модель подготовки позволяет получить следующие эффекты:

• Формирование особого социокультурного пространства в вузе, обеспечивающая более высокую интеграцию обучения, воспитания, личностного и профессионального развития;

• Создание новых возможностей для развития скрытых талантов, творческого начала и креативности будущих учителей;

• Стимулирование к овладению дополнительными видами деятельности, современными образовательными технологиями дополнительного образования;

• Появление студенческих объединений и сообществ, ориентированных на профессионализацию и потребление интеллектуального продукта посредством дополнительного образования;

• Формирование духовно-нравственных качеств молодежи, повышение ее общекультурного уровня, толерантности и коммуникативной компетентности;

• Повышение удовлетворенности качеством своей жизни за счет возможностей самореализации, предоставляемых факультетом свободного развития;

• Обеспечение межпоколенческой преемственности: педагог - студент - ученик;

• Повышение уровня профессионализма и конкурентоспособности выпускников вуза на основе высокого уровня образования, развития их личностных качеств и сформированных социально-значимых компетенций.

Эффективность данной модели определяется уровнем сформированности необходимых профессионально-педагогических компетенции, обеспечивающих качественную реализацию образовательных и воспитательных задач в школе полного рабочего дня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика, 2014 №2. с. 2.

2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: 2012. - 240 с.

3. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андриянова Т.М. Теория обучения: учебное пособие. М., 2011. - 384 с.

4. Каргина З.А. Модель формирования педагогической готовности к профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей в условиях многоуровневой системы подготовки педагогических кадров. // Высшее образование сегодня, 2014. №5. - 30 с.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогика. Практикум и методические материалы. М., 2003. - 416 с.

6. Концепция дополнительного образования детей в Российской Федерации (проект) // Образовательная политика. 2014. №2 - с. 9.

7. Огоева А.Л. Формирование исследовательской компетентности студентов педагогического вуза в результате совместной деятельности с учащимися // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. №4 - с. 130.

8. Полицинская Е.В. Готовность выпускника вуза к будущей профессиональной деятельности как условие его конкурентоспособности. // Инновации в образовании. 2015. №2. - с. 18.

9. Татур Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования. М.: 2012. - 502 с.

10. Тулинова О.В. Развитие творческой активности студентов педагогического вуза в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию школьников // Инновации в образовании. 2015. №2 - 106 с.

Рецензент: Зембатова Лариса Тамерлановна, доцент кафедры «Начального и дошкольного образования», доктор педагогических наук.

Ogoeva Anzhela Laktemirovna

Nord-Ossetian State Pedagogical Institute Russia, Vladikavkaz E-mail: anzhela.ogoeva2010@yandex.ru

Training of future teachers to work in the school full-time

Abstract. This article deals with the problem of teacher training for working at the school full-time in terms of integration of basic and further education. This way of training considered effective because it provides both theoretical and practical training of future teachers. Specialists will be able implement the program of basic education and further education outside of school hours in the school full-time. Practical competence is formed in creative workshops, laboratories and studios in the faculty of free development. Organizational feature is that the majority of studies carried out in mixed groups - students and pupils of the school «Dialog».

Keywords: further education; integration of basic and further education; school full-time; motivating space; faculty of free development.

REFERENCES

1. Asmolov A. Dopolnitel'noe personal'noe obrazovanie v epokhu peremen: sotrudnichestvo, sotvorchestvo, samotvorenie // Obrazovatel'naya politika, 2014 №2. s. 2.

2. Dzhurinskiy A.N. Razvitie obrazovaniya v sovremennom mire: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy. M.: 2012. - 240 s.

3. Ibragimov G.I., Ibragimova E.M., Andriyanova T.M. Teoriya obucheniya: uchebnoe posobie. M., 2011. - 384 s.

4. Kargina Z.A. Model' formirovaniya pedagogicheskoy gotovnosti k professional'noy deyatel'nosti v sfere dopolnitel'nogo obrazovaniya detey v usloviyakh mnogourovnevoy sistemy podgotovki pedagogicheskikh kadrov. // Vysshee obrazovanie segodnya, 2014. №5. - 30 s.

5. Kodzhaspirova G.M. Pedagogika. Praktikum i metodicheskie materialy. M., 2003. -416 s.

6. Kontseptsiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey v Rossiyskoy Federatsii (proekt) // Obrazovatel'naya politika. 2014. №2 - s. 9.

7. Ogoeva A.L. Formirovanie issledovatel'skoy kompetentnosti studentov pedagogicheskogo vuza v rezul'tate sovmestnoy deyatel'nosti s uchashchimisya // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. №4 - s. 130.

8. Politsinskaya E.V. Gotovnost' vypusknika vuza k budushchey professional'noy deyatel'nosti kak uslovie ego konkurentosposobnosti. // Innovatsii v obrazovanii. 2015. №2. - s. 18.

9. Tatur Yu.G. Vysshee obrazovanie: metodologiya i opyt proektirovaniya. M.: 2012. -502 s.

10. Tulinova O.V. Razvitie tvorcheskoy aktivnosti studentov pedagogicheskogo vuza v protsesse podgotovki k muzykal'no-esteticheskomu vospitaniyu shkol'nikov // Innovatsii v obrazovanii. 2015. №2 - 106 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.